Общественная собственность на средства производства это коммунизм

Обновлено: 26.04.2024

Социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность.

Экономическую основу социалистического общества составляют социалистическая система народного хозяйства, социалистическая собственность на средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

В условиях социализма общественная собственность является безраздельно господствующей во всех сферах народного хозяйства. В СССР в 1950 г. социалистическая собственность охватывала 99,4% всех применяемых в стране средств производства. С утверждением безраздельного господства общественной собственности до конца развенчана лживая теория идеологов буржуазии о вечности и незыблемости частной капиталистической собственности.

Превращение средств производства в общественную собственность и освобождение работников производства от всех форм эксплуатации знаменовали собой утверждение новой, социалистической системы народного хозяйства.

Социалистическая система народного хозяйства в корне отлична от капиталистической системы хозяйства и имеет перед ней решающие преимущества.

1. В условиях социалистической системы народного хозяйства средства производства являются общественной собственностью, то есть принадлежат трудящимся в лице социалистического государства или в лице колхозов и других кооперативных объединений, ввиду чего продукты труда также принадлежат трудящимся; в условиях капиталистической системы хозяйства средства производства составляют частную собственность капиталистов и помещиков, ввиду чего продукты труда также принадлежат капиталистам и помещикам.

2. Социалистическая система народного хозяйства означает, что эксплуатация человека человеком уничтожена, а производство ведётся в целях максимального удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей всего общества; капиталистическое производство ведётся в целях обеспечения максимальной капиталистической прибыли путём эксплуатации, разорения и закабаления трудящихся.

3. Социалистическое производство развивается планомерно, неуклонное повышение материального благосостояния трудящихся и непрерывный рост их покупательной способности являются постоянно растущим стимулом расширения производства и надёжной гарантией от кризисов перепроизводства и безработицы; капиталистическое производство развивается стихийно, рост производства наталкивается на пролетарское состояние масс и относительное сокращение покупательной способности трудящихся, потребление которых капитал ограничивает крайне низким уровнем, что неизбежно влечёт за собой кризисы перепроизводства, рост безработицы и нищеты масс.

4. При социализме каждый труженик получает материальные блага по количеству и качеству своего труда, а распределение национального дохода осуществляется в интересах систематического повышения благосостояния трудящихся, расширения социалистического производства в городе и деревне, увеличения общественного богатства; при капитализме распределение национального дохода происходит в интересах обогащения эксплуататорских классов и их многочисленной паразитической челяди.

5. При социалистическом строе государственная власть находится в руках трудящихся города и деревни, рабочие, крестьяне, интеллигенция являются активными строителями коммунизма, работают на себя, на благо всего общества; капиталистическая система хозяйства означает, что власть в обществе принадлежит капиталистам, использующим эту власть для поддержания порядков, угодных и выгодных имущим классам, а пролетариат и трудящиеся массы крестьянства являются классами, эксплуатируемыми, вынужденными работать на капиталистов и помещиков.

Общественная собственность является основой социалистического строя, источником богатства и могущества Родины, источником зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Она священна и неприкосновенна. Конституция СССР обязывает каждого гражданина советского общества беречь и укреплять общественную собственность. Лица, покушающиеся на социалистическую собственность, являются врагами народа и караются по закону.

52. Ссудный капитал как экономическая основа появления и развития кредитных отношений

52. Ссудный капитал как экономическая основа появления и развития кредитных отношений Ссудный капитал – совокупность денежных средств, передаваемых на возвратной основе во временное пользование за плату в виде процента. Прибыль, получаемая от ссудного капитала,

Лекция № 3. Собственность как основа производственных отношений

Глава VIII ЦЕЛИ И СРЕДСТВА УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава VIII ЦЕЛИ И СРЕДСТВА УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Анализ характерных особенностей основных участников международных отношений и их взаимодействия друг с другом способствует лучшему пониманию социальной природы этих отношений и одновременно выводит на

2. Средства и стратегии участников международных отношений

2. Средства и стратегии участников международных отношений Средства – это пути, способы, методы и орудия достижения целей. Цели и средства – диалектически взаимосвязанные категории (см. об этом: 3, с. 127–130). Никакая, даже самая реальная цель не может быть достигнута без

Основа производственных отношений капиталистического строя.

Основа производственных отношений капиталистического строя. С переходом от мануфактуры к крупной машинной индустрии капиталистический способ производства стал господствующим. В промышленности вместо ремесленных мастерских и мануфактур, основанных на ручном труде,

Крупная промышленность — материальная основа социализма. Сущность социалистической индустриализации.

Крупная промышленность — материальная основа социализма. Сущность социалистической индустриализации. Социализм может быть построен лишь на базе крупного машинного производства. Только крупное машинное производство как в огороде, так и в деревне способно обеспечить

Характер социалистических производственных отношений.

Характер социалистических производственных отношений. Производственные отношения социалистического общества по своему существу в корне отличаются от производственных отношений капитализма и других общественных формаций, основанных на частной собственности на

Глава XXVII. Социализм и этика

Глава XXVII. Социализм и этика 1. Социалистическое отношение к этикеС точки зрения чистого марксизма социализм не является политической программой. Он не требует трансформации общества на социалистических началах, а также не осуждает либерального устройства общественной

1. Общественная и необщественная частная собственность

1. Общественная и необщественная частная собственность Даже беглый обзор мировой истории позволяет сделать вывод, что все цивилизации на начальных этапах становления приобретали опыт двух полярно разных подходов к праву частной собственности. Вызвано это было теми

6. Социальную политику реорганизации общественно-производственных отношений в России способен проводить только русский национал-демократизм

6. Социальную политику реорганизации общественно-производственных отношений в России способен проводить только русский национал-демократизм В условиях абсолютного господства в нынешней России интересов олигархического коммерческого капитала, смысл существования

ГЛАВА XXVII ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА — ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛИЗМА

ГЛАВА XXVII ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА — ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛИЗМА Социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность. Экономическую основу социалистического общества составляют

Глава XXI Негативная стратегия экономической реформы Глава XXII Раскрепощение мнений Глава XXIII Справедливая организация домаш-него хозяйства и ее последствия Глава XXIV Раскрепощение государства Глава XXV Политика для рыночной системы Глава XXVI Равенство в планирующей системе Глава XXVII Социалис

Глава XXI Негативная стратегия экономической реформы Глава XXII Раскрепощение мнений Глава XXIII Справедливая организация домаш-него хозяйства и ее последствия Глава XXIV Раскрепощение государства Глава XXV Политика для рыночной системы Глава XXVI Равенство в планирующей

ОСНОВА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОСНОВА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Началом трудовых отношений является тот момент, когда работник предоставляет свои навыки и усилия конкретному работодателю, в обмен на что работодатель гарантирует работнику зарплату. Первоначально взаимоотношения базируются на официальном

КОНТЕКСТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

КОНТЕКСТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Отношения между работодателями и профсоюзами осуществляются в рамках внешней государственной политической и экономической среды, а также в международном и внутреннем контексте

УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Участниками производственных отношений являются:• профсоюзы;• уполномоченные профсоюзов или представители работников;• Британский конгресс профсоюзов (БКТ);• руководство предприятий;• объединения работников;• Конфедерация

ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Помимо формальных и неформальных процессов, описанных ранее, существуют четыре важные особенности сферы производственных отношений. Они представляют собой гармонизацию, соглашение о членстве в профсоюзе


Первая статься из цикла теоретических статей о справедливом обществе.

Казалось бы, коммунизм от слова коммуна – община, не предполагает никакой собственности кроме общественной. Но это примитивное суждение. Так полагали самые первые наивные коммунисты, практическое воплощение их рассуждений с полным обобществлением, вплоть до расчёсок и нижнего белья, было неприемлемым. Более того в древние времена, когда люди жили общинами, у каждого, точнее у каждой семьи была своя, частная собственность. Если нужны были общественные работы (построить храм или школу, перекинуть мост через речку, обработать общественные угодья) то выходили на работы со своими орудиями труда, на своих быках и лошадях, а не общественных, которых просто не было. Потому что каждая вещь, а уж тем более живое существо, требует бережного хозяйского отношения.

Частная собственность — это сущность человека, обладать своим, собственным лежит в самых основах человеческой психологии. Даже совсем маленький ребенок, полностью зависимый от своих родителей, и то желает иметь что-то сугубо своё, собственное, которое особо оберегает и заботится.

Задумайтесь, при каких условиях наступают такие проблемы? Может ли капиталист несправедливо распределить прибавочную собственность если хорошие работники в цене, в них нет избытка, а многие другие капиталисты мечтают их переманить к себе? Сможет ли когда-нибудь капиталист занять монопольное положение на рынке если у него сейчас не много собственности, а конкурентов вокруг большое количество?

Ложный вывод Фридриха Энгельса о том, что при социализме и коммунизме не должно быть частной собственности подхватили многие последователи учения Маркса (марксисты). Конечно, не предполагалось полное обобществление. Не отвергалось наличие личной собственности, которая отличалась от частной только тем, что запрещалась собственность на средства производства.

При этом за формулировкой не стоит ничего определенного. Что средство производства, а что нет — различить нормальному человеку не предоставляется возможным.

Гребень — это средство производства? Ответ не очевиден, если гребень у парикмахера, то он тоже средство производства.

Поэтому пришлось ещё уточнять. Средство производства — это то, что человек использует на постоянной основе как средство заработать.

ПРИЕХАЛИ! Как же теперь зарабатывать себе на жизнь?

Марксисты предлагают идти работать на государственных заводах и фабриках или служить государству. Попытка применить на практике такие идеи марксистов полностью провалилась. Государственная собственность всех средств производства это до предела монополизированная экономика, которая обязательно придёт к краху.

Уже лучше, но очень странно. Умелый мастер для того, чтобы что-то сделать должен создать кооператив? Для одного? Предположим нашел второго мастера, создали кооператив, раскрутили своё дело, приобрели оборудование, много успешно трудились, набрали заказов — не справляются. Нужен третий.

Ни к чему хорошему такая непонятная игра привести не может. А вот убить предпринимательскую инициативу на корню — очень даже легко.

Очень плохо в концепции марксизма и то, что по ней некуда вложить заработанное. Ну если только в банк под совсем небольшой процент. Это приучает тратить заработанное только на себя и воспитывает потребителя, а не созидателя.

Еще хуже в концепции то, что, даже при наличии массы кооперативов, основа экономики — это огромная государственная монополия, которая может регулироваться только чиновниками, и делает рынок низкоконкурентным в большинстве ниш. Самые развитые экономики в мире минимизируют неповоротливую государственную собственность, ограничивая ее только естественными монополиями, которые неразумно отдавать частнику.

Совсем плохо то, что по концепции невозможно, даже теоретически, построить коммунизм, потому что системе, выстроенной по марксизму, некуда эволюционировать. И все попытки объяснить на основе концепции, как будет при коммунизме, превращаются в убогую утопию.

Если же частную собственность не гнобить, а развивать в нужном направлении для блага всего общества, создать заслон против её чрезмерной концентрации в одних руках, то польза значительно превысит недостатки.

Более того, именно частная собственность и будет основой коммунистического общества. Точнее такое соединение частной и общественной собственности, которое будет способствовать наилучшему творческому развитию человека и общества.

Конечно, частная собственность при коммунизме, обществе, где отомрут деньги, будет принципиально другой. Похожей на ту частную собственность, что была в русской общине в глубокой древности. Но значительно более приспособленной к тому, чтобы каждый человек мог вложить свою собственность, а значит и свой ранее затраченный труд, туда куда он сам пожелает, лишь бы это не противоречило интересам общества.

При коммунизме производительные силы разовьются до такой степени, что каждый человек будет иметь возможности соизмеримые с возможностями нынешних средних компаний. Уровень конкуренции будет максимальным, а соответственно и уровень развития общества.

При капитализме конкуренция — это разорение менее успешных, и часто ведёт проигравших к беспросветной нищете. При коммунизме конкуренция — это восхваление более успешных, и ведёт проигравших к анализу и переориентации, чтобы победить в будущем.

Может показаться, что стимул при капитализме выше. Это не так, рабский труд никак не эффективней, а ведь неуспех раба может привести к смерти. Страх сковывает инициативу и является очень плохим стимулом.

В современной России, и в большинстве постсоциалистических стран, коммунистами себя называют силы, которые ратуют за отмену или чрезмерное ограничение частной собственности. Это фальшивые коммунисты. Ни здравый смысл, ни провальная практика, которая как известно является критерием истины, не изменили их неверную и губительную идеологию.

Такие коммунисты страшнее открытых врагов. Используя народное возмущение, они могут увести в никуда, по пути в тупик, усыпанный старыми граблями.

Почему же такие коммунисты до сих пор имеют широкую народную поддержку?

лат. commūnis — общий) — общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, а также идеология, политическое учение, часть более широкой политической философии социализма.

В марксизме коммунизм считается финальной стадией развития человеческого общества - социумом, в котором осуществлен принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям". В соответствии с этой точкой зрения, при коммунизме стирается противоположность между умственным и физическим трудом за счет повышения культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда.

Содержание

Происхождение понятия

Название общественной формации

Принцип жизни при коммунизме: "от каждого по способностям - каждому по потребностям".

Научный коммунизм

  • материалистическая диалектика из двух частей, включая
  • марксистская политическая экономия, тоже из двух частей:

политическая экономия капитализма - теория прибавочной стоимости и политическая экономия социализма с основной идеей "планомерности развития хозяйства при социализме";

хорошо теоретически разработанную теорию классовой борьбы, партии и революции (способ разрушения отжившего буржуазного мира), и менее разработанную теорию построения коммунистического общества без классов, эксплуатации, денег, где все "работают по способностям а получают по потребностям". Эта последняя часть учения наиболее запутана и является до сих пор ареной дискуссий адептов и критиков коммунизма.

Для заполнения вакуума между теорией "КАПИТАЛИЗМА" и недоработанной и путанной теорией окончательного К, введено понятие СОЦИАЛИЗМА, как первой стадии К, но с некоторыми элементами отжившего капитализма. При Социализме до поры допускаются денежные отношения, личная собственность, семья, элементы государственности.

Материалистическая диалектика

Основными положениями материалистической диалектики в области истории (исторического материализма) по мнению марксистов являются:

  • положение о материальности общественных явлений и их материальном детерминизме;
  • учение об общественно-экономических формациях и неизбежной их последовательной сменой по объективным законом.

Карл Маркс выделяет три общественных формации: первичную (община), вторичную (античность, феодализм, капитализм — экономическая общественная формация) и третичную. Первичная и третичная формации основаны на общественной собственности. Третичная формация и называется коммунизмом.

Переход к данной стадии развития общества снимает отчуждение труда и делает возможным свободное самоосуществление человека в материальном и духовном производстве. Конечной целью коммунизма является создание условий для всестороннего развития каждого человека и всего общества в целом. Существенно, что единственный путь к такому состоянию общества видится исключительно через насилие. Концепция коммунизма наиболее разработана в марксизме.

Примитивный коммунизм

Марксистское понимание коммунистического общества

Основные положения

Понимание коммунизма В. И. Ульяновым (Лениным)

Развивая концепцию К. Маркса, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) в 1917 году указал, что первой (переходной) фазой коммунистического общества должен быть общественный строй, при котором все основные средства производства (земля, недра, заводы с их оборудованием, финансы и т. д.) являются собственностью государства (страна — одна единая фабрика). При таком строе все граждане являются наёмными работниками этого государства и таким образом устраняются все классовые различия между ними и сами антагонистические классы. В качестве эталона такого социалистического государства Ленин приводит казённую почту, в которой каждый работник чётко выполняет порученное ему дело и заработанные таким образом средства распределяются согласно вкладу каждого работника в общее дело.

В конце жизни Владимир Ильич считал правильным рассматривать схему: страна — один единый кооператив.

Коммунистический способ производства

В настоящее время некоторые сторонники коммунистической идеи полагают, что в современном постиндустриальном (информационном) обществе видны тенденции, свидетельствующие о переходе экономики человечества в новое качество, для которого будет предпочтителен способ производства, отвечающий классическим определениям коммунизма.

Критика информационного коммунизма

Изложенные выше предположения весьма популярны в среде современных марксистов, однако встречают ряд возражений со стороны противников коммунистической идеи.

Главное возражение сводится к отсутствию стимулов к общественно-полезному труду при так называемом коммунистическом способе производства.

Это мнение основано на постулате, согласно которому человек не испытывает потребности в труде как таковом. Его целью являются некие осязаемые результаты труда — например, возможность приобретать материальные и нематериальные блага, признание и уважение в обществе, известность, слава, статус, место в общественной иерархии.

В информационной сфере одним из важнейших стимулов человеческой деятельности является потребность самовыражения, потребность творить. Именно на этом основываются предположения, что в постиндустриальном обществе будет достаточно людей, готовых создавать информацию безвозмездно.

Однако проблема заключается в том, что люди, работающие ради самовыражения, делают, как правило, то, что интересно лично им, а не то, что полезно обществу. В условиях рыночной экономики регулятором, снимающим это противоречие, являются деньги. Общественно-полезную работу человек выполняет за плату, а в свободное время делает то, что интересно лично ему, не получая за это вознаграждения или даже затрачивая собственные средства.

Коммунистический способ производства подобного регулятора не предусматривает. А общество, в котором общественные потребности и личные интересы людей не соразмеряются друг с другом, неизбежно остановится в своем развитии.

Возможности построения коммунизма

Одна из возможностей — это тоталитарное управление , в котором люди принудительно привлекаются к общественно-полезному труду. Именно в такую форму выливались все попытки пракической реализации коммунистической идеи, предпринимавшиеся до сих пор.

Как одну из версий такой формы общественной организации можно рассматривать и фантастическую идею кибернетического управления и планирования.

Другая возможность — выведение или воспитание нового человека, для которого будет врожденной потребностью общественно-полезный труд сам по себе. Но помимо того, что этот вариант предполагает насилие над человеческой природой, он еще и противоречит одной из первооснов марксизма — материализму. В данном случае сознание явным образом определяет бытие, так как создание людей, обладающих особым сознанием, оказывается необходимой предпосылкой для строительства коммунистического бытия.

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

    в 1920 г. относил построение коммунистического общества к 1940 г.:

Читайте также: