Какие партии отстаивают неприкосновенность частной собственности

Обновлено: 18.05.2024

Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.

Признаки политической партии.

  • Стремление не только участвовать в политической жизни страны, но и к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
  • Постановка долговременных задач
  • Значительно протяжённый период существования.
  • Объединение людей с близкими взглядами на решение социальных проблем.
  • Общность единых представлений о государственном устройстве, которые изложены в партийной Программе.
  • Наличие не только центральных, но и местных организаций.
  • Наличие чёткой организационной структуры, закреплённой в Уставе партии.

Структура партии:

  • лидер
  • партийный аппарат
  • рядовые члены
  • сторонники партии.

Функции политической партии.

  • Борьба за власть.
  • Осуществление влияния на формирование и проведение внешней и внутренней политики государства.
  • Выполнение предвыборной программы.
  • Изучение состояния и оценивания перспектив развития общества.
  • Выявление интересов различных социальных групп
  • Разработка приоритетных направлений и методов развития общества.
  • Распространение в массах и отстаивание своих идей, нравственных ценностей, пропаганда программных целей.
  • Проведение избирательной кампании.
  • Подготовка кадров профессиональных политиков.
  • Подбор кандидатов на выборные органы.
  • Организация акций (митингов, демонстраций и др.) поддержки или недоверия правящему режиму.

Классификации политических партий.

По идеологической направленности:

  • социал-демократические
  • консервативные
  • либеральные (от лат. свободные)
  • клерикальные (от лат. религиозные).
  • националистические.

По участию в осуществлении власти:

  • правящие (находятся у власти)
  • оппозиционные (не находятся у власти, главная цель- прийти к власти).

По внутренней организации.

Кадровые:

  • немногочисленные
  • отсутствует сильная организация на местах
  • остит из авторитетных деятелей
  • ориентируются на выборы
  • отсутствует фиксированное членство (нет партийного билета)
  • нет членских взносов.

Массовые:

  • многочисленные
  • имеют сложную организационную структуру
  • ориентируются не только на выборы, но и ведут и большую массово-политическую и идейно-воспитательную работу
  • источник финансирования – членские взносы.

По шкале политического спектра:

  • левые – выступают за интересы трудящихся, вытеснение частного сектора экономик, признают революционные методы действия;
  • правые – отстаивают неприкосновенность частной собственности, сильную, государственную власть, стабильность;
  • центристские – ориентируются на компромисс, сотрудничество.

По способу деятельности:

  • реформистские – стремятся к постепенным преобразованиям в обществе с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;
  • революционные – стремятся к преобразованиям общества с использованием средств борьбы, которые с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима являются незаконными.

Партийная система.

Партийная система – это совокупность отношений между действующими в стране политическими партиями.

Типы партийных систем.

  • Однопартийная: власть осуществляет одна партия (Индия, Китай, Куба, Северная Корея, Япония).
  • Двухпартийная: у власти одна из двух больших партий (Великобритания – лейбористы и консерваторы; США – демократы и республиканцы).
  • Многопартийная: несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов (Россия, Италия, Испания, Франция, Швеция).

Политическое движение.

Политическое движение – это общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемое его участниками.

Партия, выступающая за приспособление старой системы к новым изменившимся условиям без особых потрясений называется:

Выберите один ответ.

a. реакционной;
b. консервативной;
c. реформистской;
d. революционной;

Баллов за ответ: 1/1.

Наиболее полно права и свободы гражданина РФ закреплены в:

Выберите один ответ.

a. Гражданском кодексе РФ;
b. Трудовом законодательстве;
c. Конституции РФ;
d. Декларации прав человека и гражданина РФ;

Баллов за ответ: 1/1.

Законодательная власть в России представлена:

Выберите один ответ.

a. Президентом РФ;
b. Главами субъектов РФ;
c. Федеральным Собранием РФ;
d. многонациональным народом России;

Баллов за ответ: 1/1.

Какие государства являются Федеративными?

Выберите один ответ.

a. ФРГ, США, Австралия;
b. Болгария, Венгрия, Чехия;
c. Англия, Франция, Швеция;

Баллов за ответ: 1/1.

Выдвижение обвинения против Президента РФ относится к компетенции:

Выберите один ответ.

a. Государственной Думы РФ;
b. Совета Федерации РФ;
c. Конституционного Суда РФ;
d. Администрации президента;

Баллов за ответ: 0/1.

Российская Федерация это государство с:

Выберите один ответ.

a. либерально-демократической формой правления;
b. республиканской формой правления;
c. демократической формой правления;
d. федеративной формой правления;

Баллов за ответ: 0/1.

Форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом, называется:

Выберите один ответ.

a. олигархией;
b. демократией;
c. конституционной монархией;
d. парламентаризмом;

Баллов за ответ: 1/1.

Политический плюрализм является условием и признаком:

Выберите один ответ.

a. тоталитарного государства;
b. деспотического государства;
c. демократического государства;
d. авторитарного государства;

Баллов за ответ: 1/1.

Question10

Суверенитет государства означает:

Выберите один ответ.

a. наличие парламентаризма;
b. целостность;
c. не отчуждаемость его субъектов;
d. независимость;

Баллов за ответ: 1/1.

Question11

Важнейшим элементом правового статуса человека является:

Выберите один ответ.

a. социальная роль;
b. национальность;
c. возраст;
d. гражданство;

Баллов за ответ: 1/1.

Question12

Государственное устройство России основано на принципе:

Выберите один ответ.

a. социализма;
b. федерализма;
c. гуманизма;
d. демократизма;

Баллов за ответ: 1/1.

Question13

Централизованное государство это разновидность:

Выберите один ответ.

a. правового государства;
b. конфедерации;
c. унитарного государства;
d. федерации;

Баллов за ответ: 1/1.

Question14

Какие государства являются Унитарными?

Выберите один ответ.

a. Бразилия, Индия, Англия;
b. ФРГ, США, Австралия;
c. Дания, Франция, Швеция;

Баллов за ответ: 1/1.

Question15

Принцип светского государства означает:

Выберите один ответ.

a. наличие разделения властей;
b. отсутствие в государстве официальной религии;
c. наличие государственного суверенитета;
d. наличие правового государства;

Баллов за ответ: 1/1.

Question16

Функция, характерная для законодательных органов власти:

Выберите один ответ.

a. выработка внутренней политики государства;
b. контроль за исполнением законов;
c. принятие законов;
d. формирование политических партий;

Баллов за ответ: 1/1.

Question17

Возрастной ценз для кандидата на должность президента составляет:

Выберите один ответ.

a. 30 лет;
b. 35 лет;
c. 45 лет;
d. 40 лет;

Баллов за ответ: 1/1.

Question18

Один из признаков правового государства:

Выберите один ответ.

a. верховенство исполнительной власти по отношению к судебной;
b. реальное разделение властей;
c. верховенство законодательной власти;
d. верховенство судебной власти над исполнительной и законодательной;

Баллов за ответ: 1/1.

Question19

Депутаты Федерального Собрания могут совмещать свою должность с:

Выберите один ответ.

a. преподавательской;
b. адвокатской;
c. с судейской;
d. предпринимательской;

Баллов за ответ: 1/1.

Question20

За постепенное изменение социальных порядков в обществе выступают:

Выберите один ответ.

a. реформистские партии;
b. консервативные партии;
c. реакционные партии;
d. революционные партии;

Баллов за ответ: 1/1.

Question21

При демократии основные органы власти:

Выберите один ответ.

a. формируются Федеральным собранием;
b. избираются путём свободных выборов;
c. формируются Правительством;
d. формируются Президентом;

Баллов за ответ: 1/1.

Question22

Форма государственного устройства это:

Выберите один ответ.

a. территориальная структура организации государства;
b. способ организации политической власти;
c. система организации высших органов государственной власти;
d. это система органов, через которую государство реализует свои функции;

Баллов за ответ: 1/1.

Question23

Народ при демократии является:

Выберите один ответ.

a. объектом управления;
b. субъектом власти;
c. высшим источником власти;

Баллов за ответ: 1/1.

Question24

Правовое государство - это:

Выберите один ответ.

a. форма правления;
b. всеохватывающая организация общества, основанная на верховенстве закона;
c. форма государства, которое функционирует на основе подчинения большинства меньшинству;
d. организация политической власти собственников основных средств производства;

Баллов за ответ: 1/1.

Question25

Объявление амнистии относится к компетенции:

Выберите один ответ.

a. Правительства РФ;
b. Президента РФ;
c. Государственной Думы;
d. Совета Федерации;

Баллов за ответ: 1/1.

Question26

При демократии основные органы власти:

Выберите один ответ.

a. формируются президентом;
b. формируются федеральным собранием;
c. избираются путём свободных выборов;
d. формируются правительством;

Баллов за ответ: 1/1.

Question27

Возрастной ценз для кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ составляет:

Выберите один ответ.

a. 45 лет;
b. 35 лет;
c. 30 лет;
d. 40 лет;

Баллов за ответ: 0/1.

Question28

Партии отстаивающие неприкосновенность частной собственности называются:

Выберите один ответ.

a. правые;
b. левые;
c. центристские;
d. прогрессивные;

Баллов за ответ: 1/1.

Question29

За восстановление старых, отживших в общественной жизни структур выступают:

Выберите один ответ.

a. консервативные партии;
b. революционные партии;
c. реакционные партии;
d. реформистские партии;

Баллов за ответ: 1/1.

Question30

Юридическая ответственность за уголовные преступления носит :

Выберите один ответ.

a. предупредиельный характер;
b. карательный характер;
c. правовосстановительный характер;
d. штрафной характер;

Баллов за ответ: 1/1.

Question31

Не является политическим режимом:

Выберите один ответ.

a. парламентаризм;
b. демократия;
c. тирания;
d. авторитаризм;

Баллов за ответ: 1/1.

Question32

Назначение выборов Президента РФ относится к компетенции:

Выберите один ответ.

a. Совета Федерации РФ;
b. Администрации президента;
c. Государственной Думы РФ;
d. Конституционного Суда РФ;

Баллов за ответ: 1/1.

В 1905–1906 гг. обозначилось структурирование общественных сил, носивших до того характер аморфных политических течений. В этот период возникло несколько политических объединений, имевших характер общероссийских политических партий и действовавших как легально, так и нелегально.

Всего в России до 1917 г. действовало около 150 политических объединений, назвавших себя партиями. В подавляющем большинстве это были или недолговечные структуры, или малочисленные конгломераты случайных социальных элементов, или узко регионально-национальные союзы (польские, еврейские, латышские, армянские и т. д.). Партий общероссийских, охватывающих территорию империи, задававших тон в политической жизни государства, было немного.

Первая заявила о себе в 1898 г., и о ней речь шла выше. Партия же социалистов-революционеров оформилась как партия в 1901–1902 гг. Она объединяла различные народнические кружки и группы, действовавшие еще в XIX в. и считавшими себя продолжателями дела народовольцев. Главными деятелями партии являлись Е. К. Брешко-Брешковская, Г. А. Гершуни, М. Р. Гоц, В. М. Чернов, М. А. Натансон, А. А. Аргунов, Н. И. Ракитников, Е. Ф. Азеф, Б. В. Савинков. В 1905–1907 гг. в России действовало несколько десятков эсеровских партийных организаций, объединявших примерно 2,5 тысячи человек.

Департамент полиции принял на службу информатора, положив ему ежемесячное содержание в 50 рублей. На протяжении ряда лет Азеф являлся одним из самых ценных осведомителей полиции, а плата ему за услуги достигла огромной по тем временам суммы – 1000 рублей в месяц. Он выдавал многие планы террористических групп, их явки, транспорты с нелегальной литературой и оружием. Одновременно Азеф организовывал громкие террористические акции (убийство Плеве, великого князя Сергея Александровича), что долго отводило от него подозрение в провокаторстве. В 1908 г. грянул гром: бывший начальник Департамента полиции А. А. Лопухин подтвердил факт сотрудничества Азефа с тайной полицией. Дело обернулось громким скандалом для правительства, а эсеровскую партию оно повергло в состояние коллапса.

На самом деле социальной основой партии являлись земско-либеральные элементы левой ориентации, а также профессура крупнейших университетов, как и лица свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты, писатели). Общелиберальные лозунги и призывы кадетов находили широкий отклик, и после создания партии ее ряды быстро росли. Уже весной 1906 г. численность партийных рядов достигла 70 тыс. человек. Однако после спада революционного напряжения численность резко пошла вниз: весной 1908 г. в составе партии насчитывалось не более 30 тыс. человек.

Программа Конституционно-демократической партии вобрала в себя многие представления передовой либеральной европейской мысли. Здесь были положения о равенстве всех перед законом, о ликвидации сословных разграничений, прямых и всеобщих выборах, о свободе совести и вероисповедания, о свободе печати и общественных ассоциаций, о неприкосновенности личности и жилища, о свободе передвижения, о ликвидации паспортной системы, о свободе культурного самоопределения. Они высказывались за контроль Государственной думы за государственными финансами и за деятельностью высшей администрации.

Октябристы не являлись строго организованной партией; это был скорее временный союз довольно разношерстных общественных элементов из числа имущих, желавших принять участие в выработке политических решений. Во главе партии стояло правое крыло земско-либерального движения во главе с графом П. А. Гейденом, Д. Н. Шиповым, М. А. Стаховичем, Н. А. Хомяковым. Но уже в 1906 г. на первую роль выдвинулся выходец из семьи старинного московского купечества, известный деятель Московского городского управления А. И. Гучков, ставший бесспорным лидером этой партии.

В конце 1905 г. стали структурно оформляться и политические партии правой ориентации, объединявшие сторонников неограниченной монархии, приверженцев исторических начал власти, выступавших против конституционных нововведений и усматривавших в них угрозу трону и России. Но до самого конца самодержавия сколько-нибудь значительной организованной политической силы у власти не было. Потом, когда была избрана Третья Государственная дума, появились значительные фракции проправительственной направленности, но вне думских стен политическая роль подобных объединений была малозаметной. Это объяснялось не тем, что не было сторонников монархии, что все население сплошь стало либеральным или радикальным. Суть проблемы коренилась в другом: самые лояльные элементы оказались и наиболее политически инертными.

Русское собрание несколько лет было центром притяжения всех правых сил. В ноябре 1905 г. оно опубликовало свою избирательную программу, ставшую образцом для подражания других монархических организаций. В ней однозначно выражалась приверженность неограниченной монархии и говорилось о необходимости единения царя и народа.

В конце 1905 г. в Петербурге возникла самая значительная правая организация – партия Союз русского народа (СРН), устав которой был утвержден 7 августа 1906 г. Ее возглавили А. И. Дубровин и В. М. Пуришкевич. Первый был врачом по профессии и состоял раннее в Русском собрании, а второй происходил из дворян Бессарабской губернии, служил чиновником в Министерстве внутренних дел и был завсегдатаем петербургских консервативных салонов. Союз русского народа вскоре стал самой массовой и влиятельной организацией правых.

Лидеры правого движения прекрасно понимали, что они не могут рассчитывать на поддержку в образованных слоях населения, что их главная опора, их базовый социум – темная и инертная масса, способная усвоить только эмоциональные и доступные понимаю политические призывы. На съезде монархистов в конце 1906 г. в Киеве один из участников барон Н. А. Энгельгардт призывал начертать на черносотенном знамени простые и ясные слова: «Россия для русских! За Веру, Царя и Отечество! За исконные начала: Православие, Самодержавие и Народность! Долой революцию! Не надо конституции!

Казалось, что монарх солидарен с правыми в неприятии всех политических новаций, объявленных в Октябрьском манифесте. Да, царь тоже считал, что изменение принципов и структуры власти вещь вредная и недопустимая. Сердцем он был с теми, кто ратовал за сохранение исконных начал и основ. Но слово было произнесено, решение встать на путь либеральных преобразований было бесповоротным.

Политические партии, как реальная политическая сила, выступают в качестве главных элементов гражданского общества с точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов.

Политическая партия – это добровольно организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.

Отличия политической партии от других политических сил

– партия представляет собой организацию, т. е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей, имеющее определенную внутреннюю структуру (устав, членство, руководящие органы, местные организации, поддерживающие регулярные связи с центральным руководством);

– цель партии – завоевание и осуществление власти; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов;

– обеспечение народной поддержки и стремление оказывать прямое влияние на политическую жизнь (пропаганда, проведение общественных акций, голосование, активное членство в партии и др.);

– партия является носителем определенной идеологии;

– наличие программы действий;

– особый социальный статус и правовой режим, т. е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование деятельности.

Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н. э.); в Средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между “партиями” Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.). Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

Типологии политических партий

* по происхождению: партии электорального и парламентского происхождения; партии “внешнего происхождения”;

* по структуре и организации внутренней жизни (М. Дюверже):

1) кадровые – современные кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров – политического комитета; немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

2) массовые (как продукт всеобщего избирательного права) представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплинированностью, высокой степенью идеологизированности, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые – к мобилизации широких народных масс.

* по социальному признаку: классовые, интерклассовые (межклассовые);

* по отношению к месту в политической системе: легальные, полулегальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и прочие.

Правящие (правительственные) партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике.

* по целевым и идейным установкам, способам и формам действия: радикальные, либеральные, консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений), революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках); коммунистические, социалистические и социал-демократические; клерикальные (религиозные); националистические; христианские и т. д.;

* по числу депутатских мест в парламенте: мажоритарные партии, партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные и т. д.;

* по членству в партии: открытые (со свободным членством) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

* по шкале политического спектра: левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся), центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть).

В политологии выделяют и другие типы партий:

– Партии избирателей (“партии-хватай-всех”) стремятся привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

– Партии с сильной структурой: если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, консервативная партия Великобритании).

– Партии со слабой структурой: представители этих партий в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, демократическая и республиканская партии США).

– Партии, организационно оформленные: члены этих партий получают партбилеты и платят членские взносы; и партии, организационно не оформленные: в этих партиях отсутствует официальное членство, чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности к ней.

– Партии с прямым (кандидат принимается в партию в индивидуальном порядке) и косвенным членством (человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией).

– Соревновательные партии (действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее), монопольные партии (осуществляют в политической системе высшую власть, не признавая никакой другой партии), патронажные партии (их деятельность направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников).

Структура политической партии включает: блок избирателей; официальную партийную организацию; партию в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).

Функции политической партии

– выработка стратегии развития общества (происходит это путем постановки цели, написания и распространения программы партии);

– борьба за политическую власть и формирование правящей элиты и правительства;

– функция правительства – участие в разработке, применении и внедрении правил и взаимодействия политических институтов, в контроле органов власти;

– согласования и обобщения интересов и потребностей различных групп общества;

– представительства интересов – формулирование обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и доведение их до властных структур;

– коммуникации: представляя интересы социальных групп, партии обеспечивают взаимосвязь власти и общества;

– мобилизации и политической социализации: культивирование с помощью средств агитации и пропаганды определенных ценностей и стереотипов поведения, передача политического опыта и пр.;

– политического рекрутирования: отбор лучших кандидатов на руководящие должности;

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях: число партий; наличие доминирующей партии или коалиции; уровень состязательности между партиями.

Типы партийных систем

А) Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов: при ней правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий (существует в настоящее время в ряде стран Африки – Заир, Того, Габон); предназначение единственной легальной партии – демонстрация “всенародной” поддержки существующему режиму. Разновидности однопартийной системы: 1) исключается даже номинальное существование других партий, на деле такие партии являются частью государственного аппарата; 2) “искусственная многопартийность”, при которой осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии (Китай), а деятельность партий-сателлитов осуществляется через их интеграцию в национальный и народный фронты и жестко регламентируется.

Б) Двухпартийная система (“бипартизм”), при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Разновидности двухпартийной системы: классический вариант (США, Великобритания), при котором две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей, остальные партии лишены доступа к власти; система “двух с половиной партий” (или “две плюс одна партия”), при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть (Канада, Австрия, Австралия).

В) Многопартийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. Разновидности многопартийной системы: “поляризованного плюрализма” (характерны наличие антисистемных партий; существование двусторонних оппозиций; центральное положение одной или группы партий; значительное идеологическое размежевание); “умеренного плюрализма” (борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства).

Тип партийной системы зависит от факторов: формы государственного правления; избирательной системы; наличия постоянного раскола в обществе (деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества).

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Это понятие охватывает различные объединения граждан (ассоциации, союзы, фронты и т. п.), которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но становятся в определенной мере субъектами политической жизни, сочетая функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

Признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий

* Идейно-политическая ориентация движений шире и менее определенна, а цели намного конкретнее, чем у партий. В движениях могут участвовать люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели, ради достижения которой создается движение. В этой связи движения часто приобретают массовый характер.

* В движениях, как правило, отсутствуют единая программа и устав. Они отличаются непостоянным количеством участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями, их могут также поддерживать различные общественные организации и ассоциации партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

* Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются.

Типология общественно-политических движений

1) по отношению к существующему строю: консервативные, реформаторские и революционные;

2) по идеологической основе: либерально-демократические, консервативные, социалистические;

3) по национальному признаку: национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

4) по демографическому признаку: женские, молодежные, студенческие и др.;

5) по степени организации: стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;

6) по масштабам: международные, региональные, в стране, штате, республике;

7) по методам и способам действия: легальные, нелегальные; формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Функции общественно-политических движений: конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения; создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями

А) Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.

Б) Партии или блок партий могут сами создавать движения. Партии могут руководить некоторыми движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

В) Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (движение против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в случаях, когда выдвинутые задачи сложны, борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к власти, политическое движение преобразуется в партию (движение “зеленых”).

Группы интересов – неформальные добровольные временные объединения лиц, сплоченных вокруг конкретного интереса; информированы об основном вопросе и знают, чего они хотят; апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; их задача – оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть; действуют за кулисами, в коридорах партий, парламентов, используя личные связи.

Типология групп интересов:

* в зависимости от ориентирования на различные сферы деятельности: в экономической сфере и мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); в сфере досуга и отдыха (например, спортивные союзы); в сфере религии, науки и культуры (например, научные ассоциации); в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т. д.);

* в широком социокультурном контексте (Ж. Блондель): группы по обычаю (на почве идеальных общинных групп), институциональные группы (формальные организации внутри государственного аппарата), группы защиты (профсоюзы и предпринимательские ассоциации) и группы поддержки (экономические движения, антивоенные организации, ассоциации “за” или “против” чего-либо).

Методы достижения целей: преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; упорядочение, согласование, иерархизацию интересов по приоритетности и выработка общегрупповых целей; трансляция органам власти и другим политическим институтам сведений о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; участие в формировании политических элит, властных структур общества.

Наиболее распространенной формой воздействия этих групп интересов на органы власти является лоббирование. Лоббизм – 1) давление на парламентариев путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта; 2) институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Неприкосновенность частной собственности

Хотя Конституция РФ буквально не провозглашает неприкосновенность частной собственности, тем не менее, она является важным компонентом содержания конституционного права частной собственности [1].

В науке конституционного права и судебной практике Конституционного Суда предпринимаются попытки определитьнормативное содержание конституционного принципа неприкосновенности частной собственности.

Конституционный Суд в ряде своих постановлений пришел к выводу, что принцип неприкосновенности собственности включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности [11].

Представляется, что содержание конституционного принципа неприкосновенности частной собственности составляют: 1) невмешательство кого бы то ни было в осуществление права частной собственности; 2) охрана права частной собственности и ее объектов; 3) защита права частной собственности и ее объектов; 4) недопустимость произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности. На каждый из этих элементов распространяется конституционный принцип равноправия.

Невмешательство кого бы то ни было в осуществление права частной собственности предполагает обязанность государства обеспечить состояние определенной автономии человека, его имущества от государства, общества и других людей посредством установления необходимых запретов, а также правового закрепления статуса человека как собственника.

Под охраной понимаются меры, осуществляемые государственными органами и общественными объединениями, направленные на предупреждение нарушений прав и обязанностей, на указание причин, их порождающих, устранение препятствий (не являющихся правонарушениями) и способствующие, таким образом, нормальному процессу реализации прав[13]. Это определение в полной мере касается права частной собственности и ее объектов.

Защитаправа частной собственности и ее объектов представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, направленную на восстановление нарушенного или оспариваемого права частной собственности. В правозащитной деятельности участвуют и негосударственные структуры.

Недопустимостьпроизвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности. Этот элемент неприкосновенности частной собственности наиболее привлекателен для исследователей. Понятие ограничения конституционных прав и свобод,установление и толкование целей, принципов, способов и пределов ограничений относится к наиболее трудным и спорным аспектам юридической системы [14].

Установление ограничений права на частную собственность обусловлено необходимостью гарантировать стабильность в отношениях частной собственности, а также обеспечить развитие отношений частной собственности в конституционно допустимых рамках. Согласно с ч. 3 ст. 55 Конституции, право частной собственности может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, ограничения права собственности не исключают возможность осуществления правомочий собственника, а допускают их при наличии определенных условий, которые необходимо соблюдать. Ограничение понуждает собственника терпеть определенные действия третьих лиц в сфере его юридического господства либо воздерживаться от определенных действий.

В.М. Малиновская формулирует понятие правомерного ограничения прав и свобод человека и гражданина, понимая под ним ограничение, которое устанавливается федеральным законом, имеет как постоянный, так и временный характер, отвечает принципам справедливости, соразмерности, законности, обусловлено объективными причинами, целью его является установление баланса интересовиндивидуумов и общества в целом [24]. Безусловно, правомерное ограничение отличается от запретов совершения преступных действий и соответственно мер ответственности, устанавливаемых за нарушение соответствующих запретов. Правомерное ограничение направлено на ограничение позитивной, а не негативной деятельности.

Конституционный Суд, понимая, что достаточно общие формулировки Конституции об условиях ограничения прав и свобод таят опасность их неоправданно широкого толкования на практике и установления чрезмерных ограничений, предпринял усилия, чтобы поставить барьеры законодательному произволу. Опираясь на практику Европейского Суда по правам человека, Конституционный Суд РФ выработал такие критерии ограничения законом основных прав, как: 1) необходимость, пропорциональность, соразмерность ограничений конституционно признаваемым целям; 2) справедливость [28] и адекватность ограничений; 3) сохранение существа и реального содержания права [29].

Итак, наука и судебная практика в качестве критериев ограничения права на собственность как одного из конституционных прав называют следующие условия: 1) наличие реального или возможного вреда государственным и общественным интересам; 2) невозможность защиты иных прав и законных интересов другими способами; 3) соразмерность ограничений; 4) причинение меньшего вреда по сравнению с предотвращаемым вредом; 5) не персонифицированный характер ограничений; 6) четкость и недвусмысленность формулировок ограничений.

[1] Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юрист, 2004. С. 245.

[2] См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 245.

[3] Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 3. С. 43.

[4]Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3695.

[9] Гошуляк В.В. Институт собственности в конституционном праве России. М., 2003. С. 72.

[10] Патюлин В.А. Неприкосновенность личности как правовой институт // Советское государство и право. 1973. № 11. С. 13. Цит. по: Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 119.

[12] Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности // Журнал российского права. 2006. № 12.

[13] См.: Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 202-203.

[14] Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

[15] См.: Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999. С. 208 - 209.

[16] См.: Курдиновский В.И. Об ограничениях права собственности на недвижимое имущество по закону: (По русскому праву). Одесса, 1904. С. 81 - 82.

[17] См.: Камышанский В.П. Пределы и ограничения права собственности. Волгоград, 2000. С. 69 - 70.

[18] Камышанский В.П. Конституционные ограничения права собственности // Правовые вопросы недвижимости. 2004. № 2.

[20] См., напр.: Уильям Бернам. Правовая система Соединенных Штатов Америки. М.: Новая юстиция, 2006. С. 747.

[21] Honore A. M. Ownership. In. Oxford Essays in Jurisprudence. Oxford , 1961. P. 107-147.

[22]Бесштанько А. В. Конституционно-правовые основы частной собственности в Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 8.

[23] Прозоров И.В. Указ. соч. С. 20-21.

[24] Малиновская В.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7.

[25] Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8.

[26] Малиновская В.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8.

[27] См., например: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Карповича. М., 2002. С. 380.

[28] Основным критерием при оценке справедливости ограничений права собственности являются не индивидуальные интересы собственника, а надлежащий баланс его (собственника) и публичных интересов. Данная позиция была неоднократно подтверждена Европейским Судом по правам человека. Из выработанных Европейским Судом подходов исходит и Конституционный Суд РФ. Вместе с тем нам еще предстоит найти оптимальный баланс между тенденциями капитализации постсоциалистической собственности и социализации капитала, явившегося результатом периода его первоначального (в том числе криминального) накопления. В России актуальной является проблема поиска оптимального сочетания свободы личной инициативы, частной собственности и предпринимательства, с одной стороны, и социальной справедливости, гарантирования определенного минимума социальных благ всем членам общества - с другой. См. об этом: Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008. С. 150.

[29] О недопустимости искажения существа конституционных прав человека и введения таких ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями, см. напр.: По делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Шенгелая Зазы Ревазовича: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2003г. № 20-П // Российская газета. 2004. 14 января; По делу о проверке части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2001г. № 11-П // Российская газета. 2001. 4 июля.

[31] Малиновская В.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

Читайте также: