Формы предоставления государственной собственности

Обновлено: 03.07.2024

от 5 июля 2013 года N АК/26062/13

В соответствии с планом оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2013 году, утвержденным приказом ФАС России от 19.03.2013 N 169/13, а также в целях унификации практики правоприменения антимонопольного законодательства в сфере контроля за предоставлением государственных и муниципальных преференций ФАС России направляет для использования в работе Методические рекомендации по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций, одобренные Методическим советом ФАС России (протокол N 9/11 от 28.06.2013).

Приложение

Методические рекомендации по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций

Целью настоящих Методических рекомендаций является формирование единой правоприменительной практики по применению антимонопольными органами положений главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:

"Преференция" - государственная или муниципальная преференция, определение которой содержится в пункте 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции;

"Органы власти" - федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию.

Дача согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции является государственной функцией ФАС России и ее территориальных органов и не является государственной услугой, регламентируемой Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

1. Требование к подаче в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление преференции

В практике антимонопольных органов нередки случаи подачи органами власти в составе одного заявления о даче согласия на предоставление преференции проекта (проектов) акта (актов), предусматривающих несколько случаев предоставления преференции одному хозяйствующему субъекту.

На основании положений пункта 20 статьи 4, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, заявление о даче согласия на предоставление преференции и, соответственно, проект акта о предоставлении органом власти преференции должны подаваться в антимонопольный орган в отношении каждого случая передачи объектов гражданских прав, предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

2. Пределы полномочий антимонопольных органов по проверке представленных документов (статья 20 Закона о защите конкуренции)

По смыслу главы 5 Закона о защите конкуренции принятие решения о возможности предоставления преференции конкретному хозяйствующему субъекту возложено на органы власти. При этом данное право органов власти ограничено требованиями Закона о защите конкуренции о недопустимости устранения или недопущения конкуренции в результате предоставления преференции.

Проверка достоверности сведений и документов, представленных хозяйствующими субъектами, в отношении которых у органа власти имеется намерение предоставить преференцию, является обязанностью данного органа власти.

В обязанности антимонопольного органа в соответствии со статьей 20 Закона о защите конкуренции входит проверка полноты представленных документов на соответствие требованиям, установленным частью 1 указанной статьи, определение соответствия преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, а также определение возможности устранения или недопущения конкуренции в случае предоставления преференции.

В случае если антимонопольному органу в процессе контроля за предоставлением и (или) использованием преференции станет известно о предоставлении органом власти в составе заявления о даче согласия на предоставление преференции недостоверных сведений, антимонопольный орган рассматривает такие действия на предмет наличия признаков административного правонарушения в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в указанном случае антимонопольный орган совершает действия в соответствии со статьей 21 Закона о защите конкуренции, в случае, если преференция уже предоставлена органом власти (в том числе по согласованию с антимонопольным органом).

Указанное не исключает право антимонопольного органа на получение дополнительной информации в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, в случае, если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

При этом запрос дополнительной информации не должен быть связан с установлением (проверкой) антимонопольным органом достоверности документов, представленных органами власти в составе заявления о даче согласия на предоставление преференции.

В случае поступления в антимонопольный орган заявления о нарушении органом власти антимонопольного законодательства при предоставлении хозяйствующему субъекту преференции, антимонопольный орган обязан рассмотреть такое заявление в порядке, установленном Законом о защите конкуренции, даже в случае, если предоставление данной преференции было согласовано с антимонопольным органом.

3. Введение ограничений в отношении предоставления преференций при даче согласия на предоставление преференций и контроль их соблюдения

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции может принять мотивированное решение о даче согласия на предоставление преференции и введении ограничений.

По результатам рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление преференции в 2012 году антимонопольными органами Центрального федерального округа принято 657 решений о даче согласия и только 78 о даче согласия и введении ограничений, в Северо-Западном федеральном округе - соответственно 809 и 367, в Южном федеральном округе - 129 и 13, Северо-Кавказском федеральном округе - 64 и 4, в Уральском федеральном округе - 581 и 318, Дальневосточном федеральном округе - 94 и 47.

В целях повышения эффективности контроля за предоставлением и использованием преференций, а также для обеспечения соответствия преференций целям, указанным в части 1 статьи 19 указанного Федерального закона, и уменьшения их негативного влияния на конкуренцию, ФАС России считает целесообразным широкое применение территориальными органами ограничений в отношении предоставления преференций при даче согласия на их предоставление.

В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции, в случае, если решение о даче согласия на предоставление преференции дано с введением соответствующих ограничений, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления преференции.

Во исполнение данной нормы в решениях антимонопольных органов следует указывать на то, что органу власти надлежит представить в антимонопольный орган копию соответствующего акта о предоставлении преференции, ранее согласованного с этим антимонопольным органом, а также копии документов, которые подтверждают соблюдение установленных антимонопольным органом ограничений.

Например, в актах органов власти о предоставлении преференции, в соответствующих договорах (аренды имущества, договорах на размещение нестационарных объектов торговли и т.д.), дополнительных соглашениях/приложениях к договорам должны содержаться сведения об установленных антимонопольным органом ограничениях, устанавливаться обязанность по соблюдению введенных ограничений и санкции за несоблюдение установленных ограничений, в том числе предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции (меры по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, если преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, меры по возврату иных объектов гражданских прав либо меры по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим преференцию, если преференция была предоставлена в иной форме).

3.1. Ограничения предельного срока предоставления преференций

В практике антимонопольных органов нередки случаи рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление преференции в виде предоставления хозяйствующим субъектам в аренду на длительный срок объектов недвижимости. Рынок коммерческой недвижимости является одним из самых востребованных.

В практике антимонопольных органов встречаются случаи намерения органов власти предоставить объекты недвижимости хозяйствующим субъектам на длительный срок, в том числе на 49 лет.

В подобных случаях антимонопольным органам следует принимать решения об установлении разумного срока предоставления таких преференций, обеспечивающего достижение целей по уменьшению негативного влияния преференции на конкуренцию. Целесообразно также исследовать вопрос о достижении хозяйствующим субъектом окупаемости капитальных вложений в объект недвижимости в случае их осуществления.

Применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства в решении антимонопольного органа целесообразно разъяснить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", одной из мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является реализация их преимущественного права на приобретение имущества, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, по цене, равной его рыночной стоимости.

3.2. Ограничения по кругу лиц, которым может быть предоставлена преференция

Вопросы, возникающие у органов власти и хозяйствующих субъектов при предоставлении и использовании преференций, связаны с дальнейшим распоряжением государственным или муниципальным имуществом (иными объектами гражданских прав), полученным в форме государственной преференции.

На практике получатели преференции сдают в аренду (субаренду) имущество (в том числе помещения, их части, оборудование, находящееся в помещениях, полученных в форме преференции), передают права и обязанности по договору аренды (перенаем), производят замену стороны договора.

В силу статьи 20 Закона о защите конкуренции, преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту (получателю преференции) и исключительно в целях, указанных в статье 19 Закона о защите конкуренции. Передача всего или части имущества в субаренду изменяет субъектный состав получателей преференции и может привести к изменению цели преференции, поскольку в этом случае осуществлять деятельность с использованием имущества (иных объектов гражданских прав), полученного в форме государственной преференции, будет иной хозяйствующий субъект.

Антимонопольные органы при принятии решений о даче согласия на предоставление преференций в каждом случае должны применять механизм введения ограничений по кругу лиц, которым могут быть предоставлены эти преференции.

В этих целях в решениях о даче согласия на предоставление преференций антимонопольные органы должны указывать о том, что преференция может использоваться исключительно лицом, которому она предоставлена.

При согласовании актов органов власти о предоставлении преференций в виде предоставления в аренду без проведения торгов государственного или муниципального имущества антимонопольным органам необходимо указывать на то, что преференция может использоваться исключительно лицом, которому она предоставлена, и устанавливать запрет на передачу прав на использование имущества иным хозяйствующим субъектам, в том числе на субаренду.

При согласовании актов органов власти о предоставлении преференций в виде предоставления права на заключение договоров на размещение объектов нестационарной торговли без проведения торгов антимонопольным органам необходимо указывать на то, что преференция может использоваться исключительно лицом, которому она предоставлена, и устанавливать запрет на передачу прав по указанному договору иным хозяйствующим субъектам.

4. Рекомендации по определению соответствия преференций законодательно установленным целям их предоставления

При рассмотрении заявлений о даче согласия на предоставление преференций антимонопольным органам необходимо оценить, соответствуют ли мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) в процессе их хозяйственной деятельности целям предоставления преференции.

Ниже приведен примерный перечень федеральных нормативных правовых актов, применяемых при определении соответствия преференций законодательно установленным целям их предоставления.

5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - Федеральный закон от 25.07*.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 25.06.2002 N 73-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.

11) охрана труда - Трудовой кодекс Российской Федерации и соответствующее отраслевое законодательство;

13.1) поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций - Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В совокупности с указанными федеральными нормативными правовыми актами необходимо также учитывать положения нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, принятых в рамках установленных нормативными правовыми актами соответствующих полномочий.

Ниже приведены наиболее актуальные примеры правоприменения, основанные на практике дачи разъяснений ФАС России.

4.1. Предоставление преференций в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.19 Закона о защите конкуренции)

В практике антимонопольных органов встречаются случаи рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление преференции (аренды объекта недвижимости без проведения торгов, установление льготной арендной платы за пользование объектом недвижимости) в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации хозяйствующим субъектам, которые не осуществляют непосредственно деятельность, соответствующую данной цели. При этом хозяйствующим субъектом заявлено о проведении ремонтных работ в помещении объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия, в связи с чем органом власти сделан вывод о возможном соответствии предоставления преференции указанным целям.

Читайте также: