Как переоформить квартиру с одного собственника на другого в мфц

Обновлено: 01.05.2024

Квартира одна, а наследников много? Развелись и разделили квартиру с бывшим супругом? Вот вы и стали собственником доли в квартире. Если налаживать совместный быт — не ваш вариант, то долю можно продать с соблюдением определенных правил.

Рассмотрим возможные варианты действий при продаже доли в квартире

На заметку
В настоящей статье под долей в квартире понимается доля в праве собственности на квартиру, размер которой определен.

Пожалуй, оптимальный вариант — это договориться с другими собственниками и совместно продать всю квартиру. Квартиры востребованы на рынке больше, чем доли в них. Соответственно, продать квартиру целиком может получиться и быстрее, и дороже.

Сделку купли-продажи оформляют по общим правилам. Нюанс в том, что каждый собственник является продавцом по договору. В связи с этим всем собственникам нужно явиться к нотариусу или регистратору и в их присутствии подписать договор купли-продажи .

На заметку
Подписать договор купли-продажи от имени собственника может и его представитель. Полномочия представителя подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью
.

Продать свою долю можно и отдельно от других собственников.

Обратите внимание!
Выделять долю в натуре перед ее продажей не нужно. Процедура выделения доли имеет другие цели. Если принадлежащую вам долю можно сделать изолированным помещением с отдельным входом, то после выдела доли вы получите самостоятельное помещение. Им можно распоряжаться по своему усмотрению. При отсутствии такой возможности можно выделить отдельную комнату, которой будете пользоваться и распоряжаться только вы. Подсобные помещения при этом останутся в долевой собственности
.

Обратите внимание!
Если вы продаете долю кому-то из собственников квартиры, уведомлять остальных собственников о такой продаже не нужно
.

В извещении о продаже следует указать цену доли и другие условия, например:

— в какой срок нужно оплатить долю;

— какой порядок оплаты (единовременно или частями, наличными или переводом денег на счет);

— кто оплачивает расходы, связанные с оформлением сделки.

На заметку
Если всех собственников квартиры вы не знаете, то можно обратиться в организацию по госрегистрации недвижимости и запросить выписку из регистрационной книги. В ней будут указаны сведения о всех собственниках квартиры. Стоимость услуги — 0,2 БВ
.

Извещение о продаже доли рекомендуем направлять через нотариуса. При необходимости это поможет подтвердить факт вручения такого извещения или отказа адресата от его получения.

Обратите внимание!
Способ извещения о продаже доли может быть установлен в письменном соглашении, заключенном между всеми собственниками квартиры
.

Для обращения к нотариусу нужно подготовить заявление в двух экземплярах. В нем указывается как общая информация о вас, адресате, способе вручения, уведомлении о вручении, так и сам текст извещения. Такое заявление адресуется нотариусу и подписывается в его присутствии .

Нотариус передает заявление адресату лично под роспись или направляет по почте заказным письмом с уведомлением о получении. Способ вручения вы указываете сами в заявлении .

Об отказе в получении заявления нотариус составляет акт, который подписывает и скрепляет своей гербовой печатью. О вручении заявления нотариус выдаст по вашей просьбе свидетельство .

На заметку
Услуга по передаче нотариусом извещения — платная, стоимость — 2 БВ
.

Ваши дальнейшие действия зависят от реакции сособственника. Он может:

1) согласиться купить долю. Тогда вы заключаете с ним договор купли-продажи. Если купить вашу долю хотят несколько собственников, то выбрать из них покупателя вы можете самостоятельно ;

2) отказаться от получения извещения. Если такой отказ зафиксирован в установленном порядке, то он и будет считаться надлежащим извещением. Подтверждением отказа может служить акт, составленный нотариусом .

Обратите внимание!
С момента надлежащего извещения у сособственника есть месяц, чтобы купить вашу долю. Это значит, что долю можно продать постороннему лицу только через месяц после зафиксированного отказа от получения извещения
;

3) отказаться от покупки доли. В этой ситуации важно правильно оформить такой отказ. Если сделку купли-продажи вы будете удостоверять у нотариуса, то отказ также нужно оформить нотариально. Для этого собственник, отказывающийся от покупки доли, должен явиться к нотариусу и поставить свою подпись в его присутствии. Это можно сделать в момент удостоверения сделки или заранее .

Если вы планируете удостоверить сделку продажи доли в организации по госрегистрации недвижимости, то понадобится письменный отказ сособственника . Во избежание споров о действительности отказа рекомендуем также оформить его у нотариуса.

После того как отказ всех собственников надлежаще оформлен, долю можно продать третьему лицу .

Обратите внимание!
Продать долю постороннему лицу вы можете строго на тех условиях, которые указали в извещении о продаже доли. Иначе вы нарушите преимущественное право ее покупки. Если вы захотите предоставить третьему лицу скидку или наоборот увеличить цену продажи, то об изменившихся условиях нужно будет заново уведомить всех сособственников
;

4) никак не отреагировать на ваше предложение. В этом случае по истечении месяца со дня извещения вы можете продать долю любому лицу . При этом при удостоверении договора купли-продажи нужно будет подтвердить факт вручения извещения сособственникам. Это можно сделать на основании свидетельства о передаче заявления, выданного нотариусом .

Если вы продали долю с нарушением преимущественного права

В этом случае сособственник, чье преимущественное право нарушено, может обратиться в суд и потребовать перевода на него прав и обязанностей покупателя доли. Это значит, что при положительном решении суда он станет собственником вашей доли с обязанностью ее оплатить. При этом предыдущий покупатель может потребовать с вас возместить причиненные ему убытки .

На заметку
Сособственник может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о состоявшейся продаже доли с нарушением его права
.

Владелец имущества становится полноправным правообладателем после регистрации права собственности на недвижимость в МФЦ. После внесения сведений в базу Росреестра и получения выписки ЕГРН вы вправе полноценно распоряжаться предметом сделки.

Содержание

Какую недвижимость можно оформить в собственность через МФЦ

Согласно ФЗ РФ № 218 госрегистрации подлежат юридические сделки относительно следующих объектов недвижимости:

  • Помещение или его доля (квартира, комната);
  • Дом;
  • Объект промышленного назначения;
  • Дачный дом (процедура проходит в упрощенном порядке согласно ФЗ РФ № 93;
  • Гараж или иная капитальная хозпостройка;
  • Земельный надел.

Какую недвижимость можно оформить в собственность через МФЦ

Чтобы договор купли-продажи по объекту вступил в силу, необходимо зарегистрировать его в Росреестре. Процедура проводится непосредственно в территориальном отделении Регпалаты или в МФЦ.

Что нужно сделать перед регистрацией права собственности

Выдачей официальных выписок ЕГРН занимается Росреестр. Любое заинтересованное лицо может после оплаты госпошлины заказать необходимый документ и изучить характеристики объекта. Документ содержит актуальные сведения об имуществе и является единственным источником достоверной информации на недвижимость, стоящей на госучете.

Если вам нужно срочно проверить квартиру или участок на юридическую чистоту, можно воспользоваться услугами онлайн-портала EGRNka.online и оформить справку с характеристиками недвижимости в электронном виде дистанционно. Бланк, заверенный ЭЦП госрегистратора, равнозначен бумажной справке.

Оформляем справку на портале за 15 минут

Информация о недвижимом имуществе и его правообладателях содержится в базе Росреестра. Проверить юридическую чистоту объекта, характеристики и узнать ФИО собственников, можно двумя способами: посетив отделение Росреестра или воспользовавшись услугами по формированию онлайн отчета в PDF формате, сервисом EGRNka.online

Выдачей выписок ЕГРН занимается только Росреестр. Правила получения информации установлены в ФЗ РФ № 218, Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Для оформления онлайн запроса на портале ЕГРНка и получения официальной справки заверенной ЭЦП госрегистратора из Государственного Реестра недвижимости, необходим:

поиск кадастровых координат или адреса в росреестре через сервис ЕГРНка

результаты поиска объекта недвижимости в онлайн сервисе ЕГРНка

Если информация по объекту будет отсутствовать, необходимо обратиться в территориальное отделение Росреестра или МФЦ, для выяснения причин отсутствия данных в Едином госреестре недвижимости.

информация по объекту недвижимости из Росреестра в сервисе ЕГРНка

Бесплатно получить расширенные сведения об объекте недвижимости из базы Росреестра — НЕЛЬЗЯ! Чтобы увидеть полную информацию, придется заплатить госпошлину, размер которой зависит от вида документа.

4) Оплатите справку любым удобным для вас способом.

Способы оплаты официальных выписок из Росреестра на портале EGRNKa.ru

После оплаты заказанных документов, запрос на получение выписки ЕГРН будет отправлен в Росреестр. Формирования справки, обычно происходит в течение часа, если на официальном сайте не проводятся технические работы, из за чего, срок может увеличиться до 48 часов. После обработки заявки на указанную электронную почту, придет отчет в PDF формате. Форма, структура и содержание документа регламентируется Приказом Минэкономразвития РФ № 975.

При обращении в отделение МФЦ или через сайт Госуслуг, ждать документы придется от 3 до 7 рабочих дней, а иногда и дольше. Быстрее всего, получить электронную версию документа для проверки юридической чистоты онлайн.

Найти объект онлайн на публичной кадастровой карте

Процедура оформления прав на недвижимость через МФЦ

После подписания договора купли-продажи новый владелец должен провести регистрацию перехода права собственности на недвижимость в МФЦ. Новые сведения об объекте фиксируются в базе росреестра и вносятся в выписку ЕГРН. После оформления справки покупатель становится полноценным владельцем и может распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Процедура оформления прав на недвижимость через МФЦ

Подготовка необходимых документов

В список документации, которую нужно подготовить, чтобы зарегистрировать недвижимость в МФЦ, входят такие бумаги:

  • Паспорта участников сделки;
  • Договор купли-продажи или иной документ-основание передачи имущественного права;
  • Выписка из ЕГРН;
  • Правоустанавливающий документ на объект, подтверждающий полномочия предыдущего собственника;
  • Разрешение на сделку от органов опеки, если владельцем объекта является несовершеннолетний гражданин;
  • Согласие на продажу недвижимости от супруга (супруги) продавца;
  • Квитанция о внесении госпошлины;
  • Заявление установленного образца.

Это стандартный перечень бумаг, который может видоизменяться в зависимости от условия сделки, статуса субъектов договора и особенности недвижимости. Если одна из сторон не может лично присутствовать при регистрации права собственности на недвижимость в МФЦ, можно привлечь доверенное лицо.

Оплата госпошлины

Чтобы зарегистрировать недвижимость в МФЦ,заявитель должен оплатить государственную пошлину. Ее размер зависит от типа оформляемого имущества и статуса владельца.

Услуга

Сумма госпошлины, руб.

Оформление имущественного права на жилье, дачный дом и нежилое помещение

Переоформление парковочного места или гаража

Оформление земли с/х назначения

Размер госпошлины для юридических лиц выше. Например, чтобы переоформить квартиру или иной объект недвижимости в собственность, организация должна оплатить 22 000 рублей. А регистрация земли обойдется юрлицу в 15 000.

Запись на прием в МФЦ

Госрегистрацией юридических сделок с недвижимым имуществом фактически занимается росреестр. Но данная госструктура не ведет прием граждан, а производит техническую работу с документами. Прием граждан ведется в отделениях многофункциональных центров. Записаться на консультацию к сотруднику МФЦ вы можете следующими способами:

  1. Явиться лично в центр и взять талон на свободное время;
  2. Записаться на прием онлайн через сервис Госуслуги.

Второй вариант предпочтительнее, поскольку вам не нужно тратить время на поездку в госорганизацию. Также подать заявление на регистрацию права собственности на недвижимость в МФЦ можно онлайн. Для этого необходимо авторизироваться на сайте Росреестра и заполнить необходимые информационные разделы.

Порядок обращения в МФЦ

  • Продавец и покупатель подписывают соглашение в присутствии госслужащего;
  • Новый владелец заполняет заявление на регистрацию имущественного права;
  • Пакет документации передается сотруднику центра;
  • Консультант предоставляет заявителю расписку, где указана дата приема документов и время следующего визита.

Далее документация передается на проверку в Росреестр. Если госрегистратор не выявит каких-либо ошибок и нарушений, он фиксирует переход имущественного права и выдаст новую выписку ЕГРН. После окончания регистрационных действий владелец может забрать справку. С этого момента он считается полноправным собственником объекта.

Чтобы избежать отказа в госрегистрации, необходимо перед заключением сделки тщательно проверять недвижимость на юридическую чистоту. Для этого нужно заранее изучить справку из росреестра. Если вам нужна помощь в оформлении электронной версии бланка, можно воспользоваться услугами сервиса Egrnka.online.

Получение документов из МФЦ, подтверждающих регистрацию

Итогом госрегистрации имущественного права является оформление выписки ЕГРН, в которой указано ФИО нового владельца. Получить справку заявитель может в указанное в расписке время. Если Росреестр отказал в регистрации или приостановил ее, будет отправлено соответствующее решение. В этом случае можно устранить ошибки и повторно подать документы или обжаловать решение в суде.

Сроки и цена услуги постановки на учет

Сроки и цена услуги постановки на учет

Приостановка и отказ в регистрации права

Отказ или приостановка регистрационных действий возможны в следующих ситуациях:

  • Подача неполного комплекта документов;
  • Наличие противоречий между оформленным имущественным правом и заявляемым;
  • Сомнения госрегистратора в подлинности предоставленных бумаг;
  • Наличие ошибок в бланках;
  • Справки не соответствуют установленным требованиям нормативных актов;
  • Наличие обременений, которые делают переход права владения невозможным;
  • Сотрудник Росреестра не получил своевременно информацию из ФНС или других госструктур.

В случае приостановки регистрационных действий можно устранить выявленные недочеты и повторно подать заявку. Для этого собственнику дается три месяца. Если вы не согласны с решением госрегистратора, можно обратиться в суд.

Часто задаваемые вопросы

Да, для этого необходимо подготовить нужный пакет документации, получить место в очереди, в назначенный день явиться на прием к сотруднику центра, написать соответствующее заявление и дождаться окончания регистрационных действий.

Чтобы зарегистрировать имущество, необходимо подготовить паспорта участников сделки, выписку из ЕГРН, договор купли-продажи, документ, подтверждающий полномочия продавца, квитанцию о внесении госпошлины.

Максимальный срок оказания услуги - 18 рабочих дней. Внесением новых данных в базу Единого Реестра и составлением обновленной выписки ЕГРн занимается Росреестр. МФЦ выполняет роль посредника между гражданами и государством.

Чтобы зарегистрировать имущественное право на жилое помещение или дом, физлицо должно оплатить госпошлину в размере 2-х тыс. руб. Для организаций этот платеж будет больше (22 тыс. руб.).

Сделки с недвижимостью подразумевают смену собственника квартиры. Из данной статьи вы узнаете, как законно переоформить жильё на другого человека и какие налоги при этом нужно будет уплатить.

Что такое переоформление квартиры на другого собственника

В соответствии с законодательством РФ, любая смена собственника квартиры влечёт за собой необходимость переоформления права владения в установленном порядке. Переоформление квартиры на иное лицо – законное право собственника, который может распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.

Законодательно установлено 5 способов поменять собственника квартиры:

  • завещание;
  • купля-продажа;
  • дарение;
  • обмен;
  • рента.

Способы смены собственника квартиры

Кроме того, собственник жилья или доли в нем может поменяться в ходе процедуры раздела имущества при разводе.

Документы для переоформления квартиры

При переоформлении недвижимости понадобятся документы:

  1. Документы, удостоверяющие личности участников сделки (паспорта).
  2. Документ о праве собственности на жильё.
  3. Правоустанавливающий документ (договор купли-продажи, дарственная и т.д.).
  4. Заверенное у нотариуса согласие супруга.
  5. Доверенность, если подача документов осуществляется представителем какой-либо из сторон. , если в сделке участвует несовершеннолетний или недееспособное лицо.

В каждом случае могут потребоваться дополнительные документы.

Как переписать квартиру на другого человека

Для переоформления права собственности на квартиру следует заключить договор между собственником и лицом, которому перейдёт право собственности. В зависимости от вида заключаемой сделки может потребоваться присутствие нотариуса. Стоимость передачи квартиры в собственность родственнику зависит от вида договора.

Для дальнейшей регистрации права собственности нужно обратиться в регистрирующий орган с заявлением одним из удобных способов:

Порядок смены собственника регламентируется законом и осуществляется через государственную услугу регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Моментом перехода прав от одного собственника к другому считается дата внесения изменений в ЕГРН.

В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость переоформления квартиры составляет 2000 руб.

Купля-продажа

Переоформить собственность на квартиру при купле-продаже недвижимости можно следующим образом:

  1. Собрать необходимые для сделки документы и приложить к ним дополнительные: заявление на госрегистрацию, выписку из ЕГРН (возможно получить электронно через госуслуги), технический паспорт (в ряде случаев), выпуску из домовой книги, кредитный договор (если банк предоставил деньги).
  2. Заключить договор купли-продажи между сторонами сделки.
  3. Зарегистрировать право собственности в МФЦ или Росреестре.

Важно! При участии в сделке несовершеннолетних или недееспособных лиц требуется нотариальное заверение.

Часто многие собственники не хотят самостоятельно заниматься сделкой купли-продажи жилья и обращаются в агентства недвижимости. Стоимость переоформления квартиры на другого человека через риелторов зависит от различных факторов и находится в диапазоне от 1 до 5 % от суммы сделки. Самостоятельно переоформить жильё гораздо дешевле, но если собственник не подкован в подобных вопросах, то лучше обратиться к специалистам.

Завещание

В соответствии со ст. 1110-1175 ГК РФ для переоформления квартиры или дома на конкретного родственника после смерти собственника составляется завещание.

Внимание! Волеизъявление вступает в силу после смерти наследодателя.

Пошаговые действия для составления завещания:

  1. Собрать необходимые документы: паспорт собственника недвижимости и паспорт второй стороны (желательно), свидетельство о праве собственности.
  2. Прийти к нотариусу и составить завещание.

Однако, собственник должен знать, что в будущем родственник может отказаться от наследства и тогда имущество будет разделено между остальными наследниками в соответствии с очерёдностью.

Дарение

Под дарением недвижимости понимается безвозмездная передача права собственности на нее. Регулируется ст. 572-582 ГК РФ.

Дарение используется как альтернатива завещанию. Кроме этого, таким образом можно переписать долю в квартире на родственника без уплаты налога в размере 13 %.

Для оформления дарственной необходимо:

  1. Подготовить все документы (аналогичные договору купли-продаже).
  2. Составить договор дарения.
  3. Пройти процедуру регистрации права собственности через многофункциональный центр или в Росреестре.

Предметом дарения также может выступать доля в недвижимости – для этого нужно заключить договор дарения доли. Договор переоформления квартиры по дарственной с 1 марта 2013 года не подлежит государственной регистрации, но является основанием регистрации права собственности.

Договор дарения доли недвижимости в обязательном порядке составляется в письменном виде, в отличии от иных подарков, например: бытовой техники и электроники.

Обмен

Договор мены регулируется ст. 567-571 ГК РФ и является одной из менее распространённых форм передачи собственности.

Особенность мены состоит в том, что при таком договоре – каждая сторона выступает одновременно продавцом и покупателем.

Соглашение должно быть заключено в простой письменной форме и не требует заверения нотариуса, за исключением случаев, когда собственник недвижимого имущества – несовершеннолетний или если гражданин ограниченно дееспособный. Переход прав собственности на имущество, переданное в рамках договора мены, подлежит обязательной государственной регистрации

Для оформления договора мены недвижимости необходимо:

  1. Собрать документы на каждый объект (аналогичные договору купли-продажи).
  2. Составить договор мены.
  3. Перерегистрировать право собственности через МФЦ или в Росреестре.

Раздел

Раздел имущества при разводе регулируется Семейным кодексом РФ, главой 16 Гражданского кодекса и иными нормативно-правовыми актами. В соответствии с нормами закона, всё совместно нажитое имущество между супругами делится поровну. Исключение составляет имущество, полученное по безвозмездным сделкам, а именно: полученное в дар, по наследству или по приватизации. Также, личным имущество считается принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак.

Для раздела имущества необходимо составить нотариально заверенное соглашение о разделе имущества. Если же супруги не могут решить этот вопрос мирно – то придётся делить имущество в судебном порядке.

Во избежание споров люди могут заключить брачный договор, который представляет собой соглашение, определяющее имущественные права и обязанности супругов при расторжении брака.

Договор может быть заключен и изменён лицами, вступающими в брак, и между состоявшимися супругами, в любой период времени до момента его прекращения.

Рента

Договор ренты регулируется нормами ст. 589 – 605 ГК РФ и представляет собой соглашение, в котором одна сторона (собственник недвижимости) передаёт право на собственность иному лицу, взамен на определённые услуги (помощь по хозяйству, оплата коммунальных, покупка лекарств и иные) или денежное содержание.

Для перерегистрации жилья путём оформления ренты необходимо:

  1. Собрать всю необходимую документацию (как при договоре купли-продажи) и справку о дееспособности собственника недвижимости.
  2. Оформить договор и подписать его в присутствии нотариуса.
  3. Перерегистрировать право собственности через МФЦ или в Росреестре.

Внимание! Для осуществления сделки хозяин должен быть единственным собственником жилья. Кроме этого, переоформляемая квартира не должна быть обременена (ипотека, залог).

Существует три вида договора ренты:

  • Договор постоянной ренты.
  • Договор пожизненной ренты.
  • Договор пожизненного содержания с иждивением.

Часто через договор ренты передают квартиру в собственность родственникам.

Как переоформить квартиру или долю в ней на родственника без налогов

Для того, чтобы передать свою долю в квартире родственнику бесплатно, необходимо оформить дарственную. Связано это с тем, что при дарении квартиры между родственниками не возникает налоговой базы.

Кроме этого, не подлежат налогообложению сделки связанные с обменом недвижимости, которая находилась в собственности более трёх лет.

При смене собственника через договор ренты – освобождение от уплаты НДФЛ можно получить после трёх лет владения с передачей имущества по договору пожизненного содержания с иждивенцем и пяти лет в остальных случаях.

Также не взимается налог при получении недвижимости по завещанию.

Кто является близким родственником

В соответствии с законом, близкими являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии – дети и родители, дедушки и внуки, бабушки, а также полнородные и не полнородные братья и сестры c общим отцом или матерью, братья и сёстры.

Племянники, дяди и тёти не попадают в категорию близких родственников.

Чтобы переоформить недвижимое имущество между близкими родственниками без налога, можно переписать квартиру на сына или дочь.

Когда придется платить налог

В соответствии с НК РФ, доходы граждан в России облагаются налогом. Не исключение и доходы от продажи недвижимого имущества – в таком случае гражданин обязан уплатить налог в размере 13 %. Кроме уплаты налога, собственник должен подать 3-НДФЛ декларацию о доходах, полученных за прошлый год, до 30 апреля текущего года. Однако, в некоторых случаях подавать декларацию не нужно:

  1. Недвижимость продана менее чем за 1 млн рублей.
  2. Владели квартирой свыше трех лет (в случае, если квартира является единственным жильем).
  3. Владели три года недвижимостью, которая досталась в наследство, от приватизации, от родных по договору дарения.
  4. Продали не единственное жилье, которое купили после 2016 года и владели им больше пяти лет.

Также при купле-продаже жилья налог не взимается, если:

  • имущество было куплено до 01.01.2016 и на момент его продажи прошло 3 года владения недвижимостью;
  • жилье приобретено после 01.01.2016, то по истечении 5 лет владения возможно продать жильё без уплаты налога;
  • жилье было куплено по более высокой цене, чем продано, но цена продажи более 70% от кадастровой стоимости;
  • жилье продано по цене, по которой было ранее куплено, и сумма продажи составляет более 70% от кадастровой стоимости;
  • жилье унаследовано и срок владения составил три года;
  • жилье подарено близким родственником и гражданин владел ей три года.

При несоблюдении данных условий на собственника возложена обязанность уплаты НДФЛ.

Сделки с недвижимостью требуют особого внимания, поскольку у такого имущества достаточно высокая стоимость. Также волнующим вопросом для получателя жилья является переписка квартиры. Сегодня мы поговорим о том, как и когда происходит переоформление квартиры на другого собственника.

Основания переоформления имущества

Прежде чем говорить о переоформлении имущества, установим, что значит право собственности. Гражданское законодательство определяет это как право пользоваться, а также владеть, распоряжаться имуществом. Таким образом, лицо может делать со своим имуществом все, что захочет – продать, подарить, обменять, или даже уничтожить, конечно, если это не причинит ущерба окружающим людям и природе. Данному праву посвящен 2-й раздел Гражданского кодекса (далее – ГК РФ).

переоформление квартиры

Исходя из положений упомянутого закона, переоформление права собственности есть не что иное, как передача другому лицу права распоряжения, владения, пользования недвижимостью или другим имуществом.

Иногда достаточно просто передать вещь новому владельцу, а иногда требуется дополнительно составить письменное соглашение. Последнее актуально для осуществления перехода права собственности на квартиру. Основываясь на ГК РФ, Жилищном кодексе, законах, регулирующих имущественные отношения, а также на практике юристов, можно выделить пять способов, как можно переписать квартиру на другого человека:

  1. Купля-продажа – собственник передает квартиру другому лицу за плату (ст. 549 – 558 ГК РФ).
  2. Дарение – безвозмездная передача имущества (статьи 572 – 582).
  3. Рента – лицо берет на себя обязательства по уходу и содержанию собственника квартиры либо выплачивает некую сумму в течение срока, установленного договором, а в результате получает ее в собственность после истечения определенного времени или смерти владельца (статьи 589 – 605).
  4. Обмен – при такой сделке собственники меняются имуществом между собой (ст. 567 – 571).
  5. Завещание – при таком способе квартира переходит новому собственнику после смерти бывшего владельца и вступления в наследство на основании письменного распоряжения, заверенного нотариусом или лицом, указанным в законе (статьи с 1110 по 1175 ГК).

Процедура переоформления

Документы, необходимые для переоформления квартиры:

  • Паспорт;
  • документ, подтверждающий возникновение права собственности (ДКП, договор ренты и другие);
  • согласие супруга(и), подтвержденное нотариусом.

После подачи заявления в течение 12 дней специалистом будет принято решение о регистрации или отказе (например, из-за ошибки в оформлении договоре), которое можно обжаловать в суде.

Таким образом, для переоформления квартиры необходимо не только составить письменное соглашение, но и подготовить пакет документов, зарегистрировать приобретенное имущество. Ниже мы поэтапно рассмотрим переоформление квартиры разными способами.

В предоставленных инструкциях нет ничего сложного, однако, требуется наличие определенных знаний, чтобы все действия и оформленные документы имели юридическую силу.

Купля-продажа

Продать квартиру можно абсолютно любому человеку или организации. Для того чтобы найти покупателя, можно разместить объявление через Интернет или обратиться к агенту по продаже недвижимости. Далее мы представили инструкцию для самостоятельного проведения сделки КП квартиры.

Шаг 1. Оценка квартиры.

Поскольку сделка КП квартиры носит возмездный характер, то требуется реально оценить ее стоимость. При продаже можно опираться на результаты кадастровой оценки, но они не всегда удовлетворяют собственников или покупателей недвижимости. Поэтому стоит обратиться к специалистам, чтобы провести независимую оценку квартиры и определить ее рыночную стоимость именно на период продажи.

Не согласны с кадастровой стоимостью своей недвижимости? Заполните форму справа, и наш высококвалифицированный юрист расскажет, как оспорить результаты государственной оценки.

список документов

Шаг 2. Подготовить документы.

Покупая квартиру с прописанным ребёнком, новый собственник берет на себя большой риск. Поскольку выписать его, не предоставив аналогичное жилье, он не сможет.

Указанные документы собирает непосредственно владелец. Будущему владельцу стоит внимательно изучить все документы, а особое внимание уделить выписке ЕГРН.

От покупателя потребуются только паспорт и согласие супруга(и).

Шаг 3. Составить ДКП.

Данный договор составляется в простой письменной форме, но с соблюдением определенных требований. Он содержит:

  • реквизиты продавца, покупателя;
  • информацию о квартире: адрес, расположение в доме, площадь, количество комнат;
  • цену сделки;
  • способ расчета (наличный, безналичный);
  • способ оплаты (единовременный платеж, рассрочка);
  • условия переоформления права собственности (после оплаты всей суммы, после первого взноса);
  • права, обязанности сторон договора;
  • ответственность за нарушение договора;
  • дополнительные условия.

Также необходимо составить передаточный акт, который будет приложением к договору.

Для соглашения дополнительно понадобятся паспорт покупателя и согласие супруга (если у него есть).

Составить данный договор можно самостоятельно, нотариального подтверждения не требуется, кроме случаев, когда один из участников сделки несовершеннолетний ребенок, недееспособный, документы будут отправлены почтой, или, когда продается доля в квартире.

Шаг 4. Зарегистрировать право собственности.

Дарение

Передавать квартиру по договору дарения можно любым лицам, в частности, не являющимся родственниками. Дарственная носит безвозмездный характер, поэтому оценка недвижимости не требуется, начать можно сразу с подготовки необходимых бумаг.

Шаг 1. Подготовить документы.

Для составления дарственной потребуется тот же перечень бумаг, что и при ДКП.

Шаг 2. Составить дарственную.

Данный волевой акт составляется только письменно. Особых требований к структуре нет. Но дарственная должна содержать:

  • реквизиты сторон;
  • информацию о квартире;
  • права, обязанности дарителя и одаряемого;
  • ответственность за нарушение договора.

Необходимость нотариального заверения возникает в тех же ситуациях, что и при ДКП.

Шаг 3. Переписать квартиру.

Рента

Законодательство допускает по договору ренты переход права собственности за плату или бесплатно. В первом варианте в соглашении указывается условие о периодической передаче денежных средств собственнику в течение его жизни (пожизненная рента) или бессрочно (постоянная). А во втором – условие об оказании услуг и выполнении неких обязательств – пожизненное содержание с иждивением.

Получатель ренты продолжает жить в переоформленной квартире? Напишите нашему юрисконсульту, заполнив форму справа, и он обязательно поможет решить проблему.

Если соглашение содержит условие об оплате, то к нему применяются нормы ДКП, а если переход собственности бесплатный – договора дарения. Однако рента не является одним из указанных договоров.

Шаг 1. Подготовить документы.

Пакет документов для договора ренты не отличается от ДКП.

Шаг 2. Составить договор.

Рента составляется также только письменно и обязательно заверяется нотариусом. Иначе договор не будет иметь юридической силы. В него входят:

  • данные сторон;
  • сведения о квартире;
  • права, обязанности, ответственность;
  • дополнительные условия.

Шаг 3. Переписать квартиру.

Образец ренты

Обмен

На практике часто встречается обмен квартирами в пределах одного города, субъекта или даже страны. Он может быть как без доплаты, так и с доплатой.

Шаг 1. Подготовить документы.

Для обмена оба участника сделки собирают пакет документов для каждого предмета договора, как и при купле-продаже.

Шаг 2. Составить договор.

Особенность данного соглашения в том, что участники сделки выступают в роли продавца и покупателя одновременно. В договоре содержатся те же условия, что и при вышеперечисленных договорах. Нотариальное удостоверение не обязательно, заверить договор можно по желанию сторон.

Шаг 3. Переписать квартиру.

Завещание

Особенность завещательного распоряжения в том, что оно вступает в силу только после смерти собственника. А также оно имеет преимущество перед наследованием по закону.

Шаг 1. Подготовить документы.

От собственника квартиры для составления завещания достаточно предоставить паспорт и правоустанавливающие документы на квартиру.

Шаг 2. Составить завещание.

Официально заверение документов

При получении квартиры по завещанию наследник действует следующим образом:

Для получения наследства необходимо предоставить:

  • паспорт наследника;
  • паспорт завещателя;
  • оригинал завещания;
  • свидетельство о праве собственности на имя наследодателя;
  • выписку из ЕГРН.
  1. Представляет документы нотариусу.

Чтобы переоформить квартиру на себя, наследнику нужно получить свидетельство о наследстве. Для этого документы, указанные выше, передаются нотариусу для изучения.

После рассмотрения документов наследник получает платежное поручения для оплаты госпошлины. Для детей, супруга(и) и родителей завещателя размер платежа составляет 0.3% от стоимости наследуемого имущества, а для остальных категорий – 0.6%.

Оплатив пошлину, наследник получает свидетельство о праве на наследство – основание для переоформления квартиры.

Налогообложение

Для собственника квартиры, осуществляющего перерегистрацию прав по договору купли-продажи или мены, важно помнить об обязательных платежах в бюджет государства. Налог на прибыль составляет 13% с полученной суммы. Однако это правило не действует при:

  1. Возмездном отчуждении имущества, находящимся в собственности 3 и 5 лет:
  • 3 года – если квартира получена в наследство, в процессе приватизации, по дарственной от близкого родственника или ренты;
  • 5 лет – другим способом.
  1. Стоимость квартиры менее 1 млн. рублей.
  2. Расходы на покупку квартиры превышали полученный доход.

При передаче жилья в дар, по наследству или при обмене на равноценную квартиру (без доплаты) НДФЛ не оплачивается.

Любой гражданин России имеет право вернуть уплаченные налоги! Просто заполните форму справа, и наш специалист расскажет, как это сделать.

Советы от юристов для правоприобретателей:

  1. Чтобы быть уверенным в юридической чистоте сделки и составленного договора, заверяйте соглашения в нотариальной палате.
  2. Если при покупке квартиры не уверены в честности продавца – закажите выписку ЕГРН – фамилия и имя собственника, а также информация об обременении открыты. Благодаря этой справке, вы узнаете о том, кто на самом деле владелец квартиры и какие есть ограничения в использовании.
  3. Не покупайте квартиру с прописанными в ней лицами. Чтобы выписать даже взрослого трудоспособного гражданина, потребуется потратить время и деньги на судебное разбирательство.
  4. Будьте внимательны при заключении договора ренты. Возможно, что у пожилого человека есть родственники, претендующие на квартиру – они вправе оспорить договор в судебном порядке.
  5. Если на ваше имя оформили открытое завещание – проверьте его. Любая опечатка, искажающая понимание волеизъявления влечет к недействительности такого акта.

На нашем сайте можно в любое время получить бесплатную консультацию от профессионального юриста, как это уже сделали многие наши клиенты.

Читайте также: