Как делегировать обязанности по дому

Обновлено: 15.05.2024

А потом для детей устроили соревнование и сделали две разных полосы препятствий. Для мальчиков только с физическими препятствиями, а девочки должны были еще сделать домашние дела: отмыть зеркало, пополнить запасы туалетной бумаги. Конечно, мальчики пришли к финишу первыми. Потом детей спросили — справедливо ли это? Они согласились, что нет. И второй раз мальчики уже помогали пройти испытание девочкам.

Бренд ZEWA также провел опрос среди 1205 человек и выяснил, несправедливое разделение дел по дому все еще частое явление: только 33% всех домашних дел выполняют мужчины. Остальное — на плечах женщин. При этом 77% опрошенных заявили, что верят: если делить обязанности более справедливо, то семья станет счастливее. Как этого добиться? Отражается ли это на детях? Рассказывает редакция НЭН.

Катя Статкус

О том, как распределяются обязанности

Мой муж — дирижер, он часто на гастролях. В те периоды, когда его нет дома, домашние обязанности распределяются так: я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик. Чтобы пережить это время, мне приходится снижать требования ко всему: приоритет — выжить, не озлобиться на ребенка, иметь свежую еду и чистую одежду. А влажная уборка может и подождать.

О том, как это влияет на детей

Я читала исследования о том, что дети в семьях, где родители, которые регулярно испытывают стресс, в том числе из-за несправедливого разделения домашних дел, в будущем с меньшей вероятностью смогут обеспечить себя жильем, состояться в профессии.

Мы надеемся не стать таким плохим примером. Мне нравится, что сын (ему сейчас четыре) видит: оба родителя включены в домашние дела, когда они дома. И что если у кого-то завал, то больше включается тот человек, у которого в этот момент завал меньше. Мне кажется, он уже перенимает эту модель.

Леня любит ставить тарелки в посудомойку, застирывать свои вещи, и даже если после этого все становится на самом деле хуже, чем было, я стараюсь его не одергивать. Меня в детстве иногда ругали за то, что от моей помощи было мало толку, и я помню, что это было безумно обидным.

О том, как можно договориться

Важно разговаривать, но только в тот момент, когда ваш партнер не совсем в офигевшем состоянии от усталости, стресса, завала. И не стесняться говорить, что есть какие-то домашние дела, которые вам не нравится делать, — это абсолютно нормально.

Делегировать часть домашних дел профессиональным помощникам — тоже вполне классный вариант, если вы оба его поддерживаете, доверяете незнакомым и у вас есть финансовые возможности для этого.

Вот что я пробую установить в качестве правил в нашем доме, чтобы сын понимал, что домашние дела — это общая ответственность:

  • ребенок ест только за столом (тогда крошки хотя бы немного локализуются);
  • лепкой и прочими активностями тоже занимается только за столом;
  • убирает после игры рабочий материал на специальную полочку.

Тамара Высоцкая

О том, как распределяются обязанности

Муж, сын, жареные пельмешки. За кадром я, которая гуляла c подругами, а теперь вернулась и требую есть

О том, как это влияет на детей

Думаю, это можно узнать только со временем. Но я точно знаю, что как младенец наблюдает и копирует движения взрослых, так и дети постарше запоминают модель отношений. И если для родителей уборка — мука и повод для ссор, ребенок будет думать, что это норма.

Я надеюсь, что, глядя на нас, в будущем ребенок поймет, что домашние дела не должны быть большой проблемой. Мне кажется, старшее поколение уделяло им слишком много внимания. Огромное количество российских женщин до сих пор считают, что помыть пол важнее, чем отдохнуть и позаботиться о себе.

Я надеюсь, что мой сын, как и муж, сможет обслуживать себя в том, где это необходимо: стирка, поддержание порядка в разумных масштабах, готовка, повседневные бытовые задачи. А еще я хочу, чтобы ребенок умел грамотно распределять приоритеты и понимал, когда можно обратиться за помощью.

О том, как можно договориться

Наша стратегия — минимизировать количество домашних дел так сильно, как это возможно. Посуду пусть моет посудомойка, одежду стирает машинка, что такое гладить, я вообще не знаю, продукты привозит доставка, за чистоту отвечает клининг, когда нет сил и желания готовить — выручают курьеры с желтыми рюкзаками.

Лена Аверьянова

О том, как распределяются обязанности

Я не могу сказать, что мы как-то специально об этом договорились, просто так распределилось с самого начала наших отношений. На практике выглядит так: я отвечаю за составление списка продуктов, заказ их доставки на дом и приготовление из них еды. Муж занимается посудой, уборкой квартиры (при этом уборка ванной и туалета на мне, потому что я люблю наводить чистоту именно там), всеми вопросами, связанными с бюрократией по ЖКХ и прочим бумажкам. Я веду дела, касающиеся сада и будущей школы для дочери. Мы даже укладываем ее по очереди, подменяя друг друга в форс-мажорных обстоятельствах.

Опять же, распределение обязанностей никак нас не напрягает, мы делаем все без усилий над собой и регулярно шутим на тему быта (например, я ненавижу менять постельное белье, что давно стало домашним мемом).

О том, как это влияет на детей

Иногда удивляет, насколько мало мы знаем о родительстве. Например, исследований о связи отношений родителей и счастья детей не так много. Но все же они есть, и ученые нашли прямую связь: чем счастливее отношения взрослых, тем проще потом детям будет построить свою семью.

Я думаю, мы подаем хороший пример, который дочь потом перенесет в свои отношения. Какую-то часть обязанностей мы уже закрепили за ней. Например, лет с трех она каждый вечер убирает все свои игрушки и наводит порядок перед сном — мы помогаем ей очень-очень редко. Она знает, что каждый из нас троих делает свою часть заботы о доме — у нас бытовые дела не характеризуются как какая-то повинность.

Конечно, я бы хотела, чтобы моя дочь выросла с понимаем, что забота о доме и выполнение бытовых обязанностей не имеет никакой связи с гендером. Что приготовить поесть, обеспечить базовую чистоту дома и разобраться с тем, как сделать элементарный ремонт, должен любой уважающий себя взрослый человек.

И мне кажется, когда в семье нет напрягов на фоне быта, когда он не взвален на одного человека, а равномерно распределен по всем, нет нужды как-то специально акцентировать на этом внимание, указывать на то, что у нас все как-то по-особенному — у нас все нормально и обычно. Надеюсь, в том будущем, которое ждет мою дочь, именно такая модель и будет основной, а не редкой, как сейчас.

О том, как можно договориться

Но мне кажется, ситуация уже меняется. Я выросла в семье, где бабушка считалась (да и сейчас считается) неким семейным менеджером, который и готовит, и убирает, и стирает, и еще должен помнить, кто из какой кружки пьет чай и сколько ложек сахара в него кладет.

Мы провели собственный опрос в соцсетях НЭН, и по количеству комментариев о том, что женщина все делает сама, поняли: мамы все еще выполняют намного больше домашней работы, чем отцы.

Мы верим, что все вместе сможем добиться честного разделения домашнего труда.


Опрос 2016 года показал, что почти треть российских семей ссорятся из-за распределения домашних обязанностей. 8% даже разводятся из-за разногласий в бытовых вопросах. Около 60% взрослых людей независимо от пола, семейного положения и наличия детей считают, что важно заботиться о чистоте дома вместе.

Женщинам, как правило, приходится уделять больше времени неоплачиваемой работе по дому. По информации Американского исследовательского центра Пью, они тратят в среднем 16 часов в неделю на домашние дела и 12 часов на заботу о детях. У мужчин на этот уходит 9 и 7 часов соответственно. В России женщины занимаются домом в среднем в два раза больше, чем мужчины.

🧹 Подробнее о проблеме домашних обязанностей

Шаг 1. Обсудите проблему с партнёром

Говорите в комфортной обстановке

Важно, чтобы оба были настроены на разговор. Постарайтесь учесть настроение собеседника. Если партнёр не готов обсуждать проблему прямо сейчас, предложите ему выбрать другое время для беседы.

Придерживайтесь позиции Взрослого

Не стоит вести диалог из позиции Ребёнка. Например, капризничать, демонстрировать слабость, обижаться и дуться. Не подойдёт также позиция Родителя. Не нужно отчитывать партнёра, как провинившегося малыша, и требовать, чтобы он соответствовал вашим ожиданиям.

Лучше всего обсуждать проблемы как два взрослых человека. Вы равны и договариваетесь как партнёры. У каждого есть право голоса. Ваши интересы и чувства одинаково важны и достойны внимания.

Будьте готовы к отказу

Напоминайте о важности обсуждаемой проблемы для обоих

Цель диалога — не выставить кого-то виноватым или заставить что-то сделать. Помните, что вы оба хотите одного и того же: сделать совместную жизнь более комфортной. Не сверяясь с партнёром и не зная его мнения, достигнуть этого не получится.

Возьмите паузу, если обсуждение становится слишком напряжённым

Помните, что успешный диалог не может зависеть только от одного человека. Пауза нужна, чтобы успокоиться, сформулировать своё мнение и отделить его от мнения другого человека. Это поможет сделать диалог более нейтральным и избежать ссоры.

Шаг 2. Проверьте, как вы делите домашние обязанности сейчас

Некоторые дела занимают много времени, но остаются невидимыми. Например, ежедневная готовка и мытьё посуды. Или оказываются более трудозатратными, чем можно представить. Например, оплата счетов.

Чтобы определить, справедливо ли разделены домашние обязанности, можно пройти небольшой тест. В нём выделены основные дела по дому: готовка, мытьё посуды, стирка, глажка, мытьё полов, уборка сантехники и так далее. Ответив на вопросы, вы увидите свой вклад в заботу о доме.

Потребности каждой семьи могут быть разными. Например, когда есть маленькие дети или домашние животные. Если тест вам не подошёл, попробуйте завести дневник домашних обязанностей. Заполняйте его вместе с партнёром в течение недели. Пусть каждый записывает всё сделанное на благо дома. Не забудьте указать время, которое занимает та или иная задача.

Важно не обесценивать свой труд и вносить в дневник даже те дела, которые приносят удовольствие. Например, если вам нравится наводить порядок в шкафу и вы полдня сортировали одежду, стирали её, развешивали по полочкам и кайфовали — это тоже считается.

Дневник решит сразу две задачи. Во-первых, покажет вклад каждого из вас в семейный комфорт. А во-вторых, поможет определить количество необходимых дел по дому.

Шаг 3. Составьте список дел и договоритесь о стандартах чистоты

На основе дневника составьте список дел для вашего дома. Не вносите туда что-то только потому, что так принято. Возможно, вы решите не мыть полы раз в неделю, а вместо этого почаще собирать пыль и крошки с помощью пылесоса. Или готовить самостоятельно только по выходным, а в будни заказывать доставку.

Задачи по дому можно разделить на несколько категорий.

Рутинные дела выполняют с определённой периодичностью. Например, готовить еду, мыть посуду, кормить кота и застилать постель нужно каждый день. Закупать продукты, стирать и пылесосить — раз в неделю. Оплачивать коммунальные счета — раз в месяц. Можно составить чёткий график рутинных дел.

Сезонные дела возникают один или несколько раз в год. Помыть окна, поменять резину с летней на зимнюю, перебрать гардероб, собрать яблоки в саду у бабушки — примеры сезонных дел. Они повторяются из года в год. Их можно спрогнозировать и внести в календарь.

Неожиданные дела появляются время от времени. Прорвало унитаз, сломался холодильник, а ребёнку для завтрашнего урока технологии нужно ведро каштанов — такие задачи трудно прогнозировать, а реагировать на них нужно быстро.

Шаг 4. Распределите дела так, чтобы всем было комфортно

Список домашних обязанностей готов. Теперь каждому члену семьи надо распределить дела по трём колонкам: делаю с удовольствием, готов делать, не хочу делать. Отталкиваясь от этого, разделите задачи примерно пополам. Например, если один из партнёров любит пылесосить, пусть это будет его обязанностью. Если мыть посуду готовы оба, то это можно делать по очереди.

Дела, которые не нравятся никому, можно делегировать. Например, периодически приглашать клининговую компанию для мытья полов и сантехники. Или заказывать доставку продуктов, чтобы не таскать тяжёлые сумки самим. Если нет возможности делегировать неприятную задачу, договоритесь выполнять её по очереди.

Ещё один вариант — распределить задачи по сферам. Например, один отвечает за приготовление еды. Он планирует меню, закупает продукты и приводит кухню в порядок после готовки. А другой занимается уборкой. Соответственно, именно он выбирает бытовую химию и следит, чтобы дома всегда был стиральный порошок и средство для мытья посуды.

Распределяя домашние обязанности, постарайтесь не ориентироваться на гендерные стереотипы или традиции родительской семьи. Например, ваш муж не обязан мыть обувь только потому, что у родителей всегда отвечал за это папа.

🧽 Истории тех, кто уже попробовал

Шаг 5. Помогите новым обязанностям войти в привычку

Не торопите себя и дайте новому графику уборки устояться. Выделите в расписании конкретное время для заботы о доме. Чтобы не забывать запустить стирку или заказать продукты, поставьте напоминалки на телефоне или повесьте на видное место планер. Также можно использовать приложения для отслеживания привычек.

Постарайтесь избавиться от всех препятствий на пути к чистому дому. Купите функциональную бытовую технику, которая облегчит жизнь. Например, стиральная машина с функцией сушки может избавить от необходимости развешивать бельё. Позаботьтесь, чтобы средства для уборки были под рукой. Своевременно меняйте тряпочки. Купите удобную швабру для мытья пола. Чем легче будет убираться — тем больше вероятность, что вы действительно будете это делать.

Шаг 6. Не бойтесь отклоняться от плана

Не относитесь к графику домашних обязанностей слишком серьёзно. Если у партнёра завал на работе, возьмите часть его домашних дел на себя. И не стесняйтесь просить о помощи, если устали. Это не значит, что вы нарушаете договор. В семье поддерживают друг друга.

Старайтесь правильно расставлять приоритеты и периодически устраивайте себе каникулы от домашних забот. Иногда можно забить на гору посуды в раковине и провести время вместе за приятными делами: посмотреть кино или прогуляться в парке.

У каждой, наверное, есть подруга из идеальных хозяюшек. Из тех, у которых дети умыты, муж накормлен, полы надраены, а на плите всегда что-то завлекательно булькает.

Детям

Не надо недооценивать сладких зайчиков. При умелой дрессуре они чудесно справляются с частью домашних дел. Кроме того, участие во взрослых обязанностях дает им чувство уверенности в своих силах, навыки самостоятельности и другие полезные знания и умения из списков детских психологов. Даже трехлетки могут:

Разбирать пакеты с продуктами. Несколько раз их работу придется координировать, но когда они осознают процесс, у нас освободится – страшно подумать! – не менее получаса! Малыш занят, процесс идет, мама в маске сушит ногти – бинго!

Управлять домашней техникой. Запустить робота-пылесос и вызволить его из западни под диваном, где он застрял, перемолоть для мамули кофе в кофемолке, подогреть молоко в микроволновой печи – не проблема для ребенка. Главное, победить в самой себе ужас перед разлитым молоком и рассыпанным кофе: это не повод для паники, это повод научить малыша пользоваться тряпкой. Плюс мыслим на перспективу: искусное владение тряпкой пригодится в будущем для делегирования обязанностей по протиранию пыли.

Сортировать вещи для стирки. Ковыряясь в белье, детеныш прекрасно научится различать не только цвета, но и фактуры, а мы, опять же, сэкономим немного времени – пусть поначалу и не столько за счет переданного дела, сколько благодаря увлеченному ребенку. Со временем подросший зайчик прекрасно овладеет кнопками на стиральной машине, и с чистой совестью стирку можно будет целиком переложить на хрупкие детские плечики.

С мужем, конечно, сложнее, чем с ребенком. Но и его можно привлечь к выполнению домашних обязанностей. Тем более, он не будет ничего делать, он будет только чуть-чуть помогать.

Ребенку с уроками: потому что супруг прекрасно знает, что у него острый аналитический ум, математические способности, большой авторитет в семье и все такое. Или вы ему еще не сказали?

Жене с продуктовым шопингом: пакеты объективно тяжелые, даже если нести их надо только из машины до лифта. Вы физически не можете их поднимать! А если он все равно поедет в супермаркет, зачем ехать с ним вместе? Конечно, он справится один.

Детям (см. п.3) и нежной супруге со стиркой. Самое ужасное в стирке – развешивать, а потом гладить постельное белье, потому что двуспальный пододеяльник больше среднестатистической девушки по всем измерениям. А еще он тяжелый, когда влажный. В общем, большой сильный мужчина справится быстрее и лучше.

Технике

Кажется, вы носитесь по дому как электровеник сутки напролет? Прогресс в помощь – в магазинах бытовой техники есть все, чтобы облегчить жизнь. Кстати, электровеники тоже имеются.

Пыль. Очистители и увлажнители воздуха не избавят от пыли, но значительно сократят ее количество. Вместо ежедневной пробежки с тряпочкой по периметру останется просто не забывать нажимать кнопку.

Пол. После изобретения робота-пылесоса считать чистоту пола проблемой странно. Ок, он не добирается до дальних углов – но туда вообще никто не добирается, включая кошку, а значит, нет повода волноваться! Любительницы влажной уборки могут продублировать скорбный автоматизированный труд робота пароочистителем: почти как швабра, но, разумеется, лучше.

Стирка. Стиральные машины – не вершина прогресса. А вот с появлением сушильных машин, решивших вопрос болтающихся на балконе простыней и гор неглаженого белья, жить и правда стало веселее. Для мужских рубашек с их дурацкой способностью мяться в рукавах, пока мы гладим воротничок – отпариватель, и никаких плясок вокруг гладильной доски.

Кухня. Измельчители, миксеры, пароварки, мультирезки, мясорубки и комбайны, объединяющие все нужные функции в один прибор – неужели при таком разнообразии можно тяготиться приготовлением пищи? Тыкаем несколько кнопок – и ждем звукового сигнала (с маской из улиток на лице, разумеется, зачем время терять). Потом кормим семью. И да, кто готовил – тот справедливо освобожден от мытья посуды. Хотя посудомоечной машине чужды понятия справедливости, она безропотно вымоет все, что загружено.

Содержание

Делегирование исполнения или руководства: что выбрать?

Когда вы чувствуете, что назрела необходимость делегировать полномочия подчиненным, не рубите с плеча. Наберитесь терпения и сделайте это грамотно.

Стивен Кови выделяет два подхода, как делегировать задачи: делегирование исполнения и делегирование руководства. Проблемы начинаются тогда, когда мы начинаем делегировать исполнение. И, к сожалению, так поступает большинство руководителей.

Отличия двух подходов к делегированию

Кови утверждает, что нужно практиковать именно делегирование руководства: хоть сначала времени потребуется больше — вам нужно будет обучить сотрудника, ответить на вопросы, поддерживать обратную связь — зато в перспективе подчиненный будет способен сам организовать процесс. Плюс такой подход помогает развить творческий потенциал работника: он будет сам решать задачу, а не действовать по заданному алгоритму.

Но важно придерживаться не только подхода, но и знать уровни эффективного делегирования полномочий:

  • Первый уровень. Это вариант, когда подчиненный собирает информацию и предлагает варианты решения задачи.
  • Второй уровень. В этом случае сотрудник сам выбирает решение, но одобряет его руководитель.
  • Третий уровень. Сотрудник сам планирует работу и действует по ранее оговоренному алгоритму. Руководитель является пассивным наблюдателем.
  • Четвертый уровень. Сотрудник сам принимает решения, а руководитель оценивает их задним числом, когда сотрудник просто ставит его в известность о завершении работы над задачей.
  • Пятый уровень. Это уровень полного доверия, когда руководитель поручает сотруднику полностью погрузиться в проблему и решить ее. При этом он может даже не интересоваться результатом.

Но как быть уверенными, что сотрудник сделает всё как надо? Как научиться делегировать работу эффективно? Стивен Кови предлагает систему пяти обязательств.

Как грамотно делегировать задачи и полномочия по системе Кови

  1. Результаты. Нужно добиться понимания, что вы хотите получить в итоге. Не упоминайте методы достижения цели, пусть их выберет ответственное лицо. Попросите лучше описать результат, чтобы понять, что вы оба одинаково его видите.

Вы просите подчинённого найти помещение для проведения конференции. Не говорите, где искать, куда звонить. Просто укажите требования, которым оно должно отвечать (здание в центре города, с удобной парковкой, зал на 200 человек с проектором и экраном), а потом попросите сотрудника описать это помещение. Всё так, как вы представляли? Двигаемся дальше.

  1. Правила. Важно соблюсти баланс: если правил, по которым будет действовать ответственное лицо, будет слишком много, то вы скатитесь в делегирование исполнения, а если слишком мало, то результат может оказаться далеко не таким, на который вы рассчитывали. Лучше обозначить базовые, наиболее важные правила, а отдельно проговорить ошибки и проблемы, которые могут возникнуть.

Продолжим аналогию с поиском помещения. Вы просите не искать помещение через посредников и оговариваете, что предоплата должна быть не более 30%. Затем делитесь опытом, рассказав, что однажды снимали помещение на первом этаже жилого дома и это было большой ошибкой: шум мешал мероприятию.

  1. Ресурсы. Какие ресурсы будут доступны ответственному лицу — финансы, люди, техника и т.д.

Вы оговариваете бюджет — стоимость аренды не более 50 тысяч рублей в день, и сообщаете, что готовы дать служебный автомобиль, чтобы посмотреть варианты.

  1. Отчёты. Сюда относятся дедлайны по задаче, стандарты и критерии оценки работы.

В обозначенный день вы лично едете осматривать найденное помещение и проверять его на соответствие всем ранее названным критериям.

  1. Последствия. Какие последствия наступят после оценки работы сотрудника? Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Если помещение было подобрано корректно и в срок, сотрудник может получить финансовое (или другое) вознаграждение. Если он провалил задачу, то… тут уж сами решайте, как его наказывать.


Читать по теме
И кнут, и пряник хороши к месту. Узнайте, как правильно поощрять и наказывать сотрудников, из наших статей:
Способы мотивации: 30+ эффективных методов
Как наказать сотрудника и остаться хорошим боссом
Как повысить эффективность сотрудника: 10 простых лайфхаков

Стоит быть готовым к тому, что подчинённый не сделает идеально с первого раза то, что вы делаете годами. Но со временем он будет справляться с задачей даже лучше вас: пока у вас под контролем множество разных задач, у него — единицы однотипных, на которых он может сконцентрироваться. Лучше один день потратить на обучение сотрудника, чем потом еженедельно выделять целый день на самостоятельное выполнение этой работы. Держите в голове главные цели, ради которых вы делегируете дела:

  • Разгрузка топ-менеджеров от рутины для того, чтобы они могли сосредоточиться на решении стратегических задач;
  • Прививание навыка принимать решения сотрудникам нижестоящих должностей;
  • Вовлечение сотрудников в рабочий процесс.


CRM и делегирование полномочий в организации

Как правильно делегировать работу подчинённым, если вы один, а их много? Используйте программы-помощники. Одна из таких — это CRM-система. Например, в SalesapCRM это выглядит так.

Вы назначаете исполнителя, прописываете саму задачу. Указываете дедлайн и в можете указать, например, правила и ресурсы.

Простая и удобная постановка задач в SalesapCRM

Прогресс по задаче отслеживается через интерфейс системы. Руководитель также получает уведомление, если дедлайн был нарушен, в программе, по sms или в Telegram.

Хотите прокачать отдел продаж?

Внедрите CRM-систему S2!

Менеджеры будут в 6 раз быстрее составлять документы, начнут экономить до 30% времени и продавать на 50% больше!

Что нельзя делегировать?

Вы разобрались, как научиться делегировать обязанности — все выглядит довольно легко. Но… если бы все было так просто, то все руководители давно бы скинули все дела на подчиненных и били баклуши! Почему же этого не происходит? Потому что есть ситуации, когда лучше сделать все самому:

  • Найм/увольнение. Тут принимать решение должен только непосредственный руководитель, хотя советы от персонала учитывать можно.
  • Генеральное планирование. Также можно обсуждать детали и нюансы коллективно, но итоговый план и стратегию должны утверждать только вы, и ответственность за него также будет на вас.
  • Срочные дела. Делегирование редко бывает быстрым, в случае ЧП нужно всё сделать самостоятельно.
  • Конфиденциальные дела, а также дела с повышенным риском.

Делегирование руководства не только позволит вам снять с себя лишние задачи, но и станет дополнительной мотивацией для ваших сотрудников. Выиграют все: подчиненные почувствуют ваше доверие и проявят творческий подход, вы же сможете сосредоточиться на действительно важных делах.

Читайте также: