Как продать движимое имущество акционерного общества

Обновлено: 02.05.2024

Аукцион — самый распространенный способ приватизации муниципального имущества.

Приватизировать на аукционе можно только то имущество, в отношении которого покупатель не должен выполнить каких-либо условий. Есть и другие важные условия для такой приватизации.

Вместе с заявками участники представляют задатки. Их нужно вернуть проигравшим, а победителю засчитать в счет оплаты.

За нарушения порядка аукциона на любой из его стадий вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Проводите аукцион, чтобы продать (пп. 1 п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона о приватизации):

  • недвижимость (кроме земельных участков без зданий);
  • движимое имущество, кроме обращенного в собственность муниципального образования или унаследованного им;
  • доли в ООО;
  • акции, если вы не собираетесь проводить специализированный аукцион.

Все это имущество можно выставлять на аукцион, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.

Чтобы можно было провести аукцион:

  • имущество должно быть в плане приватизации; должно предусматривать аукцион в качестве способа приватизации. Решением также определяется форма подачи предложений (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).

не менее чем за 30 дней до аукциона. На это указано в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о приватизации, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909.

В этом случае нужно вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Принимайте заявки в двух экземплярах. К ним прилагаются документы с их описью. Они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью претендента-юрлица на каждом листе (п. 2 ст. 16 Закона о приватизации).

На каждом экземпляре заявки поставьте ее номер, а также дату и время принятия. Один верните заявителю. Регистрируйте заявки в журнале приема заявок.

Примите задатки одновременно с заявками. При этом договор о задатке считается заключенным, когда претендент подал заявку и перечислил задаток (п. п. 6 — 9 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если до конца приема заявок претендент отзовет свою заявку, верните ему задаток в течение пяти дней с даты отзыва. Если он отзовет ее после истечения срока приема, то верните задаток в течение пяти дней после окончания аукциона (п. п. 9, 13 ст. 18 Закона о приватизации).

Рассмотрите заявки в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока их приема. Оформите результаты протоколом о признании претендентов участниками аукциона. В него внесите (п. 11 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе):

  • перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов;
  • перечень отозванных заявок;
  • имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона и не допущенных к участию в аукционе с указанием оснований отказа.

За неправомерный отказ вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а аукцион признать недействительным. Это означает, что и заключенный на нем договор тоже будет недействительным и придется вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167, ст. 449 ГК РФ).

Обратите внимание, что, если с документами, которые представил заявитель, нет описи, это не основание отказать в допуске, а вот если на документах претендента-юрлица нет печати, отказать можно.

Верните задатки в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. За просрочку предусмотрены пени (п. 16(1) Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Определяйте победителя по правилам п. 15 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

При закрытой форме подачи предложений аукционист не нужен, поскольку участники подают предложения о цене в запечатанных конвертах (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). Победителя в этом случае определяйте по правилам п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

Итоги оформите протоколом в двух экземплярах. В нем укажите итоговую цену. Один экземпляр вручите победителю в день аукциона (п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе). За нарушение этих требований вас могут оштрафовать по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Аукцион — самый распространенный способ приватизации муниципального имущества.

Приватизировать на аукционе можно только то имущество, в отношении которого покупатель не должен выполнить каких-либо условий. Есть и другие важные условия для такой приватизации.

Вместе с заявками участники представляют задатки. Их нужно вернуть проигравшим, а победителю засчитать в счет оплаты.

За нарушения порядка аукциона на любой из его стадий вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Проводите аукцион, чтобы продать (пп. 1 п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона о приватизации):

  • недвижимость (кроме земельных участков без зданий);
  • движимое имущество, кроме обращенного в собственность муниципального образования или унаследованного им;
  • доли в ООО;
  • акции, если вы не собираетесь проводить специализированный аукцион.

Все это имущество можно выставлять на аукцион, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.

Чтобы можно было провести аукцион:

  • имущество должно быть в плане приватизации; должно предусматривать аукцион в качестве способа приватизации. Решением также определяется форма подачи предложений (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).

не менее чем за 30 дней до аукциона. На это указано в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о приватизации, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909.

В этом случае нужно вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Принимайте заявки в двух экземплярах. К ним прилагаются документы с их описью. Они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью претендента-юрлица на каждом листе (п. 2 ст. 16 Закона о приватизации).

На каждом экземпляре заявки поставьте ее номер, а также дату и время принятия. Один верните заявителю. Регистрируйте заявки в журнале приема заявок.

Примите задатки одновременно с заявками. При этом договор о задатке считается заключенным, когда претендент подал заявку и перечислил задаток (п. п. 6 — 9 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если до конца приема заявок претендент отзовет свою заявку, верните ему задаток в течение пяти дней с даты отзыва. Если он отзовет ее после истечения срока приема, то верните задаток в течение пяти дней после окончания аукциона (п. п. 9, 13 ст. 18 Закона о приватизации).

Рассмотрите заявки в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока их приема. Оформите результаты протоколом о признании претендентов участниками аукциона. В него внесите (п. 11 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе):

  • перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов;
  • перечень отозванных заявок;
  • имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона и не допущенных к участию в аукционе с указанием оснований отказа.

За неправомерный отказ вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а аукцион признать недействительным. Это означает, что и заключенный на нем договор тоже будет недействительным и придется вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167, ст. 449 ГК РФ).

Обратите внимание, что, если с документами, которые представил заявитель, нет описи, это не основание отказать в допуске, а вот если на документах претендента-юрлица нет печати, отказать можно.

Верните задатки в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. За просрочку предусмотрены пени (п. 16(1) Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Определяйте победителя по правилам п. 15 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

При закрытой форме подачи предложений аукционист не нужен, поскольку участники подают предложения о цене в запечатанных конвертах (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). Победителя в этом случае определяйте по правилам п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

Итоги оформите протоколом в двух экземплярах. В нем укажите итоговую цену. Один экземпляр вручите победителю в день аукциона (п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе). За нарушение этих требований вас могут оштрафовать по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

(В ред. Приказа ОАО "РЖД" от 23.04.2009 г. N 89 и Распоряжения ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, пунктом 16 устава ОАО "РЖД" и пунктом 2.4 Положения о порядке управления и распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД", утвержденного приказом ОАО "РЖД" от 9 июля 2004 г. N 100:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке отчуждения имущества ОАО "РЖД" в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Президент ОАО "РЖД"
Г.М. Фадеев

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке отчуждения имущества ОАО "РЖД" в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами "Об акционерных обществах", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" и от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", приказом ОАО "РЖД" от 9 июля 2004 г. N 100 "О порядке управления и распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД".

1.2. Положение определяет основания и процедуру отчуждения имущества ОАО "РЖД" в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - собственность публично-правовых образований).

1.3. В соответствии с настоящим Положением в собственность публично-правовых образований могут быть отчуждены находящиеся в собственности ОАО "РЖД" объекты недвижимого и движимого имущества, которые в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут находиться в собственности соответствующих публично-правовых образований, в том числе имущественные комплексы, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, путепроводы, объекты, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, иные объекты инженерной инфраструктуры, жилые и нежилые помещения, а также земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимого имущества; транспортные средства, оборудование и другие объекты (далее - объекты имущества ОАО "РЖД").

Объекты имущества ОАО "РЖД", ограниченные в обороте в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", не могут быть отчуждены в порядке, установленном настоящим Положением.

1.4. Объекты имущества ОАО "РЖД", закрепленные на праве оперативного управления за негосударственными учреждениями ОАО "РЖД", могут отчуждаться в собственность публично-правовых образований на основании решений ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.5. Основными критериями, определяющими целесообразность, способ и условия отчуждения объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований, являются:

  • отсутствие производственной необходимости дальнейшего использования объекта имущества ОАО "РЖД";
  • отнесение объекта имущества ОАО "РЖД" к объектам социального и культурно-бытового назначения, необходимым для функционирования публично-правовых образований и обременяющего производственно-технологический процесс работы железнодорожного транспорта ОАО "РЖД".

2. Основания и условия отчуждения объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований

2.1. Отчуждение объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований осуществляется на основании решений ОАО "РЖД" и решений филиалов ОАО "РЖД", принимаемых уполномоченными лицами в порядке, установленном настоящим Положением.

В соответствии с указанными решениями с объектами имущества ОАО "РЖД" могут совершаться следующие сделки:

  • договор купли-продажи без проведения их рыночной оценки и без проведения конкурса;
  • договор дарения (пожертвования).

2.2. К исключительной компетенции президента ОАО "РЖД" относится принятие решений об отчуждении имущественных комплексов в собственность публично-правовых образований по договорам дарения (пожертвования), кроме случаев, указанных в пункте 2.4 настоящего Положения.

2.3. Старшим вице-президентом ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы стратегического планирования и развития, по согласованию с вице-президентом ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы здравоохранения, или вице-президентом ОАО "РЖД" по управлению персоналом и социальным вопросам (в зависимости от профиля имущества), принимаются решения об отчуждении объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", являющихся объектами здравоохранения или объектами социально-культурной сферы, и относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры в собственность публично-правовых образований по договорам купли-продажи, без проведения торгов, по цене не ниже остаточной балансовой стоимости отчуждаемого объекта (объектов) недвижимого имущества с учетом налога на добавленную стоимость и относящихся к ним земельных участков, принадлежащих ОАО "РЖД" на праве собственности, при условии, что в совершаемых сделках публично-правовые образования берут на себя бессрочные обязательства по сохранению назначения отчуждаемых объектов и предоставлению работникам железнодорожной отрасли права пользоваться указанными объектами на льготной или безвозмездной основе.

(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

Для целей настоящего Положения под объектами социально-культурной сферы понимаются объекты культуры, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта.

(Абзац введен Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

2.4. Руководителями филиалов ОАО "РЖД" (за исключением начальника Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД") и начальниками железных дорог (руководителями региональных центров корпоративного управления) - филиалов ОАО "РЖД" принимаются решения об отчуждении:

(Абзац дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

1) объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", являющихся объектами здравоохранения и социально-культурной сферы, которыми наделен соответствующий филиал ОАО "РЖД" (начальниками железных дорог (руководителями региональных центров корпоративного управления) - филиалов ОАО "РЖД" также принимаются решения в отношении объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", расположенных в границах соответствующей железной дороги (регионального центра корпоративного управления) - филиала ОАО "РЖД", которыми наделена Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД"), а также относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры в собственность публично-правовых образований по договорам купли-продажи, без проведения торгов, по цене, определенной на основании отчета независимого оценщика, аккредитованного ОАО "РЖД", о рыночной стоимости отчуждаемого объекта (объектов) недвижимого имущества (но не ниже остаточной балансовой стоимости).

(Абзац дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

Указанное положение не распространяется на объекты недвижимого имущества, расположенные:

  • в населенных пунктах, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
  • на территориях Московской, Ленинградской областей, Щербиновского, Ейского, Каневского, Приморско-Ахтарского, Славянского, Темрюкского, Туапсинского районов и в городах Анапе, Геленджике, Новороссийске и Сочи Краснодарского края, Москве и Санкт-Петербурге;

2) объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", относящихся к объектам инженерной инфраструктуры, жилых домов, жилых помещений, а также объектов движимого имущества, которыми наделен соответствующий филиал ОАО "РЖД", в собственность публично-правовых образований по договорам купли-продажи, без проведения торгов, и по договорам дарения (пожертвования).

(Пункт 2.4. дан в ред. Приказа ОАО "РЖД" от 23.04.2009 N 89)

2.5. В случае, когда объект недвижимого имущества, отчуждаемый в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения, расположен на земельном участке, собственником которого является ОАО "РЖД", на основании соответствующего договора купли-продажи или дарения (пожертвования) вместе с объектом отчуждается в собственность публично-правового образования и земельный участок, занятый объектом и необходимый для его использования.

В случае продажи объектов недвижимого имущества, отчуждаемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения, в цене объекта, определенной с учетом отчета независимого оценщика, аккредитованного ОАО "РЖД", о рыночной стоимости отчуждаемого объекта (объектов) недвижимого имущества, должна быть также учтена рыночная стоимость отчуждаемого одновременно с объектом земельного участка, занятого объектом и необходимого для его использования.

В случае продажи объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения по остаточной балансовой стоимости земельный участок, занятый отчуждаемым объектом и необходимый для его использования, продается по цене не ниже его балансовой стоимости.

(Пункт 2.5. добавлен Приказом ОАО "РЖД" от 23.04.2009 N 89)

3. Процедура отчуждения объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований

3.1. Предложения об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований вносятся:

  • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД";
  • филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД";
  • негосударственными учреждениями ОАО "РЖД";
  • иными заинтересованными лицами.

3.2. Обращения с предложениями об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований направляются в Департамент управления имуществом.

Для подготовки проекта решения об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" Департамент управления имуществом рассматривает следующие документы, представляемые филиалом ОАО "РЖД" (в отношении объектов недвижимого имущества ОАО "РЖД", которыми наделена Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", документы представляются железной дорогой (региональным центром корпоративного управления) - филиалом ОАО "РЖД", в границах которой расположены объекты недвижимого имущества ОАО "РЖД"):

Филиал ОАО "РЖД" обеспечивает представление документов с использованием системы управления имущественным комплексом, а также наличие в этой системе актуальных данных и документов об объектах недвижимого имущества ОАО "РЖД".

Департаментом управления имуществом могут быть затребованы и иные документы и сведения, необходимые для подготовки проекта решения об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД".

Подготовка проекта решения об отчуждении объектов социальной сферы в собственность публично-правового образования может проводиться с учетом мнения по указанному вопросу соответствующего выборного органа Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

(Пункт 3.2. дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

3.3. Департамент управления имуществом и организационных структур в месячный срок со дня поступления всех необходимых для принятия решения об отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования документов оценивает их с точки зрения соответствия предлагаемых условий отчуждения требованиям законодательства Российской Федерации и интересам ОАО "РЖД".

3.4. При положительном решении вопроса об отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" Департамент управления имуществом и организационных структур подготавливает проект решения об отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования для представления его на подпись лицу, указанному в пункте 2.2 или в пункте 2.3 настоящего Положения.

3.5. В проекте решения ОАО "РЖД" Департаментом управления имуществом и организационных структур предусматриваются способ и основные условия отчуждения объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования, а также лицо, уполномоченное от имени ОАО "РЖД" заключить договор об отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования и подписать передаточный акт.

3.6. Проект решения об отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования согласовывается с причастными департаментами и управлениями ОАО "РЖД", вице-президентами ОАО "РЖД".

3.7. В случае, если принятие решения о совершении сделки с объектом имущества ОАО "РЖД" относится к компетенции филиала ОАО "РЖД", то предложение о совершении такой сделки рассматривается непосредственно филиалом ОАО "РЖД".

3.8. Предоставление порядковых номеров договорам об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований, заключаемым в соответствии с настоящим Положением, учет и отчетность по заключенным договорам осуществляются в установленном Департаментом управления имуществом порядке.

(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

3.9. В случае принятия уполномоченным в соответствии с пунктами 2.2 - 2.4 настоящего Положения лицом решения о нецелесообразности отчуждения объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования, соответствующий ответ направляется заявителю обращения Департаментом управления имуществом и организационных структур или филиалом ОАО "РЖД".

4. Особенности оформления договоров по отчуждению объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований

4.1. При отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" путем заключения договора дарения или пожертвования одаряемым может быть публично-правовое образование в лице уполномоченного органа (при этом объект имущества ОАО "РЖД" поступает в казну публично-правового образования) или государственное (муниципальное) учреждение.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия не могут выступать в качестве стороны указанных договоров.

В договор дарения не могут включаться положения о встречных обязательствах одаряемого.

Если ОАО "РЖД" заинтересовано в использовании отчуждаемого объекта имущества ОАО "РЖД" по определенному назначению, заключается договор пожертвования, в котором предусматривается использование указанного объекта имущества по определенному назначению.

4.2. При отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования по договору купли-продажи покупателем может выступить публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, государственное (муниципальное) учреждение или государственное (муниципальное) унитарное предприятие.

В случае заключения договора купли-продажи объекта имущества ОАО "РЖД" с условием о рассрочке платежа, в соответствующем договоре указывается полная стоимость отчуждаемого имущества, порядок, сроки расчета и размеры периодических платежей.

4.3. В договорах об отчуждении объектов имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правовых образований, подлежащих государственной регистрации, предусматривается условие о возложении обязанности по осуществлению необходимых юридических действий по государственной регистрации на покупателя или одаряемого.

4.4. При отчуждении объекта имущества ОАО "РЖД" в собственность публично-правового образования путем заключения договора купли-продажи договор заключается в соответствии с типовыми формами, предусмотренными приложениями N 3 и 4 к Положению о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД", утвержденному приказом ОАО "РЖД" от 7 ноября 2008 г. N 150 (в случае заключения договора купли-продажи с условием рассрочки платежа - в соответствии с примерной формой, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Положению).

Договор дарения (пожертвования) заключается в соответствии с примерной формой, предусмотренной в приложении N 2 к настоящему Положению.

(Пункт 4.4. дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 01.10.2012 N 2030р)

Приложения

Приложение 1. Договор купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", с условием рассрочки платежа

Договор дарения (пожертвования) имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", публично-правовому образованию или государственному (муниципальному) учреждению

Приложение 1. Договор купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", с условием рассрочки платежа (примерная форма)

Приложение 2. Договор дарения (пожертвования) имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", публично-правовому образованию или государственному (муниципальному) учреждению (примерная форма)

звонок бесплатный для всех регионов РФ

по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.


С. С. Малаховец
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Какие налоговые и иные неблагоприятные последствия ожидают юридическое лицо, продавшее объект недвижимости (нежилое помещение/здание) по стоимости ниже его кадастровой стоимости?

Ответ

Стороны самостоятельно вправе установить цену по договору купли-продажи недвижимости. Поэтому допустимо установить цену, которая будет ниже кадастровой стоимости. Как правило, кадастровая стоимость устанавливается в размерах, приближенных к рыночной стоимости.

При многократном отклонении стоимости продажи недвижимости от рыночного уровня есть риск, что инспекция проверит, есть ли признаки необоснованной налоговой выгоды и нельзя ли на этом основании доначислить налог, пени и взыскать штраф.

Также существует риск того, что подобная сделка может быть оспорена в рамках процедуры банкротства.

Обоснование

Статья 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) устанавливает для сторон сделки принцип свободы договора. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ). Таким образом, стороны договора вправе самостоятельно определить цену сделки. Цена, по которой недвижимое имущество будет реализовано, может отличаться от кадастровой стоимости и остаточной стоимости.

При продаже недвижимости по цене ниже кадастровой стоимости налог на прибыль рассчитывается в общем порядке. Специальных правил его исчисления (в частности, обязанности увеличить доход на разницу между кадастровой стоимостью и фактической ценой реализации земли) в гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) не установлено.

Если стороны договора купли-продажи недвижимости не взаимозависимые лица, установленная цена недвижимости считается рыночной, а сделка не признается контролируемой (п. 1 ст. 105.3, п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Оспорить эту цену и доначислить налог исходя из рыночного уровня цен инспекция не вправе (Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@).

Однако при многократном отклонении стоимости продажи недвижимости от рыночного уровня есть риск, что инспекция проверит, есть ли признаки необоснованной налоговой выгоды и нельзя ли на этом основании доначислить налог, пени и взыскать штраф (Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@). Рекомендуется перед заключением договора купли-продажи недвижимости обратиться за независимой оценкой этого имущества и получить отчет о его оценке (ч. 1 ст. 11 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Ответ: Продажа недвижимого имущества по цене ниже кадастровой стоимости, в зависимости от характера сложившихся отношений и оснований, по которым оспаривается договор купли-продажи, может свидетельствовать о недействительности совершенной сделки в одном из двух случаев: 1) когда договор нарушает законодательно установленное условие о цене недвижимого имущества, императивно привязанной к его кадастровой стоимости; 2) когда сторонами допущено злоупотребление правом или иное нарушение закона, связанное с существенным занижением цены объекта по сравнению с его реальной рыночной стоимостью (где сведения о кадастровой стоимости имущества принимаются в качестве одного из доказательств его действительной рыночной цены).

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Существенным условием договора купли-продажи недвижимого имущества является его цена. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 555 ГК РФ при отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.

По общему правилу, с учетом общеправового принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), цена недвижимости определяется по соглашению сторон и не имеет жесткой привязки к определенным критериям, включая кадастровую стоимость объекта.

Между тем принцип свободы договора не является безграничным. Во-первых, сочетаясь с принципом добросовестного поведения участников гражданских правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ), он не исключает оценку разумности и справедливости условий договора на предмет соблюдения баланса прав и обязанностей сторон договора, законных интересов третьих лиц. Во-вторых, по правилам п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора, включая условие о его цене, могут быть императивно установлены законом или иными правовыми актами.

1. Для случаев, когда стоимость недвижимого имущества законодательно установлена на определенном уровне (в том числе с привязкой к кадастровой стоимости объекта), отступление от такого нормативного предписания служит основанием для признания сделки недействительной как нарушающей требования закона или иного правового акта (п. 1 ст. 168 ГК РФ).

1) граждане, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками недвижимого имущества, выкупленного у публично-правового образования, имеют право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположена эта недвижимость, на льготных условиях, предусмотренных п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности).

Если же условие о льготной цене включено в договор купли-продажи земельного участка, заключенный с лицом, не имеющим права на соответствующую льготу, такое условие (а применительно к ст. 180 ГК РФ и договор в целом) может быть признано недействительным по иску соответствующего публично-правового образования (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2017 по делу N 305-ЭС17-1863);

2) начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

Несоблюдение такого требования (установление начальной цены предмета аукциона по продаже земельного участка ниже его кадастровой стоимости) послужило основанием для признания недействительными торгов и заключенного по их результатам договора купли-продажи земельного участка в рамках дел N А82-19660/2017 (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.12.2018 N Ф01-5580/2018 по делу N А82-19660/2017) и N А34-3565/2016 (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.06.2017 N Ф09-2105/17 по делу N А34-3565/2016).

2. Для случаев, когда стоимость недвижимого имущества нормативно не регламентируется, его продажа по цене ниже кадастровой стоимости может указывать на нерыночный характер сделки и, в зависимости от обстоятельств дела и существа сложившихся отношений, служить основанием для признания такой сделки недействительной по иску стороны договора или третьего лица.

Аналогичным образом по делу N А40-239289/15 (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.11.2018 N Ф05-8952/2018 по делу N А40-239289/15) суды пришли к выводу о том, что определенная в спорном договоре купли-продажи цена земельных участков существенно уменьшена по сравнению с ее действительной стоимостью на дату совершения договора (о чем в своей совокупности свидетельствуют результаты оценки рыночной стоимости земельных участков, а также их кадастровая стоимость), в связи с чем совершенная сделка по отчуждению недвижимого имущества является недействительной как совершенная в ущерб интересам кредиторов с нарушением установленного законом запрета на злоупотребление гражданскими правами.

Такие же последствия могут быть применены и к иным сделкам, предполагающим отчуждение недвижимого имущества, совершенным в преддверии банкротства (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2019 N Ф07-1282/2019 по делу N А26-10731/2016).

Также требование о признании сделки по отчуждению недвижимого имущества недействительной может заявляться участником общества - продавца, мотивированное совершением сделки в ущерб интересам общества и наличием явного для него ущерба (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.10.2018 N Ф05-16347/2018 по делу N А41-49737/17).

Приведенная выше судебная практика (наряду с иными многочисленными примерами, включая Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.06.2019 N 33-12332/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.09.2019 N Ф05-15170/2019 по делу N А40-86597/2018) показывает, что юридическое значение при решении вопроса о признании сделки недействительной (по мотиву допущенного сторонами злоупотребления правом либо иному специальному основанию) может иметь не само по себе отступление от кадастровой стоимости недвижимого имущества, а занижение реальной рыночной цены объекта, отсутствие реального исполнения договора и др. При этом сведения о кадастровой стоимости имущества используются в этом случае в качестве одного из относимых и допустимых доказательств действительной рыночной стоимости предмета сделки.

Подобный вывод отражен в правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, согласно которой кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны. Кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости (см. также Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 N 01АП-6064/2019 по делу N А79-14561/2017 (Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.12.2020 N Ф01-15046/2020 данное Постановление оставлено без изменения), Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 N 09АП-43537/2019 по делу N А40-98732/2018).


С. С. Малаховец
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Добрый день, интересует пошаговая инструкция вывода(продажи) недвижимости(основных средств)ЗАО(один акционер- физ. лицо) другому юридическому или физ. лицу..

Дата: 22.12.2016 14:07

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Ваш вопрос требует небольшой подготовки и аналитики.

Ожидайте, пожалуйста ответа. В ближайшее время юристы подготовят конструктивный и предметный ответ.

Необходимо уточнение по системе налогообложения, применяемой указанным ЗАО.

Спасибо за уточнение. Ответ готовится, будет готов в ближайшее время.

Алгоритм действий должен быть примерно следующим:

1. Принятие решения единственным акционером о продаже ОС.

2. Заключение договора (договоров) купли- продажи ОС (с особенностями для недвижимого и движимого имущества).

4. Бухгалтерский и налоговый учет операций по продаже ОС.

На последнем остановлюсь подробнее.

Остаточная стоимость ОС = Первоначальная стоимость ОС – Сумма амортизации за период эксплуатации ОС, включая месяц продажи

Если по ОС применялась амортизационная премия, то остаточная стоимость ОС в налоговом учете определяется по формуле (п. 1 ст. 257 НК РФ):

Остаточная стоимость ОС = Первоначальная стоимость ОС – Сумма амортизации за период эксплуатации ОС, включая месяц продажи – Амортизационная премия

Даже если ОС продано с убытком, то есть по цене меньшей, чем его остаточная стоимость, восстанавливать НДС, принятый к вычету при покупке этого ОС, не надо (п. 3 ст. 170 НК РФ).

При продаже ОС надо начислить НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ):

- на дату получения аванса, если вы получили его от покупателя ОС;

- на дату отгрузки ОС покупателю.

Датой отгрузки ОС признается (пп. 1 п. 1, п. 16 ст. 167 НК РФ):

- при продаже ОС, относящихся к движимому имуществу, - дата составления акта приема- передачи (например, по форме N ОС- 1);

- при продаже недвижимости - дата ее передачи покупателю по акту приема- передачи (например, по форме N ОС- 1а), независимо от даты государственной регистрации перехода права собственности.

Налоговая ставка, по которой надо исчислить НДС, зависит от того, как учитывался "входной" НДС при приобретении ОС.

1. Если изначально ОС было учтено на счете 01 без "входного" НДС (например, налог был принят к вычету или ОС было куплено у неплательщика НДС), тогда, продавая ОС, вы начисляете НДС по ставке 18% с полной цены продажи (п. 1 ст. 154 НК РФ).

2. Если в первоначальной стоимости ОС на счете 01 был учтен "входной" НДС (например, ОС использовалось только для не облагаемых НДС операций), то при продаже такого ОС НДС начисляется по ставке 18/118 с разницы между ценой продажи ОС с учетом НДС и остаточной стоимостью ОС по данным бухучета (п. 3 ст. 154 НК РФ). Поэтому при продаже ОС по остаточной стоимости или с убытком НДС платить не придется, ведь налоговая база будет равна нулю.

На дату перехода права собственности на проданное ОС к покупателю (по недвижимости - на дату государственной регистрации) в бухгалтерском учете надо отразить:

- продажную цену ОС - в составе прочих доходов;

- остаточную стоимость ОС - в составе прочих расходов.

Проводки будут такие:

Д 62 - К 91 Признан доход от продажи ОС

Д 91 - К 68 Начислен НДС

Д 02 - К 01 Списана начисленная амортизация

Д 91 - К 01 Остаточная стоимость ОС включена в расходы
Передача ОС покупателю оформляется актом по форме N ОС- 1, а если это недвижимость - по форме N ОС- 1а.

Плательщики налога на прибыль при продаже ОС отражают в налоговом учете (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ):

- в доходах от реализации - продажную цену ОС без НДС;

- в расходах, связанных с реализацией, - остаточную стоимость ОС;

- во внереализационных доходах - амортизационную премию, но только если ОС, по которому она применялась, продано взаимозависимому лицу (например, руководителю организации) до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Доходы и расходы признаются (пп. 1 п. 1 ст. 268, п. 3 ст. 271 НК РФ):

- при продаже недвижимости - на дату ее передачи покупателю по акту приема- передачи (форма N ОС- 1а), не дожидаясь государственной регистрации перехода права собственности;

- при продаже остальных ОС - на дату перехода права собственности на проданное ОС к покупателю. Обычно это дата передачи ОС покупателю по акту приема- передачи (форма N ОС- 1), хотя договором может быть установлен и другой момент перехода права собственности.

Если остаточная стоимость ОС превышает доходы от его продажи, образовавшийся убыток списывается постепенно: начиная с месяца, следующего за месяцем продажи, он учитывается в прочих расходах равными долями в течение срока, рассчитываемого по формуле (п. 3 ст. 268 НК РФ):

Срок учета убытка от продажи ОС в расходах (в месяцах) = Срок полезного использования ОС (в месяцах) – Срок эксплуатации ОС (в месяцах), начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, по месяц продажи включительно.

В декларации по налогу на прибыль за период, в котором продано ОС, заполните Приложение N 3 к Листу 02, в котором укажите (п. 8.1 Порядка заполнения декларации):

- по строке 010 - общее количество объектов ОС, проданных в данном периоде;

- по строке 020 - количество объектов ОС, проданных в данном периоде с убытком;

- по строке 030 - выручку от продажи ОС;

- по строке 040 - остаточную стоимость проданных ОС;

- по строке 050 - сумму прибыли от продажи ОС (без учета ОС, реализованных с убытком);

- по строке 060 - сумму убытка от продажи ОС (без учета ОС, реализованных с прибылью).

В декларации за каждый период, в котором вы будете учитывать в расходах убыток от продажи ОС, сумму убытка, включаемую в прочие расходы периода, отражайте по строке 100 Приложения N 2 к листу 02 (п. 7.1 Порядка заполнения декларации).

Обратите внимание! Декларацию по налогу на прибыль за 2016 г. нужно сдавать по форме Приказа ФНС от 19.10.2016 N ММВ- 7-3/572@).

Читайте также: