Как получить квартиру от государства если нет прописки

Обновлено: 17.05.2024

Кто может получить бесплатное жилье от государства, каким критериям для этого нужно соответствовать, и как долго придется ждать ключи от новой квартиры – обо всем этом расскажем в статье.

Если ваши условия совсем не годятся для проживания, а купить новое жилье вы не в состоянии, то государство может выделить вам бесплатную квартиру

Квартирный вопрос стоит остро для большинства россиян. И речь идет даже не о хорошем ремонте или комфортных условиях, а о наличии самого жилья.

Если у вас нет собственной квартиры и возможности ее купить, если вы живете в аварийном доме или считаете, что могли бы претендовать на большее количество метров, возможно, именно вы станете претендентом на бесплатное жилье от государства.

Существует много разных программ, но условия у большинства схожи. Давайте рассмотрим их подробнее и проясним, кто и каким образом может получить квартиру в России бесплатно.

Кто может претендовать на бесплатное жилье

Есть два варианта получения:

  1. вам сразу выдают готовое жилье;
  2. вам выделяют субсидию – иными словами сертификат с деньгами на покупку или строительство.

Количество выдаваемых денег ограничено, зато получить их легче, чем квартиру. Если вам покажется, что дали мало, то придется доплатить самостоятельно.

Выдача жилья и субсидий – не подарок от государства и даже не акция для всех нуждающихся. Не получится просто решить, что вам необходимо бесплатное жилье, и встать за ним в очередь – для этого нужны веские причины с доказательствами.

А после всего этого еще и терпение, чтобы дождаться очереди. И толика смирения, ведь скорее всего вам не предоставят выбор, а выдадут что-то из имеющегося.

Чтобы претендовать на получение жилья, нужно относиться к определенной категории граждан и соответствовать нескольким критериям. Причем для жителей регионов и Москвы они отличаются – в столице условия строже, поэтому и получить жилье будет непросто.

Базово всем нужно иметь:

  • гражданство РФ,
  • регистрацию по месту жительства или пребывания,
  • плохие условия для жилья,
  • низкий доход.

Наличие всевозможных льгот увеличит шансы на приобретение жилья.

Гражданство и регистрация

Гражданство должно быть российским. А еще нужно обязательно прожить несколько лет в регионе, где вы хотите получить квартиру, с регистрацией по месту жительства или пребывания. Минимальный срок проживания устанавливается в регионах.

Низкий доход

Доход семьи должен быть ниже прожиточного минимума. Не путайте прожиточный минимум с МРОТ. Об их различиях мы рассказывали в этой статье.

Средний прожиточный минимум в России составляет:

  • в 2021 году – 11 653 рубля;
  • в 2022 году – 11 950 рублей.

Точный размер зависит от региона проживания. В Москве в 2021 году он составляет 18 029 рублей, в Приморском крае – 13 963 рубля.

Кроме того, отдельные регионы могут установить дополнительные критерии нуждаемости. Например, если вы живете в Москве и имеете два автомобиля, малоимущими вас не признают.

Представим, что семья Петровых из пяти человек – мать, отец и три несовершеннолетних ребенка – живет в Республике Марий Эл. Зарплата отца – 25 тысяч рублей, зарплата матери – 20 тысяч рублей.

Чтобы рассчитать средний доход, нужно сложить доход семьи за три последних месяца, поделить его на количество людей в семье, а затем на три.

(25 000 + 20 000) х 3 : 5 : 3 = 9 000 на человека.

Средний прожиточный минимум в республике составляет 10 184 рубля на человека. Доход Петровых – меньше, значит, они получат статус малоимущей семьи.

Чтобы подтвердить статус малоимущего, обратитесь в МФЦ или местные органы соцзащиты.

Плохие условия для жилья

Существует несколько условий, и при любом из них можно обратиться за помощью к государству. Давайте на примерах рассмотрим ситуации, в которых люди могут стать претендентами на получение жилья.

Отсутствие квартиры, аварийное или ветхое жилье, недостаточное количество жилплощади для одного жильца и проживание с тяжело больным человеком – эти факторы дают право претендовать на получение бесплатного жилья от государства.

К сожалению, нет, так как считается, что они сознательно ухудшили свои условия. Чтобы встать на учет после такого переезда, им придется прожить в этой квартире пять лет.

Кто еще может претендовать на получение бесплатного жилья

Многодетные семьи, сироты, ветераны, военные, инвалиды и другие льготники. Им жилье предоставляется быстрее, чем категориям людей без льгот.

Кроме того, есть множество программ, по которым специалистам или отдельным категориям людей выделяется жилье или субсидия. Например, учителя и врачи, которые приехали для работы в село; молодые семьи до 30 лет и так далее.

Расселение жителей аварийного жилья и коммуналок – известная история. Они могут подать документы для расселения и получить новую квартиру или субсидию. А жителям домов в ветхом и опасном для жизни состоянии придется дождаться, когда их дом признают аварийным, а затем предложат новое жилье. Как правило, жители коммуналок получают квартиры быстрее, чем жители аварийных домов.

Как бесплатно получить жилье в Москве

Мы уже упомянули, что условия получения бесплатной квартиры в Москве строже, чем в регионах.

Например, иностранцы не могут претендовать на жилье, потому что по закону у всех близких родственников и членов семьи, проживающих в квартире, должно быть гражданство РФ.

Также строго обстоит ситуация с регистрацией. Если в регионах учитывается даже временная прописка, то в Москве – только постоянная регистрация по месту жительства в течение десяти лет. Это условие обязательно для совершеннолетних членов семьи и на детей до 18 лет не распространяется.

В Москве существует закон о признании жителей малоимущими. Согласно ему, москвичам для покупки жилья не должно хватить всего дохода и активов за двадцать лет, в том числе на момент выдачи квартиры.

Например, если вы встали на учет, но впоследствии выяснилось, что вы стали зарабатывать больше и вполне можете купить квартиру самостоятельно, в выдаче вам откажут.

Не ждите, пока инфляция обесценит ваши накопления. Рассчитайте на калькуляторе вклад в Совкомбанке под выгодный процент и получайте пассивный доход. На сайте можно оставить заявку и рассчитать выгоду при помощи калькулятора вкладов.

На какое жилье можно рассчитывать

Встав в очередь, можно рассчитывать на получение готового жилья из местного или государственного жилищного фонда – например, квартиру в новостройке или вторичное жилье, которое можно взять в аренду у государства или получить по договору социального найма.

Снимая квартиру у государства, вы будете платить только за коммуналку. Но приватизировать, обменять, сдать или продать у вас ее не получится.

Договор при этом составляется на определенный срок – 1-10 лет – после этого его можно переоформить в договор социального найма либо продлить.

При социальном найме вы сможете приватизировать жилье, обменять его, сдать в аренду или продать. Самое простое – обмен квартиры. Чтобы сдать в аренду, нужно предварительно зарегистрировать в квартире съемщика. А чтобы продать – приватизировать или прописать покупателя и составить переоформление.

Сколько жилплощади необходимо для жизни человеку, устанавливают в каждом регионе отдельно.

  • Например, если минимум равен 16 кв.м, то семья Афанасьевых из пяти человек получит квартиру площадью не менее 80 кв.м. Но если из максимально подходящих им квартир на момент выдачи будет только квартира с большей площадью – семье повезет, и они получат более просторное жилье.
  • А если бы Афанасьевы имели квартиру с недостаточной жилплощадью в собственности или соцнайме, они могли бы получить от государства вторую квартиру, из площади которой вычли бы имеющуюся.

Допустим, в их собственности есть квартира в 30 кв.м. Получается, на каждого из четверых членов семьи выходит всего по 6 кв.м, а по нормативам их региона должно быть 16 кв.м на человека.

Также можно получить субсидию на покупку или строительство. Субсидия выдается всего один раз и получить ее повторно не выйдет.

Субсидия – это финансовая помощь, которая выделяется из федерального или местного бюджета на определенную цель. Субсидию нельзя обналичить, ее нужно использовать в течение определенного срока.

Средства с субсидии вы можете использовать:

  • в качестве первоначального взноса по ипотеке,
  • для погашения ипотеки,
  • для покупки квартиры,
  • для строительства дома.

Получить субсидию могут многодетные, молодые и малоимущие семьи, сироты, участники ВОВ и их семьи, военнослужащие, госслужащие и другие бюджетники, а также специалисты, которые отучились и уехали из города для работы по специальным программам.

Имейте в виду, что в качестве субсидии государство выделяет небольшую сумму денег. Ее размер зависит от стоимости квадратного метра жилья, норматива площади на человека и размера доли, которую оплатит за вас государство. Скорее всего этого будет недостаточно для покупки или строительства жилья, и доплатить за все остальное придется самостоятельно.

  • 30% стоимости может компенсировать семейная пара без детей,
  • 35% – пара с одним ребенком,
  • 40% – пара с двумя детьми,
  • 50% – пара с тремя детьми и более,
  • до 80% – компенсируют в отдельных регионах.

Куда обратиться за бесплатной квартирой

Чтобы получить бесплатное жилье от государства, вам нужно подтвердить статус того, кому необходимо улучшить условия проживания.

Для этого встаньте на жилищный учет – заполните бланк о постановке и поставьте на нем подписи всех членов семьи. Найти образец заявления вы можете на сайте госуслуг или в МФЦ. Обязательно приложите все документы, которые подтвердят, что бесплатное жилье нужно выдать именно вам.

Подать заявление на получение бесплатного жилья можно в МФЦ, либо в органе, который отвечает за жилищный учет там, где вы проживаете. Это может быть районная администрация или Департамент городского имущества – зависит от вашего места жительства.

Ваше заявление рассмотрят чиновники и вынесут вердикт – либо поставят вас в очередь на получение жилья, либо откажут. Если с отказом вы будете не согласны, то можете обжаловать его в суде.Обычно на рассмотрение отводится один месяц.

Чтобы ускорить очередь, вы можете доносить в жилищные органы новые документы, которые подтвердят, что жилье стало вам еще нужнее. Например, у вас появились дети, или кто-то в семье получил инвалидность.

Какие документы потребуется собрать

Главное в гонке за получением бесплатного жилья – доказать, что жилье нужно вам. Чтобы сделать это, подтвердите свои доводы соответствующими документами.

  • У меня большая семья, нам не хватает денег – вот справка о наших доходах.
  • У нашей семьи нет жилья/есть, но очень маленькое – вот справка о нашем имуществе.
  • Я льготник, и хочу стоят в очереди первым – вот мои документы.
  • Есть медицинские показания, по которым я должен получить квартиру – вот справка.

Список документов для получения бесплатного жилья может показаться внушительным, но все они нужны, чтобы вас точно поставили в очередь

Документы на субсидию

Чтобы встать в очередь на получение субсидии, к заявлению нужно приложить оригиналы и копии следующих документов:

  • ваш паспорт и паспорта или свидетельства о рождении всех членов семьи,
  • свидетельство о браке,
  • справка о составе семьи,
  • подтверждающие документы о наличии у вас льгот,
  • документы о владении жилплощадью.

Как скоро можно получить бесплатное жилье

Документы собраны, заявление подано и одобрено – заветная мечта о получении бесплатной квартиры маячит на горизонте. Но не тут-то было. Оставаться на горизонте ваша мечта может годами, ведь очередь движется очень медленно. В приоритете стоят ветераны, люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалиды, сироты.

Когда придет ваш черед получать квартиру, документы проверят еще раз. Если что-то изменится, и вы вдруг перестанете соответствовать критериям получения жилья, его не выдадут.

Например, во время ожидания очереди бабушка, которая проживала с вами, вдруг вышла замуж и съехала, и теперь вашей семье достаточно метража той квартиры, которая у вас есть.

Также обязательно проверят сделки с недвижимостью, которые вы совершали во время ожидания квартиры. Допустим, кто-то устал ждать и решил купить жилье поменьше, чтобы ухудшить свои условия и тем самым продвинуться в очереди. Комиссия обнаружит этот факт и лишит вас бесплатной квартиры.

Если стоять в очереди на квартиру больше нет сил, можно встать в очередь на получение субсидий. Она движется гораздо быстрее.

семья и ключ

Жилищный вопрос является одним из самых острых в наше время. Существуют различные пути его разрешения: покупка, ипотечные программы банков, получение служебного жилья, получение арендного жилья с последующим выкупом, получение жилья по государственной программе или получение жилья от акимата для отдельных групп граждан. О порядке постановки в очередь на получение жилья от государства мы расскажем в данной статье.

Общая схема получения жилья из государственного жилищного фонда выглядит подобным образом:​

  • Сбор и подача необходимых документов в акимат или онлайн.
  • Если с документами все в порядке – получение уведомления в течение 30 календарных дней и отслеживание очереди (узнайте, как это сделать онлайн).
  • Рассмотрение жилищной комиссией документов и выдача решения (посмотрите, как оно выглядит).
  • Заключение договора (узнайте, как выглядит типовой образец) и получение жилья.

Какие существуют типы жилья?

- частный жилищный фонд - жилища, принадлежащие на праве собственности физическим или негосударственным юридическим лицам и их объединениям;

- государственный жилищный фонд - жилища, принадлежащие на праве собственности государству и состоящие из коммунального жилищного фонда, жилищного фонда государственного предприятия, а также жилищного фонда государственного учреждения;

- коммунальный жилищный фонд - жилища, находящиеся в ведении местных исполнительных органов (акиматов), закрепленные за специальным государственным учреждением по предоставлению жилищ в пользование.

- жилищный фонд государственного учреждения - жилища, находящиеся в ведении государственных учреждений, за исключением специального государственного учреждения по предоставлению жилищ в пользование;

- жилищный фонд государственного предприятия - жилища, находящиеся в ведении государственного предприятия.

- арендное жилище без права выкупа – жилище, предоставляемое из коммунального жилищного фонда гражданам Республики Казахстан в пользование за плату без права выкупа.

Таким образом, жилищный фонд РК состоит из жилищ всех форм собственности. Жилье от акимата вы можете получить из государственного жилищного фонда или из арендованного акиматом частного жилищного фонда.

Служебное жилье - жилье с особым правовым режимом, предоставляемое из жилищного фонда государственного учреждения и предназначенное для заселения гражданами РК на период выполнения ими обязанностей, связанных с характером их трудовых отношений, а также гражданами РК, участвующими в активных мерах содействия занятости в соответствии с законодательством РК о занятости населения. Иными словами вы можете получить служебное жилье, если это предусмотрено в вашей организации и соответствуете необходимым условиям. Служебное жилье предоставляется временно, на тот период, пока вы являетесь служащим государственного учреждения.

Кто может претендовать на получение жилья из государственного жилищного фонда?

Для постановки в очередь на получение жилья в РК необходимо постоянно проживать в соответствующем населенном пункте (независимо от срока проживания).

Коммунальные или государственные квартиры предоставляются из коммунального жилищного фонда или частного жилищного фонда (квартиры, арендованные акиматами, входят в этот фонд) следующим лицам:

  • ветеранам Великой Отечественной войны (получить справку о наличии льгот онлайн*);
  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
  • многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившим ранее звание "Мать-героиня", а также награжденным орденами "Материнская слава" I и II степени, многодетным семьям. Совокупный среднемесячный доход указанных категорий граждан должен составлять за последние двенадцать месяцев перед обращением о предоставлении жилища на каждого члена семьи ниже 3,1-кратного размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; , имеющим совокупный среднемесячный доход за последние двенадцать месяцев перед обращением о предоставлении жилья на каждого члена семьи ниже 3,1-кратного размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Коэффициент 3,1-кратного размера прожиточного минимума не распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов;
  • государственным служащим, работникам бюджетных организаций, военнослужащим, кандидатам в космонавты, космонавтам и лицам, занимающим государственные выборные должности;
  • гражданам, единственное жилище которых признано аварийным в порядке, установленном законодательством РК.

*Примечание. Получить справку о наличии льгот (участникам Великой Отечественной войны, ликвидаторам аварий на Чернобыльской АЭС, воинам-интернационалистам) можно онлайн, для этого не нужна ЭЦП. Вы можете помочь родственникам, так как получить справку можно не только на себя, но и на родственника.

  • вы не имеете жилья на праве собственности на территории РК при постановке на учет и на момент предоставления жилища из коммунального жилищного фонда или жилищного фонда государственного предприятия;
  • вы не имеете жилища на праве собственности в данном населенном пункте при постановке на учет и на момент предоставления жилища из жилищного фонда государственного учреждения;
  • вы не имеете предоставленного арендного жилища без права выкупа;
  • жилье, в котором проживает ваша семья, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям;
  • в смежных, неизолированных жилых помещениях проживает две и более семей;
  • в составе вашей семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством РК), при которых совместное проживание с ними в одном помещении (квартире) становится невозможным.

Список заболеваний, при котором семье может быть предоставлено дополнительное жилье:

  • Психические заболевания со стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности, при которых совместное жительство со страдающим невозможно для окружающих.
  • Органические и посттравматические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций конечностей и функций тазовых органов.
  • Каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, противоестественный анус.
  • Тяжелая форма бронхиальной астмы, непрерывно-рецидивирующее течение, с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью III степени.
  • Тяжелые формы наследственных прогрессирующих нервно-мышечных дистрофий с выпадением двигательных функций.
  • Сахарный диабет I тип, тяжелая форма.

Кто распределяет жилье от государства?

Жилье из коммунального жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предоставляется по решению акимата по месту жительства заявителя на основании решения жилищной комиссии и заключенного договора найма жилища.

Жилье из жилищного фонда государственного предприятия предоставляется на основании решения жилищной комиссии государственного предприятия о предоставлении жилища и заключенного договора найма жилища.

Жилье из жилищного фонда государственного учреждения предоставляется на основании решения жилищной комиссии государственного учреждения о предоставлении жилища и заключенного договора найма жилища.

При подаче документов создается жилищная комиссия, по решению которой предоставляется жилье на основании ранее сданных документов. Жилищная комиссия принимает решение о постановке в очередь в течение 30 календарных дней, после чего выдает уведомление с указанным номером очереди.

Жилищная комиссия – это коллегиальный орган, который создается при акиматах, государственных предприятиях, государственных учреждениях, и уполномочен на вынесение решений по жилищным вопросам. Жилищная комиссия действует на постоянной основе.

Жилищная комиссия состоит не менее чем из пяти человек (обязательно нечетное количество членов), и в ее состав входят руководитель предприятия (за исключением центральных государственных органов), ответственный секретарь, руководители юридической, финансовой, кадровой служб (при наличии) и представители профсоюзных организаций.

Жилищная комиссия рассматривает заявления претендентов на жилье, проверяет предоставленные документы на полноту, достоверность, принимает решение об удовлетворении заявления или отказе. В случае аренды определяет размер платы за жилье и вопросы о заключения договора найма (аренды), а в случае приватизации служебного или государственного жилья жилищная комиссия рассматривает вопросы о заключении договора приватизации и предъявляет счет на оплату. Также жилищная комиссия выполняет запросы в государственные органы по предоставленной информации, производит расчеты и отвечает за сохранность материалов и данных и прочее.

На какой размер жилой площади от государства можно претендовать и каким должно быть жилье?

Если в семье есть страдающие заболеваниями, указанными выше, то ему предоставляется отдельная комната. Также площадь получаемой квартиры может быть больше, если в семье есть беременная женщина со сроком беременности более 22 недель.

Куда обращаться для того, чтобы встать в очередь на жилье и какие документы при этом необходимы?

Когда я получу жилье от государства, или в каких случаях мне могут отказать?

К сожалению, точно на этот вопрос вам никто не ответит. В течение 30 календарных дней вы получите уведомление о постановке в очередь на получение жилья либо мотивированный ответ об отказе. В уведомлении будет указан также номер вашей текущей очереди. Если документы были поданы онлайн – то уведомление придет в ваш личный кабинет, а если в акимате, то можно забрать лично либо вам пришлют почтой.

Очень удобно отслеживать очередь на получение жилья онлайн. Для этого нет необходимости получать ЭЦП и абсолютно неважно, каким образом были поданы документы. Достаточно указать ИИН и регион, в котором вы состоите в очереди.

Порядок очередности может меняться, существуют группы граждан, согласно которым предоставляется жилье (по каждой группе существует своя очередь):

  • ветеранам Великой Отечественной войны;
  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
  • многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившим ранее звание "Мать-героиня", а также награжденным орденами "Материнская слава" I и II степени, многодетным семьям. Совокупный среднемесячный доход указанных категорий граждан должен составлять за последние двенадцать месяцев перед обращением о предоставлении жилища на каждого члена семьи ниже 3,1-кратного размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
  • социально уязвимые слои населения;
  • государственные служащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие, кандидаты в космонавты, космонавты и лица, занимающие государственные выборные должности;
  • граждане, единственное жилище которых признано аварийным в порядке, установленном законодательством РК.

Первоочередное право на получение жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, имеют имеют ветераны Великой Отечественной войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени, многодетные семьи.

Согласно статье 12 Правил постановки на учет граждан РК, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде акимат ежегодно актуализирует списки очередников на получение жилья.

Местные исполнительные органы района, города областного значения, городов республиканского значения, столицы ежегодно проводят инвентаризацию списков очередности граждан Республики Казахстан, состоящих на учете нуждающихся в жилище из коммунального жилищного фонда, в автоматизированном режиме посредством Единой национальной системы учета очередников интегрированной с информационными системами государственных органов с целью актуализации списков очередников, состоящих на учете нуждающихся в жилище.

В случае отсутствия сведений в информационной системе либо изменений сведений о заявителе и членов его семьи, заявитель оповещается местными исполнительными органами посредствам sms – оповещения мобильный телефон о необходимости обновить соответствующие документы через Государственную корпорацию либо портал.

В каких случаях и на каких основаниях жилья могут отказать в постановке на очередь при получении жилья?

В постановке на учет для предоставления жилья вам могут отказать, если будет установлено, что гражданин стал нуждающимся в результате преднамеренного ухудшения своих жилищных условий в течение последних 5 лет путем:

В каких случаях могут снять с очереди на получение жилья?

  • отпали основания для предоставления жилья;
  • вы решили переехать на постоянное жительство в другой населенный пункт или уволились из государственного предприятия или государственного учреждения;
  • представленная информация о необходимости в жилье при подаче документов является не соответствующей действительности;
  • вы получили земельный участок и завершили строительство собственного жилища или приобретение жилья;
  • получения арендного жилища без права выкупа.

Не могут быть сняты с очереди дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также неполные семьи, многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени, многодетные семьи, нуждающиеся в жилье и поставленные на учет, до получения жилища.

О снятии с очереди вас обязательно должны известить в письменном виде в 10-дневный срок после принятия решения с указанием оснований снятия с учета.

Кто имеет право

Новый жилой дом на 553 квартиры построили в Мытищах

Новый жилой дом на 553 квартиры построили в Мытищах

Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими. Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества. Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, житель Московской области, признанный малоимущим, должен соответствовать еще ряду требований:

• не иметь в собственности жилого помещения или не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Эти же требования относятся и к членам его семьи;

• в случае если в собственности гражданина или членов его семьи есть жилье или оно находится в пользовании по договору социального найма, то общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна быть меньше учетной нормы. Учетная норма также устанавливается администрацией муниципалитета. Важно различать учетную норму и норму предоставления. Норма предоставления относится к квартире, которую должны предоставить очередникам на жилье;

• проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• иметь в собственности квартиру или являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживать в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний утвержден Минздравом РФ.

Необходимые документы

Стопка бумаг

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, понадобятся следующие документы:

• финансовый лицевой счет;

• медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания (при наличии);

• заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

• документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;

• выписка из домовой книги;

• технический паспорт на жилое помещение (при наличии находящегося в собственности или арендуемого по договору социального найма жилья);

• документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;

• документы, подтверждающие семейные отношения заявителя;

• акт проверки жилищных условий заявителя (подтверждающий несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Куда обратиться

Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске

Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ по месту жительства.

Даже при наличии всех документов и соответствии всем требованиям гражданину могут отказать в постановке на учет, если он менее 5 лет назад намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Здравствуйте. Здесь я разместила инструкции о том, как гражданину прописаться в муниципальной квартире. Разобрала 2 варианта прописки: 1) являясь нанимателем квартиры по договору социального найма; 2) в чужую к родственнику или неродственнику.

Важные моменты при прописке

Обязательно прочтите раздел, потому что на данную информацию я часто буду ссылаться в инструкциях ниже:

Есть исключения: 1) Родителям не нужно спрашивать чье-либо согласие на прописку к себе своих несовершеннолетних детей — подробности. Отдельная статья — как прописать ребенка в муниципальную квартиру. 2) Ничье согласие не требуется и нанимателю, когда прописывается в предоставленное ему жилье на основании договора соц.найма — п. 2 ст. 61 ЖК РФ.

Например, квартира в Санкт-Петербурге. В ней прописаны 3 человека. Ее площадь — 32 кв.м. Жена одного из жильцов хочет прописаться, все согласны на это. Она не сможет этого сделать, потому что иначе на каждого прописанного станет по 8 кв.м. Это ниже установленной нормы в 9 кв.м. В услуге откажут.

Если вы хотите прописаться, не являясь при этом нанимателем/главным квартиросъемщиком, есть большая неразбериха в том, какой документ будет основанием для процедуры. Везде свои требования, помимо учетной нормы.

Например, с жильцами был оформлен договор соц.найма и к ним хочет прописаться кто-либо еще (неважно родственник или нет). Для этого нанимателю потребуется сначала вписать данного человека в договор соц.найма как члена семьи — п. 3. ст. 69 и п. 2 ст. 70 ЖК РФ. Для этого он обращается в муниципалитет, чтобы оформить дополнительное соглашение. Не забываем получить еще и согласие всех совершеннолетних жильцов. Инструкция и список документов для Москвы — ссылка, для Санкт-Петербурга — ссылка. Срок оформления составляет до 30 дней. После этого можно прописываться в жилье.

Если на руках имеется только ордер, скорее всего до прописки кого-либо следует заключить с муниципалитетом договор соц.найма. При этом ордер будет документом основания, потому что доказывает факт предоставления жилья для вселения — ст. 47 ЖК РСФСР и ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Тоже самое когда наниматель или главный квартиросъемщик умер. Всем совершеннолетним жильцам необходимо решить кто из них будет нынешним нанимателем, а остальные как члены его семьи — ст. 60 и 69 ЖК РФ. В договор вписываем и того, кто собирается прописаться в квартиру. Где-то оформлять договор необязательно. Например, у моей знакомой из Самары был только ордер. Ее муж смог прописаться к ней, приложив ордер и письменное согласие всех совершеннолетних жильцов.

Другой случай — у моего родственника из Свердловской области не было даже ордера. Он спокойно прописал к себе вторую жену. В паспортном столе у них запросили письменное согласие его взрослой дочери, которая прописана там же + копию лицевого счета для доказательства что квартира не приватизирована. Ничего им переоформлять не пришлось.

Куда лучше обратиться

С 2018 года регистрационным учетом граждан занимаются отделения по вопросам миграции районных МВД — п. 22 и п. 23 Приказа МВД от 31.12.2017 N 984. МВД принимает заявления от граждан напрямую или через посредников в виде МФЦ, паспортных столов или Госуслуги — п. 91 Приказа МВД N 984 и Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Инструкция и список документов не отличаются в зависимости от организации, в которую захотите обратиться. Поэтому сначала прочтите плюсы и минусы каждой из них:

Плюсы — 1) Чаще процедура проходит быстрее. По закону максимальный срок — 3 рабочих дня с момента подачи заявления. МФЦ отправляют документы в МВД в электронном виде через систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ) — п. 35 Приказа МВД N 984. 3) Сотрудники охотней помогают в заполнении бумаг. 3) К ним можно заранее записаться на прием по телефону или через сайт. 4) Услуга у них бесплатна.

Минусы — 1) Не везде МФЦ оказывают услугу по прописке. Сначала обзвоните местные МФЦ и уточните это. Адреса и телефоны всегда есть в интернете. 2) Иногда придется подождать очередь, потому что МФЦ предоставляют и другие услуги.

Только один плюс — обычно нет очередей. Минусы: 1) Срок прописки больше — максимум 6 дней. Потому что они не подключены к системе межведомственного взаимодействия с МВД, поэтому документы передают в бумажном виде — п. 32 Приказа МВД N 984. 2) Некоторые паспортисты берут около 30-100 рублей за прием и передачу документов. В большинстве УК данная услуга уже входит в стоимость по обслуживанию дома, поэтому ничего платить не просят. Сама процедура прописки всегда бесплатна — п. 62 Приказа МВД N 984.

Плюсы — 1) Можно записаться на прием или подать заявление через Госуслуги. 2) Пропишут максимум на следующий день (п. 36 Приказа МВД N 984), но и здесь есть большой нюанс.

Минусы: 1) На прием можно попасть как минимум на 8 день. Обычно на 10 — 12. В итоге придется ждать дольше, чем при обращении в МФЦ или паспортный стол. 2) Согласно п. 91 Приказа МВД N 984 разрешено прийти без записи или записаться по телефону, но легко наткнуться на большие очереди. При чем больше из тех, кто записался заранее. А телефон берут редко. 3) Неохотно консультируют по заполнению документов.

Теперь можно ознакомиться с самой инструкцией. Про обращение в МФЦ/паспортный стол описано ниже, а про МВД здесь — ссылка.

Инструкция прописки. Способ №1 — через паспортный стол или МФЦ

  1. Идем в паспортный стол или МФЦ, где заполняем заявление о регистрации.

Если вы наниматель по договору соц.найма . Предоставляете свой паспорт с договором и заполняете заявление о регистрации по месту жительства (скачать форму или образец). Если не выписались с прежнего адреса, тогда еще и заявление о снятии с регистрационного учета — скачать форму и образец. Больше ничего не требуется.

Если вы не наниматель/главный квартиросъемщик . Заполняете заявление о регистрации по-другому — скачать форму или образец. Также его подписывает наниматель/главный квартиросъемщик. Если не выписались с прежнего адреса — дополнительное заявление о снятии с регистрации (скачать форму и образец). К заявлению достаточно приложить свой паспорт. Не требуется ни листок убытия, ни справки из военкомата и т.п.

От всех совершеннолетних жильцов, прописанных в квартире, потребуется: 1) Паспорта и копии. 2) Письменное согласие на вашу прописку в свободной форме — скачать форму и заполненный образец. Каждый свое. В согласии обязательно указывается степень родства между вами, потому что прописаться гражданин может только как член семьи — ст. 69 ЖК РФ. 3) Если вы считаетесь близким родственником одному из жильцов, нужно доказывать степень родства между вами. При прописке супруга предоставляем свидетельство о браке. Взрослого сына или дочь — его свидетельство о рождении. И тому подобное. 4) Документ основания на вашу прописку — договор соц.найма, ордер или выписку из лицевого счета. Везде требуют разные документы — писала об этом выше по ссылке.

Сотрудник заберет ваш паспорт, заявления, согласия жильцов, копии документов на квартиру и о родстве. Отправит все в отдел по вопросам миграции районного МВД — из МФЦ в электронном виде, из паспортного стола в бумажном.

Частично инструкция написана на основе статьи по ссылке.

Способ №2 — Через Госуслуги

Через Госуслуги прописаться нельзя, а разрешено только подать заявление в электронном виде или записаться на прием. После обработки заявления все равно нужно сходить в отдел миграции районного МВД с необходимыми документами, подтвердить личность и закончить процедуру. Иначе заявление аннулируют через несколько дней. Порядок действий наглядно показали в блок-схеме от МВД.

ВАЖНО: В Госуслугах можно подать заявление на свою прописку, только если вы вписаны в договор социального найма как наниматель или член его семьи. Если вы не вписаны или договор не был оформлен (например, есть только ордер на вселение), в услуге откажут — доказательства ССЫЛКА. В данной ситуации прописываемся через МФЦ или паспортный стол. Условия описаны здесь.

Воспользоваться можно официальным сайтом Госуслуг или их мобильным приложением. Порядок действий при этом одинаков. Я буду показывать через сайт — так нагляднее и проще заполнять информацию. Частично инструкцию взяла отсюда — ссылка.

(чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

Если только записаться на прием, разрешают самому выбрать дату и время, но запись может быть поздней. Зависит от загруженности местного отделения МВД. Инструкция в конце статьи.

Теперь через Госуслуги проще подать заявления на прописку всей семьёй, т.е. супругам с детьми. Есть некоторые нюансы и условия: 1) Если нужно прописаться обоим супругам, подать заявление можно от аккаунта первого супруга, а на аккаунт второго придет уведомление дать согласие на свою прописку. После подтверждения через несколько дней супругов пригласят в МВД для завершения процедуры. 2) Тоже самое при прописке с ребенком от 14 лет — у него также должен быть аккаунт в Госуслугах, на который придет уведомление дать согласие на прописку. 3) Все члены семьи должны быть вписаны в договор соц.найма.

Пример №1: Семья хочет прописаться муниципальную квартиру по договору соц.найма. Она состоит из 3 человек — папа, мама, сын 16 лет. Все они вписаны в договор. Папа со своего личного кабинета подал заявление на прописку, где также указал информацию о супруге и сыне. Супруге и сыну в личный кабинет затем пришло уведомление дать согласие на прописку, которое они оба подтвердили. Через 4 дня их пригласили в МВД для подтверждения процедуры. Присутствие дочери 4 лет не потребовалось.

Пример №2: Марине нужно прописаться в муниципальную квартиру вместе с дочерью 3 лет. Она через Госуслуги подала общее заявление и через 3 дня ее пригласили в МВД.

Как видно выше, заявление приняли 5 октября, а пригласили в МВД только на 8 день — 13 октября. Хотя по закону должны пригласить максимум на 6 день — п. 32 Приказа МВД N 984.

Если вы наниматель . Предоставьте свой паспорт и договор соц.найма. Сотрудник МВД даст на подпись ранее поданное заявление о регистрации по месту жительства. Если информация была указано неправильно, дадут заполнить новое — скачать форму или образец. Если не выписались с прежнего адреса — дополнительно заявление о снятии с регистрационного учета (скачать форму и образец). Согласие членов семьи не требуется.

Если вы член семьи нанимателя по договору соц.найма . В этом случае заполняем другое заявление о регистрации — скачать форму или образец. Также его подписывает наниматель. Если не выписались со старого адреса, дату на подпись еще одно — скачать форму и образец. К заявлениям достаточно приложить свой паспорт.

Наниматель/главные квартиросъемщик и все совершеннолетние жильцы, прописанные в квартире: 1) Пишут в произвольной форме согласие на вашу прописку — скачать форму и заполненный образец. В согласии указывают степень родства между вами, потому что прописать они могут вас только как член семьи — ст. 69 ЖК РФ. 2) Предоставляют свои паспорта и их копии. 3) Если вы являетесь кому-либо близким родственником, нужно доказывать степень родства. При прописке супруга подают свидетельство о браке. Взрослого сына или дочь — его свидетельство о рождении. И тому подобное. 4) Еще от них требуется документ основания на вашу прописку — договор соц.найма, ордер или выписку из лицевого счета. Везде требуют разные документы — выше.

Про запись на прием

Подробный порядок действий и список документов прочтите выше по ссылке. Только все заявления нужно будет заполнить самостоятельно по выданным бланкам.

Понравилась статья? Вы знаете, что надо сделать ;)

Есть вопросы? Можете бесплатно проконсультироваться. Воспользуйтесь окошком онлайн-консультанта, формой внизу или телефонами (круглосуточно и без выходных):

Читайте также: