Как называется перепись имущества

Обновлено: 18.05.2024

Приходили ли к вам переписчики? Может как-то связывались – звонили, писали смски? Или вы сами на Госуслуги зашли и там анкеты подали? Кого ни спроси – никто из родственников, коллег в Переписи населения-2021 не участвовал. Росстат считает иначе: переписавшихся 100% населения! Как это получилось?

Юлия Сунцова

Перепись людей или процентов от плана?

Лидеры общественного мнения, социологи, журналисты проводили переклички среди своей аудитории, интернет-опросы вывешивались в телеграмм-каналах. Результаты схожие – только 25-30% людей ответили, что поучаствовали в переписи. Все остальные говорят, что перепись прошла мимо них.

Брошенная на подмогу цифровизация переписи, казалось бы, должна облегчить работу переписчиков.

Специальные планшеты, с которыми они выходили по адресам, были подключены к единой системе, а контролеры и кураторы должны были круглосуточно помогать волонтерам на местах, предупреждать ошибки. Добровольцы, переписавшиеся самостоятельно на Госуслугах, должны были сэкономить организаторам переписи значительную часть ресурсов, которые можно было перераспределить.

Но, как и в случае с московским голосованием на выборах в Госдуму, благой задел использовался не в тех целях.

Ударный труд на ниве приписок

Зачем попытались фальсифицировать Перепись-2021?

Этим вопросом задаются сегодня и ведущие политологи, социологи, демографы и общественные деятели.

- У меня две интерпретации случившегося с переписью населения 2021 года в России. Первая: организаторам переписи в этот раз со скидкой на ковид разрешили злоупотребить данными административной статистики. Данными паспортных столов разрешается пользоваться, но это делается в крайнем случае, небольшой процент населения такими данными допускается закрывать. Переписчики ходили-ходили, стучали-стучали в дверь, не достучались, тогда в последнюю неделю можно вписать самые минимальные данные по жителям из домовой книги: возраст и пол. В этот раз административные данные использовали более активно и не в последний момент. Но добор анкет таким способом проблемы нехватки информации по этой части населения не снимает, потому что никакие институции вам не сообщат то, что может знать о себе только сам человек – это группа вопросов о самоопределении.

В этом году требования к таким данным, по-видимому, разрешили ослабить.

- У меня и к прошлым переписям были претензии, я считаю, что их результаты ненадежны, не заслуживают доверия. Нынешняя перепись вообще взята из воздуха. Все соотношения там потеряны.- считает Григорий Юдин.

Выравниваться на данные этой переписи, проводя соцопросы, составляя экономические прогнозы, принимая управленческие решения – большая беда, потому что мы просто воспроизводим реальность, которой не существует.

Вторая моя интерпретация случившегося с переписью – обычное вранье. Понятно, что перепись долго откладывалась, и ее уже нужно было как-то проводить, но административные органы оказались к этому катастрофически не готовы. Необходимого контроля за ними не производили. Ну, и решили просто наврать, что перепись была.

Независимый демограф, бывший сотрудник Росстата Алексей Ракша:

- Перепись проводится раз в 10 лет, чтобы понять характеристики нашего населения. Перепи сь 2021 года, на мой взгляд, провалена.

Другое дело, что, по моим данным, доля административно переписанных на этот раз оказалась чудовищно велика. Что такое административно переписанные? Переписчики выходили (или не выходили) на адрес, не смогли (или не пытались) попасть в квартиры, тогда к концу переписи её организаторы выдают переписчикам данные из паспортных столов для заполнения анкет, где в этом случае указывают только возраст и пол.

Это допустимая практика, если таким образом переписанных граждан не больше 5-10%. Но в эту перепись, по моим данным, таковых анкет было 50%, а то и более! То есть это огромный процент, о котором мы на самом деле не знаем правды. Смысл переписи при таких пропорциях просто теряется.

Кроме того, было много свидетельств того, что переписчиков заставляли выдумывать и дописывать анкеты и по другим вопросам, кроме возраста и пола , как будто с людьми они встречались и их опрашивали лично , хотя на самом деле не встречались и не опрашивали.

Организация переписи 2021 года в России, по моему мнению, худшая за все время. Почему? Большинство людей не видели переписчиков, а это важно, поскольку только лично человек может сообщить о своей национальности, владении языком, фактическом месте проживания, количестве рожденных детей, например. В базе данных паспортных столов этой информации нет, в случае отсутствия контакта с респондентом её можно только выдумать. А это уже фальсификация.

Во-первых, перепись пришлась на пиковые значения заболеваемости ковидом , она совпала с самой страшной волной пандемии.

Далее – информационная кампания и оповещение людей о переписи были просто никакими, никакой разъяснительной работы не велось.

А еще упало доверие людей к власти – они просто не хотят никаким образом связываться с государством: не открывают двери переписчикам и не участвуют в электронной переписи, потому что считают, что их данные сольют, украдут или продадут мошенникам, переиначат, накрутят, используют в своих корыстных целях. Если эти тренды сохранятся, боюсь, что вскоре перепись в России вообще станет невозможной.

Политолог, исследователь региональной политики Александр Кынев:

- Я проводил перекличку в своем круге общения, а он большой, и у себя на страничке в ФБ – не выявилось ни одного человека, кто бы видел живого переписчика. Те, кто ответил, что участвовал в переписи, делали это самостоятельно через сайт Госуслуг, в том числе так поступил и я.

И это, конечно, никак не коррелирует с теми данными, о которых заявляют организаторы – более 99% населения приняло участие в переписи. Ситуация, конечно, кардинально отличается от 2010 года, где живых переписчиков хотя бы видели в глаза.

У паспортных столов нет реальной информации о том, как изменяют состав миграционные потоки, о том, как вообще происходит миграция сегодня, а мы знаем, что она происходит активно.

Недостающие ответы, судя по всему, составлялись по наитию, их просто выдумали.

И что мы получаем в результате?

Во-первых, тот подход к организации переписи, который мы увидели, противоречит ее смыслу. А в чем смысл переписи? Обновить данные о реальном количестве граждан, а не задокументированном сколько-то там лет назад. Формальный подход в подсчете реальные показатели нам на дает. Для чего нужно именно обходить граждан по адресам? Чтобы оценить реальное размещение населения, чтобы узнать, а сколько в данном населенном пункте, в городе, в районе строить объектов социальной инфраструктуры, иных объектов, исходя из плотности заселения. От этого зависят бюджеты территорий, бюджеты подушевого финансирования. Все мы знаем, как по данным паспортного стола, по прописке человек может жить в Хабаровске, Новом Уренгое, Красноярске, а на самом деле уже 10 лет постоянно живет в Москве. Данные о количестве граждан, фактически проживающих в конкретных местах позволяют и оценить объем теневой экономики, теневую занятость, а это важные данные уже для экономики, и формальными методами их тоже не подсчитать.

Во-вторых, та статистика, которая была получена формальными методами, ежегодно публикуется в общем разрезе Росстатом. Получается, что мы не получили никакой качественной разницы между публикуемыми ежегодно оценочными данными и переписью. Переписью, конечно, ее назвать нельзя. В лучшем случае, получили более качественные данные по учету граждан, но не по их реальному количеству и размещению.

Зачем тогда проводили, зачем бюджеты вкладывали?

Конечно, можно списать на ковид, но зачем тогда вообще проводить перепись, итоги которой не имеют ценности? Деньги можно было бы и на другое, что-то более ценное потратить.

Политолог, публицист Кирилл Рогов (на своей странице в Facebook):

- Когда-то в 2010 г., когда была прошлая перепись, выяснилось, что россияне не хотят переписываться. Не открывают переписчикам дверь, притворяются шкафчиком для белья, замазывают фамилию. Я тогда даже написал колонку в "Ведомостях" с таким позитивистским морализмом: мол, просвещенная стратегия vote, а не exit, и что надо все же, чтобы мы знали свою страну (кажется, так).

А теперь я через день получаю по почте от госуслуг призыв: пройдите перепись он-лайн. И через день думаю "*** вам". Не пройду. И даже переписчиков в квартиру не пущу. Или пущу, несчастных, скажу, что я татарин, 70 лет, мать-одиночка.

И нельзя сказать, чтобы мое отношения было эмоциональным, каким-то иррациональным протестом. Нет. Я же знаю, что перепись - это бюджет. Значит, это будет что? Его сначала украдут, а потом сделают ботов, которые все формы заполнят, чтобы все сходилось. Как на электронном голосовании.

И даже эти переписчики, которые ко мне придут, ничуть не удивятся, что я татарин и мать-одиночка. Платят за анкеты поштучно. Так что - какая разница. Им хотя бы выдумывать не надо будет анкету за меня. И сканеру, которому стравят эту анкету, все равно. Он закуплен по тендеру, у отечественной фирмы. У иностранной нельзя, чтобы не украли наши биоматериалы. А что не сойдется - боты исправят, сделают красивый name_id, уникальный идентификатор и махачу.

Вам, конечно, интересно, что такое махача. Но это вам знать не положено. Извините. Это закрытая информация, в интересах безопасности и противодействия терроризму.

Заведующий кафедрой местного самоуправления, заведующий проектно-учебной лабораторией муниципального управления НИУ ВШЭ, профессор, кандидат философских наук Симон Кордонский (из цикла публичных дискуссий «Год на самоизоляции: экономика и занятость населения):

- Я не считаю, что данные по загсам у нас и есть объективная реальность. Есть множество других оценок. Непонятно, как учитывались мигранты. Кроме того, известно, что загсы горели во многих местах, бумажные записи не сохранились. Я не знаю, как обходились с этим люди из силовых структур, которые этим занимались, я знаю только итоговую цифру. С переписью — да, 144 миллиона человек. Но я принимал участие в разных переписях населения, в том числе в организации контроля над переписью населения 2002 года. И видел, как в предпоследний день появилось директивное письмо от Росстата, в котором было сказано, что нужно будет пересчитывать всех по хозяйственным книгам. На этот момент было переписано примерно 70% вроде бы как населения. В Москве у меня ни в одной аудитории не было больше 10% людей, которые попали в перепись. Данные переписи— понимаете, перепись у нас унаследовала советскую логику. Обычно перепись— это некоторый механизм учёта населения. Советская перепись— это механизм контроля над населением. Поэтому советская перепись шла до получения цифры 94 с чем-то процента населения. И перепись 2002 года, и перепись 2010 года шли именно как учётные переписи, регистрационные, а не как опросы. Верить данным этих переписей можно с очень большой натяжкой. Очень хотелось бы позаниматься этим, но, к сожалению, Росстат никак не реагирует на попытки получения информации о первичных данных. После переписи 2002 года я запросил у Росстата данные по офицерам, по служивым людям, по численности семей и типу жилья. Они за три года не смогли их вычислить или не захотели получить их из общих ведомостей. С моей точки зрения, к этим данным Росстата, в том числе и по численности населения, нужно относиться с очень большой настороженностью. Может быть, у нас не 145 миллионов человек, а 120. А может быть, и 160 миллионов человек, бог его знает.

Председатель общероссийского движения Федеральный сельсовет, фермер Василий Мельниченко:

– Все прочитали – 99% [участвовавших в переписи россиян]. Наглая, запредельная ложь центра умиляет всех. Из моей семьи никто не участвовал. Ни моих внуков, ни моих детей, ни моих братьев никто не переписывал. Никто. Нет знакомых, кого бы опрашивали. Зачем эти понты? Я понимаю, что сейчас Путину будут докладывать и какие справки писать. Врать. Так нельзя государство строить, это же неуправляемость полная.

Почему скрыли-то [реальные данные]? Есть проблема: вымирание людей. На территории людей становится все меньше и меньше. В глубинке это очень заметно. Мы совершенно безразлично относимся к тому, что за период с 1996 по 2025 год, внимание, у нас ликвидируется 100 тысяч населенных пунктов. 32 тысячи официально ликвидированы за этот период. В 75 тысячах сел и деревень проживает от 1 до 26 стареньких бабок, даже мужиков уже нет. Доживают.

В Москве, когда сейчас пишут, умерло 10 тысяч человек, это в целом незаметно. Метро всё равно будет полное, пробки машинные никуда не денутся. А что означает, что в селе Галкинское умерло 5 или 6 человек? Это означает, что половины улицы больше нет. И это невозможно не заметить. Вопрос – а как же дальше будут жить мои дети, мои внуки? Все участковые больницы уже закрыты. То же будет со школами? И вот этот вопрос очень остро стоит на семейных советах в селах и деревнях.

За понтами и прочими рекордами надо скрыть вымирание людей. Это больная тема для сегодняшнего правительства России. Я не говорю, что для них это беда. Они считают, что это статистическая катастрофа. Но не беда. Никто из власти не жалеет никаких людей в России. Государство Российская Федерация на данный момент, это мое мнение, совершенно не заинтересовано в том, чтобы здесь кто-то был. Если бы кто-то был заинтересован в том, чтобы люди в России жили, не уезжали по 300-400 тысяч в год заграницу на вечную жизнь, покидали страну, то таких унизительных зарплат, таких унизительных пенсий (из 40 миллионов пенсионеров как минимум 20 миллионов живут в полной нищете) просто не было бы.

Другое дело, что, по моим данным, доля административно переписанных на этот раз оказалась чудовищно велика. Что такое административно переписанные? Переписчики выходили (или не выходили) на адрес, не смогли (или не пытались) попасть в квартиры, тогда к концу переписи её организаторы выдают переписчикам данные из паспортных столов для заполнения анкет, где в этом случае указывают только возраст и пол.

вательное значение и связаны с существованием статистики, политической и экономической географии и истории. Данные науки считаются важными разделами социального знания. На самом деле они являются институтами власти и обслуживают ее интересы.

С конца XIX в. вплоть до настоящего времени в официальных переписях населения разных государств обнаруживается постоянный произвол. Он выражается в изменении, разделении, перестановке и новом упорядочивании категории этноса. По мере секуляризации критерий религиозной принадлежности исчезает. Его место занимает критерий этнической принадлежности. Этот факт свидетельствует о том, что классификационные категории становятся все более расовыми. После Октябрьской революции в России и обретения независимости странами Азии, Африки и Латинской Америки ( после второй мировой войны) прежняя категория расы получила новую дефиницию этноса. А в России после 1991 г. происходит ее подлинный ренессанс.

политического воображения империй лежит фикция26.

26 Первыми колонизаторами были клирики, конкистадоры, путешественники. Они навязывали местному населению собственные классификации. В них туземная социальная структура воспринималась как отражение социальной структуры страны-завоевателя. Например, испанцы всегда квалифицировали местное население завоеванных стран как князей, дворян, плебс и рабов. Перепись — продукт воображения феодального периода. В конце XIX в. она была модернизирована за счет добавления расовой или этнической при- надлежности.

По мере расширения компетенции и умножения функций госаппараты империй создали искусственную демографическую топографию. Она пустила глубокие социальные, институциональные и познавательные корни. И была просто следствием создания новых отрядов бюрократии военной, образовательной, судебной, медицинской, полицейской, таможенной, иммиграционной, пограничной и т.п. Вся структура главных государственных ведомств обороны, внутренних и иностранных дел, безопасности, информации) возникла на основе принципа расовых и этнических иерархий. Для его обоснования использовалась наука. Тем самым факт существования разных отрядов госаппарата и критерии расы-этноса отождествлялись, квалифицировались как параллельные множества.

Через сеть бюрократических учреждений ( школ, больниц, полицейских участков, иммиграционных бюро, таможенных и пограничных служб, отделов записи актов гражданского состояния, нотариальных контор и т.п.) проходит масса населения. Предполагается, что сам факт такой циркуляции соответствует нормам социальной динамики. На самом деле происходит отождествление социальных процессов, государственных учреждений и познавательных схем. В результате государственные выдумки и фантазии приобретают статус действительности. Современная социальная статистика и демография — продукты такого отождествления.




Оно ведет к неожиданным следствиям. Например, религиозные общины были основанием древних и стабильных вымышленных общностей. Они совершенно не соответствовали классификационной сетке государства. Поэтому госаппарат империй насильственно присоединял другие религиозные общины к официальной государственной религии или вводил в классификации множество бессмысленных поправок. В результате госаппарат сам повинен в росте числа и значения религиозных святынь, школ и судов.

Таким образом, становление современных этносов неотделимо от имперского прошлого. Приписывание этносам политического значения есть результат бюрократизации управления, социальной статистики, демографии в этнографии. Все эти науки ( т.е. научное сообщество) по-прежнему заинтересованы в существовании государства и сами являются звеньями его бюрократической машины.

То же самое можно сказать об экономической и политической географии. Они базируются на таких концептуализациях, действительности, которые свидетельствуют о том, что современное государственное мышление возникало в рамках традиционной структуры политический власти. Речь идет о картах, которыми оперирует экономическая и политическая география.

Из истории известно два типа карт:

1. Космографические, формальные и символические карты трех миров (небесного, земного и подземного) религиозной космологии. Они не предназначались для путешествий, а были ориентированы на постоянное напоминание о совершенных грехах и спасении души.

2. Первые светские карты были указателями для проведения военных операций и каботажного плавания. В них содержалась информация о времени, необходимом для покрытия определенных расстояний. Эти карты были локальными

и не располагали объекты изображения в стабильном географическом контексте.

Первый тип карт чертился в вертикальной, а второй — в диагональной плоскости. В них еще не было конвенции восприятия действительности с птичьего полета и не обозначались границы — исходные критерии бытия современных государств и политической географии. Сама идея государственной границы насчитывает менее 150 лет. Только с 1870- х гг. границы начали рассматриваться как непрерывные линии на карте, которые ничему конкретному на земле не соответствовали27. Они просто отделяли один государственный суверенитет от другого.

Вплоть до конца XIX в. пространство описывалось в категориях священных столиц и мест поселения людей. Такие топосы могут восприниматься эмпирически без особого труда. Тогда как территория государства была и остается абстракцией. Эта абстракция связана с понятиями

В антропологической концепции нации показано, что воплощение абстракций в действительность связано с ростом госаппарата. Этим объясняется сходство переписи и карты. Обе функционируют на основании принципа тотальной классификации. Уже сам этот принцип склоняет его изобретателей и потребителей к действиям с революционными последствиями. Однако в основе таких действий лежит идея государственного (полицейского и научного) надзора над действительностью.

Хронометр был изобретен в 1761 г. Вслед за тем вся земля была разделена параллелями и меридианами. После этого геометрическая сеть стала накладываться на неизвестные морские и сухопутные территории. Возникла задача заполнения и описания каждой клетки на карте. Раньше путешествия осуществлялись с целью познания, грабежа и религиозного миссионерства. Теперь они начали возлагаться на армию. Первые географические ведомства возникли в составе флотских и армейских министерств. Так появились профессии топографов и землемеров. А эти профессионалы подвергли пространство тому же надзору, который издавна навязывался населению государственной статистикой. Возникла необходимость взаимного

приспособления карты и власти28.

В результате практического воплощения принципа тотальной классификации карта стала господствовать над действительностью, а не наоборот. В этом качестве она обосновывала увеличение госаппарата: «Дискурс производства карт стал парадигмой, в рамках которой функционировали и об-

28 Оно шло от триангуляции к триангуляции, от войны к войне и от одного мирного трактата к другому. Вопросы войны и мира всегда были воплощением государственного произвола. На его основе возникало нынешнее международное право. В настоящее время в мире существует множество государственных границ и связанных с ними служб (отделы виз и регистрации, таможня, пограничная служба и т.д.). Все они есть институционализованный синтез политического произвола и мифологических представлений. Политическая география воплощает идею тотального надзора над пространством. В этом контексте функционируют

географией, этнографией и демографией —

29 В Европе давно существовало право законного наследования и передачи территорий. Оно начало применяться и в отношении колоний. По мере их оккупации захватчики обосновывали свое право на данные территории с помощью квазиправового метода наследования. Местным властителям приписывался суверенитет в феодальном смысле слова. Поэтому они либо устранялись, либо вынуждены были подчиниться захватчикам. Оккупанты начали широко пользоваться помощью ученых — географов и историков. Последние начали заниматься реконструкцией вымышленной истории обладания

В начале XX в. появились также карты-логосы. Они транслируют обычай империй обозначать на карте одним цветом метрополии и колонии. Выкрашенная в определенный цвет колония становилась фрагментом мозаики. По мере закрепления в памяти поколений формы фрагмента он становился

Музейное дело — следующий элемент национализма. Сам музей и связанное с ним воображение имеют политический характер. На протяжении XX в. в разных странах росло число музеев и аналогичных учреждений. Это свидетельствует о политизации представлений об историческом процессе.

До XIX в. имперские властители не проявляли никакого интереса к памятникам завоеванных цивилизаций. Инициатива обычно исходила от наместников и имперских чиновников. Они первыми начали собирать коллекции местных древностей и проявлять интерес к изучению их истории. Все это делалось для того, чтобы еще сильнее связать колонии с мет-

пополней. В этом процессе ни одно государство никогда не руководствовалось познавательными интересами науки30. Оно осуществляло эти действия на основе материального своекорыстия и политического расчета госаппарата. Важнейшую роль при этом сыграл ряд факторов, которые наиболее ярко проявились в истории Российской империи XIX в.

Так начали фабриковаться программы строительства памятников и музеев. Эти программы всегда были связаны с актуальной политикой правительств. Например, строительство памятников великим людям древности призвано было подчеркнуть: их потомки не способны на великие деяния и самостоятельное политическое бытие и потому нуждаются в имперских наместниках-колонизаторах. Только последние могут обеспечить мир и надлежащее управление на данной территории.

Вначале империи придавали одинаковое значение исследованию древностей и истории покорения данной территории.

30 Наместники и чиновники начали уделять внимание раскопкам, измерениям, фотографированию, реконструкции, сохранению, выставкам и изучению древностей. Археологические и археографические комиссии возникали в рамках имперских ведомств и тем самым становились важным политическим институтом.

СССР (после Октябрьской революции) и бывшие колонии Азии, Африки, Латинской Америки ( после установления независимости) унаследовали и укрепили форму ведения музейного дела, сложившуюся в Российский империи. Это значит, что все элементы археологического производства могут быть символом любых политических режимов — от монархических и военных до революционных и демократических. Во всех случаях мифологика власти определяет содержание и структуру всего круга социальных наук — статистики, демографии, этнографии, географии, истории и археологии.

Она лежит в основании современного стиля политического мышления, влияющего на все идеологии современности.

Всего было проведено 10 ревизий.

В начале XVIII века введено подушное обложение, единицей которого стала "мужская душа". В соответствии с новой системой налогообложения принята и новая форма учета населения, так называемые ревизии (подушные переписи). Всего в России было проведено 10 ревизий:

Указ о проведении 1-ой ревизии Петр I издал 26 ноября 1718 года. Она началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 года и продолжалась до 1727 года. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов, кроме башкир, часть татар и других народностей. Первая ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на украинцев, живших в русских губерниях. Позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены иные формы учёта населения (в Малороссии переписи учитывали численность дворов и служащего казачества).

Вторая ревизия проведена после опубликования указа от 16 декабря 1743 года, проводилась с 1744 по 1747 гг. Она, как и первая ревизия не коснулась ряда народов: башкир, части татар, сибирских племен, лопарей. Не проводилась ревизия на территории Малороссии. Тем не менее 2-ая ревизия охватила некоторые категории населения, которые не были охвачены 1-ой ревизией. В частности были учтены жители Ингерманландии (населена финнами), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также иностранцы, принявшие православие. Сенатским указом от 22 марта 1746 года предусматривалось, что отдельно должна регистрироваться этническая принадлежность учитываемого населения, при этом разрешалось при учете крещенных инородцев не указывать их этническую принадлежность.

Третья ревизия началась в 1762 и закончилась к середине 1764 года. Правительство дало указание о включении в ревизские сказки также и лиц женского пола. До этого их численность определялась путём удвоения числа лиц мужского пола. С учётом всех пропусков и "беглых душ", общая численность населения России к 1763 году составила 23.200 тысяч человек. К началу 3-ей ревизии был окончательно установлен список категорий населения, подлежащих ревизскому учёту и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. Вводилась единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии. В ревизии вносились сведения обо всех лицах мужского и женского пола (фамилия если имелась, имя, отчество, примерный возраст, сословная принадлежность, место жительства).

В 1781-1783 годах прошла 4-ая ревизия. В отличие от всех предыдущих, она распространялась на всю территорию России, охватив окраинные районы, где до этого проводились лишь свои местные исчисления. Она указывала этническую принадлежность, не только "некрещенных иноверцев", но и "новокрещенных". Не выделялись давно принявшие православие этнические общности: белорусов, поляков (кроме проживавших в Риге), латышей, эстонцев, ижорцев, карел, финнов, коми, коми-пермяков и других.

Пятая ревизия проводилась по указу от 23 июня 1794 года и должна быть завершена к началу 1796 года. Формуляры документов переписи оставались такими же, как в 4-ой ревизии. По её итогам в России проживало 28.300 тысяч человек.

Шестая ревизия началась в 1811 году и была обусловлена трудностями войной 1812 года.

Седьмая ревизия началась в 1815 году и в ревизию дополнительно включен пункт о специальности. Сведения о женском поле выделены отдельно и составили правую часть сказки.

Восьмая ревизия началась в 1833 году

Девятая ревизия началась в 1850 году

Десятая ревизия началась в 1857 годуРевизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица подающего сказку; возраст; фамилию (если была); имя; отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и "работных людей" с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей уплачиваемых казне; имущественное положение (не всегда); по 1-5 ревизии национальность; по 1-ой ревизии физические недостатки (увечен, слеп). Категории населения, перечисленных в ревизских сказках: мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Подкатегории крестьян включали в себя: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные. Воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещению населения, где были варианты как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные.

Недостатком ревизий считается не включение сведений огромной группы освобожденных от учета: дворяне; государственные служащие; домашние учителя; нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки); почётные граждане; лица принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам; все лица получившие ученые, медицинские, академические степени; мастера казенных заводов и некоторые другие категории граждан.

вательное значение и связаны с существованием статистики, политической и экономической географии и истории. Данные науки считаются важными разделами социального знания. На самом деле они являются институтами власти и обслуживают ее интересы.

С конца XIX в. вплоть до настоящего времени в официальных переписях населения разных государств обнаруживается постоянный произвол. Он выражается в изменении, разделении, перестановке и новом упорядочивании категории этноса. По мере секуляризации критерий религиозной принадлежности исчезает. Его место занимает критерий этнической принадлежности. Этот факт свидетельствует о том, что классификационные категории становятся все более расовыми. После Октябрьской революции в России и обретения независимости странами Азии, Африки и Латинской Америки ( после второй мировой войны) прежняя категория расы получила новую дефиницию этноса. А в России после 1991 г. происходит ее подлинный ренессанс.

политического воображения империй лежит фикция26.

26 Первыми колонизаторами были клирики, конкистадоры, путешественники. Они навязывали местному населению собственные классификации. В них туземная социальная структура воспринималась как отражение социальной структуры страны-завоевателя. Например, испанцы всегда квалифицировали местное население завоеванных стран как князей, дворян, плебс и рабов. Перепись — продукт воображения феодального периода. В конце XIX в. она была модернизирована за счет добавления расовой или этнической при- надлежности.

По мере расширения компетенции и умножения функций госаппараты империй создали искусственную демографическую топографию. Она пустила глубокие социальные, институциональные и познавательные корни. И была просто следствием создания новых отрядов бюрократии военной, образовательной, судебной, медицинской, полицейской, таможенной, иммиграционной, пограничной и т.п. Вся структура главных государственных ведомств обороны, внутренних и иностранных дел, безопасности, информации) возникла на основе принципа расовых и этнических иерархий. Для его обоснования использовалась наука. Тем самым факт существования разных отрядов госаппарата и критерии расы-этноса отождествлялись, квалифицировались как параллельные множества.

Через сеть бюрократических учреждений ( школ, больниц, полицейских участков, иммиграционных бюро, таможенных и пограничных служб, отделов записи актов гражданского состояния, нотариальных контор и т.п.) проходит масса населения. Предполагается, что сам факт такой циркуляции соответствует нормам социальной динамики. На самом деле происходит отождествление социальных процессов, государственных учреждений и познавательных схем. В результате государственные выдумки и фантазии приобретают статус действительности. Современная социальная статистика и демография — продукты такого отождествления.




Оно ведет к неожиданным следствиям. Например, религиозные общины были основанием древних и стабильных вымышленных общностей. Они совершенно не соответствовали классификационной сетке государства. Поэтому госаппарат империй насильственно присоединял другие религиозные общины к официальной государственной религии или вводил в классификации множество бессмысленных поправок. В результате госаппарат сам повинен в росте числа и значения религиозных святынь, школ и судов.

Таким образом, становление современных этносов неотделимо от имперского прошлого. Приписывание этносам политического значения есть результат бюрократизации управления, социальной статистики, демографии в этнографии. Все эти науки ( т.е. научное сообщество) по-прежнему заинтересованы в существовании государства и сами являются звеньями его бюрократической машины.

То же самое можно сказать об экономической и политической географии. Они базируются на таких концептуализациях, действительности, которые свидетельствуют о том, что современное государственное мышление возникало в рамках традиционной структуры политический власти. Речь идет о картах, которыми оперирует экономическая и политическая география.

Из истории известно два типа карт:

1. Космографические, формальные и символические карты трех миров (небесного, земного и подземного) религиозной космологии. Они не предназначались для путешествий, а были ориентированы на постоянное напоминание о совершенных грехах и спасении души.

2. Первые светские карты были указателями для проведения военных операций и каботажного плавания. В них содержалась информация о времени, необходимом для покрытия определенных расстояний. Эти карты были локальными

и не располагали объекты изображения в стабильном географическом контексте.

Первый тип карт чертился в вертикальной, а второй — в диагональной плоскости. В них еще не было конвенции восприятия действительности с птичьего полета и не обозначались границы — исходные критерии бытия современных государств и политической географии. Сама идея государственной границы насчитывает менее 150 лет. Только с 1870- х гг. границы начали рассматриваться как непрерывные линии на карте, которые ничему конкретному на земле не соответствовали27. Они просто отделяли один государственный суверенитет от другого.

Вплоть до конца XIX в. пространство описывалось в категориях священных столиц и мест поселения людей. Такие топосы могут восприниматься эмпирически без особого труда. Тогда как территория государства была и остается абстракцией. Эта абстракция связана с понятиями

В антропологической концепции нации показано, что воплощение абстракций в действительность связано с ростом госаппарата. Этим объясняется сходство переписи и карты. Обе функционируют на основании принципа тотальной классификации. Уже сам этот принцип склоняет его изобретателей и потребителей к действиям с революционными последствиями. Однако в основе таких действий лежит идея государственного (полицейского и научного) надзора над действительностью.

Хронометр был изобретен в 1761 г. Вслед за тем вся земля была разделена параллелями и меридианами. После этого геометрическая сеть стала накладываться на неизвестные морские и сухопутные территории. Возникла задача заполнения и описания каждой клетки на карте. Раньше путешествия осуществлялись с целью познания, грабежа и религиозного миссионерства. Теперь они начали возлагаться на армию. Первые географические ведомства возникли в составе флотских и армейских министерств. Так появились профессии топографов и землемеров. А эти профессионалы подвергли пространство тому же надзору, который издавна навязывался населению государственной статистикой. Возникла необходимость взаимного

приспособления карты и власти28.

В результате практического воплощения принципа тотальной классификации карта стала господствовать над действительностью, а не наоборот. В этом качестве она обосновывала увеличение госаппарата: «Дискурс производства карт стал парадигмой, в рамках которой функционировали и об-

28 Оно шло от триангуляции к триангуляции, от войны к войне и от одного мирного трактата к другому. Вопросы войны и мира всегда были воплощением государственного произвола. На его основе возникало нынешнее международное право. В настоящее время в мире существует множество государственных границ и связанных с ними служб (отделы виз и регистрации, таможня, пограничная служба и т.д.). Все они есть институционализованный синтез политического произвола и мифологических представлений. Политическая география воплощает идею тотального надзора над пространством. В этом контексте функционируют

географией, этнографией и демографией —

29 В Европе давно существовало право законного наследования и передачи территорий. Оно начало применяться и в отношении колоний. По мере их оккупации захватчики обосновывали свое право на данные территории с помощью квазиправового метода наследования. Местным властителям приписывался суверенитет в феодальном смысле слова. Поэтому они либо устранялись, либо вынуждены были подчиниться захватчикам. Оккупанты начали широко пользоваться помощью ученых — географов и историков. Последние начали заниматься реконструкцией вымышленной истории обладания

В начале XX в. появились также карты-логосы. Они транслируют обычай империй обозначать на карте одним цветом метрополии и колонии. Выкрашенная в определенный цвет колония становилась фрагментом мозаики. По мере закрепления в памяти поколений формы фрагмента он становился

Музейное дело — следующий элемент национализма. Сам музей и связанное с ним воображение имеют политический характер. На протяжении XX в. в разных странах росло число музеев и аналогичных учреждений. Это свидетельствует о политизации представлений об историческом процессе.

До XIX в. имперские властители не проявляли никакого интереса к памятникам завоеванных цивилизаций. Инициатива обычно исходила от наместников и имперских чиновников. Они первыми начали собирать коллекции местных древностей и проявлять интерес к изучению их истории. Все это делалось для того, чтобы еще сильнее связать колонии с мет-

пополней. В этом процессе ни одно государство никогда не руководствовалось познавательными интересами науки30. Оно осуществляло эти действия на основе материального своекорыстия и политического расчета госаппарата. Важнейшую роль при этом сыграл ряд факторов, которые наиболее ярко проявились в истории Российской империи XIX в.

Так начали фабриковаться программы строительства памятников и музеев. Эти программы всегда были связаны с актуальной политикой правительств. Например, строительство памятников великим людям древности призвано было подчеркнуть: их потомки не способны на великие деяния и самостоятельное политическое бытие и потому нуждаются в имперских наместниках-колонизаторах. Только последние могут обеспечить мир и надлежащее управление на данной территории.

Вначале империи придавали одинаковое значение исследованию древностей и истории покорения данной территории.

30 Наместники и чиновники начали уделять внимание раскопкам, измерениям, фотографированию, реконструкции, сохранению, выставкам и изучению древностей. Археологические и археографические комиссии возникали в рамках имперских ведомств и тем самым становились важным политическим институтом.

СССР (после Октябрьской революции) и бывшие колонии Азии, Африки, Латинской Америки ( после установления независимости) унаследовали и укрепили форму ведения музейного дела, сложившуюся в Российский империи. Это значит, что все элементы археологического производства могут быть символом любых политических режимов — от монархических и военных до революционных и демократических. Во всех случаях мифологика власти определяет содержание и структуру всего круга социальных наук — статистики, демографии, этнографии, географии, истории и археологии.

Она лежит в основании современного стиля политического мышления, влияющего на все идеологии современности.

Читайте также: