Как сдать квартиру официально в беларуси по договору

Обновлено: 16.05.2024

По статистике, более 65% студентов и около 37% молодых семей вынуждены снимать квартиру. И каждый из них готов вам подтвердить шаткость такого положения: оказаться на улице можно в любую минуту. Да и владельцы жилья часто оказываются под ударом – съезжающие квартиранты воруют вещи, портят имущество и наращивают долги по коммунальным услугам.

Договор найма жилого помещения – документ, призванный урегулировать и защитить интересы обеих сторон.

Собственнику: почему стоит заключать договор аренды квартиры

Договор найма жилого помещения в РБ

Рынок аренды жилья в Беларуси еще довольно молодой и незрелый. И нередко собственники квартир не хотят заключать договор с квартирантами по причине собственной неграмотности. Они опасаются высоких ставок налога, ищут препоны в характеристиках самого помещения и со стороны законодательства. В действительности же бояться нечего:

Да и долго бегать по инстанциям вам не придется: достаточно обратиться в местный ЖЭС, чтобы оформить обязательства и права сторон на законодательном уровне. При этом собственник жилья получает несомненные преимущества:

Договор найма квартиры гарантирует защиту ваших интересов на законодательном уровне. Если же вы предпочитаете сдавать жилье нелегально, то всегда должны быть готовы к потерям: неожиданному визиту налоговой, воровству со стороны квартирантов и наращиванию долгов за коммунальные услуги.

Что дает договор аренды квартиры нанимателям

Договор аренды квартиры в 2019 для нанимателей

Нередко собственники жилья включают стоимость налога в арендную плату. Но не все молодые семьи и студенты желают нести дополнительные расходы. Наверняка, этот нюанс стоит урегулировать с собственником, потому как для квартирантов заключение договора найма жилого помещения также является гарантом защиты прав и интересов:

  • Вы не окажитесь на улице только потому, что собственник вдруг решил, что ему срочно нужна эта квартира;
  • К вам не подселят внезапно племянников и дядюшек, а также других нанимателей помещения – ведь все пункты соглашения прописаны документально;
  • Не придется сносить неожиданные визиты. Ведь в договоре найма жилого помещения прописываются и правила посещения: хозяйка может прийти только в заранее согласованное время и осмотреть свое жилье в вашем присутствии;
  • В течение всего срока договора хозяева не могут необоснованно поднять стоимость арендной платы;
  • У вас появляется временная регистрация в городе, что дает вам право посещать поликлиники и получать бесплатную медицинскую помощь, в районных центрах и селах вы будете наполовину меньше платить за детский сад и сможете без всяких трудностей встать на очередь, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Договор аренды жилого помещения предусматривает определение сроков пользования квартирой. Наиболее часто он заключается на год. Поэтому жильцам следует следить за сроками и согласовать с владельцами жилья дальнейший ход развития событий. Ведь по истечении срока действия документа квартиранты обязаны освободить помещение в течение 3 дней.

Как заключить договор аренды жилья в 2019 году: заполнение документа

Законодательство в Беларуси подходит к вопросу аренды квартир частного жилого фонда достаточно гибко: вы можете скачать типовой договор аренды квартиры на Портале ИМНС и заполнить его поля, а также имеете право на его дополнения и корректировки. Так, если вы опасаетесь повреждения имущества животными или негативно относитесь к курению в квартире – эти пункты можно согласовать с нанимателем и прописать в договоре.

Чтобы не упустить при составлении документа важные нюансы, воспользуйтесь чек-листом:

  1. Указывайте сроки оплаты коммунальных услуг и аренды;
  2. Опишите все имущество и подробно изложите его состояние – это лучше оформить отдельным актом приема-сдачи, который оформляется в произвольной форме;
  3. Согласуйте количество проживающих;
  4. Подумайте, чего бы вы не хотели: присутствия посторонних людей, животных, малолетних детей в квартире, шума, вредных привычек жильцов – внесите дополнительные пункты в типовой договор;
  5. Согласуйте размер оплаты. Обратите внимание, что зафиксировать его на бумаге вы можете только в белорусских рублях. Поскольку национальная валюта нестабильна – все мы помним ее обрушение в 2011 и 2014 годах, можно дополнительно указать долларовый эквивалент суммы.

Договор найма жилого помещения в РБ, типовой образец которого вы можете скачать на сайте ИМНС, носит достаточно общие черты. Поэтому стоит пару дней подумать и сесть за стол переговоров с жильцами, чтобы исключить все неприятные моменты в ваших отношениях. Дополнительно рекомендуется прикреплять и договор приема-сдачи: в случае разногласий он поможет определить, испорчено имущество нынешними квартирантами или предыдущими.

Как и где зарегистрировать договор аренды квартиры в РБ

Типовой договор найма жилого помещения

Документ не имеет юридической силы, пока вы не зарегистрируете его в ЖЭС или местном исполкоме. Для этого вам нужно подобрать удобное для обеих сторон время, собрать пакет документов и вместе посетить государственную инстанцию.

Для регистрации договора аренды квартиры потребуются:

Порядок уплаты налога

Каждый человек, имеющий декларируемые дополнительные доходы, в Беларуси получает УНП – уникальный номер плательщика, по которому он может ежемесячно оплачивать налог на почте, в отделениях банков или через интернет-банк в системе ЕРИП. При этом достаточно выбрать район, в котором вы зарегистрировали договор аренды, отдел МНС и ввести УНП.

Оплачивать налог можно ежемесячно, но налоговой инспекцией квитанция высылается всего 1 раз в год с указанием общей суммы за 12 месяцев.

Досрочно соглашение может быть расторгнуто в нескольких случаях:

  • При грубом нарушении обязательств и прав, прописанных в документе;
  • По согласованию сторон;
  • В одностороннем порядке только при выполнении обязательств квартирантов перед собственником жилья.

Как сдать квартиру в аренду официально, и какой налог придется заплатить

5 июля 2021 г. 17:01

Кто может сдать квартиру в аренду?

Жилищный кодекс (статья 50) разъясняет, что позволено собственнику квадратных метров. Не собственники могут быть наймодателями, если такие полномочия им предоставлены законодательными актами или владельцем квартиры, например, по доверенности. Если у квартиры несколько собственников, чтобы сдавать ее, нужно согласие всех.

Как сдать квартиру официально?

Нужен договор найма — это соглашение, по которому одна сторона предоставляет в пользование жилое помещение другой стороне за определенную плату. Проще говоря, это документ, в котором закреплены взаимоотношения между арендодателем и нанимателем. Форму договора можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам. Его вы и заполняете вместе с нанимателем. В документе указываются паспортные данные обеих сторон, состав семьи нанимателя, адрес и площадь квартиры, которая сдается, размер и сроки оплаты (только в белорусских рублях), права и обязанности и др. Договор должен быть заключен с момента фактического пользования квартиры нанимателем. Можно заключить договор на определенный срок, а можно бессрочно.

Документ составляется в трех экземплярах: один находится у наймодателя, второй — у нанимателя, третий — в исполнительном комитете (районном, городском, поселковом, сельском), зарегистрировавшем этот договор.

Договор найма может быть расторгнут в любой момент по инициативе любой из сторон независимо от того, какие сроки в нем были указаны.

Подписанный обеими сторонами договор нужно зарегистрировать. Это можно сделать в исполкоме или организации ЖКХ (расчетно-справочный центр, ЖЭС). Но перед этим необходимо подготовить следующие документы:

— заявление, подписанное собственником (оно заполняется на месте). Если у квартиры несколько собственников, нужно их письменное согласие.

— документ, удостоверяющий личность (паспорта обеих сторон).

— три экземпляра договора найма.

— техпаспорт квартиры и свидетельство о госрегистрации права собственности на жилое помещение.

После регистрации договора собственнику квартиры нужно обратиться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту прописки. Понадобятся следующие документы: паспорт, копия договора найма, копия техпаспорта на квартиру, выписка из лицевого счета обо всех прописанных на данной жилплощади жильцах (ее нужно брать в ЖЭС).

Через несколько дней после обращения в налоговую по почте должно прийти извещение о присвоении учетного номера плательщика.

По закону сдача квартиры на длительный срок (а не посуточно) не является предпринимательской деятельностью. Собственник уплачивает налог в виде фиксированной суммы, которая не зависит от его доходов. Ставки подоходного налога устанавливаются областными и Минским городским советами депутатов, и для каждого региона они разные.

Традиционно самая высокая ставка в столице. Например, по последним данным, ставки налога с физлиц в Минске за однокомнатную квартиру — 34,3 рубля, в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве — 32,2 рубля. Ставки могут быть уменьшены (до двух раз) решениями областных (Минского городского) советов депутатов. В целом сумма налога зависит от двух факторов: расположения жилья и его площади.

Оплачивать налог можно двумя способами: либо сразу за год (не позднее первого числа года, за который уплачивается налог), либо за каждый месяц (не позднее первого числа месяца, за который уплачивается налог). Удобнее всего каждый месяц платить необходимую сумму через ЕРИП.

Оплатить подоходный налог через интернет-банкинг. Для этого откройте платежи ЕРИП — Налоги — Минск — ИМНС по району — Подоходный налог (квартсдача) — введите УНП большими латинскими буквами — оплатите указанную сумму.

А если не платить налог?

Если налоговая нагрянет с проверкой и окажется, что собственник сдает квартиру неофициально, ждите финансовых последствий. Придется оплатить подоходный налог за весь период, в течение которого сдается жилье, а также пеню за просрочку. Помимо этого, собственнику может грозить административная ответственность за неуплату налогов, то есть штраф. Также должникам будет запрещено выезжать из страны и управлять транспортным средством.

В каких случаях платить налог не нужно

По закону платить налог за сдачу квартиры не нужно, если вы сдаете ее молодым специалистам или молодым рабочим (служащим). Квартиры (и дома) на длительный срок нередко арендуют не только физические, но и юридические лица: белорусские компании, представительства международных организаций и др. Как правило, заключив договор с таким арендатором, собственник может расслабиться: налоговым агентом становится юридическое лицо.

Если остались вопросы

Получить консультацию об уплате гражданами налогов или же предоставить информацию о сдаче квартир без их уплаты можно в контакт-центре Министерства по налогам и сборам Беларуси по телефонам: 189 (стационарная сеть) или 8 (017) 229-79-79. Звонок бесплатный.

Дмитрий Кузьмин

Неофициальная сдача квартиры в аренду чревата проблемами. Если соседи пожалуются в налоговую инспекцию, то последует проверка, и арендодателя уличат в уклонении от налогов. Его заставят уплатить НДФЛ за всё время аренды и ещё наложат штраф. Платить придется примерно 20 % от всего дохода.

Ещё нелегальная сдача грозит конфликтами с жильцами. Например, они могут что-то сломать и отказаться восстанавливать за свой счет. Или вовсе убегут, задержав оплату. Возможны различные ситуации.

Что нужно предусмотреть заранее

Давайте разберемся, как сдавать квартиру, не нарушая закон, и какую схему уплаты налогов выбрать.

Договоритесь с другими владельцами жилья

Если вы не единоличный собственник, то просто отдать свою долю в аренду не получится — нужно спросить разрешения у других владельцев жилья. Если кто-то отказывается идти навстречу, сдавать квартиру нельзя.

Если же другие собственники не против, следует взять у них письменное согласие и заверить его у нотариуса. Только после этого вы можете самостоятельно искать жильцов.

Заключите с жильцами договор

Обычно при нелегальной аренде договор не заключают, чтобы не афишировать доход. Однако отсутствие договора налоговиков не останавливает — доказать факт получения дохода и неуплаты налогов можно и другими способами.

Отсутствие договора вредит всем сторонам. Если отношения не оформлены, собственнику будет сложнее предъявить претензии арендатору и требовать в суде компенсацию за повреждения в квартире или просрочку оплаты.

При наличии договора проще выстраивать отношения с соседями и управляющей компанией — можно открыто заявить, что пускаете жильцов, и не бояться проверок и жалоб в полицию.

Арендатор без договора не сможет зарегистрироваться в квартире.

Как правильно оформить договор с жильцами

Если квартиру арендует физическое лицо, то правильно говорить о найме. И тогда тот, кто сдает квартиру, будет наймодателем, а арендующий — нанимателем. Заключать при этом нужно договор найма жилого помещения. Процесс регулируется гл. 35 ГК РФ.

Но если вы по незнанию заключите договор аренды, то с ним всё равно можно обращаться в суд за восстановлением прав и платить налоги. Неточность в формулировке скорее всего признают технической ошибкой.

Установленной законом конкретной формы нет, нужно придерживаться общих требований гражданского законодательства. При этом нужно обязательно указать ФИО, паспортные данные и контакты обеих сторон, прописать условия.

Кто будет проживать

В договоре нужно указать человека, с которым вы заключаете сделку, а также тех, кто будет проживать в квартире — это не всегда одни и те же люди.

Например, вы можете пустить жить студентов, но договор заключить с их родителями, так как именно они будут отвечать за состояние квартиры и оплачивать проживание.

Срок действия

В ст. 683 ГК РФ указано, что максимальный срок договора — 5 лет. Есть два варианта сдачи жилья в аренду:

  • Договор найма помещения на краткосрочный период — до одного года

Предполагает возможность дальнейшей пролонгации. То есть вы можете оформить договор на 11 месяцев, а затем перезаключать его.

  • Договор найма помещения на долгосрочной период — более одного года

Такой договор необходимо регистрировать в Росреестре, так как возникает ограничение (обременение) права собственности.

Условия оплаты

Лучше принимать деньги на карту, тогда все платежи легко отслеживаются.

Штрафы за просрочку платежей

Если не указать в договоре конкретное правило расчета неустойки за просрочку, то будет действовать ст. 395 ГК РФ — размер процентов будет определяться ключевой ставкой ЦБ на день расчета.

Наниматель может отказаться от выплаты неустойки, тогда придется взыскивать её через суд.

Условия оплаты ЖКУ

В договоре стоит прописать, кто оплачивает все коммунальные услуги и каким образом.

Например, владелец помещения может взять на себя основные платежи по содержанию жилья, а наниматели платить по счетчикам за газ, воду и электричество. Сюда же стоит добавить штрафы за просрочку таких оплат.

Предмет договора

Следует указать, что сдается квартира по такому-то адресу, принадлежащая такому-то гражданину. Внесите в договор технические характеристики жилья: площадь, этаж, подъезд.

Обеспечительный платеж

Обычно его называют депозитом. Это сумма, которую жильцы дают владельцу квартиры на случай, если они что-то сломают или иначе нарушат договор.

Иногда под депозитом подразумевают оплату аренды за последний месяц. Но здесь есть риск: арендаторы могут прожить последний месяц, что-то испортить и съехать, а вам придется взыскивать с них компенсацию через суд и полицию.

Пропишите объем обеспечительного платежа и причины, по которым собственник жилья может оставить его себе. Это могут быть нарушение договора, сломанная мебель, поврежденная квартира, неоплаченные счета за коммунальные услуги.

Условия одностороннего расторжения

Каких-то особых требований закон не предъявляет, поэтому можно договариваться. Например, указать, что наниматели платят за месяц вперед, поэтому вправе расторгнуть договор в любой момент, но деньги владелец помещения оставит себе.

Добавьте условие, как именно расторгается договор. Например, нужна личная встреча для проверки состояния квартиры.

Акт приема-передачи

Укажите в договоре обязанность подписывать такой акт, когда жильцы въезжают и выезжают. Добавьте шаблон к договору.

В самом акте перечислите всю информацию о состоянии квартиры:

Прикладывайте к акту фотографии квартиры и находящихся в ней вещей. Еще можно добавить пункт об уборке. Например, если жильцы въезжают в чистую квартиру, то и оставить её нужно такой же чистой.

Дополнительные условия

Еще в договор можно добавить пункт о том, что наниматели жилья самостоятельно разбираются с повреждением имущества соседей в случае затопления или иных повреждений по их вине или что они обязаны оплачивать годовую страховку от затопления и пожара.

Как зарегистрировать договор

Если срок аренды составляет меньше года, договор достаточно распечатать в двух экземплярах и подписать.

Если больше, то в течение 30 дней после подписания его нужно зарегистрировать в Росреестре — в самом органе регистрации, в МФЦ или онлайн, если у вас есть электронная подпись. Придется заплатить пошлину — 2 000 руб.

Что делать, если квартира в ипотеке

Убедитесь, что по условиям ипотечного договора вам разрешено сдавать квартиру. Встречаются банки, которые косвенно запрещают использовать такое жилье для аренды — например, включают в договор условие, что если вы начнете сдавать квартиру, то досрочно погасите за неё долг.

Есть несколько вариантов для сдачи ипотечной квартиры:

  • Согласовать планы с банком через менеджера.
  • Подписать договор на срок меньше года. Проблемы обычно начинаются из-за необходимости регистрировать долгосрочный договор, ведь квартира находится в залоге у банка, и запись об этом есть в Росреестре. Вам просто не зарегистрируют такие изменения в ЕГРН.

Что делать, если жильцы не хотят выезжать

Еще одно преимущество краткосрочного договора — решение проблемы в случае, если жильцы откажутся платить и не захотят съезжать.

Сейчас расторжение договора найма возможно только в случаях, предусмотренных ст. 687 ГК РФ. Суть в том, что наниматель может прекратить договор, уведомив владельца жилья об этом за 3 месяца. Наймодателю же сложнее — договор расторгается только в судебном порядке. Должны быть веские доводы, например, порча имущества.

Можно попробовать избежать таких проблем — прописать в договоре возможность наймодателя расторгать этот договор во внесудебном порядке. Например, уведомив нанимателя за 1 месяц до расторжения заказным письмом по этому адресу и добавив, что сам факт уведомления означает согласие арендатора прекратить договор найма.

Скорее всего, в суде такие пункты признают недействительными, но, как показывает практика, часто их наличия достаточно, чтобы найти компромисс с жильцами.

Стоит ли оформлять регистрацию жильцам

Когда вы сдаете квартиру физическим лицам на срок более 90 дней, необходимо уведомить об этом органы МВД:

В противном случае вы нарушите ст. 19.15.2 КоАП, которая предусматривает штраф в размере 2 000 — 5 000 руб. или 5 000 — 7 000 руб., если квартира в Москве или Санкт-Петербурге. Проблем не возникнет, если жилье арендуют люди с пропиской в том же регионе.

Зарегистрировать можно в ближайшем МФЦ — приходите туда вместе с арендатором и захватите паспорт. Сотрудники МФЦ дадут составленное заявление на подпись. Можно взять с собой документ, подтверждающий право владения квартирой. Ещё один способ — обратиться в местное управление по делам миграции МВД.

Как уплачивать налоги

Всё зависит от того, кем является наймодатель — физлицом, самозанятым или ИП.

Физические лица

Им достаточно заключить договор и до 30 апреля сдавать декларацию о доходах за прошлый год.

Доходы, полученные арендодателями от сдачи внаём жилья, облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Физлица платят НДФЛ в размере 13 %. Налог следует уплатить не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 2021 года ставка налога вырастет до 15 % на доходы тех, кто зарабатывает свыше 5 млн руб. в год.

Самозанятые

Если сдаете квартиру физическим лицам, платите 4 % от дохода, если юридическим лицам — 6 %. Главное не забывать сформировать чек через приложение на каждую выплату и передавать его арендатору.

Индивидуальный предприниматель

Здесь точная сумма налога зависит от того, какой налоговый режим ИП выбирает. Если вы будете только сдавать квартиру, то онлайн-касса не понадобится. Согласно абз.17 п.2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ сдача ИП в наём жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, освобождена от ККТ бессрочно.

Можно принимать деньги на расчетный счет, но за его обслуживание придется заплатить.

Ставку нужно уточнять в налоговой инспекции конкретного региона, так как там может быть предусмотрена специальная ставка на этот вид деятельности.

Обычно ставки такие:

ИП нужно платить за себя обязательные взносы, в 2020 году их размер составляет 40 874 руб. плюс 1 % сверх 300 000 руб. Их можно покрыть за счет вовремя уплаченных налогов — предпринимателю уменьшают налог на эту сумму. Но если квартира будет простаивать, взносы всё равно придется платить.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей. Подходит ИП и ООО на УСН, ЕНВД и патенте.

Налоги уплачиваются от суммы, указанной в договоре. Получается, если вы включили в сумму аренды коммунальные услуги, с них тоже придется платить налог — учитывайте это, договариваясь о цене.

Есть нюанс: из дохода можно вычесть сумму, которую жильцы передали вам для оплаты коммуналки по счетчикам, так считает Минфин РФ.

Поэтому если нет счетчиков, это доход. Если есть, то можно вычитывать сумму из доходов, приложив к декларации подтверждение расхода.

Как выгоднее сдавать квартиру

Самым выгодным вариантом кажется сдача квартиры через самозанятость — вы платите 4 % налога, и на этом всё. Но есть особенность: плательщики этого налога не делают взносы в Пенсионный фонд. Если пенсия не нужна, можно остановиться на этом варианте.

Дороже всего быть физлицом и платить 13 %.

Что будет, если сдавать квартиру нелегально

Возможно, никаких проблем не будет и дальше, если жильцы адекватные, с соседями нормальные отношения, а деньги вы берете наличными, то про аренду может никто и не узнать.

Если же управляющая компания, соседи или кто угодно напишет заявление в налоговую инспекцию или местную администрацию, арендатора могут оштрафовать.

Штраф для физического лица за отсутствие декларации — 5 % от общей суммы дохода, также учитывается скрытие налогов, а это 40 % от всей суммы. И дополнительно нужно будет покрыть всю задолженность, как правило, за последние 3 года. Ещё могут оштрафовать за незаконную предпринимательскую деятельность без юрлица или ИП — это от 500 до 2 000 руб.

Лучше сдавать квартиру легально.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Может показаться, что сдача квартир в аренду — это лёгкий заработок, который не требует никакого труда. Герой нашей статьи — профессиональный рантье с пятью квартирами — утверждает обратное. Он рассказал, какой доход приносит аренда и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.


У меня в собственности — пять квартир под сдачу. Я получил их по договорам пожизненного содержания с иждивением: на протяжении нескольких лет ухаживал за пожилыми людьми, покупал им продукты и лекарства, а после их смерти квартиры доставались мне. Вложения в каждую из квартир (только уход за пожилым человеком в течение 5 – 7 лет) составляли до 500 – 700 тысяч ₽.

Мои квартиры — однокомнатные, метражом от 30 до 36 квадратных метров. Они находятся в старых домах возле метро в хорошем районе (не центр). Рыночная цена каждой из них на момент наступления полноправного владения — от 3 миллионов ₽ (сейчас они стоят 4 – 4,5 миллиона ₽). Получается, каждая квартира доставалась мне примерно за 1/8 стоимости (в нынешних ценах).

Около восьми лет назад я перестал работать по найму и переключился на сдачу квартир, так что сейчас это моя полноценная работа и единственный доход. Звучит неплохо, но на самом деле быть профессиональным рантье — далеко не всегда выгодно.


Первоначальные расходы

Перед тем как начать сдавать каждую из квартир, я делаю в них косметический ремонт: меняю обои и сантехнику. Мебель обновляю по минимуму (кровать, комод), докупаю самую необходимую технику — чаще всего стиральную машину, иногда холодильник. На это уходит минимум 100 тысяч ₽.

Не сразу при сдаче, но на каком-то шаге в каждой квартире менялись окна. Это стоило по 30 – 40 тысяч ₽. Ещё не везде обновлён пол. Все квартиры доставались со старым скрипучим паркетом, кое-где переложен ламинат или линолеум (каждое такое дело — порядка 50 – 70 тысяч ₽).

Для сантехнических работ или циклёвки пола могу привлечь работника за 3 тысячи ₽ в день. Но деньги на это не всегда есть, так что почти всё стараюсь делать сам. Из-за этого ремонт иногда затягивается по времени. Последняя квартира, к примеру, стояла мёртвым грузом почти три года.

Как устроена аренда

Все квартиры сдаются на длительный срок. Жильцов ищу с помощью постоянного риелтора. Его разовую комиссию (50% от стоимости аренды в месяц) оплачивают сами арендаторы. И ещё 50% от стоимости аренды я беру в качестве залога, который возвращается при выезде человека, если он ничего глобально не испортит или не сломает.

Аренда моих квартир сейчас стоит 18 тысяч ₽ в месяц плюс коммунальные услуги. В период коронакризиса из одной квартиры человек съехал, и сдать её пока не удалось. При этом в последнюю квартиру (которая долго стояла и недавно наконец стала готова к сдаче) как раз в мае нашёлся арендатор.

Регулярные траты

Поскольку вся моя недвижимость в старом фонде и без капитального ремонта, каждый месяц где-то что-то происходит. К примеру, в этом году в двух квартирах ломалась газовая колонка. Ремонт с заменой комплектующих — 10 тысяч ₽, эту сумму пришлось отдать дважды.

Когда люди съезжают, то оставляют что-нибудь поломанным или испорченным. Чаще всего — ламели на кроватях (это каркасные рейки под матрацем), краны на смесителях, двери на шкафах. И постоянно пачкают обои. Всё это нужно восстанавливать.

Траты на возвращение квартире нормального вида после жильцов подсчитать сложно, потому что они всегда разные. На всякие мелочи уходит около 5 – 7 тысяч ₽: вызвать сантехника, чтобы он поправил смеситель, и плотника, чтобы отремонтировал пару ламелей (хотя это можно сделать самостоятельно). Убрать квартиру тоже можно самому, но если заказывать уборщицу — 2500 ₽. Если человек долго жил и надо менять обои, то материалы и работа обойдутся в 20 – 25 тысяч ₽.

Да, залатывать дыры экономически неэффективно. Лучше отремонтировать всё хорошо, чтобы долго не ломалось. Но это уже другие первоначальные затраты, могут потребоваться заёмные средства — а залезать в кредиты мне совсем не хочется.

Доходы

Пять квартир приносят мне 90 тысяч ₽ в месяц — это в лучшем случае, когда они все сданы, но иногда бывают простои.

Из этого дохода вычитаем коммуналку за жильё, где я сейчас живу сам (около 7 тысяч ₽ со светом и интернетом), и постоянные расходы на машину (около 5 тысяч ₽ в месяц). Ещё 8 тысяч ₽ я трачу на пожилого человека, за которым сейчас ухаживаю. Итого на жизнь мне остаётся 70 тысяч ₽. Это средняя зарплата в Санкт-Петербурге, по данным Петростата.

Но квартиры требуют постоянных трат. Их содержание сжирает, по сути, весь доход. Остаётся только на питание и небольшие покупки: одежда, по необходимости — новый телефон, и так далее. Откладывать ничего не удаётся. Все лишние деньги уходят на ремонт жилья для сдачи в аренду.

Поскольку я сам занимаюсь сдачей квартир, то не могу надолго уехать, например, из города. Регулярно требуется моё личное участие. Только недавно получилось съездить в отпуск первый раз за 15 лет.

Проблемные арендаторы

Прошлым летом из одной квартиры съехала девушка, которая оставила после себя клопов! Пришлось выбрасывать ВСЮ мебель, вызывать санэпидстанцию на обработку, а затем снимать линолеум и делать косметический ремонт в комнате. Общие незапланированные затраты за три месяца — 130 тысяч ₽. Залог девушки, который удержали при выезде, — 4 тысячи ₽. Это квартира, которая была впервые сдана за год до этого, принесла за 13 месяцев в общей сложности 221 тысячу ₽ (сдавалась по 17 тысяч ₽), после чего сожрала больше половины этого дохода. Невероятно обидно.

Я стараюсь не сдавать квартиры людям с животными, чтобы по итогу ремонт не был испорчен ещё сильнее. Одну из квартир однажды арендовала молодёжь, и соседи постоянно жаловались на шум, так что студентов я с тех пор тоже избегаю.

Вообще, приятнее всего сдавать квартиру семье с уже подросшим ребёнком. Такие люди более склонны поддерживать чистоту, при этом не устраивают пьяных дебошей.

Выводы

Сдавать может быть выгодно только жильё, которое досталось по наследству или по иной схеме без полных затрат. Или это должны быть классные апартаменты в дорогом районе, где можно было бы сдавать посуточно.

В моём случае при первоначальных затратах (содержание бывшего владельца квартиры + косметический ремонт) окупаемость составляет 3 – 4 года. Но после этого затраты тоже продолжаются. В общем, это такой вариант, который позволит уйти с наёмной работы и просто жить без излишеств.

Советы тем, кто собирается сдавать квартиру в аренду

1. Периодически обязательно осматривайте квартиру на предмет поломок. Во всех договорах аренды прописано, что собственник вполне может делать это раз в месяц — например, при приёме очередной оплаты.

2. Найдите хорошего риелтора и сотрудничайте только с ним. Пусть он, как ваш стоматолог, всё про вас знает: и особенности квартир, и ваши пожелания к жильцам. Риелторы всегда работают качественнее с постоянными клиентами.

3. Если жильцы хотят интернет, то пусть вызывают провайдера и заключают договор на себя: мало ли какие дела они там собираются вести. Это неочевидные, но необходимые меры предосторожности в наше время.

4. Совет из личного опыта. Будет лучше, если при любых проблемах с квартирой (газовая колонка, сантехника и пр.) арендаторы будут не сами вызывать мастеров, а ставить в известность хозяина. Это позволяет контролировать процесс ремонта, чтобы горе-мастера ничего не наворотили и не взяли втридорога.

5. Не включайте коммуналку в общую оплату аренды. Это особенно актуально, если есть счётчики. Недавно был случай, когда резко у жильца вырос счёт за электричество. Думали, майнит, так много уходило киловатт. Оказалось — электронная музыкальная установка. Сколько потратил — столько и оплатил. Было бы неприятно, если бы плата была фиксированной.

Читайте также: