Как правильно составить опись испорченного имущества

Обновлено: 15.05.2024

После окончания срока аренды, арендодателю нужно составить опись имущества, т.к. арендатор исчез. Как нужно составить правильно опись? Образец описи.

Произошла опись имущества судебными приставами и было описано имущество, которое не принадлежит должнику, а принадлежит мне. какие документы надо предоставить в суд, чтобы из описи убрали моё имущество и как составить исковое заявление.?

На имущество все чеки и докумены муж украл.. как мне правильно составить опись имущества. Оценить его и должены ли подписать опись оба супруга?

Я состояла в браке 14 лет за время совместной жизни было приобретено имущество. Как правильно составить опись данного имущества?

Я хочу заложить имущество клуба чтобы получить деньги как правильно составить расписку с описью имущества.

Как составить опись имущества для аренды квартиры.

Как составить опись имущества находящегося в квартире.

Как правильно составить опись имущества при сдаче квартиры?

Как правильно составить опись имущества? С уважением Наталья.

Как правильно составить опись имушества для передачи его в дар?

Как можно составить опись имущества? Куда ее нужно подать в случае раздела имущества при разводе?

З Здравствуйте подскажите пожалуйста как правильно составить опись имущества и заверить у нотариуса.

Как правильно составить исковое заявление об освобождении имущества от ареста и исключения его из описи (арестованное имущество автомобиль), сколько госпошлина? Есть ли образец.

Пожалуйста как составить опись имущества, объясняю ситуацию: мы с женой купили квартиру и завтра въезжаем в неё, а старый хозяин ещё не съехал нам нужно составить опись своей мебели и тд.

Как правильно составить опись имущества после развода для подачи иска о разделе в суд.

Скажите пожалуйста. Ситуация следующая, мы с супругой решили составить брачный договор. Решили внести в договор список имущетсва принадлежащий каждому из нас. Вопрос: если придут приставы для описи имущества, для взыскания например долга по кредитным обязательствам кого-либо из нас. При этом мы невытупаем по этим обязательствам, как поручители и залогодетели. Как правиль составить опись? Указывать только марку и модель быт. техники или еще серийный номер быт. техники?

Как можно составить опись имущества? Когда подавала сама заявление в суд на развод, то указывала, что вопроса о разделе имущества нет. Но, если муж будет настаивать на разделе, возможно подготовленная мною опись понадобится?

Каким образом можно зафиксировать на бумаге, каким документом, что имущество в квартире принадлежит тебе а не должнику проживающему в квартире, то есть составить опись и заверить у нотариуса, или застраховать с перечнем имущества или еще как? для судебных приставов чтобы не вошли в опись. Если такие варианты?

Как доказать при описи имущества что эта вещь принадлежит тебе если чеки не именные и можноли както заранее составить этот список чтобы пристовы не вывезли моё имущество.

По вине эл сетей сгорел жилой дом как правильно составить опись имущества для подачи иска в суд.

Как доказать, что имущество в квартире, находящейся в общей долевой собственности с другой семьей, принадлежит именно приобретателю мебели, бытовой техники. Как составить опись? Как уберечь себя от незаконного приобретения нечистых на руку соседей ПО КВАРТИРЕ своего имущества? Спасибо.

Можно ли одновременно составить договор купли-продажи имущества между физ. лицами на мебель и договор безвозмездного пользования имуществом? Как защитить имущество от описи? Если это возможно, что нужно указать в договоре купли-продажи о дате передачи имущества?

Я собираюсь жить в квартире, в которой прописана. Помимо меня прописан мой отец и моя мать. Они давно в разводе. Отец постоянно мешает проведению косметического ремонта. Я боюсь, что будет приченён вред имуществу находящемуся там. Как мне составить опись имущества? Или что-нибудь ещё?Чтобы потом при порче или краже доказать, что имущество было в целости и сохранности?

У меня сгорела квартира в деревянном доме. На работе для выплата компенсации с меня требуют опись имущества, хотя у меня есть акт оценки жилья. Все подтверждающие покупку имущества документы и чеки сгорели вместе с квартирой. Как правильно составить опись? Спасибо.

Готовлюсь к банкротству, подскажите, как составить опись имущества по какой утвержденной форме, где эту форму найти? И вообще, что вы посоветуете.

Как правильно составить заявление на опись имущества что пришли судебные приставы и описали все что имеется в доме и во дворе.

Напишите пожалуйста образцы акта описи и оценки совместного нажитого имущества и искового заявления о разделе имущества. Как правильно составить?


При оформлении кредитов нельзя предугадать увольнение, болезнь или экономический кризис. Банки не всегда идут навстречу, отказывая в рефинансировании или реструктуризации долга. Но у граждан есть законный способ избавиться от задолженностей — банкротство физических лиц. Ниже разберем, как проходит процедура, и как составляется опись имущества должника при банкротстве.

Как проходит процедура банкротства

Банкротство — это процедура, в которой суд или МФЦ признают финансовую несостоятельность гражданина и освобождают его долгов.

  • При внесудебном банкротстве опись не нужна. По закону, для списания долгов в МФЦ нужно, чтобы предварительно человек прошел через исполнительное производство. Предполагается, что приставы уже проверили и описали имущество, установили, что продавать нечего: как приставы проводят опись. В МФЦ подается только список кредиторов и заявление на списание долгов, формы можно скачать здесь.
  • При судебном банкротстве гражданин главное условие для начала процедуры — отсутствие возможности погасить задолженность. Неплатежеспособность будет устанавливать суд на первом заседании, и для этого судье нужно видеть, какая собственность и доходы есть у должника, и каковы его долги. В суд подается опись имущества и список кредиторов, формы документов для банкротства можно скачать здесь.

Варианты банкротства

Варианты банкротства

Чтобы запустить процесс банкротства физического лица, подается заявление в Арбитражный суд. Это может сделать сам должник, кредиторы и уполномоченный орган. Инициатор предлагает финансового управляющего, который проведет всю процедуру.

Вместе с заявлением надо прикрепить документы, которые докажут, что задолженность и просрочка появились в результате объективных причин, не зависящих от вас. Это может быть:

  • увольнение или сокращение;
  • утрата трудоспособности, получение инвалидности или болезнь и возникшие в связи с этим расходы;
  • появление иждивенцев;
  • другие обстоятельства, связанные со снижением доходов или увеличением трат (включая, например, скачок цен из-за кризиса).


Судья рассмотрит заявление, документы и проведет заседание, где решит, есть ли основания для банкротства. Если делу дали ход, вас ждет судебная реструктуризация или реализация имущества.

Судебная реструктуризация применяется, чтобы дать человеку возможность погасить долги за 3 года, если у него есть достаточный доход. Разрабатывается финансовый план, который согласовывается с управляющим и кредиторами. Суд утверждает план, и человек платит долги по графику — без ареста счетов и продажи имущества.

Если дохода нет или недостаточно, назначается реализация имущества, ценные вещи описываются и попадают в конкурсную массу. Затем проводят торги, а вырученные деньги идут на погашение задолженностей.

Что такое опись имущества

Опись — это документ, в котором фиксируют имущество должника, количество и стоимость объектов.

Так как банкротство — судебная процедура, для каждого этапа требуется документальное подтверждение. Чтобы провести реализацию, надо выяснить, чем владеет должник, сколько это стоит, что подлежит продаже, и какое имущество гражданин сохранит после списания долгов.

При оценке имущества должника в ходе банкротства суд учитывает интересы кредиторов и банкрота. Опись помогает проследить, чтобы требования кредиторов были удовлетворены, а должник не остался без средств на существование.

Этот этап также помогает финансовому управляющему проверить, нет ли у должника корыстных намерений скрыть имущество и обмануть кредиторов. Для проверки он отправляет запросы в Росреестр, ГИБДД, ФНС, изучает сделки за последние 3 года.

Результаты инвентаризации финуправлящий прикладывает к отчету для суда. Также он вправе опубликовать сведения об инвентаризации на сайте ЕФРСБ, либо представлять их кредиторам по запросу. Наши управляющие выбирают второй вариант, чтобы не размещать в интернете необязательные сведения об имущества гражданина.

Наши услуги и цены

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.
  • Консультация о сделках, которые могут быть оспорены
  • Анализ документов и оценка рисков признания сделок недействительными
  • Письменная инструкция — какие документы подготовить, чтобы обезопасить сделку
  • Составление заявления о банкротстве
  • Сбор необходимых документов
  • Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
  • Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
  • Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим

Бланк и что писать в описи для банкротства физ.лица

Опись проводится дважды. Сначала должник прикрепляет список имущества вместе с заявлением, затем финансовый управляющий проверяет информацию и оценивает собственность.

Опись имущества гражданина для банкротства составляется по установленному образцу. Он утвержден приказом Министерства экономического Развития РФ в 2015 году.

Форма описи состоит из нескольких разделов:

  1. Личная информация о должнике: ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, дата и место рождения.
  2. Недвижимость: жилые дома, квартиры, участки и строения на них, дачи, гаражи, сараи, бараки, бани и др. Надо перечислить собственность и указать основания владения, адрес, площадь, документы.
  3. Все виды транспорта: легковые автомобили, яхты, мотоциклы, грузовые автомобили, сельскохозяйственная техника, средства передвижения по воде и воздуху. Указывается идентификационный номер, адрес и вид собственности.
  4. Информация о счетах в банке: название банка, где находится, дата открытия счета, сколько денег, вид валюты. Описываются вклады, депозиты, дебетовые, металлические и кредитные счета.
  5. Сведения об акциях и долях в уставном капитале: сумма, название компании, адрес.
  6. Информация о другом ценном имуществе: драгоценностях, наличных деньгах, дорогом антиквариате, произведениях искусства, оборудовании.

В описи имущества должника при банкротстве указывается примерная стоимость и вид собственности: долевая, частная, совместная, муниципальная. Если должнику принадлежит доля от имущества, надо указать ее размер.

Предметы дешевле 10 000 рублей в опись не попадают. Не нужно вносить в опись для банкротства диван, телевизор, ноутбук и велосипед. Продавать такие вещи никто не будет.

В конце должник проверяет достоверность описи для банкротства, ставит подпись и дату.

Не пытайтесь скрыть или экстренно продать имущество перед банкротством. Эти сделки оспорят и вернут собственность в конкурсную массу. А вас могут заподозрить в преднамеренном или фиктивном банкротстве. Из-за чего могут отказать в списании, наказать в административном или уголовном порядке, зависит от суммы ущерба.

Какое имущество защищено законом

В статье 446 Гражданского процессуального кодекса описано, какая собственность защищена законом и является неприкосновенной.

В конкурсную массу не попадет:

  • единственное жилье, если оно не в ипотеке или залоге;
  • участок, где расположено единственное жилье;
  • личные вещи и предметы для ведения быта;
  • продукты питания;
  • деньги в размере прожиточного минимума на должника и его иждивенцев;
  • оборудование и транспорт для инвалидов;
  • имущество для работы, каждая вещь должна быть дешевле 10 тысяч рублей;
  • награды и призы;
  • животные и семена для посева, если они не используются для получения прибыли, топливо для отопления и приготовления еды.

Перечисленные предметы не продаются за долги. Вы укажете в описи квартиру, но по заявлению управляющего суд исключит жилье из списка для торгов.

Кто оценивает имущество

Оценку имущества при банкротстве физических лиц проводит финансовый управляющий. Но, если вы не согласны с его вердиктом и считаете, что стоимость занижена, можете пригласить независимого эксперта.


При оценке собственности учитываются:

  • рыночные цены;
  • степень износа, повреждения, дефекты и др.;
  • цена, указанная в договоре купли-продажи.

Финансовый управляющий тоже заинтересован в адекватной оценке имущества гражданина при банкротстве, ведь он получает 7% от вырученных денег.

Для продажи проводят электронный аукцион. Затем деньги распределяются между кредиторами, а оставшаяся часть задолженности списывается. В итоге вы избавляетесь от долгов и начинаете финансовую жизнь с чистого листа.

Если нет имущества

Если нет собственности, или она защищена законом от взыскания, это не помешает получить статус банкрота и освободиться от долгового бремени. В таком случае реализация будет формальностью, торги не состоятся, но задолженность спишут.

Однако составить опись все равно придется, для этого поставьте прочерки в бланке.

  • Нужно указать открытые счета в банках, электронные кошельки.
  • Если есть комната, квартира или доля в них, эти объекты нужно отразить, несмотря на то, что это единственное жилье. В дальнейшем их исключать из списка для продажи, и на торги недвижимость не пойдет.

Можете вписать минимум, который у вас есть, а финансовый управляющий решит, стоит ли включать указанные предметы в конкурсную массу.

Если общая сумма задолженности от 50 000 до 500 000 рублей и в отношении вас прекратили исполнительное производство из-за отсутствия дохода и имущества, можете оформить внесудебное банкротство. Это бесплатная процедура, которая занимает 6 месяцев. При оформлении внесудебного банкротства составлять опись имущества должника не надо, так как судебные приставы уже подтвердили его отсутствие.

Банкротство позволяет законно списывать долги. Для этого в ходе судебной процедуры проводят судебную реструктуризацию или реализацию имущества. Для реализации требуется составить опись с перечислением всей собственности дороже 10 000 рублей. Она оценивается и отправляется на торги, а полученные деньги пойдут на погашение долгов.

Если вы не знаете, как составить опись, сомневаетесь, что обязательно указывать, а что не нужно, поговорите с нашими юристами! Мы бесплатно расскажем, как заполнять и подавать документы для банкротства физ. лиц.

Операции по продаже или сдаче в аренду жилья связаны с оформлением большого количества документов. Прежде чем заняться этим, несведущему человеку следует почитать, какие документы необходимо составить при проведении процедуры и изучить правила заполнения.

Оптимальным выбором будет помощь специалиста, разбирающегося в данном вопросе. Но не у всех есть такая возможность. Поэтому приходится самостоятельно изучать детали процесса. При этом часто возникает вопрос — обязательно ли составлять акт описи имущества при операциях с жилым помещением.

Для чего нужна опись имущества

Акт описи имущества

Опись имущества чаще всего необходима при сдачи в аренду жилья

Самым распространенным вариантом, когда жилое помещение предоставляется собственников в распоряжение другому человеку или группе лиц – это сдача в аренду. В предоставляемом в аренду жилье есть сантехника, мебель и другие объекты собственности, за состояние которых хозяин квартиры будет переживать.

Акт описи имущества составляется именно для того, чтобы обеспечить собственнику сдаваемого жилья определенную страховку в отношении состояния предоставляемого в пользование незнакомым людям помещения и его содержимого.

С другой стороны, добросовестный съемщик также может быть уверен, что ему не предъявят необоснованные претензии в порче имущества, к которой он непричастен.

Если арендодатель и арендатор незнакомы, составление описи имущества не должно вызвать каких-либо протестов со стороны любого из них, так как недоверие в этом плане – нормальная реакция. Но, если стороны состоят в хороших дружеских отношениях, возникает вопрос, насколько сильно доверие к человеку, чтобы оставить все как есть и предоставить все воле случая.

Все люди разные, и даже будучи в дружеских отношениях, к своей собственности человек может относиться очень ревностно. Страховка от непредвиденных ситуаций никогда не помешает. Акт описи имущества может сыграть важную роль при съезде арендатора и возвращении арендуемого жилья собственнику.

Если документ был составлен верно и были учтены все нюансы состояния квартиры, сразу станет ясно, виноват ли арендатор в порче имущества, выявленной собственником.

Опись может понадобиться в самых непредвиденных ситуациях. Например, арендодатель может являться должником по уплате каких-либо взносов. При аресте имущества по решению суда приставы, скорее всего, не будут разбираться, чей был телевизор или кровать – хозяина квартиры или человека, снимающего жилье. Но в судебном разбирательстве опись имущества будет иметь большое значение.

На ее основании арендатор квартиры сможет подтвердить право собственности на свое имущество при отсутствии чеков оплаты и других необходимых документов.

Кроме сдачи в аренду помещений, опись имущества может составляться при утверждении материальной ответственности лиц, например за мебель, компьютерную и технику и прочие объекты, находящиеся в рабочем кабинете работника.

Как правильно составить документ

Акт описи имущества

Акт описи имущества: образец

Правильно составить акт описи имущества, образец которого можно скачать со многих интернет-ресурсов, можно постараться составить самому, изучив существующую практику и печальный опыт других людей.

При наличии возможности можно привлечь сотрудника риелторской компании к оформлению документов. Лучше обращаться к проверенным специалистам или в крупные компании, зарекомендовавшие себя на рынке операций с недвижимостью. Так можно быть уверенным в добросовестности риелтора.

Акт должен составляться в двух экземплярах, один из которых остается у арендодателя, другой – у арендатора. При участии риелтора в сделке составляется третий экземпляр описи, принадлежащий ему.

Документ может составляться на отдельном бланке и включать в себя только поименованное имущество, а может являться приложением к акту приема-передачи жилья, который составляется в обязательном порядке при сдаче квартиры в аренду.
Содержание акта описи имущества включает в себя несколько пунктов:

  • В первом пункте указываются личные данные контрагентов (нанимателя жилья и наймодателя) – фамилия, имя, отчество, адрес проживания, по договоренности данные удостоверения личности. Описывается суть документа – передача во временное пользование имущества. Далее идет перечень передаваемых в пользование объектов.
  • В следующем пункте определяется ответственность сторон в случаях утраты или порчи имущества при условии невозможности дальнейшего пользования им. В качестве размера выплаты может указываться сумма оценки объекта имущества или оговоренная сумма.

Далее указывается количество составленных экземпляров описи, проставляется дата заполнения документа и подписи сторон с расшифровкой. В акте описи можно указать, что при передаче имущества стороны не имеют друг к другу претензий.

При составлении описи имущества, передаваемого под материальную ответственность работнику организации, бланк заполняется в двух экземплярах. Один документ остается у материально ответственного лица, другой передается в административно-хозяйственный отдел на хранение.

На что нужно обратить внимание при составлении акта

Акт описи имущества

Акт описи имущества нужно заполнять предельно внимательно

Во время составления акта описи имущества нужно быть предельно внимательным. Если в перечне будут указаны предметы, которых фактически не имеется в арендуемом помещении, наниматель будет нести ответственность за их утрату. Если же какие-то предметы не были указаны в описи, а фактически они есть в наличии, наниматель жилья не несет за них никакой ответственности.

В том случае, когда передаваемое в пользование имущество указано и в отдельной описи, и в акте приема-передачи помещения, необходимо сверить списки, чтобы убедиться в их полной идентичности.

При перечислении предметов собственности указываются их отличительные признаки, по которым впоследствии без труда можно будет опознать имущество и выявить нанесенный ущерб:

  • наименование;
  • год выпуска;
  • модель;
  • описание (форма, цвет, материалы и т.п.);
  • серийный номер (для бытовой и компьютерной техники).

Для каждого предмета можно указать стоимость приобретения и износ, выраженный в процентном отношении. Однако здесь нужно действовать при соглашении сторон, так как оценка имущества – достаточно субъективная вещь.

Можно лишь определить, является ли предмет новым, неиспользованным, или уже был в употреблении. В этом случае надо указать его состояние – удовлетворительное или неудовлетворительное.

Важным моментом является установление недостатков и изъянов в предметах имущества. В описи имущества следует отметить наличие повреждений или неработоспособность имущества (техники).

Например, стоит указать в описи, если розетки являются нерабочими, мебель имеет какие-либо повреждения (сколы, трещины, царапины, потертости), двери шкафа плохо закрываются и т.п.

После составления описи имущества необходимо проверить правильность составления документа и наличие подписей обеих сторон, заинтересованных в сделке. Если опись имущества составляется в организации при передаче предметов мебели и техники материально ответственному лицу, кроме наименований объектов указываются их инвентарные номера и состояние на дату передачи. Затем с определенной периодичностью это состояние проверяется и отмечается в той же описи.

Опись имущества – важный документ при передаче помещений (жилых или не жилых) в пользование. Акт описи составляется в количестве экземпляров по числу сторону, участвующих в сделке. Документ должен содержать имена и адреса контрагентов, их подписи, дату составления и перечень имущества с указанием отличительных особенностей и изъянов (при наличии).

Ко всему сказанному в статье можно добавить еще некоторую информацию. Кроме перечисления в акте имущества. Передаваемого вместе с квартирой, неплохо было бы и зафиксировать техническое состояние этого имущества и сантехнического оборудования, электрооборудования, счетчиков, их пломбировки и т.п. Если договором не предусмотрен допустимый естественный износ оборудования, то в акте следует об этом написать.

Арендатору рекомендуем к этой процедуре привлечь знакомого более грамотного человека в этих вопросах, чтобы не допустить ошибок и недосмотров, которые в последствии могут обратиться в неприятности.

И еще немного информации об аресте имущества — в видеосюжете:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Письменный договор аренды недвижимости гарантирует, что соглашение сторон о найме помещения будет обоюдно исполняться как арендодателем, так и квартиросъемщиком. Во избежание неблагоприятных последствий и споров, связанных с арендованным жилищем и его содержимым, к договору найма прилагается опись имущества при сдаче квартиры.

Опись имущества гарантирует безопасность сделки для жильца и для собственника. Ее составление – дело добровольное, однако при наличии в квартире дорогого ремонта, ценных вещей, новой мебели и техники она необходима.

Назначение описи имущества

Опись имущества

Опись имущества представляет собой документ, который используется в качестве приложения к договору найма жилого помещения. В данном документе перечисляется имущество, передаваемое жильцу во временное пользование вместе с квартирой. В отдельных случаях, опись имущества может быть включена в сам договор.

Учитывая, что в большинстве случаев арендуемое помещение сдается полностью меблированным и готовым к проживанию, порча имущества может стать серьёзной проблемой для арендодателя. Более того данный документ позволяет защитить и интересы арендатора, поскольку любые вещи, техника, мебель имеют свойство рано или поздно изнашиваться или выходить из строя.

Опись имущества позволяет минимизировать вероятность конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть при съёме квартиры.

Естественно, в интересах хозяина упомянуть как можно больше предметов, остающихся в квартире. Поэтому в опись вносят не только мебель, ковры и бытовую технику, но и посуду, белье, словом, все, что представляет для наймодателя ценность. Те предметы, которые не войдут в этот список, а после будут утеряны, повреждены или присвоены жильцом, вернуть окажется почти невозможно.

Кроме описи, этот документ содержит два акта приёма-передачи жилого помещения. Первый акт заполняется обеими сторонами при сдаче жилья в найм, второй — при возврате квартиры наймодателю.

Кто составляет опись имущества?

Инициатором оформления документа может быть как хозяин недвижимости, так и жилец. Бумага должна быть составлена собственником в присутствии жильца. Это поможет избежать возможных недоразумений в будущем. Также собственник может составить документ самостоятельно. А затем, при заселении жильца, проверяет имущество, перечисленное в документе, на его состояние и наличие.

Документ составляется в 2 экземплярах. Один – для собственника, второй – для жильца. Если сделка совершается с участием риэлтера, то потребуется копия и для него. В описи должны стоять подписи с расшифровкой всех участников сделки.

Более подробно узнать об описи имущества можно из следующего видео:

Правила составления описи имущества при сдаче квартиры

Опись имущества составляется в письменной форме либо на распечатанном бланке. В описи указывается ФИО арендатора и арендодателя, их личные номера и серии паспортов, место и дата выдачи документов, удостоверяющих личность, адрес постоянной регистрации и т.д.

Как правило, опись имущества составляется в двух экземплярах, после чего подписывается каждой из сторон, в ней ставится дата составления, подписи и расшифровки подписей. Если посредником выступает агент, готовится и третий экземпляр, который отдается ему. Подписей, следовательно, также должно быть три.

При составлении описи, основной задачей собственника является опись всего имущество, которое представляет для него ценность. При этом, он может внести в документ любые вещи, начиная от бытовой и электротехники, и заканчивая посудой и бельём.

Важно не перегибать с описью всего, что попадается под руку и назначать адекватные цены и условия пользования.

Естественно, зафиксировать абсолютно все предметы, находящиеся в квартире, достаточно сложно и трудозатратно. Поэтому специалисты рекомендуют перечислить в перечне имущества только самые важные и дорогие предметы.

В частности, следует описать следующие категории предметов:

  • Бытовую технику;
  • Сантехнику;
  • Мебель;
  • Посуду;
  • Элементы интерьера;
  • Отделку;
  • Электроприборы;
  • Приборы учета.

Опись должна отражать не только перечень имеющихся предметов, но и их технические характеристики и состояние. Это позволит сторонам договора избежать недоразумений. При составлении описи, каждый предмет следует описать по следующим критериям:

  • Внешний вид;
  • Цвет;
  • Количество;
  • Наличие или отсутствие дефектов;
  • Состояние предмета (рабочее, не рабочее, функционирует с перебоями и пр.);
  • Марка и год выпуска (для бытовой техники).

Кроме описи в письменной форме, можно сфотографировать помещение и предметы, подвергшиеся описи. Эти изображения в будущем станут частью описи – ее приложениями.

Акт приёма-передачи

Составление описи имущества

Акт приёма-передачи представляет собой ещё один документ, являющийся приложением к договору аренды квартиры. Эта бумага подтверждает факт передачи квартиры и обязательств, связанных с её содержанием. Данный документ также фиксирует состояние квартиры на момент передачи квартиры арендатору. Данный документ используется вместе с бумагой описи имущества.

Как и сама опись имущества, акт приема-передачи составляется в простой письменной форме, в двух экземплярах для каждой из сторон.

В самом акте указывается следующая информация:

  • Личные идентификационные данные сторон, включая ФИО, паспортные данные, прописку по паспорту;
  • Адрес местонахождения съемного жилья;
  • Дата, когда происходит приём-передача жилья;
  • Перечень имущественных ценностей, согласно описи;
  • Подписи сторон.

Учитывая, что данный документ подписывается в последнюю очередь, его можно дополнить актуальной информацией, которая по тем или иным причинам не вошла в опись. Например, если в описи имущества значился работающий электрический чайник, но на момент передачи обнаружилось, что чайник имеет некоторые дефекты. В таком случае, в акте приёма-передачи можно указать на имеющуюся проблему.

После того, как закончится действие договора найма помещения, при возврате квартиры хозяину предстоит составлять еще один акт приема-передачи, теперь уже от жильца к арендодателю. Если на момент возврата жилья владельцу в актах приема-передачи будут значиться разные сведения касательно использованного имущества, вся ответственность за испорченные и выведенные из строя вещи ляжет на квартиросъемщика.

После того, как был подписан акт передачи имущества от арендатора к владельцу, последний не имеет право предъявлять претензии. Подписи на акте приема-передачи свидетельствует не просто о передаче имущества, но и о том, что стороны не имеют друг к другу никаких претензий.

Образцы документов

Ниже будут представлены образцы и бланки описи имущества, а также акта приёма-передачи квартиры:

Порча имущества

Порча имущества

При возникновении повреждений или поломок арендатор должен сообщить об этом собственнику арендованного имущества. Арендодатель составляет акт повреждений в произвольной форме. Оценка ущерба производится им лично, либо с привлечением квалифицированных специалистов. В акте описываются повреждения, причины и обстоятельства их возникновения.

Такие ситуации возникают при:

  • Естественном износе. Как известно, у каждого предмета есть свой срок службы. Например, перегорела лампочка, ее могут заменить квартиранты либо хозяин. В случае естественного износа квартирант обычно отказывается оплачивать ущерб;
  • Порче при неаккуратном обращении или случайности. Например, обрыв гардин при падении или проведении уборки. Если не было серьезных повреждений, то квартирант может не возмещать ущерб либо самостоятельно возвращает предмет на место;
  • Намеренной порче. Известны случаи, когда жилец не доволен условиями аренды и намеренно начинает портить вещи или ворует имущество при съезде.

Расторжение договора аренды не снимает с арендатора ответственности по возмещению причиненного ущерба.

Возмещение убытков может быть произведено, как в досудебном порядке, так и в суде. Если арендатор полностью признает свою вину, согласен с размером ущерба, то он добровольно компенсирует его. В такой ситуации, ему следует взять с арендатора расписку о передаче денежных средств в счет возмещения убытка.

В ситуации, когда арендатор не желает возмещать причиненный им вред имуществу, либо не согласен с оценкой ущерба, то взыскание с него компенсации происходит в порядке искового производства в суде общей юрисдикции.

Опись имущества является юридическим аргументом при доведении дела до судебного разбирательства. Наличие в описи имущества и прописывание мер ответственности за использование обезопасит обе стороны от возможных споров, если возникают спорные ситуации по отношению к использованию вещей.

Возмещение ущерба

Если арендатор докажет, что порча или гибель произошли не по его вине, а из-за действий непреодолимой силы или третьих лиц, личности которых невозможно установить, то ему не придется возмещать причиненный ущерб.

Если же известно, какие лица причинили ущерб имуществу, арендатор должен компенсировать причиненный вред арендодателю. Затем, он может в порядке регресса потребовать эту компенсацию с виновников произошедшего.

Читайте также: