Когда была создана правовая база земельного кадастра и земельного кадастра

Обновлено: 15.05.2024

Ликвидация монопольного права собственности государства на землю и, как следствие, расширение земельных прав граждан и юридических лиц потребовало пересмотра как процессуальных основ учета и регистрации земельных участков в системе ГЗК, так и содержания регистрационных документов.

ГЗК на этом этапе включал в себя сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно-хозяйственной ценности земель (ст. 110 ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г.).

Количественный и качественный учет земельного фонда представлял собой государственное мероприятие по получению, систематизации, накоплению и обновлению сведений о количестве, хозяйственном использовании, состоянии и качестве земельных ресурсов, необходимых для решения управленческих задач

Бонитировка почв — это сравнительная оценка естественного плодородия почв, их группировка по природным диагностическим свойствам, влияющим на урожайность сельскохозяйственных культур, при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия.

Экономическая оценка земель характеризует производительную способность земли как средства производства с помощью системы натуральных и стоимостных оценочных показателей.

Цель создания и ведения ГЗК в соответствии со ст. 4 ФЗ-28 — информационное обеспечение:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной платой, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Однако в соответствии с нормативными документами назначение ГЗК было сведено только к обеспечению юридически значимыми сведениями об объектах недвижимого имущества (земельных участках) процесса государственной регистрации прав имущественного оборота земельных участков. Наиболее важными в ГЗК стали сведения о правовом положении и границах земельных участков.

ГЗК в Российской Федерации содержал систему документированных сведений:

о местоположении и границах земельных участков;

целевом назначении и правовом положении земель;

экономической характеристике земель;

объектах недвижимости, прочно связанных с земельными участками.

В содержание ГЗК в соответствии с ФЗ-28 было включено получение достоверных сведений (о земельных участках и территориальных зонах) в результате кадастрового учета земельных участков. Все прочие действия (ведение основного и текущего учета земель, составление баланса земель, бонитировка почв и экономическая оценка земель, государственное управление земельными ресурсами и др.) отнесены к ведению земельной информационной системы.

Порядок ведения ГЗК и регламентация всех процедур государственного кадастрового учета земель позволяли обеспечить процессуальную определенность и единообразие технологии на всех территориальных уровнях. Однако неурегулированным остался количественный и качественный учет земель, обеспечивающий фискальную функцию ГЗК.

Изменилось с принятием ФЗ-28 и содержание учета земель.

Если до 2000 г. учет земель представлял собой установление количества и качества земель путем подсчета площадей видов и подвидов земельных угодий, категорий земель на уровнях землевладение — землепользование — административный район (город) — субъект Российской Федерации — Российская Федерация, то с принятием ФЗ-28 учет земельных участков представляет собой процесс регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением записей в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).

Среди характеристик объектов ГЗК основными являются сведения правового характера, которые формируют и оформляют в процессе регистрации объектов земельных прав.

До принятия ФЗ-122 регистрационную запись вносили в Поземельную книгу специально уполномоченное должностное лицо — регистратор районной (городской) землеустроительной службы, после — учреждения юстиции по регистрации прав (регистрационные палаты).

До 2008 г. земельная регистрация была включена в Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в целом, осуществляемую органами юстиции по регистрации прав.

Порядок регистрации прав на земельные участки в соответствии с ФЗ-122 действует с февраля 1998 г. При этом права на землю, возникшие ранее, признавали юридически действительными, как и все документы, по которым проводили и которыми удостоверяли и подтверждали регистрацию.

Формирование новой системы государственной регистрации имущественных прав не повлияло на основные задачи государственной земельной регистрации, состоящие в закреплении и хранении сведений об объекте учета ГЗК — земельном участке. Земельной регистрацией подтверждали законность не только пользования землей, но и правомерность образования конкретного землепользования, землевладения, объекта земельной собственности, закрепляли границы распространения земельных и других имущественных прав, неразрывно связанных с землей.

Таким образом, в стране законодательно были оформлены система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также система ГКН.

В Российской Федерации до 1 марта 2008 г. вели три реестра земель, в которых отражали сведения о субъекте и объекте прав на объекты недвижимого имущества (индивидуальные номера и описание объекта и субъекта прав), включая земельные участки (рис.


Рис. 4.1. Взаимосвязь реестров, содержащих сведения об объекте недвижимого имущества

ЕГРЗ вел территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Данный реестр был предназначен для учета сведений о земельных участках. В настоящее время сведения об объектах недвижимости ведут в электронном виде с использованием программы АИС ГКН.

Единый государственный реестр прав (ЕГРП) до 1 марта 2008 г. вел территориальный орган юстиции (регистрационная палата). Данный реестр был предназначен для регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними. В ЕГРП отражали сведения об объекте, субъекте права и вид права.

Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) вел территориальный орган налоговой службы. В ЕГРН отражали сведения о субъекте прав, включая его индивидуальный номер.

Сведения об объекте права в ЕГРП вносили на основе данных ЕГРЗ, а сведения о субъекте права — на основе сведений ЕГРН.

Отнесение земли к имуществу и распространение на все действия с землей имущественных отношений, регулируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, предполагало регистрацию также всего недвижимого имущества, неразрывно связанного с землей (леса, многолетние насаждения, сооружения, строения и их обособленные части), принадлежащего субъекту — носителю земельных прав. Относительно новым с 2000 г. в земельной регистрации стала регистрация объектов ограничительных (обременительных) правоотношений, их местоположения, границ, принадлежности, срока действия.

Права на землю оформляют двумя путями:

установление правопользования — ранее участок уже предоставляли землепользователю горисполком, райсовет или земельный комитет;

предоставление правопользования — предоставление новых земельных участков под размещение новых объектов.

Порядок ведения ГЗК на основе технологии государственного кадастрового учета земель был определен в ст.

Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносили в документы ГЗК на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносили в ЕГРЗ на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в ГЗК.

Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносили в документы ГЗК на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Документирование сведений ГЗК осуществляли на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имели сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

Единый государственный реестр земель и кадастровые дела хранят вечно, их уничтожение и изъятие не допускаются. Порядок хранения иных документов ГЗК был установлен Правительством Российской Федерации.

Изменения в технологии ведения ГЗК и кадастрового учета земель, а также их регистрации повлекли изменения и структуры органов, осуществляющих их проведение.

В течение относительно небольшого периода с 1994 по 1998 г. (в ряде субъектов Федерации по 2000 г.) на земельные комитеты была возложена наряду с функцией земельной регистрации и обязанность регистрировать права на земельные участки. Они выдавали и правоудостоверяющие документы: государственные акты и свидетельства (рис. 4.2).

Эти документы до настоящего времени имеют юридическую силу для физических лиц, и замена их на свидетельство о праве собственности при отсутствии совершения сделки с земельным участком не может быть совершена в принудительном порядке.

Функции органов земельной службы по проведению кадастрового учета земельных участков приведены в таблице 4.2.


Рис. 4.2. Состав документов, удостоверяющих право собственности, владения и пользования на землю, выдаваемых земельной службой в период с 1994 по 1998 (2000) г.

4.2. Функции органов земельной службы по проведению кадастрового учета земельных



Государственный кадастровый учет земельных участков — это внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), которые свидетельствуют о существовании объекта и его индивидуальных характеристиках.

Для чего предназначен кадастровый учет участков

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Как осуществляется учет

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.


Среди документов, которые надо предоставить вместе с заявлением в Росреестр, выделяют следующие:

  • паспорт гражданина;
  • доверенность (если обращается представитель);
  • документы, на основании которых осуществляется постановка на учет.

Если обращается юридическое лицо, необходимо предоставить дополнительно уставные документы: копию ИНН, копию ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении руководителя. Документы предоставляют как в письменном, так и в электронном видах.

Срок оказания услуги составляет семь рабочих дней с момента принятия регистрирующим органом документов. Этот срок увеличивается на два рабочих дня, если обращение происходит через МФЦ.

Конечным результатом государственной услуги является внесение изменений в ЕГРН. При оформлении заявления указывается о необходимости получения выписки из ЕГРН или завершении всех процедур без ее выдачи, такая отметка ставится в двенадцатой графе заявления.

Дачная амнистия продлена: что успеть до 2021 года

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

Как дистанционно поставить на учет объект недвижимости

Официальный сайт Росреестра предоставляет возможность удаленного обращения с целью кадастрового учета объектов недвижимости, в т. ч. и земельных участков. Для прохождения всей процедуры вы должны провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и по их окончанию получить межевой план. Он выполняется в цифровом формате XML с электронной подписью специалиста, осуществившего работы.

Для дистанционной постановки на кадастровый учет необходимо придерживаться следующих действий.






5. Приложите остальные документы вышеуказанным способом, после чего подтвердите отправление документов в Росреестр на рассмотрение.

Почему могут приостановить или отказать в процедуре учета земельного участка

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

Статья 8. Кадастр недвижимости

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 8

1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости);

6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в границах которых или в которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, если объектом недвижимости является помещение или машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса либо предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса либо если объект недвижимости и (или) право на него (в том числе право аренды) входят в состав предприятия как имущественного комплекса;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;

11) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;

12) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

13) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

14) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);

15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) утратил силу. - Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;

18) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее - помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к общему имуществу в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) фамилия, имя и при наличии отчество каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, уникальный реестровый номер в реестре саморегулируемой организации кадастровых инженеров и наименование данной организации, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, дата завершения кадастровых работ;

(п. 20 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;

22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, и (или) кадастровые номера объектов недвижимости, права на которые (в том числе право аренды) входят в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости и (или) права на них;

(п. 22 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;

(п. 23 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

(п. 24 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25) кадастровый номер образованного объекта недвижимости - в отношении исходного объекта недвижимости;

26) кадастровые номера расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

5. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:

1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

С 01.01.2023 в п. 2 ч. 5 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

2) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

3) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения;

5) сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны;

8) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях или об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе включить их в данный реестр, с указанием требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях;

С 01.01.2023 в п. 9 ч. 5 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;

11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования;

12) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;

13) назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;

14) назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия), если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс;

15) сведения о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора);

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в п. 16 ч. 5 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

16) сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;

17) сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;

18) сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;

19) условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы;

20) сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в предусмотренном частью 5 статьи 43 настоящего Федерального закона случае;

21) адрес объекта недвижимости (при его наличии);

22) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

С 01.01.2023 в п. 23 ч. 5 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

23) сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на распоряжение таким земельным участком;

24) сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), если такой земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с указанным Федеральным законом. Орган регистрации прав вносит эти сведения в Единый государственный реестр недвижимости без дополнительного заявления одновременно с государственной регистрацией договора безвозмездного пользования земельным участком, заключенного в соответствии с указанным Федеральным законом. Эти сведения сохраняются при государственной регистрации возникновения, перехода прав на такой земельный участок, государственной регистрации сделок с таким земельным участком. Эти сведения исключаются из Единого государственного реестра недвижимости одновременно с государственной регистрацией прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

(п. 24 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 247-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

IX – XVI века: История возникновения земельного кадастра на Руси

Необходимость учета и ведения реестра недвижимости в стране стала очевидной ещё несколько столетий назад. Началом развития кадастра принято считать момент образования государства Русь, когда в 882 году объединились два крупнейших княжества древних славян – Киевское и Новгородское. В то время появились первые землеописания на Руси, которые содержали в основном описания монастырских и церковных земель, и служили основанием для наделения землей духовенства. Необходимость сбора данных о земле возникла также в связи с взиманием сборов и податей русскими князьями с покоренных ими племён. Проводившийся в то время качественный учет земель имел упрощенный характер, при котором описание земель проводилось только по видам угодий.

1917 – 2000 года: Развитие кадастра в советском периоде

Основные изменения в земельных отношениях в Советской России произошли после Октябрьской революции 1917 года – вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью. Одновременно с этим она фактически перестала являться объектом налогообложения.

Положения об использовании земли были развиты и уточнены в первом Земельном Кодексе РСФСР, принятом в 1922 году, который закрепил понятия: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Земельный кодекс РСФСР предусмотрел исключительное право собственности государства на землю, недра, воды и леса. Земля изымалась из гражданского оборота, сделки с землей преследовались по закону и признавались недействительными.

В послевоенное время земельные отношения претерпевали значительные изменения. За годы советской власти были созданы три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов.

В целях урегулирования сложившейся ситуации в 1991 году установлен нормативный документ, удостоверяющий право собственности граждан на земельные участки, а также порядок его учета. Вместе с тем, 27 декабря 1991 года принят Земельный кодекс РСФСР, который закрепил право частной собственности на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков. Принятие документа способствовало резкому увеличению оборота земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Несмотря на относительное упорядочение процедур предоставления земельных участков, этот процесс по-прежнему происходил без установления границ.

2000 год: Введение понятия кадастрового учета земельных участков

Закон о Кадастре ввел понятие государственного земельного кадастра, а также закрепил основы единого кадастрового учета земельных участков.

Согласно документу государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Закон о Кадастре сформулировал принципы ведения государственного земельного кадастра, определил состав сведений государственного земельного кадастра, формы земельно-кадастровой документации, порядок ведения земельного кадастра в России, закрепил компетенцию органов государственной власти РФ в области осуществления деятельности по ведению земельного кадастра и ряд других вопросов в данной области.

2001 год: Принятие Земельного кодекса

Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ принимается Земельный кодекс, который до сих пор действует на территории Российской Федерации. Согласно этому документу земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный кодекс закрепил принцип единства судьбы земельного участка и расположенной на нём недвижимости, что послужило толчком к будущему объединению систем учета земельных участков и объектов капитального строительства. Одним из проявлений этого принципа явился запрет на отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения, если все они принадлежат одному лицу.

В период с 2001 по 2007 год в России ведутся две системы учета объектов недвижимости: по земельным участкам – государственный земельный кадастр, находящийся в ведении Роснедвижимости и подведомственных Кадастровых палатах; по объектам капитального строительства – система государственного учета зданий, помещений и сооружений, находящаяся в ведении Ростехинвентаризации (территориальных БТИ).

В связи с необходимостью систематизации учета всех объектов недвижимости (земельных участков, зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) в 2007 году был осуществлен переход к государственному кадастру недвижимости – общей системы для всех объектов недвижимости.

2007 год: Введение понятия государственного кадастра недвижимости

Так, в период с 2008 по 2013 года происходит постепенное объединение систем учета недвижимости, формируется единый государственный кадастр недвижимости.

Согласно закону функции по осуществлению кадастрового учета перешли из БТИ к Кадастровой палате и, как следствие, произведена передача сведений из архивов БТИ в государственный кадастр недвижимости (ГКН). К 1 января 2013 года в ГКН были внесены сведения об объектах капитального строительства и помещениях и создана объединенная система кадастрового учета объектов недвижимости.

Кроме того, существенно изменились технологии, применяемые при ведении кадастра недвижимости: кадастр стал электронным, на бумажных носителях хранятся только документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Вместе с тем, в то время в России сведения о правовом статусе и существовании объектов недвижимости содержались в двух информационных системах: в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в ГКН (согласно Федеральным законам № 122-ФЗ и № 221-ФЗ соответственно). Они регулировали различные правоотношения относительно одних и тех же объектов недвижимости, но функционировали независимо друг от друга.

В целях повышения качества проведения сделок с недвижимостью, в 2013 году внесены существенные изменения в Гражданский кодекс РФ, заложившие базовые принципы дальнейшего развития системы государственной регистрации недвижимости, в дальнейшем послужившие объединению систем кадастра
и регистрации недвижимости в России.

2015-2017 года: Объединение кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость

Согласно закону кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права собственности теперь подтверждаются одним документом - выпиской из ЕГРН, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Благодаря объединению систем регистрации прав и кадастрового учета создана единая процедура государственной регистрации права и государственного кадастрового учета, по которой заявитель может одновременно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать права собственности на объект недвижимости.

Создание ЕГРН позволило сократить сроки оказания государственных услуг в учетно-регистрационной сфере, а также повысить качество их предоставления.

2017 год: Оформление недвижимости по экстерриториальному принципу
и определение правового статуса машино-мест

С 1 января 2017 года введен принцип экстерриториальной подачи документов, который существенно сокращает временные и материальные затраты заявителей на проведение учетно-регистрационных действий с недвижимостью. Теперь граждане могут воспользоваться услугами по постановке на кадастровый учет и регистрации прав объектов недвижимости безотносительно их места расположения.

Также в 2017 году определен правовой статус машино-мест, поставлена точка в дискуссии о природе машино-места, а также о способе его описания. Машино-место теперь занимает полноценное место в гражданском обороте как самостоятельный объект недвижимости. Его границы определяются в проектной документации и закрепляются на месте, в том числе путем нанесения на поверхность пола разметки.

2020 год: Наше время

За время деятельности Кадастровой палаты по Москве в электронный вид полностью переведены процедуры ведения реестра недвижимости, а также постановки на кадастровый учет и (или) регистрации прав собственности. Созданы электронные сервисы, благодаря которым любой гражданин, не выходя из дома, может совершить любую операцию с недвижимостью.

Развит механизм межведомственного взаимодействия, который подразумевает обмен документами, находящимися в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Иными словами, заявитель, обращаясь для получения государственных услуг, теперь имеет возможность не представлять полный перечень документов, необходимых для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимое имущество. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимые документы и сведения в соответствующих органах.

Сокращены сроки проведения государственного кадастрового учета, а также сроки выдачи сведений из реестра недвижимости: для проведения ГКУ – с 1 месяца в 2000 году до 5 рабочих дней в 2020 году и для выдачи сведений – с 15 дней в 2007 году до 3 рабочих дней в 2020 году.

Значительно снизилась доля приостановлений и отказов в кадастровом учете: до 7% и 3% соответственно, таким образом, за последние 5 лет их количество уменьшилось более чем в 5 раз. Стоит отметить, что снижение доли решений о приостановлениях и отказах позволяет повысить качество предоставления государственных услуг, способствует созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению качества жизни граждан.


Земе́льный када́стр — систематизированный свод документированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.

Содержание

Земельный кадастр в России

В Российской Федерации правила ведения земельного кадастра закреплены в Земельном кодексе.

В СССР ведение земельного кадастра было предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.

Государственный кадастровый учёт земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; ;
  • экономической оценки земель и учёта стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую

  1. земли, находящиеся в федеральной собственности — Правительство РФ
  2. земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности — органы исполнительной власти субъектов РФ
  3. земли, находящиеся в муниципальной собственности — органы местного самоуправления
  4. земли, находящиеся в частной собственности:

-земли сельскохозяйственного назначения — органы исполнительной власти субъектов РФ -земли иного целевого назначения — органы местного самоуправления. При этом в отношении земель поселений независимо от их форм собственности установлена специальная норма : перевод земель поселений в земли иных категорий и наоборот осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен в ст.2 Земельного кодекса РФ. Как видно из содержания статьи основополагающим документом является ходатайство, в котором указываются основные индивидуализирующие признаки земельного участка — кадастровый номер, категория земель обоснование перевода, права на земельный участок.

В результате правового анализа предоставленных документов принимается либо решение о переводе либо решение об отказе. Основания для отказа законодатель четко указал в ст.4 ЗК РФ :

  1. установления ограничения перевода земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод
  2. наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы
  3. установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Глава 2 Земельного кодекса РФ устанавливает особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Данные особенности касаются определенных категорий таких как, земли сельскохозяйственных угодий, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

Читайте также: