Как оформить имущество в муниципальную собственность

Обновлено: 02.05.2024

Информация о документах

необходимых для принятия решения об изъятии имущества

из оперативного управления государственных учреждений

Свердловской области с целью его последующей безвозмездной передачи
в муниципальную (федеральную) собственность

Порядком предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче
в муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

Таким образом, решение о безвозмездной передаче государственного имущества в собственность муниципального образования может быть принято после заключения между учреждением и органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием или учреждением договора аренды либо безвозмездного пользования государственным имуществом.

При соблюдении условий Порядка Учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 13.06.2006 № 374 .

1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.

Обращение должно содержать:

1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);

2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

3) сведения о предлагаемом получателе имущества;

4) перечень документов, прилагаемых к обращению;

5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.

Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
по управлению государственным имуществом Свердловской области.

2. В случае передачи двух и более объектов недвижимости учреждением
к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
к изъятию .

Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ Приложение 10

3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.

4. Документы, подтверждающие право собственности Свердловской области
и право оперативного управления на подлежащий передаче объект недвижимого имущества (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Свердловской области; копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий
к передаче объект недвижимого имущества, (копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен подлежащий передаче объект недвижимости; (копия свидетельства о праве собственности на земельный участок,
на котором расположен объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).

7. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (2 экземпляра).

Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области - получателю имущества прилагается ( ИНСТРУКЦИЯ ).

8. Шаблон, подлежащих передаче объектов по форме, установленной Министерством, в электронном виде ( ШАБЛОН 1 ШАБЛОН 2) .

9. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).

10. Технико-экономическое обоснование передачи.

Технико-экономическое обоснование должно содержать:

1) краткую историю объекта и его использования учреждением,

2) причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.

3) экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.

11. Документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, но не перечисленные в данном файле.

620000, г. Екатеринбург,

Логотип

© 2021

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

Важное значение для формирования муниципальной собственности имеет разграничение имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями. По данным Минрегиона России, на 1 октября 2007 г. из федеральной собственности в муниципальную было передано 24 275 объектов имущества стоимостью 263,4 млрд руб.

Поскольку порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами был установлен только в конце 2005 г., муниципалитеты не смогли своевременно провести инвентаризацию и составить перечни передаваемого в собственность Российской Федерации и субъектов РФ имущества в соответствии с решаемыми ими вопросами местного значения, что привело к замедлению процесса разграничения муниципального имущества.

По данным мониторинга, проведенного Минрегионом России, на 1 октября 2007 г. все виды имущества разграничены между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями в 20 субъектах РФ, по отдельным видам имущества – в 48 субъектах РФ; в 12 субъектах РФ имущество между муниципальными образованиями не разграничено. При этом на 1 ноября 2007 г. имущество из собственности муниципальных районов передано лишь 6 604 вновь образованным городским и сельским поселениям (55% от общего числа вновь образованных поселений).

Полагаем, что завершить описанный процесс до 1 января 2009 г. достаточно проблематично. Следовательно, возникает вопрос о продлении сроков приватизации и отчуждения непрофильного муниципального имущества, тем более что в результате проведения массовой ускоренной приватизации объектов муниципальной собственности возможно снижение цен на приватизируемое имущество. Более равномерному ходу процесса способствовало бы продление срока отчуждения и приватизации имущества минимум на два года (до 1 января 2011 г.), в частности потому, что 2011 г. является последним годом второго цикла среднесрочного бюджетного планирования (на 2009 г. и на период до 2011 г.).

Вместе с тем можно согласиться с рядом специалистов, которые считают увеличение сроков приватизации и отчуждения непрофильного муниципального имущества нецелесооб­разным. Принятие данного предложения может потребовать продления переходного периода реализации Федерального закона № 131-ФЗ, так как после 1 января 2009 г. (даты окончания переходного периода) все муниципальные образования (поселения, муниципальные районы, городские округа) будут обязаны полностью исполнять установленные данным законом полномочия по решению вопросов местного значения, при этом не имея соответствующего ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ имущества или имея излишнее имущество.

В настоящее время при применении норм федерального законодательства, устанавливающих порядок разграничения имущества, возникает множество вопросов. В частности, не полностью разработана нормативно-правовая база для разграничения имущества. В результате в ряде случаев муниципальное имущество в соответствии с перечнями, подготовленными муниципальными образованиями, не принимается в федеральную собственность.

Порядок передачи органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований и порядок передачи муниципальной собственности установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

В связи с совершенствованием разграничения полномочий был вначале определен, а затем уточнен порядок перераспределения имущества между муниципальными образованиями. Так, изменения, внесенные Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ и вступившие в силу с октября 2007 г., предполагают, что разграничение имущества осуществляется не только в соответствии с законами субъектов РФ, но и на основании иных нормативных правовых актов субъектов РФ (которые являются также основанием для возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество), то есть включая нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов РФ, принимаемые по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Вводится также новая правовая норма о том, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Разграничение имущества в соответствии с установленным порядком осуществляется не между всеми муниципальными образованиями, а лишь между вновь образованными. Однако анализ правоприменительной практики показывает необходимость урегулировать порядок и сроки разграничения муниципального имущества не только между вновь образованными муниципальными образованиями, но и между муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу гл. 12 Федерального закона № 131-ФЗ.

Серьезной задачей является разграничение единых имущественных комплексов в сфере здравоохранения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом между уровнями публичной власти, а также между поселениями, муниципальными районами и городскими округами. Правоприменительная практика показывает, что этому препятствуют отсутствие необходимой документации, разница в тарифах при предоставлении одной и той же услуги в соседних муниципальных образованиях, отсутствие конкретного порядка при передаче имущественных комплексов.

В действительности сохранение и восстановление существовавших ранее имущественных комплексов (особенно в сфере ЖКХ) проводится в масштабе муниципального района с использованием усредненных тарифов на услуги ЖКХ для всех расположенных на его территории поселений. Такой путь решения избрало большинство муниципальных образований России: Култаевское сельское поселение Пермского края, Гагаринский район Смоленской области, Московская область и т.д. В некоторых муниципалитетах, несмотря на недостаточную правовую урегулированность, новые имущественные комплексы создаются в форме межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения нескольких поселений.

Наряду с этим разграничение совместно используемого имущества в случае, если один объект (например, здание) используется одновременно несколькими публичными субъектами – Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями, – может осуществляться двумя путями:
Если имущество является делимым, то каждому из публичных субъектов передаются его части (например, изолированные помещения в здании). Если имущество является неделимым, то есть не может быть разделено в натуре без изменения своего целевого назначения и несоразмерного ущерба всему имуществу или не подлежит разделу в силу закона (например, имущественный комплекс предприятия или учреждения – больницы, школы и т.п., земельный участок под зданием, принадлежащим нескольким собственникам, и т.д.), оно должно поступить в общую долевую собственность использующих его публичных субъектов РФ. Поскольку какая-либо специальная методика расчета долевой собственности законом или иными актами не установлена, доли могут быть определены соглашением сторон. Если же достичь соглашения о размерах долей каждого из участников не удается, то в силу ст. 245 Гражданского кодекса РФ доли всех участников общей собственности должны признаваться равными.

Однако согласно ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ в переходный период органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать имущество, находящееся на день вступления в силу гл. 12 Федерального закона в собственности Российской Федерации и собственности субъектов РФ, для решения вопросов местного значения до регистрации права собственности на него.

Основной целью организации учета объектов, находящихся в собственности муниципалитетов, являются обеспечение прозрачности информации об активах и результатах деятельности объектов собственности, регулярная оценка эффективности сохранения указанных объектов в муниципальной собственности, расширение доступа частных инвесторов на рынок муниципальной собственности. Для достижения указанной цели необходимо провести инвентаризацию имущества (в частности, в отношении организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципалитетам), разработать и принять положение о раскрытии информации о собственности муниципального образования, в том числе по отдельным объектам собственности, а также порядок оценки независимыми организациями рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

В некоторых муниципальных образованиях (Братск, Новосибирск, Андреевское сельское поселение Пермского края, Славянское городское поселение Приморского края и др.) инвентаризация недвижимого имущества и постановка его на учет с внесением в реестр завершены. Однако в большинстве муниципальных образований существуют проблемы, связанные с нехваткой в местных бюджетах средств для инвентаризации, недостаточным правовым регулированием учета имущества казны, отсутствием правоустанавливающих документов, в том числе на бесхозяйные объекты недвижимости. Кроме того, сумма государственной пошлины при регистрации права собственности на объекты недвижимости (например, 7,5 тыс. руб. за регистрацию права хозяйственного ведения для одного МУП) является весьма значительной. Так, ориентировочные затраты на паспортизацию объектов недвижимости в муниципальных образованиях Гагаринского района Смоленской области составляют 16 млн руб. При этом у большей части объектов недвижимости нет технической документации, для них не проводилась даже первичная инвентаризация.

В целях ускорения процесса разграничения имущества, а также повышения эффективности его использования целесообразно ввести упрощенный порядок оформления права муниципальной собственности на имущество, приобретенное муниципальными образованиями в ходе разграничения, с компенсацией затрат на его регистрацию за счет средств федерального бюджета. Кроме того, важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями.

  1. В ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ дополнить перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, видами имущества, необходимыми органам местного самоуправления для решения отдельных вопросов местного значения, в том числе в связи с невозможностью обеспечить предоставление населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований, а также в связи с наличием локальных (местных) монополий при условии реализации принципа эффективного использования данного имущества.
  2. Усовершенствовать процедуру разграничения собственности между поселениями, муниципальными районами и городскими округами, описанную в ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.:
    • отменить обязательную государственную регистрацию права муниципальной собственности в случае перераспределения между данными муниципальными образованиями объектов собственности, принадлежащих им в силу прямого указания закона, при отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих указанное право;
    • установить порядок и сроки разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями, не указанными в ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ (муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу гл. 12 Федерального закона № 131).
  3. Установить особый порядок отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества, не соответствующего требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе в случае невыполнения органами местного самоуправления в добровольном порядке указанных требований.
  4. Урегулировать:
    • порядок учета и налогообложения имущества, поступающего в казну, в том числе в казну муниципального образования, единый порядок ведения реестров муниципальной собственности;
    • порядок и условия передачи в собственность муниципального образования в процессе безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями имущества бесхозяйного, непригодного для эксплуатации или требующего капитального ремонта, в том числе порядок возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества;
    • порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти в случае недостижения договоренностей между органами публичной власти о передаче или принятии в собственность соответствующего публично-правового образования отдельных объектов имущества, а также в случае перераспределения полномочий между уровнями публичной власти, поселениями, муниципальными районами и городскими округами;
    • срок, в течение которого объекты муниципального имущества должны использоваться органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в целях уточнения оснований для передачи объектов из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации или субъектов РФ;
    • срок рассмотрения органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ предложений органов местного самоуправления о передаче объектов имущества из собственности Российской Федерации и субъектов РФ в муниципальную собственность, а также предложений о перераспределении имущества между поселениями, муниципальными районами и городскими округами.

Целесообразно также принять постановление Правительства РФ, определяющее перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в процессе его разграничения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами.

Однако весь спектр проблем, возникающих при разграничении муниципального имущества, обозначенным кругом вопросов не исчерпывается. Очевидно, что процессы, связанные с формированием муниципальной собственности и совершенствованием управления ею, требуют дальнейшего изучения и законодательного регулирования. Необходимо ускорить их решение на основе достижения общественного согласия между органами публичной власти всех уровней и населением. При этом основными принципами следует считать необходимость повышения эффективности использования муниципального имущества и улучшение качества обслуживания населения.

При решении вопроса о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности суды должны принимать во внимание правомерность и допустимость этого с учетом целевого назначения собственности и необходимости обеспечения принципа соразмерности


11 апреля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 864-О по делу об оспаривании районным судом Краснодарского края положений регионального закона о разграничении имущества муниципалитета между ним и его городскими, сельскими поселениями.

Как следует из материалов дела, в производстве районного суда находится на рассмотрении административный иск прокурора Мостовского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Бесленеевского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по госрегистрации права муниципальной собственности на указанные дамбы.

По мнению заявителя, спорные пункты неконституционны, поскольку они допускают возможность отнесения к муниципальному имуществу гидротехнических сооружений, включая берегоукрепительные дамбы, которые должны находиться в федеральной собственности.

Изучив материалы запроса, Конституционный Суд отметил, что разграничение госсобственности обусловлено ее предназначением для осуществления функций государства и реализации полномочий федеральных, а также региональных органов госвласти. Как пояснил КС, основным правовым актом, регламентирующим передачу госимущества в муниципальную собственность, является Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-I, приложение № 3 которого содержит перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности.

Также Суд подчеркнул, что решение вопроса о допустимости нахождения в собственности муниципалитета отдельных берегоукрепительных дамб, расположенных на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, должно приниматься с учетом целевого назначения муниципальной собственности и, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого нецелесообразно и обременительно для муниципалитета. Исходя же из содержания Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, конкретный гидротехнический объект может относиться и к муниципальной собственности.

КС напомнил о возможности безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому. При передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную должна учитываться позиция органов местного самоуправления. Иное порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность неэффективных с точки зрения экономики имущественных объектов, которые объективно не нужны для решения вопросов местного значения.

Соответственно, в компетенцию суда при решении вопросов о допустимости передачи имущества от одного муниципального образования другому и о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности входит не только установление факта закрепления возможности передачи этого имущества на основании правового акта, но и учет иных обстоятельств. Так, суд должен принять во внимание правомерность нахождения этого имущества у публично-правового образования; допустимость нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учетом ее целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям.

С учетом изложенного Конституционный Суд пришел к выводу, что запрос заявителя фактически касается вопроса соответствия закона субъекта РФ федеральному законодательству, а также оценки обоснованности передачи муниципалитетом в собственность Бесленеевского сельского поселения определенного имущества. Поскольку указанные вопросы не входят в компетенцию КС, он определил отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

По словам юриста Eterna Law Андрея Пархоменко, главный вывод комментируемого определения заключается в том, что региональным законом допускается возможность отнесения к муниципальному имуществу гидротехнических сооружений, которые, по мнению Конституционного Суда, должны находиться в федеральной собственности.

Выморочным в Российской Федерации признается имущество, за которым не обратились наследники, либо если эти наследники по каким-то причинам не могут вступить в право владения. По прошествии шести месяцев с открытия наследства такая собственность передается государству путем оформления в Росреестре.

Порядок наследования выморочного имущества

На подачу заявления о вступлении в наследство статья 1154 Гражданского кодекса РФ (ГК) отводит гражданам шесть месяцев со времени кончины наследодателя. Также в статье указано, что если один из наследников отказывается от наследства, следующий в очереди может получить его в течение шести месяцев с этого момента.

Если ни один из наследников имущество не принял, либо никто из них принять его не может, начинается процедура признания выморочности. В частности, для этого необходимо одно из следующих условий:

  • нет наследников ни по завещанию, ни по закону (либо о них ничего не известно);
  • наследники отстранены от своего права либо не имеют этого права по статье 1117 ГК;
  • все наследники отказались от своего права и не указали, кому его передают;
  • никто так и не вступил в наследство в установленный срок.

В любом из этих случаев профильный орган власти местного муниципального образования или города начинает процедуру оформления выморочного имущества. Такой собственностью может стать и движимое, и недвижимое имущество, включая землю, дома, квартиры и доли в них.

В некоторых случаях по решению суда выморочная собственность может быть передана наследнику даже по прошествии шести месяцев. Для этого нужно будет доказать, что наследник не обратился за наследством своевременно по уважительной причине.

Признание имущества выморочным

В РФ процедура проводится сравнительно редко и, как правило, в отношении имущества с крупными задолженностями: статья 1145 ГК РФ регламентирует 7 очередей наследования. То есть практически всегда находятся дальние родственники, которые вступают в наследство.

Даже если наследник не подал заявление в установленный срок, суд может признать его владельцем на основании статьи 1153. Например, если гражданин оплачивал счета за КУ в наследуемой квартире, жил в ней или иным способом участвовал в ее содержании, высок шанс отказа в признании выморочности.

Выморочное имущество по общему правилу: к кому оно переходит

Владельцем промышленных объектов в любом случае станет федеральное правительство. Жилая и коммерческая недвижимость перейдет муниципальному образованию или городу федерального значения, если расположена на его территории. Далее она будет использоваться для социального или коммерческого найма.

Движимое имущество, включая денежные средства, также отходит муниципалитету.

Как оформить выморочное имущество в муниципальную собственность

Порядок действий установлен инструкцией Минфина № 185 от 1984 года. Государство принимает выморочное имущество в любом состоянии и самостоятельно обслуживает любые задолженности (статья 1175 ГК). Отказаться от наследования государство может, только если является наследником по завещанию (статья 1158).

Порядок оформления выморочного имущества в муниципальную собственность

Процедура начинается с обращения местной администрации с заявлением к нотариусу. Предварительно чиновники могут оповестить возможных наследников через СМИ, но законом такое требование не выдвигается. Обычно так делают, чтобы облегчить процедуру оформления.

В зависимости от обстоятельств нотариус может как сразу выдать свидетельство о праве наследования, так и запросить дополнительные документы. Например, свидетельство о смерти и подтверждение отсутствия наследников из нотариального округа. В сложных ситуациях начинается судебное разбирательство.

Далее чиновники обращаются с заявлением на признание права собственности в Росреестр. Оформленное выморочное имущество передается в эксплуатацию либо на оценку и реализацию.

Если у вас остались вопросы по поводу оформления выморочности, подробную консультацию можно получить у адвоката по имущественным вопросам.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Выморочным в Российской Федерации признается имущество, за которым не обратились наследники, либо если эти наследники по каким-то причинам не могут вступить в право владения. По прошествии шести месяцев с открытия наследства такая собственность передается государству путем оформления в Росреестре.

Порядок наследования выморочного имущества

На подачу заявления о вступлении в наследство статья 1154 Гражданского кодекса РФ (ГК) отводит гражданам шесть месяцев со времени кончины наследодателя. Также в статье указано, что если один из наследников отказывается от наследства, следующий в очереди может получить его в течение шести месяцев с этого момента.

Если ни один из наследников имущество не принял, либо никто из них принять его не может, начинается процедура признания выморочности. В частности, для этого необходимо одно из следующих условий:

  • нет наследников ни по завещанию, ни по закону (либо о них ничего не известно);
  • наследники отстранены от своего права либо не имеют этого права по статье 1117 ГК;
  • все наследники отказались от своего права и не указали, кому его передают;
  • никто так и не вступил в наследство в установленный срок.

В любом из этих случаев профильный орган власти местного муниципального образования или города начинает процедуру оформления выморочного имущества. Такой собственностью может стать и движимое, и недвижимое имущество, включая землю, дома, квартиры и доли в них.

В некоторых случаях по решению суда выморочная собственность может быть передана наследнику даже по прошествии шести месяцев. Для этого нужно будет доказать, что наследник не обратился за наследством своевременно по уважительной причине.

Признание имущества выморочным

В РФ процедура проводится сравнительно редко и, как правило, в отношении имущества с крупными задолженностями: статья 1145 ГК РФ регламентирует 7 очередей наследования. То есть практически всегда находятся дальние родственники, которые вступают в наследство.

Даже если наследник не подал заявление в установленный срок, суд может признать его владельцем на основании статьи 1153. Например, если гражданин оплачивал счета за КУ в наследуемой квартире, жил в ней или иным способом участвовал в ее содержании, высок шанс отказа в признании выморочности.

Выморочное имущество по общему правилу: к кому оно переходит

Владельцем промышленных объектов в любом случае станет федеральное правительство. Жилая и коммерческая недвижимость перейдет муниципальному образованию или городу федерального значения, если расположена на его территории. Далее она будет использоваться для социального или коммерческого найма.

Движимое имущество, включая денежные средства, также отходит муниципалитету.

Как оформить выморочное имущество в муниципальную собственность

Порядок действий установлен инструкцией Минфина № 185 от 1984 года. Государство принимает выморочное имущество в любом состоянии и самостоятельно обслуживает любые задолженности (статья 1175 ГК). Отказаться от наследования государство может, только если является наследником по завещанию (статья 1158).

Порядок оформления выморочного имущества в муниципальную собственность

Процедура начинается с обращения местной администрации с заявлением к нотариусу. Предварительно чиновники могут оповестить возможных наследников через СМИ, но законом такое требование не выдвигается. Обычно так делают, чтобы облегчить процедуру оформления.

В зависимости от обстоятельств нотариус может как сразу выдать свидетельство о праве наследования, так и запросить дополнительные документы. Например, свидетельство о смерти и подтверждение отсутствия наследников из нотариального округа. В сложных ситуациях начинается судебное разбирательство.

Далее чиновники обращаются с заявлением на признание права собственности в Росреестр. Оформленное выморочное имущество передается в эксплуатацию либо на оценку и реализацию.

Если у вас остались вопросы по поводу оформления выморочности, подробную консультацию можно получить у адвоката по имущественным вопросам.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Читайте также: