Как ученые просветители воспринимали понятия свобода равенство собственность раскрыть суть
Обновлено: 20.05.2024
Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.
Цель и значение темы: формирование мировоззрения учащихся, усвоение его ключевых идей, способствующих пониманию исторических процессов; показать преемственность общественных идей и развитие духовной культуры в целом.
Планируемые результаты
Основные понятия, термины, даты, персоналии: эпоха Возрождения, гуманизм, Просвещение; Томас Гоббс, Джон Локк, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дидро.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Какие изменения произошли в сознании людей в XV-XVI веках?
Что угнетало творчески одаренных людей?
Что такое гуманизм, гуманное общество?
Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль и сегодня мы будем говорить об исторической преемственности эпох и о начале эпохи Просвещения.
2. Изучение новой темы
План:
I. Эпоха Просвещения
II. Новый взгляд на человека и общество
III. Веротерпимость и космополитизм
IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения
I. Эпоха Просвещения
Работа с понятием.
Учитель: Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль.
Вопрос. Какие изменения произошли в жизни Европейских государств в эпоху Нового времени? Работа по материалам параграфа 1 и вопросам 1,4,5, которые были в качестве домашнего задания.
Учитель: В результате в европейском обществе утвердилась уверенность, что познать окружающий мир человеку помогает разум. Так началась эпоха Просвещения.
Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия и запишите его в тетрадь.
Просвещение - идейное течение XVIII века, которое указывало на решающую роль разума и науки в познании не только природы, но и общества.
II. Новый взгляд на человека и общество
Работа с материалом параграфа, слайдами презентации и заполнение таблицы.
1. Английские просветители
Основные идеи учения
Томас Гоббс
1578 -1679 гг.
Джон Локк
1632 -1704 гг.
Человек обладает естественными, прирожденными правами на жизнь, свободу и собственность.
В естественном состоянии общества господствует свобода и равенство, но ради безопасности общества человек передает часть своей власти государству.
Идеальная форма государства - конституционная, ограниченная монархия
2. Французские просветители
Основные идеи учения
Шарль Луи де Монтескьё
1689-1755 гг.
Для разных обществ хороши разные законы с учетом размеров страны, количества населения, климата, традиций.
Основные идеи:
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную власть.
- свобода - право делать то, что разрешено законом
- вместо абсолютной монархии конституционная монархия
Вольтер
Франсув Мари Аруэ
1694-1778 гг.
Жан-Жак Руссо
1712-1778 гг.
Право принимать закону принадлежит народу. Власть возникает из общего согласия.
Народ - источник власти.
Идеал общественного устройства - республика.
Источник неравенства - частная собственность.
3. Шотландский экономист и философ - Адам Смит, 1723-1790 годы
- богатство создается трудом в процессе производства;
- разделение труда - важнейший фактор повышения производительности и увеличения общественного богатства.
Задание: Ребята, на основе таблицы и изученного материала выделите отличительные особенности эпохи Просвещения и запишите их в тетрадь:
- освобождение от религиозного фанатизма и невежества;
- повышения уровня грамотности, образования, развитие естественных и точных наук;
- осуждение феодального режима и борьба с тиранией;
- разработка идеи правового государства.
III. Веротерпимость и космополитизм
Учитель: Научная революция возродила античную идею прогресса. Однако прогресс возможен только тогда, когда он свободен. Еще одной чертой Просвещения стала секуляризация
Задание: Найдите в учебнике на странице 27 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.
Учитель: Просвещение отличалось в разных странах - оно имело свои традиции, проблемы. Однако при всех различиях Просвещения его самые яркие представители были признаны во всей Европе. Это привело к возникновениюкосмополитизма.
Задание: Найдите в учебнике на странице 29 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.
IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения
Задание: Ребята, сравните две эпохи, о которых мы говорили и определите, какие произошли различи в восприятии ключевых понятий.
Понятие свобода
Понятие равенство
Понятие собственность
Традиционное общество
(Средневековье)
Отношения в обществе подразумевают господство и подчинение. Идея свободы подменяется идеей верности и служения
Равенство возможно только внутри сословий или корпораций
Собственность воспринималась как богатство
Индустриальное общество
(Новое время)
Эпоха Просвещения
Все подчиняются единым законом не зависимо от знатности и происхождения
Нет сословий и привилегий, перед законом все равны
Собственность как средство к существованию, право каждого распоряжаться плодами своего труда
Читайте также:
- Иск об устранении препятствий в пользовании квартирой нормы гк
- Требования к оформлению зимних участков в доу
- Кто и в какие сроки предоставляет в комиссию по оценке готовности коллективов линейных участков сдо
- Как оформить куплю продажи доли земли
- Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива между лицами имеющими право на пай