Конфликты как собственность кристи

Обновлено: 03.05.2024

Что такое долевая собственность?

Основные положения об общей собственности содержатся в главе 16 Гражданского кодекса РФ. Она подразделяется на долевую, когда доли владельцев определены, например, супруги владеют квартирой в равных долях (по ½ у каждого), и совместную, когда размер таких долей не определен. При этом если доли не определены по соглашению собственников или в силу закона, они считаются равными.

Чаще всего общая собственность возникает у супругов, приобретающих имущество в браке, и у наследников, принявших наследство, а также у участников приватизации.

Нередки случаи, когда граждане по взаимному соглашению приобретают совместную собственность для осуществления коммерческой деятельности и иных целей.

Вне зависимости от того, определены доли или нет, собственники обязаны добросовестно реализовывать свои права и пользоваться имуществом по взаимному соглашению. Если же к такому соглашению прийти не удается, спор разрешается в судебном порядке. Рассмотрим наиболее распространенные судебные споры, возникающие между сособственниками жилых помещений.


Споры об определении долей в праве собственности

Эта категория споров возникает только между участниками совместной собственности, когда они самостоятельно не могут прийти к соглашению о размере своих долей, либо когда кто-то из них не желает определять доли.

По таким делам юридически значимым обстоятельствам, которое подлежит установлению судом, является размер доли каждого собственника.

По общему правилу доли считаются равными, если кто-либо из собственников не докажет, что имеет право на иную долю.

Так, например, при определении долей в квартире, приобретенной супругами, их доли считаются равными. Если же в процессе рассмотрения дела будет установлено, что кто-то из супругов вкладывал в ее приобретение личные денежные средства (полученные по наследству или безвозмездной сделке), то размер долей каждого из супругов будет определен судом с учетом этого обстоятельства.

Споры о пересмотре соотношения долей

Частью 3 статьи 245 ГК РФ установлено право сособственника, произведшего в установленном порядке улучшение совместного имущества, на соответствующее увеличение доли в нем. Следует учитывать, что эта норма не применима к бытовому ремонту. Многие ошибочно полагают, что если они владеют, например, половиной квартиры стоимостью десять миллионов и произведут в ней ремонт на два с половиной миллиона, то их доля должна в квартире должна быть увеличена до ¾.

Не так давно в Санкт-Петербурге истец обратился с требованием о перераспределении долей в наследуемой квартире, которая не являлась совместным имуществом супругов.

Наследниками по закону являлись истец (супруга умершего) и его мать, ответчик по делу.

Несмотря на то, что при наследовании по закону истец и ответчик являются наследниками одной очереди, следовательно, наследуют в равных долях, истец полагал, что причитающаяся ему по наследству ½ доля в спорной квартире должна была быть увеличена до ¾, поскольку в период брака в спорной квартире был произведен дорогостоящий ремонт за счет совместных средств супругов. По делу была проведена оценка рыночной стоимости спорного жилого помещения, на базе ее результатов истец сформировал итоговый расчет перераспределяемых долей.


По данной категории дел исследованию подлежат следующие обстоятельства:

1) принадлежность соответствующего имущества участникам спора на праве общей долевой (именно долевой, а не совместной) собственности;

2) выполнение работ, влекущих увеличение полезной площади, и, как следствие, удорожание объекта в целом за счет средств истца;

3) законность проведения работ: они должны быть проведены с согласия остальных собственников.

Обращаясь в суд, истец не учел, что из статьи 245 ГК РФ следует, что

к улучшениям, влекущим изменение соотношения долей, прежде всего относятся увеличение полезной площади строений либо замена основных конструктивных элементов, влекущая значительное удорожание объектов в целом.

Если же произведенные в квартире работы по своему характеру направлены на поддержание имущества в надлежащем состоянии и не были связаны с изменением полезной площади квартиры, то они не могут повлечь увеличение его доли в общем имуществе в силу того, что собственники изначально обязаны нести бремя по содержанию имущества соразмерно своей доле.

Именно на таком основании осенью 2016 года истцу было отказано в удовлетворении иска. Суд посчитал недоказанным факт производства работ, о которых идет речь в ст. 245 ГК РФ, установив тем самым, что произведенные в помещении ремонтные работы были направлены исключительно на повышение комфортности его использования и поддержание в надлежащем состоянии.

Споры, связанные с арендой общих жилых помещений

Данная категория споров встречается в судебной практике достаточно часто. Собственники имеют обыкновение сдавать в аренду квартиру, находящуюся в долевой или совместной собственности, без согласия остальных сособственников. Это является причиной возникновения двух видов судебных споров.

В первом случае суть требований заключается во взыскании неосновательного обогащения с собственника, который является арендодателем по договору аренды. Собственники наряду с обязанностями по содержанию имущество имеют равные права и на доходы от него пропорционально своей доле в праве. Если по какой-то причине собственник ¼ доли в праве собственности на квартиру сдал ее в аренду и единолично получает плату, то второй собственник вправе обратиться в суд с иском о взыскании ¾ от суммы ежемесячных платежей. При обращении в суд необходимо обратить внимание, что общий срок исковой давности составляет три года, т. е. требовать компенсации можно только за предыдущие 36 месяцев.

Однако если оппонент не заявит суду ходатайство о применении данного срока, взыскивать можно за любой период.

К исковому заявлению необходимо приложить соответствующий расчет.

Во втором случае несогласный с арендой собственник обращается в суд с иском не о взыскании компенсации, а о расторжении договора аренды. Правовым обоснованием требований является ст. 246 ГК РФ, согласно которой сособственники распоряжаются общим имуществом только по взаимному согласию. В большинстве случаев такие исковые заявления подлежат удовлетворению.

Кстати, требование о взыскании компенсации за предыдущий период и требование о расторжении договора могут быть заявлены в одном исковом заявлении.


Споры об определении порядка пользования квартирой

В иске необходимо конкретно указать, как именно истец просит определить порядок пользования спорным помещением. Это необходимо не только в отношении жилых помещений квартиры, но и в отношении вспомогательных. Так, например, в требованиях необходимо указывать, что кухня, санузел и коридор являются местами общего пользования собственников. Балкон, как правило, суд относит к местам общего пользования, если того позволяет планировка помещения, например, если выход на него оборудован из кухни или комнаты, в отношении которой устанавливается порядок совместного использования (проходная комната).

Если иск не содержит иных требований, кроме определения порядка пользования, то дело подсудно мировому судье по месту нахождения спорного помещения.

Если присутствуют требования о вселении, выселении и т. п. , то заявление необходимо подавать уже в районный суд.

При рассмотрении дел данной категории суды учитывают не только фактически сложившийся порядок пользования помещением, но и исследуют определенные обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости каждого собственника в конкретной комнате, поэтому нужно подробно изложить их в исковом заявлении. Например, если один собственник проживает с семьей в двухкомнатной квартире, а второй собственник живет один, то исходя из потребностей каждого собственника первому будет выделена в пользование бОльшая комната. Размер долей сособственников также учитывается.

Если отсутствует возможность определить порядок пользования в идеально равных долях, то собственник, чья доля площади уменьшилась, вправе требовать компенсации от остальных сособственников исходя из рыночной стоимости квадратного метра.

Кроме того, суд должен учесть и реальную возможность совместного пользования, а именно возможность выделения каждому сособственнику отдельной жилой комнаты в помещении, поэтому определение порядка пользования квартирами-студиями и однокомнатным квартирами возможно только в том случае, если имеется техническая возможность оборудования двух изолированных жилых комнат с достаточной долей естественного освещения (в каждой должно быть окно). Выводы о возможности или невозможности такой перепланировки суд может сделать на основании экспертного заключения. В случае невозможности перепланировки помещения в соответствии с требованиями истца в их удовлетворении будет отказано.

Доклад на тренинге в Школе открытого типа для детей с девиантным поведением № 1. Москва. 27.01. 2017 года.

Сегодня институты официального правосудия расширяются и законодательно закрепляют свое монопольное право разрешать криминальные ситуации. При этом важно понимать, что правосудие – это очень важный институт, его нельзя рушить, он все равно нужен. Он создавался в ответ на определенные социокультурные ситуации, связанные с урбанизацией и обезличиванием, а также с ограничением произвола власти. В городе мы многих людей не знаем, иногда даже соседей по лестничной клетке, возрастает анонимность. Это ведет к тому, что карательные санкции в отношении людей нами принимаются потому, что мы их не знаем и верим информации СМИ. Мы живем в обезличенном мире. Обезличенность обусловливает недоверие и возрастание враждебности в конфликтных ситуациях. Правосудие призвано было ограничить произвол граждан и власти. Тем самым оно получило возможность разрастаться и все больше и больше влиять на жизнь людей. Это касается не только юриспруденции. Человек в современном мире все больше и больше подпадает под власть разветвленной системы различных институтов, в том числе образования и медицины[4]. Например, нам внушается мысль, что надо слушаться врачей, и делать то, что они говорят. Хотя, по некоторым исследованиям врачебные ошибки стоят на третьем месте причин смертности[5] в мире. В таком сложном структурированном мире нам приходится или принимать решения самим, или отдавать это право профессионалам. При этом мы понимаем, что без профессионалов нельзя – например, мы не можем сами себе вырезать аппендицит.

Этот момент критики западного правосудия и восстановление многих общинных ценностей и стал исторически значимым источником восстановительного правосудия. В западных странах, начиная с 70-х годов ХХ века, стала активно внедряться медиация по гражданским делам. Суды были перегружены, очень много было конфликтов, соответственно, возникла медиация, как способ, который с одной стороны, разгружал суды, а с другой стороны, помогал людям самим прийти к решениям, которые устроили бы их, и они перестали бы конфликтовать в дальнейшем. Примерно в тоже время возникли первые экспериментальные программы и сообщества, состоящие из специалистов различного профиля, практикующие медиацию по уголовным делам.

Мы начали свою работу, как я отмечал, в конце 90-х годов. Мы работали, практиковали, анализировали свою собственную работу, издавали книжки, писали статьи, распространяли свой опыт в масштабах России, возникали сообщества, группы.

А в 2001 году мы стали запускать новую линию. Эта линия связана с созданием школьных служб примирения. Но школы и школьники имеют дело преимущественно с конфликтными ситуациями, а не с криминальными. С другой стороны – службы примирения, работающие с уголовными делами, работали с семейными конфликтами. И здесь встал вопрос, может ли наша концепция работы с криминальными ситуациями помочь в случае конфликтов? Или же нам надо принять, что с конфликтами работает модель классической медиации, а восстановительная медиация работает только с криминальными ситуациями? И, поскольку у нас было желание использовать идеи восстановительного правосудия в школьных службах примирения и в семейных конфликтах, мы решили применить эти идеи для разрешения конфликтов. В этой ситуации нужно было ответить на вопрос, что же такое конфликт, и определиться, как с ним работать. Тем более, что школьные ситуации показывают, что сегодня – это может быть конфликт, а завтра, когда произойдет эскалация конфликта, это может быть уже преступление. Потому что при неразрешенном конфликте в подростковой среде существует риск, что он приведет к преступлению. Это можно наблюдать и в среде взрослых людей.

Здесь я должен выделить важный аспект современной школы. Какими базовыми навыками в плане разрешения конфликтов обладают педагоги? Что им преподают в педвузах? Какие инструменты при работе с детскими коллективами им дают? Я не встречал людей, которые бы сказали, что их учили в педвузе техникам разрешения конфликтов, и они успешно их применяют. Еще в 60-е годы существовала такая концепция, что конфликты – это плохо, их допускать не надо, управлять ими, соответственно, не надо, поэтому этот блок проблем просто не возникал[6]. Но при этом существовала такая компенсационная модель. Когда молодой учитель приходил на свое рабочее место, к нему приставляли наставника. Соответственно, наставник учил его, как управлять детьми. Я помню, в одной школе я проводил серию кругов. Первый круг был в 5 классе, второй круг - через 2 года в этом же классе, и отдельно круги с родителями и с учителями. При этом выяснилось, что нарушился процесс трансляции, в этой школе наставничества уже не было. Одна пожилая учительница пожалела о присутствии на круге, объяснив, что у нее дети и так послушные. А понимания того, что присутствующие здесь молодые учителя могут не знать чего-то, не обладать соответствующими навыками, у нее не было. Разрушился процесс трансляции в этой конкретной школе. Возможно, в других школах было по-другому.

Для меня мировоззрение медиатора включает понимание конфликта как, с одной стороны, важного аспекта нашей жизни, с другой, как подчеркивал Нильс Кристи, как условия оттачивания социальных норм[7]. Так что, если мы готовим вас как медиаторов, вы должны понимать, что конфликты — это не так уж и плохо, ими можно управлять и для этого есть инструментарий.

Причем в криминальных ситуациях при вмешательстве правоохранительных органов инерция действия сохраняется. После того, как совершено преступление, все силы правонарушителя тратятся на действия по оправданию и защите. Но осознавания его личной ответственности за последствия преступления для других людей в этой ситуации не происходит. Почему? Потому что система правосудия в целом нацелена на клеймение, а не заглаживание вреда, хотя возмещение ущерба там тоже присутствует.

На примере отрывка из ток-шоу об избиении девочки (прямой эфир с Борисом Корчевниковым, показанный на российском телевидении[8]) проанализируем, как происходит эскалация конфликта, а также рассмотрим особенности работы медиатора с конфликтом.

Итак, работу с конфликтами мы можем назвать первичной профилактикой, т.е. мы осуществляем профилактику преступлений, не допуская эскалации конфликта. Но если уже совершено преступление как последствие конфликта, нам надо с ним работать. Можем это назвать вторичной профилактикой. Школьная служба примирения может работать и с конфликтами, и с преступлениями (даже в случае возбуждения уголовного дела). Поэтому нам с вами важно обсудить специфику различия работы с конфликтами и с преступлениями. Давайте посмотрим на это глазами детей, находящихся в конфликте. Группе девочек не нравится поведение одной девочки. У этой группы есть лидер, который имеет определенное представление о нормативном поведении. Об этом можно судить по тому, что она говорит о девочке, с которой они находились в конфликте: разговаривать не умеет, не слушает, хамит учителям и другим взрослым. Активная девочка хочет изменить ситуацию. Взрослые ей не помогают, а она-то хочет и взрослым помочь. Поэтому эта девочка действует сама, не задумываясь о последствиях. Очень важно рассмотреть этот путь к преступлению с точки зрения ее ценностей.

Реплика: Человек ориентируется на свои интересы в первую очередь, на то, что ему выгодно и удобно. А другой человек может мешать ему, получить то, что нужно.

Рустем Максудов: Психологи придумали такую конструкцию как интересы и потребности. Придумали для того, чтобы поместить потребности и интересы внутрь человека. Они не принимают необходимость учета социологических, культурологических и этнографических знаний при изучении человека. Потребности – есть конструкция, перенесенная из пространства нормативного внутрь человека. Интересы и потребности в нас вложены за счет определенной культуры, воспитания и нашего собственного самоопределения. Наше самоопределение развивается в пространстве человеческой жизни, в пространстве человеческих сообществ. Мы перенимаем от сообществ то, что нам доступно в меру нашей интеллектуальной готовности, развития[9]. Я не говорю, что потребности это плохо, этим можно пользоваться, надо только понимать, что это конструкция. Роман, в чем у Вас сейчас интерес?

Роман: Овладение навыками, получение информации для развития способностей и их применения.

Рустем Максудов:Откуда возник этот интерес?

Роман: От поставленных задач.

Итак, мы обсуждаем, что за действиями человека, конкретно, этой девочки, стоят определенные идеи и ценности. Очень важно признавать, что они есть и они принадлежат не столько ей, сколько определенному нормативному полю, которое ее окружает. При этом важно учитывать противоречия норм, которые человек на себе несет и последствия этого. В тоже время, мы не отрицаем использование силовых способов в определенных ситуациях, мы же не будем учить своих детей, мальчиков, чтобы они не защищали девочек, или свою мать, если на них нападут. Поэтому возникает важный момент принятия силовых практик в определенных ситуациях. Но у детей нет понимания ситуационных различий. Они не понимают пока, где можно использовать силу, где нельзя. Наша цель в медиации – продвинуться в эту область. Вы с позиции воспитателей говорили, что хотите с помощью медиации помочь детям развить навыки ненасильственного разрешения конфликтов. Значит, Вы в своем сознании начинаете связывать медиацию с воспитательной работой. Но важно понимать, что медиатор – это не воспитатель, необходимо различать воспитание и медиацию, но результаты медиации могут использоваться педагогами. Если педагоги пытаются использовать медиацию как универсальное воспитательное средство, то наносится вред как медиации, так и самому воспитанию.

Роман: А обращались ли сами девочки за помощью к взрослым?

Рустем Максудов:Роман, на мой взгляд, с позиции медиатора рассуждать так не очень конструктивно. Это похоже на дополнительное обвинение девочек. Лучше задать вопрос, есть ли в школе люди, к которым тянутся дети, авторитетные взрослые, помогающие детям осваивать мир социальных норм. Если нет таких людей, дети решают проблемы, как умеют. В педагогическом смысле это не ответственность детей, это ответственность взрослых. Ответственность взрослых – организовать диалог, где есть возможность высказаться и обсудить ситуацию. В таком обсуждении должны принимать участие все заинтересованные стороны и совместно решать, как выйти из сложившейся ситуации непрепрессивным способом.

Медиация позволяет перейти от действий к организованной коммуникации, оказывающей исцеляющее и перенаправляющее воздействие на людей. Медиатор может помочь этому процессу состояться в силу своей нейтральности, поскольку враждебность не позволяет людям услышать и понять друг друга, даже если они в какой-то момент сами захотят найти путь к примирению. Когда люди раскрываются, делятся своими чувствами и состояниями, это позволяет снять враждебность. И здесь, с одной стороны, мы видим сходство работы медиатора с ситуациями конфликта и с ситуациями преступления, с другой – различия. И преступление, и конфликт – процесс нарастания враждебности. И преступление, и конфликт требуют преодоление враждебности. Восстановительная медиация, как механизм восстановления разрушенного из-за враждебности понимания, помогает перейти от действий к коммуникации за счет механизма раскрытия своего состояния сначала медиатору, затем друг другу. Фактически, эти две фазы раскрытия и есть механизм преодоления враждебности, и, одновременно, самая главная трудность, на мой взгляд, в работе медиатора. Что позволяет медиатору добиться такого раскрытия? Важным навыком в этом плане является активное или восприимчивое слушание[10] и задавание коммуникативно-ориентированных вопросов, позволяющих восстановить функцию понимания.

Итак, встреча есть диалог, позволяющий людям открыться. Важно также обсудить жизненные перспективы сторон, что они хотят в этой жизни. Это то, что направляет диалог. Присутствующие на встрече близкие люди не дают подростку-правонарушителю возможности витать в облаках и говорить, что он собирается стать ангелом во плоти. Они помогают сформулировать конкретные жизненные цели и задачи. Как я говорил, выход из ситуации преступления и из ситуации конфликта с помощью медиатора похожи. Но, если это ситуация преступления, это требует от нас соблюдения определенного принципа, важного для общества и участников. Он заключается в том, что мы обсуждаем вопрос заглаживания вреда. Необходимость заглаживания вреда обусловлена пониманием того, что преступление влечет за собой ответственность за причиненный вред. На встрече стороны обсуждают, что подросток-правонарушитель может сделать для этого. Не родители, а что он сам готов сделать. Пусть это будет на копейку, все равно важно, чтобы он сам что-то сделал для заглаживания вреда. Несовершеннолетним это трудно сделать, они не могут работать, много зарабатывать. Но они могут, например, помочь в ремонте квартиры, если родители потратились на адвоката, и что-то сделать для пострадавшего. Важный момент состоит в том, что решение о том, что сделать, должны принять сами участники, тогда это будет реализовано.

Но будьте осторожны, здесь злую шутку может сыграть упрощенное восприятие процесса взаимопонимания. Кажется, что, когда мы просто сажаем детей с родителями напротив друг друга и они рассказывают друг другу о своих чувствах, то все сразу все понимают. Это может быть иллюзией. Я хочу еще раз подчеркнуть, что нам, медиаторам, надо подготовить их к этому пониманию. И отдельные встречи со сторонами, это цепочка, когда мы готовим людей к совместной встрече. Во-первых, они начинают понимать, зачем нужна общая встреча, и мы понимаем, что, если люди пошли на встречу, приняли условия, мы можем быть уверены в безопасности сторон. Как решается вопрос о безопасности? Мы все время в процессе: готов ли человек рассказать, готов ли открыться, готов ли выслушать другого. Мы все время проверяем, насколько человек готов к встрече. И когда мы убедились, что готов, мы можем быть уверены, что встреча будет безопасной. Пожалуйста, вопросы, комментарии, суждения.

Реплика: По поводу стыда. В моем понимании все это очень сложно. Когда ребенок слышит рассказ жертвы, как ей было больно, видит ее слезы, то чувство стыда у него возникает в самый последний момент. Или оно вообще не возникает.

Рустем Максудов:Сначала чувство стыда возникает не в отношении жертвы, а в отношении близких людей, родителей, которые переживают, и это для нас дорожка, по которой мы начинаем идти…

Вопрос: А если плохие отношения с родителями?

Вопрос: А если ребенок хочет присутствовать на медиации без родителей, потому что ему стыдно перед ними?

Рустем Максудов:Смотря какой случай, какой ребенок, как отнесутся к этому родители. Мы можем в некоторых случаях взять разрешение родителей. У нас был такой случай, когда я проводил медиацию в одной комнате с ребятами, а в другой комнате другой медиатор – с родителями. И мы договорились, что один проект соглашения разработают дети, а другой – родители. И мы их сравним. Конечно, для нас более ценным был проект соглашения, принятый детьми, они же виновны были. Вы можете действовать по ситуации. Важно спросить, почему подросток не хочет, чтобы родители присутствовали, что происходит между ними. Это надо обсуждать. Некоторые мамы очень хотят участвовать в медиации, потому что хотят извиниться перед матерью жертвы. И это тоже надо обсуждать, потому что желание мамы нельзя игнорировать. Мы же говорим о выходе из состояния напряжения, вызванного стыдом. Медиация дает возможность снять это чувство через извинение, прощение или заглаживание вреда. Поэтому работа со стыдом снижает уровень внутренней тяжести, дискомфорта, который мучает человека.

Реплика: Но бывают ситуации, когда ребенок не стыдится при родителях разговаривать, а стыдится за своих родителей. Есть ситуации, когда родители ведут себя хуже, чем дети, такая буря начинается, что дети плачут.

Рустем Максудов:Что значит хуже?

Ответ: Родители не могут контролировать свое поведение, речь…

Реплика: И еще один момент, ребенок понимает, что мать его не любит, бывает очень тяжело развернуть мать к ребенку.

[3] См.: Иллич Иван. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М. Просвещение, 2006.

[6] См.: Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995.

[7] См.: Кристи Н. Там же.

[9] В данном рассуждении используются идеи Г.П.Щедровицкого, см.: Г.П.Щедровицкий. Мышление, понимание, рефлексия. М. 2005. С.404, ОДИ-1. Организационно-деятельностные игры. Наследие ММК.М.2006. С.291.

Реалии корпоративных войн: возбуждение уголовного дела инициируется, чтобы надавить на бизнес-партнера и занять более сильную переговорную позицию. После урегулирования корпоративного конфликта в раскручивании заказного дела нет смысла, но добиться его прекращения удается не всегда

Уголовно-правовые риски корпоративных конфликтов

Участники корпоративных конфликтов

Корпоративный конфликт – это открытое противостояние, в которое вовлечены две или более сторон из числа акционеров, менеджеров, членов совета директоров и в случае поглощения – потенциальный поглотитель 1 . Существует более полное определение данного понятия: это длящиеся существенные разногласия между акционерами компании, акционерами и топ-менеджерами, органами и подчиненным им аппаратом управления и трудовым коллективом предприятия, а также между компанией, представленной ее мажоритарным участником или органами управления, и внешними участниками корпоративных отношений, в числе которых органы государственной власти, контрольные и надзорные структуры, кредиторы и дебиторы компании, иные ее значимые контрагенты 2 .

Чаще участниками корпоративного конфликта становятся учредители и акционеры (участники) хозяйственных обществ, члены органов управления компании, предпринимательские объединения (холдинги), управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг (реестродержатели, депозитарии, клиринговые компании и т.д.). Реже участниками корпоративного конфликта выступают члены трудового коллектива (менеджеры), кредиторы общества, собственники актива (акционеры акционерного инвестиционного фонда, владельцы инвестиционных паев), органы государственной власти и местного самоуправления.

Причины корпоративных конфликтов

Основная причина корпоративных конфликтов заключается в специфике прав участников корпоративных отношений: акционерная собственность принадлежит одним лицам – акционерам, собственникам, инвесторам, а права управления этим имуществом делегированы другим – совету директоров, менеджменту. Еще одной причиной корпоративных конфликтов является отсутствие баланса интересов их участников: акционерам принадлежат пакеты акций разного размера, что порождает неравенство их возможностей влиять на деятельность акционерного общества. Потому возникают противоречия между интересами крупных и мелких акционеров. При этом неравенство возможностей выражается не только в том, что акционеры в зависимости от размера пакета акций обладают разным количеством голосов на собрании, но и в том, что права акционеров, согласно Закону об акционерных обществах, неоднородны и зависят от размера их доли.

В результате разгораются корпоративные конфликты. Их участники нередко нарушают законодательство и игнорируют требования устава общества, в ходе конфликта не соблюдаются права акционеров, подаются иски к обществу и его органам управления по существу принимаемых ими решений, досрочно прекращаются полномочия действующих органов управления, вносятся изменения в состав акционеров и т.д.

Попытка разрешить корпоративный конфликт с помощью уголовного права

Бизнес часто ведется вне рамок правового поля, без надлежащего юридического оформления. Это может быть выгодно одной из сторон спора. Инициатору конфликта достаточно представить следствию картину происходящего так, как удобно ему, – и вот он уже занял более сильную переговорную позицию.

Признаки заказного уголовного дела

Заказное уголовное дело обычно имеет ярко выраженные признаки.

1. Возбуждение дела на основании заявления, составленного по надуманному поводу.

Следственные подразделения, которые проверяют заявления о совершении преступления, всегда перегружены работой. Именно они фильтруют поступающие обращения и отсеивают большую их часть. При всем желании следователи не смогут удовлетворить интересы каждого заявителя. Потому принятие надуманного заявления, сбор по нему проверочного материала и возбуждение уголовного дела потенциально свидетельствуют о заказном характере этих действий. В дальнейшем дело может быть приостановлено или прекращено, так как возбуждено оно было по надуманному поводу.

2. Возбуждение дела в короткий срок после обращения заявителя без проведения проверки и сразу в отношении конкретного лица.

Уголовные дела в сфере экономической деятельности сложны в доказывании. В ходе проведения доследственной проверки необходимо изучить значительные объемы материалов, чтобы вникнуть в суть спора. К тому же часто заявители намеренно искажают картину произошедшего, чтобы скрыть свои неправомерные действия. Поэтому на то, чтобы разобраться в событиях и сложить их воедино, у сотрудников следствия уходит не один месяц.

3. Возбуждение дела с нарушением правил подследственности.

Уголовное дело возбуждает и расследует следственный орган, на обслуживаемой территории которого совершено преступление. Если дело возбуждено подразделением, привязка к которому вызывает сомнения, вероятно, заявитель воспользовался своим административным ресурсом.

4. Наличие вступившего в законную силу решения суда по гражданско-правовому спору (или решения суда первой инстанции, еще не прошедшего апелляционное обжалование), в котором дана оценка обстоятельствам возбужденного уголовного дела. То есть материалы уголовного дела активно используются в гражданских процессах для усиления позиции заявителя.

Переводить корпоративный конфликт в уголовно-правовую плоскость – решение рискованное

Бизнес-партнеры, инициируя возбуждение уголовных дел, чаще не желают лишить оппонентов свободы. Основная задача – запугать и надавить на них, чтобы добиться желаемого. Когда цель достигнута, раскручивать уголовное дело нет смысла. Однако не всегда оно может быть прекращено, даже если стороны конфликта договорились.

Согласно ст. 25 УПК РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора могут прекратить уголовное преследование подозреваемого или обвиняемого лица, которое примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Но это возможно, только если преступление совершено впервые и относится к категории небольшой или средней тяжести (ст. 76 УК РФ). Например, в связи с примирением сторон не получится прекратить большинство дел о мошенничестве. А все потому, что дела, в которых есть состав преступлений, предусмотренных ч. 3, 4, 6, 7 ст. 159 УК РФ, относятся к категории тяжких.

Даже если стороны примирились, преступление не относится к тяжким, следствие и прокурор дали согласие на прекращение преследования – суд может в этом отказать. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон – его право, а не обязанность. Окончательное решение суд принимает на основании конкретных обстоятельств и личности обвиняемого. Если у суда возникнут сомнения, дело не будет прекращено (Апелляционное постановление Московского городского суда от 27 апреля 2020 г. по делу № 10-11800/2020).

1 Корпоративные конфликты в современной России и за рубежом. ЦЭФИР РЭШ, 2011, с. 5 [Электронный ресурс].

2 Осипенко О.В. Российский гринмейл. Стратегия корпоративной обороны. – М.: ЮРКНИГА, 2006. – С. 26, 32.

Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.

Конфликт

Что это такое?

  1. ссора;
  2. разногласие;
  3. столкновение;
  4. поединок;
  5. противостояние;
  6. баталия.

Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.

Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.

Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:

Конфликт девушек

  1. Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
  2. Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
  3. Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.

Конфликт это..

Какие типы и виды конфликтов существуют

В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:

  1. Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
  2. Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.

Дурачество

Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.

Сфера проявления конфликтных ситуаций

Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:

Конфликт на галстуках

  1. организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
  2. экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
  3. социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
  4. Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
  5. Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.

Рукопожатие

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Конфликт — это всегда столкновение интересов, люди редко когда могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, а другие не всегда способны принять объективную реальность, вот и возникают конфликты.

Хорошо, если это бытовой уровень, но ведь конфликты могут возникать и между государствами, тогда начинается война, а за примером и далеко ходить не надо, недавняя война между Арменией и Азербайджаном, хорошо, что они не ядерные державы.

Я вообще — человек неконфликтный. Не понимаю, почему многие люди вместо того, чтобы нормально всё обсудить начинают друг друга оскорблять или унижать. Может я отстал от жизни? Мне вот интересно, а много ли таких людей, как я?

Нас с детства учат бояться и избегать конфликтов. Это приводит к тому, что люди не могут за себя постоять, предпочитая смириться и подчиниться.

Есть такие люди, которые сами создают конфликты, потом получают по мордасам и бегут жаловаться — настоящие провокаторы.

У некоторых конфликт может и десятилетиями длиться, например Израиль и арабский мир, последний не признает Израиль как государство, по крайней мере, в сегодняшних границах.

Вот с кем точно не надо конфликтовать, так это с начальством, уж слишком в разных весовых категориях находятся руководители и их подчинённые.

По-моему, источник всех конфликтов кроется в человеческой гордыне, эгоизме и амбициях. И каждый считает правильным только своё мнение.

Читайте также: