Как списать проданное имущество

Обновлено: 17.05.2024

Нужно ли платить налог на имущество, если актив не использовался.

Ненужное ОС можно списать как производство, не давшее продукции.

По мнению Минфина, НДС по списанному объекту надо восстановить.

Однако здесь есть нюанс. Для того чтобы объект учитывался в качестве основного средства, важно, чтобы он соответствовал критериям, установленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В частности:

  • объект предназначен для использования в деятельности, направленной на получение прибыли;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени (более года);
  • организация не предполагает последующую перепродажу объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды в будущем.

Примечание. Если объект готов к использованию и отвечает критериям ПБУ 6/01, его придется включить в базу по имуществу.

В рассматриваемом случае очевидно, что имущество не приносит компании никакой выгоды. Но налоговики могут заявить, что имущество находилось у компании более года и перепродавать его не планировали. Поэтому стоимость объекта нужно учитывать при расчете налога на имущество.

На практике налогоплательщикам часто удается опровергнуть такие доводы. Суды приходят к выводу, что если компания не использовала актив в деятельности, то оснований платить по нему налог на имущество нет (Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.09.2014 N А79-7954/2013, ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013).

Списать стоимость ненужного имущества в налоговом учете компаниям удается через суд

По мнению Минфина России, стоимость непригодного к эксплуатации имущества компания не вправе учесть в налоговых расходах. Логика ведомства следующая. В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией (п. 1 ст. 265 НК РФ). К таким расходам относятся, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, а также затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства и имущества, монтаж которого не завершен (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Таким образом, по мнению финансистов, стоимость ликвидируемого недостроенного объекта для целей налогообложения прибыли не учитывается (Письмо от 07.05.2007 N 03-03-06/1/261).

Налоговики и некоторые суды разделяют такую позицию (например, Письмо УФНС России по г. Москве от 12.11.2009 N 16-15/118613.1).

Однако другие суды приходят к противоположным выводам. В частности, организациям удается списать стоимость ненужного имущества по следующим основаниям.

Расходы на производство, не давшее продукции

В этом случае действует прямая норма Налогового кодекса: налогоплательщик вправе отнести на расходы затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции (пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В одном из дел на основании этой нормы компания отразила в налоговом учете технологическое оборудование, которое не было введено в эксплуатацию и было списано как пришедшее в негодность в связи с длительным хранением. Суд признал такие действия организации правомерными (Постановление ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 N А57-13824/06-17, оставлено в силе Определением ВАС РФ от 05.08.2008 N 9705/08).

Затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства

Во внереализационные расходы включаются затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, объектов незавершенного строительства и имущества, монтаж которого не завершен (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Суды приходят к выводу о том, что стоимость объекта незавершенного строительства при его ликвидации компания вправе учесть в расходах.

". Строительство спорного объекта велось с 1988 по 1996 г.; расходы Общества по возведению объекта незавершенного строительства были направлены на получение дохода от последующей его эксплуатации. Стоимость объекта незавершенного строительства в бухгалтерском учете Общества числилась с 1996 г. в неизменном виде. Первичные документы в силу давности не сохранились.

С учетом изложенного суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для исключения из состава расходов стоимости объекта незавершенного строительства".

Примечание. В налоговом учете выбытие стоимости "ненужных" капитальных вложений можно отразить двумя способами.

Как в бухучете списать актив, который не был введен в эксплуатацию

Актив, который не способен приносить организации экономическую выгоду в будущем, а также не отвечает признакам основного средства, компания списывает в бухгалтерском учете (п. 29 ПБУ 6/01, п. п. 75 и 76 Методических указаний). Порядок списания ОС подробно прописан в п. п. 77, 78 и 80 Методических указаний.

Основанием для списания объекта является акт о списании основного средства. Документ составляет ликвидационная комиссия, которая создается по приказу руководителя компании. Напомним, форму первичного учетного документа теперь определяет руководитель компании (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), но можно использовать и унифицированные формы N N ОС-4, ОС-4б, утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Чтобы документально зафиксировать невозможность получения экономического эффекта от списываемого актива и его непригодность, создается инвентаризационная комиссия (ст. 11 Закона N 402-ФЗ). По окончании проверки комиссия оформляет ведомость по форме N ИНВ-26 и акт по форме N ТОРГ-15. В этих документах фиксируются все выявленные факты.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки.

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01 "Основные средства, не введенные в эксплуатацию" - учитываем первоначальную стоимость списываемого объекта.

Амортизация на такой актив не начислялась, поэтому проводку о списании суммы амортизации делать не нужно;

Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств", - списываем первоначальную стоимость объекта;

Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 70 (68, 69) - отражаем затраты, связанные с ликвидацией основного средства.

Налоговики могут потребовать восстановить вычет НДС по списанному имуществу

Минфин России считает, что НДС по списанному активу следует восстановить. Ведь имущество выбывает по причинам, не связанным с реализацией (Письмо от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397). Такое утверждение налогоплательщики оспаривают в суде. Ведь в НК РФ установлен закрытый перечень оснований для восстановления НДС и выбытие ОС там не указано.

Суды в этом вопросе поддерживают компании. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 23.03.2012 N А40-51601/11-129-222 указал, что случаи, когда налогоплательщик обязан восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, установлены п. 3 ст. 170 и п. 8 ст. 145 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и не содержит требования восстанавливать НДС в случае списания объекта раньше окончания срока амортизации.

По мнению контролеров, оставшиеся после демонтажа материалы нужно учесть в налоговых доходах

Еще один рискованный момент, связанный со списанием ненужного объекта, - это его демонтаж. Ведь после разборки объекта остаются пригодные детали, материалы, запчасти. Контролеры могут потребовать учесть их в доходах на дату подписания ликвидационного акта. Контролеры ссылаются на положения п. 13 ст. 250 НК РФ, согласно которым стоимость материалов и оборудования, полученных при разборке основного средства, признается внереализационным доходом. Минфин России с таким мнением соглашается (Письма от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277, от 06.04.2010 N 03-03-06/1/234, от 21.10.2009 N 03-03-05/188 и от 26.10.2005 N 03-03-04/1/300).

Но суды считают иначе. При разборке (демонтаже) объекта, не являющегося основным средством, полученные материалы не относятся к внереализационным доходам. Обязательным условием включения стоимости материалов в доходы является принадлежность демонтируемого имущества к ОС, а также получение материалов только при разборке или демонтаже (Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2011 N КА-А40/1689-11, оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-9717/11).

"Российский налоговый курьер"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Елизавета Кобрина

У организации может быть имущество, у которого срок полезного использования превышает 12 месяцев, а его стоимость ниже лимита. Это хозяйственный инвентарь, спецодежда, канцелярские принадлежности, инструменты и так далее. Иными словами — это малоценное имущество компании, и его учет зависит от того, применяет компания в 2021 году ПБУ 6/01 или досрочно перешла на ФСБУ 6/2020.

Учет малоценных объектов

Учет малоценных объектов по ПБУ 6/01

Малоценные объекты — это имущество, которое по всем своим характеристикам, кроме стоимости, соответствует определению основных средств (п. 4 ПБУ 6/01):

  • предназначены для использования в производстве или управленческой деятельности;
  • используются долгое время — более 12 месяцев;
  • не предназначены для перепродажи;
  • приносят экономические выгоды компании.

Однако стоимость малоценки не должна превышать 40 000 рублей, иначе такое имущество нужно учитывать как основное средство (п. 5 ПБУ 6/01). Если лимит не превышен, то малоценку учитывают в составе материально-производственных запасов (Письмо Минфина России от 02.03.2021 N 07-01-09/14384). Для учета малоценки можно использовать субсчет, открытый к счету 10. При передаче малоценки в эксплуатацию ее стоимость списывается на счета затрат.

Примеры малоценки — это инструменты, недорогие компьютеры, канцелярские принадлежности, мелкая техника и так далее. Дырокол и степлер явно стоят меньше 40 000 рублей, но при этом срок их полезного использования превышает 12 месяцев.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ПБУ 6/01

Например, компания купила набор инструментов за 12 000 рублей, в том числе НДС 20% — 2 000 рублей. Инструменты сразу же были переданы инженеру для обслуживания производственного участка. Бухгалтер сделает следующие проводки.

Несмотря на то, что малоценка была списана в расходы, нужно учитывать и контролировать ее движение на забалансовых счетах (п. 5 ПБУ 6/01).

Учет малоценных объектов по ФСБУ 6/2020

Применять ФСБУ 6/2020 можно с 2021 года, но обязательным он станет только начиная с отчетности за 2022 год.
Федеральный стандарт устанавливает следующие критерии основных средств:

  • имеет материально-вещественную форму;
  • предназначен для использования в производственной или управленческой деятельности;
  • используется в периоде более 12 месяцев;
  • приносит экономические выгоды в будущем.

В целом определение максимально близко к таковому в ПБУ 6/2001. Однако в отличии от ПБУ, федеральный стандарт не устанавливает конкретного лимита стоимости основных средств.

Лимит стоимости основных средств компания устанавливает самостоятельно с учетом существенности информации о таких активах. Решение об установленном лимите раскрывают в бухгалтерской отчетности. Если стоимость купленного имущества оказывается ниже лимита, его называют малоценным.

Основное отличие от ПБУ 6/2001 в том, что малоценное имущество сразу списывают в состав расходов в том периоде, в котором эти расходы совершены (п. 5 ФСБУ 6/2020). Ставить его на учет как материально-производственный запас нельзя. Затраты, связанные с покупкой малоценки, ее настройкой и установкой, также списывают в расходы.

Однако, несмотря на списание в расходы, организация все так же обязана обеспечить достоверный учет и контроль движения малоценных активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). Для этого можно:

  • открыть забалансовые счета для учета малоценки;
  • разработать отдельные бухгалтерские регистры для учета малоценных объектов.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ФСБУ 6/2020

Для списания малоценки есть два варианта проводок, которые бухгалтер может использовать в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Вариант 1 — Списание на счета затрат

В таком случае полученные от поставщика малоценные объекты сразу попадают на затратные счета 20, 23, 25, 26, 29 или 44. Но есть особенность.

При списании стоимость малоценки должна в полном объеме попасть на счет 90. Однако из вышеперечисленных счетов полностью на счет 90 закрываются только счета 26 и 44. Другие включают в себя стоимость незавершенного производства (20 и 29), либо распределяются на незавершенку (25).

Вариант 2 — Списание на счет 90

Второй вариант проще — можно сразу списать малоценку на счет 90. Недостаток способа в том, что бухгалтер не сможет увидеть аналитику расходов. Поэтому первый способ более предпочтителен.

Групповой учет малоценки

Руководствуясь принципом существенности, эксперты склоняются к тому, что при большом количестве малоценки информация о ее стоимости может быть существенной. Следовательно, ее единоразовое списание в состав расходов приведет к искажению бухгалтерской отчетности.

Отражение малоценки в отчетности в соответствии с ФСБУ 6/2020

Расходы на приобретение малоценного имущества отражаются в бухгалтерской отчетности следующим образом.

Форма отчетности Порядок отражения
Бухгалтерский баланс Аванс за малоценку включается в ту же статью, куда попадают платежи, связанные с авансами по капитальным вложениям
Отчет о финансовых результатах Расходы включаются в ту статью, в которую бы включилась амортизация, если бы имущество признали основным средством
Приложение к отчету о финансовых результатах Вместе с амортизацией
Отчет о движении денежных средств В составе денежных потоков от инвестиционных операций

Ведите учет малоценного имущества в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. В системе легко вести учет, начислять зарплату, отчитываться через интернет. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

У организации может быть имущество, у которого срок полезного использования превышает 12 месяцев, а его стоимость ниже лимита. Это хозяйственный инвентарь, спецодежда, канцелярские принадлежности, инструменты и так далее. Иными словами — это малоценное имущество компании, и его учет зависит от того, применяет компания в 2021 году ПБУ 6/01 или досрочно перешла на ФСБУ 6/2020.

Когда заемщик набирает кредиты, которые становятся непосильной ношей, он начинает задумываться о том, как списать долги. Правительство РФ разработало процедуру банкротства физического лица. После завершения процедуры заемщику списывают долги перед кредиторами.

Рассмотрим особенности прохождения процедуры упрощенного банкротства, с помощью которого удастся списать долги по кредитам для физлиц.

Банкротство для физлиц

Физические лица с 2015 года получили право становиться банкротами. До этого таким правом были наделены только юрлица. Но после одобрения поправок, физлица не стали активно подавать заявки. Причины следующие:

процедура занимала от шести до девяти месяцев;

требовалось потратить не менее 40 тыс. руб. на юридическое оформление;

разрешалось подавать на банкротство при долгах от 500 тыс. руб.

В сентябре 2020 года появилась упрощенная процедура банкротства, и физлица стали охотнее становиться банкротами. Отличия упрощенного банкротства от обычного заключаются в следующем:

должник обращается в МФЦ, а не в суд;

завершение процедуры оформления банкротства до шести месяцев вместо девяти;

не требуется платное оформление документов, как при обычном банкротстве;

разрешается подавать заявки на банкротство при долгах от 50 до 500 тыс. руб.

Пример

Федор взял кредиты в нескольких банках и у него скопились долги на сумму 285 тыс. руб. Уже четвертый месяц начисляются пени и штрафы, но платить денег нет, т. к. Федор попал под сокращение, на новую работу не берут. У должника есть единственное жилье, в котором он живет один, но недвижимость не оформлялась в качестве залога, поэтому кредиторы не вправе его изымать в счет погашения долга. Федор подает заявление в МФЦ на оформление упрощенной процедуры банкротства. Через шесть месяцев должника официально признают банкротом и спишут все долги.

Как списываются кредитные долги?

После сбора и подачи документов начинается процедура банкротства.

Основания для запуска процедуры банкротства

Если заемщик обращается к кредитору для списания долга, менеджеры постараются не допустить, чтобы долг признали безнадежным. В ответ сотрудники банка предложат реструктуризацию, рефинансирование или кредитные каникулы.

Если нацелились на прохождение процедуры банкротства, для этого требуются весомые основания.

Уволили с работы или гражданин потерял источник дохода.

Выявлена серьезная болезнь, которая мешает работать.

Потеря денег и залогового имущества.

Полностью утрачено имущество и нет денег для выполнения кредитных обязательств.

Как списать долги через МФЦ?

Для списания долгов через МФЦ требуется сделать следующее.

Подготовить заявление для внесудебного порядка о признании банкротства. В приложении к заявлению прикрепить всех кредиторов, которым заемщик должен денег.

Приложить копию паспорта и удостоверение личности.

Подать документы в МФЦ по месту жительства.

На следующем этапе сотрудники МФЦ проверят документы и примут заявку для детального изучения. Онлайн-проверка проводится в течение суток с момента подачи заявления. МФЦ выясняет, не подал ли должник заявления о банкротстве в другие МФЦ. Если с документами все в порядке и нет никаких нарушений, должника внесут в реестр банкротов по упрощенной процедуре в течение шести месяцев.

Должника признают банкротом в том случае, если за шесть месяцев у него не наладилось финансовое положение и кредиторы не нашли имущества для списания долга.

Итоговая информация о банкротстве гражданина РФ публикуется в ЕФРСБ. Это означает, что все долги перед кредиторами будут списаны, т. к. долг признали безнадежным.

Помните, что повторная процедура банкротства станет доступна через десять лет после окончания первой процедуры.

Преимущества внесудебного списания долгов

Вся процедура проводится бесплатно.

Должнику не придется оплачивать судебные издержки и почтовые расходы.

Упрощенная процедура банкротства занимает шесть месяцев.

После завершения процедуры удается списать долги.

Недостатки внесудебного списания долгов

Запрещается после признания банкротства регистрировать ИП в течение пяти лет.

Ограничен лимит по задолженности до 500 тыс. руб.

Невозможно открыть депозит в течение пяти лет и взять деньги в кредит.

Если сумма превышает 500 тыс. руб., чтобы списать долги, потребуется доказать свою несостоятельность и неплатежеспособность в суде.

Какие долги нельзя списать при банкротстве?

Признание о банкротстве не означает, что гражданин освобождается от всех обязательств. В соответствии со статьей 213.28 закона №127-ФЗ гражданин не освобождается от следующих обязательств:

компенсации за причиненный физический или моральный ущерб;

долги по зарплате или пособиям;

штрафы за уголовную ответственность;

возмещение вреда за нанесенный экономический ущерб.

Пример

У Андрея есть долги по ЖКХ за период с февраля 2016 года по май 2019 года. Андрей начал процедуру банкротства с мая 2019 года. Суд признал должника банкротом, но это не означает, что Андрей не будет оплачивать коммунальные услуги за июнь 2019 года и последующие месяцы.

Избегание кредиторов

Заемщик скрывается от кредиторов и пытается избавиться от долга по причине исковой давности. Должник полагает, что если в течение пяти лет будет скрываться, то долги спишут. Но должник зря думает, что все удастся так просто решить. Проблемы, с которыми заемщик столкнется в первое время: письма, звонки из банка, угрозы коллекторов, звонки родственникам и на работу.

Выкуп долга

В интернете некоторые компании предлагают выкупить долг у заемщика за минимальное вознаграждение. Не рекомендуем пользоваться такими услугами, т. к. не будет никаких гарантий, что посредник перестанет требовать деньги с должника. Компания выкупит долг и все права по взысканию задолженности перестанут принадлежать банку.

Стоит ли начинать процедуру банкротства?

Заемщик не вправе взять и прекратить выполнять кредитные обязательства. Банк с первого дня просрочки начнет начислять пени и штрафы, которые еще больше увеличат сумму долга.

Когда нет денег на оплату по займам, обращайтесь к кредитору и пробуйте решить вопрос мирным путем. Например, воспользуйтесь кредитными каникулами и получите отсрочку до года. Но для этого придется доказать временную несостоятельность, подготовить документы о снижении дохода, взять выписку 2-НДФЛ.

Другой способ решить проблему — рефинансирование. Это когда заемщик обращается к другому кредитору с более лояльными условиями кредитования, чтобы перекрыть старые долги. И для одобрения рефинансирования нельзя допускать просрочек по оплате, иначе банк откажет.

Начинать процедуру упрощенного банкротства рекомендуется после трех месяцев просрочки по оплате, если не улучшилось материальное положение. В начале процедуры банкротства пени и штрафы не начисляются, а процентная ставка замораживается. Но это не означает, что кредитор согласится на списание долга и признает его безнадежным.

Кредитор будет доказывать, что у заемщика есть ценные вещи или активы, которые используют для погашения долга. Придется собирать документы, выписки с работы о сокращении дохода.

Банкротство с МБК

МБК поможет стать банкротом. Сделаем за вас всю работу: подготовим документы и сопроводим на всех этапах процедуры. Чтобы получить провести процедуру банкротства — оформите онлайн-заявку.

Законно спишем долг, сохраним имущество и доход, защитим от угроз банков. Снимем обременение и запрет на выезд за границу!

Узнавайте о новых статьях МБК по подписке. Повышайте финансовую грамотность вместе с нами.


Признание банкротства физлица — это законный способ избавиться от долгов по кредитам и займам. Граждане волнуются, что будет с имуществом при банкротстве физических лиц. Что продадут, как спасти квартиру, можно ли выкупить ценные объекты с торгов через родственников, и какие сделки не стоит совершать перед банкротством.

Что такое единственное жилье при банкротстве физического лица?

Ст. 446 ГПК установлен перечень имущества, не подлежащего изъятию за долги:

  • предметы обихода — бытовая техника, мебель, личные вещи;
  • предметы и инструменты стоимостью до 10 000 рублей, которые нужны человеку для профессиональной деятельности;
  • необходимые инвалиду оборудование и автомобиль, медицинские препараты, инструменты и компенсации, связанные с лечением;
  • памятные знаки, награды, ордена;
  • хозяйственные постройки и животные, если должник ведет хозяйство;
  • единственное жилье.

Вне зависимости от суммы долга — 300 тысяч или 10 миллионов рублей — такое имущество остается у должника.

Два примера

Мужчина 45 лет решил признать свое банкротство. Долг перед 3 банками составляет 900 тысяч рублей. В собственности автомобиль и квартира, где он живет с женой и несовершеннолетними детьми. Ежемесячный доход составляет 45 000 рублей после вычета налогов. Как спасти имущество? Из опасений остаться без квартиры должник решил продать родственнику единственное жилье по рыночной стоимости.

  • Наши юристы рекомендовали не совершать продажу квартиры, поскольку единственное жилье при банкротстве физического лица не отнимают.

Итог. Суд признал должника банкротом и назначил процедуру реализации имущества. Автомобиль продали с торгов за 260 тысяч рублей, половину выплатили супруге, поскольку машина была куплена в браке. В конкурсную массу поступило 130 тысяч рублей, которые финуправляющий выплатил банкам. Квартира осталась у банкрота, долги по кредитам полностью списаны.

За советом обратился мужчина, 29 лет, долг в размере 4,6 млн — кредит 2,4 млн и ипотека 2 млн. Долг по налогам 200 т.р. Не женат, детей нет. В собственности — квартира и земельный участок под ИЖС в ипотеке, стройматериалы и инструменты. Из-за неудач в бизнесе регулярно допускались просрочки, в результате банк подал в суд на банкротство.

    Мы оказывали юридическую поддержку клиенту на протяжении всего судебного процесса. Инструменты и стройматериалы мужчина продал до банкротства за 40% от реальной цены — юрист помог сделать официальную оценку и подготовил договор купли-продажи.

  • погасили недоимки перед налоговой, чтобы банкротиться без долга перед бюджетом;
  • часть денег выплатили банкам, чтобы не возникло споров в процессе;
  • из остатка денег мужчина оплатил расходы на банкротство и работу юристов.

Итог. Участок, купленный на деньги банка в ипотеку, продали с торгов. Все кредиты списали, квартира осталась в собственности.

Практика: сохранить имущество и избавиться от долгов

Банкротство — единственный законный способ избавиться от долгов, если нечем платить банкам и МФО. Признание несостоятельности должника подразумевает продажу имущества, чтобы погасить долги хотя бы частично. Граждане спрашивают, как сберечь имущество, и нужно ли что-нибудь предпринять перед тем как обращаться в суд?

    Если у человека есть только единственная квартира, то ничего с ней делать не нужно. По общему правилу, жилье не продают. Только если у вас элитная жилплощадь в дорогом районе, в 2021 кредиторы могут пытаться признать жилье роскошным и требовать замены на более дешевое, ссылаясь на разъяснения КС РФ.

Но для этого им придется доказать, что должник купил квартиру, чтобы спасти деньги от взыскания. Более того, взамен элитной кредиторы должны купить квартиру попроще в том же районе. То есть потратить свои деньги. На практике продажа единственного жилья происходит в редких случаях, когда человек смошенничал и купил огромную квартиру или дом на заемные средства.

Позвоните юристу, чтобы подготовиться к процедуре, собрать документы, решить, как продавать имущество — до подачи заявления или через торги. Не совершайте операции с имуществом без консультации банкротного юриста. Именно чрезмерная активность должников создает проблемы и споры в процедуре.

Что нельзя делать перед банкротством

Финуправляющий перечислил ошибки, которые затягивают дело и усложняют позицию банкрота.

    Отчуждение имущества в пользу родственников, либо через договор дарения.

Законодательство в 2021 году предусматривает, что сделки, заключенные в течение 3-х лет до признания несостоятельности, могут оспариваться финуправляющим и кредиторами. В результате подаренное имущество изымается и включается в конкурсную массу.

Если незадолго до банкротства должник продал свое имущество по цене менее 30% от рыночной, сделка может быть оспорена. На практике сделки часто происходят таким образом: в договоре купли-продажи указывается заниженная стоимость, остальные средства передаются из рук в руки по расписке.

Не стоит так делать, тем более перед банкротством. Нерыночная цена указывает на недобросовестность должника, имущество вернут в конкурсную массу. Сроки и стоимость процедуры вырастут, а списание долгов окажется под угрозой на основании п.4 ст. 213.28.

Если человек должен нескольким банкам, выплатив долг только одному, он нарушит интересы остальных кредиторов. Сделки с предпочтением отменяются, а должник рискует остаться с долгами — суд не освобождает от обязательств лиц, действующих недобросовестно.

Если у супругов накопились общие долги, то целесообразно подать на банкротство совместно — тогда придется платить не за 2 дела, а за одно, и сроки тоже вдвое меньше. Если банкротиться по отдельности, то финуправляющие супругов столкнутся с проблемой раздела имущества, что приведет к затягиванию обоих дел.

Главный совет — не продавать или не дарить имущество без консультации с банкротным юристом. Такая самодеятельность приводит к потере имущества и денег.

Что происходит с залоговым имуществом при банкротстве?

Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве

Если банк-залогодержатель включился в реестр требований, залоговое имущество изымается и включается в конкурсную массу, затем продается с торгов. Даже единственная квартира, если она в ипотеке, будет продана.

Держатель залога рулит всей ситуацией — он разрабатывает положение о торгах, выбирает площадку и устанавливает начальную цену для торгов. Так происходит и с ипотечным жильем, и с автомобилями, приобретенными по автокредитованию. Здесь выкупить имущество с торгов дешево не получится.

Выручка с торгов идет в первую очередь на погашение долга по залогу — 80% идет банку, 10% — на расходы в процедуре и вознаграждение финуправляющего, еще 10% — на погашение алиментов и долгов перед работниками (если таких долгов нет — опять же банку). Если в ипотеку был вложен материнский капитал, его можно вернуть в ПФР и использовать повторно.

У должников есть шанс остаться с квартирой в ипотеку при банкротстве! Это возможно в случае, если банк, который выдал кредит под залог, не включается в реестр кредиторов. Другие кредиторы не могут обратить взыскание на ипотечное жилье, если это единственная квартира — оно продается только по требованию залогодержателя.

Чтобы пройти банкротство с сохранением ипотеки, можно рефинансировать заем на созаемщика или поручителя, чтобы вывести должника из сделки. Обязательно привлекайте к делу юриста, чтобы ваши действия были законными и не нарушали права кредиторов.

Признают ли банкротом, если нет имущества?

Да, признают. По закону принудительное банкротство физлиц возможно при долге от 500 тыс. рублей и просрочке от 3-х месяцев. Но если человек потерял работу, иной источник дохода, он вправе добровольно подать заявление на банкротство и раньше, копить и наращивать долг не нужно. Учитывая затраты на процедуру, выгодно начинать банкротство при задолженности от 300 000 руб.

Банкротство возможно и при отсутствии у должника имущества. Не важно, есть ли в собственности квартиры, земельные участки, автомобили и ценные вещи. Даже если нет имущества вообще, лицо вправе признать несостоятельность.

Граждан, планирующих стать банкротами, можно разделить на 2 категории:

  1. Нет и не было имущества. Финуправляющий проверит факт неплатежеспособности, отчитается перед судом и будет ходатайствовать о списании долгов физлица. Процедура займет 6-7 месяцев.
  2. Ранее было имущество. Законодательством предусмотрено, что финуправляющие вправе оспаривать сделки, которые были заключены за 3 года до процедуры. Если такие сделки были, процедура затянется: срок от 7 до 12 месяцев.

Из опыта финуправляющих:

  1. Процедура банкротства в отношении женщины с долгами по кредитам суммарно 1,6 млн. Дама продала земельный участок 2 года назад за 700 000 рублей. На тот момент должница уже имела регулярные просрочки по кредитам. Когда началось банкротство, кредиторы попытались оспорить продажу участка.

После проверки оказалось, что сделка действительно состоялась, но оспорить ее не получилось. Стоимость участка была рыночной, а покупатель — посторонний человек, не связанный с банкротом. Не признают недействительными сделки, заключенные без намерения причинить вред интересам кредиторов.

Банкротство самозанятых

Суд отменил сделку — цена была нерыночной, а покупатель аффилирован к банкроту. Машину продали с торгов. Долги списали полностью.

Что будет с имуществом супругов и детей при банкротстве физ. лица?

Приобретенное в браке имущество супругов считается совместно нажитым, если иное не предусмотрено брачным договором. Задача финуправляющего — отделить имущество должника и второго супруга. Имущественные вопросы женатых или замужних банкротов решаются следующим образом.

  1. Банкротство при наличии совместного имущества. Если имущество супруги или супруга разделить невозможно (например, у пары в собственности автомобиль), оно подлежит реализации. Половина вырученных денег возвращаются второму супругу.
  2. Банкротство при общей ипотеке. Если в браке купили жилье в ипотеку, оно подлежит реализации. Не имеет значения, выступают ли супруги созаемщиками. Да, имущество жены при банкротстве мужа, например, дом или квартира, подлежит продаже. Оставшиеся после расчетов с банком деньги перечислят супруге.
  3. Банкротство и имущество детей. При банкротстве родителей имущество детей не будет реализовано. Например, несовершеннолетнему внуку бабушка оставила в наследство квартиру. При банкротстве отца и матери это имущество не описывается и не включается в конкурсную массу.

Квартира должника, приобретенная в ипотеку, будет реализована, несмотря на то, что там прописаны несовершеннолетние дети. Но если вложен маткапитал, финуправляющий вернет деньги в ПФР.

Как проводит оценку имущества финуправляющий?

Сначала финуправляющий описывает имущество. Если у должника ничего нет, составляется акт об отсутствии имущества для реализации. Оценку имущества обязательно проводит финуправляющий перед торгами:

  • Самостоятельно, сравнивая цену с другими предложениями на рынке;
  • Приглашает независимого оценщика.

Формируется конкурсная масса и проводится продажа. Срок реализации имущества составляет около 7 месяцев.

Давайте разберемся, какое имущество забирают. Сюда входит:

  • имущество по оспоренным сделкам сделки;
  • имущество, которое должник пытался скрыть, но оно было выявлено в процессе проверки управляющего;
  • имущество, указанное должником при подаче заявления;
  • совместно нажитое имущество, записанное на супругу.

Как происходит процедура описи и оценки имущества:

    Вы составляете список и предоставляете управляющему.

Как проходят торги по банкротству, мы рассказали в этом материале. Родственники и знакомые должника вправе участвовать в торгах, что позволяет выкупить имущество ниже рыночной цены, списывать долги подчистую. Все свои идеи и страхи нужно обсудить с юристами. Специалист подскажет, можно ли продать имущество перед банкротством, или лучше не рисковать и выкупить собственность банкрота с торгов.

Как обезопасить себя на 100%? Признание банкротства — это законный способ избавления от долгов в судебном порядке. Если вы хотите пройти процедуру быстро и сохранить имущество — обратитесь к квалифицированным юристам. Специалисты помогут с документами, а защитят ваши интересы в суде.

Когда заемщик набирает кредиты, которые становятся непосильной ношей, он начинает задумываться о том, как списать долги. Правительство РФ разработало процедуру банкротства физического лица. После завершения процедуры заемщику списывают долги перед кредиторами.

Рассмотрим особенности прохождения процедуры упрощенного банкротства, с помощью которого удастся списать долги по кредитам для физлиц.

Банкротство для физлиц

Физические лица с 2015 года получили право становиться банкротами. До этого таким правом были наделены только юрлица. Но после одобрения поправок, физлица не стали активно подавать заявки. Причины следующие:

процедура занимала от шести до девяти месяцев;

требовалось потратить не менее 40 тыс. руб. на юридическое оформление;

разрешалось подавать на банкротство при долгах от 500 тыс. руб.

В сентябре 2020 года появилась упрощенная процедура банкротства, и физлица стали охотнее становиться банкротами. Отличия упрощенного банкротства от обычного заключаются в следующем:

должник обращается в МФЦ, а не в суд;

завершение процедуры оформления банкротства до шести месяцев вместо девяти;

не требуется платное оформление документов, как при обычном банкротстве;

разрешается подавать заявки на банкротство при долгах от 50 до 500 тыс. руб.

Пример

Федор взял кредиты в нескольких банках и у него скопились долги на сумму 285 тыс. руб. Уже четвертый месяц начисляются пени и штрафы, но платить денег нет, т. к. Федор попал под сокращение, на новую работу не берут. У должника есть единственное жилье, в котором он живет один, но недвижимость не оформлялась в качестве залога, поэтому кредиторы не вправе его изымать в счет погашения долга. Федор подает заявление в МФЦ на оформление упрощенной процедуры банкротства. Через шесть месяцев должника официально признают банкротом и спишут все долги.

Как списываются кредитные долги?

После сбора и подачи документов начинается процедура банкротства.

Основания для запуска процедуры банкротства

Если заемщик обращается к кредитору для списания долга, менеджеры постараются не допустить, чтобы долг признали безнадежным. В ответ сотрудники банка предложат реструктуризацию, рефинансирование или кредитные каникулы.

Если нацелились на прохождение процедуры банкротства, для этого требуются весомые основания.

Уволили с работы или гражданин потерял источник дохода.

Выявлена серьезная болезнь, которая мешает работать.

Потеря денег и залогового имущества.

Полностью утрачено имущество и нет денег для выполнения кредитных обязательств.

Как списать долги через МФЦ?

Для списания долгов через МФЦ требуется сделать следующее.

Подготовить заявление для внесудебного порядка о признании банкротства. В приложении к заявлению прикрепить всех кредиторов, которым заемщик должен денег.

Приложить копию паспорта и удостоверение личности.

Подать документы в МФЦ по месту жительства.

На следующем этапе сотрудники МФЦ проверят документы и примут заявку для детального изучения. Онлайн-проверка проводится в течение суток с момента подачи заявления. МФЦ выясняет, не подал ли должник заявления о банкротстве в другие МФЦ. Если с документами все в порядке и нет никаких нарушений, должника внесут в реестр банкротов по упрощенной процедуре в течение шести месяцев.

Должника признают банкротом в том случае, если за шесть месяцев у него не наладилось финансовое положение и кредиторы не нашли имущества для списания долга.

Итоговая информация о банкротстве гражданина РФ публикуется в ЕФРСБ. Это означает, что все долги перед кредиторами будут списаны, т. к. долг признали безнадежным.

Помните, что повторная процедура банкротства станет доступна через десять лет после окончания первой процедуры.

Преимущества внесудебного списания долгов

Вся процедура проводится бесплатно.

Должнику не придется оплачивать судебные издержки и почтовые расходы.

Упрощенная процедура банкротства занимает шесть месяцев.

После завершения процедуры удается списать долги.

Недостатки внесудебного списания долгов

Запрещается после признания банкротства регистрировать ИП в течение пяти лет.

Ограничен лимит по задолженности до 500 тыс. руб.

Невозможно открыть депозит в течение пяти лет и взять деньги в кредит.

Если сумма превышает 500 тыс. руб., чтобы списать долги, потребуется доказать свою несостоятельность и неплатежеспособность в суде.

Какие долги нельзя списать при банкротстве?

Признание о банкротстве не означает, что гражданин освобождается от всех обязательств. В соответствии со статьей 213.28 закона №127-ФЗ гражданин не освобождается от следующих обязательств:

компенсации за причиненный физический или моральный ущерб;

долги по зарплате или пособиям;

штрафы за уголовную ответственность;

возмещение вреда за нанесенный экономический ущерб.

Пример

У Андрея есть долги по ЖКХ за период с февраля 2016 года по май 2019 года. Андрей начал процедуру банкротства с мая 2019 года. Суд признал должника банкротом, но это не означает, что Андрей не будет оплачивать коммунальные услуги за июнь 2019 года и последующие месяцы.

Избегание кредиторов

Заемщик скрывается от кредиторов и пытается избавиться от долга по причине исковой давности. Должник полагает, что если в течение пяти лет будет скрываться, то долги спишут. Но должник зря думает, что все удастся так просто решить. Проблемы, с которыми заемщик столкнется в первое время: письма, звонки из банка, угрозы коллекторов, звонки родственникам и на работу.

Выкуп долга

В интернете некоторые компании предлагают выкупить долг у заемщика за минимальное вознаграждение. Не рекомендуем пользоваться такими услугами, т. к. не будет никаких гарантий, что посредник перестанет требовать деньги с должника. Компания выкупит долг и все права по взысканию задолженности перестанут принадлежать банку.

Стоит ли начинать процедуру банкротства?

Заемщик не вправе взять и прекратить выполнять кредитные обязательства. Банк с первого дня просрочки начнет начислять пени и штрафы, которые еще больше увеличат сумму долга.

Когда нет денег на оплату по займам, обращайтесь к кредитору и пробуйте решить вопрос мирным путем. Например, воспользуйтесь кредитными каникулами и получите отсрочку до года. Но для этого придется доказать временную несостоятельность, подготовить документы о снижении дохода, взять выписку 2-НДФЛ.

Другой способ решить проблему — рефинансирование. Это когда заемщик обращается к другому кредитору с более лояльными условиями кредитования, чтобы перекрыть старые долги. И для одобрения рефинансирования нельзя допускать просрочек по оплате, иначе банк откажет.

Начинать процедуру упрощенного банкротства рекомендуется после трех месяцев просрочки по оплате, если не улучшилось материальное положение. В начале процедуры банкротства пени и штрафы не начисляются, а процентная ставка замораживается. Но это не означает, что кредитор согласится на списание долга и признает его безнадежным.

Кредитор будет доказывать, что у заемщика есть ценные вещи или активы, которые используют для погашения долга. Придется собирать документы, выписки с работы о сокращении дохода.

Банкротство с МБК

МБК поможет стать банкротом. Сделаем за вас всю работу: подготовим документы и сопроводим на всех этапах процедуры. Чтобы получить провести процедуру банкротства — оформите онлайн-заявку.

Законно спишем долг, сохраним имущество и доход, защитим от угроз банков. Снимем обременение и запрет на выезд за границу!

Узнавайте о новых статьях МБК по подписке. Повышайте финансовую грамотность вместе с нами.

Читайте также: