Исполняла обязанности заведующей переписным участком

Обновлено: 18.05.2024

Работник не вышел по графику сменности из-за болезни, незапланированного отпуска или по иной причине. Для его замены нужно вызвать другого сотрудника. Как это оформить, рассказал Роструд.

Если в запасе есть месяц, чтобы предупредить работника об изменении, можно перевести его с одного графика сменности на другой.

Если осталось меньше месяца, то привлечь к труду вне графика получится в рамках сверхурочной работы или работы в выходной день. Это допустимо, если есть предусмотренная законом причина и получено согласие сотрудника.

Напомним, нужно проследить, чтобы работник не трудился 2 смены подряд.

Вопрос: Работники службы охраны офиса организации работают по сменному графику, который устанавливается ежемесячно; ведется суммированный учет рабочего времени. В период незапланированного отсутствия работников этой службы (отпуск, больничный и т.п.) они временно замещаются другими работниками, у которых этот день выходной. В каком порядке должно быть оформлено временное замещение? Как вносить изменения в график сменности, учитывая, что согласно ст. 103 ТК РФ графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие?

Ответ:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2020 г. N ПГ/49630-6-1

В соответствии с частью 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Использование суммированного учета рабочего времени означает, что установленная для данной категории работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели реализуется графиком в среднем за учетный период, при этом ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени по графику может в определенных пределах отклоняться от нормы часов рабочего дня и рабочей недели. В этом случае недоработка или переработка часов балансируется в рамках учетного периода таким образом, чтобы сумма отработанных в этот период часов равнялась норме часов этого периода для данной категории работников.

Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца (часть первая статьи 104 ТК РФ).

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть третья статьи 104 ТК РФ).

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 августа 2009 г. N 588Н.

Кроме того, при составлении графиков сменности работодателю необходимо помнить о праве работника на отдых, которое закреплено в Конституции Российской Федерации и включено положениями статьи 21 ТК РФ в число основных трудовых прав работника. В трудовом законодательстве имеется значительная группа норм, реализующих право граждан на отдых при вступлении их в трудовые отношения.

Такие нормы предусматривают: общую продолжительность рабочего времени и продолжительность ежедневной работы; виды времени отдыха, условия их предоставления; продолжительность отпусков и порядок их использования.

ТК РФ содержит различные нормы, гарантирующие реализацию права на отдых каждому работнику.

Так, в статье 106 ТК РФ дано определение времени отдыха, а в статье 107 ТК РФ указаны виды времени отдыха, среди которых указаны выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (статья 110 ТК РФ).

В статье 107 ТК РФ указан такой вид времени отдыха, как ежедневный (междусменный) отдых.

Согласно пункту 10.24 СП 2.2.2.1327-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 100, продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы).

По общему правилу работодатель может перевести сотрудника с одного графика на другой, если успевает уведомить об изменении за месяц до введения в действие нового графика (часть четвертая статьи 103 ТК РФ).

График сменности является обязательным документом для сторон трудового договора, поэтому организация не вправе привлекать сотрудника для работы вне графика, за исключением некоторых случаев привлечения к сверхурочным работам (статьи 99, 103 ТК РФ).

Для привлечения сверхурочно необходимо получить письменное согласие замещающего работника, а также издать соответствующий приказ. Выходной в этом случае оплачивается в двойном размере, или по желанию работника он может получить другой день отдыха (статья 153 ТК РФ). А сверхурочный труд оплачивается иначе: в полуторном размере за первые 2 часа и в двойном - за следующие часы (статья 152 ТК РФ). Но по желанию работника переработка вместо повышенной оплаты может компенсироваться дополнительным временем отдыха.

Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.

Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?


Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

340 часов (3 мес.)

Подходит для действующих специалистов

За что несет ответственность воспитатель?

За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

36 часов (1 неделя)

Разбираем типичные ситуации

Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?

От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

  • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
  • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?

Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?

Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?

Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?

Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?

По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада ?

Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.

Если ваши права нарушают родители , попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.

Вопрос:

Начальник многопрофильной лаборатории уходит в отпуск, его обязанности исполняет начальник другой (подчиненной) лаборатории. Кто должен исполнять обязанности начальника подчиненной лаборатории - сам начальник (подчиненной) или его заместитель?

Ответ:

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

ст. 60.2, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

При поручении работнику наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы необходимо учитывать следующее (ч. 1, 4 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ):

- поручение такой работы допускается только с письменного согласия работника;

- эта работа подлежит дополнительной оплате;

- работник не освобождается от основной работы, предусмотренной трудовым договором.

- дополнительная работа выполняется в пределах установленного рабочего дня (смены) по основному месту работы;

- эта работа может поручаться как по профессии (должности), аналогичной основной профессии (должности) работника, так и по другой;

- и работник, и работодатель вправе досрочно прекратить рассматриваемые правоотношения, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемого прекращения.

Дополнительная работа может быть поручена работнику как одновременно с заключением трудового договора, так и в процессе работы, поскольку это не запрещено законом.

Поручение работнику дополнительной работы может осуществляться различным образом (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ):

1. Совмещение профессий (должностей) - если поручена работа по профессии (должности), отличной от основной профессии (должности), которая предусмотрена трудовым договором.

Например, секретарь может выполнять дополнительную работу по должности специалиста по кадрам, бухгалтер - по должности кассира, водитель - по должности экспедитора.

2. Расширение зон обслуживания или увеличение объема работ - если поручена работа по профессии (должности), аналогичной основной.

Законом не установлены критерии разграничения данных понятий. На практике выполнение дополнительной работы в порядке расширения зон обслуживания распространено в организациях, оказывающих услуги в сфере обслуживания населения. Так, социальному работнику может быть поручено обслуживать дополнительный участок. Увеличением объема работ является, к примеру, поручение бухгалтеру выполнять дополнительную аналогичную работу вместо уволившегося бухгалтера.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника дополнительная работа может быть поручена работнику как по другой, так и по такой же профессии (должности). От основной работы указанное лицо не освобождается (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). Дополнительная работа может выполняться либо на условиях совмещения профессий (должностей), либо в порядке расширения зон обслуживания (увеличения объема работ). Срок ее выполнения ограничен периодом отсутствия работника.

Путеводитель по кадровым вопросам. Изменение условий трудового договора

Дополнительные материалы к ответу:

Форма: Предложение о временном совмещении должностей (образец заполнения) ("Арсенал предпринимателя", 2013, N 6)

Форма: Заявление работника о согласии на совмещение должностей (образец заполнения) (Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2015)

Форма: Дополнительное соглашение к трудовому договору о временном совмещении должностей (образец заполнения) ("Главная книга", 2014, N 13)

Форма: Приказ о совмещении должностей (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, август 2015 г.

В рабочей среде постоянно разделяют обязанности и ответственность. Требования к работе секретарей в целом сформированы давно, но они имеют свои особенности, которые связаны с тесным взаимодействием с подразделениями. Исполнители пишут письма, выполняют поручения и обеспечивают текущее хранение документов. А кто виноват, если письмо написано плохо, поручение просрочено, а оригинал документа утерян? Расскажем, на какие из этих вопросов есть ответы в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, а о каких аспектах придется подумать самостоятельно.

Почему важно распределить ответственность?

Часто сотрудники подразделений пытаются оправдать собственные недоработки и переложить ответственность за те или иные нарушения на плечи секретаря (Схема 1).

Фразы, которые используют работники, чтобы переложить ответственность за нарушения на секретаря

  • не знает, как должен быть организован тот или иной процесс и за что он должен отвечать;
  • выполняет слишком много обязанностей, чтобы повысить свою ценность.

Стандарты для управления документами

Вопросу управления документами посвящены следующие стандарты:

В ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 распределению ответственности между работниками уделено особое внимание. Так, установлено, что ответственность должна быть определена для:

  • всех участников процесса создания документов;
  • лиц, участвующих в управлении документами;
  • всех пользователей документных систем.

Согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 ответственность распространяется на всех сотрудников, которые создают и используют документы, и должна быть определена, установлена и доведена до их сведения (Таблица 1).

Распределение ответственности между сотрудниками по ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 в организации необходимо закрепить ответственность в ряде документов (Схема 2).

Где закрепить ответственность, связанную с документами?

Для эффективного управления документами следует распределить ответственность между работниками. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 регламентирует реализацию системы управления документами (далее – СУД), которая связывает управление документами с успешной деятельностью организации и подотчетностью путем создания структуры, включающей политику, цели и руководства для документов. Положения этого стандарта используют те организации, которые приняли решение о разработке и внедрении СУД.

Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности

Основным нормативным актом организации, регламентирующим вопросы работы с документами, является инструкция по делопроизводству. При ее составлении мы традиционно рекомендуем организациям всех форм собственности ориентироваться на положения трех документов:

1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления[1] (далее – Правила делопроизводства).

2. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления[2] (далее – МР по разработке ИД).

3. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[3] (далее – Примерная инструкция по делопроизводству).

Распределение ответственности в соответствии с нормативными и методическими документами по делопроизводству в России

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения (фрагмент)

Чтобы задача по обеспечению согласованности положений организационных и нормативных документов была успешно реализована, целесообразно разработать и закрепить единые формулировки для их включения в проекты должностных инструкций. Сделать это можно в нормативном документе, устанавливающем требования к структуре и тексту должностных инструкций в организации (если он есть), или же разместить информацию в общем доступе на корпоративном портале. Контроль за включением тех или иных обязательных положений в должностную инструкцию осуществляется в ходе согласования ее проекта. Делать это может как специалист по управлению документацией (начальник службы делопроизводства), так и работник, координирующий деятельность по разработке должностных инструкций в организации (например, начальник отдела кадров).

Ответственных за делопроизводство в подразделениях, как правило, назначают персонально (пофамильно) приказом руководителя, при этом их должностные инструкции (с соблюдением норм трудового права) включают обязанность по ведению делопроизводства в структурных подразделениях. Обычно детализация этой задачи в должностной инструкции не предусматривается. Перечень операций, вменяемых ответственному за делопроизводство в подразделении, удобно оформить отдельным пунктом приказа.

Распределение ответственности за работу на разных этапах жизненного цикла документа

В организации, которая провела глобальное распределение ответственности, служба делопроизводства (или секретарь) обеспечивает методическое руководство и контроль соблюдения порядка работы с документами. А пишут письма и выполняют поручения исполнители – сотрудники структурных подразделений. И кто же виноват, если документ содержит ошибки, а поручение не исполнено вовремя?

На практике вопрос разграничения обязанностей и ответственности приобретает особую остроту именно тогда, когда речь заходит о конкретных действиях тех или иных сотрудников на разных этапах работы с документами. Разберем два направления работы, по которым чаще всего возникают споры между секретарем и исполнителями: создание документов (документирование) и исполнение документов (поручений).

Создание документов (документирование)

Критериями для оценки эффективности процесса работы над проектом документа (документирования) можно считать:

  • качество документа – документ прошел оценку (согласование) всеми заинтересованными сторонами; текст и композиция соответствуют нормам официально-делового стиля и требованиям к конкретному виду документа;
  • своевременность выполнения операций – соблюдены сроки, установленные для каждого этапа работы: создания, согласования, подписания, регистрации, рассылки документа.

Различные упущения в ходе работы над проектом документа могут повлечь за собой неприятности. Например:

  • документ оформлен с нарушениями и не принят к регистрации организацией-адресатом, в результате чего руководителю придется подписать его повторно;
  • в документе обнаружены ошибки (от грамматических до фактических), что нанесло ущерб репутации компании и ее первого лица;
  • между подписанием документа и его регистрацией или отправкой прошло длительное время (руководитель думал, что письмо отправлено, но выяснилось, что нет, и началось внутреннее разбирательство) и т.д.

Действующие нормативные акты по делопроизводству возлагают максимальную ответственность за качество документа на исполнителя (Таблица 3).

Распределение ответственности между работниками организации при создании документов

В зависимости от специфики организации, особенностей и формы организации делопроизводства в локальной инструкции по делопроизводству предусматривают дополнительные положения по разграничению обязанностей и ответственности. Так, документ может содержать требования, связанные с особенностями взаимодействия между секретарем и исполнителями на этапах регистрации документа и подготовки к отправке (например, требование заполнять поля регистрационной карточки документа в системе электронного документооборота на разных этапах работы). Учтите следующие советы:

1. В п. 4.4 Примерной инструкции по делопроизводству определен перечень подразделений и лиц, с которыми необходимо согласовывать проекты документов. В их числе – служба делопроизводства. И если, например, для юридической службы очерчен круг рассматриваемых документов (проекты ЛНА, проекты приказов), то согласно этому нормативному документу служба делопроизводства должна согласовывать все документы организации. По крайней мере те, требования к которым регламентированы в третьем разделе Примерной инструкции по делопроизводству. Одновременно с этим лишь для одной группы документов (а именно для распорядительных документов) оговорен обязательный контроль за правильностью оформления со стороны службы делопроизводства (см. п. 3.17 Примерной инструкции по делопроизводству). Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству однозначно определить, какие виды документов согласовывает служба делопроизводства (секретарь) и что является предметом согласования.

2. Действующие нормативные акты по делопроизводству содержат требования к срокам выполнения тех или иных процедур. Так, например, согласно п. 5.36 Примерной инструкции по делопроизводству регистрация исходящих документов осуществляется в день их подписания или, в некоторых случаях, на следующий рабочий день. За регистрацию документов, как известно, отвечает служба делопроизводства или секретарь. Одновременно с этим в п. 7.11 Примерной инструкции по делопроизводству указано, что после подписания документа исполнитель передает его на регистрацию в порядке, установленном в локальной инструкции по делопроизводству. Кто будет виноват в срыве сроков и как обосновать это, если исполнитель забудет о подписанном документе на несколько дней? Рекомендуем обращать особое внимание на нюансы при разработке локальной инструкции по делопроизводству, продумать и описать единый порядок работы на тех этапах, которые в Примерной инструкции по делопроизводству не освящены и зависят от специфики организации. Как организован процесс передачи документов на подпись руководителю? Что происходит с документами после подписания? Как организовано взаимодействие исполнителя и службы делопроизводства (секретаря) на этом этапе? Ответы на эти вопросы желательно закрепить документально.

3. В соответствии со своими трудовыми обязанностями секретарь руководителя обеспечивает организацию работы с документами в приемной руководителя. Это, как правило, установлено в его должностной инструкции. А вот в действующих нормативных актах, устанавливающих требования к инструкциям по делопроизводству, о работе приемной как таковой не сказано. Рекомендуем подумать о регламентации работы приемной при регламентации делопроизводства вашей организации.

Исполнение документов (поручений)

Распределение ответственности между работниками организации при исполнении документов

Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству в разделе, посвященном организации контроля исполнения, предусмотреть следующие нюансы:

1. В соответствии с п. 6.8 Примерной инструкции по делопроизводству служба делопроизводства осуществляет проверку своевременности доведения документов, подлежащих исполнению, до работников. Однако практика показывает, что неправильно концентрировать всю ответственность в одном месте. В ЛНА целесообразно установить обязанность работников по регулярной проверке новых задач в СЭД, электронной почты, забору документов на бумажном носителе из ячеек структурных подразделений.

2. С учетом специфики компании и ее документооборота (традиционный или электронный) следует тщательно описать работу службы делопроизводства (или секретаря) по предварительной проверке и регулированию хода исполнения документов (поручений), чтобы все действующие лица понимали допустимую степень вмешательства контролера, а ответственность за неисполнение не перекладывалась на его плечи из-за отсутствия конкретики во внутренних нормативных актах. Это касается и взаимодействия службы делопроизводства (или секретаря) с руководителем: подумайте о том, какая информация и в какие сроки необходима руководителю для осуществления контроля по существу рассматриваемых вопросов и своевременного вмешательства.

Резюме

3. Процессы работы с документами следует тщательно проработать и описать в инструкции по делопроизводству, определив для каждой операции ответственных лиц и сроки выполнения поручений. При этом рекомендуем ориентироваться на действующие в Российской Федерации нормативные и методические документы по делопроизводству – в них содержатся ответы на многие вопросы и на них удобно ссылаться. Однако помните, что некоторые этапы работы в них не детализированы: определите и опишите их с учетом специфики вашей организации.

Читайте также: