Формирование муниципальной собственности способы и порядок

Обновлено: 01.05.2024

В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом.

По мнению некоторых представителей органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, ученых и специалистов, закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса. Попытки решения указанных проблем осуществлялись путем внесения в Государственную Думу ряда законодательных инициатив (законопроектов). Например, предлагается установить открытый перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, либо расширить его в соответствии с некоторыми вопросами местного значения, решаемыми муниципальными образованиями.

Как известно, общеэкономическим принципом формирования публичной собственности является закрепление за органами публичной власти имущества, предназначенного для исполнения их властных полномочий, но не хозяйственных функций. В противном случае орган публичной власти на своей территории становится доминирующим хозяйствующим субъектом и выполняет экономические функции (диктует цены на недвижимость, размер арендных платежей и т.д.), не соответствующие властным полномочиям, поэтому против него могут быть применены меры антимонопольного воздействия.

Политика государства в отношении муниципальной собственности определяется принятой Президентом и Правительством РФ стратегией управления имуществом, направленной на оптимизацию объема государственной и муниципальной собственности с тем, чтобы в конечном итоге у всех уровней публичной власти осталось только то имущество, которое необходимо для исполнения их властных полномочий.

Оптимизация объема публичной собственности в первую очередь зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями власти. Этот процесс в настоящее время далек от завершения: после 2003 г. было принято четыре федеральных закона, весной 2008 г. планируется рассмотрение пятого – о совершенствовании разграничения полномочий между уровнями публичной власти.

Известно, что муниципальное образование является публично-правовым образованием и действует как субъект права исключительно для решения стоящих перед ним местных задач. Поэтому закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, должен определяться только в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным ст. 14–16 Федерального закона № 131-ФЗ. Данный фактор является базой и для обоснованного разделения имущества между различными видами муниципальных образований. Общественные услуги должны предоставляться населению государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями только в тех случаях, когда частный сектор экономики по различным причинам не может оказывать аналогичные услуги эффективно. Таким образом, отказ от установления закрытого перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, противоречит концепции Федерального закона № 131-ФЗ и направлениям социально-экономического развития страны.

Это подтверждается и определением Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. № 540-0: в устанавливающей части определения (п. 4.2) указано, что ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ не препятствует муниципальным образованиям использовать оговоренные законом способы привлечения денежных средств и иного имущества для формирования доходов местных бюджетов, в том числе иметь имущественные права и получать дотации из иных бюджетов для решения вопросов местного значения, а также получать субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Потому указанная статья не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов муниципального имущества, не допускающая наличия в муниципальной собственности иного имущества, имеющего такое же целевое предназначение, что и названное, и как нарушающая конституционные правомочия муниципальных образований и гарантии муниципальной собственности.

Конституционный Суд РФ полагает, что ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не ограничивает право муниципальных образований владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. При этом Конституционный Суд РФ не призывает отменить положения Федерального закона № 131-ФЗ, которыми установлен перечень видов муниципального имущества и предписано отказаться от имущества, не входящего в этот перечень, или перепрофилировать его.

Проблемы формирования муниципальной собственности в настоящее время возникают и в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имущества, которое может находиться у них в собственности. Основным принципом формирования муниципальной собственности является принцип эффективного использования имущества, обеспечивающего качественное предоставление услуг населению. Важно правильно определить организационно-правовые формы организаций, за которыми закрепляется муниципальное имущество.

Кроме того, экономическую эффективность деятельности муниципальных предприятий нужно определять на основе реестра показателей экономической эффективности деятельности МУП. Одним из таких показателей является обеспечение поступлений в местные бюджеты части прибыли МУП, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей. Следует отметить, что Росимущество не располагает надлежащим образом сформированным реестром показателей экономической эффективности деятельности не только МУП, но и ФГУП. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. из 6 533 ФГУП, учтенных в реестре федерального имущества, только 34% перечислили часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, в федеральный бюджет.

Еще одним показателем эффективности использования имущества может служить доля неналоговых доходов, основную часть которых составляют доходы от использования имущества, в доходах бюджетов соответствующего уровня. По данным мониторинга, проведенного Минфином России, на 1 октября 2007 г., то есть за девять месяцев прошлого года, в общем объеме запланированных собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составили 62,8% (720 млрд руб.), в том числе 17,7% (203 млрд руб.) – неналоговые. Для сравнения: в развитых странах доля неналоговых доходов в бюджетах публичных уровней власти составляет 5–6%. Важность улучшения структуры доходов местных бюджетов – снижения доли неналоговых поступлений и повышения доли налоговых – определяется необходимостью интенсивного развития экономики муниципальных образований за счет расширения налоговой базы, применения инновационных технологий, создания инвестиционной привлекательности территорий.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в муниципальной собственности в настоящее время находится 38 495 МУП и 210 000 муниципальных учреждений. При этом использование муниципального имущества для решения таких вопросов, как создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, расширении рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и др., не предусмотрено.

Что касается других вопросов местного значения, например обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, то сохранение МУП и муниципальных учреждений для оказания этих услуг нецелесообразно в силу необходимости создания конкурентной среды для повышения качества и обеспечения достаточного объема услуг. Кроме того, предоставленная Федеральным законом № 230-ФЗ возможность сохранения в муниципальной собственности имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства, которое особенно часто используется в сферах связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в основном решает вышеназванную проблему.

Интересно отметить, что органы местного самоуправления ряда муниципальных образований (Ребрихинский район Алтайского края, Светлогорский городской округ Калининградской области, Совет муниципальных образований Смоленской области и др.) считают, что нужно не устанавливать дополнительные виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, а эффективно использовать уже имеющееся.

Муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов местного бюджета, роста экономического потенциала территории. Полагаем, что перечень муниципального имущества можно привести в соответствие с вопросами местного значения, основываясь на принципе его эффективного использования. Вместе с тем в пределах установленного перечня муниципального имущества органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие объекты муниципальной собственности требуются им для решения соответствующих вопросов местного значения.

Кроме того, на практике целесообразно рассмотреть возможность использования определенных видов имущества для решения однотипных вопросов местного значения (многопрофильное имущество). Например, организации для поддержки народных художественных промыслов могут создаваться на базе имущества для организации досуга и обеспечения услугами культуры, в качестве специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества. Питание в образовательных учреждениях можно обеспечить на базе имущества, предназначенного для предоставления общего образования.

Однако существует проблема невозможности предоставления населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных убыточных отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований, в том числе из-за наличия локальных (местных) монополий. Такая ситуация характерна для небольших городских и сельских поселений в связи с низким уровнем их социально-экономического развития, особенностями географического положения и климатическими факторами. Очевидно, что эту задачу необходимо решать преимущественно не правовыми, а социально-экономическими методами, поскольку введение льгот по сохранению каких-либо видов имущества в муниципальной собственности для малых городских и сельских поселений может привести к замедлению их социально-экономического развития и росту коррупции.

В этих условиях одним из путей сохранения и повышения эффективности использования муниципальной собственности в небольших городских и сельских поселениях является развитие малого и среднего бизнеса. Согласно Федеральному закону № 230-ФЗ в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Полагаем, что законодательные предложения о создании льготных условий приватизации имущества, арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса, неэффективны: введение преимуществ для отдельных категорий лиц неправомерно, поскольку может привести к потере доходов местных бюджетов. Кроме того, подобная ситуация способствует перепродаже приватизированного имущества и росту коррупции. Вместо льготной приватизации целесообразно предоставлять льготные бюджетные кредиты или компенсировать субъектам малого и среднего предпринимательства часть затрат на приватизацию имущества.

Одним из условий получения субсидий из фонда является наличие в муниципальных образованиях предприятий коммунального комплекса, у которых доля участия субъектов РФ и муниципальных образований в уставном капитале не превышает 25% и которые осуществляют свою деятельность на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению. По данным Минрегионразвития России, на 1 января 2008 г. данному условию соответствовали 63 субъекта РФ из 72.

Наряду с этим как в вышеперечисленных сферах, так и в сфере культуры на базе бюджетных учреждений формируется новая организационно-правовая форма – автономные учреждения, которым муниципальное имущество передается в оперативное управление, а финансирование осуществляется на основе муниципального задания за счет средств местных бюджетов и на основе договоров возмездного оказания услуг населению. Проведенные в ряде городов (Тюмени, Калуге и др.) эксперименты по созданию автономных учреждений продемонстрировали снижение расходов на выполнение муниципальных социальных услуг при повышении их качества за счет более гибкой финансовой и производственной политики.

Перевод муниципального имущества в другие формы собственности, а также его перераспределение между уровнями публичной власти и муниципальными образованиями зависит от финансового обеспечения управления и осуществления функций органов местного самоуправления. На практике имущество часто передается без выделения финансирования, что приводит к снижению качества и объемов предоставляемых услуг, их несоответствию утвержденным нормативам.

Важнейшим направлением формирования муниципальной собственности является создание межмуниципальных хозяйственных обществ. В стране более 24 тыс. муниципальных образований, около 20 тыс. из которых являются сельскими поселениями, поэтому небольшие муниципальные образования могут в полной мере реализовать свои полномочия только на основе сотрудничества, посредством создания межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения.

Муниципальный округ
Пуровский район

Ямало-Ненецкий АО, Пуровский р-н,

г. Тарко-Сале, ул. Республики, д. 25

8 (34997) 6-06-10


О Положении о муниципальной казне муниципального образования Пуровский район от 31.05.2007

РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
3 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2007 г. № 180
г. Тарко-Сале

О Положении о муниципальной казне муниципального образования Пуровский район

Глава муниципального образования Пуровский район Д.Н. Кобылкин

Приложение
к решению Районной Думы
муниципального образования Пуровский район
от 31 мая 2007 года № 180

ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗНЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

1. Общие положения

2. Цели и задачи управления и распоряжения муниципальной казной

2.1. Целями управления и распоряжения муниципальной казной являются:
– укрепление экономической основы муниципального образования, обеспечивающей решение вопросов местного значения, а также выполнение отдельных государственных полномочий, которыми муниципальное образование Пуровский район наделено в установленном законодательством порядке;
– разработка и реализация новых подходов к управлению муниципальным имуществом;
– обеспечение максимально эффективного управления муниципальным имуществом;
– получение доходов в бюджет Пуровского района от использования муниципального имущества;
– обеспечение исполнения обязательств муниципального образования Пуровский район по гражданско-правовым сделкам;
– привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской деятельности на территории муниципального образования Пуровский район.
2.2. В указанных целях при управлении и распоряжении муниципальной казной решаются следующие задачи:
– учет имущества, составляющего муниципальную казну;
– сохранение и увеличение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает дополнительные доходы в бюджет Пуровского района, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для обеспечения общественных потребностей населения и эффективного функционирования муниципального хозяйства;
– выявление и применение наиболее эффективных способов использования имущества находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район;
– контроль за сохранностью и использованием имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, по целевому назначению.

3. Состав муниципальной казны и источники ее образования

3.1. Муниципальную казну составляют:
- средства бюджета Пуровского района;
- земля и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- ценные бумаги, пакеты акций, доли в уставном капитале хозяйственных обществ;
- нематериальные активы, закрепленные в муниципальной собственности;
- иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями.
Настоящее Положение не регулирует порядок учета входящих в состав муниципальной казны средств бюджета Пуровского района, а также земель, находящихся в собственности муниципального образования Пуровский район. Правовое положение вышеназванного имущества регулируется специальными нормативными актами.
3.2. Приобретение права собственности на отдельные объекты имущества и включение их в состав муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством путем:
- создания новых объектов имущества за счет средств бюджета Пуровского района;
- приобретения в муниципальную собственность имущества на основании гражданско-правовых договоров;
- передачи в муниципальную собственность имущества в соответствии с законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
- приобретения права муниципальной собственности на брошенные вещи, а также вещи, признанные в установленном порядке бесхозными и поступившие в этой связи в муниципальную собственность;
- безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;
- изъятия излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества из оперативного управления муниципальных учреждений;
- прекращения права хозяйственного ведения на имущество муниципального унитарного предприятия;
- передачи имущества ликвидированных муниципальных унитарных предприятий либо учреждений;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.3. Основанием для включения имущественных объектов в состав муниципальной казны является приказ Департамента имущественных отношений Администрации Пуровского района (далее по тексту – орган по управлению муниципальным имуществом Пуровского района), а также соответствующий акт приема-передачи.

4. Порядок учета, инвентаризации, оценки состояния и стоимости имущества муниципальной казны

4.1. Муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну, находится в Реестре муниципальной собственности муниципального образования Пуровский район и подлежит учету в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и бюджетного учета в Российской Федерации.
4.2. С целью обеспечения достоверности данных учета муниципальной казны, в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением Главы района, проводится инвентаризация имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район и составляющего муниципальную казну, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие объектов муниципальной собственности и их состояние.
Объекты недвижимости муниципальной казны подлежат технической инвентаризации и государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.3. Оценка имущества, составляющего муниципальную казну, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Учет стоимости отдельных объектов имущества муниципальной казны осуществляется путем внесения соответствующих записей в Реестр муниципальной собственности муниципального образования Пуровский район на момент включения объектов в состав имущества муниципальной казны.
Мероприятия по оценке имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район и входящего в состав муниципальной казны, организуются органом по управлению муниципальным имуществом Пуровского района за счет средств бюджета Пуровского района.

5. Распоряжение объектами муниципальной казны

5.1. Имущество муниципальной казны может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Районной Думы муниципального образования Пуровский район.
5.2. Особенности отчуждения объектов муниципальной казны в порядке приватизации устанавливаются законодательством Российской Федерации и Положением о порядке приватизации муниципального имущества Пуровского района, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район.
5.3. Доходы от использования имущества муниципальной казны поступают в бюджет Пуровского района.

6. Содержание объектов муниципальной казны

6.1. Содержание, эксплуатация, ремонт и обслуживание имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район и составляющего муниципальную казну, осуществляются органом по управлению муниципальным имуществом Пуровского района путем заключения договоров на эксплуатацию и обслуживание объектов муниципальной казны со специализированными организациями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
6.2. Финансирование содержания и обслуживания муниципальной казны осуществляется за счет средств бюджета Пуровского района и иных источников, не запрещенных законодательством.
6.3. В период пользования муниципальным имуществом, входящим в состав муниципальной казны, затраты по его содержанию несет пользователь в соответствии с договором.

7. Исключение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, из муниципальной казны

7.1. Исключение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, из муниципальной казны осуществляется:
– в связи с отчуждением имущества (при приватизации муниципального имущества);
– в случае закрепления этого имущества за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
– в связи со списанием ввиду морального или физического износа.
7.2. Исключение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, из муниципальной казны осуществляется на основании приказа органа по управлению муниципальным имуществом Пуровского района.

8. Контроль за сохранностью и целевым использованием муниципальной казны

8.1. Контроль за сохранностью и использованием по назначению объектов имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район и составляющего муниципальную казну, осуществляет орган по управлению муниципальным имуществом Пуровского района.
8.2. В ходе контроля по мере необходимости осуществляются проверки состояния переданного имущества и соблюдения условий договоров о передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район.
8.3. Контроль за использованием имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район и переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями заключенных договоров о передаче имущества.
8.4. На срок передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район и входящего в состав муниципальной казны, в пользование риск его случайной гибели ложится согласно договору на пользователя.
8.5. В период, когда имущество, входящее в состав муниципальной казны, не обременено договорными обязательствами, риск его случайной гибели ложится на муниципальное образование Пуровский район.

Читайте также: