Имущественная дифференциация это в экономике

Обновлено: 07.05.2024

Неравенство доходов – это то, насколько неравномерно доход распределяется среди населения. Чем менее равномерно распределение, тем выше неравенство доходов. Неравенство доходов часто сопровождается неравенством благосостояния , которое представляет собой неравномерное распределение богатства. Население можно разделить по-разному, чтобы показать разные уровни и формы неравенства доходов, например неравенство доходов по полу или расе. Для анализа уровня неравенства доходов населения можно использовать различные меры, такие как коэффициент Джини .

Объяснение неравенства доходов

Неравенство доходов и сегрегацию неравенства доходов можно проанализировать с помощью различных сегментов. Сегментации анализа неравенства доходов используются для анализа различных типов распределения доходов. Распределение доходов по демографической сегментации формирует основу для изучения неравенства доходов и неравенства доходов.

Различные типы сегментации доходов, изучаемые при анализе неравенства доходов, могут включать в себя распределения для:

  • Мужчина против женщины
  • Этническая принадлежность
  • Географическое положение
  • профессия
  • Исторический доход

Ключевые моменты

  • Исследования неравенства доходов помогают показать неравенство доходов между различными слоями населения.
  • Некоторые из наиболее распространенных изучаемых типов неравенства доходов включают различия между мужчинами и женщинами, а также между представителями разных национальностей.
  • Тематические исследования и анализ неравенства доходов, неравенства доходов и распределения доходов регулярно предоставляются различными ведущими источниками.
  • Индекс Джини – это популярный способ сравнить неравенство доходов во всем мире.

Влияние неравенства доходов

Существует несколько важных тематических исследований и аналитических отчетов, дающих представление о неравенстве доходов, неравенстве доходов и распределении доходов в США и во всем мире.

Городской институт

Urban Institute – один из источников информации о неравенстве доходов. Анализ экономических данных за 50 лет , проведенный Институтом урбанистики, показал, что самые бедные становятся беднее, а самые богатые – намного богаче.

С 1963 по 2016 год:

  • 10% беднейших американцев из нулевых активов превратились в долги в 1000 долларов.
  • Семьи со средним доходом более чем вдвое увеличили свой предыдущий средний уровень благосостояния.
  • Семьи, входящие в 10% лучших, имели более чем в пять раз больше предыдущего богатства
  • Семьи из верхнего 1% имели более чем в семь раз больше своего предыдущего богатства

Федеральный резерв

Федеральная резервная система представляет ежеквартальный отчет о распределительных финансовых счетах . В этом отчете показано распределение доходов домашних хозяйств в США. По состоянию на четвертый квартал 2019 года Федеральная резервная система показала следующее распределение доходов по США:

Институт экономической политики

Институт экономической политики опубликовал отчет за 2018 год, показывающий общую тенденцию к увеличению доходов самых богатых после рецессии 2008 года. В период с 2009 по 2015 год Институт экономической политики показывает, что доходы тех, кто входит в 1% лучших, росли быстрее, чем доходы остальных 99% в 43 штатах и ​​Вашингтоне.

С этой тенденцией может быть связано множество факторов, в том числе стагнация заработной платы американцев, снижение налогов для самых богатых американцев, потеря рабочих мест на производстве и стремительный рост фондового рынка, который взвинтил репутацию руководителей корпораций и менеджеров хедж-фондов.

После рецессии компании также вкладывают значительные средства в найм и удержание сотрудников со специальными навыками в таких областях, как инженерия и здравоохранение . Это свидетельствует о сокращении или новых поглощениях в сфере автоматизации в других функциях, что привело к снижению заработной платы работников на менее конкурентоспособных должностях.

Кроме того, данные EPI на регулярной основе отслеживают заработную плату по сегментам . По состоянию на 2019 год он показал следующие средние показатели для белых, черных и латиноамериканцев:

Институт женских исследований

Неравенство доходов является экономической концепцией , которая стремится поразить некоторые сегменты населения труднее , чем другие, со значительными зазорами заработной платы часто идентифицированными для женщин, афро – американцев и выходцев из Латинской Америки , работающих в США , в соответствии с изучением 2017 года численности доходов Институтом по изучению проблем женщин в женщины всех рас и национальностей получали в среднем 81,8% заработной платы мужчин. Исторически это самый маленький разрыв, который когда-либо был. Оно улучшается год от года с 1980 года, когда женщины получали примерно 64% ​​от доходов мужчин.

Pew Research Center

Данные исследовательского центра Pew Research Center также указывают на неравенство доходов мужчин и женщин. Исследовательский центр Pew Research Center показывает, что гендерное неравенство в доходах сокращается для всех работников в возрасте 16+, при этом женщины, как сообщается, получают 85% средней заработной платы мужчин. Однако неравенство в доходах было разным среди работников в возрасте от 25 до 34 лет. В этой группе женщины получали примерно 95% заработной платы мужчин в 2010 году, но в 2018 году этот показатель значительно снизился до 89%.

Краткая справка

Разрыв в доходах означает разницу в доходах между демографическими сегментами.

Соображения по поводу глобального обзора

Индекс Данные Всемирного банка показывают, что в Южной Африке наблюдается один из самых высоких показателей неравенства доходов с уровнем индекса Джини 63,0. По данным Всемирного банка, в США индекс Джини составляет 41,5. Украина показывает самое низкое значение индекса Джини Всемирного банка – 25,0.

Дисперсия неравенства доходов является постоянной областью анализа как местных, так и глобальных институтов управления. МВФ и Всемирный банк ставят перед собой цель помочь повысить доходы 10% самых бедных людей во всех странах, стремящихся оказать всестороннюю глобальную поддержку. Во всем мире новые инновации в финансовых технологиях и производстве также помогают улучшить банковские услуги для людей с самыми низкими доходами в мире, поскольку в настоящее время осуществляется всемирная инициатива по расширению доступа к финансовым услугам.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы уровня жизни, расслоения общества по доходам на современном этапе развития экономики России стоят достаточно остро. Решение этих проблем во многом влияет на политическую, социальную и экономическую стабильность в обществе.

Резкий переход к рыночным отношениям сильно обострил проблемы распределения доходов в нашей стране, реализация шоковых экономических реформ спровоцировала крупномасштабные, глубокие изменения. Относительно продолжительный период достаточно равномерного распределения доходов в условиях планового хозяйства сменился быстрыми социально-экономическими преобразованиями, которые спровоцировали интенсивное расслоение общества на бедных и богатых, концентрацию значительной части национального богатства и доходов в руках немногих.

Обострение проблемы социального неравенства происходит в связи с ухудшением ситуации на рынке труда. Такие явления как безработица, неполная занятость, задержка выплаты зарплаты и её низкий уровень ведут к распространению бедности среди трудоспособного населения. Одновременно можно наблюдать чрезмерно высокий уровень оплаты труда у отдельных (малочисленных) категорий работников. При этом данная дифференциация в оплате труда зачастую никак не обусловлена действительными различиями в уровне сложности выполняемых работ, степени ответственности, которую несут работники, природно-климатическими особенностями территории, на которой они проживают. Все это неоправданно увеличивает дифференциацию доходов населения. Одним из самых значимых последствий экономических преобразований в нашей стране явилось изменение модели распределения доходов между разными категориями населения. Происходившее в рамках рыночных реформ перераспределение государственной собственности, появление частного сектора, реструктуризация экономики привели к сокращению субсидий на социальные цели, усилили дифференциацию доходов населения, которая сопровождается большими масштабами обнищания людей, увеличением удельного веса бедных в общей численности населения.

Дифференциация доходов предполагает выделение различных слоёв и групп населения в зависимости от уровня доходов и характеризует степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах предопределяет существование социально-экономического неравенства.

На неравенство доходов в определённой мере влияют личностные характеристики человека (качества личности, уровень образования, способности и пр.), условия жизни (место проживания, владение собственностью), а также случайные факторы. Некоторые исследователи отмечают, что на рост дифференциации доходов влияют процессы глобализации и технический прогресс.

Несмотря на то, что дифференциация доходов порождает множество негативных явлений (социальную нестабильность, неэффективное использование ресурсов), следует отметить, что умеренная дифференциация доходов оказывает позитивное воздействие на экономику[1].

Тенденция к увеличению неравенства доходов наблюдается в целом в мировой экономике. В период с 1950-х годов по 1990-е годы неравенство доходов выросло в 48 странах, в том числе в странах-лидерах мировой экономики. Пороговым значением коэффициента Джини (один из наиболее распространённых показателей дифференциации доходов) является величина 0,35-0,40. Общепринято мнение, что превышение этим показателем данного значения ведёт к росту масштабов нищеты и тормозит экономический рост в стране. Если в начале 80-х годов только в 29 из 73 стран мира коэффициент Джини был выше порогового уровня, то к концу 1990-х годов количество стран с таким высоким уровнем неравенства доходов увеличилось до 48,5.

Каковы могут быть причины распространения данного явления?

Существует мнение о том, что неравенство порождает неравенство. Примером может служить Латинская Америка, где сочетание минеральных богатств, почв, климата, импорт дешевой рабочей силы создали две касты: бесправных рабочих и латифундистов (крупных землевладельцев). Все это породило большое неравенство, увеличивавшееся с течением времени, а политические институты закрепили такое положение.

Другой причиной роста дифференциации доходов может являться поведение бедных. Предсказуемое человеческое поведение является одним из источников неравенства населения по доходам. Бедные выбирают бедных, богатые – богатых. То есть люди с низкими доходами зачастую не имеют возможности вкладывать достаточное количество средств в образование своих детей. Тем самым их дети получают худшие шансы на рынке труда. То есть можно сказать, что бедность порождает бедность. То же самое происходит и с рождаемостью. Восточная Азия показала, как снижение рождаемости может разорвать этот порочный круг. Ведь даже бедная, но большая семья может обеспечить хотя бы одного ребенка образованием.

Неравенство может порождаться процветанием. В связи с этим дифференциация доходов населения и неравенство людей в определённой степени может быть оправданным. Неравенство может стимулировать инновации и упорный труд. Вместе с тем рыночные реформы, ведущие к процветанию, не гарантируют одинакового распределения полученных результатов между всеми членами общества. Приватизация, например, ведет к безработице, сокращению доходов работников государственного сектора. В случае, если она сопровождается коррупцией, как в России, то выгоду получает очень ограниченный круг лиц.

Неэффективная экономическая политика, которая увязывает экономический рост с высокой инфляцией, является наиболее сильным источником неравенства. Реформы в духе МВФ часто критикуют за массу побочных действий, которые особенно негативно влияют на бедное население, усиливая социальное неравенство, однако всех этих негативных явлений можно избежать, если не допускать коррупции[3].

Плохая или неэффективная экономическая политика подразумевает и невыполнение правительством своих функций, что ведёт к ухудшению благосостояния населения. Например, правительство не инвестирует достаточные средства в образование. В ситуации, когда часть населения не получает должного образования, квалифицированные работники становятся дефицитны, а работодатели начинают конкурировать за них и предлагают завышенную оплату труда. Доступность качественного образования – это характеристика тех немногих стран, где высокий экономический рост не сопровождается ростом дифференциации доходов.

Не менее важными причинами дифференциации доходов населения являются теневая экономика и отток капитала за рубеж. Безусловно, влияние теневой экономики на общество является негативным. Наибольший вред её заключается в том, что происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп, таких как бюрократы, теневые предприниматели, а так же деятели из преступного мира. Всё это уменьшает благосостояние общества в целом, резко снижается эффективность системы управления экономикой. Функционирование нелегального сектора экономики прямо наносит ущерб государственному бюджету и косвенно – другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Теневая экономика плохо влияет на результаты проводимых реформ и преобразований, способствуя оттоку капитала за рубеж. То есть те инвестиции, которые могли бы быть направлены на развитие экономики страны, уходят за границу[4].

Основными показателями для анализа распределения доходов населения являются кривая Лоренца, коэффициент Джини, коэффициент фондов, которые показывают, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, и насколько доходы высших слоев населения превосходят доходы низших. Это позволяет судить об уровне экономического неравенства в стране.

Так же для анализа дифференциации доходов используется коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), который характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Если рассматривать коэффициент фондов по России за 2012 год, то можно увидеть, что самый высокий коэффициент фондов в г. Москве – 27,9. А самый низкий в Тверской области – 11,2.

Для каждого региона России агентство РИА Рейтинг рассчитывает коэффициент Джини. По последним данным, в Чечне этот коэффициент составил 40,1%, в Москве - 39,3%, в Дагестане — 38,6%, а в Тыве — 38,5%. Но при этом многие эксперты отмечают, что такое неравенство не так уж и высоко, аналогичное или даже немного выше наблюдается в США.

По мнению экспертов, национальные республики оказались в этом списке из-за большого числа низкооплачиваемых работников. Например, Дагестан, где менее 9 тысяч рублей в месяц получают 38,6% работников, а число богатых невелико, и который отстает от всех по медианной зарплате - 11,6 тыс. руб. (в среднем по России - 21,3 тысячи, в Москве - 39,3 тысячи, наибольшая на Ямале - 52,4 тысячи в месяц).

Самое минимальное значение коэффициента Джини по России наблюдается в Белгородской области (29%), это говорит о том, что расслоение населения в области даже ниже, чем в Нидерландах, Испании, Канаде.

По данным исследования, в целом неравенство зарплат в России находится примерно на уровне Японии или Португалии. Почти 13% населения ежемесячно зарабатывают менее 9 тысяч рублей, при этом в Калмыкии и кавказских республиках доля граждан с таким заработком превышает 30%. Больше 75 тыс. рублей в месяц получают 4,7% россиян, при этом такая зарплата зафиксирована почти у 30% работников в Ямало-Ненецком автономном округе и 25% населения в Ненецком автономном округе, в Чукотском автономном округе[8].

Исследования Росстата свидетельствуют о том, что жизнь населения России за последние 20 лет стала лучше. Свидетельством этому является увеличение количества автомобилей, находящихся в частной собственности, улучшение жилищных условий для отдельных категорий граждан, появление большого количества земельных собственников. Однако есть и негативные стороны – в России наблюдается сильное неравенство. Сравним ряд показателей. Сильно выросло количество собственников автомобилей: если в 1995 году число легковых автомобилей на 1000 человек составляло 58,5, то в 2010 году данная цифра составила уже 228,3. Численность владельцев компьютеров увеличилось больше чем в 6 раз. В 1990 году в частной собственности у физических лиц находилось 4,2 млн. га земли, сейчас этот показатель составляет 32 миллиона га. Об улучшении жилищных условий говорит следующий факт: раньше на одного человека приходилось 16,4 кв. метра, в настоящее время - 22,6 кв. метра. К этому следует добавить, что в 1995 году жители РФ тратили 49% своих доходов на продукты питания, в 2010 году - лишь 29,6%. Но вместе с этим увеличилась и доля расходов на услуги ЖКХ, что несколько портит радужную картину, - с 4,2% до 9,2%.

Одно из главных достижений за последние годы заключается в сокращении доли населения страны, чьи доходы оказались ниже величины прожиточного минимума. Численность бедного населения за 20 лет сократилась почти в три раза. В 1992 году каждый третий россиянин, включая грудных детей и пенсионеров, жил за чертой бедности. В 2010 году процент такого населения составил уже 12,6%, в 2011 году - 12,8%. Отсюда можно сделать вывод: жизнь населения России в целом стала лучше.

Тем не менее, Россия пока не достигла уровня Европы: нашу страну невыгодно отличает возрастающее неравенство населения. Так, за 10 лет в два раза вырос коэффициент фондов, который показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных. Разница — в 16,2 раза. В 1992 году этот показатель отмечался на уровне 8 раз.

Россия - социальное государство, то есть регулирование доходов является частью политики государства. Все доходы населения, источники их формирования всегда заслуживали пристального внимания, и все проблемы связанные с ними требуют скорейшего решения.

Государство обязано способствовать справедливому распределению доходов. Одним из способов решения проблемы чрезмерной дифференциации доходов населения может стать введение прогрессивной шкалы налогообложения [9]. Рассмотрим это на примере подоходного налога. В самом начале низкая ставка походного налога должна была способствовать полномасштабному сбору денежных средств. Люди понимали, что заплатить 13% проще, чем вступать в конфликт с налоговыми и правоохранительными органами. Главной задачей низкой ставки подоходного налога было приучить людей платить налоги. Однако у пропорционального налогообложения есть и обратная сторона. Выгоду от него получили высшие слои населения. Для них эффективная ставка налогообложения оказывалась ниже за счет права на использование социальных и имущественных налоговых вычетов, получения доходов от операций с ценными бумагами (которые облагаются по нетто-принципу) и доходов в виде дивидендов.

Данная система позволила поставить налоговую систему страны на ноги. Население честно отчисляет налоги – деньги поступают в бюджет. Это было раньше. В настоящее время налоговая система не совсем отвечает современным экономическим требованиям. И на данном этапе рассматривается предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения [10].

Важным шагом в решении дифференциации доходов является борьба с теневой экономикой. В России сильно развит теневой сектор, и он имеет специфические особенности. Поэтому сокращение масштабов теневой экономики на сегодняшний день — это один из актуальнейших вопросов развития современной России, и решению этой проблемы надо уделить пристальное внимание.

К негативным последствиям функционирования теневой экономики можно отнести деформацию налоговой сферы, бюджетной сферы; искажение показателей макроэкономической статистики; негативное влияние на денежно-кредитную сферу, на инвестиционный процесс, на эффективность производства; отток капитала за рубеж; нарушение стабильности отношений собственности; усиление криминализации экономической сферы.

Все эти факторы, а в особенности отток капитала за рубеж, только увеличивают расслоение общества по доходам[11].

В заключении хотелось бы отметить, что дифференциация доходов до определенных пределов является положительным фактором экономического развития, поскольку способствует росту накоплений отдельных групп населения, у которых появляется возможность вкладывать капиталы в экономику страны, оживляя её инвестиционную деятельность. Более того, дифференциация доходов может выступать в роли экономического стимулятора, формируя материальную заинтересованность в повышении эффективности труда и производства, росте квалификации, совершенствовании личности. Вместе с тем дифференциация доходов населения взаимосвязана с социальным неравенством в обществе. Задачей социальной политики является устранение тех факторов дифференциации, которые порождают чрезмерное неравенство.

В настоящее время в России образовался целый слой устойчивой бедности. Значительная часть населения, включающая работников науки и образования, здравоохранения, высококвалифицированных рабочих составляет многочисленную группу бедных. Большие масштабы этого явления и длительный характер разрушительно влияют не только на отдельные производства и отрасли, но и в целом на экономику, что обуславливает необходимость активного участи государства в решении проблемы сокращения дифференциации доходов населения.

Снижение уровня доходов населения, рост их дифференциации и увеличение масштабов бедности являются существенным тормозом экономического роста. Зависимость между уровнем бедности и имущественной дифференциации, с одной стороны, и возможностью экономического роста, с другой стороны, достаточно очевидна. Низкие доходы порождают сокращение совокупного спроса, что в свою очередь ведёт к падению объёмов национального производства.

Разрушительные последствия роста дифференциации доходов населения проявляются также в социальной нестабильности в обществе (митинги и акции протеста, забастовки, голодовки, захват заложников) и процессах депопуляции в стране (рост естественной убыли населения, рост заболеваемости, старение населения), что создаёт прямую угрозу экономической и национальной безопасности государства.

Список использованной литературы

Дифференциация доходов населения / Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру

Данканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия / Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011

Свенссон Б. Экономическая преступность, - М.: Прогресс, 1987, - С. 72-73.

Данная тема является весьма актуальной, т.к. в наше время обостряется проблема дифференциации доходов населения, которая, по нашему мнению, является сдерживающим фактором экономического роста России.

В последние годы экономика страны столкнулась с вызовами, связанными с изменениями геополитической ситуации, что стимулировало развитие кризисной ситуации как на макроуровне, так и в мировой экономике в целом (темп роста ВВП в 2015 г. составил около –3%). В данных условиях способна выжить только структура, имеющая эндогенные (внутренние) источники экономического роста. С нынешним состоянием конъюнктуры мировой и национальной экономики появилась необходимость решать такие задачи развития, которые предполагают улучшение качества экономики.

Экономический рост является основным экономическим показателем, характеризующим эффективность функций любой экономической деятельности. Рассмотрев позиции разных авторов можно выделить общее определение экономического роста, как реального повышения масштабов и объемов нематериальных и материальных благ, созданных за определенный промежуток времени, а также укрепление ее позиций в глобальной экономике и высококачественное приращение финансовых возможностей национальной экономической системы.

Влияние дифференциации доходов населения на экономический рост

Дифференциация доходов населения стала одним из самых тяжелых последствий, проводимых в России, экономических преобразований, именно она является естественным следствием активного снижения роста ВВП и представляет собой типичный пример провала рынка. Даже несмотря на сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, значения коэффициента дифференциации доходов начиная с 2000 г. увеличивались.

В 2015 г. в России численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 13,3% всего населения, т.е. 19,5 млн. чел., из которых около 64% составляет городское население и 36% – сельское. При этом, обратим внимание на такой факт: из малоимущих домохозяйств 75% имеют 1–2 работающих членов семьи, а из 19,5 млн. человек, которые проживают за чертой бедности, – 63% экономически активных, из которых более 60% с высшим или средним профессиональным образованием.

Таким образом, формируется портрет российского человека, проживающего за чертой бедности: образованный и экономически активный человек в возрасте от 16 до 54 лет, который проживает в небольшом городе с населением не более 50 тыс. чел. или в сельской местности с численностью населения не более 2 тыс. чел..

Кривая Лоренца

Кривая Лоренца – это альтернативное (в иных координатах) графическое изображение функции распределения доходов по группам населения. Также является показателем неравенства доходов населения. Реальная ситуация на графике иллюстрируется прогнутой вниз линией. Следовательно, величина отклонения кривой от биссектрисы отражает степень неравенства в обществе по распределению доходов.

Для количественного измерения степени неравенства дохода по кривой Лоренца существует специальный коэффициент – коэффициент Джини, являющийся статистическим показателем, который отражает степень расслоения населения в стране или регионе по отношению к какому–либо изучаемому признаку.

Коэффициент Джини характеризует дифференциацию доходов населения, как степень отклонения фактического распределения денежных доходов от абсолютно равного их распределения между членами общества.

Для анализа дифференциации доходов необходима полная и достоверная информация о материальном положении населения за определенный период времени.

По данным Росстата построим кривую Лоренца. Отметим, что за 2015 г. общий объём денежных доходов населения страны, распределился по группам: 80% населения страны располагали около 53% всего объёма доходов, а 20% населения – 47%, т.е. 80% населения страны располагали доходом, который был примерно равен доходу оставшихся 20% населения. В 2010 г. пропорции распределения объёма денежных доходов отличались на 1%: 80% населения – 52% всего объёма доходов, 20% населения – 48% доходов. Таким образом, за пять лет данная пропорция практически не изменилась. В сравнении с 1990 г. эта пропорция существенно ухудшилась: 80% населения – 67% всего объёма доходов, 20% населения – 33% доходов.

Для сравнения уровня дифференциации доходов населения, на основании статистических данных Росстата, построим кривую Лоренца за 1970 г. и 2017 г. и сделаем выводы (рис. 1, 2).

Кривая Лоренца за 1990 и за 2017 г.

Кривая Лоренца

Сравнивая кривые, мы можем наблюдать увеличение дифференциации доходов нашего населения, в период с 1990 г. по 2017 г., почти, что в 2 раза. Это говорит о том, что проблема неравномерного распределения доходов в России с каждым годом обостряется все сильнее. РФ не создает определенных условий, в результате которых мы могли бы побороть эту проблему, и после чего, возможно, стать конкурентно способной страной на мировом рынке.

Среди возможных причин дифференциации доходов населения в России на современном этапе, на наш взгляд, следует выделить:

  1. Отсутствие прогрессивной ставки по НДФЛ. (не зависимо от собственного дохода любого человека, каждый платит 13%);
  2. Существенные различия в сумме окладов по должностям и сферам деятельности;
  3. Разный уровень социально–экономического развития регионов страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране неравномерное распределение благ, проявляется в различии долей доходов, из–за чего, появляется вероятность того, что проблема бедности в нашей стране будет обостряться с каждым годом. На наш взгляд, для предотвращения этой проблемы, задача государства должна состоять в: предоставлении населению свободы деятельности; возможности самореализации; создании равных стартовых возможностей для новых поколений в сфере образования.


В данной статье исследована проблема дифференциации доходов населения Российской Федерации, проведен комплексный анализ показателей и предложены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: дифференциация доходов, социально-экономическое неравенство, уровень доходов, реальный доход населения.

Переход России к рыночной экономике повлек за собой формирование новых субъектов собственности, реформирование социальной и экономической сфер жизни общества, а также изменения в отношениях по формированию и распределению доходов работников и населения в целом. Рыночная система экономики представляет особый механизм, при котором владелец какого-либо фактора производства получает определенный доход в зависимости от его полезности и востребованности на рынке.

Одним из факторов в свою очередь является труд людей, который имеет определенную стоимость в виде заработной платы работника. С одной стороны доход наемного работника увеличивается или уменьшается пропорционально доходу предприятия, с другой стороны существует зависимость хозяйствующего субъекта от продуктивности труда конкретного человека, который в итоге влияет на конечный продукт или услугу.

Также в условиях рыночной экономики важную роль занимают доходы от собственности (рента, проценты, дивиденды и др.). На сегодняшний день владельцами материальных ресурсов являются те люди, кому удалось накопить их с помощью собственного труда, полученного наследства, бережливости и предпринимательских качеств или преступных действий.

В конечном итоге различия доходов у наемных работников и владельцев собственности (не применяющих трудовые усилия) могут привести к чрезмерному социальному расслоению и напряженности в обществе.

В основе социально-экономического неравенства лежит неравномерное распределение доходов населения. Различия в доходах граждан возникают под воздействием некоторых объективных и субъективных факторов. Объективным фактором является степень развития экономики и социальной политики страны, а субъективным — уровень дохода определенного человека, который напрямую взаимосвязан с личностными качествами, психическими и физиологическими особенностями, навыками, знаниями, возрастом, социальным статусом и прочим [4 c. 39].

Уровень доходов членов общества влияет на благосостояние населения в целом. Существуют такие виды доходов как: номинальный доход и реальный доход.

Номинальный доход — определенное количество денежных средств, полученных за конкретный промежуток времени отдельными лицами. Основными источниками номинального дохода являются: заработная плата наемных работников и лиц свободных профессий, предпринимательский доход, социальные выплаты в виде стипендий, детских, пенсионных и других пособий, а также услуги медицинского обслуживания, средства на обучение, доходы от личного подсобного хозяйства и прибыль от продажи/аренды недвижимости и имущества.

В то же время на уровень жизни граждан прямо влияют реальные доходы, т. е. материальные блага, которые могут быть приобретены за счет полученных ранее денежных или материальных средств [4 c. 42]. Реальные доходы характеризуют покупательскую способность граждан и исчисляются на основе конечного дохода, исчисляемого с вычетом налогов и сборов. Уровень данного дохода зависит от изменения индексов цен на предметы потребления и услуги.

В целом материальную обеспеченность населения отражает совокупный доход, включающий все виды денежных и натуральных поступлений, полученных от трудовой и предпринимательской деятельности, личного подсобного хозяйства, распоряжения собственностью. Также совокупный доход включает стоимость бесплатно оказываемых услуг, финансируемых из государственных фондов и бюджетов различного уровня (федерального, региональных, местных бюджетов).

В настоящее время проблема дифференциации доходов населения в Российской Федерации является весьма обсуждаемой темой. Для того чтобы установить масштабы расслоения населения России по уровню доходов и выявить основные факторы, создающие предпосылки для такого расслоения необходимо использовать количественный анализ показателей социально-экономического неравенства.

При статистическом исследовании и анализе дифференциации доходов населения Российской Федерации следует применить следующие варианты распределения:

  1. По величине реальных располагаемых доходов населения, их динамике и структуре за определенный промежуток времени.

Динамика реальных располагаемых доходов, заработных плат и пенсионных выплат населения РФ за период с 2014 года по 2020 год, в %- ом соотношении к периоду предшествующего года [5]

Рис. 1. Динамика реальных располагаемых доходов, заработных плат и пенсионных выплат населения РФ за период с 2014 года по 2020 год, в %- ом соотношении к периоду предшествующего года [5]

Исходя из рисунка 1, с 2017 года по 2019 год наблюдается положительная динамика реальных располагаемых доходов населения (+1,5 %). Также за данный промежуток времени заметна тенденция к росту показателя реальных пенсий. Но в 2020 году происходит резкое снижение показателя реальных доходов на 4 % по отношению к 2019 году, а также уменьшение реальных заработных плат с 2018 по 2020 годы на 4,7 %.

Причиной уменьшения реальных доходов и заработной платы населения в 2020 году стала сложившейся эпидемиологическая ситуация и принятые карантинные меры в стране, повлекшие за собой снижение экономической активности в Российской Федерации. Также негативным фактором послужило повышение ставки налога на добавленную стоимость в 2019 году с 18 % до 20 % и последующий рост индекса потребительских цен [6 c.7]. В дальнейшем возможен очередной спад реальных доходов населения.

Структура и динамика реальных денежных доходов населения по источникам поступления за 2017–2020 годы, % [5]

Рис. 2. Структура и динамика реальных денежных доходов населения по источникам поступления за 2017–2020 годы, % [5]

Из рисунка 2 заметно, что в 2020 году наименьшую долю в данной структуре занимают доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности (5,2 %), а также доходы от собственности (4,4 %). Доля доходов по данным категориям имеет тенденцию к снижению.

Наибольший удельный вес в структуре реальных доходов населения занимают денежные средства, полученные от оплаты труда — 58,5 %. За период с 2017 по 2020 годы поступления от оплаты труда наемных работников увеличиваются ежегодно (+3,4 %). Также необходимо учесть, что в структуре немалую долю занимают социальные выплаты (20,8 %), которые также повысились в 2020 году в сравнении с 2019 годом на 1,9 %.

Исходя из этого, преобладающими для населения источниками реальных доходов являются денежные поступления от работы по найму и социальных выплат. Так как реальная заработная плата значительно снизилась в 2020 году и имеет отрицательную динамику и, это может привести к тому, что некоторая часть среднего класса перейдет в категорию бедного населения.

  1. Распределение по общему объему денежных доходов по 20 %-м группам населения, позволяющего оценить концентрацию и распределение доходов по субъектам РФ и федеральным округам;

Распределение по общему объему денежных доходов по 20 %-м группам населения за период с 2017 года по 2020 год [5]

Рис. 3. Распределение по общему объему денежных доходов по 20 %-м группам населения за период с 2017 года по 2020 год [5]

Из рисунка 3 можно сделать вывод, что первая группа с наименьшими доходами распоряжается лишь 5,5 %, в то время как у пятой группы (богатой части населения) сосредоточена большая часть денежных средств 46,2 %, около половины. Данный факт, несомненно, свидетельствует о дифференциации доходов среди населения в пользу части населения с наибольшими денежными доходами.

Несмотря на это, в 2020 году денежный доход у части населения со средними и низкими доходами увеличился примерно на 0,5 %, за счет сокращения доходов у группы самого богатого населения. Это связанно с мерами государственной поддержки в период пандемии и увеличением социальных выплат, а также со снижением доходов самой обеспеченной части граждан РФ в период действия карантинных мер.

Для наилучшего анализа стоит применить коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), который характеризует неравенство в распределении доходов населения между его отдельными группами [2, c.567].

Коэффициент Джини будет равен 0, в случае если доход всех групп населения будет одинаков. В случае концентрации дохода в руках одной определенной группы лиц он будет стремиться к 1. То есть с увеличением данного коэффициента усиливается неравенство в обществе. Пороговое значение коэффициента Джини не должно быть более 30 %. По данным Росстата Коэффициент Джини в 2020 году составил 0,403, а также снизился в сравнении с 2019 годом на 0,008 благодаря перераспределению доходов среди населения. Можно считать, что в Российской Федерации неравенство не просто высокое, а избыточное, так как коэффициент Джини более 40 % и превышает пороговое значение данного индикатора.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что высокая степень неравномерности в распределении доходов, приводящая к концентрации богатства и нищеты, стала характерной чертой российского общества. На данный момент в Российской Федерации существует проблема дифференциации населения по уровню доходов, которая требует системного решения. Для улучшения ситуации можно применить следующие меры:

— Необходимо реформировать механизм определения величины прожиточного минимума, так как данный показатель определяет минимальную сумму доходов необходимую для обеспечения условий поддержания жизнедеятельности человека.

— Постепенно повышать величину государственных гарантий таких, как минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии по старости, пособий и других социальных выплат и льгот.

— Государство должно гарантировать своевременность выплат денежных доходов таких как: заработная плата, пенсионные выплаты, стипендии, пособия, а также способствовать снижению безработицы.

— Совершенствовать тарифную политику обязательного социального страхования путем снижения нагрузки на работодателей при уплате единого социального взноса и повышать количество работников для финансирования обязательного социального страхования при условии сохранения или роста их реальных доходов.

— Правительству необходимо обеспечить рост покупательской способности реальных доходов населения, а не его номинальное увеличение [1].

— Ввести прогрессивную систему налогообложения, при которой величина налогового вычета будет соответствовать величине реального дохода.

Преодоление социального неравенства и сглаживание присущих ему противоречий в обществе должно являться одной из главных миссий системы государственного управления в России, как социального государства.

Основные термины (генерируются автоматически): доход, Российская Федерация, реальный доход населения, группа населения, номинальный доход, промежуток времени, социально-экономическое неравенство, уровень доходов, заработная плата, личное подсобное хозяйство.

Читайте также: