Какое положение не содержалось в декрете о земле отмена частной собственности

Обновлено: 18.05.2024

Крестьянский вопрос стоял перед Россией достаточно долго. Император не мог его разрешить в интересах крестьян, поскольку был связан волей дворянства, которое стало господствующим сословием в Российской империи. Советская власть не могла в полной мере разрешить вопрос о земле до созыва Учредительного собрания.

Декрет и включенный в него крестьянский наказ объявляли землю всенародным достоянием и упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым и мертвым инвентарем передались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли.

Крестьяне получали более 150 млн. га земли, освобождались от обременительной арендной платы, от расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку, составлявших около 3 млрд. Стоимость помещичьего инвентаря исчислялась в 300 млн.

Устанавливались различные формы собственности: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках (7)

Существовало особое имущество – все недра земли, леса и воды, имеющие гос. значение, а также земельные участки с высококультурными хозяйствами большого размера и значения, конские заводы, казенные и частных племенные скотоводства и птицеводства большой величины и значения – передаются в исключительное пользование государства (2,3,4)

Все мелкие реки, озера, леса и проч.(2), земельные участки с высококультурными хозяйствами небольшого размера и значения, конские заводы , казенные и частных племенные скотоводства и птицеводства небольшого размера и значения – передаются в пользование общин (3,4)

Принципы наделения землей:

  1. всеобщность (6)
  2. личный труд (6) земледельцы, в случае временной нетрудоспособности в течение 2 лет получают помощь сельского общества в обработке земли, в случае старости или инвалидность получают пенсию, но отдают землю
  3. уравнительное землепользование (7)
  4. свободные формы пользования
  5. периодические переделы земли в зависимости от прироста населения (8)
  6. неприкосновенность ядра надела при переделе границ (8)
  7. вложенные в землю коренные неотделимые улучшения должны быть оплачены (8)
  8. при недостаточности земельного фонда избыток населения подлежит переселению за счет государства.

Декрет о земле революционным путем разрешил много вековой спор крестьян с помещиками. Трудовое крестьянство страдало от безземелья – и власть Советов ликвидировала помещичье землевладение, передав землю крестьянам, что решительно привлекало деревню на ее сторону.

1.4 Декрет об образовании Рабочего и крестьянского правительства: создание Совнаркома, его правовой статус и взаимоотношения с другими органами власти и управления, персональный перечень наркомов, комиссии (наркоматы)

Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет Народных Комиссаров. Оно должно было управлять страной вплоть до созыва Учредительного собрания. К СНК разделяется на комиссии. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, то есть СНК.

Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИК.

1.5Декларация прав народов России: содержание, политическое и правовое значение, история создания.

2 ноября 1917 года была подписана Декларация прав народов России, провозгласившая наряду с другими принцип полного равенства граждан, ничем не ограниченного.

  1. раскрепощения.
  2. отсутствие политики натравливания
  3. проведения открытой и честной политики, ведущей к взаимному доверию народов России.
  4. право народа на самоопределение.
  5. равенство и суверенность народов
  6. отмена всех и всяких национальных и религиозных привилегий и ограничений
  7. свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп

Форма правления – республика.

Политическое значения декларации прав народов России состоит в том, что в ней определены основные течения, в рамках которых будет проводиться политика взаимоотношения советской власти и народов, проживающих на территории бывшей многонациональной Российской Империи.

№7.Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года.

1. Создание Конституции

В начале 1918 года создание Конституции было преждевременным, т.к. не были завершены:

- изменение общественного строя (национализация земли, формирование органов власти)

- установление Советской власти на местах (подавление контрреволюции, упразднение земств)

- разработка новой формы государственного единства

- война с Германией

- образование правовой системы

Поэтому был принят временный конституционный акт - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа:

× 3 января - разработанный Лениным проект декларации принят ВЦИК

× текст отредактирован комиссией ВЦИК перед внесением на обсуждение УС

× правое большинство УС отказалось обсуждать проект Декларации

× текст снова отредактирован перед вынесением на обсуждение III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (например, удалены все упоминания об УС)

× 12 января - декларация принята на съезде после споров по вопросу о власти (о правомерности и демократичности установления диктатуры пролетариата без УС)

× 18 января - декларация принята на съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

15 января - Сталин в докладе по национальному вопросу отмечает, что принятая съездом резолюция "О федеральных учреждениях Российской Республики" только намечает основы Конституции, которые должны быть разработаны ВЦИК и рассмотрены IV съездом Советов. Это положение было включено в резолюцию в качестве п. 7 по настоянию эсеров (которые имели большинство в местных советах и стремились к увеличению их полномочий, закрепленному в п. 6 резолюции). На самом деле в п. 7 речь идет о разработке основных положений Конституции, а не ее проекта. На заседаниях ни ВЦИК, ни IV съезда Советов вопрос о реализации п. 7 не поднимался

Необходимость принятия Конституции стала очевидна после конфликта СНК Московской области и РСФСР; ЦК РКП(б) поручил Свердлову провести через ВЦИК создание комиссии для разработки проекта Конституции

1 апреля - выступление Свердлова на заседании ВЦИК; принято решение о создании комиссии

5 апреля - первое заседание комиссии (в нее вошли пять представителей от ВЦИК, шесть от наркоматов юстиции, ВД, финансов, по национальным делам, по военным делам, ВСНХ, позже добавилось еще несколько членов; всего в комиссии было 10-12 большевиков и 3 эсера); Сталину и Рейснеру поручено подготовить проект основных положений Конституции

10 апреля - доклад Рейснера

12 апреля - доклад Сталина, построенный в форме критики проекта Рейснера (в отличие от Рейснера, представлял РСФСР не как территориальную, а как федерацию, построенную по национально-территориальному признаку)

19 апреля - принят проект Сталина (ст.9-11); созданы подкомиссии для разработки отдельных разделов

20 апреля - конец июня - принимаются проекты глав Конституции; утверждена в качестве первой части "Декларация"; отвергнут проект левых эсеров об устройстве местных советов

июнь - Наркомюст по указанию Ленина создает собственный проект Конституции

26 июня - заседание ЦК РКП(б), где обсуждалось, не нужно ли снять вопрос о Конституции с повестки дня съезда, т.к. завершить проект к его открытию не успевали. Последнее заседание комиссии; позже проект дорабатывали председатель Казанского Совета Шейнкман, лично Свердлов и Ленин

3 июля - заседание созданной конституционной комиссии ЦК; утвержден проект комиссии ВЦИК

4 июля - открылся V съезд Советов; образована комиссия съезда для рассмотрения проекта Конституции

10 июля - проект принят съездом единогласно

18 июля - текст Конституции опубликован в "Известиях ВЦИК" и вступил в силу

№8.Принципы демократии по Конституции РСФСР 1918 года

· Равноправие мужчин и женщин.

· Последовательность советской демократии (Множество прав)

· Сочетание прав и обязанностей

· Трудящимся, а не эксплуататорам. Она существует не для меньшей части населения, а для большинства народа.

· Также Ленин считал, что нужно учитывать не только для кого демократия существует, но и против кого.

Статьи Конституции дают это понять, утверждая идею диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком.

Меры борьбы с вражескими классами:

1) Конституция предусматривала возможность лишения любых групп лиц и отдельных лиц любых прав, если они используются в ущерб интересам революции. Естественно, что такие меры могли быть направлены в том числе, и против класса эксплуататоров.

2)К. предусматривала и отдельные случаи лишения именно нетрудящихся их прав:

Лишение избирательных прав предусматривалось для следующих лиц:

а) прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) живущих на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частных торговцев, торговых и коммерческих посредников;

Не допускается вооружение имущих классов.

- Развивается эта идея в ст.19 в виде ограничения для нетрудящихся права воинской службы:


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила судьбы крестьянства страны, открыла новые пути в развитии деревни. Российский рабочий класс, завоевав политическую власть, сразу же приступил к решению аграрного вопроса, к удовлетворению насущных нужд трудового крестьянства.

Уже на второй день после победы Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов принял составленный В. И. Лениным исторический Декрет о земле, провозгласивший национализацию всей земли, конфискацию помещичьих земель и установление бесплатного крестьянского землепользования. В декрет вошли в сводном виде 242 крестьянских наказа, требовавших не только отмены частной собственности на землю, но и уравнительного раздела ее по трудовой или потребительной норме. Коммунистическая партия пошла навстречу пожеланиям широких крестьянских масс, хотя понимала мелкобуржуазную ограниченность принципа уравнительного землепользования. Партия исходила из того, что уравнительный раздел земли имеет прогрессивный характер в борьбе против остатков феодализма в деревне, но несостоятельность его как средства спасения от нищеты и разорения должна быть осознана крестьянством на собственном опыте.

Советская власть проделала большую работу по разъяснению Декрета о земле и подготовке к его проведению на местах. Декрет перепечатывался массовым тиражом и рассылался по всей стране, в деревню направлялись агитаторы из рабочих, солдат и матросов, проводились многочисленные собрания крестьян. Ленинский декрет встречал повсюду единодушную поддержку.

Аграрная революция, развернувшаяся в Советской России, прошла два основных этапа. На первом, демократическом этапе (октябрь 1917 — весна 1918 г.) аграрные преобразования носили преимущественно антифеодальный характер, были направлены на ликвидацию помещичьего землевладения; на втором, социалистическом этапе (лето — осень 1918 г.) они приобрели антибуржуазный характер, вылились в частичную экспроприацию кулачества.

В исторических условиях России уничтожение средневековых форм землевладения и обновление всей системы земельных отношений было осуществлено национализацией земли. Октябрьская революция придала новое содержание этой мере, принципиально по-новому решив вопрос о форме земельной собственности.

Как известно, национализация земли является средством уничтожения частной земельной собственности. Однако сама по себе национализация еще не предопределяет той формы собственности, которая утвердится в ходе ее осуществления; решающую роль в этом играет характер государственной власти. Маркс указывал, что в условиях капиталистического государства (власти меньшинства) национализация земли была бы средством создания коллективной капиталистической собственности на землю. В условиях социалистической революции, установления власти рабочего класса и беднейшего крестьянства (большинства населения) национализация земли есть средство создания общенародной земельной собственности.

Наряду с ликвидацией помещичьего землевладения уничтожалась и капиталистическая собственность на землю. Значительная часть помещичьих земель была заложена в банки. Декрет СНК от 25 ноября 1917 г. упразднил Дворянский и Крестьянский земельные банки 172 . Лишались права собственности на землю фабриканты и купцы, владевшие перед революцией почти 19 млн. дес. земли 173 .

Следует, однако, подчеркнуть, что национализация земли существенно отличается от национализации других средств производства. В условиях социалистической революции национализация фабрик, заводов, рудников, железных дорог и т.д. ведет к созданию социалистических производственных отношений. Национализация земли не утверждает социализма в сельском хозяйстве, для этого необходима еще организация общественной обработки земли.

Национализация земли в СССР, установив общенародную форму земельной собственности, создала новые условия для развития крестьянского хозяйства. Одна часть средств производства — земля находилась в общенародной собственности, другая — средства обработки земли — в собственности крестьян; отсюда двойственный характер произведенного продукта: одна часть его — земельная рента — собственность государства, другая — собственность крестьянского хозяйства. Рента поступала государству в порядке налогового обложения землепользователей, дифференциации заготовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и т.п.

Национализация земли, обратившая в общенародную собственность главное средство сельскохозяйственного производства, значительно укрепила экономические позиции Советской власти. Она упрочила союз рабочего класса с крестьянством, была использована в борьбе с контрреволюционными силами и в дальнейшем — в социалистическом переустройстве деревни.

В соответствии с Декретом о земле происходила конфискация помещичьего землевладения. Ее осуществляли местные Советы и земельные комитеты, избранные в декабре 1917 — январе 1918 г. Эти органы брали на учет помещичьи имения, составляли описи имущества (скота, инвентаря, орудий, машин и т.д.). В имения назначались комиссары, принимались меры по охране имений.

В губерниях нечерноземного Центра и Северо-Запада (Московской, Владимирской, Тверской, Петроградской, Смоленской и др.), где после Октябрьской революции сразу же были созданы сельские Советы и переизбраны земельные комитеты, эсеровское влияние в деревне было подорвано, на помощь крестьянам были посланы рабочие из крупных промышленных городов, конфискация помещичьего землевладения с самого начала проводилась организованно, случаи расхищения и разгрома имений были редки.

Иная обстановка сложилась в отдельных районах черноземного Центра и Поволжья, в которых земельные органы возглавляли правые эсеры. В этих районах в ноябре — декабре 1917 г. было немало случаев разгрома и расхищения помещичьих имений. Инициаторами разгромов обычно выступали кулаки, захватывавшие большую часть скота и инвентаря. С укреплением Советской власти конфискация помещичьих имений и здесь приобретала организованный характер. В январе — феврале 1918 г. разгромы имений резко сократились. Сельские Советы пресекали погромы 180 .

Нужно отметить, что в целом по стране разгрому подвергалось сравнительно небольшое число помещичьих имений. В губерниях земледельческого Центра разгромленные имения составляли 4—6—10% всех принятых на учет земельными органами 181 . Конфискация основной массы помещичьих имений, таким образом, происходила организованно. В Центральной России она была осуществлена практически в первые месяцы Советской власти.

Конфискация помещичьих земель и их уравнительное распределение среди крестьянства осуществлялись в ожесточенной классовой борьбе. Этим мерам противодействовали земельные собственники, лишавшиеся своих владений; кулачество стремилось использовать земельные преобразования в своих интересах. Задача Советской власти состояла в том, чтобы даже демократические аграрные преобразования осуществить в интересах пролетарских и полупролетарских слоев деревни.

Решающую роль при распределении земли между крестьянами играли местные органы власти. Поэтому в деревне шла острая борьба за овладение Советами, за изменение их социального состава. Соотношение классовых сил в отдельных селениях и волостях было различным, поэтому и распределение земли приняло многообразные формы.

Второй, социалистический, этап аграрных преобразований начался с лета 1918 г., со времени создания комитетов бедноты. Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 г. об организации комбедов стал поворотным пунктом в развитии аграрной революции. Сельский пролетариат и беднота, сосредоточив в своих руках политическую власть в деревне, под руководством рабочего класса развернули наступление на кулачество. Они провели перераспределение земли, изъяв излишки (сверх трудовой нормы) у кулаков и передав их беднякам и середнякам. У кулаков были отобраны также излишние машины, орудия и скот. Часть изъятых средств производства перешла в распоряжение прокатных пунктов и коммун, остальные же были переданы бедноте. За счет зерна, изъятого у кулаков, беднота обеспечивалась продовольствием, семенами. Частичная экспроприация средств производства ослабила экономическую силу кулачества, ограничила рост его хозяйства как крупного капиталистического.

Комбеды также довели до конца ликвидацию помещичьего землевладения, уравнительно распределив среди трудящегося крестьянства нераспределенные помещичьи земли. Благодаря созданию комбедов получило более широкий размах создание совхозов и колхозов 188 .

Социалистический этап аграрных преобразований означал коренные изменения соотношения классовых сил в деревне, консолидацию пролетарских и полупролетарских слоев в самостоятельную организованную силу, сплотившуюся вокруг рабочего класса городов, поворот середняцких масс крестьянства к активной поддержке диктатуры пролетариата. Тем самым была создана надежная гарантия для проведения всех экономических мероприятий, осуществляемых Советской властью в деревне в переходный период и направленных на построение социализма 189 .

В 1917—1918 гг. аграрные преобразования были проведены на большей части территории Центральной России. В тех районах, где в этот период их не удалось завершить, они продолжались в 1919 и 1920 гг. Ко времени введения новой экономической политики аграрные преобразования в центре страны были завершены.

Революционные потрясения неизбежно ведут к значительным структурным сдвигам в экономике. Происходят изменения в структуре спроса, за этим следуют изменения в занятости. Все это сказывается на общей экономической ситуации в стране, причем в краткосрочном плане влияние это является негативным, поскольку в этих условиях разрушаются традиционные источники доходов государства. Старых источников доходов уже нет, новые еще не возникли.

Еще более ослабевает власть, еще более обостряется социально-политическая борьба. Находясь в условиях жестокого кризиса, революционная власть в первую очередь озабочена проблемами своего выживания (а для многих деятелей революции речь идет о выживании в буквальном, физическом смысле слова) и при благоприятном развитии событий упрочения.

Отсутствие сложившихся механизмов и рычагов управления, сколько-нибудь устойчивой политической структуры и сложившейся системы органов власти по вертикали обусловливает необходимость постоянно изыскивать нетрадиционные способы упрочения своего положения, источники средств для победы над внутренними и внешними врагами.

При всем разнообразии проблем, встающих перед революционным правительством, две из них являются жизненными, ключевыми, по отношению к которым все остальные занимают явно подчиненное положение: где взять деньги и как обеспечить коалицию социально-экономических сил (групп интересов), минимально необходимую для удержания власти.

Более того, две названные проблемы взаимодополняемы. Они очень близки, хотя и не тождественны. Действительно, при наличии денег можно сформировать и проправительственную коалицию. А наличие устойчивого блока социально-политических сил делает более реалистичной возможность решения финансовых проблем власти.

Необходимость решения этих вопросов на практике предопределяет деятельность революционных правительств, принимаемые ими политические решения и предпринимаемые практические шаги.

Вопрос об источниках пополнения казны всегда был центральным и для последнего предреволюционного режима, и для всех сменяющих друг друга правительств революции, и для послереволюционной власти. С финансированием революции связаны самые острые коллизии внутренней и внешней политики.

Не только контрибуции, реквизиции и новые налоги, но и меры по перераспределению собственности — национализация, приватизация, всевозможные конфискации — предопределялись в первую очередь поиском денег для революционной власти.

Добавим к этому, что масштабная бумажно-денежная эмиссия как способ инфляционного финансирования государственного бюджета также стала открытием двух великих революций XVIII века—американской и французской.

Финансовый кризис революции проявляется в следующих основных формах.

Во-первых, падение сбора налогов и неспособность правительства применять силу государственного принуждения для получения законных налогов. В результате власти или закрывают глаза на эту проблему, прибегая к нетрадиционным способам пополнения казны (об этом ниже), или даже принимают официальные решения об отмене налогов, как это было во Франции в 1789–1791 годах.

Разумеется, не всегда займы доступны революционному правительству (как это было в революционной Франции или большевистской России), однако в большинстве случаев революционеры (даже на радикальной фазе) способны проводить как внутренние, так и внешние заимствования, хотя и в уменьшающемся масштабе по мере продвижения революции вперед.

В-третьих, типичным для многих революций является дефолт по государственным обязательствам, становящийся важным шагом на пути преодоления тяжелого финансового наследия предреволюционного или радикального революционного режимов. Типичные примеры такого рода действий — отказ термидорианского правительства от уплаты 2/3 своего долга (так называемое банкротство двух третей), а также отказ большевистского (то есть радикального) правительства платить по долгам прежних режимов.

В-четвертых, широкое распространение получают неплатежи государства получателям бюджетных средств. Это особенно характерно для завершающей фазы революций, когда правительство уже достаточно сильно, чтобы проводить ответственный финансовый курс, однако еще не имеет достаточного политического ресурса для формального балансирования бюджета (то есть для увеличения доходов до уровня бюджетных обязательств или официального снижения обязательств до уровня реальных доходов).

Впрочем, по мере завершения революции и консолидации политической системы меры финансово-экономической стабилизации начинают приносить плоды, воспользоваться которыми, правда, удается не тем, кто эти мероприятия осуществлял, а следующим правительствам.

В Англии налоговые новации Долгого парламента и Протектората были вполне восприняты правительством Реставрации, а результаты стабилизационных мероприятий французской Директории в полной мере проявились при Наполеоне Бонапарте. Уже располагая достаточными силами для проведения ответственной финансовой политики, Бонапарт уделял повышенное внимание достижению финансовой стабильности, что отчасти способствовало росту его популярности.

Благодарим пресс-службу РАНХиГС и Издательство Института Гайдара за содействие в публикации.

Крестьянский вопрос стоял перед Россией достаточно долго. Император не мог его разрешить в интересах крестьян, поскольку был связан волей дворянства, которое стало господствующим сословием в Российской империи. Советская власть не могла в полной мере разрешить вопрос о земле до созыва Учредительного собрания.

Декрет и включенный в него крестьянский наказ объявляли землю всенародным достоянием и упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым и мертвым инвентарем передались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли.

Крестьяне получали более 150 млн. га земли, освобождались от обременительной арендной платы, от расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку, составлявших около 3 млрд. Стоимость помещичьего инвентаря исчислялась в 300 млн.

Устанавливались различные формы собственности: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках (7)

Существовало особое имущество – все недра земли, леса и воды, имеющие гос. значение, а также земельные участки с высококультурными хозяйствами большого размера и значения, конские заводы, казенные и частных племенные скотоводства и птицеводства большой величины и значения – передаются в исключительное пользование государства (2,3,4)

Все мелкие реки, озера, леса и проч.(2), земельные участки с высококультурными хозяйствами небольшого размера и значения, конские заводы , казенные и частных племенные скотоводства и птицеводства небольшого размера и значения – передаются в пользование общин (3,4)

Принципы наделения землей:

  1. всеобщность (6)
  2. личный труд (6) земледельцы, в случае временной нетрудоспособности в течение 2 лет получают помощь сельского общества в обработке земли, в случае старости или инвалидность получают пенсию, но отдают землю
  3. уравнительное землепользование (7)
  4. свободные формы пользования
  5. периодические переделы земли в зависимости от прироста населения (8)
  6. неприкосновенность ядра надела при переделе границ (8)
  7. вложенные в землю коренные неотделимые улучшения должны быть оплачены (8)
  8. при недостаточности земельного фонда избыток населения подлежит переселению за счет государства.

Декрет о земле революционным путем разрешил много вековой спор крестьян с помещиками. Трудовое крестьянство страдало от безземелья – и власть Советов ликвидировала помещичье землевладение, передав землю крестьянам, что решительно привлекало деревню на ее сторону.

1.4 Декрет об образовании Рабочего и крестьянского правительства: создание Совнаркома, его правовой статус и взаимоотношения с другими органами власти и управления, персональный перечень наркомов, комиссии (наркоматы)

Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет Народных Комиссаров. Оно должно было управлять страной вплоть до созыва Учредительного собрания. К СНК разделяется на комиссии. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, то есть СНК.

Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИК.

1.5Декларация прав народов России: содержание, политическое и правовое значение, история создания.

2 ноября 1917 года была подписана Декларация прав народов России, провозгласившая наряду с другими принцип полного равенства граждан, ничем не ограниченного.

  1. раскрепощения.
  2. отсутствие политики натравливания
  3. проведения открытой и честной политики, ведущей к взаимному доверию народов России.
  4. право народа на самоопределение.
  5. равенство и суверенность народов
  6. отмена всех и всяких национальных и религиозных привилегий и ограничений
  7. свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп

Форма правления – республика.

Политическое значения декларации прав народов России состоит в том, что в ней определены основные течения, в рамках которых будет проводиться политика взаимоотношения советской власти и народов, проживающих на территории бывшей многонациональной Российской Империи.

№7.Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года.

1. Создание Конституции

В начале 1918 года создание Конституции было преждевременным, т.к. не были завершены:

- изменение общественного строя (национализация земли, формирование органов власти)

- установление Советской власти на местах (подавление контрреволюции, упразднение земств)

- разработка новой формы государственного единства

- война с Германией

- образование правовой системы

Поэтому был принят временный конституционный акт - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа:

× 3 января - разработанный Лениным проект декларации принят ВЦИК

× текст отредактирован комиссией ВЦИК перед внесением на обсуждение УС

× правое большинство УС отказалось обсуждать проект Декларации

× текст снова отредактирован перед вынесением на обсуждение III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (например, удалены все упоминания об УС)

× 12 января - декларация принята на съезде после споров по вопросу о власти (о правомерности и демократичности установления диктатуры пролетариата без УС)

× 18 января - декларация принята на съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

15 января - Сталин в докладе по национальному вопросу отмечает, что принятая съездом резолюция "О федеральных учреждениях Российской Республики" только намечает основы Конституции, которые должны быть разработаны ВЦИК и рассмотрены IV съездом Советов. Это положение было включено в резолюцию в качестве п. 7 по настоянию эсеров (которые имели большинство в местных советах и стремились к увеличению их полномочий, закрепленному в п. 6 резолюции). На самом деле в п. 7 речь идет о разработке основных положений Конституции, а не ее проекта. На заседаниях ни ВЦИК, ни IV съезда Советов вопрос о реализации п. 7 не поднимался

Необходимость принятия Конституции стала очевидна после конфликта СНК Московской области и РСФСР; ЦК РКП(б) поручил Свердлову провести через ВЦИК создание комиссии для разработки проекта Конституции

1 апреля - выступление Свердлова на заседании ВЦИК; принято решение о создании комиссии

5 апреля - первое заседание комиссии (в нее вошли пять представителей от ВЦИК, шесть от наркоматов юстиции, ВД, финансов, по национальным делам, по военным делам, ВСНХ, позже добавилось еще несколько членов; всего в комиссии было 10-12 большевиков и 3 эсера); Сталину и Рейснеру поручено подготовить проект основных положений Конституции

10 апреля - доклад Рейснера

12 апреля - доклад Сталина, построенный в форме критики проекта Рейснера (в отличие от Рейснера, представлял РСФСР не как территориальную, а как федерацию, построенную по национально-территориальному признаку)

19 апреля - принят проект Сталина (ст.9-11); созданы подкомиссии для разработки отдельных разделов

20 апреля - конец июня - принимаются проекты глав Конституции; утверждена в качестве первой части "Декларация"; отвергнут проект левых эсеров об устройстве местных советов

июнь - Наркомюст по указанию Ленина создает собственный проект Конституции

26 июня - заседание ЦК РКП(б), где обсуждалось, не нужно ли снять вопрос о Конституции с повестки дня съезда, т.к. завершить проект к его открытию не успевали. Последнее заседание комиссии; позже проект дорабатывали председатель Казанского Совета Шейнкман, лично Свердлов и Ленин

3 июля - заседание созданной конституционной комиссии ЦК; утвержден проект комиссии ВЦИК

4 июля - открылся V съезд Советов; образована комиссия съезда для рассмотрения проекта Конституции

10 июля - проект принят съездом единогласно

18 июля - текст Конституции опубликован в "Известиях ВЦИК" и вступил в силу

№8.Принципы демократии по Конституции РСФСР 1918 года

· Равноправие мужчин и женщин.

· Последовательность советской демократии (Множество прав)

· Сочетание прав и обязанностей

· Трудящимся, а не эксплуататорам. Она существует не для меньшей части населения, а для большинства народа.

· Также Ленин считал, что нужно учитывать не только для кого демократия существует, но и против кого.

Статьи Конституции дают это понять, утверждая идею диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком.

Меры борьбы с вражескими классами:

1) Конституция предусматривала возможность лишения любых групп лиц и отдельных лиц любых прав, если они используются в ущерб интересам революции. Естественно, что такие меры могли быть направлены в том числе, и против класса эксплуататоров.

2)К. предусматривала и отдельные случаи лишения именно нетрудящихся их прав:

Лишение избирательных прав предусматривалось для следующих лиц:

а) прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) живущих на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частных торговцев, торговых и коммерческих посредников;

Не допускается вооружение имущих классов.

- Развивается эта идея в ст.19 в виде ограничения для нетрудящихся права воинской службы:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: