Изготавливали тамги для обозначения частной собственности племена какие

Обновлено: 09.05.2024

Из ряда аспектов темы — генетического, хронологического, формально-типологического, функционального и др. — ниже рассматривается только один — функциональный.

Вкратце и ретроспективно охарактеризуем основные знаковые системы, использовавшиеся оседлым и кочевым населением степной и лесостепной Евразии в последние 2,5 тыс. лет.

К достаточно хорошо изученным и документированным относятся тамги казахских родов Старшего, Среднего и Младшего жузов (Кудайберды-улы Ш., 1990; Востров В.В., Муканов М.С., 1968). Формирование казахской тамговой системы относится к эпохе средневековья, существует она и поныне. Казахские тамги геометричны, структурно просты; их число сравнительно невелико, примерно соответствуя количеству родов (племен). Они являются коллективными знаками: все члены одного рода имеют одну тамгу. Близкие к тамгам знаки, разнообразные по форме и, очевидно, гетерогенные по природе, были известны на территории Казахстана и в I тыс. до н.э.; их наносили, в частности, на керамические сосуды разного назначения до или после обжига (Байпаков К.М, Подушкин А.Н., 1989, с. 142-151); известны они и позже (Смагулов Е.А., 1979).

Ногайцы, каракалпаки, киргизы, алтайцы использовали тамги в качестве родоплеменных маркеров (Познанский B.C., 1991).

Тамги широко применялись татарами, особенно в местах их компактного проживания — в Крыму (с XIII в.), в Добрудже и др.; при этом семейно-родовые тамги нередко наносились на вертикально установленные надгробные камни (Акчокраклы О., 1927; Баски И., 1997), а тамги ханов — на монеты (Лебедев В.П., 1990).

Древнетюрские тамги (по Э. Триярскому, из Баски И., 1997
Венгерские тамгообразные знаки (по: Баски И., 1997)
Рис. 1. Древнетюрские тамги (по Э. Триярскому, из Баски И., 1997
Fig.1. Old Turkic tamgas (by E. Tryarski, after Baski I., 1997)
Рис. 2. Венгерские тамгообразные знаки (по: Баски И., 1997)
Fig. 2. Hungarian tamga-like symbols (after Baski I., 1997)
Кабардинские тамги (по: Яхтанигов Х., 1993)
Абазинские тамги (по: Яхтанигов Х., 1993)
Рис. 3. Кабардинские тамги (по: Яхтанигов Х., 1993)
Fig. 3. Kabardin tamgas (after Jahtanigov H., 1993)
Рис. 4. Абазинские тамги (по: Яхтанигов Х., 1993)
Fig. 4. Abazin tamgas (after Jahtanigov H., 1993)

Практически до современности фамильно-личные знаки — катпосы — используют манси Северо-Западной Сибири (Алехин К.А., 1997), при этом не только как знак собственности, но и в качестве граффити, удостоверявшего пребывание владельца катпоса на чужой охотничьей территории.

С эпохи средневековья тамги и тамгообразные знаки весьма характерны и для ряда кавказских народов: кабардинцев (рис. 3), чеченцев, ингушей, абазинов (рис. 4), балкарцев, карачаевцев, адыгов, черкесов, абхазов, осетин (рис. 5) и др.; бытуют же они практически до современности (Яхтанигов X., 1993). Можно считать установленным использование тамг на Кавказе прежде всего в качестве родовых и семейных знаков, но не исключена вероятность, что часть их рассматривалась и как личный знак, заменяя подпись.

Осетинские тамги (по: Яхтанигов Х., 1993)
Тамгообразные знаки на ахеменидских печатях (по: Boardman J., 1998)
Рис. 5. Осетинские тамги (по: Яхтанигов Х., 1993)
Fig. 5. Ossetian tamgas (after Jahtanigov H., 1993)
Рис. 6. Тамгообразные знаки на ахеменидских печатях (по: Boardman J., 1998)
Fig. 6. Tamga-like symbols on Ahemenid seals (after Boardman J., 1998

Сложные тамгообразные знаки были известны и в сасанидском Иране (Луконин В.Г, 1961).

Рассмотренные выше данные о группах знаков, бытовавших в Евразии в эпоху раннего железа и средневековья, позволяют заключить, что:

ытаемся выявить возможные функции тамгообразных знаков на примере так называемых сарматских знаков, образующих одну из наиболее представительных знаковых систем эпохи раннего железа.

Знаки-тамги боспорских царей

Рис. 9. Знаки-тамги боспорских царей: 1 - Тиберия Юлия Евпатора; 2 - Савромата II; 3 - Рискупорида III; 4 - Ининфимея (по: Соломоник Э.И., 1959)
Fig. 9. Symbols-tamgas of the Bosporan kings: 1 - Tiberius Julius Eupatoros; 2 - Sauromatos II; 3 - Rheskopurides III; 4 - Ininphimeus (after Solomonik, E., 1959)

К настоящему времени выявлены сотни вариантов сарматских знаков, нанесенных на природные объекты, бытовые предметы (посуду, зеркала, музыкальные инструменты и др.), одежду и украшения, оружие, памятники искусства, надгробия, монеты, предметы культа, архитектурные, культовые, погребальные сооружения и т.д. В отдельных случаях такие тамгообразные знаки встречаются скоплениями, насчитывающими от нескольких десятков до сотен знаков. Большое количество сарматских знаков, зафиксированных в Северном Причерноморье (рис. 7, 8), представлено в монографиях Э.И. Соломоник и В.С. Драчука (Соломоник Э.И., 1959; Драчук B.C., 1975). Исследования последних лет (Симоненко О.В., 1999; и др.) значительно увеличили фонд источников данного рода, но не привели к однозначному решению проблемы функций сарматских знаков, как и тамгообразных знаков в целом (Васильев Д.Д., 1998).

Представляется, что имеющиеся материалы дают основания предполагать полифункциональность сарматских знаков в рамках даже одной этнокультурной общности, но с сохранением их главной — сигнально-опознавательной — функции.

Приведенные выше примеры реконструируемых функций тамгообразных сарматских знаков, возможно, не охватывают всего многообразия их использования в древности. Новые материалы и будущие исследования, очевидно, уточнят наши представления о природе и механизме функционирования этой знаковой системы, очень важного исторического источника.

Автор: Ольховский В.С. (Историко-археологический альманах, No 7, Армавир, 2001, стр. 75-86)

Читайте также: