Какие чувства испытывает владимир дубровский в доме своего отца где хозяйничают приказные

Обновлено: 14.05.2024

Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также тех вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время.

Действие романа происходит в 1820-е гг.

К каждому уроку учащиеся прочитывают соответствующие главы и озаглавливают их. При этом можно предложить подобрать цитатные заголовки к ним.

Примерные вопросы для беседы

1. Что давало Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение?

2. Как относились к нему соседи и губернские чиновники?

3. Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (Они рождены правами владетельного барина.)

4. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его повседневные занятия?

7. Как характеризует Дубровского случай на псарне?

Примерные вопросы для беседы

Итак, в этой сцене мы видим приниженность власти, ее готовность любыми нечестными способами угодить Троекурову.

Дома учащиеся читают и озаглавливают II главу.

Примерные вопросы

На третьем уроке, приступая к анализу III главы, можно прослушать подготовленный дома рассказ о жизни Владимира Дубровского в Петербурге. Другой вариант — беседа в классе по следующим вопросам.

— Какие черты характера проявились в нем?

III глава дает возможность говорить об отношении крепостных крестьян к Троекурову и Дубровскому.

С большой теплотой рассказывает Пушкин о крепостных слугах в доме Дубровского — няне Орине Егоровне Бузыревой, кучере Антоне, Грише, который служил Владимиру в Петербурге, кузнеце Архипе.

К крепостным крестьянам Дубровские относятся по-человечески, не презирают их и не грабят. Крестьяне понимали, какая участь ждет их, если они окажутся у Троекурова, поэтому молодой Дубровский находит сочувствие и поддержку у своих крепостных.

В заключение следует обратить внимание на помещичьи усадьбы. Предлагается перечитать описание двух усадеб — Покровского и Кистеневки — и ответить на вопрос.

— Почему автор заканчивает главу описанием этих усадеб?

Завершается урок рассуждениями учащихся о том, почему Троекуров решил: помириться с Дубровским и чем это кончилось.

Вопросы для беседы

— Как встретил Троекуров известие о вступлении во владение Кистеневкой?

— Какие чувства он при этом испытывал и как это его характеризует?

— Почему примирение оказалось невозможным?

Четвертый урок начинается с устного словесного рисования, которое должно показать, насколько ученики поняли состояние Владимира Дубровского после смерти отца, ту драму, которую переживал герой. Часто учащиеся не в состоянии передать чувства, которые волновали Владимира Дубровского, поэтому мы предлагаем с самого начала выделить три момента: Владимир Дубровский в церкви, в Кистеневской роще, в лощине. Это даст возможность учащимся глубже прочувствовать душевное состояние героя и более точно выразить его.

После выразительного чтения по ролям сцены приезда приказных чиновников и возмущения крестьян предлагаем ответить на следующие вопросы.

— Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? Чем это можно объяснить?

— Как нарастало возмущение крестьян?

— Каким образом Владимиру Дубровскому удалось их усмирить? Как это его характеризует?

Если учитель располагает временем, следует прочитать ее. В любом случае учащиеся должны уметь ответить на вопросы:

— Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

— Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

— Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

— Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

— Почему дворовые крестьяне ушли к Дубровскому?

— Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.

Иначе изображает Д. Шмаринов картину пожара. Его манера строго реалистическая. На переднем плане неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни, Архипа, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остается где-то в стороне.

Беседа по вопросам

— Расскажите о том, что вы видите на каждой из иллюстраций.

— Чем отличаются эти изображения?

— Какое чувство вызывает каждый из этих рисунков?

Беседа по вопросам

— Как отнеслись к Дефоржу Маша и Троекуров, когда он появился в их доме?

— Когда и как изменилось их отношение к учителю?

Пересказ с изменением лица рассказчика — трудное задание для учащихся, но оно во многом оправданно, так как дает возможность задуматься о мотивах поведения героя, ярче представить его характер.

Наиболее интересно передать этот рассказ от лица Владимира Дубровского, который особенно симпатичен учащимся. Во время рассказа учитель обращает внимание учеников на то, как герой реагирует на присутствующих за обедом, их рассказы и реплики. Следует также обращать внимание на речь Дефоржа.

Заканчивается урок размышлениями учеников над вопросами.

— Почему никто из присутствующих на обеде не узнал Дубровского?

— Какой вывод он мог сделать из всего услышанного здесь?

— Почему Дубровский открылся Спицыну?

На дом: прочесть и озаглавить XI—XVIII главы.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Шестой урок посвящается отношениям Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Учащимся этого возраста довольно сложно говорить о таких чувствах взрослых людей, как любовь, поэтому мы предлагаем построить урок так, чтобы дети отвечали на вопросы, читая текст романа.

— Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

— Почему Владимир Дубровский не стал мстить Троекурову?

— А как же Маша относится к Владимиру Дубровскому?

Дома учащиеся готовят выразительное чтение XVII главы. На седьмом уроке они читают по ролям эпизод с кольцом. Но начать урок следует с беседы о том, какими учащиеся представляют Сашу и Митю. Предлагается подумать, как в чтении лучше передать их взаимоотношения, их мысли и переживания, отношение к происходящему. Следует также выделить эпизоды, обратить внимание на диалоги и интонации.

Восьмой урок отводится анализу XIX главы и подведению итогов изучения всего романа.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания.

— Прочитайте строки, где автор описывает будни разбойничьего лагеря Дубровского.

— Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Закончить работу на этом этапе можно, поставив вопросы, к которым подводит вся предшествующая работа на уроках.

1. Почему А. Г. Дубровский проиграл тяжбу с К. П. Троекуровым?

2. Почему Владимир Дубровский ни в чем не добился успеха?

3. Каково отношение А. С. Пушкина к изображаемому? На чьей стороне его симпатии (главная мысль, идея произведения)?

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Работа над сочинением дает возможность сконцентрировать внимание учащихся, еще раз обратиться к тексту, глубже и более осмысленно его воспринять, а, следовательно, подняться на новую ступень постижения художественного произведения.

По творчеству А. С. Пушкина

Подготовка к сочинению «О чем заставляет задуматься одно из произведений А. С. Пушкина?

Примерный план сочинения в виде вопросов

1. Какое из изученных в этом году произведений А. С.Пушкина показалось наиболее интересным? Почему?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока № 16

Дата проведения

Урок открытия новых знаний.

· Развивающие : развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;

· Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Тема, идея, сюжет, композиция

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

II. Вступительное слово учителя.

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

IV. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Анализ главы 7.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

– Какое чувство вызывает рисунок?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

Задачи:

Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

Формы работы с учащимися: Коллективная.

Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

Средства обучения:

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

  • Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
  • Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
  • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

Ход урока

I. Пояснение.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

(Слайд 6)

IV. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:

– Чем отличаются эти изображения?

– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вариант 2.

Выводы учащихся: (Слайд 9)

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

XI. Слово учителя.

В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.

XII. Решение проблем. Вывод учеников

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

XIII. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

XIV. Домашнее задание (на выбор).

(Слайд 12)

Слово учителя:

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературе на тему: "Дубровский. Критическое изображение барства, осуждение произвола и деспотизма". Тип урока: чтение и изучение. Целью урока является определение характера героя по его речи и поступкам, обучение анализировать эпизод прозаического текста. Урок предназначен для 6 класса.

Образовательные: формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения, развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построение логической цепи доказательств.

Воспитательные: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Тип урока: чтение и изучение.

Организационный момент.

- Кто отсутствует на уроке?

Проверка домашнего задания.

- Какое задание было задано на дом?

- Что такое метафора? Приведите свои примеры.

- Вспомните, какой художественный прием называется олицетворением. Приведите примеры.

Этап усвоения новых знаний.

Вступительное слово учителя.

- Что же такое роман?

Введение в историко-культурный контекст времени

Беседа
Активизация уже имеющихся знаний детей об этой эпохе.

— Когда происходит действие романа?

— Каким было общество тех времен?

— Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5-6 классе?

— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.

Объясним эти слова.

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

Деспотизм – неограниченная власть, произвол;

Барство - Высокомерие, пренебрежительное отношение к людям;

Произвольный - Ничем не стесняемый, свободный;

Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.

Работа с текстом.

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

- Чем отличается Владимир Дубровский от Троекурова?

— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

— Какой способ мести избрал Троекуров?

— Что было главным законом Кирилы Петровича?

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

– Что затевал кузнец Архип?

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Домашнее задание.

Написать характеристику Троекурова и В.Дубровского (подробно, с примерами из текста); дочитать роман.

Оценивание работы учащихся.

- До свидания, ребята!

Метафора – употребление слов или целых выражений в переносном значении, когда свойство одного предмета или явления переносятся на другой.

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Учащиеся записывают в тетрадях.

Роман — большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Действие происходит в первой половине XIX века.

Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные.

Оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.

Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.

Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне.

Читайте также: