Как переоформить комнаты в общежитии в квартиру

Обновлено: 14.05.2024

У меня в собственности 1 комната в 2-комнатной квартире.
Планирую выкупить вторую комнату (получается еще свидетельство о собственности, второе жилье).
Вопрос: могу я, как-то потом, сделать квартиру одной целой 2-комнатной квартирой? Что для этого нужно? Куда обращаться?

ЗАПИСЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 740-55-17

38 Ответы

Здравствуйте.
В настоящий момент процесс перевода коммунальной квартиры в отдельную значительно упрощен. Вам нужно будет после оформления сделки купли-продажи комнаты принести в бухгалтерию ДЕЗа правоустанавливающие документы (договоры и Свидетельства о собственности) на обе комнаты, и попросить объединить лицевой счет на обе комнаты на Ваше имя. В этом случае программа автоматически переведет Вашу квартиру в категорию отдельных квартир, что и будет указано в выданной Вам на руки после совершения этой операции копии финансового лицевого счета (карточке собственника) на данную квартиру.

Добрый вечер! У нас такая же ситуация. Пытались обращаться в ДУК по поводу объединения счетов. Но в итоге сказали, что сначала нужно перераспределить доли в Росреестре. Где можно найти бланк соглашения о перераспределении долей собственности в квартире? В 3-к квартире, которая была коммунальной (две комнаты находятся в собственности у меня и матери, одна комната была в собственности у соседей) была выкуплена последняя третья комната моей матерью.

Единственный собственник всех трех комнат квартиры (ваша мама) может предоставить в местное Управление Росреестра свои свидетельства о собственности и договоры купли-продажи на все три комнаты, после чего получить одно новое Свидетельство о государственной регистрации права на все три комнаты, с указанием в нем, что она является собственником всей квартиры. Такого Свидетельства и договоров о приобретении всех трех комнат в коммунальной квартире будет более чем достаточно для оформления единого лицевого счета на всю квартиру на имя вашей мамы.

Являюсь собственником одной комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире с 2000 года. В 2014 выкупила другую комнату. На руках два Свидетельства о праве собственности. После подачи документов в Росреестр для объединения в квартиру, какая дата будет указана? Спасибо

Датой регистрации права собственности на всю квартиру будет считаться дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (сокращенно – ЕГРП). В любом случае, это будет не 2000 и не 2014 год.

У нас коммунальная квартира. Одна доля (комната, владелец мама) от общей площади наша, другая доля у соседей. Сейчас мы выкупаем эту долю, оформляем Ее на брата. На руках у нас будут 2 свидетельства и у каждого останутся свои лицевые счета. Для объединения лицевых счетом, мне сказали, нужно объединить доли двух владельцев (т.е. Получить единое свидетельство, в котором будет указаны пересчитанные их доли), и с этим свидетельством уже в МФЦ. Вопрос: как мне это сделать с момента покупки доли у соседки (при заключении договора купли-продажи)? Что для этого надо?

Для того, чтобы квартира была переведена из разряда коммунальных в разряд отдельных, нужно, чтобы у всех комнат был единый собственник (пусть даже и в лице двух человек).
Если нынешняя ваша комната оформлена только на ваше имя, то покупателем соседней комнаты должны быть вы (потом вы сможете произвести отчуждение доли всей квартиры в пользу своего брата).
Если собственниками вашей нынешней комнаты являетесь вы с братом в равных долях, то и выкупать соседнюю комнату вам нужно будет тоже вместе, в тех же долях, в которых вы владеете своей нынешней комнатой.
В первом случае лично вы станете собственником всей квартиры (то есть в ЕГРН будет внесена запись о том, что вы являетесь частным собственником обеих комнат). Во втором случае – вы с братом станете долевыми собственниками обеих комнат (о чем в ЕГРН будет сделана соответствующая запись).
После этого вы берете свежую выписку из ЕГРН (в которой будет указан, либо один собственник всей квартиры, либо два собственника, владеющих долями в праве собственности на всю квартиру), и подаете в МФЦ заявление о том, чтобы на всю квартиру был оформлен единый лицевой счет. В результате квартира автоматически (на программном уровне) будет переведена из разряда коммунальных в разряд отдельных квартир.
После этого вы сможете подарить долю всей квартиры своему брату, в результате чего вы станете долевыми собственниками отдельной квартиры с единым лицевым счетом.

Имеется трехкомнатная квартира, бывшая коммуналка, где две комнаты принадлежат в равных долях четверым членам семьи (один несовершеннолетний), а третья - в равных долях пятерым членам той же семьи (двое несовершеннолетних собственников). Каждая комната имеет отдельный кадастровый номер. Как объединить все три комнаты в квартиру под одним кадастровым номером? Какова последовательность действий?

Для начала (путем дарения или купли-продажи), нужно оформить все три комнаты в собственность одного человека. После этого нужно будет подать в МФЦ заявление об объединении лицевых счетов по всей квартире в один лицевой счет. На заключительном этапе, когда уже квартира будет числиться не как коммунальная, а как отдельная, нужно будет подать в Управление Росреестра заявление о внесении изменений в сведения ЕГРН об объекте недвижимости, чтобы всей (уже отдельной) квартире был присвоен единый кадастровый номер.

В двухкомнатной квартире 1 комната принадлежит нам с сыном на праве собственности в равных долях с 2000 года, 2 комната принадлежит мне на праве собственности с 2003 года. У квартиры единый лицевой счет при оплате за коммунальные платежи. Как переделать ее в отдельную квартиру? Какова последовательность действий? Нужно ли сыну оформлять дарственную мне на половину комнаты? Спасибо.

Для начала в квартире должен остаться только один собственник. Для этого, либо вы должны подарить сыну свою долю в первой комнате + вторую комнату, либо ваш сын должен будет подарить вам свою долю в первой комнате. Затем собственник всей квартиры должен будет обратиться в МФЦ с заявлением об объединении лицевого счета. После объединения лицевого счета собственник квартиры должен будет подать в местное Управление Росреестра заявление о присвоении квартире единого кадастрового номера.

Добрый день. Мне принадлежит одна из 45 комнат в квартире в общежитии коридорного типа. В комнате сделаны ванна, туалет и кухня. Могу ли я поменять статус своей комнаты на квартиру, чтобы упростить процесс ее продажи (S = 22 м)?

На данном этапе осуществить такое действие практически невозможно. Сначала собственник общежития должен будет присвоить этому общежитию статус многоквартирного дома. И только тогда должен будет решаться вопрос о присвоении комнатам в бывшем общежитии статуса отдельных квартир.

Здравствуйте! 3-х Комнатная коммунальная квартира. Одна комната в 14кв.м я выкупила на мат.копитал.

Втррую комнату в 20кв.м. Разделена на доли, половина моя, а вторая у несовершеннолетнего племянника.

И третья комната тоже в 20кв.м. Выкупленна полностью мной.

Как мне обьедень в полноценную квартиру,. Ведь у меня дольщик несовершеннолетний племянник и двое моих детей.

Для того, чтобы коммунальную квартиру переоформить в отдельную квартиру, нужно иметь одинаковые права собственности на все комнаты в этой квартире.
В настоящий момент одна комната принадлежит вам на праве частной собственности, вторая комната принадлежит вам и двум вашим детям по 1/3 доли каждому, а третья комната принадлежит вам и вашему племяннику по 1/2 доли каждому.
Совершить безвозмездные сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних не позволят органы опеки.
Соответственно, остается только вариант с выкупом вами доли у вашего племянника, и последующим переоформлением долей в двух комнатах на двух ваших детей.
Сначала вам нужно будет выкупить долю у племянника, чтобы вы стали единоличным собственником двух комнат. Затем вам нужно будет путем дарения переоформить 2/3 доли в каждой из этих двух комнат на двух ваших детей. С момента такого переоформления долей, вы и ваши дети станете собственниками 1/3 долей в каждой из трех комнат, после чего можно будет переоформить в соответствующих долях право собственности на всю квартиру.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить. Есть коммунальная квартира с 2-мя отдельными комнатами. У одной комнаты 5 собственников, в том числе 2 несовершеннолетних детей. У другой комнаты один собственник (один из числа собственников другой комнаты). Возможно ли объединить комнаты в единый объект недвижимости без предварительного отчуждения долей?

Для объединения двух комнат воедино и перевода квартиры из категории коммунальных в категорию отдельных, нужно, чтобы состав собственников обеих комнат и размеры их долей полностью совпадали.
Поскольку в первой комнате собственниками являются двое несовершеннолетних, то отчуждение их долей без согласия органа опеки будет невозможно (в данном конкретном случае это означает незыблемость их долей в первой комнате).
Получается, что для объединения комнат необходимо оформить в собственность этих двух несовершеннолетних две доли во второй комнате, и оформить эти доли по безвозмездной сделке.
Простейший способ решения проблемы – дарение (пусть даже и в виде фактической купли-продажи) собственником втором комнаты 4/5 долей этой комнаты четырем сособственникам первой комнаты. Тогда состав собственников и размеры их долей в первой и второй комнатах будут полностью совпадать, что позволит переоформить квартиру из коммунальной в отдельную, принадлежащую на праве общей долевой собственности пяти собственникам, по 1/5 доли каждому.
Альтернативный вариант – переоформление двумя совершеннолетними сособственниками первой комнаты своих долей на имя собственника второй комнаты, с последующим дарением собственникам второй комнаты 2/5 долей этой второй комнаты двум несовершеннолетним сособственникам первой комнаты. В этом случае собственниками отдельной двухкомнатной квартиры станут три человека: нынешний собственник второй комнаты (которому будет принадлежать 3/5 долей всей квартиры) и двое несовершеннолетних (каждому из которых будет принадлежать по 1/5 доли всей квартиры).

Добрый день. Покупаю две комнаты в коммунальной двухкомнатной квартире и становлюсь единоличным собственником.
На кадастровом учете квартира стоит как ранее учтенная (номер кадастровый есть) и соответственно есть кадастровые номера у каждой комнаты. Вопрос: какие нужно предоставить документы для объединения в одну квартиру. Обращалась в МФЦ, сказали, принесите диск (так понимаю чтобы квартире присвоить новый кадастровый номер), а в БТИ сказали ничего не надо, т.к. номер числится как ранее присвоенный.

Здравствуйте.
После покупки обеих комнат в коммунальной квартире Вы станете собственником не комнат, а всей квартиры целиком. Кадастровые номера менять не нужно, поскольку и сама квартира, и обе находящиеся в ней комнаты, останутся без каких-либо изменений. Желательно подать документы в Управление Росреестра на государственную регистрацию перехода права собственности на обе комнаты одновременно. После этого Вы будете числиться в ЕГРН именно в качестве собственника квартиры. После предоставления новой выписки из ЕГРН в МФЦ для переоформления на Вас единого жилищного документа (ЕЖД), квартира в ЕЖД будет указана в качестве отдельной, а не коммунальной.

Добрый день, в моем вопросе нужно немного визуализации, есть 5-комнатная коммунальная квартира, в ней большой общий коридор в 15 метров длинной, по левой стороне есть 3 раздельные комнаты и отдельная кухня с ванной комнатой, а по правой стороне находятся мои 2 комнаты с одним дверным проемом и отдельной ванной комнатой и кухней.
Собственно вопрос, могу ли я как-то оформить эти комнаты как отдельную 2-х комнатную квартиру, какой она и является по факту

Не каждому нуждающемуся в улучшении жилищных условий, выделяют квартиру. Если человек одинок, у него нет семьи и детей, ему дадут комнату в общежитии. Это тоже муниципальное жильё, его можно приватизировать. Но приватизация общежития имеет ряд особенностей, которые нужно соблюсти.

Можно ли приватизировать комнату в общежитии

Проживающие в таких стеснённых условиях граждане не знают, можно ли приватизировать комнату в общежитии. Основной нормативный акт, который регулирует процесс приватизации – это Закон № 1541-1. В ст. 4 этого Закона чётко сказано, что переоформление собственности на комнату в общежитии является незаконным. То есть, приватизировать общежитие нельзя.

Но в этом же законе прописаны исключения. К ним относятся:

  • смена статуса общежития на многоквартирную жилую недвижимость, принадлежащую государству;
  • комната не является проходной. Это отдельное изолированное помещение, которое не запрещается приватизировать;
  • будущий собственник пользуется комнатой в общежитии на основании договора соцнайма;
  • предмет сделки является обособленным имуществом, не находится под обременением и не принадлежит сразу нескольким лицам.

То есть, переоформить имущественное право на комнату в общежитии можно, но с соблюдением определенных правил. Теперь семьи, проживающие в таких условиях, могут получить право собственности, а потом пойти на сделку по отчуждению этого права. Многие используют эту возможность как стартовый капитал для расширения жилищных условий.

Основные причины приватизации

Это приобретение имущественного права. Оно даёт возможность распоряжения своим имуществом. После регистрации права владения комнату/комнаты в общежитии можно продать, подарить, завещать или сдавать в аренду.

Если у семьи есть материнский капитал, выручка от продажи жилплощади в общежитии послужит первым взносов для ипотечного кредита. С помощью маткапитала его можно будет досрочно погасить. Поэтому возможность приватизации дала многим семьям шансы на расширение жилплощади.

Пошаговая инструкция

  • определить круг участников. Стать собственниками могут все, кто имеет постоянную прописку в комнате и кто ещё не истратил своё право. Дети не исключение!;
  • собрать комплект документов, и сдать их в местную администрацию на рассмотрение;
  • после получения положительного решения и заключения договора на передачу комнаты/комнат в собственность, необходимо обновить некоторые документы;
  • теперь они сдаются на регистрацию в Росреестр удобным способом.

Важно! Прежде чем приступать к определению круга участников и сбору документов, необходимо определиться со статусом самого общежития. Раньше они принадлежали предприятиям, но потом переходили в частные руки (после приватизации предприятия). Чтобы получить собственность необходимо убедиться в том, что само общежитие принадлежит муниципалитету.

Необходимые документы

Нужно заранее подготовить следующие документы:

  • паспорта всех членов семьи или свидетельства о рождении детей;
  • документ о создании или прекращении семьи;
  • выписка из лицевого счёта об отсутствии долгов за услуги ЖКХ;
  • тех.план и экспликацию;
  • справка о том, что заявители ранее не использовали своё право. Получить её можно в БТИ;
  • выписка из ЕГРН о принадлежности помещения муниципалитету;
  • действующий договор социального найма;
  • договор на приватизацию, подписанный с муниципалитетом;
  • если есть те, кто не желает участвовать в приватизации, то нотариально заверенный отказ.

При подаче документов необходимо заполнить заявление. Оно подписывается всеми участниками сделки. За несовершеннолетних детей это делают родители или законные представители.

Если кто-то из заявителей не может лично присутствовать при подаче документов, он может прислать своего представителя. Для этого необходимо оформить доверенность у нотариуса. Доверенное лицо также должно подтвердить свою личность паспортом или иным документом.

Процедура оформления

Если документы комнату в общежитии в порядке, то необходимо обратиться напрямую в муниципалитет для заключения договора. Для этого нужно собрать документы и заполнить заявление. Просьбу будут рассматривать в пределах 2 месяцев. Если решение будет в пользу жильцов, они могут подготовить бумаги для подачи их в Росреестр.

Если же общежитие не принадлежит муниципалитету, вопрос придётся решать в судебном порядке. Отказ будет выдан органами местного самоуправления, в нём будет указана причина. Эта бумага будет являться основанием для подачи искового заявления.

Если же проблем нет, то право владения оформляется через Росреестр в установленные сроки.

Какая стоимость

Сама процедура передачи жилых помещений в собственность граждан происходит на безвозмездной основе. Но для этого необходимо понести дополнительные расходы, в которые входит:

  • техпаспорт – в зависимости от сложности составления стоимость порядка 1,5 тысяч рублей;
  • примерно столько же будет стоить кадастровый паспорт;
  • 1,5 тысячи рублей каждый нотариальный отказ;
  • столько же стоит доверенность, если один из будущих собственников не может лично присутствовать при подаче документов;
  • 2 тысячи рублей – госпошлина за регистрацию имущественного права.

Если была произведена перепланировка, то её нужно будет узаконить. Это дополнительные траты!

Сроки

Они зависят от того, в какой степени готовности находятся документы и каков статус у общежития. Если он принадлежит муниципалитету, то оформить собственность можно примерно за 3 месяца. 2 из них уйдёт на получение разрешения от органов местной власти и 2 недели на регистрацию права.

Возможные причины отказа

Заявителям могут отказать в переоформлении собственности. Для этого есть несколько законных причин:

  • общежитие попадает под ограничения, прописанные в ст. 4 Закона № 1541-1;
  • заявитель предоставил не те документы или их комплект неполный;
  • заявителем выступает тот человек, который уже использовал своё право на безвозмездную передачу жилья в собственность от государства;
  • иные причины.

Если заявитель считает, что ему отказали незаконно, он всегда может отказ оспорить. Сделать это можно несколькими способами:

  • подать жалобу в вышестоящий уполномоченный орган;
  • подать жалобу в прокуратуру;
  • подать иск в суд.

Если один из этих органов примет решение, что отказ не соответствует действующим нормам закона, право собственности можно будет оформлять. Решение вышестоящего органа, прокуратуры или органа правосудия является тем документом, который будет основанием для возобновления приостановленной ранее приватизации.

Что делать, если один из жильцов против приватизации

Довольно распространенный случай – один из потенциальных собственников не желает приватизировать долю в общежитии, но и отказ оформлять тоже не хочет. Как быть?

Можно принудительно приватизировать комнату в общежитии. Если нет других препятствий для переоформления собственности, то необходимо подать исковое заявление в суд. Практика показывает, что органы правосудия встают на сторону тех, кто желает реализовать своё право. Поэтому решение суда будет их в их пользу. Судебный акт будет вынесен так, что приватизация пройдёт без участия несогласного.

Судебная практика

Практика по делам о переоформлении права с государственной собственности на частную, в комнатах в общежитии довольно обширная. Дело в том, что ранее комнаты выдавались одиноким работникам предприятия, со временем (когда семья расширялась), выдавалось более просторное жильё. Во время распада Союза о таких семьях забыли, и многие так и остались жить в таких условиях.

Ранее существовал прямой запрет на приватизацию комнат в общежитиях. Но жильцы старались реализовать своё право в судебном порядке. На основании решений судов в Закон № 1541-1 стали вноситься изменения. Теперь комнаты приватизировать можно, но с некоторыми особенностями.

Как правило, органы правосудия встают на сторону заявителей и разрешают приватизация комнат в общежитиях. Но мало подать исковое заявление в суд, необходимо иметь основания для переоформления имущественного права. Поэтому необходимо обратиться к юристу, он оценит перспективы дела, поможет собрать документы и будет представлять интересы своих доверителей в суде.

Заключение

Приватизация – это единственный законный способ приобретения жилья на безвозмездной основе.

Понравилась статья? Не забудь поставить ей лайк и поделиться в социальных сетях. Нам будет очень приятно и мы будем стараться делать статьи ещё более полезными!

Здравствуйте. Здесь я разместила инструкции о том, как гражданину прописаться в муниципальной квартире. Разобрала 2 варианта прописки: 1) являясь нанимателем квартиры по договору социального найма; 2) в чужую к родственнику или неродственнику.

Важные моменты при прописке

Обязательно прочтите раздел, потому что на данную информацию я часто буду ссылаться в инструкциях ниже:

Есть исключения: 1) Родителям не нужно спрашивать чье-либо согласие на прописку к себе своих несовершеннолетних детей — подробности. Отдельная статья — как прописать ребенка в муниципальную квартиру. 2) Ничье согласие не требуется и нанимателю, когда прописывается в предоставленное ему жилье на основании договора соц.найма — п. 2 ст. 61 ЖК РФ.

Например, квартира в Санкт-Петербурге. В ней прописаны 3 человека. Ее площадь — 32 кв.м. Жена одного из жильцов хочет прописаться, все согласны на это. Она не сможет этого сделать, потому что иначе на каждого прописанного станет по 8 кв.м. Это ниже установленной нормы в 9 кв.м. В услуге откажут.

Если вы хотите прописаться, не являясь при этом нанимателем/главным квартиросъемщиком, есть большая неразбериха в том, какой документ будет основанием для процедуры. Везде свои требования, помимо учетной нормы.

Например, с жильцами был оформлен договор соц.найма и к ним хочет прописаться кто-либо еще (неважно родственник или нет). Для этого нанимателю потребуется сначала вписать данного человека в договор соц.найма как члена семьи — п. 3. ст. 69 и п. 2 ст. 70 ЖК РФ. Для этого он обращается в муниципалитет, чтобы оформить дополнительное соглашение. Не забываем получить еще и согласие всех совершеннолетних жильцов. Инструкция и список документов для Москвы — ссылка, для Санкт-Петербурга — ссылка. Срок оформления составляет до 30 дней. После этого можно прописываться в жилье.

Если на руках имеется только ордер, скорее всего до прописки кого-либо следует заключить с муниципалитетом договор соц.найма. При этом ордер будет документом основания, потому что доказывает факт предоставления жилья для вселения — ст. 47 ЖК РСФСР и ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Тоже самое когда наниматель или главный квартиросъемщик умер. Всем совершеннолетним жильцам необходимо решить кто из них будет нынешним нанимателем, а остальные как члены его семьи — ст. 60 и 69 ЖК РФ. В договор вписываем и того, кто собирается прописаться в квартиру. Где-то оформлять договор необязательно. Например, у моей знакомой из Самары был только ордер. Ее муж смог прописаться к ней, приложив ордер и письменное согласие всех совершеннолетних жильцов.

Другой случай — у моего родственника из Свердловской области не было даже ордера. Он спокойно прописал к себе вторую жену. В паспортном столе у них запросили письменное согласие его взрослой дочери, которая прописана там же + копию лицевого счета для доказательства что квартира не приватизирована. Ничего им переоформлять не пришлось.

Куда лучше обратиться

С 2018 года регистрационным учетом граждан занимаются отделения по вопросам миграции районных МВД — п. 22 и п. 23 Приказа МВД от 31.12.2017 N 984. МВД принимает заявления от граждан напрямую или через посредников в виде МФЦ, паспортных столов или Госуслуги — п. 91 Приказа МВД N 984 и Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Инструкция и список документов не отличаются в зависимости от организации, в которую захотите обратиться. Поэтому сначала прочтите плюсы и минусы каждой из них:

Плюсы — 1) Чаще процедура проходит быстрее. По закону максимальный срок — 3 рабочих дня с момента подачи заявления. МФЦ отправляют документы в МВД в электронном виде через систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ) — п. 35 Приказа МВД N 984. 3) Сотрудники охотней помогают в заполнении бумаг. 3) К ним можно заранее записаться на прием по телефону или через сайт. 4) Услуга у них бесплатна.

Минусы — 1) Не везде МФЦ оказывают услугу по прописке. Сначала обзвоните местные МФЦ и уточните это. Адреса и телефоны всегда есть в интернете. 2) Иногда придется подождать очередь, потому что МФЦ предоставляют и другие услуги.

Только один плюс — обычно нет очередей. Минусы: 1) Срок прописки больше — максимум 6 дней. Потому что они не подключены к системе межведомственного взаимодействия с МВД, поэтому документы передают в бумажном виде — п. 32 Приказа МВД N 984. 2) Некоторые паспортисты берут около 30-100 рублей за прием и передачу документов. В большинстве УК данная услуга уже входит в стоимость по обслуживанию дома, поэтому ничего платить не просят. Сама процедура прописки всегда бесплатна — п. 62 Приказа МВД N 984.

Плюсы — 1) Можно записаться на прием или подать заявление через Госуслуги. 2) Пропишут максимум на следующий день (п. 36 Приказа МВД N 984), но и здесь есть большой нюанс.

Минусы: 1) На прием можно попасть как минимум на 8 день. Обычно на 10 — 12. В итоге придется ждать дольше, чем при обращении в МФЦ или паспортный стол. 2) Согласно п. 91 Приказа МВД N 984 разрешено прийти без записи или записаться по телефону, но легко наткнуться на большие очереди. При чем больше из тех, кто записался заранее. А телефон берут редко. 3) Неохотно консультируют по заполнению документов.

Теперь можно ознакомиться с самой инструкцией. Про обращение в МФЦ/паспортный стол описано ниже, а про МВД здесь — ссылка.

Инструкция прописки. Способ №1 — через паспортный стол или МФЦ

  1. Идем в паспортный стол или МФЦ, где заполняем заявление о регистрации.

Если вы наниматель по договору соц.найма . Предоставляете свой паспорт с договором и заполняете заявление о регистрации по месту жительства (скачать форму или образец). Если не выписались с прежнего адреса, тогда еще и заявление о снятии с регистрационного учета — скачать форму и образец. Больше ничего не требуется.

Если вы не наниматель/главный квартиросъемщик . Заполняете заявление о регистрации по-другому — скачать форму или образец. Также его подписывает наниматель/главный квартиросъемщик. Если не выписались с прежнего адреса — дополнительное заявление о снятии с регистрации (скачать форму и образец). К заявлению достаточно приложить свой паспорт. Не требуется ни листок убытия, ни справки из военкомата и т.п.

От всех совершеннолетних жильцов, прописанных в квартире, потребуется: 1) Паспорта и копии. 2) Письменное согласие на вашу прописку в свободной форме — скачать форму и заполненный образец. Каждый свое. В согласии обязательно указывается степень родства между вами, потому что прописаться гражданин может только как член семьи — ст. 69 ЖК РФ. 3) Если вы считаетесь близким родственником одному из жильцов, нужно доказывать степень родства между вами. При прописке супруга предоставляем свидетельство о браке. Взрослого сына или дочь — его свидетельство о рождении. И тому подобное. 4) Документ основания на вашу прописку — договор соц.найма, ордер или выписку из лицевого счета. Везде требуют разные документы — писала об этом выше по ссылке.

Сотрудник заберет ваш паспорт, заявления, согласия жильцов, копии документов на квартиру и о родстве. Отправит все в отдел по вопросам миграции районного МВД — из МФЦ в электронном виде, из паспортного стола в бумажном.

Частично инструкция написана на основе статьи по ссылке.

Способ №2 — Через Госуслуги

Через Госуслуги прописаться нельзя, а разрешено только подать заявление в электронном виде или записаться на прием. После обработки заявления все равно нужно сходить в отдел миграции районного МВД с необходимыми документами, подтвердить личность и закончить процедуру. Иначе заявление аннулируют через несколько дней. Порядок действий наглядно показали в блок-схеме от МВД.

ВАЖНО: В Госуслугах можно подать заявление на свою прописку, только если вы вписаны в договор социального найма как наниматель или член его семьи. Если вы не вписаны или договор не был оформлен (например, есть только ордер на вселение), в услуге откажут — доказательства ССЫЛКА. В данной ситуации прописываемся через МФЦ или паспортный стол. Условия описаны здесь.

Воспользоваться можно официальным сайтом Госуслуг или их мобильным приложением. Порядок действий при этом одинаков. Я буду показывать через сайт — так нагляднее и проще заполнять информацию. Частично инструкцию взяла отсюда — ссылка.

(чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

Если только записаться на прием, разрешают самому выбрать дату и время, но запись может быть поздней. Зависит от загруженности местного отделения МВД. Инструкция в конце статьи.

Теперь через Госуслуги проще подать заявления на прописку всей семьёй, т.е. супругам с детьми. Есть некоторые нюансы и условия: 1) Если нужно прописаться обоим супругам, подать заявление можно от аккаунта первого супруга, а на аккаунт второго придет уведомление дать согласие на свою прописку. После подтверждения через несколько дней супругов пригласят в МВД для завершения процедуры. 2) Тоже самое при прописке с ребенком от 14 лет — у него также должен быть аккаунт в Госуслугах, на который придет уведомление дать согласие на прописку. 3) Все члены семьи должны быть вписаны в договор соц.найма.

Пример №1: Семья хочет прописаться муниципальную квартиру по договору соц.найма. Она состоит из 3 человек — папа, мама, сын 16 лет. Все они вписаны в договор. Папа со своего личного кабинета подал заявление на прописку, где также указал информацию о супруге и сыне. Супруге и сыну в личный кабинет затем пришло уведомление дать согласие на прописку, которое они оба подтвердили. Через 4 дня их пригласили в МВД для подтверждения процедуры. Присутствие дочери 4 лет не потребовалось.

Пример №2: Марине нужно прописаться в муниципальную квартиру вместе с дочерью 3 лет. Она через Госуслуги подала общее заявление и через 3 дня ее пригласили в МВД.

Как видно выше, заявление приняли 5 октября, а пригласили в МВД только на 8 день — 13 октября. Хотя по закону должны пригласить максимум на 6 день — п. 32 Приказа МВД N 984.

Если вы наниматель . Предоставьте свой паспорт и договор соц.найма. Сотрудник МВД даст на подпись ранее поданное заявление о регистрации по месту жительства. Если информация была указано неправильно, дадут заполнить новое — скачать форму или образец. Если не выписались с прежнего адреса — дополнительно заявление о снятии с регистрационного учета (скачать форму и образец). Согласие членов семьи не требуется.

Если вы член семьи нанимателя по договору соц.найма . В этом случае заполняем другое заявление о регистрации — скачать форму или образец. Также его подписывает наниматель. Если не выписались со старого адреса, дату на подпись еще одно — скачать форму и образец. К заявлениям достаточно приложить свой паспорт.

Наниматель/главные квартиросъемщик и все совершеннолетние жильцы, прописанные в квартире: 1) Пишут в произвольной форме согласие на вашу прописку — скачать форму и заполненный образец. В согласии указывают степень родства между вами, потому что прописать они могут вас только как член семьи — ст. 69 ЖК РФ. 2) Предоставляют свои паспорта и их копии. 3) Если вы являетесь кому-либо близким родственником, нужно доказывать степень родства. При прописке супруга подают свидетельство о браке. Взрослого сына или дочь — его свидетельство о рождении. И тому подобное. 4) Еще от них требуется документ основания на вашу прописку — договор соц.найма, ордер или выписку из лицевого счета. Везде требуют разные документы — выше.

Про запись на прием

Подробный порядок действий и список документов прочтите выше по ссылке. Только все заявления нужно будет заполнить самостоятельно по выданным бланкам.

Понравилась статья? Вы знаете, что надо сделать ;)

Есть вопросы? Можете бесплатно проконсультироваться. Воспользуйтесь окошком онлайн-консультанта, формой внизу или телефонами (круглосуточно и без выходных):

Покупка комнаты может быть удачным вложением средств в условиях большого города с его огромными ценами на квартиры.

Такая сделка интересна людям, которым не хватает средств на целую квартиру, а также тем, кто желает выкупить комнаты одной квартиры, принадлежащие разным собственникам.

Процедура купли-продажи комнаты похожа на обычные сделки с недвижимостью, но со своими нюансами и подводными камнями.

В этой статье вы узнаете: как купить комнату в общежитии или коммуналке; какие документы необходимо собрать; как заключается договор купли-продажи; как официально зарегистрировать такую сделку; а также какие трудности и риски могут вас поджидать. Дадим пошаговые инструкции, как купить и продать комнату в общежитии и коммунальной квартире.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Что важно знать при покупке комнаты в коммунальной квартире и общежитии?

  • Собственники соседних комнат имеют право выкупить комнату, если она продается, и они согласны на условия продавца. Если такое право было нарушено, то сделка может быть отменена в течении 3 месяцев.
  • Безопаснее, если последняя сделка с данной недвижимостью была более 3 лет назад (срок исковой давности).

Пошаговая инструкция для коммуналки

С чего начать и что нужно знать?

Необходимо определиться: приватизирована комната или нет. По закону только приватизированная собственность может быть продана. При этом существуют схемы обмена неприватизированного жилья (подробнее об этом читайте в соответствующем разделе статьи).

Получение согласия и отказа от преимущественного права от других собственников

Согласно п.1 ст.250 ГК РФ собственники соседних комнат имеют преимущественное право покупки. То есть продать комнату в коммуналке или общежитии сторонним лицам можно только в случае, если никто из соседних собственников не претендует на ее покупку.

При этом как таковое согласие соседей на продажу не требуется, но до оформления сделки нужно письменно уведомить всех соседей о предстоящей продаже комнаты и получить у них отказы от приоритетного права покупки, которые в обязательном порядке затем заверить у нотариуса. Либо просто подождать месяц, если нет возможности получить отказы.

Подробнее об уведомлении соседей при купле-продаже комнаты в коммуналке и общежитии читайте тут.

Какие документы нужны, чтобы продать?

Продавцу комнаты необходимо собрать следующие документы:

  1. Паспорт собственника недвижимости.
  2. Свидетельство регистрации права собственности или выписка из ЕГРН (можно получить в МФЦ).
  3. Документ, подтверждающий владение недвижимостью (договор купли-продажи, завещание, договор дарения или обмена, документ о приватизации).
  4. Кадастровый паспорт на недвижимость при отсутствии выписки из ЕГРН (выдается в Росреестре).
  5. Технический план объекта (получается в БТИ).
  6. Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам (получается в ТСЖ, либо иной управляющей организации).
  7. Справка по форме 9 с информацией о прописанных лицах (получается в управляющей организации или в паспортном столе).
  8. Нотариально заверенные отказы соседей.
  9. При наличии у продавца семьи:

  • Нотариально заверенное согласие супруга(и).
  • Письменное согласие от органов опеки и попечительства, если имеются несовершеннолетние дети.

Как правильно проверить подлинность документов и на что обращать внимание?

Покупателю следует внимательно проверять все документы. Кроме того можно:

Все документы приведенные в списке должны быть в оригиналах, либо в копиях, но нотариально заверенных. Исключение составляют правоустанавливающие документы и паспорт – они должны быть в оригинале.

Пакет бумаг от будущего хозяина для совершения сделки

От покупателя может требоваться различный пакет документов в зависимости от наличия супруга(и), детей, типа расчета. К основным документам относятся:

  • паспорт собственника и членов семьи старше 14 лет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке;
  • нотариально заверенное согласие супруга(и), в случае брака;
  • ипотечный договор или иные документы, подтверждающие наличие заемных денежных средств.

Заключение договора и регистрация

Договор купли-продажи комнаты похож на договор купли-продажи квартиры, но в нем дополнительно указываются размер отчуждаемой доли и подтверждение отказа соседей. Образцы таких договоров можно найти в интернете.

После подписания договора купли-продажи его необходимо зарегистрировать. Сделать это можно в МФЦ или Росреестре, понадобятся следующие документы:

Можно ли продать неприватизированное помещение и что для этого нужно?

Неприватизированное жилье по закону не может быть продано или куплено законным путем, так как оно не является собственностью проживающих в нем граждан. Однако существуют способы обойти эту проблему:

    Приватизировать комнату, обратившись к непосредственному собственнику. Как правило это местный муниципалитет. Если нельзя приватизировать на себя, можно прописать близкого родственника и приватизировать на него.

Правила и порядок для общежития

При сделке с комнатой в общежитии существуют некоторые нюансы. Комната в общежитии может числиться как:

  • Часть общей долевой собственности. В этом случае процедура продажи не отличается от приведенной выше.
  • Самостоятельное жилое пространство. В этом случае продажа комнаты происходит как с отдельной квартирой и не требует сбора отказов соседей.

Для приобретения комнаты в общежитии потребуются дополнительные документы. К ним относятся:

  • договор приватизации комнаты – находится на руках у продавца;
  • выписка из ЕГРН – получается по онлайн запросу на сайте Росреестра или при личном обращении;
  • технический паспорт – обычно на руках, если его нет или была произведена перепланировка, то заказывается в БТИ;
  • если собственность долевая, то потребуются выписка из домовой книги (делается в паспортном столе) и отказы других собственников.

Обязательно ли участие нотариуса?

Согласно п.1 статьи 42 ФЗ от 13.07.2015 N218 договор купли-продажи части долевой собственности должен быть заверен нотариусом, иначе сделку не удастся зарегистрировать. Данное положение введено в законодательство для предупреждения незаконных сделок с недвижимостью. При этом, если комната в общежитии оформлена как самостоятельное жилое пространство (не долевая собственность), и в комнате не проживают несовершеннолетние, то нотариальное заверение сделки не требуется.

Подводные камни и риски

  1. Необходимо проверить, прописаны ли в комнате лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или пропавшие без вести. После возвращения такие лица могут оспорить сделку.
  2. Следует внимательно изучить историю сделок с данной недвижимостью. Если в какой-то момент купля-продажа недвижимости была совершенна незаконно, то дальнейшие операции могут быть оспорены.
  3. Следует собрать информацию о соседях, ведь в случае коммуналки асоциальные поведение соседей может доставить много неудобств.
  4. В случае перепланировок, не учтенных в документации, могут возникнуть большие сложности в процессе купли-продажи. Проблемы подобного рода следует урегулировать заранее.
  5. При передачи любых сумм (аванс или для других целей) следует выписывать расписки и фиксировать такую передачу в договоре купли-продажи.

Процедура купли-продажи комнаты не представляет большой сложности. Однако как и в любой сделке с недвижимостью существуют свои скрытые риски, которые следует учесть перед заключением сделки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: