Кому принадлежала собственность на илотов в спарте

Обновлено: 04.05.2024

Кем были илоты в этническом плане исторической науке доподлинно неизвестно. Может быть это были потомки ахейцев или дорийцев первой волны. А может это было ещё более древнее население, обитавшее в Лаконике до дорийского вторжения. Но этот вопрос большого значения не имеет. Важным является то, что новые дорийские племена, захватив Лаконию, часть захваченного местного населения превратила в государственных рабов – илотов. Из своего круга захватчики образовали привилегированное сословие – спартиатов.

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства Спарты. Они были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя – спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая. Всё вроде было организовано правильно. Но была одна серьёзная проблема – количество илотов значительно превосходило количество спартиатов. И хотя спартиаты воспитывались как машины войны и мало кто в открытом бою мог одержать верх над их фалангой, но масса всегда задавит пусть и отлично подготовленную, но малочисленную группу воинов. О чём, в частности, свидетельствует история царя Леонида и его 300 спартанцев. Но персидские нашествия были всё-таки не такими уж и частыми, а огромные массы илотов жили постоянно под боком. Большой любви к спартиатам илоты испытывать не могли. Поэтому такая ситуация всегда была чревата восстанием илотов с неясными для спартиатов исходом. И спартиаты придумали оригинальный выход из этой ситуации.

Этим выходом стали т.н. криптии – один из элементов террора, которым спартиаты удерживали илотов в повиновении. Вот как Плутарх описывает криптии:

Можно себе представить тот ужас, который испытывали илоты по отношению к спартиатам. Представьте только себе – идёт илот со своими дружками илотами после работы домой. Уже сгущаются сумерки. В руках по амфорке лёгкого винца, в руках семечки оливок. Горячо обсуждают результаты последнего матча в забеге перед храмом в Священной роще. Вдруг – из-за кустов выбегают несколько молодых спартиатов. Бац, бац. И друзья илоты с перерезанными глотками остаются на дороге. Утром их тела находят. Крик, шум, требование детального расследования и справедливого наказания. В общем, интересная ситуация. Правда, следует отметить один нюанс. Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры (высшие выборные должности в Спарте) ежегодно объявляли илотам войну. И не подкопаешься.

Однако один физический террор не столь действенен, если не поддержать его террором моральным, направленным на унижение личности, низведение человека до уровня скота. В рамках этой стратегии спартиаты старались внушить илотам комплекс неполноценности, запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот – заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показывать своей молодёжи, как отвратительно выглядят пьяные илоты.

Но самое интересное – несмотря на всё это, как оказывается, илотов призывали в знаменитое спартанское войско, чтобы они несли воинские тяготы по защите так сказать отечества. Например, в эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях (479 г. до н.э.) на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов. Т.е. илотов в спартанском войске было в 7 раз больше, чем самих спартиатов.

Живо себе представляю, как какой-нибудь спартиатский политрук приходит вечером накануне битвы в расположение илотских подразделений и взывает к их патриотизму. И илотские воины, должно быть, браво отвечали, что нет большего счастья, чем умереть за великую Спарту. И на следующее утро умирали под колёсами персидских боевых колесниц. За гордое право быть государственным рабом великой Спарты отчего бы и не умереть, защищая такое отличное отечество и строй спартиатов.

Спарта, как известно, вместе со всей Грецией во II в. до н.э. подпала под власть Рима. Причём Спарта сохранила известную самостоятельность. Но и многие году спустя – я просто в этом уверен – собираясь вечерами на развалинах храмов, немало потомков илотов кручинилось о тех добрых славных временах независимой великой Спарты, в которой так привольно и счастливо жила дружная семья спартанских народов – спартиаты и илоты. Ведь Спарта всю Грецию когда-то пугала своей боевой мощью. Есть о чём тосковать. Остальное не так уж важно. Не правда ли?

Общество древней Спарты было до крайности милитаризовано, именно этот фактор и играл главную роль в развитии всего государства, а насколько важную, можно судить по тому, что спартиатам было запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Война была их жизнью. Многие хотя бы в общих чертах знают о жизни спартанских мальчишек в военных лагерях, но криптии, о которых сегодня пойдёт речь, не имеют столь широкой известности, а они, на мой взгляд, в воспитании будущих машин для убийства значили не меньше сна на крапиве, постоянного голода и непрерывных тренировок.

Криптии. Своего первого илота я убил в 16 Cat_cat, История, Греция, Древняя Греция, Спарта, Длиннопост

Сегодняшняя история будет о том, как в программу воспитания юных спартиатов вписывалась охота на людей. Начинается она приблизительно в XI веке до н.э, когда в Лаконии возникает город-государство Спарта. Захватившие эти земли дорийцы, разделили живших здесь раннее ахейцев на две социальных группы: периэков (живущие вокруг) и илотов (взятые в плен/покорённые).

Относительно критериев их деления существует две теории. Согласно общепринятой, периэками были ахейцы, жившие на побережье и в предгорных районах, в то время как илоты населяли долины. Вторая теория, которая мало в каких источниках упоминается, гласит, что поселения периэков - это колонии Спарты. Как бы там ни было, у периэков и илотов был ряд ключевых отличий. Периэки - лично свободные люди, они могли заниматься своими делами, периодически отваливая в казну Спарты налоги, и на этом вмешательство в их жизнь со стороны государства заканчивается. Также они спокойно могли служить в спартанской армии. На момент начала греко-персидских войн количество периэков в армии было приблизительно равно количеству спартиатов, а ко времени Пелопонесской войны они уже составляли основу спартанской армии.

Статус илотов же достаточно сложно точно сформулировать, прав у них было чуть больше, чем у рабов в классическом понимании этого слова, но и до свободных людей им было так далеко, как пешком до Олимпа. Илоты, как и рабы, работали "на батьку", но имели ряд преимуществ. Илоты имели право вести семейную жизнь, владеть имуществом, то есть у них была своя собственность. Сами же они, кстати, собственностью могли называться с натяжкой. Определённое количество илотов полноправные спартанские граждане получали с земельным участком ( то есть вроде как они были к земле привязаны), но покупать и продавать их, как крепостных, было нельзя. Относительно того, в каком порядке у илотов собирали налоги, я не нашёл точного ответа. В одних источниках говорится, что они отдавали хозяевам половину произведенного, в других сказано, что хозяевам полагалась некая "фиксированная сумма". В обоих случаях подчёркивается, что брать больше положенного спартанцам было запрещено. Так или иначе, если илот произвёл больше, он и оставит себе больше, это не значит, что налог вырастет пропорционально произведённой свыше нормы продукции. Короче говоря, их экономическое положение было не столь плохим как у рабов в соседних Афинах.

Гораздо хуже дело обстояло с их социальным статусом. В головы спартанцев ещё в детстве вкладывалась идея того, что илоты не кто иные как untermenschen люди низшего порядка. Древние греки не оперировали таким понятием, как рабская психология, но именно так называется то, что спартиаты внушали илотам. Все ведь помнят об отношении спартанцев к пьянству? Не подобает воину и всё такое. Так вот. Чтобы воспитать в юных спартанцах отвращение и к алкоголю, и к илотам, вторых спаивали и показывали молодёжи. Так об этом говорит Плутарх: "И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку".

Криптии. Своего первого илота я убил в 16 Cat_cat, История, Греция, Древняя Греция, Спарта, Длиннопост

Казалось бы, что тут такого, илоты хоть и лучше рабов себя чувствуют, но они ведь рабы в конце концов, верно? А вот и нет. Вся ирония заключается в том, что илоты не варвары, пленённые на поле битвы или захваченные в их далёких землях, илоты являются греками по происхождению, поэтому столь жестокое отношение спартанцев к ним не очень-то и одобряли за рубежом. С другой стороны, причиной такого отношения был страх спартанцев перед илотами, а бояться было чего. В силу специфики появления данной социальной группы илотов в стране было больше, чем свободного населения. Гораздо больше. И это, конечно, нормально: полноправных граждан всегда меньше, чем всяких там рабов, периеков, полукеков, чебуреков и всё такое, но количественное соотношение в конкретной Спарте между спартиатами и илотами заставляет задуматься. Если во всё тех же Афинах на каждого гражданина приходилось примерно 3 несвободных человека, то в Спарте число илотов превышало число граждан в 7-10 раз. Конкретных чисел нигде нет, их попросту никто не считал, 7-10 довольно большой разброс, но что 7, что 10 - это очень много. Поэтому в Спарте небезосновательно боялись восстаний. Именно этим и обусловлено такое отношение к илотам. И вот на этом моменте мы начинаем приближаться к сути статьи.

Система воспитания будущих воинов — Агогэ, подразумевала под собой множество лишений: детей с 7 лет отправляли в специальные военные лагеря, где следующие 10 лет их учили выживать, подчиняться и владеть оружием. Совершеннолетними спартанцы считались с 20 лет, до этого же возраста они оставались в лагерях. Как раз эти люди и попадали в рамки "юных" спартанцев, участвовавших в криптиях. Точный возраст нигде не указан, но не думаю, что прям с 7 лет дети принимали участие в таких забавах. Хотя, конечно, годам к 15-16 руки будущих воинов были по локоть в крови.

Весь этот форменный ад для илотов продолжался довольно долго, не одно их поколение просуществовало в виде забитых рабов, бесправных слуг и дичи для юных воинов, но в какой-то момент положение многих илотов стало улучшаться. Связано это, как ни странно, с началом упадка в Спартанском государстве. В результате падения численности полноправных граждан, и, следовательно, нехватки людских ресурсов в армии, "дыры" приходилось затыкать илотами. Сначала они служили в тех родах войск, где не подобает находиться истинным спартанским воинам – пельтастами или же просто лёгкими застрельщиками, но по мере развития олигантропии в Спарте, илоты начинали набираться и для гоплитской службы. Таким образом, через военную службу эти люди заимели возможность получить свободу. Вчерашний раб вряд ли мог идти в бой в одной фаланге с истинным спартиатом, но отдельные отряды илотов гоплитов с ходом времени появляются всё чаще. О боеспособности таких соединений свидетельств нет, но об этом можно догадываться. Фактом является отсутствие возможности у илотских детей прохождения через агогэ, то есть в рамки каноничных спартанских воинов они уже не попадали. Соответственно, это уже говорит о том, что они не идут ни в какое сравнение со спартиатами в вопросах дисциплины, сплочённости и самоотдачи в бою. Относительно их военной подготовки тоже есть вопросы. Нигде это в точности не оговаривается, но если учесть тот факт, что набор илотов в гоплиты - мера крайняя, вряд ли их долго обучали. Не удивлюсь, если всё ограничивалось наставлением в стиле: "гоплоном прикрывайся, копьём врага тыкай, враг вон там. Всё, парни, в бой, за свободу, за Бога, царя и отечество. Ура!". Так или иначе, путь воина стал вполне себе осуществимым способом получить эту самую свободу. То есть выбор уже был. Родиться рабом и умереть свободным человеком (ну или хотя бы смертью храбрых), илот мог себе позволить, тогда как его деды и прадеды об этом лишь мечтали. Таким образом появляется новая прослойка общества - илотская элита, заслужившая все свои привилегии в войнах.

Тут мы начинаем замечать парадокс: некоторые илоты становятся фактически богаче своих бывших господ. Вся эта мешанина, когда настоящих спартиатов осталось не так много, в армии по большей части служат периеки и илотская элита, появляются какие-то почти граждане, граждане на полставки и тому подобное приводит к тому, что Спарта перестаёт быть Спартой. Весь их уклад жизни, вся социальная система начинает ломаться из-за политических, экономических и военных неудач. Одним из самых значимых событий такого рода стало обретение Мессенией независимости в 369 году до н.э. В Мессении же находилась большая часть всех илотов Спарты.

Криптии. Своего первого илота я убил в 16 Cat_cat, История, Греция, Древняя Греция, Спарта, Длиннопост

Мессения на карте

Таким образом, получив независимость, они илотами больше и не являлись. Вот и выходит, что число илотов в стране резко упало, а половина тех, что остались, уже и в армии послужить успели. Отсюда вывод, что илотия к этому моменту прекратила своё существование в своём первозданном виде.

Читайте также: