Какие обязанности несет государство национализировавшее иностранную собственность

Обновлено: 17.05.2024

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц.

В случае принятия РФ закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

35. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ДОВЕРЕННОСТЬ

В отличие от национализации, закон предусматривает право лица, которому принадлежало имущество, требовать его возврата после прекращения чрезвычайного обстоятельства, если это возможно, и восстановления права собственности на него (см. ч.
Главным вопросом в международном частном праве относительно национализации стало экстерриториальное признания и исполнения актов о национализации на территории иностранного государства. Исторически проблема экстерриториальной действия таких актов за рубежом встала особенно остро после Октябрьских событий в России 1917 года.

Все государства должны содействовать международному научному и техническому сотрудничеству и передаче технологии с надлежащим учетом всех законных интересов, включая, среди прочего, права и обязанности обладателей, поставщиков и получателей технологии.

Следует отметить, что национализация иностранной собственности в СССР проходила параллельно с становлением правовых основ национализации иностранной собственности в международном праве. Так, в 1922 году прошла Каннская конференция, одна из резолюций которой признала право государства на национализацию. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов в национализации.

Каждое государство имеет право проводить национализацию иностранной собственности, руководствуясь собственными нуждами, что давно нашло признание в современной международно-правовой доктрине и судебной практике различных государств (1).

В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам – членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств.

В ходе проведения экономических реформ в нашей стране право осуществления внешнеэкономической деятельности получили государственные промышленные предприятия. В отношении их полностью действует принцип раздельной ответственности государства и юридического лица за некоторыми изъятиями из этого принципа в отношении казенных предприятий.

Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент национализации в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей.

При решении вопроса относительно права собственности на имущество, которое было объектом национализации, иностранные суды обычно принимают во внимание местонахождение такого имущества на момент принятия нормативного акта государства о национализации.

Если же истец требует наложить арест на имущество объединения по претензиям не к данному объединению, а к каким-либо другим государственным юридическим лицам или к самому государству, то на такое имущество взыскание обращено быть не может.
Доктрина акта государства запрещает судам одного государства обсуждать законность актов другого государства и выносить решение об их недействительности. В последние годы наметилась тенденция к умалению значения указанной доктрины и к ограничению сферы ее действия.

Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент национализации в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей.

В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики.

Признание права собственности государства на национализированное имущество, вывозимое им за границу, является необходимой предпосылкой осуществления международной торговли. Без признания экстерриториального действия национализации была бы невозможной международная торговля.

Это положение известно как доктрина акта государства. Она применялась в течение длительного времени в судебной практике ряда государств, и прежде всего в Великобритании и США. Доктрина акта государства исходит из того, что источником каждого акта государства является его суверенитет.

В соответствии с гражданским законодательством России при национализации гражданам выплачивается компенсация.

Это положение известно как доктрина акта государства. Она применялась в течение длительного времени в судебной практике ряда государств, и прежде всего в Великобритании и США. Доктрина акта государства исходит из того, что источником каждого акта государства является его суверенитет.

Гарантии от указанных принудительных мер не означают их безусловного запрета: государство вправе принудительно отчуждать имущество для государственных нужд при условии выплаты предварительного и равноценного возмещения (п. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Истец требовал возмещения убытков на том основании, что право собственности на это имущество все еще принадлежало ему.

Ведь для того, чтобы перейти от капитализма к социализму необходимо ликвидировать всю частную собственность и как средство производства установить общественную собственность.

Исследуются существующие в доктрине международного права и в практике государств подходы к этим институтам, а также проводится сравнительный анализ указанных форм лишения собственности.

Концепция изъятия собственности иностранцев, именуемого в настоящее время национализацией, есть часть общей проблематики конфликта интересов частного иностранного владельца капитала и государства-реципиента.

Согласно ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики.

В решении французского суда от 16 июня 1993 г. по искам И. Щукиной и И. Коновалова к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу и Музею имени А.С. Пушкина суд признал, что акт национализации — это акт государственной власти.

Приватизация — это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имущества в частную собственность.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством.

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области.

30. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ И ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Условия проведения национализации определяются внутренним правом каждого государства, а не международным.

43. ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Легальное определение национализации дано в п. 4 ст. 249 ГК. В соответствии с ним национализация — это обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц.

Национализация и приватизация имеют отношение к МЧП в случаях, когда это касается иностранной собственности, находящейся в Казахстане.

Национализацию следует отличать от реприватизации, реквизиции и конфискации имущества, поскольку все они выступают формами принудительного изъятия имущества у собственника. По условиям реприватизации допускает повторную продажу ранее приватизированного имущества новому частному владельцу, тогда как национализация предполагает переход объекта частной собственности в собственность государства.

Как средство экономической политики национализация нередко применялась по всему миру, особое распространение она приобрела и в СССР и, в частности, в РСФСР. Однако в конце XX века по всему миру прошла волна приватизаций, вызванная переходом к рыночному типу экономики, возросшей ролью частной собственности.

В доктрине международного права исторически существовали две точки зрения на вопрос о выплате компенсации при национализации и реквизиции, отражавшие позицию стран — экспортеров капитала и позицию стран — импортеров капитала (т.е. развивающихся стран).
При рассмотрении судами дел, касающихся национализированного имущества, применяются законы государства, осуществившего национализацию.

Недавно прошло любопытное и не совсем обычное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Оно было посвящено спору разводящихся супругов о разделе их иностранного недвижимого и движимого имущества.

Собственность за границей сейчас есть не только у олигархов. Фото: Depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

В нашем случае истица подала заявление в районный суд с просьбой разделить совместно нажитое с мужем имущество. А имущество у супругов было как на территории России, так и в других странах. Но ничего разделить у истицы не получилось. Российский районный суд решил, что все, что касается недвижимости на территории других государств, истице надо делить в судах тех государств, где совместное добро находится. Так спор закончился не начавшись - иск даме суд вернул. Областной суд с этим решением согласился.

Недовольная гражданка дошла до Верховного суда РФ. Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам ВС посчитала возражения истицы заслуживающими внимания.

"При решении вопроса о принятии к производству суда искового заявления в части раздела имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, существенные нарушения норм права допущены судами первой и апелляционной инстанций", - написал Верховный суд.

Ошибки коллег, по мнению высокого суда, выразились в следующем.

Начал Верховный суд с 47-й статьи Конституции, в которой сказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Семейный кодекс России расписывает семейные права, их защиту, условия и порядок вступления в брак и прекращение брака. Объясняет, когда брак признается недействительным, регулирует имущественные и неимущественные отношения между членами семьи.

По 34-й статье Семейного кодекса все нажитое в браке является совместной собственностью. Закон подробно расписывает, что относится к совместно нажитому добру. Это доходы каждого от трудовой деятельности и интеллектуального труда, пенсии и пособия. Общее имущество - движимые и недвижимые вещи, паи, ценные бумаги, вклады, доли в капитале, внесенные в банки или другие коммерческие организации. Общим будет любое имущество, купленное в браке, независимо от того, на чье имя это имущество куплено и кто платил за него деньги.

Фото: depositphotos.com

А вот важная статья Семейного кодекса - 161-я. В ней сказано, что личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов определяются государством, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии такого совместного места жительства - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. А личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации.

А еще из материалов дела видно, что супруги - граждане России и живут у нас в стране.

Возвращая истице исковое заявление, заявил Верховный суд, в районном суде не приняли во внимание то обстоятельство, что требования бывшей жены - это не иск о правах на недвижимость. Требования истицы "направлены на изменение режима совместной собственности". И вывод о том, что истец вправе делить спорное имущество исключительно в суде иностранного государства, там, где имущество находится, ошибочен.


Гражданский процессуальный закон не относит требование о разделе совместно нажитого имущества супругов (граждан России), которое находится на территории иностранных государств, исключительно к компетенции иностранной Фемиды. Верховный суд подчеркнул: такого рода иски подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.

Отказы местных судов делить иностранное имущество супругов Верховный суд РФ отменил и велел дело рассмотреть.

В.Т. Батычко
Международное частное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5.3. Применение законов о национализации

Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка.

Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, вытекает из общепризнанного принципа международного права — суверенитета государства. Осуществление национализации — это одна из форм проявления государственного суверенитета.

Каждое государство в силу суверенитета устанавливает свою политическую и экономическую систему, свою систему права собственности. Государство имеет исключительное право устанавливать содержание и характер права собственности, порядок приобретения, перехода и утраты этого права.

Право государства на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев.

Для правовой природы национализации характерны следующие общие черты:

— всякий акт национализации — это акт государственной власти;

— это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц;

— национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам);

— каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то в каком размере;

— законы о национализации имеют экстерриториальное действие, то есть должны признаваться и за пределами государства, их принявшего. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент национализации в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранным физическим и юридическим лицам, вытекает из такого общепризнанного принципа международного права, как суверенитет государства.

Во-первых, всякий акт национализации — это акт государственной власти;

во-вторых, это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц;

в-третьих, национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам);

в-четвертых, каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то в каком размере. Внутренний закон государства может предусмотреть предоставление компенсации, условия и время ее выплаты, что имело место в ряде стран.

Под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства.

Условия проведения национализации определяются внутренним правом каждого государства, а не международным. Каждое государство устанавливает свои правила национализации, однако можно выделить несколько общих черт: – национализацию может проводить лишь государственная власть посредством издания акта. В соответствии с Конституцией Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Существует долгий процесс национализации, включающий в себя издание акта, опись имущества, равноценное возмещение владельцу, изъятие;

– эта мера носит общественный характер;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

– не является наказанием, но носит принудительный характер, поскольку оспорить акт национализации невозможно;

– национализация осуществляется в отношении собственности как российских юридических и физических лиц, так и иностранных;

– только государство устанавливает размер компенсации, национализация носит возмездный характер;

– носит экстерриториальный характер, это означает то, что государство, осуществившее национализацию, признается за границей собственником имущества, не только находившегося на его территории, но и находившегося на территории другого государства.

При рассмотрении судами дел, касающихся национализированного имущества, применяются законы государства, осуществившего национализацию.

Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, т.е. должны признаваться и за пределами государства их принявшего.

Признание одним государством национализации собственности его граждан и юридических лиц проведенное одним государством часто становится в международной практике предметом международных соглашений. В таком соглашении могут быть урегулированы и взаимные имущественные претензии возникшие с проведением национализации. Урегулирование подобных претензий вытекает из самого факта признания действия национализации.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Полезные статьи:

Российские медики все чаще протестуют. Забастовки, митинги, флешмобы. Что происходит? Об этом "Idel.Реалии" поговорили с…

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.Понятие "государство"…

Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их…

Они действуют по ночам и рано утром - сотрудники милиции и судебные исполнители в черной…

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (статьи 1 - 4)РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО…

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите…

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц.

В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности.

Одновременно закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности.

В 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств, согласно которому (ст.2) «Каждое государство имеет право:

(а) регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами ..;

Европейская энергетическая хартия (г. Гаага, 17 декабря 1991 г.) прямо не закрепляет право принимающего государства на национализацию собственности иностранного инвестора, но подчеркивает суверенитет государства на энергоресурсы.

В свое время национализация, произведенная в России в 1917 г., была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями - договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Великобританией (1968 г.).

В современном российском законодательстве сохраняется право Российской Федерации на национализацию.

Согласно статьи 235 ГК РФ. Основания прекращения права собственности

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Статья 306. Последствия прекращения права собственности в силу закона

В случае принятия РФ закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Из этого следует, что к спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры рассматриваются в российских судах.

Акты национализации, так же как и другие меры государственного регулирования, как правило, признаются в судах и арбитражах различных государств. Это в равной степени относится к мерам регулирования внешней торговли, к мерам валютного регулирования и к мерам регулирования иностранных инвестиций, к числу которых относятся и акты национализации иностранной собственности.

Признание мер административного регулирования, в том числе, связанных с иностранными инвестициями, лежит в основании соглашений, подписанных в рамках ГАТТГенерального соглашения по тарифам и торговле.

В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, принятых в 70-х гг. XXв., в связи с проведенной в 60-х гг. XX в развивающихся странах национализацией, утверждалось суверенное право государства распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами признавалась законность актов национализации только при условии выплаты компенсации собственникам национализированного имущества.

При разрешении споров, связанных с принятием мер государственного регулирования, в сфере гражданско-правового регулирования, а следовательно, и в сфере международного частного права остаются вопросы определения размера компенсации,выплачиваемой собственнику национализированного имущества, являющегося иностранной частной инвестицией.




В этих случаях в ходе применения иностранными судами коллизионной нормы могут возникнуть коллизии в связи с толкованием тех или иных понятий, используемых в этой норме, т.е. так называемые скрытые коллизии.

В зарубежной практике применяются различные критерии преодоления конфликта квалификаций(скрытые коллизии).

В практике Международного центра по урегулированию инвестиционных споров защита вещных прав иностранного инвестора осуществляется путем толкования коллизионных норм с применением автономной квалификации (обобщения одинаковых понятий различных правовых систем, проявляется при заключении международных договоров).

Связанные с национализацией сложности были в определенной степени сняты путем создания правовых институтов, например Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (т.н. Вашингтонская конвенция подписана, но не ратифицированная РФ).

МЦУИС работает, руководствуясь Вашингтонской конвенцией по урегулированию инвестиционных споров. Вашингтонская конвенция была принята с целью защиты инвесторов (физических и юридических лиц) от "иммунитета" государства на территории которого находится объект инвестирования. Данная защита предусматривает изъятие инвестиционных споров из-под действия национальных судов и передачу их на рассмотрение специально созданного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Конвенция рассматривает два основных пути решения споров:

примирение сторон и

арбитражное производство

Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.

Обращение к таким специальным международно-правовым средствам зашиты прав иностранных инвесторов рассматривается (как и международный коммерческий арбитраж) в качестве альтернативного способа разрешения споров, подлежащих разрешению в рамках национальной правовой системы

В РФ согласно ст. 8 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" - Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.10 - Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Читайте также: