Какие имущественные права могли иметь женщины в древней руси

Обновлено: 14.05.2024

Процесс становления правовой системы в Древней Руси происходит вместе со становлением государственности.

Наиболее ярким свидетельством этого является Русская Правда, ставшая основным законодательным памятником Древней Руси. Имеющиеся списки Русской Правды, дошедшие до нас в большом количестве, можно условно разделить на две группы:

1) древнейшая редакция Русской Правды, так называемая "Краткая", которая состоит из двух частей - Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Источник Правды Ярослава - обычное право, а Правда Ярославичей основана и на нормах обычного права, и на законодательстве и судебной практике князей;

2) Пространная Правда, состоящая из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Ее источниками были законодательство князей и судебная практика. Русская Правда является кодексом древнерусского феодального права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов.

Древнерусское Феодальное право характеризуется следующими чертами: это право кулачное, т.е. право политически и экономически сильного; оно является правом-привилегий господствующего класса и отдельных его слоев внутри класса феодалов сравнительно с правом трудящегося населения. Женщины в феодальном праве особо не выделялись, более того, их правовой статус был очень ограничен, что предопределяло их правовую защиту. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого, внучки Владимира Мономаха.

Ольга (около 890-969 гг.) стала первой христианской киевской княгиней. Став супругой первого великого князя Киевского Игоря(912-945 гг.), после его смерти правила до совершеннолетия их сына Святослава. Обычай кровной мести, который существовал в раннем средневековье, заставил Ольгу покарать убийц мужа. Ольга сочетала в себе незаурядный ум, энергию и редкие государственные качества. Она впервые создала систему управления княжеством, вела успешную борьбу с соседним племенем древлян, нередко угрожавшим ее государству, а также стремилась к расширению связей Руси с сильнейшими державами того времени - Византией и империей Оттона. Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сборов и их систематичность.

Участие великих княгинь в государственных делах было традицией. Например, без подписи Анны, действовавшей от лица византийского духовенства, Устав как документ был бы не действителен. Анна Романовна, сестра византийского императора, стала в 988 году женой киевского князя Владимира Святославича и более 20 лет прожила на русской земле.

Появление документов более позднего времени (ХVвв.) было невозможным без участия и подписей княгинь. Например, в Уставе новгородского князя Всеволода о церковных судах имя "княгини Всеволожей" стояло в одном ряду со старостами и сотскими" самыми влиятельными лицами в Новгороде ХV веков.

Участие княгинь в законодательной и исполнительной деятельности - показатель высокого уровня развития государственной, правовой, социальной и культурной систем Древней Руси.

Летопись "Повесть временных лет" рассказывает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) - Предславе, активной участнице борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015-1019 гг.

Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (около 1024-не ранее 1075 г.) в середине века (1049-1060) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она была правительницей Франции, в период малолетства сына Филиппа Анна, зная латынь (официальный язык того времени), обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора века.

Целям расширения и укрепления международных контактов Руси служили браки дочерей Ярослава Мудрого: Елизаветы с норвежским принцем Гарольдом, а после его смерти с датским принцем, и Анастасии Ярославны с венгерским королем Андреем в 1046 году.

Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна Всеволодовна основала в 1086 г. первую известную в истории Руси школу для девочек (при киевском Андреевском монастыре).

Нередко в это время женщины княжеского сословия или имевшие духовный сан (например, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В Киевской, Новгородской, Ипатьевской летописях, отражающую историю русских земель с середины века, упоминаются имена многих княгинь и боярынь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств и правивших единолично.

В период обособления русских княжеств, княгини и боярыни довольно часто участвовали во внутриполитических конфликтах, княжеских междоусобицах, раздорах и заговорах каких-либо боярских группировок. В это же время знатные женщины содействовали продвижению тех лиц, которые проводили политику укрепления княжеств.

Ордынское иго изменило общую картину социально правового положения женщин в русских удельных княжествах. Русские летописи середины века почти не упоминают об участии в политической жизни женщин. Жены, дочери русских князей представлены как объекты насилия, захвата, плена. Но и в этот период можно привести в качестве примера жену Дмитрия Донского - суздальскую княжну Евдокию, сыгравшую большую роль в истории Московского княжества.

Выдающиеся женщины - великая княгиня московская Софья Фоминична (Зоя Палеолог), великая княгиня тверская Елена Стефановна, рязанская княгиня Анна Васильевна проявила себя в политической жизни и борьбе, как в Русских княжествах, так и за рубежом.

Нужно отметить, что только женщины привилегированного сословия проявляли себя на политическом, дипломатическом и культурных поприщах. Эти женщины - полноправные правительницы в своем княжестве или вотчине; обладательницы личных печатей, символизировавших их власть в княжествах и королевствах; регентши, опекуны. Женщины привилегированного сословия отличались на Руси высоким уровнем образованности и культуры по тем временам, что позволяло им принимать участие в государственных делах, в управленческой деятельности.

То, что женщины вышли на политическую арену (как Ольга - правопреемница власти мужа во главе княжества) - это касалось только высшего звена общества и было исключением из правил. Значительная часть женщин не участвовала в политической жизни. Политическая деятельность была, как правило, прерогативой мужчин.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ В ДРЕВНЕЙ РУСИ - тема научной статьи по истории и историческим наукам из журнала Клио

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ОМЕЛЬЯНЧУК

кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Владимирского

В статье рассмотрен состав собственности замужней женщины в Древней Руси, состоящей из приданого, вена, а также имущества, полученного в результате наследования, подаренного и выделенного ей мужем в период пребывания в браке, сделанного своими руками и купленного за свой счет; показана эволюция имущественных отношений супругов в Древней Руси от принципа подчинения имущества жены праву мужа к принципу раздельности имущества мужа и жены; исследован порядок наследования супругов в древнерусской семье.

Ключевые слова: Древняя Русь, брак, семья, имущество, наследование.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Имущественные отношения супругов являлись важной частью внутрисемейных отношений и отражали характер семейного союза в Древней Руси и его эволюцию.

Имущественные права супругов и порядок наследования в древнерусской семье языческого периода отражены в Русской Правде. И хотя появление этого документа относится уже к более поздним христианским временам, имеется достаточно оснований утверждать, что он зафиксировал некоторые нормы обычного права, сложившиеся еще до крещения Руси. В частности, древнерусская девушка не имела права наследовать

Лишенная права наследовать отцовское имущество древнерусская девушка при выходе замуж получала приданое, о чем говорится во второй части ст. 95 Пространной редакции

Сведения о приданом, содержащиеся в древнерусских источниках, относятся исключительно к представительницам высших слоев населения. Например, суздальский князь Всеволод Юрьевич в 1187 г., выдавая замуж свою дочь Верхуславу, дал ей «многое

После вступления в брак в собственность жены переходило и так называемое вено. Изначально вено являлось выкупом за невесту, передаваемым женихом семье своей будущей супруги при заключении брака путем купли-продажи. Впоследствии, когда появился договорной брак (приведение невесты в дом жениха), родители отказались от вена в пользу дочери. Таким образом, появился обычай, по которому жених во время свадьбы должен был передать часть своего имущества невесте, вероятно в качестве компенсации за полученное им приданое. Подобная традиция существовала и у соседей Руси: чехов, поляков, балтийских славян9.

Вено как способ материального обеспечения будущей супруги сохранилось и после принятия христианства. Оно оставалось в собственности невесты даже в случае смерти жениха. Так, в 1233 г. накануне своей свадьбы умер новгородский князь Федор Ярославич. Его отец, владимирский князь Ярослав Всеволодич, отдал все подарки

невесте и с честью отпустил ее к родителям10.

В княжеских семьях часть имущества, передаваемая будущей супруге, могла быть весьма значительной. Например, новгородский князь Рюрик дал за вено своей любимой

Источники, относящиеся к языческому периоду, недостаточно освещают имущественные отношения супругов в древнерусской семье, поэтому выяснить, на каких правовых основах они строились, достаточно сложно. Ряд исследователей Х1Х в. (И.Д. Беляев, К.А. Неволин, О. Ланге и А. Добряков) считали, что в Киевской Руси с языческих времен существовал принцип раздельности супружеского имущества, служивший

В договоре князя Олега говорится, что жена беглого убийцы, имущество которого

подлежало конфискации в пользу родственников его жертвы, оставляла за собой часть семейного достояния: «Аще ли убежить сотворивый убийство. да часть его [имущества убийцы] возметь ближний убьенаго; а и жена убившего, да иметь толицем же, пребудеть

Перечисленные факты, по мнению вышеназванных исследователей, убедительно доказывают существование у древнерусских женщин собственного имущества еще с языческих времен.

Но есть и противники данной точки зрения. Так, В.О. Ключевский справедливо замечает, что нормы права, содержащиеся в договоре 911 г., состоят из двух частей: византийской и собственно русской, и различить, где в них римско-византийский элемент, а где русский, очень сложно. К тому же русский, в свою очередь, делится на два: варяжский и славянский20. По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, вышеупомянутый пункт соглашения 911 г. о сохранении части имущества преступника за его женой был

принят под влиянием именно норм византийского права21.

О принадлежащих же княгине Ольге Вышгороде, Ольжичах и других владениях как о собственности упоминается только после смерти ее мужа князя Игоря. Поэтому вопрос о том, имела ли Ольга полное право при жизни своего супруга владеть данными землями, остается открытым. Согласно распространенным в языческие времена правовым нормам многоженство, господствовавшее до принятия христианства, требовало от мужа предоставления обеспечения каждой жене на случай смерти мужа, что и достигалось в результате передачи некоторым из них (возможно, только имеющим детей) городов в пожизненное владение. В данном случае, считает Д.Н. Дубакин, обеспечивалась не

столько жена, сколько ее дети22.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Правовое положение женщин на Руси с IX по XV век

Актуальность темы исследования. Правовое положение женщины на Руси с IX по XV век, ее социальное положение, содержание и сущность этих понятий издавна представляют интерес для ученых как с научной, так и с практической точек зрения.

Правовое положение женщины на различных этапах развития общества, в том числе и в период с IX по XV век изучалось учеными давно, но единого понимания этого вопроса нет среди специалистов и поныне. Следует также Л учитывать, что правовое положение женщин на Руси с IX по XV век практически не рассматривалось юристами, несмотря на то, что данная тема является очень важной при оценке права русского средневековья. Поэтому указанная проблема продолжает оставаться актуальной, в известной мере спорной, требующей дополнительного исследования. Хотя в области истории вопросы правового положения женщины на Руси с IX по XV век исследовались весьма подробно, ряд причин заставляет вернуться к ним:

во-первых, во многих работах проблема правового положения женщины на Руси с IX по XV век освещалась лишь мимоходом (в работах о государственном устройстве Древней Руси, развитии средневекового права, правах различных социальных слоев Древней Руси и т. д.);

во-вторых, существует длительный перерыв в обращении к вопросу о положении женщин на Руси в рассматриваемый период. Впервые к проблеме положения женщин на Руси с IX по XV век на диссертационном уровне исследователи обратились в 70-е годы XX века, в дальнейшем диссертационные исследования в данной сфере не проводились;

в-третьих, практически все существующие научные работы написаны учеными историками, социологами, но не юристами и вопросы именно правового положения женщины в рассматриваемый период практически не разработаны.

Изложенные обстоятельства достаточно указывают на необходимость целостного исследования основных проблем правового положения женщины на Руси с IX по XV век в области истории государства и права России.

Исследование правового положения женщин на Руси с IX по XV век имеет исключительно важное значение для определения основных тенденций развития правоспособности женщин на Руси и в Российской империи в более поздний период. Не теряют своей актуальности вопросы правового положения женщин и при оценке феодального законодательства на Руси, его основных институтов.

Степень разработанности проблемы. Комплексный характер проблематики, исследуемой в диссертации, предполагает помимо изучения работ теоретиков права, цивилистов и работу с источниками права, обращение к трудам философов, историков дореволюционного периода и современности. Использование в диссертации разнообразной научной литературы приводит к необходимости систематизировать ее в несколько групп: исторические труды, посвященные истории Древней Руси; исследования ученых-историков, изучающих положение женщин Древней Руси, работы, по вопросам развития имущественных прав различных слоев общества; литература, освящающая наследственные права; труды авторов, анализирующих положение средневековых женщин Западной Европы, Следует отметить, что на протяжении развития юридической науки у дореволюционных, советских и постсоветских исследователей оценка правового положения женщин Древней Руси неоднозначна,

В дореволюционной и советской историографии очень подробно описана история развития средневекового общества. На протяжении длительного промежутка времени усилия отечественных исследователей Н.М. Карамзина, С-М. Соловьева, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина были направлены на изучение общеисторических, экономических, социальных аспектов древнерусского общества. Проблемы положения женщины оставались наименее изученными, освещались выборочно, как правило, в них характеризовались представительницы привилегированных сословий, участвовавшие в политической и социальной жизни древнерусского общества. В дореволюционный период к вопросам правоспособности женщин в своих трудах обращались В.И. Сергеевич, Н.Н. Дебольский, В.И. Синайский, К.А. Неволин, А. Алексеева, Н. Аристова, М.М. Абрашкевича и др.

За последние десятилетия не было научно квалификационных работ правоведов по данной проблематике, исключение составляют исследования, затрагивающие отдельные вопросы правового положения средневековой женщины на Руси и в Западной Европе: JLH. Пушкаревой, ВВ. Момотова, В.А- Цыпина, Т.Б. Рябовой, M.JL Абрамсон, О.И. Варьяш, Г.М. Тушиной. К. Опиц, А.И. Евстратовой и др.

Поэтому можно утверждать, что данная тема в юридической науке разработана в недостаточной степени.

В качестве информационной базы исследовались нормативные акты светского происхождения, смешанной юрисдикции, канонические акты, акты Ч иностранных государств, а также источники, которые лишь условно можно отнести к нормативным, например, обычаи.

Правовое положение женщины на Руси с IX по XV вв, отражено в щ Русской Правде, Княжеских уставах, Новгородской и Псковской Судной Грамоте, договорах с иностранными государствами, договорах между князьями, договорах между князьями и церковью. Учитывая не полную урегулированность ряда вопросов нормативно-правовыми актами, при осуществлении исследования уделено внимание летописям, берестяным грамотам. Для проведения сравнительного анализа были изучены иностранные законодательные акты.

Объект исследования. Объектом исследования является система общественных отношений в которых женщина Древней Руси IX-XV вв. выступает в качестве субъекта.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает понятие правого положения женщин на Руси с IX-XV вв, В настоящем Щ диссертационном исследовании автор раскрывает общие вопросы правоспособности женщин на Руси IX-XV вв-, вопросы имущественной правоспособности, а также способность женщин выступать в качестве субъекта и объекта уголовной ответственности.

Цель и задачи настоящего исследования. Целью работы является 1ф комплексный анализ процесса формирования и последующей эволюции правового положения женщин на Руси с IX по XV век.

Выбор исследуемого периода с IX по XV век объясняется тем, что в этот период происходит формирование русского средневекового права в целом и правового положения женщины в частности, так как его не возможно раскрыть без характеристики брачно-семейного права, уголовного, гражданского, наследственного права возникающих в рассматриваемый ,. период.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- изучить все источники, имеющие отношение к рассматриваемой нами теме, включая как монографические труды, статьи в периодической печати, так и древнерусские первоисточники права, относящиеся к светской, канонической и смешанной юрисдикции, а также иные источники, благодаря которым можно не только изучить нормативные акты, но и определить степень применимости их на практике;

- провести исследование нормативно-правовых актов и обычаев Византии и стран западной Европы рассматриваемого периода и на их базе провести сравнительно-правой анализ правового положения женщин на Руси и их современниц в западноевропейских странах;

- изучить эволюцию положения женщины на Руси в языческий и в христианский периоды в различных сферах жизни: социальной, культурной, политической и хозяйственной;

- выявить наличие прав на развод у женщин при различных формах брака и основные тенденции развития правоспособности женщины в этой сфере;

- исследовать проблемы правоотношений, возникающих между родителями и детьми в древнерусской семье и проанализировать основные особенности прав замужних женщин и женщин-опекунов над детьми, в сфере воспитания и определения судьбы как несовершеннолетних, так и совершеннолетних детей;

- выявить основные особенности ответственности за совершение различных видов уголовных преступлений и других деяний, нарушающих права женщин на неприкосновенность их жизни, здоровья и чести;

- проанализировать процесс привлечения женщины в качестве субъекта светской и церковной ответственности за совершение противоправных деяний;

- определить объем процессуальной дееспособности женщины и возможность участия ее в гражданском и уголовном процессе в качестве стороны, свидетеля или лица выполняющего судебные функции или осуществляющего контроль за действиями судебных органов.

Научная новизна определяется самой постановкой проблемы, так как настоящая работа является комплексным научным исследованием проблем правового положения женщин на Руси с IX по XV век по истории 1 BOURDIEU P. In Other Words: Essays Towards a Reflexive Sociology, Stanford, 1990.

государства и права России. Ранее обращение ученых к данной теме осуществлялась в рамках исторических наук и не затрагивало правовые аспекты.

На основе исследования литературных источников, правовых актов и практики их применения в работе предложены основные характеристики правового положения женщины на Руси IX - XV вв.

Результаты исследования позволили сформулировать и обосновать следующие положения, выносимые на защиту:

1. В славянском обществе к началу рассматриваемого периода положение женщины было высоким, и к моменту появления первых законодательных актов сохранялись следы матриархата, которые вследствии социально-экономических изменений, с выделением привилегированных сословий и негативным влиянием со стороны татаро-монгольских завоевателей сменились патриархальной системой права.

2, Существенное влияние на положение женщины в рассматриваемый период оказала христианская церковь, хотя его нельзя оценить однозначно. Внешне действия церкви были направлены на возвышение женщины и во многом способствуют этому, так как церковь осуществляла борьбу с пережитками язычества, унижающими женщину, такими, как многоженство, наложничество, заключение брака в виде кражи и покупки невесты. В то же время церковь пыталась загнать каждого индивида, и мужчин, и женщин, в определенные социальные рамки, подчиняя женщину власти мужа и обязывая мужа заботиться о своей жене и оберегать ее. В связи с этим можно прийти к выводу, что женщина скорее больше потеряла, чем приобрела от принятия христианства на Руси, потому что церковь, лишив женщину возможности самореализоваться в общественной и политической жизни, в конечном счете не предоставила ей способов самостоятельной защиты своих прав от мужчин, под власть которых ее отдавала церковь, а священнослужители не смогли защитить интересы женщины в связи с тем, что привилегированные слои обладали значительной властью и не хотели отказываться от полных прав на женщину, а подчас и не на одну, а подвластные слои общества долгое время не признавали значение церковных таинств, и в большей степени придерживались языческих традиций.

3, Имущественная правоспособность женщин была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах, но ее нельзя считать равной с правоспособностью мужчины, так как женщина в семье находилась под властью отца или мужа, и мужчины могли своей властью свести на нет все преимущества, предусмотренные для древнерусских женщин в законодательстве, В случаях, когда женщина не находилась под властью мужчины, например, будучи вдовой, она обладала практически равной с мужчинами имущественной правоспособностью.

4. Древнерусское процессуальное законодательство не предусматривало каких-либо ограничений для женщин в этой сфере, и хотя на практике участие женщины в судебном процессе в качестве свидетеля или судьи имело место не так часто, это не умаляет их процессуальную дееспособность. Кроме того, следует помнить, что в ряде регионов, которые издревле сохраняли экономические и демократические традиции, таких как Новгород и Псков, женщина имела даже некоторые процессуальные преимущества, такие, как возможность в случаях, предусмотренных в законе, отправлять в суд вместо себя мужа или сына. Эти права ряд авторов сравнивают с правом привилегированных сословий посылать вместо себя в суд своих слуг.

5. При оценке положения женщины как субъекта преступного деяния и лица, на интересы которого направлено преступное посягательство, следует учитывать, что древнерусское законодательство не предусматривало особенностей в зависимости от половой принадлежности, дифференциация ответственности зависела от социальной принадлежности женщины. Исходя из этих общих принципов следует рассматривать правильной оценку размера возмещения за убийство женщины, которая была равной выплате за убийство мужчины.

6. При рассмотрении отношений между женщиной и ее детьми в древнерусской семье можно утверждать, что женщина мать пользовалась большим уважением в древнерусском обществе и ее личные и имущественные права по отношению к детям не были ограничены юридически ни в момент ее состояния в браке, ни после смерти супруга, кроме случая заключения повторного брака.

7. В целом, анализируя нормативно-правовые акты Древней Руси с IX по XV век, правовое положение женщины можно оценить как равное с мужчиной, но с учетом правоприменительной практики, следует сделать вывод о том, что женщина занимала более приниженное положение. Это было в первую очередь связано с тем, что древнерусское государство, предоставляя женщине права в личной, имущественной и процессуальной сферах, не разрабатывало механизмов защиты этих прав и отдавало это на откуп мужчин. Только в том случае, когда женщина выходила из-под власти мужчин, своей семьи, женщина могла занять в обществе ведущее положение, и это давало ей возможность в полном объеме пользоваться предоставленными государством правами и реализовать себя как полноценную личность.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории государства и права Ставропольского государственного университета.

Основные положения и результаты исследования отражены в опубликованных статьях, выступлениях на научно-практических конференциях в различных высших учебных заведениях страны. Отдельные положения диссертации были представлены на Всероссийской научной конференции и летней молодежной школе, проводимых в Армавирском государственном педагогическом университете, в г. Славянске-на-Кубани? на 5-й Международной многопрофильной конференции молодых ученых и студентов, проводимой в Самарском государственном техническом университете, на конференциях, проводимых в Армавирском Православном Социальном Институте.

Источники, регулирующие правовое положение женщины на Руси в IX-XV вв

Правовое регулирование положения женщин в Древней Руси в период с IX по XIV вв, осуществлялось нормативными актами светского происхождения, смешанной юрисдикции, каноническими актами, а также источниками, которые лишь условно можно отнести к нормативным в которых требования к человеку были лишены строгой обязательности, но в то же время являлись желательным образцом, идеалом, например, обычаями.

В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян формировались обычаи, то есть устойчивые правила поведения. Постепенно часть обычаев стала обеспечиваться обязательным принуждением к исполнению родоплеменными органами и общинами и приобрела качества обычного права. Часть норм обычного права закреплялась в государственном письменном законодательстве, обнаруживая большую живучесть, часть видоизменялась или законодательно запрещалась. Некоторые элементы обычного права в сфере регулирования правового положения женщин сохранились в крестьянской среде до XIX в.

Правовое положение женщины в Древней Руси с IX по XV вв. помимо правовых обычаев регулировалось как светскими нормативными актами, так и нормами церковного права. Светские памятники позволяют с большей определенностью говорить о социально-экономических аспектах проблемы права, а церковные яснее характеризуют нормы морали, нравственности, специфику отношений к женщине со стороны общества, семьи, государства и церкви.

Правовое положение древнерусских женщин в хозяйственной, политической и культурной сферах жизни

Одним из важнейших аспектов при анализе правового положения женщины на Руси с IX - XV вв. является вопрос о возможности женщины выступать в качестве собственницы имущества, а также субъекта гражданско-правовых сделок. Это проблема является очень важной не только потому, что в рамках моего исследования показывает эволюцию имущественной правоспособности на Руси в рассматриваемый период, но и, в первую очередь, потому, что не ознакомившись с нормативно-правовыми актами, которые лежали у истоков закрепления основных положений древнерусского семейного и наследственного права, а также нормативными актами, которые предусматривают ответственность за имущественные преступления в семейно-бытовой сфере, невозможно проследить основные тенденции развития неравноправного положения женщины в семейной и имущественной сфере на дальнейших этапах развития Российского общества.

.Порядок заключения брака на Руси


Вопрос правового регулирования имущества супругов является достаточно актуальной темой, которой в настоящее время посвящено немало трудов отечественных правоведов. Особое внимание уделяется исследованию механизмов регулирования, указанных выше отношений, определённых нормами российского правового законодательства. Вообще правовое регулирование имущественных отношений супругов, в нашей стане, на протяжении становления и развития русской государственности претерпевало различные, не всегда гармоничные изменения, что является немаловажным фактом в истории российской юриспруденции [1].

Отношение супругов по поводу их имущества имели достаточно незамысловатую форму и содержание. Так, у древлян, радимичей, витячей и северян преобладал обычай похищения невесты, но иногда все же можно было получить официальное согласие родителей заплатив за понравившуюся девушку выкуп. В последнем случае семья выделяла невесте приданное в виде земли или скота, которое в случае ухода от мужа (развода) можно было забрать с собой.

Продолжая рассматривать историю становления брачно-семейных отношений послеоктябрьской советской России, стоит отметить прямое вмешательство государства в личную жизнь граждан. Это выражалось в строго-императивных нормах, которыми осуществлялось регулирование данной сферы жизни, однако в настоящее время законодательство идет по пути предоставления членам семьи свободы регулирования своих отношений, за исключением норм общеправового характера. При невозможности договориться, члены семьи могли прибегнуть к помощи норм права, которые отличались своей диспозитивностью [5].

Одним из способов увеличения государственного влияния в начале XVIII века в сфере семейно-брачных отношений явилось реформирование института приданого. Замена рядных записей росписями приданого, запрещение использования института неустойки в случаях невступления в ранее условленный брак, прекращение закрепления недвижимого имущества, вошедшего в приданое, должны были в большей степени формализовать отношения в сфере семьи и брака и отражали тенденцию увеличения государственного вмешательства в те сферы общественных отношений, которые ранее в меньшей степени подвергались регламентации нормами позитивного права. Такая тенденция стала фундаментом развития политико-правовой системы России, эволюционирующей в направлении абсолютизации государственной власти. В XVIII веке отношения имущественного характера между супругами строились на основе принципа раздельности: раздельности имущества, раздельности долгов, раздельности ответственности. Однако существовало исключение из этого правила — несостоятельность супругов, являвшаяся основанием для ареста и выставления на продажу имущества, в отношении которого не существовало необходимых документов, подтверждавших его принадлежность одному из супругов. В контексте имущественных отношений супругов муж и жена могли выступать как субъекты наследственного права. Наследование по закону в Российской империи предполагало выделение супругу-наследнику указной части, состоявшей из имущества умершего супруга и включавшей имущество тестя или свекра.

Важную роль в регламентации имущественных отношений супругов играли и иные нормативные правовые акты, в частности, Указ об отмене рядных и сговорных записей (1702 г.), Указ о наследовании имений (1714 г.), Указ об отмене единонаследия (1731 г.), Указ о праве жены распоряжаться своей недвижимостью по своему усмотрению (1753 г.), а также Жалованная грамота дворянству (1785 г.), разделившая недвижимое имущество на благоприобретенное и наследственное [6].

В XVIII веке в Российской империи окончательно утвердился принцип раздельности имущества супругов. Так, для защиты прав женщин, состоящих в браке и имевших свое имущество, в 1716 году был издан Указ, установивший незаконность сделок по передачи своего недвижимого имущества в пользу мужа. Указ закреплял, что: недвижимое имущество и движимое по родству ей данное или свидетельству письменному, при ней и останется. Несмотря на это, лишь в 1753 г. жена окончательно получает право распоряжаться своей недвижимостью без согласия мужа. В соответствии с принципом раздельности имущества супруги могли иметь и вновь приобретать отдельную собственность и распоряжаться ей по своему усмотрению, а также вступать в законные между собою обязательства. При этом, все действия, совершаемые от имени другого супруга, совершались только по доверенности [7].

Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, отношение, недвижимое имущество, имущественное отношение супругов, век, Владимир, Древняя Русь, имущественный характер, исток зарождения, умерший супруг.

Читайте также: