Если право на земельный участок не указано

Обновлено: 13.05.2024

Земельный участок может не иметь установленных границ по разным причинам. В некоторых случаях речь идет об участках, вовсе не учтенных в государственном кадастре недвижимости, а иногда — об учтенных ранее.

Если участок не прошел кадастровый учет, законодательство выделяет несколько категорий земельных участков, и в настоящей статье будут рассмотрены две из них:

К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке. Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, ЕГРН не содержит каких-либо сведений о них.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости государственный кадастровый учет земельного участка — это внесение в ЕГРН сведений о нем, которые подтверждают существование участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений. Без проведения кадастрового учета оборот земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны. Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок. Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения, установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен.

В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 No 4г-2095/2016 . В этом деле суд установил, что земельный участок, право на который хотели оформить истцы, был предоставлен одному из них совхозом во временное пользование. Истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, когда такое право можно было реализовать, следовательно, по состоянию на 1998 г. он утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление.

При этом суд отметил, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород, никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось. В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение десяти лет после его предоставления в 1988 г. В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный участок не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН. Таким образом, по мнению суда, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на него отсутствуют.

Аналогичный вывод делается в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2015 по делу No 33-41571/2015 , в котором суд указал, что если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии со старым Законом о кадастре, значит они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений. При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении ВС РФ от 06.12.2005 No 4-В05-42. В частности, Верховный суд РФ признал необоснованным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, признав его противоречащим ст. 130 ГК РФ и ст. 1 старого Закона о госрегистрации .

Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участках на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

В частности, это могут быть случаи (см. письмо Мин­экономразвития России от 19.05.2014 No ОГ-Д23-3716 ):

  • отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
  • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Например, на практике местоположением земельного участка с неустановленными границами может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов.

При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяет осуществлять в отношении него определенные виды кадастровой деятельности. Такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены.

Вместе с тем следует учитывать позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 No 4890/14 по делу No А67-1041/2013 , согласно которой является неверным вывод кадастровой палаты и нижестоящих судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ , ч. 3 ст. 25 старого Закона о кадастре .

Отсутствие в ЕГРН сведений о границах земельного участка

Какой путь решения проблемы выбрал законодатель?

В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а раньше содержались в ГКН, не имеют точного описания границ. Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации является то обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ земельных участков.

Отсутствие необходимой и достоверной информации существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости. Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге и т.п.).

Более того, по проекту предполагалось, что с 1 января 2018 г. будет запрещено любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ. Проект в Госдуму Правительство РФ так и не внесло. Такое решение могло быть обусловлено многими причинами: небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по массовому государственному кадастровому учету.

Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?

Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 No 39682-ВА/Д23и , государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приостановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации , пока заявитель не предоставит все необходимые в том числе и для кадастрового учета документы.

Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провес­ти межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.

Отметим, что в старом Законе о госрегистрации также была норма, направленная на ограничение оборота участков с неустановленными границами

В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 19 старого Закона о регистрации к случаям — исключениям из общего правила относились следующие:

Как видно, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.

Как будет формироваться практика по применению новых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.

Постановление АС Московского округа от 20.07.2016 No Ф05-9957/2016 по делу No А40-189908/15

В этом деле суд отклонил дово­ды Росреестра, отказавшего за­явителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались.

Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в дан­ном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.

Постановление АС Московского округа от 20.02.2016 No Ф05-663/2016 по делу No А40-77214/2015

В этом споре Росреестр отказался регистрировать право собственности заявителя на приобретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Получив в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель в свою очередь представил кадастровую выписку в качестве доказательства согласования границ земельного участка. Разрешая спор, суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вместе с тем регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незаконным.

1. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Комментарии к ст. 53 ЗК РФ

1. Каждое лицо, как физическое, так и юридическое, обладающее земельным участком на любом из предусмотренных законом прав, может от этого права отказаться. При этом те права на землю, которые возникают на основе договора - аренда, безвозмездное срочное пользование, - прекращаются по инициативе арендатора, пользователя до истечения установленного договором срока в случаях и на условиях, установленных законом для данного вида договоров (см. комментарий к ст. ст. 46, 47). Что же касается условий и порядка добровольного отказа от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то впервые в земельном законодательстве они были урегулированы комментируемой статьей ЗК РФ.

2. В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности, никакого решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности.

Гражданский кодекс устанавливает, что при отказе от собственности на имущество права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права собственности на него другим лицом. То есть собственник продолжает нести ответственность за состояние земельного участка, он может быть привлечен к административной ответственности, например, за неиспользование в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, или за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Необходимо заметить, что до внесения Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ изменений в п. 2 комментируемой статьи земельный участок при отказе собственника от этого участка приобретал режим бесхозяйной вещи и, соответственно, право собственности на него прекращалось в установленном гражданским законодательством порядке. Процедуры, предусмотренные в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, состоят в следующем. После отказа от них собственника вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки земельного участка как бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок, и соответственно, если суд примет такое решение, земельный участок переходит в муниципальную собственность. Если же суд требование отклонит, судьба земельного участка зависит от того, кто возьмет на себя владение и пользование земельным участком - это будет либо сам собственник участка, либо другое лицо. Если это другое лицо в течение последующих пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно будет осуществлять владение земельным участком как своим собственным, он может приобрести этот участок в собственность в силу приобретательской давности.

3 - 4. Земельные участки, используемые на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому распоряжение ими осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. При получении заявления от гражданина или юридического лица об отказе от права на земельный участок они должны принять соответствующее решение, которое послужит основанием для освобождения данного лица от прав и обязанностей по владению и пользованию участком и государственной регистрации этого факта. В дальнейшем земельный участок может быть предоставлен другим землевладельцам, землепользователям или перейти в установленном порядке в категорию земель запаса.

Перечисленные в п. 3 комментируемой статьи юридические лица кроме обязательных для всех лиц документов должны предоставить документ о согласии учредителя на отказ от земельного участка.

Согласно ст. 295 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться без согласия собственника принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Нормы комментируемой статьи как раз представляют собой такой случай, поскольку устанавливают обязанность согласовать отказ от прав на недвижимое имущество, не находящееся в хозяйственном ведении предприятия.

Что же касается казенных предприятий и учреждений, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, то они согласно ст. 296 ГК РФ владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК РФ).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества; остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).

5 - 6. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права (в частности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты) на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

В свою очередь органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию о земельных участках и правах на них в налоговые органы. Поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то сведения о прекращении этих прав сообщаются налоговым органам.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Утратил силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 2 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 3 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 3.1 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы. Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 4 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 5 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 6 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Писарев Георгий Анатольевич, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается правовой режим земельных участков, находящихся в собственности и на иных вещных и обязательственных правах у граждан, в части наследования их по закону и завещанию.

См.: Блинков О.Е. Актуальные проблемы наследственного права : история, теория и практика // Наследственное право. 2006. N 2. С. 61.

Земельные участки и права на них наряду с жилыми помещениями, банковскими вкладами и транспортными средствами — наиболее часто встречающиеся объекты наследования в российской нотариальной практике .

О наследовании выморочных земельных участков см.: Кароян А.Г. Наследование выморочных земель публично-правовыми образованиями // Наследственное право. 2009. N 1. С. 19 — 21; Блинков О.Е. Наследование выморочного имущества в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Юридический мир. 2007. N 6. С. 65 — 69.

Принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ, при этом на принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется ( ст. 1181 ГК РФ). При наследовании земельного участка по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом ( ст. 1181 ГК РФ).

Об этом см.: Блинков О.Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. N 2. С. 26 — 30; Блинков О.Е. Особые режимы наследования в законодательстве государств-участников СНГ и стран Балтии // Цивилист. 2007. N 2. С. 73 — 77.

Также в состав наследства входит право пожизненного наследуемого владения земельным участком ( ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)), которое наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ, при этом на принятие наследства, в состав которого входит указанное право, специальное разрешение не требуется ( ст. 1181 ГК РФ) . Переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству гражданским законодательством рассматривается в качестве единственного способа распоряжения земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения ( ст. 267 ГК РФ). Необходимо напомнить, что право пожизненного наследуемого владения считается институтом земельного права, сохранившимся с советского периода и изначально призванным в какой-то мере компенсировать отсутствие частной собственности граждан на землю. Напротив, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отличается более широким кругом субъектов данного вида правоотношений — это граждане и организации, обладающие правами юридического лица.

Подробно см.: Писарев Г.А. Наследование земельных участков , принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения // Наследственное право. 2008. N 3. С. 31 — 37; Буряков В.Н. Специальные виды наследования земельных участков // Наследственное право. 2008. N 1. С. 36 — 38; Попова Л.И. Правовые основания наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Наследственное право. 2013. N 3. С. 40 — 41.

Исходя из норм гражданского законодательства можно выявить основные сходные признаки данных ограниченных вещных прав: 1) они представляют собой права на земельные участки, уже имеющие собственника в лице государственных или муниципальных органов, однако пользование земельными участками бесплатное; 2) вытекают из положений закона, а не из договорных и иных обязательств; 3) осуществляются при одновременном наличии права государственной или муниципальной собственности на данный земельный участок, поэтому происходит первоначальная и производная регистрация земельных прав; 4) правообладателям данных ограниченных вещных прав принадлежит только право владения и право пользования земельным участком; 5) граждане наделены правом возводить на данных земельных участках здания, сооружения и другое недвижимое имущество, приобретая на них право собственности ( ст. ст. 266 и 269 ГК РФ)); 6) переход права собственности на земельный участок к другому субъекту публичного права (например, переход земельного участка из федеральной собственности в собственность субъекта РФ при разграничении государственной собственности на землю) не является основанием прекращения ограниченных вещных прав на земельный участок ( п. 3 ст. 216 ГК РФ); 7) правоотношения между отдельными субъектами ограниченных вещных прав носят абсолютный характер; 8) обладатели данных прав, как и любой субъект гражданских правоотношений, в соответствии со ст. 11 ГК РФ имеют право на защиту, в том числе и от вмешательства собственника земельного участка в случае, если действия собственника осуществляются с нарушением закона.

Однако имеется одно очень существенное отличие права пожизненного наследуемого владения от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В соответствии со ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству ( ст. ст. 1181 и 1162 ГК РФ). В отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком законом не предусмотрена передача данного права по наследству.

См.: Амелина Н.Е. Наследование земельных участков и упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки наследниками индивидуальных жилых домов // Наследственное право. 2008. N 1. С. 34 — 36; Ельникова Е.В. О преемстве в правах на земельный участок при наследовании жилых домов // Наследственное право. 2007. N 2. С. 30 — 32.

В случае если наследование земельного участка, принадлежавшего гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет происходить в порядке универсального правопреемства, т.е. по закону, а не по завещанию, то это не будет рассматриваться как акт распоряжения со стороны наследодателя. Поэтому предлагается внести соответствующие изменения в ст. 1181 ГК РФ. Наследование по закону должно являться юридическим основанием для предоставленного законом права переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельный участок или применения такого способа защиты, как признание права собственности на земельный участок в случае отказа со стороны государственных или муниципальных органов власти в таком переоформлении.

Среди установленных российским законодательством прав на земельные участки следует отметить право безвозмездного пользования земельным участком, которое носит договорный характер. При предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование, договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном законом, — с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ( п. 1 ст. 39.10 ЗК РФ). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

1) в виде служебных наделов работникам на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;

2) для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

3) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

4) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;

5) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;

6) гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;

7) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;

8) лицу, право которого на безвозмездное пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;

Указанные выше основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование свидетельствуют, что заключение договора безвозмездного пользования земельным участком обусловливается личными качествами пользователя, поэтому в порядке наследования право безвозмездного пользования земельным участком не переходит. Если же заключается договор безвозмездного пользования в отношении земельного участка, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, то и в этом случае право безвозмездного пользования в порядке наследования не переходит, поскольку ст. 701 ГК РФ категорично устанавливает, что договор безвозмездного пользования прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, только в случае, прямо предусмотренном договором, право безвозмездного пользования земельным участком может перейти в порядке наследования.

1. Амелина Н.Е. Наследование земельных участков и упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки наследниками индивидуальных жилых домов // Наследственное право. 2008. N 1. С. 34 — 36.

2. Блинков О.Е. Актуальные проблемы наследственного права : история, теория и практика // Наследственное право. 2006. N 2. С. 61 — 63.

3. Блинков О.Е. Наследование выморочного имущества в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Юридический мир. 2007. N 6. С. 65 — 69.

4. Блинков О.Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. N 2. С. 26 — 30.

5. Блинков О.Е. Особые режимы наследования в законодательстве государств — участников СНГ и стран Балтии // Цивилист. 2007. N 2. С. 73 — 77.

6. Буряков В.Н. Специальные виды наследования земельных участков // Наследственное право. 2008. N 1. С. 36 — 38.

7. Ельникова Е.В. О преемстве в правах на земельный участок при наследовании жилых домов // Наследственное право. 2007. N 2. С. 30 — 32.

8. Кароян А.Г. Наследование выморочных земель публично-правовыми образованиями // Наследственное право. 2009. N 1. С. 19 — 21.

9. Писарев Г.А. Наследование земельных участков , принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения // Наследственное право. 2008. N 3. С. 31 — 37.

10. Попова Л.И. Правовые основания наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Наследственное право. 2013. N 3. С. 40 — 41.

uchastok ne stoit na kadastrovom uchete v rosreestre 3

Кадастр

Тропическая местность, хижина

Объект недвижимости считается уникальным, причем не только для самого собственника. Таковым его считает и государство. Органы власти стараются регулировать движение имущества и все совершаемые сделки с ним. Поэтому любая недвижимость, будь то обычный земельный участок, целый загородный дом или квартира, должна быть подробно описана, измерена и включена в специальный кадастровый учет. Там, в системе, будут и сведения, касающиеся собственника. Что делать, если участок не стоит на кадастровом учете, кому он принадлежит? Он бесхозный? Стоит разобраться подробнее.

Что такое кадастровый учет, и зачем он нужен

Кадастровый учет – особая система, отслеживающая состояние и принадлежность объектов недвижимости. Согласно законодательству любой собственник обязан регистрировать принадлежащий ему объект недвижимости. Имущество получает индивидуальный номер, заодно специалистом определяется инвентарная (кадастровая) стоимость.

Когда данные вносятся в единый госкадастр, то государство автоматически становится свидетелем, подтверждающим законные права указанного владельца на данный объект, его цену, характеристику и расположение.

Вторая причина обязательной регистрации – налоги. Кадастровый учет помогает налоговикам оценивать недвижимость и высчитывать земельный налог.

Действия, если участок не стоит на учете

Что делать, если земельный участок не стоит на кадастровом учете? Например, гражданину приглянулась земля. Он может самостоятельно посетить Росреестр и там выяснить, кто владелец, и посмотреть основные характеристики понравившегося участка. Что делать, если данных нет? Увы, официально сделку продажи без кадастра провести нельзя. Даже когда покупатель планирует потом зарегистрировать приобретенную недвижимость.

На практике люди, имеющие какую-нибудь собственность, могут годами никак ею не пользоваться. Что делать заинтересованному покупателю?

Прежде всего, отыскать владельца. Если участок выглядит заброшенным, то вряд ли владелец там объявится. Данные можно взять у ближайших соседей (телефон, адрес). Или же обратиться в какие-нибудь структуры.

Кстати, участок вполне может принадлежать какому-нибудь дачному объединению. Тогда гражданину стоит посетить СНТ. Руководство наверняка знает, кому доверило пользование землей. Впрочем, стороннему лицу оно может и не сообщать ничего. Тогда покупателю стоит уведомить о намерениях приобрести землю. Если прежний владелец надолго пропал, и земля заброшена, дачное объединение будет заинтересовано в сделке. Тогда правление подскажет имя и основные данные пропавшего собственника.

Башня, виноградник

Получается, первым действием будет поиск хозяина.

Как узнать, чей участок, если он не стоит на учете

Список организаций, куда может обратиться заинтересованный гражданин:

  1. ЕГРН – прежде всего. Оттуда гражданину проще всего получить основные сведения. Сколько может стоить понравившийся участок, кто хозяин. Когда сведений нет, значит, регистрация у участка отсутствует.
  2. Соседи – заодно подскажут, частная собственность или садово-дачного объединения.
  3. СНТ – ближайший, у них имеется свой учет, где описаны участки и данные их владельцев (арендаторов).
  4. Муниципалитет. Стоит обратиться, если земля не числится у СНТ, также данные в ЕГРН отсутствуют. Возможно, имущество считается собственностью муниципалитета. Тогда гражданин сможет попросить выделить ему приглянувшийся участок.
  5. Налоговая инспекция. Любой землевладелец имеет налоговые обязательства. Значит, он числится как налогоплательщик. Инспекция обладает всеми необходимыми данными, вот только разглашать их налоговики не могут.
  6. СМИ – сделать объявление в какой-нибудь местной газете или разместить пост с описанием и снимками земельного участка в сети. Почему нет? Возможно, так хозяин объявится быстрее.

Важно: в принципе, налоговики могут известить собственника о факте поисков заинтересованного покупателя, если тот разъяснит им ситуацию. Тогда налоговая тайна сохранится. Но тут нужно договариваться индивидуально.

Можно ли оформить такую землю: порядок действий

Если территория не стоит на кадастровом учете, кому она принадлежит, и как это отразится на порядке оформления? Согласно законодательству любая недвижимость должна стоять на едином кадастровом учете. Иначе ее могут признать ничей, то есть бесхозной.

Кто владелецОписание действий
МуниципалитетГражданин выяснил, что не стоящий на учете ЕГРН участок в реальности собственность муниципалитета. Тогда согласно ЗК РФ землю можно продавать или передать кому-то в аренду после публичных торгов.

1. Подать заявление, адресуя его местной администрации, там указывает намерения выкупить/арендовать землю.

2. Зарегистрировать участок (необходимые мероприятия придется выполнять именно автору заявления): провести межевание, получить готовый план и ТУ, чтобы подвести необходимые инженерные сети.

3. Участвовать в открытых торгах. Их засчитают как состоявшиеся, если даже покупатель (участник) будет один.

4. Заключить стандартный договор покупки/аренды, внести указанную там оплату.

Возможно, гражданин-владелец согласится на предложенную покупателем сделку, но взамен переложит расходы, связанные с необходимой регистрацией, на него.

Тогда заинтересовавшийся покупатель, взяв продавца, проведет все нужные процедуры. Покупка раздельного участка станет возможной только после регистрации его.

● заключить изначально договор, где покупатель передаст продавцу целевой займ, чтобы тот использовал данные средства на регистрацию;

Важно: юристы рекомендуют не спешить и не заключать никакого договора продажи до завершения регистрации. Ведь официально самого объекта нет. Неясны его характеристики, кадастровый номер, стоимость.

Необходимая документация

Для нее гражданам нужно взять:

  • заявление (составляется вручную);
  • межевой план (предоставляется геодезистами после межевания);
  • техплан (может заменить межевой);
  • паспорт заявителя;
  • квитанция (выдается, когда гражданин – заявитель выплатил госпошлину);
  • правоустанавливающие документы.

Процедуру выполняет сам собственник. Неважно, будет это обычный гражданин, СНТ или юридическое лицо.

Разъяснение сложных моментов

Зачастую граждане самовольно захватывали пустующие ранее участки и использовали их. Обновления законодательства не зря коснулись регистрации и особенностей работы кадастровых служб. Государство старается систематизировать учет недвижимости и облегчить гражданам процедуру оформления различных сделок, предметом которых являются объекты недвижимости.

Давность регистрации. Может ли дачник, владеющий участком уже 20—30 лет пойти зарегистрировать его? Да. Даже обязан. Иначе участок заочно признают бесхозным. Пройдет суд, куда владельца могут даже не позвать. После которого его земля будет официально считаться муниципальной.

Межевание обязательно? Да, оно помогает определить реальные размеры и характеристики участка. Конечно, стоимость процедуры и сопутствующие расходы покрывает сам собственник.

Когда земельный участок могут оформить, как бесхозяйственный:

  • если изначально он не регистрировался;
  • неизвестно, имеется ли хозяин, кто он;
  • собственник был, но отказался от всех прав;
  • у объекта официально нет владельца.

Плантация с урожаем

Тогда участком займется муниципалитет, к территории которого он относится.

В принципе, если подобное произойдет, то гражданин, заинтересовавшийся данной землей, сможет получить все необходимые сведения там. Поэтому ему обязательно стоит посетить местный муниципалитет.

Кадастровый учет – не просто обязательство, это гарантия, что участок действительно имеет владельца. Его границы официально выявлены и закреплены. Стоимость вычислена. После этого владелец волен осуществлять любые возможные сделки. А покупатель сможет получить основную интересующую его информацию, касающуюся земли.

Можно ли как-то отыскать владельца через Росреестр, даже если он не регистрировал землю? Если участок хоть раз регистрировался, специалисты могут поискать старые сведения в своем архиве. Там будут данные о первом, предыдущем владельце. Возможно, он подскажет, кому продал или подарил землю.

Поиск собственника обязателен? Конечно, как взять землю, если неизвестен ее владелец?

Читайте также: