Договор на проведение кадастровой оценки земель заполненный

Обновлено: 05.05.2024

Кадастровая стоимость — это цена земли, определяемая согласно положениям закона № 135-ФЗ от 1998 года. Кадастровая стоимость рассчитывается в результате государственной оценки участков и зависит от ряда параметров: площади, места расположения, категории, разрешенного использования и прочих характеристик земель.

Установить или изменить стоимость земли можно:

  • По итогам ее государственной оценки.
  • По итогам рассмотрения спора об изменении кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре.
  • По результатам рассмотрения дела об обжаловании кадастровой стоимости в суде.

Кадастровая стоимость была назначена для всех земель России, и данные об этом были внесены в ГКН в 2004 – 2005 годах для последующего расчета земельного налога. Однако, помимо определения размера земельного налога для каждого участка, кадастровая стоимость может также потребоваться:

  • При расчете арендной платы за землю.
  • При установлении платы за пользование земельными участками.
  • Для оценки выкупной стоимости государственного или муниципального участка в случае его выкупа.
  • При продаже государственных или муниципальных земель собственникам строений, находящихся на этих участках.
  • В некоторых других случаях.

Согласно закону № 135-ФЗ от 1998 года кадастровая оценка ведется каждое пятилетие по инициативе органов власти.

Также, несмотря на то, что кадастровая стоимость была рассчитана для всех существовавших участков, до сих пор может понадобиться заново ее определить для:

  • Участков, которые вновь учтены (например, в связи с объединением участков или разделом участка).
  • Ранее учтенных земель.
  • Участков, у которых изменились их характеристики, повлекшие пересчет их кадастровой стоимости (например, площадь земель).

Расчет кадастровой стоимости участков осуществляется согласно:

  • Методическим указаниям, утвержденным 12 августа 2006 года приказом Минэкономразвития № 222.
  • Порядку определения кадастровой стоимости, установленному 18 марта 2011 года приказом Минэкономразвития № 113.

Процесс кадастровой оценки стоимости земли выглядит следующим образом:

  • Принятие компетентным органом решения о проведении оценки.
  • Создание списка земельных участков, подлежащих оценке.
  • Поиск лица, выполняющего работы по расчету кадастровой стоимости земель и заключение с ним соответствующего договора.
  • Собственно, определение кадастровой стоимости земли.
  • Составление отчета о проведенных работах.
  • Экспертиза отчета.
  • Утверждение результатов.
  • Публикация информации об определенной стоимости участков.
  • Внесение итогов в ГКН.


Данные о кадастровой стоимости всех земель России содержатся в электронном виде в фонде данных Росреестра, узнать кадастровую стоимость вашего участка можно на его официальном сайте. Надо лишь ввести кадастровый номер в соответствующем поле публичной кадастровой карты и нужные сведения сразу отобразятся.

Также эту информацию можно получить непосредственно в Росреестре, заказав справку о кадастровой стоимости земельного участка. Форма кадастровой справки установлена приказом Минэкономразвития РФ № 566 от 2013 года.

Данная услуга осуществляется бесплатно. Справка будет готова в течение пяти дней после вручения сотруднику Росреестром соответствующего заявления. Сведения о кадастровой стоимости заполняются на дату, указанную в заявлении.

Также на сайте Росреестра можно почитать отчеты об определении кадастровой стоимости и об оценке рыночной стоимости, узнать решения, на основании которых обжалована кадастровая стоимость, а также ознакомиться с классифицированными данными об объектах оценки.

Найти все эти сведения можно с помощью сервиса под названием — Фонд данных кадастровой оценки, который предоставляет всем желающим информацию о том, как именно была назначена кадастровая стоимость земель.

Если у вас имеются вопросы об определении и кадастровой стоимости участка, то проконсультироваться об этом можно у наших специалистов.

Основные принципы проведения кадастровой оценки объектов закреплены в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует.

При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.

Под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает в себя следующие этапы:

- заключение договора на проведение кадастровой оценки, включающего задание на оценку с приведенным в нем перечнем объектов недвижимости, подлежащих оценке;

- сбор и анализ информации о рынке объектов оценки и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости;

- определение ценообразующих факторов объектов оценки;

- сбор сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки;

- группировка объектов оценки;

- сбор рыночной информации;

- построение модели оценки;

- анализ качества модели оценки;

- расчет кадастровой стоимости;

- составление отчета об определении кадастровой стоимости объектов оценки.

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован. Определение кадастровой стоимости объектов оценки выполняется с использованием компьютерного моделирования (моделей) и (или) без него.

Кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.

При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком.

Если оценщиком использовано более одного подхода к оценке, результаты применения подходов должны быть согласованы с целью определения итоговой величины стоимости объекта оценки.

В случае существенного расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, оценщик должен провести анализ причин полученного расхождения.

Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованы. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.


По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости.

Снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной стоимости.

Для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

- экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Кадастровая стоимость земли очень часто не соответствует рыночной стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка основана на методе массовой оценки и зачастую не учитывает множество факторов, влияющих на стоимость конкретного земельного участка.

Если у Вас имеются вопросы:

- Как снизить кадастровую стоимость на земельный участок до уровня его рыночной стоимости ?

- Как понизить налог на землю ?

- Как уменьшить арендную плату за земельный участок ?

Процедура снижения кадастровой стоимости земли включает следующие этапы:

- Составление отчёта об оценке.

- Получение положительного экспертного заключения СРО на отчёт.

- Подача заявления в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости.

- Участие в заседании комиссии.

- Составление искового заявления и подача его в суд. Участие в судебных заседаниях.

- Получение решения суда об изменении кадастровой стоимости земельного участка до уровня его рыночной стоимости.


Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в законодательство в сфере государственной кадастровой оценки. Большая часть поправок уже вступила в силу (11 августа 2020 года), однако для некоторых положений предусмотрены иные сроки.

Отметим основные нововведения.

Применение сведений о кадастровой стоимости.

Поправками в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения). Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

А в Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки.

Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения – в случае принятия мэром соответствующего решения – через 2 года.

  • в отношении проведения оценки земельных участков – с 1 января 2022 года;
  • в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест – с 1 января 2023 года.

При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:

  • в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
  • в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

До 2022 году в отношении земельных участков и до 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест сохранится прежняя периодичность проведения оценки. Важный нюанс: оценка не должна проводиться, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Сейчас это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.

Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

Эти положения начнут применяться с 2021 года.

Ответственность руководителей бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.

С 11 августа 2020 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений. Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 Закона.

Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.

Установление кадастровой стоимости вместо рыночной.

Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

Вместе с тем с 11 августа 2020 года в Законе о кадастровой оценке появилась ст. 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости", введенная, по сути, взамен ст. 22 Закона. Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст. 22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.

На время переходного периода применения упомянутых ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке (до 1 января 2023 года) установлен ряд особенностей.

Предусмотрен целый ряд иных нововведений. Так, например, орган регистрации прав будет проверять проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это положение вступит в силу 1 января 2021 года.

О государственной кадастровой оценке

(с изменениями на 6 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
22 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) государственная кадастровая оценка - совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса - сумма кадастровых стоимостей объектов недвижимости, указанных в статье 133_1 Гражданского кодекса Российской Федерации и объединенных в такой единый недвижимый комплекс, которые определяются с учетом функционирования в составе единого недвижимого комплекса данных объектов недвижимости.

(Пункт дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ)

2. Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.

Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки

1. Государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки).

2. Федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, осуществляет:

1) выработку государственной политики в сфере государственной кадастровой оценки;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки;

3) разработку и утверждение методических указаний о государственной кадастровой оценке, внесение изменений в методические указания о государственной кадастровой оценке;

4) иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки

1. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

3. Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет);

3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

4. Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Статья 7. Полномочия бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

4) рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

5_1) рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним;

(Пункт дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ)

6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, а также привлекать иных лиц, кроме работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости. Для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не могут использоваться отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленные работниками бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий объект недвижимости.

(Часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. За нарушение требований настоящего Федерального закона бюджетное учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

(Часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Обязанности бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение обязано:

1) соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных актов, регулирующих отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки;

2) исследовать документацию, необходимую для определения кадастровой стоимости;

3) хранить отчеты и иные документы, формируемые в ходе определения кадастровой стоимости, на электронном носителе в форме электронных документов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) хранить копии документов и материалов, которые использовались при определении кадастровой стоимости, на бумажном или электронном носителе либо на электронном носителе в форме электронных документов в течение не менее восьми лет со дня их составления;

5) представлять в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии хранящихся отчетов и документов, сформированных в ходе определения кадастровой стоимости, а также документов и материалов, которые использовались при определении кадастровой стоимости, правоохранительным, судебным и иным уполномоченным государственным органам по их требованию;

6) представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав), имеющуюся в распоряжении бюджетного учреждения информацию, необходимую для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

8) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Государственный мониторинг проведения государственной кадастровой оценки

1. Предметом мониторинга проведения государственной кадастровой оценки являются правильность, полнота и своевременность исполнения полномочий, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение.

2. Мониторинг проведения государственной кадастровой оценки осуществляется органом регистрации прав.

3. Периодом, за который проводится мониторинг проведения государственной кадастровой оценки, является календарный год.

4. Мониторинг проведения государственной кадастровой оценки осуществляется посредством, анализа сведений и материалов о деятельности либо действиях уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, бюджетного учреждения, поступивших и (или) подлежащих направлению в орган регистрации прав, а также подлежащих размещению на официальных сайтах уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой оценки орган регистрации прав вправе истребовать у уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, бюджетного учреждения необходимые сведения, материалы и пояснения, связанные с правильностью, полнотой и своевременностью исполнения ими полномочий, возложенных на них настоящим Федеральным законом.

5. Сведения, материалы и пояснения, которые были истребованы в соответствии с частью 4 настоящей статьи при осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой оценки, представляются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением в течение пятнадцати дней со дня получения соответствующего требования.

6. В случае, если при осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой опенки органом регистрации прав установлен факт, свидетельствующий о неправильном, неполном или несвоевременном исполнении полномочий, в отношении которых осуществляется мониторинг, органом регистрации прав составляется мотивированное мнение.

7. Мотивированное мнение отражает позицию органа регистрации прав по вопросам правильности, полноты и своевременности исполнения полномочий, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение. Мотивированное мнение направляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение в течение пяти дней со дня его составления.

8. Мотивированное мнение является обязательным для исполнения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением при осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением, или нормы законодательства и нормативных правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены), или при направлении в соответствии с частью 10 настоящей статьи возражений в связи с несогласием с мотивированным мнением.

9. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение учитывают изложенную в мотивированном мнении позицию органа регистрации прав в тридцатидневный срок со дня его получения.


Почти все мы, вне зависимости от материального и социального статуса, являемся владельцами недвижимости. В данном случае не играет роли, владеете вы пресловутыми шестью сотками в Малых Васюках или у вас в собственности пара-тройка заводов, элитный ЖК и собственный мини-остров. Бывают, кстати, такие коллизии, когда цена шести васюковских соток вдруг оказывается в разы выше, чем у всех олигархических богатств вместе взятых.

Президент РФ ещё несколько лет назад жёстко раскритиковал процедуру проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. Он обратил внимание на проблему объективности, столь характерную для кадастровой оценки. И — не станем долго держать интригу — это подействовало. Сработало!

Сейчас российское правительство реально трудится над тем, чтобы принцип экономической обоснованности кадастровой стоимости перестал быть сугубо теоретической категорией и, наконец, обрёл ощутимое воплощение на практике.

Кадастровая оценка: как это делается сегодня

Ответственные собственники (и юридические, и физические лица) обычно всё-таки имеют представление о том, за что они платят. Поэтому не станем вдаваться в детали, а дадим картину в общих чертах.

Итак, ответственность за проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости ложится на бюджетное учреждение по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Работа этой структуры строится на основании перечня объектов, которые по запросу специалистов учреждения предоставляет Росреестр (приказ Росреестра от 06.08.2020 № П/0283).

Почему объект недвижимости может не попасть в данный перечень?

Ваша недвижимая собственность однозначно не будет учтена, если на момент формирования списка объект:

  • не имеет кадастрового номера;
  • не определено назначение стоящих на земле строений;
  • вопреки п. 13 приказа № П/0283, не была официально установлена площадь земельных участков/зданий/помещений;
  • не прописано количество машино-мест на парковках.

С формальной точки зрения кадастровая оценка недвижимости стоит сегодня на трёх пресловутых китах. Это:

  • принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
  • определение стоимости объектов и составление отчёта об итогах оценки;
  • утверждение результатов определения стоимости (ч. 3 ст. 6 закона № 237-ФЗ).

Но как нетрудно догадаться, президент критиковал систему кадастровой оценки не за то, что оценщики плохо справлялись с отчётами или тем более, проводят оценку по три раза в день, причём без выходных. Суть претензий была совершенно в другом. Возлагая кадастровую оценку на частные компании, предоставляющие услуги по оценке, государство и граждане, увы, слишком часто сталкивались с ситуациями, когда оценка кадастровой стоимости была проведена с большим количеством нарушений. Конечно, в силу трудоёмкости процедуры вероятность случайных ошибок довольно высока; однако слишком часто стали возникать ситуации, когда были основания говорить об умышленных действиях.

Всё это доставляет собственникам массу неудобств, ведь итоги оценки сказываются на цене недвижимости при её продаже и на размере налоговых платежей, что особенно важно для предприятий.

Чтобы избежать повторения ошибок, допущенных ранее частниками, была выстроена новая система государственной кадастровой оценки, которую теперь осуществляют региональные государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Особое внимание в ГБУ уделяется подбору кадров: специалисты должны обладать квалификацией, позволяющей им на достойном профессиональном уровне определять справедливую стоимость проблемных активов, систематизировать и анализировать рыночные цены на недвижимость.

Нет предела совершенству: что изменится в ближайшее время

Конечно, в идеале кадастровая стоимость должна совпадать с рыночной. Однако такие случаи довольно редки, и, поскольку не имеют прямого отношения к теме нашего сегодняшнего разговора, то вернёмся к этому вопросу в другой раз. Достаточно уяснить, что кадастровую стоимость государство устанавливает в основном с целью расчёта размера налоговых платежей — для определения налогооблагаемой базы.

Процесс совершенствования самой процедуры государственной кадастровой оценки сегодня идёт полным ходом. С учетом правоприменительной практики в действующее законодательство постоянно вносятся поправки, призванные обеспечить прозрачность любых процедур, относящихся к определению справедливой кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Благодаря этой стратегии владельцы недвижимости уже получили возможность влиять на оценку до того, как её результаты будут окончательно утверждены.

Согласно одной из новелл, заметные изменения касаются собственно механизма пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в ситуации, если на российском рынке недвижимости произойдёт обвал цен. Имеется ввиду индекс рынка недвижимости, который рассчитывается в процессе сравнения кадастровой и рыночной стоимости объектов. Снижение более чем на 30% автоматически станет сигналом для применения индекса по отношению ко всем кадастровым стоимостям. Реагировать на ситуацию и самостоятельно определять величину индекса обязан Росреестр.

По оценкам экспертов-юристов, уже сегодня можно с уверенностью говорить о заметных качественных улучшениях в сфере кадастровой оценки в РФ. Хотя в прошедшем 2020-м году количество судебных споров о кадастровой стоимости оказалось одним из наибольших за последние несколько лет, но суммарное снижение кадастровой стоимости по итогам судебных споров составило порядка 228 млрд рублей. Это примерно в четыре раза меньше, чем в среднем за прошедшую пятилетку.

С чем это связано? С тем, что вероятнее всего, специалисты структур, занятых в сфере государственной кадастровой оценки, стали реже допускать ошибки именно благодаря тем изменениям, которые уже произошли в отраслевом законодательстве. Показательно и то, что сейчас российские суды удовлетворяют требования по пересмотру кадастровой стоимости более чем в 50% случаев. А значит, сегодня мы с вами, как никогда ранее, оказались близки к определению справедливой и максимально объективной стоимости недвижимости.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Читайте также: