Какие мероприятия предусмотрены законодательством для обеспечения плодородия земель

Обновлено: 28.04.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад



Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Содержание охраны земель предусмотрена ст. 13 Земельного кодекса РФ:

  1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
  2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

  1. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  2. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
  3. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
  4. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
  5. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  6. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.
  7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков предусмотрена ст. 42 Земельного кодекса РФ:

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлены ст. 8. Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения":

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах, в том числе на сохранении целевого использования земельных участков.

п.2. ст.6 установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.

Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения":

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли:

снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;

снижение кислотности в кислых почвах ( ) на 10 процентов или более;

повышение щелочности в щелочных почвах ( ) на 10 процентов или более;

снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;

снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.

п.3.ст.6 установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации":

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

п.4.ст.6 установлено, что в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

п.5. ст.6 предусматривает, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

ГАЛИНОВСКАЯ Елена Анатольевна, ведущий научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

ХОМЯКОВ Дмитрий Михайлович, заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

МИСНИК Галина Анатольевна, профессор кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия

СИЗОВ Александр Павлович, заведующий кафедрой кадастра и основ земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии

ЛИПСКИ Станислав Анджеевич, заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству

Рекомендации

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России в 2018 году составляла 382,5 млн га, в том числе самая ценная часть -сельскохозяйственные угодья – 197,7 млн га [1] , из них 116, 2 млн га – пахотные почвы. В 2019 году посевы занимали 79,8 млн га, пары – 12,0 млн га.

Для сельского хозяйства должна производиться классификация и группировка почв, именно они обладают плодородием. Следовательно, нужны принципиально новые методологические основы и наборы методик исследования, основанные на получении, накоплении, проверке и алгоритмах использования массивов цифровых геопространственных данных о состоянии почвенного покрова.

По экспертным оценкам, уже 25 лет наблюдается ежегодный отрицательный баланс основных элементов минерального питания растений. В 1990 году внесение органических удобрений в расчете на 1 условную голову скота в хозяйствах всех категорий составляло 6,5 т, сейчас – менее 2,0 т. Торф не используется вовсе. В крайне незначительных количествах проводятся работы по известкованию почв. Необходимо пополнение запасов органического вещества за счет внесения в почву навоза и обязательной заделки пожнивных остатков для предотвращения потерь гумуса и восстановления агрономически ценной структуры почвы.

Стратегический национальный ресурс – почвы с их плодородием остаются недооценены и используются ненадлежащим образом, объемы используемых удобрений и мелиорантов недостаточны даже для простого воспроизводства плодородия.

Проводимый в настоящее время мониторинг не обеспечивает наблюдение за земельными участками и полями севооборота как производственным ресурсом. Он не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства.

Следует ввести в действующее законодательство полноценное, научно-обоснованное, однозначное, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Необходимо отметить особую роль землеустройства как комплекса мероприятий по изучению состояния почв, планированию, организации их рационального использования и охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального по утвержденному проекту использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Почвы, их характеристики и плодородие должны быть в числе обязательных критериев эффективности осуществления всех мероприятий по землеустройству. Неоднородность природных условий, почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик обуславливают невозможность введение универсальных сельскохозяйственных регламентов. Между тем существует большой опыт в создании зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), что позволяет эффективно и бережно использовать имеющиеся природные ресурсы (почву, влагу и др.).

В приоритетном порядке следует реализовать меры, направленные на восстановление системы профессиональной и научной подготовки кадров в области агрохимии, мелиорации и почвоведения, а также земельных отношений, землеустройства и кадастра.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1 ускорить доработку и внесение в Государственную Думу:

проекта федерального закона, направленного на установление порядка проведения государственного мониторинга земель и почв в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;

проекта федерального закона, предусматривающего усиление административной ответственности за порчу земли и почвы;

2.2 рассмотреть возможность утверждения государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;

2.4 рассмотреть целесообразность разработки нормативного правового акта по утверждению правил обращения, перемещения, хранения, переработки, утилизации, обеззараживания, использования органических отходов и органических удобрений;

2.5 усилить межведомственное взаимодействие в части устранения расхождений и несоответствия сведений о землях сельскохозяйственного назначения, аккумулирующихся в различных государственных информационных системах;

2.6 продолжить наращивать уровень государственной поддержки в целях обеспечения воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиорации земель и почв, разработки альтернативных инновационных подходов к использованию удобрений.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:

3.1 разработки мер организационного, структурного и финансово-экономического характера, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, покрытых травостоем, кустарником, мелколесьем и лесом малоценных пород, с целью вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство;

3.2 разработки системы мер, направленных на воспроизводство почвенного плодородия: восполнение запасов макро- и микроэлементов питания растений; внедрение зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), восстановление функционирования осушительных мелиоративных систем; внедрение высокотехнологичных методов переработки навоза и помета с регламентацией мер безопасного обращения — с момента постановки их на производство до реализации и применения агрохимических средств конечным потребителем; внедрение инновационных высокотехнологичных гуминовых и органо-минеральных препаратов и удобрений; разработка и внедрение микробных препаратов для восстановления плодородия почв;

3.3 установления обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей фактическое состояние земельного участка, в том числе показатели, характеризующие плодородия почв;

3.4 законодательного закрепления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий и почв, использование которых для других целей не допускается;

3.5 разработки механизма экономического стимулирования добросовестных землепользователей в зависимости от изменения основных показателей плодородия почв;

3.6 разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации, регулирующего организацию и порядок ведения почвенно-агрохимического мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;

3.7 создания научно-методического совета по обеспечению плодородия почв и восстановления системы регулярных почвенных обследований;

3.8 завершения подготовительных работ по организации государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с полным охватом им всех земель и почв, используемых для ведения сельского хозяйства;

4. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

4.1 активизировать работу по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в том числе в части ведения Красной книги почв Российской Федерации и ее региональных составляющих;

4.2 рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство об использовании и охране недр в части закрепления обязательного проведения работ по рекультивации нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, ликвидации или консервации отработанных горных выработок после завершения добычи полезных ископаемых (карьеры, шахты, скважины), а также введения прямого запрета на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на участках недр, расположенных в границах земель сельскохозяйственного назначения до их перевода в иную категорию.

5. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации информировать высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров по направлениям подготовки агрохимия и почвоведение (35.03.03, 35.04.03, 06.03.02), землеустройство и кадастры (21.03.02, 21.04.02), о своевременном уточнении учебно-методических материалов и усилении земельно-правовых аспектов при подготовке бакалавров и магистров с учетом вступивших в силу федеральных законов и находящихся на рассмотрении проектов федеральных законов по вопросам землеустройства и сохранения почвенного плодородия.

6. Рекомендовать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотреть возможность:

6.1. сосредоточения в едином государственном информационном ресурсе всех сведений о земле, в том числе сведений о сельскохозяйственных угодьях, и о состоянии почв;

6.2 разработки единой упрощенной схемы передачи мелиоративных систем в собственность пользователей земельных участков и внесения в правоустанавливающий документ на земельный участок сельскохозяйственного назначения сведений о видах сельскохозяйственных угодий, мелиоративных систем и (или) отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

6.3 совершенствования работы по ведению государственного мониторинга земель и почв, включающего в себя своевременное выявление изменений их состояния, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

7. Рекомендовать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить своевременный и полный государственный надзор за целевым и рациональным использованием земель и проведением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв.

8. Рекомендовать законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

8.1 активизировать разработку и утверждение нормативных правовых актов агроэкологического районирования земель сельскохозяйственного назначения сельских поселений с использование адаптивно-ландшафтного подхода, которые включают перечень требований и обязательных мероприятий по улучшению и охране почв от ветровой, водной эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, а также по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, по сохранению достигнутого уровня плодородия почв и мелиорации;

8.2 завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий;

8.3 изучить опыт субъектов Российской Федерации по внедрению зональных противоэрозионных, адаптивно-ландшафтных систем земледелия, направленных на обеспечение воспроизводства плодородия, охрану почв и агроландшафтов, а так же эффективному и рациональному использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве;

8.4 повысить эффективность использования мелиорированных земель и почв;

8.5 активизировать деятельность по нормативному обеспечению и ведению красных книг почв субъектов Российской Федерации.

9. Рекомендовать Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ:

9.1 скоординировать работу по подготовке и имплементации законодательной базы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения с учетом региональных особенностей и плодородия почв;

9.2 изучить возможности разработки модельного законодательства для совершенствования комплекса мер по обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

[1] По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году,

Читайте также: