Если не указан вид права на земельный участок сельхозназначения

Обновлено: 17.05.2024

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Если земля сельскохозяйственного назначения не используется.

В сельском хозяйстве большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом недостаточно благоприятного для разведения сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.

При этом применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для работы на них, в том числе налоговое регулирование.

ПРИ НЕИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧАСТКА ПО НАЗНАЧЕНИЮ СТАВКА ПОВЫШАЕТСЯ.

В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).

В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства [1] >.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

К сведению:

Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 (для признания неиспользования достаточно одного из них):

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

В Письме Минфина России от 16.07.2014 № 03‑05‑04‑02/34879 [2] > указано, что, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03‑05‑04‑02/32131).

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Пример.

В августе 2016 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В сентябре 2017 года признано, что это нарушение устранено.

Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2016 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5% как для прочих земель.

За все отчетные периоды 2017 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3% как для земель сельскохозяйственного назначения.

За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды следует представить уточненные декларации.

ЕСЛИ НАРУШЕНИЕ БЫЛО НЕДОЛГИМ.

По данному вопросу в Письме Минфина России от 23.08.2017 № 03‑05‑04‑02/54186 [3] отмечается, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщиком данное правонарушение было устранено в этом же налоговом периоде.

Чиновники напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.

КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?

Впрочем, в последнем названном письме Минфин указал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а месяца.

В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

Отсюда следует, что налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, данная общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.

Однако такая формулировка совершенно не проясняет, как же поступать, если само нарушение и его устранение принадлежат к одному периоду. Непонятно, почему Минфин именно в Письме № 03‑05‑04‑02/54186 сослался на этот законопроект. По нашему мнению, совершенно необходимо с точностью до месяца определять и начало применения общей ставки. Или, например, указать, что по общей ставке надо считать налог с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, до месяца, в котором оно исправлено.

А если соответствующая поправка в законопроект не будет внесена, то по-прежнему, как правильно указал Минфин, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.

[2] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@.

[3] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 № БС-4-21/16987@.



Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения стоит достаточно остро уже на протяжении многих лет. С каждым годом ситуация только усугубляется по причине зарастания сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью. Пути решения данного вопроса заключаются в создании условий, соответствующих принятию мер, направленных на добровольный отказ от прав на неиспользуемые земельные участки. Другим способом является принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения с целью продажи этих земель добросовестному правообладателю, желающему заниматься сельскохозяйственным производством.

Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612. Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех критериев, приведенных в этом Постановлении.

Причиной для изъятия земельного участка может послужить и его неиспользование в течение трех и более лет подряд для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (п. 3 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ). Признаки неиспользования земельных участков утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Перед изъятием земельного участка в описанных ситуациях собственнику назначается административное наказание и выносится предупреждение. В случае не устранения собственником допущенных нарушений в установленный срок, проводится принудительное изъятие участка, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора (Россельхознадзор), вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления от Россельхознадзора (его территориальных органов) материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обязан обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

При необходимости орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

В случае, если земельный участок находится в состоянии, непригодном для производства сельскохозяйственной продукции в связи с необходимостью проведения культуртехнических работ, начальная цена данного земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения культуртехнических работ в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов. Начальная цена земельного участка при проведении повторных публичных торгов по продаже такого земельного участка в случае, если публичные торги признаны несостоявшимися, снижается еще на двадцать процентов.

Если и повторные публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены земельного участка, заявленной на повторных публичных торгах. При этом, если земельный участок не приобретен в муниципальную собственность, субъект Российской Федерации обязан приобрести указанный земельный участок по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены земельного участка, заявленной на повторных публичных торгах.

Отмечаем, что собственники неиспользуемых земель сельхозназначения имеют право отказаться от земельного участка в пользу муниципального образования. Для этого необходимо подать заявление об отказе от права на земельный участок в МФЦ (многофункциональные центры).

Источник: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.

  1. Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.

  1. Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.

Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.

  1. Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания контролирующего органа или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения контролирующими органами;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания контролирующего органа, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.

Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.

По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.

Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.

  1. Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

Установите фактические границы участка.

Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.

Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.

Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

Навигация

Корпорация развития МСП ПК
Микрофинансовая компания
Центр поддержки экспорта Пермского края
Карта доступности Пермского края









Полезные ссылки

Пенсионный фонд Российской Федерации

Портал Госзакупок

Госуслуги

Скажи наркотикам НЕТ!

Президент РФ

Правительство РФ

Быстрые ссылки

Противодействие коррупции

Противодействие терроризму

ППМИ

Городская среда

Генеральный план

ПЗЗ

Прокуратура информирует и разъясняет

Читайте также: