Как обжаловать решение земельной комиссии

Обновлено: 14.05.2024

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка необходимо в том случае, если проведенная государственная оценка выше рыночной и на собственника земельного участка возложен слишком высокий налог.

В Росреестре отражена кадастровая стоимость земельного участка на основании своей кадастровой оценки.

Данная оценка влияет:

  • на цену объекта недвижимости (земельного участка);
  • размер налогов, которые обязан платить собственник;

Как следует из пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Пункт 1 статьи 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Оспаривание кадастровой стоимости в суде понадобится тем, кому не удалось урегулировать вопрос в специальной Комиссии. Об этом будет написано чуть ниже в статье.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков , признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель , за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Можно ли оспорить кадастровую оценку без суда?

Рекомендую выполнить следующие действия:

  • Пункт 1: Убедитесь, что у вас есть право на оспаривание;
    Пункт 2: Твердо осознать в том, что существуют основания для оспаривания (стоимость земельного участка явно завышена);
    Пункт 3: Уточнить, не пропущен ли срок на оспаривание;
    Пункт 4: Установить, в какой государственный орган обращаться;
    Пункт 5: Подать полный, исчерпывающий пакет документов, который нужен для пересмотра кадастровой стоимости;

Пункт 1. Убедитесь, что у вас возникло право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка

Граждане вправе оспорить итоговую оценку Управления Росреестра (для этой цели следует ознакомиться со ст. 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ);

В силу ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в том случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка .

С чего начать? Собрать доказательства: провести независимую оценку. Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка можно заказать у независимого оценщика. Список оценщиков указан на сайтах Росреестра .

Важно требование: оценщик обязан иметь электронно-цифровую подпись (ЭЦП), электронную форму отчета о рыночной стоимости он должен заверить ЭЦП (пп.3 п.9 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).

Кто может оспаривать кадастровую оценку?

  1. Собственник всего объекта или собственник доли в объекте недвижимости;
  2. Правообладатель бессрочного пользования;
  3. Прежний собственник как налогоплательщик;
  4. Лицо, арендующее земельный участок (однако арендатору потребуется письменное согласие от собственника объекта); Между тем, если собственником объекта является муниципальное образование, то такое согласие не требуется, хотя все во многом зависит от крокетного судьи, рассматривающее дело;
  5. Также имеет право оспаривать государственные органы, являющиеся собственниками земельных участков.

Пункт 2. Основания для оспаривания

  1. Оценщик ошибся в расчетах, применил неверную методику, в итоге в Росреестре отражены недостоверные сведения об объекте недвижимости;
  2. Собственник земельного участка хочет опередить рыночную стоимость объекта недвижимости стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. ВС РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:

  • неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе: местоположение объекта оценки;
    его целевое назначение;
    разрешенное использование земельного участка;
    аварийное состояние объекта;
    нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
    иные условия;
  • неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Пункт 3. Проверить срок для оспаривания

По итогам государственной кадастровой оценки ее данные фиксируются в Росреестре. С этой даты начинает течь срок на оспаривание, который составляет – 5 лет (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). Однако срок можно восстановить по решению суда ( п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 ).

В случае оспаривания архивной стоимости, применяется особый срок (Об этом см. 14 Постановления Пленума ВС РФ N 28).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ).

Переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем 1 раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Пункт 4. В какой госорган обратиться для оспаривания?

  1. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области (по Москве, по Санкт-Петербургу и т.д.);
    2. в суд;

Каким способом подать заявление в Комиссию Московской области?

Порядок создания и работы комиссий утверждены приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 № 620 и распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 №15ВР-1831.

Каким способом подать заявление в Комиссию города Москвы?

Подача заявлений и документов в Комиссию осуществляется по адресу: г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 15 (экспедиция) .
Проведение заседаний Комиссии осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15, кабинет 02-14.
Заказ пропусков для участия в заседании осуществляется по тел. 8 (495) 952-65-53.

Как узнать о Комиссии при Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга?

Получить информацию о работе Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и способах подачи документов можно по телефонам: (812) 241-55-10, (812) 576-59-51. Комиссия создана приказом Комитета от 29.12.2018 № 154-п .

В состав Комиссии должно быть включено не менее пяти человек, из них:

  • один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации;
  • один представитель органа регистрации прав;
  • один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
  • также могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Документы, обязательные для представления в Комиссию

  1. Заявление;
  2. Документ, удостоверяющий личность;
  3. Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа;
  4. Правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости.

Федеральный законодатель закрепил право физических лиц обращаться напрямую в суд, без обязательного прохождения стоимости комиссии.

С юридическими лицами все по-другому: ВС РФ четко указывает на обязательность досудебного урегулирования спора ( п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Пункт 5. Направьте комплект документов в комиссию Росреестра

Комиссия обязана рассмотреть заявление гражданина в течение 30 дней.

Оспаривание кадастровой стоимости в суде

Для оспаривания в суде нужны будут те же документы, которые заявителем были поданы в комиссию Росреестра, но также понадобится нотариальная доверенность от имени заявителя для представителя (юриста или адвоката) для ведения дела в суде.

Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 КАС РФ .

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости в суд необходимо оформить по правилам, установленным в ст. 124 и 125 КАС РФ.

Административный истец вправе заявить одно из следующих требований:

  1. об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  2. об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при
  3. определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
    об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии Росреестра.

Необходимо быть готовым к тому, что суд потребует от административного истца доказать досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора). Следует правильно определить подсудность. Дела данной категории споров посудны суду общей юрисдикции.

Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов ( п. 15 ст. 20 КАС РФ ).

Если мы судимся с Управлением Росреестра по Московской области, то судом первой инстанции будет Московский областной суд (143411, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 4, корп. 3 ).

Если мы судимся с Управлением Росреестра по городу Москве , то судом первой инстанции будет Московский городской суд .

Если мы судимся с Управление Росреестра по городу Санкт-Петербургу , то судом первой инстанции будет Санкт-Петербургский городской суд .

Административными ответчиками по спорам о кадастровой стоимости будут являться Управление по Росреестру и орган, утвердивший оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости.

Экспертиза по делу как основное доказательство

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (часть 2 статьи 82 КАС РФ ).

По делу судом будет назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.

Практика показывает, что их экспертное заключение и пояснения эксперта содержат подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.

И поэтому суд, как правило, отказывает административному ответчику в проведении повторной судебной экспертизы.

Чем суд руководствуется при этом? Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах

В качестве административного ответчика за указанный период Комиссия привлекалась 23 раза.

За указанный период по состоянию на 31.07.2021 рассмотрено 3 739 исков: требования истцов удовлетворены в отношении 3 554 исков, не удовлетворены в отношении 185 исков.

На конец рассматриваемого периода на рассмотрении находится 5 728 исков.

Понятие судебных издержек

Если суд удовлетворит требования административного истца, то судебные издержки заявителя можно возместить. Суд в своем решении указывает о взыскании судебных расходов с органа, который утвердил завышенную кадастровую стоимость ( Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Затраты, которые понесли участники судебного процесса по делу, называются судебными издержками. В качестве судебных издержек признаются:

Заявление о взыскании судебных издержек

Заявление пишется в свободной форме. Четких критериев к его содержанию не существует. Подается такое заявление в суд первой инстанции, рассмотревший административный спор по существу. К заявлению приобщаются приложения.

Список не является исчерпывающим.

Стоимость услуги юриста по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка

Не совсем корректно обсуждать стоимость услуг, не зная самой ситуации и не изучив документов Заказчика. Первое, что нам необходимо для оценки стоимости, изучить документы. Нам необходима информация о кадастровом номере объекта недвижимости.

Как обжаловать решение призывной комиссии. Пошаговая инструкция.

Гражданин вправе обжаловать решение (заключение) призывной комиссии. В зависимости от обстоятельств дела допускается внесудебный и (или) судебный порядок обжалования.

Решение призывной комиссии можно обжаловать

В зависимости от обстоятельств дела допускается внесудебный и (или) судебный порядок обжалования (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Справка. Решение и заключение призывной комиссии

Призывная комиссия принимает следующие решения (п. 1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ):

- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную гражданскую службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от призыва на военную службу;
- о зачислении в запас;
- об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Призывная комиссия может также выносить заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований (п. 1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Как обжаловать решение призывной комиссии военкомата

По общему правилу председатель призывной комиссии обязан объявить решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено).

По письменному заявлению гражданина, поданному в военный комиссариат, выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении).

Заявление о выдаче выписки из протокола (решения, заключения) заседания призывной комиссии (форма)

В течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления выписка из протокола выдается гражданину лично или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу (п. 6 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Если гражданин не согласен с вынесенным призывной комиссией решением (заключением), он может его обжаловать в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ.

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Жалоба подаётся в течение трех месяцев со дня вынесения обжалуемого решения (заключения).

Заявление об обжаловании решения призывной комиссии (форма)

Призывная комиссия субъекта РФ рассматривает жалобу на решение призывной комиссии в течение пяти рабочих дней, а на заключение призывной комиссии - в течение месяца со дня поступления жалобы в призывную комиссию (п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Призывная комиссия субъекта РФ может отменить решение или заключение нижестоящей призывной комиссии

Одновременно с этим комиссия может принять иное решение (например, о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу).

При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта РФ определяет вид и род Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (п. п. 1, 1.1, 5 ст. 28, п. п. 2, 3 ст. 29 Закона N 53-ФЗ).

Выполнение обжалуемого решения (заключения) призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией субъекта РФ (п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Как обжаловать решение призывной комиссии в суде

Как правило, обжаловать решение (заключение) призывной комиссии в суд можно одновременно с подачей жалобы во внесудебном порядке. Однако, допускается и только судебный порядок.

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Например, в судебном порядке обжалуется решение призывной комиссии субъекта РФ, решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона N 53-ФЗ; ч. 1 ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Чтобы признать незаконным решение призывной комиссии в судебном порядке, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Подготовьте административное исковое заявление и необходимые документы

В административном исковом заявлении указываются (ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 220 КАС РФ; п. 4 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016):

1. Наименование суда, в который подается заявление.

2. Сведения об истце: Ф.И.О, место жительства или место пребывания, дату и место рождения, номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Если исковое заявление подает представитель, указываются Ф.И.О. представителя, почтовый адрес, номера телефона и факса, адрес электронной почты, сведения о наличии у представителя высшего юридического образования.

3. Призывную комиссию, решение (заключение) которой оспаривается.

4. Наименование, номер и дату принятия оспариваемого решения (заключения).

5. Сведения о том, какие права и законные интересы административного истца нарушены, или о причинах, которые могут повлечь нарушение прав истца.

6. Нормативные правовые акты на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение (заключение).

7. Содержание требований (например, признать решение призывной комиссии незаконным и отменить его), а также обоснование и доводы, на которых основаны требования истца.

8. Сведения о подаче жалобы во внесудебном порядке и результатах ее рассмотрения (если такая жалоба подавалась).

9. Перечень прилагаемых документов и сведения о невозможности приложить какие-либо из необходимых документов.

Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии (форма)

К административному исковому заявлению в обязательном порядке прилагаются (ч. 1, 3 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57, ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ):

1) уведомление о вручении копий искового заявления с приложениями сторонам, участвующим в деле. Если копии сторонам дела не направлялись, в суд представляются копии искового заявления с приложениями по количеству сторон участвующих в деле;

2) документ, подтверждающий уплату госпошлины либо право на получение льготы по ее уплате, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины с приложением необходимых документов.

Справка. Размер госпошлины

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании решения (заключения) призывной комиссии незаконным составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);

3) доверенность удостоверяющую полномочия представителя административного истца, а также диплом о высшем юридическом образовании представителя или ученой степени по юридической специальности;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования в исковом заявлении, а также документы об обжаловании решения (заключения) призывной комиссии во внесудебном порядке;

5) иные документы, подтверждающие требования истца.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме на бумажном носителе. В этом случае на копии искового заявления истца проставляются подпись истца (представителя - при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление искового заявления в суд) и дата подписания заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ).

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Подайте административное исковое заявление в суд

Административное исковое заявление подается в суд в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда.

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).

По общему правилу административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в районный суд по месту нахождения органа власти или организации либо по месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3, 4 ст. 24 КАС РФ).

Если место нахождения указанных органа власти или организации не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административный иск подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия органа власти или организации, либо по месту жительства административного истца (ч. 2 ст. 22 КАС РФ; п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36).

Дождитесь рассмотрения дела и решения суда

По результатам рассмотрения административного дела суд вынесет решение: (ч. 2 ст. 227 КАС РФ):

- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.

Выполнение обжалуемого решения (заключения) призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Решение суда, не вступившее в законную силу, можно обжаловать в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 295, ч. 1 ст. 297, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).


Кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определённая в результате проведения государственной кадастровой оценки, которая может служить налоговой базой для целей налогообложения, а также базой для расчёта арендной платы по договору аренды государственного (муниципального) земельного участка.

Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке и требованиями законодательства об оценочной деятельности на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками объекта недвижимости: площадь, разрешенное использование, месторасположение, категория земель и другое.

В рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость определяется в результате массовой оценки, то есть оценки групп объектов недвижимости, а не конкретного объекта. Не редки случаи, когда в такой группе имеется объект, который обладает уникальными характеристиками, установление которых может существенно снизить размер его кадастровой стоимости и, соответственно, уменьшить вытекающие из неё платежи (налог, арендная плата).

В этом случае установление кадастровой стоимости такого объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является законным способом уточнения основных экономических характеристик объекта, которое направлено на установление кадастровой стоимости в соответствующем объекту недвижимости размере.

Право оспаривания кадастровой стоимости может быть реализовано через подачу заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра субъекта Российской Федерации (Комиссия) в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Что нужно знать о комиссии?

Комиссия, созданная в субъекте Российской Федерации, рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам оспаривания кадастровой стоимости зданий, помещений, земельных участков и иных объектов недвижимости.

Применяемый закон

Такие результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и Комиссии, созданной при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Результаты определения кадастровой стоимости по новым правилам могут быть оспорены в Комиссии в случае её создания уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в суде.

Таким образом, в первую очередь необходимо установить, на основании какого закона была проведена государственная кадастровая оценка и определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, с которой вы не согласны и хотите оспорить. После чего обращаться с соответствующим требованием в созданную согласно положениям такого закона Комиссию.

Необходимо ли предварительное обращение в Комиссию для последующего обращения в суд?

Ранее обращение в Комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости было обязательным требованием для последующей подачи аналогичного требования в суд (соблюдение досудебного порядка).

Теперь выбор стоит только за заявителем – Комиссия или суд.

Преимущества оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии перед судом

Обращение с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной именно в Комиссию имеет ряд преимуществ перед обращением в суд.

Рассмотрение заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссии занимает всего 30 дней со дня поступления заявления, когда в суде срок получения вступившего в законную силу решения может составить 5 – 8 месяцев.

Здесь стоит обратиться к обобщённой статистике рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра, расположенной по ссылке .

Так, за период с 1 января 2020 года по 31 марта 2020 года в созданные при территориальных органах комиссии поступило 4 142 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 6 064 объектов недвижимости. Вместе с тем комиссиями к рассмотрению принято только 3 130 заявлений в отношении 4 506 объектов недвижимости.

Из общего числа заявлений, принятых комиссиями к рассмотрению, за указанный период решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 1 479 заявлений (2 177 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости – в отношении 16 заявлений (16 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости – в отношении 856 заявлений (1 235 объектов недвижимости), 22 заявления (22 объекта недвижимости) были отозваны заявителями до принятия решения Комиссией. Принятие решений в отношении 757 заявлений (1 056 объектов недвижимости) комиссиями планируется в следующем отчётном периоде.

Таким образом, удовлетворяемость подаваемых в Комиссию требований об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости за указанный период составила 52 %.

Стоит обратить внимание, что в судебном порядке такой процент существенно выше, поскольку при обращении именно в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, по итогам проведения судебной оценочной экспертизы, будет получено положительное решение.

Однако высокий процент удовлетворяемых требований в Комиссии в совокупности с более короткими сроками рассмотрения явно являются существенными преимуществами Комиссии перед судом.

При обращении в суд заявителю, помимо подготовки отчёта о рыночной стоимости объекта недвижимости, который необходимо прикладывать к требованию как в случае обращения в Комиссию, так и в суд, нужно будет понести также судебные расходы: уплата государственной пошлины при подаче административного искового заявления, оплата судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости. С детальным расчётом расходов на процедуру оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии, а также сравнение с необходимыми расходами процедуры в суде можно ознакомиться на нашем сайте по ссылке .

В некоторых случаях расходы на процедуру оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости в суде могут вовсе превысить экономическую выгоду от такого действия. Тогда обращение в Комиссию является единственным экономически обоснованным вариантом оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости. Зачастую это касается небольших объектов, чья кадастровая стоимость несущественно отличается от рыночной, однако всё же может принести своему собственнику экономию при уплате налогов на такое имущество или арендатору при уплате арендных платежей.

Рассмотрение Комиссией обращения происходит в одно заседание, когда в суде таких заседаний будет минимум 3 (2 ‒ в суде первой инстанции и 1 ‒ в суде апелляционной инстанции), а иногда и больше.

Комиссия заранее готовится к заседанию, знакомится с полученными замечаниями к отчёту от государственного бюджетного учреждения (ГБУ) и Администрации района, изучает сам отчёт, сравнивает со стоимостями за прошлые периоды. В самом заседании Комиссия рассматривает требование по существу и голосует. По итогам голосования Комиссия удовлетворяет требования заявителя или отказывает в их удовлетворении.

Как правило, технические ошибки в отчёте (например, отказ от применения корректировки по существенному элементу сравнения) Комиссия в заседании не обсуждает, но указывает их в протоколе, что служит основанием для отказа в удовлетворении требований. После исправления таких ошибок в отчёте заявитель вправе повторно обратиться в Комиссию с тем же требованием.

Состав Комиссии

В состав Комиссии должно быть включено не менее пяти человек, из них:

  • один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации;
  • один представитель органа регистрации прав;
  • один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
  • также могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Срок подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть подано в Комиссию со дня внесения в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости и до дня внесения в ЕГРН новых сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости.

Новые сведения могут быть внесены в ЕГРН в результате:

  • проведения новой государственной кадастровой оценки;
  • оспаривания кадастровой стоимости;
  • определения кадастровой стоимости у вновь учтённых объектов недвижимости;
  • определение кадастровой стоимости у ранее учтённых объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости.

Но не стоит забывать, что при изменении кадастровых сведений ранее внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются и считаются архивными сведениями.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 указано, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. Именно от наличия у заявителя права применения такой кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, зависит, будет ли рассмотрено такое обращение.

Указанное означает, что в первую очередь надо смотреть, с какой даты подлежит замена кадастровой стоимости на рыночную. Такая дата будет разная для объектов, находящихся в аренде и в собственности.

Аренда: кадастровая стоимость меняется на рыночную с 1 января того года, когда подано заявление. Таким образом, чтобы пересмотреть архивную стоимость 2019 года, заявление должно было быть подано до 31.12.2019. Подать в 2020-м уже нельзя.

Собственность: кадастровую стоимость меняем на рыночную с даты её применения, но не более чем за три года. Таким образом, если стоимость 2019 года стала архивной, её можно пересмотреть в 2019-м, 2020-м и 2021-м в Московской области и в 2019-м и 2020-м в Москве.

Данный пункт постановления относится чаще всего к стоимости, ставшей архивной, не по причине проведения очередной кадастровой оценки, а по причине изменения качественных или количественных показателей объекта (изменение разрешённого вида использования, площади).

Кроме того, данные правила установлены не законом, а судебной практикой, которая может измениться, поэтому настоятельно рекомендуем своевременно оспаривать кадастровую стоимость, не дожидаясь, пока она станет архивной.

В каких субъектах Российской Федерации создана Комиссия?

Подготовленное заявление об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной может быть подано в Комиссию в случае её создания в субъекте Российской Федерации, в котором расположен объект.

Так, например, комиссии действуют в Московской области, Свердловской области, Смоленской области и других субъектах Российской Федерации.

Подробнее об учреждении нужной Комиссии того или иного субъекта следует узнавать на сайтах или по телефонам уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (например, Департамент имущественных отношений/Министерство по управлению имуществом субъекта Российской Федерации).

Если же в субъекте Российской Федерации такая Комиссия не создана, то установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной возможно только путём обращения в суд.

Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного на территории Московской области, возможно через соответствующую Комиссию.

А вот в городе Москве такая Комиссия не была создана, в связи с чем оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного на территории города Москвы, в Комиссии невозможно.

Статистика рассмотрения обращений об оспаривании кадастровой стоимости Комиссией по Московской области

Согласно информации, расположенной на сайте Министерства имущественных отношений Московской области, с января по ноябрь 2019 года в адрес Министерства, ГБУ, Комиссии и судов поступили обращения по 8 000 из 12,3 млн объектов недвижимости. По итогам рассмотрения пересмотрена кадастровая стоимость 40 % из них.

А с марта по ноябрь 2019 года Комиссия рассмотрела 630 заявлений по 2 500 объектам недвижимости, положительные решения приняты по 265 заявлениям по 840 объектам. Наибольшее количество заявлений – 16,5 % было направлено по земельным участкам промышленного назначения, а по садовым, дачным участкам и землям под ведение личного подсобного хозяйства – 12 %.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии

Для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости следует подготовить заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. К указанному заявлению в обязательном порядке прилагаются:

  • оригинал выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • оригинал отчёта об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа;
  • копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости.

Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных документов.

Обращаем внимание, что в отчёте рыночная стоимость объекта недвижимости определяется на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Комиссия в течение трёх рабочих дней со дня принятия заявления об оспаривании направляет представленный отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, в бюджетное учреждение.

Также Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании направляет заявителю уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты заседания по вопросу рассмотрения заявления.

Лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости, представляют пояснения для их рассмотрения на заседании Комиссии, а также приглашаются для участия в заседании Комиссии.

В заседании подлежит рассмотрению сам отчёт о рыночной стоимости объекта недвижимости, поэтому в процессе желательно участвовать оценщику, который осуществит защиту подготовленного им отчёта. Комиссия проверяет оформление и содержание отчёта, его соответствие с требованиями оценочной деятельности и федеральными стандартами.

По итогам рассмотрения заявления об оспаривании Комиссия вправе принять:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов.

Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия Комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.

Решение же об отклонении заявления об оспаривании может быть оспорено в суде.

В результате оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости путём подачи в Комиссию заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной должен быть установлен соответствующий такому объекту размер кадастровой стоимости. Если желаемый результат так и не был достигнут, то перед заявителем есть выбор следующих действий:

  • оспорить решение Комиссии об отклонении заявления об оспаривании в суде;
  • обратиться в суд с административным исковым заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

Рассматриваемая категория споров является достаточно сложной и трудоёмкой, поэтому при возникновении затруднений советуем всё же обратиться за помощью к юристу.

Читайте также: