Способ закрепления и использования имущества

Обновлено: 28.04.2024

В состав основных средств принимается имущество, имеющее материально-вещественную форму, если в отношении него одновременно соблюдаются следующие условия признания:

— оно предназначено для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование);

— организация предполагает получать экономические выгоды от его использования;

— имущество предназначено для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев с даты приобретения;

— организация не предполагает его отчуждать в течение 12 месяцев с даты приобретения;

— первоначальная стоимость имущества может быть достоверно определена (ч. 1 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

При этом такие активы, как инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления (далее — инвентарь), могут учитываться как в составе запасов, так и в составе основных средств (абз. 3 п. 3, абз. 7 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов). Перечень инвентаря в законодательстве не определен, в связи с чем организация может его разработать и закрепить в учетной политике.

При разработке этого перечня организация может воспользоваться постановлением об установлении нормативных сроков службы основных средств, в котором приведен перечень имущества, относящегося к инвентарю и принадлежностям.

При составлении перечня инвентаря необходимо исходить из уместности включения в него разного рода имущества и экономической целесообразности.

Формируем первоначальную стоимость основного средства

Основные средства учитываются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости (абз. 2 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется из фактических затрат на их приобретение, к которым относятся:

— стоимость приобретенного основного средства;

— таможенные сборы и платежи;

— проценты по кредитам и займам;

— затраты по страхованию при доставке;

— затраты по приведению основных средств в состояние, пригодное для использования (например, затраты по монтажу оборудования в случае, если оборудование требует монтажа);

— иные затраты, которые связаны с приобретением (ч. 1 п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Перечень иных затрат, связанных с приобретением основных средств и включаемых в первоначальную стоимость основных средств, законодательством не определен. В связи с этим организация самостоятельно может определить такие затраты. Исключение составляют затраты, которые согласно законодательству не подлежат включению в первоначальную стоимость основных средств.

В случае если организация при принятии к бухгалтерскому учету основных средств имеет обязательства по выполнению работ по демонтажу и ликвидации данных основных средств, восстановлению природных ресурсов на занимаемых ими земельных участках, то в первоначальную стоимость таких основных средств включается сумма созданного резерва по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам (ч. 2 п. 10, п. 23 — 25 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Первоначальная стоимость созданных в организации основных средств определяется в сумме фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на их создание, за исключением случаев, установленных законодательством (ч. 3 п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Принимаем основное средство к учету

а) при приобретении основного средства:

— если оно не требует монтажа — на дату его приобретения. Если основное средство подлежит обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п., то оно учитывается в составе основных средств после проведения соответствующих процедур по регистрации, сертификации и т.п. (ч. 1, 4 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств);

— если требует монтажа — после проведения монтажных работ (ч. 6, 8 п. 12, ч. 9 п. 13 Инструкции о применении плана счетов);

б) при строительстве основного средства — после приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Отметим, что объекты (части объекта), законченные строительством и принятые в эксплуатацию, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной государственной регистрации, принимаются к учету в качестве основных средств после государственной регистрации права собственности на них (п. 40, 55 Инструкции N 10);

в) при создании основного средства — после окончания работ по его созданию.

Постановка на учет основных средств производится на основании акта о приеме-передаче основных средств (п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

При приобретении (создании) объектов основных средств в бухучете составляются следующие проводки (ч. 4, 5 п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть:

(или) объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

(или) отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

(или) обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (далее — комплекс), представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. При этом комплексом является один или несколько предметов, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы на одном фундаменте и каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса.

Однако если основное средство состоит из частей, которые имеют различные сроки полезного использования, то каждая такая часть принимается к бухгалтерскому учету как отдельный инвентарный объект основных средств (п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Определяем нормативный срок службы и срок полезного использования основного средства

Объекты основных средств, числящиеся в бухгалтерском учете организации, являются объектами начисления амортизации (за исключением числящихся на забалансовых счетах, а также отдельных объектов основных средств) (п. 11 Инструкции о порядке начисления амортизации).

Для того чтобы по объектам основных средств начислить амортизацию, необходимо определить их нормативный срок службы (НСС)и (или) срок полезного использования (СПИ) ( п. 17, 19 Инструкции о порядке начисления амортизации).

НСС ОС по общему правилу определяется при их приобретении с даты принятия ОС к бухгалтерскому учету в соответствии с приложением к постановлению N 161 в зависимости от видов ОС в соответствии с их классификацией (ч. 1 п. 17, ч. 1 п. 18 Инструкции N 37/18/6).

СПИ — это ожидаемый или расчетный период эксплуатации ОС в процессе предпринимательской деятельности, который устанавливается комиссией (п. 19 Инструкции N 37/18/6). При этом СПИ устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых ОС с учетом коэффициентов, установленных приложением 3 к Инструкции N 37/18/6 ( ч. 1 п. 21 Инструкции N 37/18/6).

Начисляем и отражаем в учете амортизацию

Начисление амортизации производится:

— по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, — исходя из выбранного СПИ линейным, нелинейным и производительным способами;

— по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, — исходя из НСС линейным способом (п. 37 Инструкции о порядке начисления амортизации).

Применяем инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет по объектам основных средств применяется в налоговом учете и позволяет единовременно включить в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, часть первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

К ним относятся:

— здания, за исключением жилых домов (их частей) (кроме арендного жилья, общежитий, встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах), зданий культурно-развлекательных (ночных) клубов, зданий, используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, зданий гостиниц и других зданий для краткосрочного проживания (кроме относящихся к объектам придорожного сервиса), зданий мобильных (в том числе зданий сборно-разборных и передвижных);

— устройства передаточные;

— сооружения, за исключением сооружений мест отдыха и зоопарков, сооружений для стоянки или парковки автомобилей;

— машины и оборудование, транспортные средства, за исключением предназначенных и (или) используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса.

Причем к зданиям, устройствам передаточным, сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам относятся основные средства (их части), определенные в качестве таковых по законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств (ч. 2, ч. 5 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Обратите внимание!
Налоговым кодексом определен перечень объектов, по которым инвестиционный вычет не применяется.

Размер инвестиционного вычета определяется организацией самостоятельно в пределах размеров, установленных законодательством (абз. 2, 3 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Наименования объектов основных средств

Максимальный размер инвестиционного вычета

Инвестиционный вычет рассчитывается следующим образом.


Сумма инвестиционного вычета включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в течение двух лет, начиная с отчетного периода, на который приходится месяц начала начисления амортизации в соответствии с законодательством (абз. 2 ч. 3 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

Передача муниципального имущества коммунального назначения без торгов: нарушения антимонопольного законодательства и допустимые действия в сфере передачи муниципального имущества (объектов коммунального комплекса) в рамках закона о концессионных соглашениях

Передача муниципального имущества коммунального назначения без торгов:

нарушения антимонопольного законодательства и допустимые действия в сфере передачи муниципального имущества (объектов коммунального комплекса) в рамках закона о концессионных соглашениях

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Законом о теплоснабжении, в отношении объектов водоснабжения, водоотведения регламентирован Законом о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования установлены частью 3 статьи 41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении.

Таким образом, в с 01.01.2015 передача в пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.

Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года.

- в порядке инициативной концессии, в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, то концессионное соглашение заключается с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения;

- в случае если конкурс объявлен не состоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях с единственным участником конкурса заключается концессионное соглашение (конкурс по решению концедента объявляется не состоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений).

Закрепление объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием в настоящее время так же относится к одному из способов передачи муниципального имущества коммунального назначения без торгов.

Несмотря на правовую позицию, изложенную в Письме ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 и Письме Минэкономразвития России от 12.01.2006 № 110-НП/ДО7и о том, что закрепление объектов тепло-, водоснабжения на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием незаконно, поскольку в отношении них специальным законом установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования, судебная практика основывается на следующем.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054, статья 28.1 Закона о теплоснабжении, как и статья 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Единственное, на что бы хотелось антимонопольному органу обратить внимание в таком случае, это на то, что муниципальное предприятие, которое получило такое имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должно, безусловно, самостоятельно эксплуатировать данное имущество и не передавать его в аренду (иное пользование) иным лицам.

Таким образом, при приватизации указанного имущества путем внесения муниципального имущества в уставной капитал акционерного общества, предполагается, что лицо, которое получило такое имущество, обязано самостоятельно его эксплуатировать, выполнять инвестиционные обязательства и не передавать для использования иным организациям, в противном случае деятельность общества не будет соответствовать целям создания, кроме того, передача имущества в эксплуатацию иной организации созданным обществом может быть расценена как способ ухода от конкурентных процедур.

Практика антимонопольного применения в сфере передачи муниципального имущества (коммунального хозяйства) в рамках закона о концессионных соглашениях показала следующие типичные нарушения:

- передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов и по договору аренды, вместо концессионного соглашения, является типичным нарушением (более 90% нарушений);

- сведения об отсутствии решения о ликвидации юридического лица - заявителя или прекращении физическим лицом - заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, сведения об отсутствии определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении заявителя (прилагаются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц либо из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);

- сведения об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период (прилагаются справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала (плательщика сбора, налогового агента) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие исполнение принципалом обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, соответствующих пеней, штрафов и иных финансовых санкций);

- сведения о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения) (прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств).

Антимонопольным органом был установлен случай, когда, сведения и документы, приложенные к инициативному предложению лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, в подтверждение одного из вышеуказанного пункта, а именно, сведений о наличии у заявителя средств или возможности их получения были датированы позже чем дата подачи самого инициативного предложения, т.е. на дату подачи инициативного предложения у хозяйствующего субъекта, выступившего инициатором заключения концессионного соглашения отсутствовали документы, подтверждающие его соответствие установленным законом требованиям для заключения концессионного соглашения.

При этом Администрацией муниципального образования такое инициативное предложение было рассмотрено и принято.

Вместе с тем, как было установлено антимонопольным органом, в указанном случае, причины таких действий Администрации были обусловлены не халатностью органа местного самоуправления, а ранее достигнутой договоренностью между хозяйствующим субъектом и Администрацией об обеспечении хозяйствующему субъекту приоритетного доступа к муниципальному имуществу.

Читайте также: