Какой собственностью владели крестьяне в 18 веке

Обновлено: 04.05.2024

ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Previous
Next
Play
Pause

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке.

В сельском хозяйстве уезда ведущей отраслью являлось земледелие, важное место занимало животноводство, подсобное значение имели пчеловодство, охота и рыболовство. На полях чувашских, русских и марийских крестьян уезда применялось трехполье с правильным чередованием озими, яри и пара. При введении в севооборот новых участков земли прибегали к подсечной системе. Основные полевые культуры чувашских крестьян приблизительно занимали в посевах: рожь — 50%, овес — 18, ячмень — 8, полба — 7, пшеница — 5, горох — 4, чечевица — 0,5, просо — 0,75, гречиха — 0,75, конопля — 4, лен — 0,5, репа и мак — 0,5%. Русские крестьяне полбу не возделывали, у них значительный процент занимала пшеница (как и овес). Они конопли сеяли меньше, льна больше, чем чуваши. В конце XVIII века и русские, и чуваши начали сажать картофель. Часть русских и чувашских крестьян землю удобряла навозом.

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке-001

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке-002

Крестьянское хозяйство.

Крестьяне в огородах выращивали капусту, репу, огурцы, лук, чеснок, свеклу, морковь, редьку, бобы. Фруктовые сады разводились только на землях помещиков и изредка в хозяйствах русских жителей. Чувашские крестьяне имели хмельники, собирали в лесу хмель и плоды.

Чувашские, русские и марийские сельские жители имели в своем хозяйстве лошадок, много коров, стада овец и коз, разводили свиней. Скот держался в конюшнях и хлевах, летом пасли в стадах. Держали кур, индеек, гусей и уток.

В XVIII веке крестьяне уезда занимались бортничеством и пасечным пчеловодством; охота на зверей и птиц продолжала оставаться занятием многих чувашских и марийских крестьян. Охотились главным образом на зайцев, белок, норок, куниц, рысей, горностаев, хорей, бобров, лисиц, волков, медведей и разных птиц, используя лук со стрелами, петли, западни, сети, ямы и ловушки, началось применение огнестрельного оружия на охоте. Немногие русские, чувашские и марийские крестьяне занимались рыболовством.

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке-003

Ведя натуральное хозяйство, крестьяне перерабатывали продукты питания, изготавливали большинство видов одежды и обуви, орудий труда, средств передвижения, предметов домашнего обихода, строили жилые и хозяйственные помещения. Переработку зерна в муку и крупу часто проводили ручными мельницами. У чувашей, у трех-четырех дворов, имелись меленки-колотовки, меленки-мутовки. В XVIII веке среди чувашей появились русские мельницы. Крестьянин был мастером на все руки, владел десятками специальностей, все время был занят трудом.

Некоторые орудия труда, средства передвижения и ткани для праздничной одежды, кожаную обувь, украшения, соль крестьяне приобретали на рынке, в Чебоксарах.

Распределение земель в хозяйстве.

Выше приведены данные о площади усадебной земли и пашни крестьян Чебоксарского уезда к 1795 году. В течение XVIII века площади пашни и сенокоса расширялась путем расчистки леса под выселки (каса) от материнских селений. К концу XVIII века в Чебоксарском уезде было 97 чувашских материнских селений и 176 выселков. Выяснено, что в первой четверти XVIII века 1,2% дворов ясачных чувашей пользовались 11 — 15 десятками пашен и 10 дес. сенокоса, 8,8% дворов — 11 — 15 дес. пашен и 7,5 дес. сенокоса, 49,4% дворов — 7,5—10 дес. пашни и 5 дес. сенокоса, 36% дворов — 4—5 дес. пашни и 2,5 дес. сенокоса, 2,3% дворов — 2—2,5 дес. пашни и 1,25 дес. сенокоса. 2,3% ясачных людей вовсе не имело тяглой земли, но пользовалось арендованными участками. В дальнейшем такое соотношение существенных изменений не претерпело. Лишь к концу XVIII века земли начали распределять по ревизским душам мужского пола. Земледелие велось по трехпольной системе (озимые культуры, яровые культуры, пар). Засевалось две трети пашни. В благополучные годы с десятины получалось 51—64 пуда зерна. Наиболее состоятельные чувашские крестьяне держали от 10 до 15 лошадей, столько же коров и быка, два-три десятка овец, коз, свиней. Таких хозяйств было очень мало. Большинство богатых крестьян содержало 5—9 лошадей, 4—8 голов крупного рогатого скота. Хозяйства среднего достатка (порядка 50% дворов) имели пару-тройку лошадей, одну—две бурёнки, стадо из десятка овец, коз и свиней. Маломощные хозяйства (насчитывалось 35% дворов) содержали одну лошадь, редко корову, небольшое число мелкого скота. Были дворы, не имевшие никакого скота. Приведенные данные позволяют утверждать, что чувашские крестьяне уезда производили значительное количество зерна, продукции животноводства. Многие крестьяне занимались бортничеством и пчеловодством, хмелеводством и сбором лесного хмеля, орехов, часть крестьян — охотой и рыболовством.

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке-004

Однако произведенное крестьянином в значительной мере употреблялось не на жизнеобеспечение его семьи. Большая часть произведенного уходила на выплату государственных налогов, несение повинностей, удовлетворение вымогательств чиновников. С 1704 по 1723 годы ясачные чуваши платили с одного ясака (в среднем с двух крестьянских дворов) около 7 рублей, по 16 пудов ржаной муки, по 4 пуда ржи и 8 пудов овса. С 1724 года — по 74 копеек подушных денег с души мужского пола (через несколько лет по 70 копеек), вплоть до конца XVIII века, оброк вначале по 40 копеек, с 1745 года — по 55 копеек, с 1760 года — по 1 рублю, с 1762 года — по 1 рублю 50 копеек, с 1768 года — по 2 рубля, с 1783 года по 3 рубля с души мужского пола. Кроме того, выполнение рекрутской, трудовой, постойной, подводной и других повинностей, всякие пошлины требовали огромного количества денег. Вымогательства, коррупция чиновников отнимали с каждого крестьянского двора столько же, сколько составляли ясачные платежи, затем подушная подать и оброк. После христианизации приходилось платить духовенству ругу, плату за требы, деньги на строительство церквей. Все это вынуждало крестьян продавать городским купцам по самым низким ценам преобладающую часть годового сбора урожая и животноводческой продукции. Чувашские государственные крестьяне являлись неисчерпаемым источником обогащения для торговцев и промышленников Чебоксар. Часть чувашских крестьян, занимая у них же деньги в долг, становилась кабальными работниками на винокуренных, солодовенных, салотопенных, кожевенных заводах, на мельницах чебоксарских купцов, выезжала на заработки, в бурлаки.

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке-005

Межевание населённых пунктов.

Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке-006

Из вышесказанного видно, что Чебоксарский уезд, его люди и хозяйство могли составлять основную базу, объект политической и экономической деятельности уездного города Чебоксары.

Кто такие государственные и частновладельческие крестьяне, на какие виды они подразделялись. Чем занимались лашманы и вольные хлебопашцы? Какие налоги платили крестьяне.

Виды крестьян в России

Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

Кто такие крестьяне

В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.

Основная деятельность

Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

Налогообложение

Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.

Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).

Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

Категории крестьян и их отличия

В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).

В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

Государственные черносошные

Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

Церковные крестьяне

Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

Лично несвободные

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

Однодворческие крестьяне

Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

Промышленные

Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.

Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

Читайте также: