Кадастровый учет лесного участка кто осуществляет

Обновлено: 17.05.2024

Помните, что помощь юриста может оказаться просто бесценной уже при первой консультации.

Почему мы?

Решением суда с меня были взысканы алименты в твердой денежной сумме. Но такая сумма для меня была непосильно высокой. К кому бы я не обращался, все говорили, что тут ничего не сделать. Но эти юристы сделали невозможное! Благодаря их высокому профессионализму и грамотной защите суд снизил размер алиментов вдвое! Огромное Вам спасибо!

В 2008 году мы с мужем купили квартиру в ипотеку. Прошло шесть лет. У мужа возникли проблемы на работе, зарплату не выдавали несколько месяцев, я была в декрете. За ипотеку образовалась задолженность. Банк подал в суд, требовали расторгнуть договор и выплатить сумму по договору, говорили, что квартиру продадут с торгов. Незнаю где бы мы сейчас были, но юристы сделали просто чудо.

Аренда части лесного участка

В аренду может быть предоставлен не только весь лесной участок, но и его часть.

В ряде случаев при использовании лесов для различных видов особую актуальность приобретает возможность предоставления в аренду не целого лесного участка, а его части.

Например, когда необходимо использовать леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, разместить гидротехническое сооружение или осуществлять разработку месторождений полезных ископаемых зачастую возникают проблемы с тем, что испрашиваемый участок является частью другого лесного (земельного) участка уже поставленного на государственный кадастровый учет и, возможно, даже предоставленного другому арендатору.

В данном случае, конечно, возможно начинать процедуру образования необходимого лесного (земельного) участка путем раздела существующего лесного (земельного) участка, но на практике данная процедура чрезмерно сложна и зависит от огромного количества факторов, в том числе доброй воли существующего арендатора и органа государственной власти уполномоченного в области лесных отношений.

Выходом из сложившейся ситуации будет предоставление в пользование части существующего лесного (земельного) участка. Можно даже сказать, что для владельцев линейных объектов предлагаемый способ является единственным выходом для беспрепятственного получения лесных участков в аренду для размещения соответствующих объектов.

В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

При этом следует иметь в виду, что это положение ГК РФ (в том числе с учетом статьи 606 Кодекса о возможности передачи объекта аренды только в пользование арендатора) не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.

Таким образом, по мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возможно предоставление в аренду части участка. При этом представляется, что данное правило применяется и к лесным участкам, поскольку каких либо исключений применительно к землям лесного фонда ни Лесной, ни Гражданский, ни Земельный кодексы Российской Федерации не содержат.

Процедура заключения договора на часть лесного участка аналогична процедуре заключения договора аренды лесного (земельного) участка.

Но есть некоторые особенности государственной регистрации сделки с частью лесного (земельного) участка, которые также описаны в постановлении Пленума № 73.

Так, если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 ЗК РФ он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь (земельный участок) в целом.

Также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.

Таким образом, испрашиваемая в аренду часть лесного участка предварительно должна быть поставлена на кадастровый учет.

Фото: FOTOGRIN\shutterstock

В России права на недвижимость подлежат госрегистрации. Право распоряжаться имуществом, проводить сделки с ним и другие юридические действия у собственников возникают после его госрегистрации. При этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе.

Рассказываем, в каких случаях требуется кадастровый учет недвижимости и как его провести.

Какими законами регулируется

В России существуют два закона, на основании которых осуществляются кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость. Это Закон о кадастре недвижимости от 24.07.2007 N 221-ФЗ и Закон о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При кадастровом учете сведения об объектах вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН), а госрегистрация прав и обременений вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Кадастровый учет недвижимости

Внесение сведений в ЕГРН о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость, отмечают в Росреестре. Ставить недвижимость на учет должен собственник независимо от его гражданства. Если владелец несовершеннолетний (до 14 лет), то за него это должны сделать родители или усыновитель, опекун. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.

В каких случаях нужно ставить недвижимость на кадастровый учет

На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:

Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.


Наталья Тарасова, адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД:

— Земельный участок всегда стоит ставить на кадастровый учет, причем с определением границ, так как это гарантия того, что границы не будут нарушены, например соседями. Важно понимать реальные параметры участка, чтобы реагировать на какие-то изменения. Так, если площадь участка стала больше, дополнительные метры нужно будет узаконивать. Дом также стоит поставить на кадастровый учет, так как это исключает претензии со стороны налоговых органов и позволяет оценить параметры объекта. Постановка на кадастровый учет как дома, так и участка понадобится и при продаже, так как покупатели предпочтут полностью оформленные объекты.

Как проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете

Чтобы проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете, можно воспользоваться онлайн-сервисом Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

  • адрес объекта недвижимости;
  • условный номер или номер права из ЕГРН.

Документы для кадастрового учета

Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.

Для начала нужно составить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав. (ссылка на форму заявления)

Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете:

Сформировать перечень документов, необходимых для конкретного случая заявителя, поможет сервис Росреестра.

Сколько стоит поставить недвижимость на кадастровый учет

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса госпошлина для физлица составляет 2 тыс. руб., для юрлица — 22 тыс. руб.

Сроки предоставления услуги

Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости в различных случаях осуществляются в срок от пяти до 12 рабочих дней.

Чем подтверждается кадастровый учет

Федеральное агентство лесного хозяйства, учитывая многочисленные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений по вопросам образования и предоставления лесных участков и (или) их частей для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений являются в том числе части земельных участков.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.

Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 Лесного кодекса.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса).

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 - 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. При этом согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, образование части лесного участка для предоставления в пользование в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, для постановки на государственный кадастровый учет осуществляется на основании как проектной документации лесных участков, так и утвержденного проекта межевания территории для линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Следует учитывать, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, необходимо также отметить, что требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются.

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.

Следует учитывать, что положениями Федерального закона N 280-ФЗ установлено основание предоставления частей лесных участков в аренду сроком до одного года без осуществления их государственного кадастрового учета. В указанном случае определение местоположения части лесного участка осуществляется в соответствии с прилагаемой к договору аренды схемой расположения части лесного участка, составленной на основании проектной документации лесного участка либо проекта межевания территории. Сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме N 7-ГЛР, утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г., с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка.

Юридические лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов, Рослесхоз рекомендует для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда осуществлять с учетом изменений законодательства, в том числе на основании договора аренды части лесного участка.

Комментарии к ст. 92 ЛК РФ

Леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях других категорий. Следовательно, речь идет о государственном учете не только лесов, составляющих лесной фонд, но и иных лесов. В любом случае порядок ведения государственного учета лесов, а также порядок и условия представления сведений государственного учета лесов должны устанавливаться специальными нормативными документами. В настоящее время нормативную базу по ведению государственного учета лесов составляют документы, которые следует применять в части, не противоречащей вновь принятому законодательству, а именно:

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда", согласно которому установлено, что государственный учет лесного фонда осуществляется на основе материалов лесоустройства, а также инвентаризации и других видов обследований лесов;

Приказ Рослесхоза от 30 мая 1997 г. N 72 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения государственного учета лесного фонда", которая была разработана во исполнение Постановления Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда". Согласно Инструкции документация государственного учета лесного фонда обновляется, как правило, один раз в пять лет.

Государственный учет лесного фонда ведется по следующим формам: форма N 1 - распределение площади лесного фонда по категориям земель, группам лесов и категориям защитности лесов I группы; форма N 2 - распределение площади лесов и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста; форма N 3 - общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд. Для анализа динамики основных показателей лесного фонда за длительный период документация государственного учета лесного фонда, независимо от даты проведения, подлежит постоянному хранению. "Без комплексной информации о лесном фонде невозможно осуществлять какое-либо регулирование в целях рационального использования и охраны природного ресурса и объекта; тем более, невозможно осуществлять государственное управление и регулирование. Поэтому государство обладает общей функцией по ведению государственного учета целого ряда природных объектов и ресурсов, одним из которых, в частности, является лес".

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, данное агентство осуществляет государственный учет лесного фонда. Учитывая новую редакцию Лесного кодекса РФ, в ряде нормативных документов требуется уточнение о порядке осуществления государственного учета лесов в целом, а не только лесного фонда, а также об органе, уполномоченном осуществлять государственный учет иных лесов, т.е не входящих в лесной фонд, об условиях предоставления сведений государственного учета лесов. Приказом МПР России от 12 ноября 2003 г. N 1006 утверждены Перечни информации о лесном фонде Российской Федерации, предоставляемой на безвозмездной основе и за плату.

Согласно Положению о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В связи с принятием настоящего Кодекса п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" был изложен в новой редакции: сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.

Федеральной службой земельного кадастра России была утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации Приказом от 17 октября 2002 г. N П/336. Данная Методика содержит: определение кадастровой стоимости земель лесного фонда в пределах территорий субъектов РФ; определение базовой оценочной продуктивности 1 га лесных земель; определение базовых оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; расчет кадастровой стоимости 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости земель лесного фонда РФ в пределах территории лесхозов; определение оценочной продуктивности лесных земель; определение оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости участков лесных земель в границах лесхозов; расчет кадастровой стоимости участка лесных земель; расчет значения лесной ренты.

Читайте также: