Доверенность на продажу квартиры без права получения денежных средств

Обновлено: 17.05.2024

Для чего необходима расписка

Расписка продавца в получении денег от покупателя нужна в самых разных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе купли-продажи квартиры. Например, если в договоре имеется запись о том, что денежные средства передаются при некоторых конкретных условиях (через аккредитив или банковскую ячейку), то сам по себе этот договор представляет собой некое письменное обязательство сторон сделки выполнить определенные действия, и не более того. Полностью исполненными обязательствами сторон по сделке могут считаться только те, которые подтверждены такими документами, как передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимости и расписки в получении денежных средств (или банковского платежного документа).

В передаточном акте (акте приема-передачи) квартиры, как правило, также производится запись о том, что стороны сделки не имеют взаимных претензий и что расчеты между ними выполнены полностью. Расписка о получении денег в таком случае становится своего рода дополнительной страховкой для Покупателя в том, что он рассчитался за приобретение квартиры и выполнил свои обязательства.

Образец расписки

Для того, чтобы расписка в получении денежных средств имела юридическую значимость, составлять ее необходимо по определенным правилам. Они следующие:

При несоблюдении данных правил в случае возникновения спора по сделке суд может признать документ не имеющим юридической силы и не принять к рассмотрению. Чтобы еще больше усилить юридическую значимость расписки, ее часто пишут при свидетелях, заверяющих документ еще и своими подписями.

Расписки в получении денег принято писать от руки, однако не исключается вариант и машинописного написания, где от руки ставится подпись и пишется только расшифровка ФИО Продавца. Расписку составляют в одном экземпляре, который и передается Покупателю после выполнения всех условий по сделке и производства взаиморасчетов между ее сторонами.

В случае, если расчеты за квартиру производятся безналичным способом, например через аккредитив, то документом, подтверждающим расчет, является банковское платежное поручение, свидетельствующее о переводе денежных средств Продавцу.

Иногда случается так, что в ДКП способ взаиморасчетов точно не указан. В данном случае при безналичных формах расчетах Покупатели могут потребовать от Продавцов документ, который подтверждает факт перевода денег на счет Продавца в банке. В этом случае Продавцу следует сделать запись о том, что денежные средства в такой-то сумме такого-то числа им получены полностью посредством безналичного банковского перевода (поступления денежных средств на банковский счет). Расписка в получении денег за квартиру не требует обязательного нотариального заверения.

Особенности составления расписки при продаже квартир с несколькими собственниками

В случае приобретения квартиры у нескольких собственников (находящейся в общей собственности квартиры) оформление расписки имеет некоторые особенности.

Если квартира приобретается у двух и более сособственников, то подписание расписки должно выполняться всеми, кто подписывал договор купли-продажи. В том случае, когда квартира находилась в общей долевой собственности, а денежные средства продавцы получали исходя из размера доли каждого в недвижимом имуществе, то каждым из сособственников (продавца доли) составляется отдельная расписка, в которой указывается сумма, которая причитается только ему.

Особенности оформления расписки при альтернативных сделках с квартирами

Распространенный вариант продажи квартир — альтернативный, когда в процессе сделки выстраивается целая цепочка из последовательных действий по реализации нескольких объектов одновременно. Эта схема вносит свои нюансы в содержание расписки в получении денег.

Схема предусматривает, что, денежная сумма поступательно движется от первого Продавца к середине цепочки и далее. По сути, все лица, находящиеся в середине данного процесса, могут и не видеть денег вообще. Они, при таком алгоритме продаж, вместо денег получают другую недвижимость.

Данный факт совсем не отменяет необходимости получения расписок в получении денег, т.к Продавцы из середины цепочки, согласно ДКП, деньги должны были получить. В противном случае возникает риск оспаривания сделки на том основании, что Продавец якобы причитающуюся ему сумму не получил или получил не полностью.

Этот пример еще раз подтверждает, что Покупатель расписку в получении денег должен стремиться получить от Продавца во всех случаях, независимо от используемой схемы реализации недвижимости. Это является непреложным правилом для сделок на вторичном рынке. На первичном рынке данное условие необходимо соблюдать только в том случае, когда сделка связана с переуступкой прав.

В случае приобретения квартиры непосредственно у застройщика по договору долевого участия такой документ, как расписка, не требуется. В этом случае расчеты осуществляются через счет эскроу или путем перечисления денежных средств на банковский счет Застройщика по реквизитам, указанным в договоре купли-продажи. Дольщик обязан деньги перевести на счет эскроу или счет Застройщика по указанным реквизитам, потому что любые иные способы расчетов в данной ситуации не предусмотрены. Банковская платежка, в которой указаны все необходимые сведения о переведенной сумме денег и времени ее перечисления, будет вполне достаточным документом для подтверждения оплаты.

Следует помнить, что расписка в получении денег может быть затребована от сторон сделки налоговыми органами. Для них она документ, который свидетельствует о фактических расходах, понесенных Покупателем и дающих право на налоговый вычет, а также подтверждающая сумму полученного Продавцом дохода, от которого рассчитывается подлежащая уплате сумма налога. Существуют и некоторые особенности оформления расписки при условии реализации квартиры по заниженной цене.

Имеется альтернативный вариант оформления подтверждения передачи денежных средств, при котором передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимого имущества оформляется так, что в нем имеются все необходимые реквизиты, которые используются при составлении расписки. В данном случае сам Акт может служить достаточным подтверждением исполнения обязательств по сделке, причем и в отношении передачи квартиры Покупателю, и в отношении передачи денежных средств Продавцу (оплаты стоимости недвижимости).


Генеральная доверенность на недвижимость позволяет доверенному лицу совершать сделки с нею, в том числе обменивать, дарить, продавать, совершать иные действия, необходимые для выполнения поручения. Что представляет собой этот документ, мы расскажем в данной статье.

Генеральная доверенность на квартиру

В соответствии с гражданским законодательством (ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), нотариального заверения требуют доверенности на заключение сделок, которые требуют нотариальной формы удостоверения, или же действий, которые влекут внесение изменений в государственные реестры. Так как все права на недвижимость фиксируются в государственном реестре прав на недвижимое имущество, рассматриваемая генеральная доверенность должна быть составлена в нотариальной форме.

При составлении такой доверенности доверитель должен понимать последствия своих действий. Выдавая генеральную доверенность на квартиру, вы предоставляете третьему лицу право распоряжаться вашим недвижимым имуществом по своему усмотрению на совершенно законных основаниях.

Единственное ограничение по правам отчуждения — это сделка дарения. Подарить вашу квартиру (или иную недвижимость) можно только в том случае, если вы прямо предусмотрите в доверенности не только право дарения, но и имя одаряемого. Ну и, разумеется, завещать недвижимость от вашего имени доверенное лицо тоже не может, так как завещание всегда составляется в присутствии завещателя и лично им подписывается (за исключением случаев с рукоприкладчиками).

При этом доверенное лицо может обменять, продать, сдать в аренду (наем), заложить, зарегистрировать любые изменения в государственных органах, подписывать все документы, необходимые для совершения таких сделок.

Порядок оформления и отмены доверенности

Для оформления генеральной доверенности доверителю необходимо обратиться к любому нотариусу и при себе иметь паспорт, свидетельство о праве собственности на квартиру (или иную недвижимость), документ, подтверждающий основания перехода к вам права собственности (договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о праве на наследство), а также копию паспорта или паспортные данные доверенного лица. Если доверенность будет предусматривать право дарения, то необходимы также паспортные данные и полное имя одаряемого. В зависимости от каждого индивидуального случая, нотариусом могут быть запрошены и иные документы.

Следует также понимать порядок отмены такой доверенности. Дело в том, что в случае отмены доверенности доверитель должен уведомить об этом не только доверенное лицо, но и всех известных ему третьих лиц, которые вступили в правоотношения с представителем. Это условие в случае с генеральной доверенностью соблюсти может быть проблематично.

Нотариусы рекомендуют не выдавать такого рода доверенности. Лучше прямо указывать те права, которые должен совершить доверитель, дабы избежать в будущем неприятных сюрпризов. И как показывает судебная практика, такое мнение небезосновательно.

На какой срок выдается генеральная доверенность

Срок действия генеральной доверенности определяется в соответствии с положениями ст. 186 ГК. Это общая норма, которая регулирует срок действия любой доверенности.

Оформляя доверенность, указывать срок действия документа необязательно. Если он не указан, доверенность будет действовать ровно 1 год с даты выдачи. Если прямо указать иной срок — больший или меньший, то доверенность будет действовать до момента наступления этого срока.

Важным требованием к доверенности является необходимость указания в ней даты составления. В противном случае документ признается ничтожными не влечет никаких юридических последствий. Указание даты позволяет определить начало действия доверенности.

Примерное содержание доверенности на продажу, сдачу и другие действия с квартирой


Какие риски несет гендоверенность для сторон

Генеральная или общая доверенность на недвижимость закрепляет за доверенным лицом максимальное количество прав, в частности право распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим доверителю. На практике это означает, что представитель в любой момент (в период действия доверенности) может совершить от имени собственника практически любую сделку.

Заключение сделок по генеральной доверенности несет определенные риски как для собственника имущества, так и для второй стороны:

  1. Представитель может совершить действия с недвижимостью представляемого, о которых последний может не знать и даже не предполагать возможность их совершения. Заключенные представителем сделки придется оспаривать, а это приводит к проблемам как у человека, выдавшего доверенность, так и у нового собственника имущества. Поэтому не стоит выдавать генеральные доверенности малознакомым либо не вызывающим доверия людям.
  2. В случае отзыва доверенности представитель не имеет права на совершение сделок с имуществом бывшего представляемого. Однако бывают ситуации, когда добросовестная сторона сделки не знает о том, что доверенность прекратила свое действие. Если такая сделка совершена, она может быть признана недействительной. Поэтому, если представитель продавца при заключении сделки действует на основании гендоверенности, покупателю лучше удостовериться у любого нотариуса, что документ не был отозван. Признание сделки недействительной влечет возвращение сторон к первоначальному положению — продавец должен вернуть деньги, а покупатель лишается прав на недвижимость. Однако если продавец отказывается вернуть деньги, то взыскать их с него будет проблематично.
  3. Представитель может совершить сделку на условиях, не выгодных представляемому. В генеральной доверенности, как правило, не указываются конкретные условия распоряжения недвижимостью, что может способствовать этому. Например, представитель продает объект за меньшую сумму, чем хотел собственник при оформлении доверенности. Не гарантировано выполнение доверенным лицом и иных оговоренных устно (либо не оговоренных вообще) условий. Чтобы не столкнуться с подобными проблемами, предпочтительнее указывать в документе перечень конкретных действий, которые вправе совершать представитель от имени доверителя.

Таким образом, генеральную доверенность можно оформлять только тогда, когда собственник имущества хорошо знает представителя и доверяет ему. В противном случае лучше оформить доверенность только на совершение конкретных действий, например на продажу определенной квартиры за заранее оговоренную цену.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Цены на покупку недвижимости по доверенности могут быть ниже на 25 – 40%. Но если наткнуться на мошенников, то можно в итоге остаться и без денег, и без квартиры. Журналист Ксения Троицкая рассказала, как покупала жильё у представителя продавца.

Условия сделок с доверенностью часто заманчивые. Чтобы компенсировать неудобства покупателя от нестандартной продажи, продавцы снижают цену на 25 – 40%. Хорошие варианты с ремонтом предлагают жители других городов и стран. Они не могут приехать на сделку и выписывают доверенность на родственников или риелторов.

Мы не собирались приобретать недвижимость, но однажды тётя мужа предложила купить её квартиру. Так как жильё юридически чистое, мы не стали отказываться. Начали оформлять документы, но тетя получила травму. Она уехала на лечение и, чтобы не задерживать сделку, выписала генеральную доверенность на мою свекровь.

Квартира чистая юридически и фактически — 100 кв. м бетона.


Мы обратились к риелторам, но те не захотели брать ответственность за проверку документов. Пришлось самостоятельно изучать возможные исходы: ходили к юристам, общались с нотариусом и государственными регистраторами. На основе полученной информации расскажу, как не остаться без жилья при его покупке у представителя продавца.

Что такое генеральная доверенность

Генеральная доверенность в сделках с недвижимостью — документ, приравнивающий представителя к собственнику недвижимости по правам и обязанностям в отношении неё.

Представитель может продавать жильё, получать за него деньги, обращаться в государственные и регистрирующие органы, а также выполнять другие действия, связанные с поручением, ради которого выдавалась доверенность.

Продавец выдаёт такой документ, чтобы не присутствовать на сделке. Он самостоятельно решает, кто будет представлять его интересы: родственники, риелторы, юристы или друзья. Причины выдачи не регламентируются законом: болен, живёт в другом городе, работает или не хочет заморачиваться.

Владелец жилья оформляет доверенность у нотариуса. Тот зачитывает её положения вслух , предупреждает о рисках. Покупателю нужно знать этот нюанс, чтобы использовать как аргумент в возможном судебном споре о признании сделки ничтожной. Проговаривание текста обязательно для того, чтобы доверитель задал вопросы по полномочиям и последствиям сделки, после чего принял обдуманное решение. Подпись означает согласие с документом.

Перед сделкой проверьте доверенность и убедитесь в правильности оформления. Любая ошибка приведёт к приостановке процедуры регистрации права.

В генеральной доверенности обязательно должны быть:

  1. Ф. И. О., паспортные данные, адрес регистрации собственника и представителя. Если уполномочены несколько человек, нужны данные всех.
  2. Описание полномочий. Главное, на что нужно обратить внимание, — возможность представителя передавать право собственности, получать деньги и устанавливать стоимость, если она не указана в доверенности. Представитель должен быть уполномочен оформлять любые документы по сделке.
  3. Адрес, технические характеристики недвижимости. Если она продаётся в долях, указать их соотношение. По доверенности от собственника доли можно купить только его долю. Например, комнату в квартире.
  4. Подпись доверителя.

Срок действия генеральной доверенности — 1 – 3 года. После совершения сделки нужно сходить к нотариусу, который её выдал, и написать ему заявление в простой письменной форме на отзыв. Это значит, что доверенность перестанет быть действительной и представитель больше не совершит по ней операции с недвижимостью. Предупредить представителя об отзыве можно устно или заказным письмом с описью. Нотариус звонит доверенному лицу только по просьбе доверителя.

Так выглядит наша доверенность — в ней прописаны все возможные полномочия для доверенного лица.


Общие риски при покупке квартиры по доверенности

Доверенность окажется поддельной

С таким видом мошенничества сталкиваются люди, приобретающие недвижимость по доверенности от одиноких пенсионеров или детдомовцев. Когда реальный собственник понимает, что его обманули, он идёт в суд. Тот признаёт сделку ничтожной, и покупатель остаётся на улице. Деньги чаще всего взыскать не удаётся — мошенник испаряется.

Например, в Иркутской области девушка-сирота обратилась в суд , чтобы признать сделку купли-продажи её квартиры недействительной. По её словам, она не подписывала никаких документов и вообще не умеет писать и читать. Экспертиза показала, что доверенность, по которой представитель продал жильё — поддельная. Квартиру изъяли у нового жильца и вернули прежней владелице.

Собственник отзовёт доверенность, умрёт до или во время сделки

По закону доверенность можно отозвать у любого нотариуса. Недобросовестные продавцы используют это право для незаконного обогащения. Схема следующая: продают жильё через подставное лицо, договариваются на получение задатка или полной суммы сразу после подписания договора. Пока документы в Росреестре, собственник отзывает доверенность, и покупателю отказывают в регистрации.

Далее покупатель идёт в суд, где собственник заявляет: во время продажи находился в трудном материальном положении и продал жильё на кабальных условиях. Вернуть деньги согласен. Суд назначает ежемесячный возврат с зарплаты или пенсии, но продавец оказывается безработным либо его пенсия на грани прожиточного минимума.

Когда собственник умирает, доверенность также теряет силу . Наследники продавца вправе признать сделку ничтожной через суд.

В России пока не было судебных решений по этому риску, однако на профильных форумах много историй от тех, кто столкнулся с ним. Поэтому учитывайте вероятность развития таких событий.

Невозможно проверить адекватность собственника

По закону доверенность от имени недееспособного гражданина выдаёт его опекун. Но часто родственники не утруждаются бюрократическими процедурами и не оформляют опекунство. Это на руку мошенникам: они втираются в доверие к собственнику, склоняют его к выдаче доверенности под любым предлогом. В момент подписания нотариус может не иметь претензий к состоянию владельца жилья: он не врач и не разглядит скрытое течение болезни.

Когда родственники узнают об афере, они возмущаются и желают вернуть имущество. Оформляют опекунство, доказывают недееспособность собственника и подают в суд. Так доверенность теряет силу . Сделка признаётся ничтожной.

В Воронежской области женщина обратилась в суд , чтобы признать доверенность, которую она выдала, недействительной. Она сообщила, что в момент подписания документа плохо себя чувствовала, тревожилась и стеснялась задавать вопросы нотариусу. Женщину отправили на психолого-психиатрическую экспертизу, где эксперты выявили особенности психики, оказавшие существенное влияние на восприятие и оценку её действий. Женщина просто-напросто не понимала, что делает. Суд признал доверенность недействительной, а сделку ничтожной.

Собственник в возрасте и не отдает отчёта в своих действиях

Не каждый возрастной продавец — недееспособный. От этого ситуация усложняется: вполне здоровый пенсионер может выдать доверенность под воздействием эмоций или из-за правовой безграмотности. Он становится мишенью и для мошенников, и для молодых родственников.

Когда собственник остаётся на улице, то быстро понимает, какие действия привели к последствиям. Он предаёт ситуацию огласке, идёт в суд, и тот становится на его сторону. Так как денег собственник не получал (их получили мошенники), возвращать ему нечего. Тогда покупатель подаёт в суд на представителя. Теоретически взыскать причитающееся возможно, но покупатель теряет время, нервы и деньги на тяжбы без конкретного прогноза на результат.

В Краснодарском крае был такой судебный спор . Пожилая женщина выдала доверенность дочери, чтобы та купила ей квартиру. Дочь поручение выполнила, и счастливая мать даже не подумала отменить доверенность. Спустя время дочь самостоятельно продала жильё третьему лицу по этому же документу. Женщина обратилась в суд с требованием признать его недействительным: она не понимала последствий выдачи доверенности и не знала, что её нужно отозвать после сделки. Суд удовлетворил иск, а покупатели остались на улице.

Как минимизировать общие риски

1. Проверьте доверенность и нотариуса

Убедитесь, что нотариус продавца существует и выдавал доверенность. Узнать номер лицензии специалиста, график работы, телефон и электронную почту можно на сайте Федеральной нотариальной палаты .

Ещё нюанс: тёте мужа доверенность выдал человек, который временно исполнял обязанности нотариуса. Пробить его на сайте не получилось. Юрист разъяснил: проверять нужно именно нотариуса — того, за кого исполнял обязанности помощник.

Результатом поиска станет номер действующей лицензии, график работы и телефон специалиста.


2. Проверьте, действительна ли доверенность

Для этого воспользуйтесь сервисом проверки доверенностей . Введите номер документа, дату выдачи и Ф. И. О. нотариуса. Если ничего не найдено, документ действителен.

При регистрации права государственный регистратор проверяет подлинность в этом же сервисе. По внешнему виду бланка определить фальшивку невозможно: мошенники ювелирно подделывают бумаги.

На момент проверки доверенность не отозвана.


3. Познакомьтесь с собственником заранее

Изучите его социальные сети, чтобы знать в лицо. В момент подачи документов держите с ним видеосвязь. Во время разговора делайте запись экрана: собственник должен держать в руках раскрытый паспорт и лист бумаги с написанной датой разговора. Это станет подтверждением, что на момент сделки продавец жив, а значит, доверенность действительна. Нормальный продавец не откажет в такой малости.

Если собственник не может выйти на связь (например, он слишком стар), пообщайтесь с его родственниками. Свяжитесь с ними за несколько дней и часов до сделки и справьтесь о самочувствии продавца. Разговоры запишите.

4. Запросите у продавца справку из психоневрологического диспансера

Если по справке всё в порядке, собственник на возможном судебном процессе не сможет ссылаться на то, что не отдавал отчёта в действиях, когда выдавал доверенность.

Просьба о предоставлении справки мало кому нравится из-за дополнительных трат. Возьмите их на себя. Если представитель продавца всё равно не соглашается, откажитесь от сделки.

Нюансы нашей сделки

Наша ситуация не несла стандартных рисков. В семье близкие отношения, обман со стороны тёти или свекрови исключён. Список волнующих вопросов сузился до трёх пунктов:

  1. Пройдёт ли сделка в Росреестре, если у всех участников одинаковая фамилия.
  2. Можно ли оформить такую сделку в простой письменной форме.
  3. Сможет ли представитель подать заявление на признание ранее возникшего права (сведений о квартире не было в ЕГРП) в момент перехода права собственности.

Сделка между родственниками с одинаковой фамилией

Тётя мужа вписала в доверенность Ф. И. О. покупателя — моего мужа. Ей показалось, что такой ход упростит процесс оформления.

Но вместо этого документ получился нестандартным и ограниченным: купить квартиру мог только муж. Получалось, что все участники сделки с одной фамилией, из чего чётко видно, что они родственники.

Так как государственный регистратор обязан проверить право и дееспособность сторон , наша ситуация в его глазах должна была попасть в одну из категорий риска: доверенность на родственников от возрастного продавца (67 лет) без справки из ПНД. При сомнении он обязан приостановить сделку и запросить необходимые документы у её сторон.

Однако регистратор пропустила доверенность, ведь она пробилась в реестре Нотариальной палаты. Для нас отсутствие заморочек — плюс, но и для мошенников тоже. Поэтому проверьте вменяемость и дееспособность продавца самостоятельно, ведь Росреестр ничего не гарантирует.

Ограничение лиц, которые могут купить квартиру

Наша доверенность вылилась в целую проблему. Мы планировали, что покупать квартиру буду я: супруг улетал в командировку и не мог заниматься сделкой. В итоге ему пришлось остаться, мы потеряли время и деньги. Поэтому если продавец оформляет доверенность под вашу сделку, вы знакомы с ним или представителем лично, обговорите ограничение доверенности заранее. Это спасёт ваши планы: при непредвиденных обстоятельствах документы сможет оформить любой член семьи.

Положительных сторон ограничение лиц для покупки не имеет. Если собственник захочет продать квартиру кому-то другому, он отзовёт доверенность и выпишет новую.

Кроме того, тетя вписала Ф. И. О. моего мужа без паспортных данных. Я делала запросы в МФЦ и Росреестр, чтобы выяснить, будет ли такая доверенность действительна. Оказалось, проблем нет: документ имеет юридическую силу независимо от того, прописан ли покупатель и какие данные о нём указаны.

Подача документов на признание ранее возникшего права

Сведения о нашей квартире отсутствовали в ЕГРП: собственница приобретала её в 1997 году, когда сделки регистрировали в БТИ и не присваивали недвижимости кадастровый номер. Если представитель по доверенности наделён правом совершать любые регистрационные действия, проблем для тех, кто покупает жильё со старыми документами (до 1997 года) не будет.

В этом случае необходимо подать на регистрацию два пакета документов одновременно:

  1. заявление на признание ранее возникшего права на жильё, которое приобретено ранее 1997 года — подаёт представитель;
  2. заявление на регистрацию права собственности — подаёт покупатель.

Когда зарегистрируют первый пакет, квартире присвоят кадастровый номер и внесут его в реестр ЕГРП. После этого возможно продолжение регистрации права в обычном порядке.

Оформление договора и расчёты за квартиру

Доверенность не является препятствием для оформления сделки в простой письменной форме . Представитель и покупатель могут распечатать договор купли-продажи с сайта Росреестра, подписать, а после зарегистрировать право собственности.

Если вы хотите, чтобы всё было официально, заключите договор через нотариуса. Это не исключает риски, но при срыве сделки нотариус выступит свидетелем в суде. Он подтвердит, что установил личности представителя и доверителя, а права и обязанности сторон зачитал вслух.

За удостоверение договора купли-продажи у нотариуса придётся заплатить от 7000 до 15 000 ₽ (в зависимости от региона) плюс 0,2% суммы сделки, превышающей 1 000 000 ₽ . Есть ещё одна статья расходов — оформление согласия супруга покупателя на совершение покупки. Цена вопроса — до 2000 ₽ . При простой письменной форме согласие не нужно.

У нас в Волгограде начальная ставка удостоверения — 10 000 ₽ . С процентом от суммы сделки и оформлением моего согласия цифра получалась большая: нотариус посоветовала оформить договор в простой письменной форме, что мы и сделали.

Ответ Росреестра на мой запрос (в том числе) о необходимости нотариального подтверждения сделки, совершённой в простой письменной форме.


Передавать деньги за квартиру лучше собственнику. Если возможности нет, заплатите представителю. Но прежде чем передать деньги, проверьте его право на взаиморасчёты — это прописано в разделе полномочий доверенности.

Факт передачи средств закрепите распиской: рукописной или заверенной у нотариуса. Здесь вернее сказать, что саму расписку нотариус заверит вряд ли, но вот подписи сторон — вполне. Стоимость услуги разнится в регионах, в среднем — 600 ₽ . Юристы считают вариант с нотариусом безопасней простой расписки: покупатель приобретает независимого свидетеля, который подтверждает, что он внёс деньги за квартиру.

Ещё лучший вариант подстраховки — нотариально заверенная расписка и заявление от собственника, что он получил деньги от представителя и не имеет претензий к покупателю. Так продавец признаёт, что все обязательства выполнены и он осознаёт необратимость сделки. Чтобы представитель точно отдал документы, включите в договор соответствующий пункт с ограничением по времени.

Налоговый вычет

Покупатель имеет право получить налоговый вычет с покупки недвижимости в размере 13% от её стоимости, но не более 260 тысяч ₽ . Право налогоплательщика на налоговый вычет подтверждают в том числе платёжные документы. При наличном расчёте — расписка о передаче денег. Если вы отдали деньги представителю, подтверждением законности платежа станет доверенность на его имя. В налоговой пояснили, что предоставить нужно оригинал. А вот при подаче документов на регистрацию права в МФЦ или Росреестре оригинал отдавать необязательно и даже нежелательно. Так нашу доверенность потеряли, из-за чего процесс оформления сделки растянулся почти на два месяца.

Выводы

Покупать квартиру по доверенности — риск. Но если он оправдан низкой стоимостью квартиры и её юридической чистотой, сделку можно заключить. Проводить её проще не с риелтором, а с юристом. Он понимает последствия сделок с доверенностью и несёт ответственность за свои услуги.

Главное, что вы должны сделать перед сделкой — убедиться, что собственник существует, жив и вменяем. Поговорите с ним в любом мессенджере с видеосвязью. Запросите справку из ПНД. Не забудьте подтвердить статус доверенности и проверить лицензию нотариуса. Если рассчитываетесь с доверенным лицом, включите в договор пункт о передаче нотариально заверенной расписки об отсутствии у собственника возражений по сделке и расчётам.

Мы получили документы на право собственности спустя 3,5 месяца ожидания. Сначала в Росреестре потеряли нашу доверенность, после сотрудница МФЦ допустила ошибку в оформлении заявления. Из-за этого государственный регистратор приостановила сделку и вернула документы. Примечательно, что сотрудница МФЦ заполнила заявление неверно, так как не имела опыта работы со сделками по доверенности. Я ходила к нашему регистратору, и она на пальцах (и пакете документов) показала, что оформление бумаг должно быть иным. Повлиять на это нельзя, остаётся только надеяться на компетентность персонала.

История в статье — личный опыт, а не руководство к действию. Если вы всё же решили купить квартиру по доверенности, проконсультируйтесь с юристом. Он разъяснит последствия сделки и проверит документы.


Доверенность на получение денежных средств — это документ, по которому полномочия на осуществление конкретной операции передаются другому гражданину, действующему в интересах доверителя. Подробнее о данном документе и законодательном регулировании порядка его выдачи, расскажем в статье.

Доверенность, дающая право на получение денежных средств от имени другого человека: правовое регулирование и порядок удостоверения

В соответствии с требованиями ст. 185 ГК РФ доверенностью является документ, составленный исключительно в письменной форме, цель которого — передача полномочий доверителя другому лицу для представительства его интересов.

Выдача доверенности считается односторонней сделкой, следовательно, лицо, ее выдающее, должно быть совершеннолетним и дееспособным (за несовершеннолетних детей и недееспособных граждан доверенности, согласно п. 2 ст. 185 ГК РФ, выдают их родители или опекуны).

Согласно п. 3 ст. 185 ГК РФ доверенность на получение денег может быть выдана на руки как непосредственно представителю, так и направлена (оставлена) в банке, на предприятии или в иной организации, где предполагается получение денег.

Срок действия доверенности определяется доверителем самостоятельно. При этом обязательным требованием к ней, согласно ст. 186 ГК РФ, является указание даты выдачи.

Кто должен удостоверить доверенность

Порядок подтверждения факта проявления воли доверителем на передачу своих прав регламентируется ст. 185.1 ГК РФ. При этом законодатель исходит из того, что виза нотариуса на документе обязательна лишь в тех случаях, когда совершаемая представителем сделка сама по себе требует нотариального удостоверения либо полномочие касается государственной регистрации прав или договоров. В иных случаях нотариальное подтверждение доверенности не является обязательным.

Вместе с тем п. 3 ст. 185.1 ГК РФ закрепляет право подтверждения доверенности за должностными лицами организаций (руководители, главные бухгалтеры), предприятий, учебных и иных заведений, где доверитель работает или учится, на получение в них причитающихся ему денежных средств. Аналогичным правом обладают должностные лица медицинских учреждений, где доверитель находится на стационарном лечении.

Соответственно, наиболее удобным для заявителя вариантом является подтверждение своей подписи на доверенности в самой организации, где ему полагается конкретная выплата. Если по каким-либо причинам данное действие совершить невозможно, то запасным вариантом является удостоверение документа у нотариуса.

Несмотря на то что строго формально удостоверение доверенности необязательно, исходя из требований ст. 185.1 ГК РФ, на практике широко распространены случаи отказа в производстве выплат кассирами и прочими материально ответственными лицами по неудостоверенным документам. Поэтому проставление удостоверительной надписи соответствующим должностным лицом или нотариусом на выданном документе прежде всего в интересах самого доверителя.

Как оформить доверенность на получение денег за другого человека

Практикам необходимо помнить, что унифицированного бланка доверенности законодательством не предусмотрено. Более того, в законе не указан полный перечень обязательных сведений, которые должны в ней содержаться.

В связи с чем, исходя из правил юридической техники, в доверенности следует обозначить:

  • наименование документа, дату и место его выдачи;
  • данные доверителя и представителя, инициалы, место проживание, паспортные данные;
  • наименование организации (банка, предприятия), где необходимо получить деньги;
  • действие, которое вправе совершить представитель от имени доверителя (либо на совершение нескольких действий);
  • запрещение или разрешение права на передоверие;
  • подтвержденный доверителем образец подписи представителя;
  • подпись доверителя.

В банках, на предприятиях, в организациях и учреждениях, как правило, могут иметься уже готовые бланки доверенностей, которые необходимо лишь заполнить.

Итоги

Подводя итог, отметим, что составить доверенность на получение денежных средств, как правило, не составляет особых юридических сложностей, однако не стоит забывать о желательности ее удостоверения нотариусом или компетентным должным лицом во избежание сомнений в подлинности документа или действительности переданных представителю полномочий.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: