Как получить 10 соток земли бесплатно в казахстане заявление

Обновлено: 04.05.2024

В Алматы не осталось свободных земель, говорят специалисты. Купить участок можно только на вторичном рынке. Как правильно оформить госакт и сколько придется заплатить государству? На вопросы отвечает начальник отдела нормативного и информационного обеспечения управления земельных отношений г. Алматы

– Согласно Закону о земле, каждый гражданин имеем право на 10 соток земли. Но в Алматы участки не выделяются, почему?

– Действительно, каждый гражданин Казахстана имеет право на бесплатное получение земельного участка в размере 10 соток (согласно Земельному кодексу и постановлению правительства РК от 01.08.06 г.) Но в черте города Алматы земля никому не выделяется в связи с ограниченным ее количеством, и даже если есть какие-то “пятна”, то они уже заняты согласно генеральному плану. Они предназначены для строительства школ, развязок, больниц, многоэтажных жилых комплексов.

Как видно, под индивидуальное жилищное строительство в городе выделено 8,8 тыс. га земель, новых массивов генеральным планом не предусмотрено. Несмотря на то что город растет за счет присоединяемых земель из области, ресурса для выдачи участков нет.

– Можно ли получить землю из государственного фонда в Алматы под бизнес, какой-нибудь социальный проект?

– Предоставление земель из государственного земельного фонда осуществляется через торги, и лишь в исключительных случаях земли могут быть предоставлены для реализации инвестиционных проектов, которые обеспечивают государственные интересы или достижение общественно значимых целей. Предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами. Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении им прав собственности и (или) землепользования на земельные участки, подают заявление в местный исполнительный орган области, города. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка; его предполагаемые размеры; местоположение; испрашиваемое право пользования; наличие (отсутствие) другого земельного участка. Заявление о предоставлении права на земельный участок рассматривается в срок до двух месяцев с момента его поступления, а при предоставлении права на земельный участок субъектам малого предпринимательства рассматривается в трехнедельный срок.

То есть в Алматы земли из государственного фонда выделяются под обоснованные инвестиционные проекты, а также проекты, необходимые для инфраструктуры города. Но поскольку у города нет свободных земель, застройщикам предлагаются участки со сносом ветхой застройки, что, конечно, требует от них тщательного экономического обоснования собственных проектов.

– Как получить госакт на землю? Какие документы необходимы? Сроки, стоимость процедуры?

– В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 20 июля 2010 года управлением земельных отношений оказываются четыре государственные услуги физическим и юридическим лицам. Выдается госакт на право частной собственности на земельный участок, выдается акт на право постоянного землепользования, на право временного возмездного землепользования (аренды), а также выдается акт на право временного безвозмездного землепользования.

Прием заявлений осуществляется через центры обслуживания населения, там же выдаются идентификационные документы, то есть акты на земельные участки.

Формируют материалы земель-но-кадастрового дела и изготавливают идентификационный документ на земельный участок для последующей его выдачи заявителю в “АлматыгорНПЦземе”. Срок оказания этих услуг составляет 10 рабочих дней, для субъекта малого предпринимательства – 7 рабочих дней. Услуга – бесплатная.

А вот услуга по изготовлению акта на право частной собственности на земельный участок, которая осуществляется “АлматыгорНПЦземом”, является платной и выполняется в соответствии с нормами и расценками, утвержденными в установленном законодательством порядке.

Подавать заявление на получение госакта на землю нужно на имя начальника управления земельных отношений г. Алматы в окна приема документов уполномоченного органа по адресу: г. Алматы, ул. Ауэзова, 107, или в центры по местонахождению земельных участков.

– При выкупе земель из государственной собственности у земельных участков существуют так называемые поправочные коэффициенты. Для чего они нужны? И как их высчитывают?

– Базовая ставка за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду по городу Алматы установлена в размере 4800 тенге за квадратный метр против действующего с 1996 года размера в 717 тенге. Этот вопрос регламентируется постановлением правительства от 22 мая 2007 года № 408 “О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года № 890”.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Республики Казахстан, поправочные коэффициенты к базовым ставкам и границы ценовых зон утверждаются решением местного представительного органа по предложению исполнительного органа.

Для обоснования размещения ценовых зон приняты однородные по целевому назначению, виду функционального использования и близкие по значению к кадастровой стоимости части земель административно-территориального устройства города Алматы. Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка по его местоположению, производится умножение величины базовой ставки платы за земельный участок (4800 тенге за 1 кв. м) на поправочный коэффициент, который варьируется от 0,55 до 1,25 в зависимости от ценовой зоны. Всего таких зон по городу пять.

При осуществлении сделок купли-продажи на вторичном рынке недвижимости, включая земельные участки, зональность и поправочные коэффициенты не применяются.

Состояние земель и использование земельных ресурсов

Общая площадь территории города Алматы на 1 июля 2011 года составляет 33,2 тыс. гектаров.

Из них занято землями:

– сельскохозяйственного назначения – 1,9 тыс. га, в том числе используемые под дачи, садоводство, огородничество – 0,9 тыс. га;

– населенных пунктов – 21,3 тыс. га, в том числе земли общего пользования (занятые дорогами, улицами, площадями и дворовыми территориями) – 12, 1 тыс. га;


Все мы знаем, что каждый гражданин, согласно Земельного кодекса, может получить 0, 10 га или в простонародье 10 соток под ИЖС.

К сожалению, граждане, заинтересованные в получении заветных 10 соток, не знают важные детали при подаче ходатайств и оформлении земли.

Итак, важные детали получения 10 соток под ИЖС я распределил на 10 важных условий, соблюдение которых является залогом успеха в деле получения земельного участка.

ПЕРВОЕ - не подавайте ходатайства туда, куда массово подают люди. Порассуждайте, ПОЧЕМУ В АЛМАТЫ И АСТАНЕ ПО ДВЕ СОТНИ И СОТНИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, УЧТЕННЫХ НА 10 СОТОК, А ЗЕМЛЮ НЕ ПОЛУЧИЛ ЕЩЕ НИКТО. К сожалению, правовая безграмотность в стране с миллионным количеством юристов огромная, люди зачастую подают заявления по зову сердца, по интуиции, по компасу, гадают на звездах месторасположение акимата, по совету соседа либо по консультации горе-юриста. Согласно Земельного кодекса, ходатайство подаете по месту нахождения земельного участка. То есть, подаете в тот акимат, где вы решили получить ваши 10 соток. Если в вашем поселке, либо селе нет акимата, подаете в тот акимат, куда относится по территориальности ваш поселок. Если будете правильно соблюдать первое условие, правильно будет учтено ваше ходатайство, в противном случае рискуете остаться как ЕДИНИЦА В ОГРОМНОЙ БЕСПОЛЕЗНОЙ СТАТИСТИКЕ ОЧЕРЕДЕЙ НА ЗЕМЛЮ.

ВТОРОЕ – знайте, то, что в таких населенных пунктах как Алматы и Астана, Генеральный план, планы детальной планировки, проекты застроек не позволяют предоставление участков под ИЖС на бесплатной основе. Все выставляется на аукционы. Вы можете десятилетиями стоять в очереди и питать себя иллюзиями, что вот-вот поменяют Генплан, вот-вот выдадут землю. Нужно смириться с этим явлением, что земли нет. Это не является нарушением статьи 50 Земельного кодекса, если акиматы не выдают. А что делать, если вы стоите в очереди в этих городах и ВТОРОЙ пункт этих условий испортили вам настроение? Тогда, на подмогу придет ЧЕТВЕРТЫЙ пункт.

Если хотите узнать предусмотрены ли земельные участки под ИЖС, знайте есть Генплан, проект ПДП и застройки, проект земельно-хозяйственного устройства территории, а если в вашем поселке не проживает и 5 тысяч человек, то требуйте схему развития и застройки вашего поселка. Только и исключительно языком Закона вы можете заставить чиновников соблюдать ваши права. Другого способа не дано.

ТРЕТЬЕ – знайте, что участки под ИЖС выдают по мере подготовленности площадок для отвода. Другими слова, согласно Земельного кодекса в населенных пунктах с источниками центрального водоснабжения и электроснабжения выдаются участки с линиями водоснабжения и электроснабжения, при отсутствии источников центрального водоснабжения, участки выдаются при наличии линий электроснабжения. Если все это сформулировать на человеческий язык, то при предоставлении земли, столбы для линии электроснабжения с кабелями должны быть на доступном в пределах разумного расстоянии, быть подведены к вашему участку. Если вы видите, что столбов нет, электричества и в помине нет, но землю вам дали. Не радуйтесь этому, возможно горькие испытания от ожидании земли в очереди могут показаться легким волнением по сравнению со страданиями, связанными с отсутствием элементарного электричества. К сожалению, согласно Земельного кодекса вам могут выдать степь, пустую степь.

Если вам выдали участок в районах, где отсутствуют инженерные сети и сооружения, требуйте от Акимата сроки ввода в эксплуатацию этих сетей и сооружений или где ближайшие точки подключения к ним. Если Вам они и это не смогут обеспечить, знайте - это нарушение Закона. По хорошему, они должны обеспечить территорию минимальными благами цивилизации - электричеством. В противном случае, легче отказаться от такой земли.

ЧЕТВЕРТОЕ - ищите те населенные пункты (села, поселки), за пределом вашего города в периметре от 30 до 60 км, где проектируются инженерные сети с разумной очередью на землю. Всем должно быть понятно, что населенные пункты с огромной очередью - это крупные города, где существуют свои особенности градостроительного планирования и зачастую Генплан не предусматривает предоставление бесплатных земель под ИЖС.

Согласно Земельного кодекса, Закона РК "О доступе к информации", а также Правил предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство информация касательно количества состоящих людей в очереди и всевозможных утвержденных схем генеральных планов, ПДП, схемам инженерных коммуникаций и сетей размещается на специальных стендах и на интернет сайте местных исполнительных органов. Знайте, главное, стенды с его содержимой информацией должны обновляться раз в 3 месяца. Если вы заметите что стенды устарели, на стендах нет той информации, которая должны быть или вообще нет в помине никаких стендов, стенд исключительно на русском языке, трубите во все колокола, пишите в прокуратуру, требуйте от районных властей исполнения буквы Закона. Следите за тем, что стенды были расположены в доступном для людей месте, еще раз контролируйте соблюдения Закона, ведь это ваши права на землю.

ПЯТОЕ - если по счастливой случайности вам посчастливилось увидеть стенд, зафиксируйте первых 50-100 человек до вас на телефон, либо запишите. Для чего это нужно?! Поверьте, движение очереди практически не регулируется земельным законодательством, за исключением нескольких статьи, в Правилах предоставления земельных участков под ИЖС. Думаете, это статья вас будет защищать? Другими словами, как двигается очередь в случае смерти человека, потери или смены гражданства, включения его в Реестр недобросовестных землепользователей, либо в иные обстоятельства, непонятно. Это создает почву для злоупотребления со стороны чиновников, акиматов районов и городов. Не удивит меня, если в очереди найдете мертвых людей, людей, подавно покинувших страну, людей, потерявших документы, удостоверяющие личность или паспорта, людей, без определенного место проживания и всех других, не подозревающих, что они где-то стоят в очереди в интересах кого-то. Знайте, мошенников в земельных отношениях много, их много и в среде чиновничьего круга. Если есть площадки под отвод и пришла ваша очередь, то знайте, они направляют вам уведомление о необходимости представления заявления в течение месяца. Если не прислали это уведомление и молчат, трубите во все колокола.

Постоянно отслеживайте свою очередь. Не уповайте на государство, знайте одно - что "в этом мире готовых у вас что-то забрать, чем дать (в том числе и очередь) больше". Отслеживайте, отслеживайте и отслеживайте. Для отслеживания вашей очереди, вам выдают уведомление о постановке на специальный учет. Это и есть тот документ, который должен быть предельно сохранен вами и отслежен.

предоставление земли не допускается. Поэтому, раз уж решились получить заветные 10 соток, старайтесь соблюдать Закон и по другим своим землям.

СЕДЬМОЕ - если вы пришли в Акимат района, поселка, села и вам говорят земли нет, вас разворачивают без намека на постановку вашего ходатайства на спецучет. Потребуйте официальный отказ за подписью акима в постановке на спецучет (очередь). Скажу вам, если аким не камикадзе или не идиот, он вам не даст такую бумагу! Почему? Все просто. Если действительно свободных массивов под отвод нет, нет возможности удовлетворения и спрашиваемого ходатайства, то заявление не разворачивается как это делается нашими акиматами. Заявление берется на специальный учет и вы ждете своей очереди. Всегда требуйте письменного отказа, ведь письменным документом вы можете восстановить нарушенные ваши права. А нарушений, скажу вам, очень много.

ВОСЬМОЕ – знайте, что участок под ИЖС бесплатно, является правом каждого гражданина. Если в вашей семье есть несколько трудоспособных и достигших совершеннолетия членов семьи, то каждый из них обладает правом получить 0,10 соток под ИЖС бесплатно. Если вам в акимате вдруг сказали, что примут на спецучет только одно заявление на одну семью, либо выдадут один участок, потребуйте письменного ответа. Уверяю вас, никто в акимате такой документ не выдаст. Как сделать правильно, если у вас в семье несколько членов семьи, достигших совершеннолетия? Мой совет каждому - не подавайте все заявления всех членов семьи в один акимат, раскидайте эти заявления в населенные пункты в периметре свободной доступности. Только так, вы можете мониторить в каких населенных пунктах очередь на землю продвигается быстрее и в каких масштабах проектируются инженерные сети и инфраструктура. Только, для того, чтобы раскидать ваши заявления, вы должны изучить в каждом населенном пункте состояние с очередью на землю и планы строительства инженерных сетей.

ДЕВЯТОЕ - если вам отказали в конкретном населенном пункте в постановке на спецучет по причине того, что в данном районе либо населенном пункте, согласно градостроительной документации, не предусмотрены массивы под ИЖС, не теряйте время, не судитесь. Лучшее решение - подайте в другие населенные пункты. Воспользуйтесь веб-порталом Электронного Правительства и подайте письменные запросы в областной местный исполнительный орган, управление архитектуры и градостроительства и детализируйте ваши запросы. Уверяю, у вас будет на руках весьма важная информация.

ДЕСЯТОЕ - не верьте соседям, не верьте умникам в красивых галстуках и костюмах, которые могут на первый взгляд создать впечатление, что помогли вам. Не верьте слухам и домыслам. Верьте Кодексу, Закону, Правилам. Возьмите Земельный кодекс, сохраните в закладках ст.50, 45,43, 92,93 этого Закона, возьмите 3-х страничные "Правила предоставления земельных участков под ИЖС", распечатайте и перечитайте. Уверяю, вам не нужно будет впредь тратиться на горе-юристов, на горе-посредников, не нужно лебезить перед чиновниками акиматов, отделов земельных отношений и архитектуры. Вы сами будете помогать и советовать людям.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

Гробница девушки в царском одеянии возрастом 1500 лет найдена в Мангистау

Стоит ли тратить целую жизнь на бесполезную очередь?

Получить 10 соток земли от государства под строительство собственного дома – мечта многих казахстанцев. И многие уже облекли ее в конкретное действие – подали заявку в местный исполнительный орган и встали в очередь. Но далеко не всегда казахстанцы знают, кому и на каких условиях могут выдать землю. И в каких регионах страны это возможно. В итоге вырастают многотысячные очереди. В Астане, например, – больше 100 тыс. человек, в Алматы – под 200 тыс. (!) Многие готовы получить участки без проведенных инженерных коммуникаций – так появляются хаотично застроенные населенные зоны с долгоиграющими обязательствами по проведению инженерных сетей, строительству школ, больниц, детских садов.

Почему возникло такое непонимание? На ключевые вопросы по теме отвечает Бакытжан Базарбек, юрист по земельно-правовым спорам, международный эксперт.

– Бакытжан, каковы основные условия получения земли под ИЖС? Кто и где может получить землю?

– Согласно Земельному кодексу РК, граждане могут получить 0,10 га под индивидуальное жилищное строительство на бесплатной основе. Но нужно понимать одно: человек может получить бесплатно участок под ИЖС только один раз в жизни. Если у вас есть частный дом или квартира, это не лишает вас права получить участок бесплатно, просто этот факт акиматы учтут при рассмотрении ходатайства. Землю может получить каждый гражданин – территориально там, где проживает. Но изворотливые граждане делают прописку на 2-3 месяца в нужном для себя городе и аврально подают заявления.

– Кому могут отказать в участке земли?

– Тем, кто ранее получал участок под ИЖС на бесплатной основе, а также тем, кто занесен в реестр лиц, участки которых были принудительно изъяты за нецелевое использование. По закону, акиматы раз в квартал должны размещать на стендах списки людей, которые получили участки. Как это работает на деле, скажем, в регионах – непонятно, нужен контроль.

– Почему так происходит, как считаете?

– Вопрос в том, есть ли в действующем земельном законодательстве и подзаконных актах нормы, которые регламентируют условия и порядок движения очереди, определяют контроль над очередностью, ответственность чиновников за нарушение очередности. Да, информация должна размещаться на специальных стендах, определены условия для публикации в СМИ (статья 44-1 Земельного кодекса РК), есть в конце концов новые правила предоставления прав на земельные участки под ИЖС от 27 марта 2015 года, но они не дают четкого представления о том, как акиматы продвигают очередь. Нет критериев к информации, которую необходимо публиковать на стендах. Более того, многие, кто написал заявление, живут в других городах, и в районы ради информации на стендах ездить не будут – в этом несовершенство механизма.

Существует и такая проблема. Допустим, есть свободные площадки под отвод, но механизм предоставления земель под ИЖС таков, что очередь не передвигается автоматически. Тем, кто стоит в очереди, направляются уведомления, чтобы они подали заявления в течение месяца. А если человек стенды не отслеживает, региональные печатные издания не читает, возникает риск того, что он не уследит за своей очередью. И для чиновников есть искушение, условно говоря, не направлять уведомления.

Почему бы не ввести систему дистанционного мониторинга за очередностью, для чего-то же запускали АИС ГЗК (Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра и информационной безопасности, – прим. ред.).

Проблема и в том, что ответственность чиновников, посягающих на чью-то очередь, в Кодексе об административных правонарушениях не регламентирована.

– Каковы требования по использованию участка (например, требования по жилому дому, другим постройкам)? Каковы последствия при нецелевом использовании участков под ИЖС?

Теперь все по-другому. Введена стадия акта ввода домостроения в эксплуатацию, приемочная комиссия будет принимать дом по факту. На практике это выглядит так: вы строите дом и доказываете это. Либо возвращаете участок государству. Если нет средств для строительства или на каком-то этапе возникли трудности, почитайте договор, там должны быть указаны сроки пролонгации. Если их нет, то по 37-й статье Земельного кодекса РК нужно написать заявление в территориальный орган (за три месяца).

– К самим строениям изменились требования?

– Если земля все же будет использоваться не по назначению?

Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что изъятие земель под ИЖС как меру нужно усилить в городах и ослабить в пригородах.

– Каков потенциал каждого региона или города в плане количества земельных участков? За счет чего может быть реализован этот потенциал (например, за счет присоединяемых к городу территорий или освобождения ранее полученных участков и пр.)?

Другими словами, если запланированы бюджетные расходы на проектирование инженерных сетей, то свободные земли под ИЖС будут, нет денег – придется подождать в очереди. Тут главное, чтобы местные акиматы правильно и рационально планировали и использовали бюджетные средства, если они действительно хотят решить земельный вопрос.

– Некоторые граждане считают: лишь бы дали участок, дороги и свет в домах – дело второе, инженерные сети проведем сами.

Я так скажу: пока вы ждете своей очереди и ваш номер – последний в последней тысяче желающих, многие в пригородной зоне получают участки, строят жилье и спокойно живут. Но вопрос в том, что в пригородах Алматы и Астаны сейчас не выдают участки, так как эти территории вошли в зону особого градостроительного регулирования столицы и Алматы.

– Но все же ажиотаж вокруг 10 соток в Алматы и Астане есть. Что с этим делать?

– Земли ни в Астане, ни в Алматы нет, а количество человек в очереди в первом случае зашкалило за 103 тыс., во втором – под 200 тыс.! Думаете, все эти люди получат участки? Нет разъяснения, заявления продолжают приниматься. Ведь существуют общественные советы, пригласите граждан, общественные организации, СМИ, проведите пару раз в месяц общественные слушания – донесите информацию, что в столице земель нет, но есть возможность купить их на аукционах. Нужно прервать этот авральный поток желающих подать заявления!

Мое личное мнение: исходя из бюджетных возможностей и Генплана, столько земли, сколько человек стоит в очереди, в столице не будет в ближайшие 15-20 лет, это точно. Стоит ли тратить целую жизнь на бесполезную очередь? Необходимо распределить эти очереди на районном уровне, если снимут мораторий, то в пригородной черте, если нет – то 40-50-километровой зоне. Так люди и земли получат, и проблема с землей будет решена.

А в целом это ошибка на системном уровне. Ведь все прогнозировали рост жителей столицы. Тогда нужно было запланировать массивы, провести резервирование.

Думаю, пришло время вводить в практику градостроительного планирования обязательное резервирование уже включенных в черту города земель под ИЖС с разумными сроками освоения в 5-10 лет, с двойным целевым назначением. То есть на время эти участки могут иметь сельскохозяйственное назначение в составе земель населенных пунктов, а потом, после строительства инженерных сетей, можно будет и в жилой фонд их включать. Это нормальная практика. Это нужно делать во всех регионах. Очереди резиновыми быть не могут. Это нужды людей, их ожидания. Уж лучше сказать им сразу, что нет земли, чем сказать то же самое, но после 10 лет ожиданий.

Согласно закону каждый казахстанец имеет право на 10 соток земли для возведения дома. Однако на деле это право обернулось настоящей проблемой для некоторых городов. К примеру, в столичном акимате количество поданных заявлений исчисляется тысячами, и обзавестись законной землей в ближайшее время здесь вряд ли получится.

Как получить землю от государства?

Человек может получить землю под ИЖС только один раз. Для этого необходимо сделать несколько шагов.

1. Перед тем, как встать в очередь на землю стоит ознакомиться с информацией на стендах у акиматов.
Нужно понимать, что причина возникновения больших очередей заключается не в дефиците земель, а в медленном обустройстве инфраструктуры. Поэтому лучше посмотреть, где подготавливаются площадки под отвод участков, где запланировано проектирование инженерных сетей.

2. Обращаться в акиматы по месту размещения участка земли.
Следует предоставить заявление, справку о наличии/отсутствии земли либо другой недвижимости и копию удостоверения личности. На один земельный участок можно подавать только одно заявление в один акимат. Стоит отметить, что акимат не имеет право требовать документы, не указанные в правилах.

3. Оформление земли в собственность предусматривает ее освоение.
Обычно участок берут для возведения собственного жилища. Чтобы начать строительство, потребуется заключить договор аренды земли у государства Казахстан, иметь утвержденный план дома, получить разрешение на строительные работы. По окончании стройки необходимо заказать исполнительную съемку и переходить к процедуре ввода дома в эксплуатацию.

4. Судьба участка без возведенного дома
Стоит запомнить, что в начале земельный участок только арендуется. Перед тем, как взять землю в аренду у государства Казахстан человек должен доказать, что он реально нуждается в жилье. Прежде чем получить участок в собственность, необходимо возвести дом. В случае промедления со строительством, вне зависимости от причины, ничего страшного не произойдет. Дело в том, что ст. 37 Земельного кодекса допускает продление договора аренды. Об этом нужно сообщить за 3 месяца до окончания срока аренды, указанного в договоре. Аренда земли у государства может продлеваться бесконечно, пока дом не будет построен. Однако нецелевое использование чревато изъятием участка.

Если уже имеется земельный участок

В законе говорится, что каждому гражданину страны положен земельный участок 10 соток для строительства дома, и в случае наличия недвижимого имущества право на бесплатную землю остается. Однако эксперты предупреждают, что рассматривая заявление на земельный участок комиссия обязательно примет во внимание факт наличия у заявителя недвижимости. Кроме того, граждане, у которых земельные участки от государства уже имеются, не могут рассчитывать на бесплатное получение второго надела.

Возможность получения супругами единого земельного участка

Многие пары интересуются, как получить земельный участок размером 0,2 га, то есть сразу объединенный надел. В законе говорится о праве получения 0,1 га для каждого гражданина Казахстана, что не запрещает возможность получения общего участка. Однако теория часто расходится с реальностью, в которой есть большие очереди. Акиматы будут удовлетворять нужды каждого заявителя по мере готовности площадок. В законе не указывается, что несколько участков можно объединять в один.

В этом вопросе основная проблема заключается в отсутствии Комментария к закону и разъяснения земельно-правовых норм, а также несовершенстве ряда положений земельного законодательства.

В любом случае, перед подачей ходатайства на 10 соток желательно ознакомиться в акиматах о положении дел с обустройством инфраструктуры, и взять на заметку тот участок, где уже проводятся работы. Перед этим следует разработать и утвердить эскиз будущего дома.

Почему так трудно взять участок под строительство дома?

По словам экспертов, главная причина данной проблемы — ошибочная методика градостроительного планирования. Это особенно ощущается в Алматы, как большом мегаполисе, и Астане, как экономическом и миграционном центре. К примеру, выдача земельных участков в Астане была приостановлена. Такая реакция вызвана массовой раздачей земли в пригородной зоне районными акиматами, что привело к появлению многих населенных пунктов, которые даже не планировалось образовывать. Генеральный план предусматривал создание в окрестностях Астаны зеленых массивов, вместо имеющихся сейчас селитебных зон. Поэтому перед тем, как получить земельный участок в Алматы либо Астане, сходите в местные акиматы для получения актуальной информации. Возможно ограничения на выдачу земли будут действовать длительный период.

Можно ли взять землю в аренду у государства без наличия инфраструктуры

Согласно Земельному кодексу земельный участок бесплатно может быть выдан, если имеется, как минимум, электроснабжение и водопровод. Для населенного пункта без центрального водоснабжения достаточно электросетей. Выполнение этих условии зависит от бюджетного финансирования — если средства выделят, тогда появятся инженерные сети, а следовательно будут и новые участки. Неподготовленные земельные участки бесплатно государством не выдаются.


Правительство превратило право на бесплатное получение 10 соток под ИЖС всего лишь в право на получение участка в аренду с возможностью выкупа

Очевидно, что с помощью разъяснений поправок в Земельный кодекс (ЗК) власти попытались решить несколько задач. Во-первых, убедить, что в них нет ничего страшного и поэтому у граждан нет оснований протестовать. И во-вторых, что они целиком и полностью направлены исключительно на благо Казахстана и всех казахстанцев.

Понятно, что необходимость решения этих задач появилась после того, как земельные поправки вызвали этой весной протесты в разных городах республики, после чего 5 мая президент был вынужден ввести мораторий на новые нормы Земельного кодекса до 2017 года.

Но временный запрет на их реализацию не смог принципиально успокоить граждан. Пример тому - один из последних мирных митингов против намеченной земельной реформы 21 мая в Алматы, который, напомним, завершился, не успев начаться, из-за проведения полицейскими массовых задержаний, в том числе и журналистов. Причем, как отмечали тогда правозащитники, происходило это с грубым попранием конституционных прав.

Не право, а пустой звук

Впрочем, сейчас не об этом и даже не о нашумевших законодательных новшествах. Хотелось бы несколько слов сказать по поводу того, когда же казахстанцы смогут реализовать свое право получить бесплатно 10 соток земли в частную собственность под индивидуальное жилищное строительство. Это особенно важно сделать после недавней прокрутки разъяснительных роликов о поправках в земельное законодательство, в которых - еще раз подчеркнём - ни слова не говорилось о праве казахстанцев на земельный участок под ИЖС.

Сразу спешим огорчить: похоже, получить от государства заветные сотки земли гражданам Казахстана не получится никогда, по крайней мере, бесплатно. И дело не в излюбленных объяснениях официальных органов о том, что это сейчас невозможно из-за отсутствия свободных земельных участков с подведенной к ним соответствующей инфраструктурой. Вся проблема заключается в написанных правительственными чиновниками правилах.

Внимательно прочитав эти правила, любой человек, даже без юридического образования, что государство намерено передавать в собственность землю казахстанцам не на бесплатной, а… на платной основе!

Бесплатной земли под ИЖС казахстанцам не видать

А дело в том, что, согласно правительственному приказу, получая земельный участок от государства, полноправным его хозяином можно стать только после того, как будет введено в эксплуатацию жилье и оформлены все документы, указывающие на это.

Причем следует обратить внимание, что, согласно правительственным правилам, на время постройки жилья земельный участок передается не в безвозмездное, а в возмездное пользование, то есть в аренду. Надо ли говорить о том, что это предполагает определенную плату за пользование землей?

Весь абсурд ситуации заключается в том, что приказ кабмина превращает норму Земельного кодекса о праве на бесплатное получение 10 соток под ИЖС в частную собственность всего лишь в право на получение земельного участка в аренду с возможностью последующего выкупа после возведения жилья! То есть, по сути, происходит подмена понятий.

Но возникает вопрос, почему нельзя было именно таким образом переделать норму в законодательстве, чтобы не вводить людей в заблуждение и не повышать в обществе и без того высокий градус напряжения вокруг земельного вопроса?!

Ведь даже неюристам хорошо известно, что правовая норма должна быть сформулирована так, чтобы исключать возможность двойного толкования. Впрочем, вряд ли в путанице можно винить законодателей, поскольку в Земельном Кодексе четко написано именно о праве на бесплатное предоставление в частную собственность 0,10 га земли под ИЖС!

Вопросы на засыпку

Другими словами, правительственные чиновники свели на нет 2-й подпункт пункта 2 статьи 50 ЗК РК, поскольку своими новыми правилами (только вдумайтесь) они превратили право бесплатно получить в частную собственность 10 соток земли - в право бесплатно получить лишь… саму возможность получения земельного участка под ИЖС.

Почему же обо всем этом не говорилось в разъяснительных роликах по земельному законодательству? Не потому ли, что право каждого казахстанца на передачу ему безвозмездно 10 соток в частную собственность, прописанное в ЗК, остается только на бумаге после применения названных правил, разработанных правительством?

И к чему вообще нужно было оставлять эту норму в Земельном кодексе и при этом придумывать, по сути, издевательские правила? Зачем?! Если в итоге законодательно провозглашенное право каждого казахстанца на получение бесплатно земли в собственность легким росчерком правительственных чиновников перевернуто, что называется, с ног на голову и превращено в право, для полной реализации которого нужно заплатить наверняка немаленькую сумму?

Причем заплатить не раз:

- во-первых, за землеустроительные работы;

- во-вторых, за оформление всех необходимых документов (что не так критично);

- в-третьих, за аренду земли на время постройки жилья;

- и, самое главное, в-четвертых - за покупку 10 соток у государства после возведения дома, не говоря уже о возможных откатах.

Читайте также: