Как ввести дом в эксплуатацию через госуслуги

Обновлено: 18.05.2024

В России работает программа догазификации, и теперь подать заявку на подведение газопровода к своему участку можно онлайн, а работы проведут бесплатно.

Вот как работает эта программа, кому она подходит и чем социальная догазификация домовладений отличается от бесплатной газификации населенных пунктов.

Что такое догазификация

Догазификация — это подключение домовладения к газораспределительным сетям. При этом бесплатно подводят газ только к границам земельного участка, а в населенном пункте уже должен быть газопровод.

Например, по поселку идет газопровод — его проложили за счет бюджета. Но от трубы до каждого дома подключение проводилось уже за счет владельцев участков и домов. Не у всех семей были на это деньги: работы и материалы зачастую обходились в несколько десятков тысяч рублей. В результате газ в населенном пункте был, но в некоторых домах его не подключили и люди продолжали отапливать дома углем и дровами, а газ для приготовления пищи покупали в баллонах.

Для решения проблемы была разработана программа догазификации. Теперь трубу от газопровода до границ участка подведут бесплатно, а дальше — уже за деньги.

Курс о больших делах

Кто может участвовать в программе

Вот основные условия:

  1. Населенный пункт газифицирован. То есть по поселку уже идет труба газопровода.
  2. Дом и земельный участок — в собственности.
  3. Нужно провести газ до границ участка.
  4. Расстояние от газораспределительной сети до границ участка не превышает 200 метров.
  5. Объем потребления газа не более 7 кубометров в час. Этого хватит для дома площадью 300 м² с двухконтурным газовым котлом и плитой с духовым шкафом.

Если в населенном пункте нет газа, программа не подходит. Тогда будет использоваться газификация — это когда газ бесплатно подводят к населенному пункту. А вот если его подведут, уже можно будет догазифицироваться за счет бюджета.

Если дом находится в СНТ или ОНТ, трубу подведут только до их границы, но не к самому домовладению.

Проверить свой населенный пункт можно на сайте оператора программы. Например, деревня Стеклянная Радица Брянского района Брянской области входит в программу догазификации: там есть общая труба и газ в большинстве домов. Те, кто еще не подключен, теперь могут провести его до участка за счет государства.

А вот в деревнях Блохи и Бздюли Кировской области трубы газопровода пока нет — и догазификация их жителям не положена. Поселок Армейский в Омске и город Находка Приморского края остались без догазификации по той же самой причине.

Проверьте свой населенный пункт. Если он участвует в программе, можно подать заявку.

Как подать заявку на догазификацию

Проще всего сделать это онлайн. Вот что понадобится.

Посчитайте примерную стоимость подключения. Бесплатно газ подведут только к границам участка. А дальше, к дому, его нужно вести уже за свой счет. Придется оплатить проект, план, оборудование. С помощью онлайн-калькулятора можно узнать, в какую сумму это примерно обойдется. Возможно, придется заплатить 70—100 тысяч рублей — и подключение все равно будет слишком затратным. Но подать заявку все равно можно, это ни к чему не обязывает. Пока не подписали договор, ничего платить не нужно.

Подайте заявку на подключение. Онлайн это можно сделать:

В любом случае понадобится подтвержденная учетная запись на госуслугах.

При заполнении заявки персональные данные подтягиваются из профиля. Затем нужно выбрать работы, которые понадобятся в границах участка: их тоже могут выполнить, но уже за деньги.

Также заявки принимают в офисах газовых компаний и МФЦ.

К заявлению нужно приложить:

И можно отправлять заявление. На госуслуги придет только подтверждение приема заявки. Следить за статусом нужно в личном кабинете на сайте единого оператора газификации.

Даже если в заявлении некорректные данные, формально услуга будет оказана. Это еще не значит, что газ скоро точно подключат

В течение месяца должен прийти проект договора на подключение, но срок может увеличиться, если не хватает документов, сведений или нужна доработка. Если не подписать договор в течение 30 дней, заявку просто аннулируют, платить ничего не придется.

Конкретных сроков, когда подключат газ, нет. Заявки будут обобщать, потом подготовят технические условия и проложат газопроводы до участков. Ориентировочные сроки — от месяца до года. Мособлгаз, например, отводит на подключение до 8 месяцев. Но программа рассчитана на несколько лет, поэтому рано или поздно газ проведут.

Дополнительную информацию нужно получать в местных газораспределительных организациях. В каждом населенном пункте могут быть свои нюансы.

Если договор уже заключен

Если договор на присоединение заключен до 21 апреля, а акт еще не подписан, можно требовать внесения изменений, чтобы за подведение трубы к участку не брали денег. А если взяли — должны вернуть.

Чем догазификация отличается от газификации

Догазификация проводится по заявлению владельца участка и подходит только для тех населенных пунктов, где газ уже есть. Это тоже бесплатно, и на это можно повлиять — вас подключат по заявлению, но какие-то расходы все равно будут. Подключить всех обещают до 2030 года.

После постройки, пристройки либо реконструкции дома следует документально зафиксировать осуществленные изменения. Процедура продиктована тем, что акт ввода в эксплуатацию частного дома должен прилагаться при осуществлении любых операций с недвижимостью.

В частности, произвести налоговый вычет, переоформить, купить, продать либо передать по наследству домовладение, не имеющее законной регистрации, будет невозможно. Застройщик обязан подтвердить, что дом построен без нарушения строительных норм, повреждения или создания угрозы коммуникациям, грамотно "вписан" в границы принадлежащего ему участка.

Изготовление техпаспорта на жилье

Ввод дома в эксплуатацию

Разрешение на ввод в эксплуатацию частного дома можно получить только при наличии технического паспорта на оформляемое жильё.

Если было много отклонений от проекта, все потребуется согласовать в управлении архитектуры. Недостатки и недоделки также потребуют устранения. После чего можно вызвать представителя БТИ на дом и заказать изготовление техпаспорта.

Требования к дому, вводимому в эксплуатацию:

  • Дом должен иметь окна и двери, быть пригодным для жилья.
  • Стены с черновой штукатуркой сдать проблематично, следует их хотя бы оштукатурить под чистовую отделку (сама отделка необязательна). Данное требование продиктовано изменением размеров комнат после завершения основных строительных работ.
  • Стены неотапливаемого подвального помещения можно не штукатурить, пол не бетонировать. Однако если высота подвала составит 2,1 м и выше, будут предъявлены требования как к полноценному жилью, также потребуется пересмотреть этажность дома. Вследствие чего не стоит спешить очищать подвал от лишнего песка либо грунта.
  • Полы в санузлах должны быть сделаны под ключ, в остальных помещениях стяжки вполне будет достаточно. Дощатое покрытие предъявляется в полной готовности. "Тёплый пол", увеличивающий стоимость дома, ставку налога и страховку, нужно показать в готовом виде.
  • Потолок – допустима черновая отделка.
  • Балконы и террасы должны быть с обязательным ограждением.
  • Лестница в многоэтажном доме предъявляется в готовом виде, замена её стремянкой недопустима.
  • Разводка отопления, электроснабжения и водосток должны быть выполнены согласно проекту. Функционирование системы обмерщиков не интересует, главное – её наличие.
  • Если предусмотрен гараж, то без установки ворот техпаспорт оформлен не будет.
  • Наличие хозяйственных построек, дорожек на территории, проездов, забора, озеленения для ввода в эксплуатацию частного жилого дома в сельской местности необязательно.

Что делать, если дом не совсем готов?

Ввод дома в эксплуатацию

Порою сил, времени либо средств недостаточно для выполнения работ в полном объёме: мансарда или верхние этажи долго остаются незавершёнными. Оформить техпаспорт на подобное жильё невозможно, и следовательно, не получится присвоить почтовый адрес, прописаться, подключить газ и т. д. Выход – в поэтапном вводе в эксплуатацию, поэтажно.

Как оформляется самострой?

При большом количестве недоделок или переделок выписывается ведомость технических характеристик, отражающая факт планировки, но не подтверждающая её выполнение согласно проекту. Допустим, из-за отсутствия отопления дом классифицируется как нежилой. Оформить документы ввода в эксплуатацию частного дома, основываясь на ведомости, невозможно.

Последняя проверка – кто и что проверят?

Представители архитектурного управления, санстанции и пожарной охраны должны зафиксировать выполнение требований по их профилю в акте ввода в эксплуатацию частного дома.

  • Архитектор проверит совпадение геометрических размеров строения с проектными.
  • Представитель санстанции, в первую очередь, проверит действующую канализацию. Затем его заинтересует отопление, водопровод, электроснабжение, наличие договора на вывоз мусора. Также к его приходу нужно обязательно убрать строительный мусор с придомовой территории.
  • Пожарный проверит вентиляционные каналы, дымоходы, наличие предусмотренных проектом устройств для извещения о пожаре и гибких "рукавов" для транспортирования огнетушащих веществ.

Как сдать дом без затруднений?

Ввод дома в эксплуатацию

Сложностей со сдачей коттеджа можно избежать, предусмотрительно заказав проект и авторский надзор за ним у архитектурно-строительного бюро "ТопДом". Профессиональный мониторинг качества строительных работ позволит получить документы для ввода в эксплуатацию частного дома без проблем.

Читать другие статьи раздела

Вы читаете эту статью с целью – получить во владение добротный респектабельный дом в достаточно сжатые сроки, который обеспечит Вам комфортную жизнь и будет радовать долгие годы.
Подробнее об ошибках при экономии в строительстве домов.

Элитный дом — это особый подход и настоящая "философия жизни". В нем не может быть ничего случайного, каждый элемент проходит тщательную проверку на соответствие высоким стандартам.
Подробнее о выборе стиля для элитного дома.

Любая корректировка типового проекта увеличивает его стоимость. Это обусловлено необходимостью выполнения индивидуальных расчётов.
Далее о возможностях внести изменения в проект дома.

Как получить необходимую электрическую мощность для современного коттеджа? В какие инстанции следует обратиться, чтобы оформить всю требуемую документацию?
Подробнее об электроснабжении частного дома.

Только в нашей "сказочной" стране мог родиться известный лозунг "Фундаменты садятся вместе с архитекторами". Придуман он был, ясное дело, заказчиками, которые обожглись при общении с профессионалами.
Подробнее о выборе архитектора.

Для совершения сделок с любой недвижимостью нужен свой пакет документов, а чтобы продать, подарить или оставить в наследство жилой дом прибавляется еще один документ – разрешение на ввод в эксплуатацию. И даже в том случае, если дом давно построен и используется для постоянного проживания, все равно при регистрации перехода права собственности обязательно затребуют этот документ.

Так можно узаконить и самовольную постройку, если у местных властей получить этот документ. Если есть подтверждение, что дом введен в эксплуатацию, то на практике это будет означать, что любые строительные работы были проведены в соответствии с Градостроительным Кодексом и нормативами, соблюден строительный проект.

Когда можно ввести дом в эксплуатацию

Вводом жилого дома в эксплуатацию занимается специально созданная при муниципалитете комиссия, и чтобы это действие совершилось, вначале необходимо благоустроить жилье строение, то есть обеспечить проживающим всеми жизненно важными коммуникациями:

  1. Водой: подключение к центральному или местному (колодец, скважина) снабжению.
  2. Светом: установкой линии передач электроэнергии, подключение к ним.
  3. Канализацией: в загородных домах нет централизованной услуги, но все равно необходимо обустройство стока нечистот, отвечающего санитарным нормам.
  4. Отоплением: газовым, бойлерным или печным, каждый выбирает свой вариант.
  5. Удобным подъездом к жилищу: обустройство асфальтовых или гравиевых дорог.

И только при полной готовности всех этих объектов можно будет вести дом в эксплуатацию.

Как ввести дом в эксплуатацию

Чтобы у приемной комиссии не было никаких претензий к вашему строению, необходимо проделать несколько шагов:

Пошаговая инструкция ввода дома в эксплуатацию

Упрощенная схема

Смысл этого оформления в простоте подготовки необходимых согласований и разрешений, да и надзор за строительством не ведется, то есть жестких регламентных правил. Просто нужно заняться сбором всех документов, а обязательные согласования с разными межведомственными организациями проходить не нужно. Список документов общий и для упрощенного, и обычного ввода дома в эксплуатацию, и обращаться также нужно в градостроительный отдел местной администрации.

Решение выносится через месяц, если по документам дом построен, подключен к коммуникациям без нарушения общепринятых правил.

Но для этого необходимо провести техническое обследование участка, то есть, к какому типу земель он относится, какие коммуникации проходят по участку.

Это должны сделать сами представители местной власти, то есть приехать на участок и все осмотреть. Этого документа будет достаточно для вынесения акта о приемке работ и вводе дома.

Законодательная база

Необходимые документы:

  1. Свидетельство, подтверждающее права на земельный надел.
  2. Если дом будет возводиться впервые – кадастровый план и характеристики надела.
  3. Заверенное разрешение на ведение строительных работ: дается на основании составленного проекта.
  4. Документ о приемке органами исполнительной власти дома.
  5. Справка о соответствии взведенного дома строительным, санитарным и экологическим требованиям, подписывает ответственный за строительство инженер.
  6. Справка о соответствии дома противопожарной безопасности.
  7. Документ о проведении жизненно важных коммуникаций, их соответствие установленным нормам.
  8. Схематичное расположение дома относительно других строений и границ.
  9. Акт проверки дома строительным и другим правилам.

Стоимость

Все официальные услуги кадастрового инженера или БТИ осуществляются на платной основе, в разных регионах стоимость услуг может варьироваться от 10 до 30 тысяч рублей.

Стоимость регистрации права собственности составляет 2200 рублей для физических лиц. Все справки и согласования должны предоставляться бесплатно, но это очень спорный вопрос.


После завершениястроительства дома хозяин должен решить, как присвоить новому строению адрес. Сделать это можно с помощью портала "Госуслуги". Для того, чтобы выполнить задуманное, стоит ознакомиться с правилами Постановления Правительства № 1221. В каждом регионе действуют уникальные правила, регулирующие порядок и правила оформления адреса дому.

Специфика заполнения заявки и необходимые документы

Чтоб стать обладателем адреса, необходимо обратиться в администрацию по месту жительства. Для этого можно:

Для обращения с запросом необходимо заявление:

образец заявления о присвоении почтового адреса

В заявке указываем:

  • Ф.И.О. главы поселения или название органа власти;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • адрес места жительства;
  • электронная почта и номер телефона;
  • данные о доме и участке;
  • реквизиты свидетельства, которое подтверждает право собственности;
  • дату и подпись.

Заявление необходимо принести лично или с помощью доверенного лица, у которого есть доверенность, заверенная нотариусом.

К заявлению прикладывают следующие документы:

  • паспорт;
  • разрешение на строительство дома на указанном участке и на его ввод в эксплуатацию;
  • подтверждение права собственности на земельный участок и построенный дом.

Адрес для нового строения через "Госуслуги"

Для начала следует создать и подтвердить учетную запись на сайте "Госуслуги". Для присвоения строению адреса после авторизации следует:

  • Нажать "Каталог услуг".
  • В поисковой строке набрать "Присвоение, изменение и аннулирование адреса" и нажать на поиск.

присвоение, изменение и аннулирование адреса

  • Нажимаем "Получить услугу".
  • Заполнить заявку, появившуюся на экране. В ней указать свои личные данные, документ, предоставляющий право на объект недвижимости, сведения о доме.
  • Ставим галочку в знак согласия на обработку персональных данных.
  • Выбираем способ получения.
  • Кликаем "Подать заявление".

подача заявления о присвоения адреса дому

Услуга предоставляется бесплатно. В течение 18 дней заявка будет рассмотрена и заявителю поступит ответ. После его получения в указанное время стоит явиться в администрацию с пакетом документов.

Получателем может стать:

  • физическое лица;
  • организация;
  • ИП.

Пользователю портала "Госуслуги" не придется стоять в длинных очередях, заявку можно заполнить в удобное время и в личном кабинете наблюдать процесс ее рассмотрения.

Другие методы присвоения адреса строению

Москвичам доступна подача заявки через портал мэра Москвы (www.mos.ru). В поиске на сайте найдите услугу, нажмите "Получить услугу" и заполните заявление.

присвоение адреса объекту адресации

После заполнения заявки нужно дождаться ответа в течение 12 рабочих дней.

Получение постановления

Получение самого постановления — цель процесса получения адреса. В данном постановлении указывается:

  • наименование органа власти, выдавшего документ;
  • номер документа и дата его составления;
  • основание;
  • решение, вынесенное уполномоченным органом или лицом;
  • дата вступления постановления в силу.

Основной принцип для нового адреса — его уникальность. Идентичных адресов в одном населенном пункте быть не может.

Подав электронную заявку, постановление выдается отправителю:

  • лично в руки;
  • по e-mail;
  • по почте.

Если заявку подавали через МФЦ или администрацию, то постановление выдается только лично.

постановление о присвоении адреса земельному участку

После того, как постановление получено, необходимо зарегистрировать объект в течение 3 дней после того, как постановление получено. Для этого необходимо обратиться в ФИАС. Раньше это сделать невозможно, так как у дома при обращении должен быть почтовый адрес.

Что делать, если через "Госуслуги" поступил отказ

Местное самоуправление может отказать в предоставлении услуги, если заявитель:

  • собрал не полный пакет бумаг;
  • не имеет полномочий присылать такие заявки;
  • допустил ошибки в документах.

Отказ в письменном виде отправляют заявителю, в нем прописываются все недочеты. После их исправления можно подать заявку вновь.

Обжаловать отказ также возможно путем:

  • личного визита;
  • обращения через "Госуслуги";
  • обращения в судебную инстанцию.

Для обжалования необходимо наличие следующих причин:

  • отказ не соответствует правилам, прописанным в законодательстве;
  • нарушен срок приема заявления или оказания самой услуги;
  • ведомство запрашивает дополнительные документы, которых нет в нормативно-правовых актах;
  • заявку отказались выполнить бесплатно;
  • в документах опечатки допустили принимающие органы, а не заявитель.

Жалобу рассматривают 30 дней, после чего высылают удовлетворение или отказ.

Нюансы присвоения адреса дому

В процессе присвоения строению адреса могут возникнуть некоторые сложности, особенно в таких случаях как:

  1. Нахождение двух домов на одном участке. Два адреса в этом случае зарегистрировать возможно только в случае размежевания участка. Его результатом станет обособление двух отдельных объектов, каждый из которых получит собственный адрес.
  2. Наличие одинакового адреса у двух различных объектов. Ситуация может произойти при плотной застройке местности. В этом случае нужно обратиться в управление по градостроительству и архитектуре, его сотрудники смогут внести изменения в постановление.
  3. Дом расположен в СНТ. В данных обстоятельствах также подается заявка и предоставляется пакет документов.

Для экономии времени советуем использовать портал "Госуслуги" при необходимости присвоения адреса жилому дому. Это позволит избежать стояния в очередях.

Читайте также: