Как ученые просветители воспринимали понятия свобода равенство собственность раскрыть суть

Обновлено: 20.05.2024

Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.

Цель и значение темы: формирование мировоззрения учащихся, усвоение его ключевых идей, способствующих пониманию исторических процессов; показать преемственность общественных идей и развитие духовной культуры в целом.

Планируемые результаты

Основные понятия, термины, даты, персоналии: эпоха Возрождения, гуманизм, Просвещение; Томас Гоббс, Джон Локк, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дидро.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Учитель: Какие изменения произошли в сознании людей в XV-XVI веках?

Что угнетало творчески одаренных людей?

Что такое гуманизм, гуманное общество?

Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль и сегодня мы будем говорить об исторической преемственности эпох и о начале эпохи Просвещения.

2. Изучение новой темы

План:

I. Эпоха Просвещения

II. Новый взгляд на человека и общество

III. Веротерпимость и космополитизм

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

I. Эпоха Просвещения

Работа с понятием.

Учитель: Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль.

Вопрос. Какие изменения произошли в жизни Европейских государств в эпоху Нового времени? Работа по материалам параграфа 1 и вопросам 1,4,5, которые были в качестве домашнего задания.

Учитель: В результате в европейском обществе утвердилась уверенность, что познать окружающий мир человеку помогает разум. Так началась эпоха Просвещения.

Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия и запишите его в тетрадь.

Просвещение - идейное течение XVIII века, которое указывало на решающую роль разума и науки в познании не только природы, но и общества.

II. Новый взгляд на человека и общество

Работа с материалом параграфа, слайдами презентации и заполнение таблицы.

1. Английские просветители

Основные идеи учения

Томас Гоббс
1578 -1679 гг.

Джон Локк
1632 -1704 гг.

Человек обладает естественными, прирожденными правами на жизнь, свободу и собственность.
В естественном состоянии общества господствует свобода и равенство, но ради безопасности общества человек передает часть своей власти государству.
Идеальная форма государства - конституционная, ограниченная монархия

2. Французские просветители

Основные идеи учения

Шарль Луи де Монтескьё
1689-1755 гг.

Для разных обществ хороши разные законы с учетом размеров страны, количества населения, климата, традиций.
Основные идеи:
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную власть.
- свобода - право делать то, что разрешено законом
- вместо абсолютной монархии конституционная монархия

Вольтер
Франсув Мари Аруэ
1694-1778 гг.

Жан-Жак Руссо
1712-1778 гг.

Право принимать закону принадлежит народу. Власть возникает из общего согласия.
Народ - источник власти.
Идеал общественного устройства - республика.
Источник неравенства - частная собственность.

3. Шотландский экономист и философ - Адам Смит, 1723-1790 годы

  • богатство создается трудом в процессе производства;
  • разделение труда - важнейший фактор повышения производительности и увеличения общественного богатства.

Задание: Ребята, на основе таблицы и изученного материала выделите отличительные особенности эпохи Просвещения и запишите их в тетрадь:

  • освобождение от религиозного фанатизма и невежества;
  • повышения уровня грамотности, образования, развитие естественных и точных наук;
  • осуждение феодального режима и борьба с тиранией;
  • разработка идеи правового государства.

III. Веротерпимость и космополитизм

Учитель: Научная революция возродила античную идею прогресса. Однако прогресс возможен только тогда, когда он свободен. Еще одной чертой Просвещения стала секуляризация

Задание: Найдите в учебнике на странице 27 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

Учитель: Просвещение отличалось в разных странах - оно имело свои традиции, проблемы. Однако при всех различиях Просвещения его самые яркие представители были признаны во всей Европе. Это привело к возникновениюкосмополитизма.

Задание: Найдите в учебнике на странице 29 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

Задание: Ребята, сравните две эпохи, о которых мы говорили и определите, какие произошли различи в восприятии ключевых понятий.

Понятие свобода

Понятие равенство

Понятие собственность

Традиционное общество
(Средневековье)

Отношения в обществе подразумевают господство и подчинение. Идея свободы подменяется идеей верности и служения

Равенство возможно только внутри сословий или корпораций

Собственность воспринималась как богатство

Индустриальное общество
(Новое время)
Эпоха Просвещения

Все подчиняются единым законом не зависимо от знатности и происхождения

Нет сословий и привилегий, перед законом все равны

Собственность как средство к существованию, право каждого распоряжаться плодами своего труда

Читайте также: