Какое имущество относится к особо ценному

Обновлено: 18.05.2024

Столкнулись со следующей проблемой. В 2012 г. отразили приобретение основного средства стоимостью 7 000 руб.

Также стоимость поступившего ОС отразили на счете 210.06 ручной операцией.

На 31.12.2013 проводим документ "Корректировка расчетов с учредителем"(210.06).

Затем, вы отразили стоимость ОС на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" по КФО 2 (приносящая доход деятельность).

Рассмотрим правомерность и правильность отражения в учете данных операций.

Согласно пункту 37 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н, объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета, по объектам имущества:

10 "Недвижимое имущество учреждения";

20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (пункт 12 статьи 9.2 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Постановлением № 538 определено, что при составлении перечней ОЦДИ помимо ценового критерия, могут устанавливаться и иные критерии для отнесения имущества, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, к ОЦДИ.

Как следует из Постановления № 538, источник денежных средств на приобретение имущества не является основным критерием отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. То есть ОЦДИ может быть приобретено бюджетным учреждением нового типа за счет приносящей доход деятельности.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 298 ГК РФ

"3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения."

Согласно пункту 238 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 210 06 "Расчеты с учредителем" предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Стоимость особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств приносящей доход деятельности после изменения типа учреждения, учитываемого на счетах 2 100 20, не должна учитываться на счете 2 210 06 "Расчеты с учредителем".

Эту особенность учитывает документ "Корректировка расчетов с учредителем".

Перед составлением отчета за год необходимо актуализировать данные на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" - привести в соответствие балансовой стоимости недвижимого имущества и ОЦДИ, изменившейся в течение года в результате выбытия или поступления такого имущества.

Бухгалтерские записи по корректировке данных на счете 0 210 06 000 приведены в письме Минфина России от 18.09.2012 г. № 02-06-07/3798.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" данные операции отражаются документом "Корректировка расчетов с учредителем" (меню "Бухгалтерский учет - Регламентные операции завершения отчетного/налогового периода" главного меню программы, интерфейс "Полный").

  • определяется его балансовая стоимость и амортизация на дату документа,
  • сравнивается с сальдо на счетах 2.210.06 и 2.ОЦИ,
  • формируются отклонения.

При проведении документа "Корректировка расчетов с учредителем" неправомерно учтенная на счете 2 210 06 стоимость списывается со счета 2 210 06.

Эту информацию следует передать Учредителю для внесения исправлений в его учете.

Следует отметить, что приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н внесены изменения в форму 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения", далее - Баланс (ф. 0503730), - помимо данных по счету 0210 06 000 "Расчеты с учредителем" (строка 336), в Балансе (ф. 0503730) следует отражать уменьшение балансовой стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества учреждения в размере амортизационных отчислений особо ценного движимого и недвижимого имущества учреждения, учтенного на счете 210 06 (строки 337, 623 прим).

Следовательно, в строках Баланса (ф. 0503730) 337 и 623 прим из суммы амортизации ОЦИ следует исключать амортизацию ОЦДИ, приобретенного после изменения типа учреждения по КФО 2 и КФО 7. Для этого где-то надо учитывать отдельно амортизацию по такому имуществу.

В документе "Корректировка расчетов с учредителем" производится расчет суммы амортизации, учтенной на дату документа на счетах 104.10 и 104.20, в том числе на счетах 2.104.20, 7.104.20 по имуществу, закрепленному за учреждением на дату изменения типа учреждения. При проведении документа на счете ОЦИ формируется сумма амортизации ОЦИ, которая должна быть отражена в соответствующих строках Баланс (ф. 0503730).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 и пунктом 12 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 19, ст. 2291), подпунктом "е" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236; 2019, N 10, ст. 971), подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4237), приказываю:

1. Определить виды особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по делам национальностей (далее - Учреждения), согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Установить, что при определении перечней особо ценного движимого имущества Учреждений в состав такого имущества подлежит включению имущество, виды которого определены приложением N 1 к настоящему приказу.

3. Ведение перечней особо ценного движимого имущества Учреждений осуществляется Учреждениями на бумажном носителе и в электронной форме (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему приказу).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

к приказу ФАДН России

от 03.06.2020 N 67

ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей.

2. Движимое имущество балансовой стоимостью менее 500 тыс. рублей, без которого осуществление федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по делам национальностей, предусмотренных их уставами основных видов деятельности будет существенно затруднено:

2.1. Движимое имущество вне зависимости от источника его приобретения (получения):

- транспортные средства независимо от балансовой стоимости;

- техника электронно-вычислительная, в том числе программно-технические комплексы, аппаратно-программные комплексы, рабочие (компьютерные) станции, ноутбуки и иное аналогичное оборудование, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;

- полиграфическое и печатное оборудование (сканеры, принтеры, плоттеры, многофункциональные устройства и иное оборудование), балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;

- звукотехнические и проекционные комплексы или отдельное оборудование, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;

- источники бесперебойного питания, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;

- серверное оборудование, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;

- системы хранения данных, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;

- системы (сети), предназначенные для выполнения функций обеспечения безопасности объектов, или отдельные объекты системы, сети (охранно-пожарной, оповещения, видеонаблюдения, контроля доступа, виброакустической защиты помещений) и аналогичные системы, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;

- системы (сети), обеспечивающие эксплуатацию объектов (кондиционирования, вентиляции, канализации, обогрева кровли, наружного освещения, тепловые узлы, теплосети, электросети), или отдельные объекты систем, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;

- телекоммуникационные системы (сети), предназначенные для выполнения функций связи и информатизации, или отдельные объекты системы, в том числе отдельное телекоммуникационное оборудование и активное оборудование компьютерных сетей (за исключением телефонных аппаратов, в том числе IP-телефонов), балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.

2.2. Объекты нематериальных активов, относящиеся к результатам интеллектуальной деятельности.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

к приказу ФАДН России

от 03.06.2020 N 67

особо ценного движимого имущества, закрепленного

(наименование подведомственного ФАДН России учреждения)

Полное наименование объекта особо ценного движимого имущества

Инвентарный (учетный) номер (при его наличии)

Балансовая стоимость (рублей)

I. Особо ценное движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей

II. Иное особо ценное движимое имущество, без которого осуществление федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федерального агентства по делам национальностей, предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено

III. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

(Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Главный бухгалтер учреждения

(иное уполномоченное лицо)

(Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Особо ценное движимое имущество – движимое имущество, находящееся у учреждения на праве оперативного управления, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено, и вошедшее в перечень особо ценного движимого имущества учреждения, утвержденного Росархивом, а также движимое имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления и приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему Росархивом на приобретение такого имущества, соответствующее видам особо ценного движимого имущества, установленным актами Росархива по направлениям основной деятельности учреждения.

Распоряжение особо ценным движимым имуществом может осуществляться учреждением следующими способами, подлежащими обязательному согласованию с Росархивом:

– путем заключения учреждением договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении особо ценного движимого имущества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (отчуждение, сдача в аренду, передача прав пользования на безвозмездной основе и другие), (далее – Договор);

– путем списания с бухгалтерского учета особо ценного движимого имущества учреждения, не подлежащего дальнейшей эксплуатации в связи с его износом (далее – списание);

– путем снятия особо ценного движимого имущества с баланса учреждения в связи с его передачей на баланс другому юридическому лицу или в казну Российской Федерации (далее – передача с баланса на баланс).

Руководитель учреждения несет персональную ответственность за выполнение требований настоящего Порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Перечень особо ценного движимого имущества

Перечень особо ценного движимого имущества утверждается приказом Росархива отдельно по каждому учреждению.

Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется учреждением на основании сведений бухгалтерского учета учреждения о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере.

Учет и хранение перечней особо ценного движимого имущества учреждений осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива.

Подготовка проекта приказа Росархива о внесении изменений в утвержденный перечень особо ценного движимого имущества учреждения осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива по согласованию с соответствующими структурными подразделениями, с Договорно-правовым отделом Росархива на основании представленных учреждением предложений в случае:

– отчуждения учреждением в соответствии с настоящим Порядком объекта особо ценного движимого имущества;

– списания особо ценного движимого имущества учреждения с согласия Росархива;

– передачи с баланса на баланс (вносятся изменения в перечни особо ценного движимого имущества передающего и принимающего имущество учреждений);

– приобретения учреждением имущества за счет средств, выделенных ему Росархивом на приобретение такого имущества, и отнесения его к особо ценному движимому имуществу в установленном порядке при условии предоставления учреждением копий документов, подтверждающих приобретение и постановку такого имущества на бухгалтерский учет учреждения.

Действие пункта 7 настоящего Порядка не распространяется на случаи передачи учреждением особо ценного движимого имущества в аренду, залог, безвозмездное пользование.

Обращение и прилагаемые к нему документы о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом, требующего внесение изменений в перечень особо ценного движимого имущества учреждения, представленные в Росархив в соответствии с настоящим порядком, рассматриваются ежегодно до 1 июля.

В случае непредставления учреждением предложений в установленные сроки, перерасчет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждению в части определения нормативных затрат на содержание особо ценного движимого имущества не производится.

Корректировка и утверждение обновленных перечней особо ценного движимого имущества учреждений осуществляется Росархивом ежегодно до 1 августа сразу после принятия решения о согласовании учреждению распоряжения особо ценным движимым имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка.

В случае сдачи в аренду с согласия Росархива особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества Росархивом не осуществляется.

Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива осуществляет учет сданного учреждениями особо ценного движимого имущества в аренду в целях перерасчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также производит перерасчет данной субсидии в случаях, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка.

III. Основные требования к документам, представляемым учреждением в Росархив

Для получения согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом путем заключения Договора учреждение одновременно с официальным обращением в Росархив представляет следующие документы:

– информацию о прогнозе влияния результатов распоряжения особо ценным движимым имуществом на повышение эффективности деятельности учреждения с отражением производственных и финансовых показателей, в том числе оценку последствий заключения Договора;

– подробный расчет и обоснование предполагаемых затрат;

– подробное обоснование всех существенных условий Договора;

– копию бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;

– отчет об оценке рыночной стоимости особо ценного движимого имущества, в отношении которого предполагается заключить Договор, произведенной не ранее чем за 3 (три) месяца до его представления, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

– фотографии объекта особо ценного движимого имущества, в отношении которого предполагается заключить Договор;

Для получения согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом путем списания учреждение одновременно с официальным обращением в Росархив представляет следующие документы:

– акт технического состояния, выданный специализированной организацией о техническом состоянии объекта особо ценного движимого имущества с заключением о возможности восстановления и оценкой его рыночной стоимости;

– копия приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию;

– копия инвентарной карточки учета объекта особо ценного движимого имущества;

– акты на списание объекта особо ценного движимого имущества;

– фотографии объекта особо ценного движимого имущества, предлагаемого к списанию.

При списании автотранспортных средств, отнесенных к особо ценному движимому имуществу в установленном порядке, учреждение помимо документов, предусмотренных настоящим пунктом, представляет в Росархив копию акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии.

При списании объекта особо ценного движимого имущества (в том числе и автотранспорта), выбывшего вследствие:

1) аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций, помимо документов, предусмотренных настоящим пунктом, учреждение представляет в Росархив копию акта, составленного уполномоченной организацией;

2) хищения, утраты или порчи, помимо документов, предусмотренных настоящим пунктом, учреждение представляет в Росархив:

– документы, подтверждающие факт хищения, утраты или порчи объекта особо ценного движимого имущества (постановление о возбуждении (прекращении) уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела),

– объяснительные записки руководителя и материально-ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т.п.,

– документы, подтверждающие наказание виновных лиц и возмещение причиненного ущерба.

Для получения согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом путем передачи с баланса на баланс объекта особо ценного движимого имущества учреждение одновременно с официальным обращением в Росархив представляет следующие документы:

– технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности передачи с баланса на баланс объекта особо ценного движимого имущества;

– копию инвентарной карточки учета объекта особо ценного движимого имущества;

– акты приема-передачи объекта особо ценного движимого имущества с указанием наименования объекта, его инвентарного номера, даты ввода в эксплуатацию, балансовой стоимости, подписанные передающей и принимающей сторонами;

– письменное согласие передающей и принимающей имущество стороны с указанием индивидуальных характеристик объекта особо ценного движимого имущества (наименование, инвентарный номер, балансовая стоимость);

– фотографии объекта особо ценного движимого имущества, предлагаемого к передаче.

Документы, указанные в пунктах 13–15 настоящего Порядка представляются учреждением в Росархив в 3-х экземплярах.

В зависимости от способа распоряжения особо ценным движимым имуществом, предусмотренного пунктом 7 настоящего Порядка, Росархивом могут быть запрошены у учреждения дополнительные обосновывающие документы в соответствии перечнем документов, указанных в пунктах 13–15 настоящего Порядка.

Документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, представляются в Росархив не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до объявления конкурса или аукциона на право заключения Договора и не позднее, чем за 60 (шестьдесят) дней до предполагаемой даты заключения Договора с контрагентом.

После получения учреждением решения Росархива о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом путем заключения учреждением Договора внесение изменений и дополнений в текст такого проекта Договора не допускается.

В случае внесения изменений в текст проекта Договора после его рассмотрения и согласования Росархивом, он считается новым проектом и требует повторного согласования в соответствии с настоящим Порядком.

Внесение изменений в Договор, согласованный с Росархивом и заключенный в установленном порядке, путем оформления дополнительных соглашений к нему, подлежит согласованию с Росархивом в соответствии с настоящим Порядком.

IV. Порядок рассмотрения представляемых в Росархив документов,
необходимых для распоряжения особо ценным движимым имуществом

Максимальный срок рассмотрения и принятия решения по представляемым в Росархив документам составляет 30 рабочих дней при условии предоставления учреждением полного комплекта документов, необходимых для согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом.

По результатам рассмотрения представляемых в Росархив документов выносится решение о согласовании либо об отказе в согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом.

Организация процедуры согласования распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом путем заключения Договора и передачи с баланса на баланс осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива.

Организация процедуры согласования распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом путем списания осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива.

Общий отдел с режимно-секретной частью Росархива в соответствии с установленным порядком организации документооборота в Росархиве направляет поступившее в Росархив обращение учреждения о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом и прилагаемые к нему документы в Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, соответствующее курирующее структурное подразделение, Договорно-правовой отдел Росархива.

В случаях, предусмотренных пунктом 23 настоящего Порядка, соответствующее структурное подразделение осуществляющее координацию деятельности учреждения, Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, а также Договорно-правовой отдел Росархива в срок до 15 рабочих дней со дня получения обращения учреждения и прилагаемых к нему документов представляют руководителю Росархива подготовленные ими по результатам рассмотрения документов мотивированные заключения о возможности согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, либо о нецелесообразности ее совершения.

В случаях, предусмотренных пунктом 24 настоящего Порядка соответствующее структурное подразделение, осуществляющее координацию деятельности учреждения, Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива в срок до 15 рабочих дней со дня получения обращения учреждения и прилагаемых к нему документов представляют руководителю Росархива подготовленные ими по результатам рассмотрения документов мотивированные заключения о возможности согласования списания объекта особо ценного движимого имущества, либо о его нецелесообразности.

При вынесении решения об отказе в согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом учреждение имеет право повторно обратиться в Росархив после устранения выявленных нарушений с возобновлением сроков рассмотрения.

V. Основные критерии согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом

Решение о согласовании распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом в Росархиве принимается на основе следующих критериев:

– полнота и точность информации, содержащейся в представленных документах;

– обоснованная необходимость распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом;

– возможные последствия распоряжения особо ценным движимым имуществом;

Основаниями для отказа в согласовании учреждению распоряжения особо ценным движимым имуществом являются:

– представление документов, указанных в пунктах 13–15 настоящего Порядка, не в полном объеме или содержащих недостоверные сведения;

– отсутствие в проекте Договора существенных условий; наличие факторов, которые могут негативно повлиять на эффективность деятельности учреждения.

VI. Заключительные положения

Копии Договоров, заключенных учреждением с контрагентом представляются в Росархив в двухнедельный срок со дня заключения соответствующего договора.


Как известно, муниципальные и государственные организации получают финансирование из бюджета. Вместе с этим таким учреждениям вменяются определенные обязанности. К примеру, они не могут распоряжаться имуществом без согласия собственника, поскольку оно находится у них в оперативном управлении. Вверенные организациям объекты могут иметь разный статус. В нашей статье поговорим об особо ценном имуществе. От какой суммы считается "особая ценность" объекта? Какие ограничения предусмотрены для организаций, использующих такое имущество? Ответы на эти и другие вопросы читайте далее.

особо ценное имущество

Нормативная база

Ограничения на распоряжение имуществом бюджетными организациями закреплено в ч. 2 ст. 298 ГК. Оно распространяется на операции с особо ценным движимым имуществом учреждения и недвижимостью.

Ограничения распространяются и на объекты, переданные организации собственником, и приобретенные ею на средства резервных фондов. Вместе с тем учреждение вправе использовать все, что включено в перечень особо ценного имущества, для извлечения прибыли, если вырученные средства пойдут на развитие деятельности.

Понятие

Что считать особо ценным движимым имуществом бюджетного учреждения? Им являются любые объекты, использование которых облегчает основную деятельность. К примеру, к особо ценному имуществу бюджетной организации относят ценные бумаги.

Список объектов закреплен Постановлением Правительства № 538 от 26.07.2010 г. В соответствии с данным документом, в категорию особо ценного имущества учреждения федерального уровня включаются:

  1. Объекты, балансовая стоимость которых выше суммы, установленной учредителем, т. е. больше 500 тыс. руб.
  2. Экспонаты и коллекции государственных музеев, документация Архивного и Библиотечного фондов РФ.

Особо ценными в учреждениях, подведомственных МЧС, являются объекты, балансовая стоимость которых выше 350 тыс. руб.:

  1. Автомобильная, бронетанковая техника.
  2. Силовые, подъемные агрегаты, станки, технологическое оснащение и прочее оборудование, используемое для осуществления деятельности, закрепленной уставом.
  3. Спецоборудование, предназначенное для ведения основной деятельности.
  4. Офисная, бытовая техника, вычислительные машины.
  5. Производственные инструменты.

Автономные учреждения

Особо ценное имущество этих организаций определяется по несколько иным критериям. Стоимость для них определяется в зависимости от его уровня. Так, сумма особо ценного имущества автономных организаций, созданных на базе объектов, являющихся региональной собственностью, а также бюджетных учреждений, подведомственных субъекту РФ, составляет 50-500 тыс. руб. Она утверждается высшим исполнительным органом субъекта.

особо ценное имущество учреждения

Стоимость особо ценного имущества указанных организаций может также устанавливаться государственными региональными органами, являющимися их учредителями.

Что касается муниципальных учреждений, то минимальный предел суммы здесь также 50 тыс. руб. А вот максимальная стоимость особо ценного имущества учреждений не может превышать 200 тыс. руб. Соответствующие величины утверждаются нормативными актами местной администрации или органами территориального самоуправления, если они являются учредителями таких организаций.

Специфика учета

Порядок отражения сведений об особо ценном движимом имуществе учреждений, обязательствах, финансовых/нефинансовых активах, в т. ч. приобретенных за счет ведения деятельности, приносящей доход, операциях, изменяющих обязательства, доходах и расходах, на установлен Инструкцией по применению плана счетов в органах муниципальной и госвласти, структурах управления государственными внебюджетными фондами, Академий наук, муниципальных и госучреждений. Документ утвержден Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010 г.

На основании п. 238 указанной Инструкции, сч. 021006000 "Расчеты с учредителем" используется для отражения информации по сделкам, совершенным с участием органа власти, реализующего полномочия и функции учредителя (собственника) государственного/муниципального бюджетного либо автономного учреждения. Следует принять во внимание, что на указанном счете обобщаются данные только по тому особо ценному имуществу, которым организация распоряжаться не может. Информация отражается в денежном эквиваленте, равным балансовой стоимости объектов.

особо ценное движимое имущество учреждения

На основании положений п. 116 Инструкции, расчетные операции в суммах балансовой стоимости особо ценного имущества и недвижимости, принятых к учету и закрепленных за бюджетным учреждением, оформляются следующей проводкой:

Дб сч. 040110172 Кт 021006660.

По сч. 021006000 учитывают показатель расчетов с учредителем организации в объеме его прав по распоряжению ценностями в стоимостном эквиваленте балансовой цены объектов, которыми организация распоряжаться не вправе.

Аналитика для ОС и НМА

На основании п. 8 Инструкции, для учета особо ценного имущества используются следующие счета:

  1. 0 101 21 000 "Жилые площади".
  2. 0 101 22 000 "Нежилые объекты".
  3. 0 101 23 000 "Сооружения".
  4. 0 101 24 000 "Машины, оборудование".
  5. 0 101 25 000 "Транспорт".
  6. 0 101 26 000 "Хозяйственный, производственный инвентарь".
  7. 0 101 27 000 "библиотечный фонд".
  8. 0 101 28 000 "Прочие ОС".

НМА учитываются на сч. 0 102 20 000.

Аналитика для амортизации

Бухгалтерский учет износа ценностей ведется на счетах:

  1. 0 104 21 000 – для жилых помещений.
  2. 0 104 22 000 – для нежилых площадей.
  3. 0 104 23 000 – для сооружений.
  4. 0 104 24 000 – для оборудования и машин.
  5. 0 104 25 000 – для транспортных средств.
  6. 0 104 26 000 – для хозяйственного, производственного инвентаря.
  7. 0 104 27 000 – для библиотечного фонда.
  8. 0 104 28 000 – для прочих ОС.
  9. 0 104 29 000 – для НМА.

Налоговый учет

Бюджетные учреждения должны отчислять налог с основных средств, учтенных на балансе. Данное правило не распространяется на организации, освобожденные от выплаты в соответствии с региональным либо федеральным законодательством.

При расчете суммы факт отнесения имущества в категорию особо ценного во внимание не принимается.

особо ценное имущество бюджетного

Организации, имеющие обособленные подразделения, направляют отчетность в ИФНС по месту нахождения соответствующих объектов. Все учреждения обязаны вести учет регистров.

Списание особо ценного имущества

Выбытие объектов из организации при передаче их учреждению того же уровня оформляется актом приема-передачи. Принять решение о предоставлении ценностей вправе только учредитель.

Если объекты признаны особо ценными не по стоимостному показателю, то принимающая сторона может по своему усмотрению определить для них категорию.

Регулирование документооборота при списании осуществляется учредителем. Выбытие ценностей, приобретенных на бюджетные средства, производится по согласованию с вышестоящим органом управления.

До согласования операции и получения права на ее осуществление оценивается состояние имущества. По результатам анализа составляется заключение о пригодности объектов к использованию. На основании этого документа руководитель учреждения направляет учредителю письмо о необходимости списания ценностей.

В карточке описания имущества указываются следующие сведения:

  1. Наименование объектов.
  2. Дата оприходования.
  3. Балансовая стоимость.
  4. Период полезной эксплуатации.
  5. Инвентарный номер.

Карточку, копии акта, приказа о формировании оценочной комиссии, протокола (заключения) руководитель прилагает к письму, адресованному учредителю. Списание осуществляется только после получения ответа от собственника.

Инвентаризация

Она осуществляется при списании имущества. Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия либо ревизионный орган, состоящий не менее чем из трех человек. При необходимости в состав комиссии может быть включен приглашенный эксперт.

В первую очередь проводится осмотр имущества. В ходе него проверяется наличие, проводится сверка с техническими документами.

особо ценное имущество бюджетного

После осмотра комиссия определяет причины списания. В качестве оснований для выбытия имущества выступают физический или моральный износ, потеря полезных свойств, разрушения, возникшие вследствие аварии, стихийных бедствий и т. д.

На основании результатов осмотра комиссия принимает решение о целесообразности дальнейшего использования ценного имущества, определяет возможность ремонта, дооборудования, доработки, эксплуатации части объекта либо утилизации.

На заключительном этапе формируется акт о списании. Документ должны подписать все участники проверки. Акт утверждает руководитель.

Что делать, если стоимость имущества меньше 3 000 руб.?

Учет таких объектов имеет некоторые особенности.

В соответствии с положениями Инструкции, при оприходовании активов, стоимость которых меньше 3-х тыс. руб., осуществляется их одновременное списание на забалансовый сч. 21. К регистру бухгалтер открывает субсчета для раздельного отражения информации по особо ценному и другому имуществу. Эти правила распространяются только на движимые объекты.

Обратите внимание, что амортизация имущества стоимостью менее 3-х тыс. руб. не осуществляется. Списание же производится по общим правилам с уменьшением суммы на забалансовом счете. В качестве основания для выбытия выступает ведомость о выдаче ТМЦ.

Примите также во внимание, что карточка учета на объекты стоимостью до 3-х тыс. руб. не заводится.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Многие бухгалтеры интересуются, кто в бюджетной организации занимается рассмотрением вопроса об отнесении объектов к категории особо ценных по типовому перечню?

В каждом учреждении должна работать специальная комиссия на постоянной основе. В ее обязанности входит инвентаризация, списание, переоценка объектов и, соответственно, составление перечня имущества для отнесения его к категории особо ценного. Состав, объем и срок действия полномочий комиссии утверждаются руководителем организации.

Вопрос 2. Можно ли принимать имущество на учет по частичной стоимости?

Нет, нельзя, даже если оплата осуществлена частично из средств, полученных от основной деятельности. Дело в том, что любое имущество – это неделимый инвентарный объект. Оприходование его производится исключительно в полном объеме.

особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения

Вопрос 3. Может ли бюджетная организация самостоятельно установить перечень особо ценных объектов?

Нет, не может. Даже если список не утвержден учредителем, самостоятельно распоряжаться объектами, в т. ч. включать их в рассматриваемую категорию, руководитель организации не вправе. Собственник, в свою очередь, должен утвердить перечень и довести до сведения учреждения соответствующий приказ.

Вопрос 4. Как осуществляется модернизация особо ценных активов, в частности, замена блока, узла или детали?

Принятие решения о ремонте производится на основании заключения инвентарной комиссии. Замену производят путем частичной ликвидации соответствующего блока (узла и пр.) и последующего дооборудования ОС с увеличением его стоимости.

Вопрос 5. Как часто в бюджетном учреждении можно изменять стоимость особо ценного имущества?

особо ценное имущество от какой суммы

Корректировка величины производится исключительно по согласованию с учредителем. Минимальное количество раз изменения стоимости особо ценных объектов – однократно в течение 1 года. Установленный порядок необходимо в обязательном порядке закрепить в финансовой политике учреждения.

Читайте также: