Какие и на что приобрела исключительные права собственности россия в охотском море

Обновлено: 04.05.2024

Владимир Путин и Синдзо Абэ активизировали переговоры о подписании между Россией и Японией мирного договора и разрешении территориального спора вокруг Курильских островов. За основу была взята декларация 1956 года, предусматривающая передачу двух островов Японии. Военно-стратегическое значение этих островов для национальной безопасности России на Дальнем Востоке оценивал военный обозреватель "Газеты.Ru" Михаил Ходаренок.

Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В своих претензиях Токио ссылается на Трактат о торговле и границах 1855 года, и называет острова "Северными территориями". Москва, получившая контроль над этими островами по итогам Второй мировой войны, свой суверенитет над ними не ставит под сомнение.

Попробуем разобраться, к каким последствиям в оперативно-стратегической сфере приведет утрата четырех южных островов архипелага для Российской Федерации.

В этом случае серьезно ухудшатся возможности России по нанесению ответно-встречного (ответного) массированного ракетно-ядерного удара.

Дело в том, что дуга Курильских островов представляет собой первый оборонительный рубеж для всего российского Дальнего Востока.

Обладание этим архипелагом позволяет контролировать всю акваторию Охотского моря, а именно там в настоящее время находятся районы несения боевой службы ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Тихоокеанского флота.

Незамерзающие глубоководные проливы в южной части архипелага в случае передачи Японии островов Кунашир и Итуруп позволят осуществить проход подводных лодок иностранных государств в Охотское море, причем совершить подобный маневр в подводном положении. А это в случае гипотетических военных действий поставит под угрозу оперативную устойчивость группировки морских стратегических ядерных сил России в Охотском море.

Кроме того, Курильские острова играют исключительно важную роль в развертывании Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО). Поэтому достоверная информация о местонахождении многоцелевых атомных подводных лодок противника гарантирует оперативную устойчивость МСЯС Тихоокеанского флота. Если южная часть Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи) будет передана Японии, то в системе освещения надводной и подводной обстановки появится огромная брешь, закрыть которую ничем не удастся, а противник в этом случае получит более чем весомые преимущества.

Передача Японии Итурупа и Кунашира также лишила бы Россию самого удобного выхода из Охотского моря в Тихий океан для атомных (дизельных) многоцелевых подводных лодок и надводных сил Тихоокеанского флота.

Утрата этих стратегически важных проливов весьма осложнит выполнение боевых и оперативных задач Тихоокеанским флотом. Охотское море, которое в настоящее время представляет собой внутреннее море для сил ТОФ, станет вполне доступным водным пространством для кораблей и подводных лодок всех классов гипотетических неприятелей.

И по большому счету, статус Охотского моря после передачи островов Стране восходящего солнца как внутреннего моря России может быть пересмотрен со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными для нашей страны последствиями.

Не стоит также забывать, что на островах Курильской гряды размещены соединения и части береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ) Тихоокеанского флота. В частности, на острове Итуруп располагается дивизион берегового мобильного ракетного комплекса К-300П "Бастион-П", на острове Кунашир - дивизион береговой мобильного ракетного комплекса "Бал". Кроме этого, на острове Итуруп дислоцируется 574-й отдельный береговой ракетно-артиллерийский дивизион "Редут". Организационно они входят в состав 520-й отдельной береговой ракетно-артиллерийская бригады БРАВ Тихоокеанского флота. Эти системы играют исключительно важную роль в обороне островов Курильской гряды и с их утратой на Итурупе и Кунашире непоправимо пострадает и безопасность остальных островов архипелага.

В случае территориальных уступок со стороны России серьезно пострадает федеральная система разведки воздушного пространства.

В советские времена на Курильских островах дислоцировался 125-й радиотехнический полк (командный пункт - н. п. Горячие ключи) 24-й дивизии ПВО (г. Южно-Сахалинск). Отдельные радиолокационные роты этой части были размещены на островах Итуруп, Кунашир (Менделеево), Уруп (Кастрикум), Симушир и еще на ряде более мелких островов. В 1990-е годы полк был расформирован. Система радиолокационной разведки в полном объеме на островах Курильской гряды с тех пор так пока в полном объеме и не восстановлена, но все возможности для этого в настоящее время имеются.

Однако гипотетическая передача островов южной части Курильской гряды под юрисдикцию Токио приведет к тому, что радиолокационный контроль воздушного пространства над значительными территориями Тихого океана будет утрачен. А Япония, можно не сомневаться, на всех новоприобретенных территориях в срочном порядке разместит свои радиолокационные посты, которые в ближайшей перспективе смогут решать и задачи системы предупреждения о ракетном нападении.

От потери островов непоправимо пострадает система истребительного авиационного прикрытия Курильских островов.

Дело в том, на острове Итуруп находится единственный на архипелаге аэродром 1-го класса, который позволяет принимать современные самолеты - Буревестник. До своего расформирования в 1993 году на Буревестнике дислоцировался 41-й истребительно-авиационный полк, на оснащении которого находились самолеты Миг-23МЛД.

В августе этого года на острове было размещено звено истребителей Су-35 из состава 23-го истребительного авиационного полка (аэродром постоянного базирования Дземги, Комсомольск-на-Амуре) 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа ВКС России для несения опытно-боевого дежурства. Экипажи самолетов будут нести службу на Итурупе на основе ротационной системы, предварительно по два месяца. Это хотя еще и не полноценный авиационный полк, но охрану воздушных рубежей России в воздушном пространстве над Курильскими островами это звено осуществить сможет.

Но с утратой Буревестника на системе истребительного авиационного прикрытия на архипелаге можно ставить окончательный крест.

И, наконец, главное. Если Россия лишится островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи, то среди остальных островов архипелага останется очень мало мест для возможного строительства аэродромов ВКС и пунктов базирования флота. В качестве возможной альтернативы для спорных островов иногда называют остров Симушир с его глубоководной бухтой Броутона и остров Матуа, но превратить их в полноценные авиационные и военно-морские базы будет стоить колоссальных затрат как в финансовом, так и в материальном плане.

При этом оперативно-стратегическое значение Курильских островов в исторически обозримый срок будет только возрастать.

Япония же, по мнению экспертного сообщества, никогда не согласится на предложение Владимира Путина заключить мирный договор без предварительных условий. Помимо этого, Страна восходящего солнца никогда не согласится на передачу только двух островов Курильской гряды. В Токио готовы лишь на схему "2+2", то есть на такую последовательность действий: передача Японии Шикотана и Хабомаи - подписание мирного договора - продолжение переговоров по Итурупу и Кунаширу.

Плюсы подобной линии поведения для Японии вполне очевидны. Для России этот путь не сулит ничего хорошего. В случае передачи островов утраты для Москвы будут невосполнимые, а вот осязаемых плюсов для России как-то незаметно.

Обе страны обходились без мирного договора более 70 лет. Вполне возможно, если Москва и Токио не подпишут документов по окончательному завершению Второй Мировой войны, то без каких бы то ни было катаклизмов и потрясений проживут еще столько же.


ООН, 15 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Олег Зеленин/. Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала анклав Охотского моря площадью 52 тыс. кв км частью российского континентального шельфа. Об этом заявил российским журналистам министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

Решение не подлежит пересмотру

"Мы официально получили документ Комиссии ООН по континентальному шельфу об удовлетворении нашей заявки на признание анклава в Охотском море российским шельфом. Это уже фактически состоявшееся событие, поэтому хотелось бы всех поздравить с этим", - сказал он.

Минприроды: Россия может занять первое место в мире по запасам нефти

Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, министр подчеркнул, что решение о присоединении анклава окончательное и не подлежит пересмотру.

"Решение комиссии, согласно конвенции (о континентальном шельфе - прим. ИТАР-ТАСС), является безоговорочным. Обратного действия оно не имеет", - пояснил Сергей Донской.

По его словам, теперь на анклав полностью распространяется российская юрисдикция.

"Все ресурсы, которые будут там обнаружены - все будет добываться исключительно в рамках российского законодательства", - отметил министр. Он сообщил, что по оценкам геологов, общий объем обнаруженных на этом участке углеводородов превышает 1 млрд тонн.

Заявка России на анклав в Арктике

Донской также сообщил, что заявка России на расширение континентального шельфа в Арктике будет готова осенью этого года.

Доклад WEC: Разведанных запасов нефти хватит человечеству на 56 лет, газа - на 55 лет

По его словам, время подачи заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа зависит от того, как будут выстраиваться претензии на анклав в Арктике других стран.

"Окончательно заявка должна быть подготовлена осенью этого года. А подача - это дипломатическое решение, которое очень связано с множеством других аспектов, в том числе с тем, каким образом и что будут представлять наши коллеги", - сказал министр. Он напомнил, что заявки на северные территории готовят пять стран, непосредственно соприкасающихся с Арктикой - помимо РФ, это США, Канада, Норвегия и Дания.

На встрече с журналистам в постпредстве РФ при ООН министр сообщил, что в настоящий момент Россия продолжает сбор информации насчет Арктики.

"Этим летом-осенью должны быть завершены дополнительные исследования, которые ведут наши коллеги-геологи. Они собирают информацию, которая будет добавлена к тем материалам, которые имеются на сегодняшний день", - сказал Сергей Донской.

По его словам, на данный момент идут переговоры с другими остальными странами, претендующими на территории в Арктике. "Есть вопросы и мы их стараемся решить. Все страны заинтересованы в том, чтобы выстроить такие взаимоотношения, чтобы территории шельфа соответствовали морской конвенции", - отметил министр.

Как шло рассмотрение заявки РФ

Россия уже пыталась отстоять свое право на анклав в Северном Ледовитом океане, который будет включать подводный хребет Ломоносова, в 2001 году. Спустя три года заявка РФ, которая также касалась участка в Охотском море, была отклонена комиссией ООН.

После этого было принято решение добиваться присоединения этих территорий по отдельности. В пятницу претензии РФ на участок в Охотском море площадью 52 тыс кв км были удовлетворены.

"Принятие заявки по Охотскому морю является первым шагом в подготовке нашей Арктической заявки", - заявил Сергей Донской журналистам.

Свои претензии на Арктику РФ основывает на Конвенции ООН по морскому праву, которая позволяет расширять 200-мильную экономическую зону государств при условии, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка. Интерес государств к северным морям обусловлен тем, что под их дном, по мнению геологов, может находиться около 30% неразведанных запасов природного газа и 15% нефти.

Положения Конвенции по морскому праву 1982 года , в статьях 74 и 311 определено, что она не затрагивает никаких предыдущих договоренностей, включая вопросы разграничения и делимитации исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями.

Исключительной экономической зоной, (ИЭЗ) прибрежного государства, согласно статьи 55 Конвенции по морскому праву 1982 года является:

". район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный в настоящей Части особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями настоящей

ст. 56. устанавливает суверенный правовой режим использования прибрежным государством его ИЭЗ в виде открытого перечня суверенных прав прибрежного государства по использованию ИСЗ, включающий требования положений VI части Конвенции (ст 76) об общих правилах использования морского шельфа, как подводной окраины материка на котором расположено прибрежное государство.
ст. 57 определяет ширину ИЭЗ- 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий от которых отсчитывается ширина территориального моря, т.е. территория исключительной экономической зоны включает территориальное море, но ей не исчерпывается.

Поскольку Конвенция определила ИСЗ, как как район, с соответствующим МП статусом, исключающим суверенные и приоритетные права прибрежного государства, то налицо правовая коллизия международно правовых норм, которая регулируется соответствующим международно-правовым коллизионным правом.

В связи с указанным, основываясь на основопологающем принципе МП, согласования воль субъектов МП, Конвенция становится обязательной для государств, ратифицировавших её, в соответствии с установленным суверенным законодательством, каждой страны-участницы конвенции, процедурами.
СССР, правопреемником которого является РФ, 10 декабря 1982 года подписал данную Конвенцию с оговорками:

1. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что на основании Статьи 287 Конвенции ООН по морскому праву выбирает арбитражный трибунал, сформированный в соответствии с Приложением VII, в качестве основного инструмента разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции. СССР предпочитает особый арбитражный трибунал, сформированный в соответствии с Приложением VIII для рассмотрения вопросов, связанных с рыбным промыслом, защитой и сохранением морской среды, морских научных исследований, а также навигацией, включая загрязнение от судов и аварийного слива. СССР признает правомочность Международного трибунала по морскому праву, предусмотренную в Статье 292, в вопросах, связанных с немедленным освобождением задержанных судов и экипажей.

2. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что в соответствии со Статьей 298 Конвенции не принимает обязательных процедур, влекущих за собой решения, имеющие обязательную силу, для рассмотрения споров, связанных с определением морских границ, споров, касающихся военных действий, либо споров, применительно к которым свои функции, определенные Уставом ООН, осуществляет Совет Безопасности ООН.

Ельцинская РФ ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 года также с оговорками:

Российская Федерация заявляет, что в соответствии со Статьей 298 Конвенции ООН по морскому праву не принимает процедур, предусмотренных в разделе 2 части XV Конвенции, влекущих за собой решения, имеющие обязательную силу, в отношении споров, касающихся толкования или применения Статей 15, 74 и 83 Конвенции, относящихся к определению морских границ , либо упоминающих исторические заливы и названия; споров, касающихся военных действий, включающих военные действия правительственных судов и самолетов, и споров, касающихся действий правоохранительных органов по отношению к использованию суверенных прав или юрисдикции; а также споров, применительно к которым свои функции, определенные Уставом ООН, осуществляет Совет Безопасности ООН.

Российская Федерация, учитывая Статьи 309 и 310 Конвенции, заявляет, что возражает против любых деклараций и заявлений, сделанных в прошлом или которые могут быть сделаны в будущем при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции, либо сделанных по какой-либо другой причине в связи с Конвенцией, которые не соответствуют условиям, изложенным в Статье 310 Конвенции. Российская Федерация полагает, что такие декларации и заявления, как бы они ни были выражены или названы, не могут отменять или изменять юридическую силу положений Конвенции применительно к государству — участнику Конвенции, сделавшей такие декларации или заявления, и по этой причине не должны быть приняты во внимание Российской Федерацией во взаимоотношениях с этим государством — участником Конвенции.

то они имеют под собой только одно правовое основание- признание высшим Руководством РФ принципа определения ИЭЗ и применение его для определения границ ИЭЗ РФ в Арктике, что влечёт существенную потерю суверенной ИЭЗ, на карте эти территории
обозначены малиновым цветом, а в легенде к карте определены как возвращённые от
России территории.


Поскольку, исходя из вышеперечисленных документов предмета спора нет. Вся территория Охотского моря в границах курильской гряды и восточной оконечности острова Сахалин является суверенной территорией ИЭЗ РФ.
Соответственно игнорирование первым лицом государства вышеперечисоенных норм как суверенного, так и международно права повлекло отторжение от суверенной российской ИЭЗ территорию в несколько миллионов квадратных километров, а именно третью часьвсего суверенного арктического Российского сектора.
Было наше, стало их, западных коллег и партнёров. Крымские аншлюсы просто так никому не даруются.

Все основания для предъявления
обвинения лицам виновным в инициации данных спекуляций, по статье 275 УК РФ (оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -

Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала анклав Охотского моря площадью 52 тысячи кв км частью российского континентального шельфа, заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской (ВИДЕО)

Заявка России на расширение континентального шельфа в Арктике будет готова осенью. Время подачи заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа зависит от того, как будут выстраиваться претензии на анклав в Арктике других стран.

Он напомнил, что заявки на северные территории готовят пять стран, непосредственно соприкасающихся с Арктикой — помимо РФ, это США, Канада, Норвегия и Дания.

Россия уже пыталась отстоять свое право на анклав в Северном Ледовитом океане, который будет включать подводный хребет Ломоносова, в 2001 году. Спустя три года заявка РФ, которая также касалась участка в Охотском море, была отклонена комиссией ООН. После этого было принято решение добиваться присоединения этих территорий по отдельности.

Свои претензии на Арктику РФ основывает на Конвенции ООН по морскому праву, которая позволяет расширять 200-мильную экономическую зону государств при условии, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка. Интерес государств к северным морям обусловлен тем, что под их дном, по мнению геологов, может находиться около 30 процентов неразведанных запасов природного газа и 15 процентов нефти.

Конвенция ООН по морскому праву определяет континентальный шельф как естественное продолжение окраины материка прибрежного государства, однако при этом устанавливает ограничение в 200 морских миль (370 километров). Между тем шельф не считается территорией страны, однако никакое другое государство не вправе осуществлять юрисдикцию в отношении данного участка. Все, что находится уже за пределами 200 миль, – район международного морского дна.

Что касается Охотского моря, то оно со всех сторон окружено территорией России, за исключением юга, где находится японский остров Хоккайдо. Именно из-за него обширная морская территория считалась частью Мирового океана. Россия претендовала на признание Охотского моря частью континентального шельфа еще в 2001 году, однако тогда ООН отклонила заявку, посчитав представленные доказательства недостаточно убедительными. Эксперты попросили российскую сторону провести более тщательное исследование и собрать дополнительные научные данные в обоснование своей позиции. Другой причиной отказа стала Япония, которая также выступила против притязаний России.

Вот как это было:

Радиограмма с моря. “25.01.92. В настоящее время в центральной части Охотского моря работают около 80 единиц иностранных судов. Пользуясь отсутствием контроля с нашей стороны, иностранный флот в ночное время, в условиях ограниченной видимости ведет промысел в нашей экономической зоне. Его уловы нередко составляют до 200 тонн минтая в сутки… По поручению 240 экипажей добывающих и обрабатывающих судов председатель совета капитанов Ю. Коротеев”.

Похожие телеграммы в российское правительство приходили с Охотского моря сотнями. Рыбаки требовали от государства действенных мер по пресечению хищнического промысла минтая иностранцами. Но в Москве в это время отбивались от чемоданов Руцкого с компроматом, делили политическое влияние и служебные кресла. А Охотское море было так далеко от Садового кольца…

Результат подобного “отключения” государства от насущных экономических проблем получился плачевным. По данным заведующего сектором Охотского моря лаборатории дальневосточных морей ТИНРО-центра Анатолия Смирнова, биомасса минтая в 1991-1992 годах снизилась в 2-2,5 раза. Уловы в сутки по сравнению с 1990 годом уменьшились на 20-30 процентов. Ученый прямо говорит, что “одной из причин столь резкого снижения запасов минтая наряду с естественными явился интенсивный промысел в нейтральных водах, поскольку суммарный вылов минтая Польшей, Южной Кореей и Китаем, особенно в 1992 году, был сопоставим с российским, что и привело к превышению общего допустимого улова в 2 раза”.

Справка “В”. По официальным данным, в 1992 году выловлено в нейтральных водах Охотского моря 1283 тысячи тонн минтая. Польша — 210,5 тыс. тонн, Южная Корея — 206,5 тыс. тонн, Китай — 172,3 тыс. тонн, Россия — 108,7 тыс. тонн.

Охотское море, несмотря на все его богатства, все же не бездонная бочка и долго такой пресс выдержать не могло. И Верховный совет РФ, несмотря на сопротивление министерства иностранных дел, объявляет в 1993 году мораторий на промысел в центральной части Охотского моря.

Письмо в Москву. “25.03.99. Президенту РФ Б.Н. Ельцину. Год назад я вынужден был обратиться к Вам по проблеме разграбления иностранным флотом рыбных богатств Охотского моря. К сожалению, ситуация не изменилась. И сегодня расхищение национальных ресурсов России продолжается. Мы считаем, что обеспечение нормального контроля за деятельностью иностранного флота может быть осуществлено в первую очередь за счет увеличения российской экономической зоны с 200 до 250 миль либо объявления Охотского моря внутренним морем России, что фактически соответствует его статусу, но до сих пор не оформлено юридически. Национальные интересы России требуют незамедлительного решения проблемы статуса Охотского моря как действительно российского моря. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко”.

На два письма, отправленных в адрес президента, губернатор Приморья получил и два ответа. Первый — с кафедры международного морского права Военно-морской академии им. Кузнецова, в котором Наздратенко растолковали, что его “просьба с правовой стороны несостоятельна и имеет антинациональную направленность”. Второй ответ подписал по поручению президента заместитель министра иностранных дел г-н Средин, еще раз объяснив “непонятливому” губернатору, что Охотское море не является внутренним водоемом нашей страны и что российским правительством принимаются все возможные меры для регулирования промысла, который ведут иностранные суда.

Читайте также: