Договор приватизации квартиры является ли правом собственности

Обновлено: 28.04.2024

Полное владение объектом недвижимости возможно только после того, как вы получите право собственности – то есть пройдете процедуру документального подтверждения. Иначе для вас станет недоступен ряд важных операций. О том, как провести эту юридическую процедуру, какие справки и свидетельства для этого нужны – в статье Выберу.ру.

Что такое право собственности?

Право собственности – это возможность пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом на основе специального документа. Так, собственник может передать квартиру в использование третьим лицам по договору аренды или безвозмездного использования, но при этом он не потеряет своих прав владельца.

Статья 219 ГК РФ гласит, что право собственности возникает только после официальной регистрации. Ее можно оформить на любое недвижимое имущество – квартиру, частный дом, земельные участок.

Закон не ограничивает количество собственников каким-то конкретным числом. Их может быть, как двое, например, супруги, так и все члены семьи, или один человек. Однако, если жилье было приобретено с использованием материнского капитала, право собственности должно быть оформлено и на родителей, и на детей – с выделом доли на каждого из них.

Когда возникает право?

Право собственности возникает в нескольких случаях. Прежде всего – при приобретении. Когда вы на свои или заемные средства приобретаете недвижимость, составляется договор купли-продажи на ваше имя. Это самый распространенный метод приобретения жилья. Сюда же относится договор долевого участия при покупке квартиры в новостройке.

Жилье вам могут подарить, и тогда права возникают на основе дарения. В этом случае также составляется договор, но имущество передается вам на безвозмездной основе.

Получить квартиру или дом можно и по наследству – по закону или согласно составленному завещанию. В этом случае оформление осуществляется после получения соответствующего свидетельства.

Возможны и другие основания – например, при получении квартиры или дома от государства или при обмене недвижимостью с другим владельцем.

Рассмотрим основные способы обретения права собственности далее.


Покупка

К этому способу относится приобретение недвижимости в новостройке или на вторичном рынке. От того, где вы приобретаете квартиру, зависит и тип договора-основания. Вторичка подразумевает договор купли-продажи между продавцом и покупателем. Первый обязуется передать права на жилье покупателю, а второй – передать деньги в установленной договором сумме и принять жилье, подписав акт приема и передачи.

Характер сделки на первичном рынке несколько иной. Между покупателем и компанией-застройщиком заключается договор долевого строительства. Это более долгая процедура, но в ней есть большой плюс – вы с самого начала можете выбрать наиболее удобную для вас квартиру. А в некоторых компаниях предлагают поучаствовать в создании плана будущей новостройки.

Выбор на вторичном рынке не такой большой, а если вам захочется сделать перепланировку квартиры, ее нужно согласовать с Росреестром и БТИ.

Приватизация

Граждане, проживающие в государственной или муниципальной квартире по договору социального займа, могут оформить эту недвижимость в свою собственность. Совершеннолетние лица участвуют в этой программе только один раз, а вот дети до 18 лет могут приватизировать квартиру два раза – вместе с родителями до совершеннолетия и после, уже самостоятельно.

Наследство

Вне зависимости от того, было ли составлено завещание или недвижимость была передана лицу на основании законного наследства, спустя полгода он имеет право оформить жилье в свою собственность. Основанием для этого служит нотариально заверенное свидетельство о вступлении в наследство.

  • Подайте заявление и необходимые документы нотариусу;
  • По истечении установленного времени получите свидетельство о вступлении в наследство;
  • Передайте полученные бумаги в Росреестр для оформления собственности.


Дарственная

Дарственная может быть оформлена и при жизни собственника, а подаренное им имущество не войдет в наследство при его смерти. Договор дарения характеризуется следующим:

  • В нем содержатся полные сведения о предмете договора – адрес недвижимости, его основные технические параметры;
  • В договоре нет пункта об оплате или оказании услуг за передачу имущества;
  • В нем прописаны сведения как о дарителе, так и одариваемом.

Договор дарения подается на регистрацию вместе с другими документами, после чего собственник недвижимости меняется. Если все составлено правильно, даритель в будущем не сможет потребовать возврата квартиры, дома или участка.

Порядок вступления в право собственности

Оформить квартиру в собственность можно двумя способами. Первый – обратиться в фирму, специализирующуюся на таких услугах. Этот вариант обойдется вам дороже, однако сэкономит время и силы. Второй способ – сделать все самостоятельно. Для этого придется собрать документы, оплатить госпошлину и, наконец, подать заявление в Росреестр.

Справка: сотрудники МФЦ помогут вам с оформлением необходимого пакета документов и передачей его в надлежащие органы. Специалисты также помогают с составлением заявлений и проверяют правильность собранных бумаг. Так вы сэкономите время и избежите возможного отказа из-за ошибок.

Документы можно передать и через портал Госуслуг. Для этого отсканируйте собранные бумаги и заполните форму. Если все верно, вскоре вы получите приглашение для передачи оригиналов и дальнейшей регистрации.


Список документов

  • Паспорт гражданина РФ,
  • Свидетельство о праве владения недвижимостью;
  • Кадастровый (технический) паспорт на объект, получить который можно в БТИ;

Важно! Выписка о прописанных в квартире или доме гражданах имеет небольшой срок действия, поэтому ее нужно оформлять в самый последний момент перед подачей заявления.

  • Договор купли-продажи,
  • Завещание,
  • Дарственная,
  • Договор обмена,
  • Договор приватизации,
  • ДДУ.
  • Передаточный акт, выданный застройщиком вместе с ключами от квартиры;
  • Закладная, если квартира куплена в ипотеку;
  • Письменное согласие органов опеки, если квартира оформляется в собственность на ребенка;
  • Нотариально заверенная доверенность, если заявление подается третьими лицами.

Каждый случай уникален, поэтому перед сбором бумаг лучше всего уточнить их список в МФЦ. И помните, что вам понадобятся не только оригиналы, но и копии всех бумаг.

Приостановление регистрации

Как правило, решение это не окончательное – вы можете решить возникшую проблему (например, собрать новый пакет документов с верными данными) и возобновить регистрацию. При повторном отрицательном ответе сделку купли-продажи считают несостоявшейся. Если вы подозреваете незаконность отказа, пожалуйтесь на действия Росреестра. Отказ также можно обжаловать в суде.

Последствия отказа от регистрации

Зачем нужно регистрировать свое право собственности и обязательно ли это? Этим вопросом задается множество граждан, уверенных в том, что это необходимо только для того, чтобы государство могло собирать налоги с недвижимости. Однако у этого процесса есть ряд весомых причин:

Этих причин должно быть достаточно для того, чтобы все-таки провести надлежащую процедуру. Как минимум потому, что один крупный штраф может разорить вас больше, чем стабильная выплата налогов.

Заключение

Основная сложность при регистрации права собственности состоит в сборе необходимых документов. Упростить проведение этой юридической операции можно как в специальных организациях и агентствах, так и с помощью Многофункциональных центров вашего города. Но стоит помнить, что нельзя откладывать регистрацию в долгий ящик, так как это может обернуться проблемами при попытке распорядиться недвижимостью – или штрафом от налоговой.

Суд указал, что значимым является установление факта подачи наследодателем в установленном порядке заявления о приватизации вместе с необходимыми документами, а также того, что данное заявление не было отозвано и на него не поступил официальный отказ


Одна из экспертов отметила, что в юридической практике часто возникают ситуации, при которых наследникам приходится в судебном порядке включать в наследственную массу жилые помещения, которые наследодатель при жизни не успел оформить в собственность в порядке приватизации. Другая подчеркнула, что, учитывая огромное количество жилищного фонда, находящегося в социальном найме, озвученная в определении ВС тема является насущной и животрепещущей. Третья считает, что зафиксированное должным образом волеизъявление наследодателя имеет принципиальное значение для решения вопроса о включении квартиры в наследственную массу.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-144-К2 от 16 ноября, где рассмотрел вопрос о включении в наследственную массу квартиры, по которой наследодателем не была завершена приватизация.

Суд удовлетворил иск о включении имущества в состав наследства

Решением Измайловского районного суда г. Москвы исковые требования были удовлетворены. Суд исходил из того, что Юлия Сажина при жизни выразила волю на оформление жилого помещения в собственность, однако закончить процесс приватизации не смогла по не зависящим от нее причинам. В установленном законом порядке ответчик в приватизации квартиры не отказывал, отметил суд.

Апелляция отказала в удовлетворении требований наследника

Вместе с тем 12 февраля 2020 г. Московский городской суд отменил решение первой инстанции и принял новое решение – об отказе в удовлетворении иска. Апелляция исходила из того, что воля наследодателя на получение занимаемого жилого помещения в собственность в установленном порядке не была выражена. В приватизации спорной квартиры Юлии Сажиной было отказано в связи с тем, что при обращении с заявлением в 2013 г. ею был предоставлен неполный пакет документов, а именно не приложен договор социального найма, отметил Мосгорсуд. Также апелляция указала, что с момента подачи документов до смерти наследодателя прошло более пяти лет, в течение которых она повторно не обращалась с заявлением о приватизации и не оспаривала отказ в заключении договора.

Мосгорсуд пришел к выводу, что при жизни Юлия Сажина не совершила весь комплекс действий, свидетельствующих о принятых необходимых мерах, направленных на получение в собственность в порядке приватизации спорной квартиры, в том числе действий, направленных на заключение договора социального найма на спорное жилое помещение. Кассационный суд согласился с указанным выводом.

17 декабря 2020 г. наследник квартиры, Вера Сажина, умерла, поэтому с кассационной жалобой в Верховный Суд обратился ее правопреемник – Сергей Балдин, который просил отменить судебные акты апелляционной и кассационной инстанций.

ВС указал, что вывод апелляции противоречит фактическим обстоятельствам дела

Верховный Суд напомнил, что в соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Он пояснил, что, согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. ВС добавил, что из разъяснений, приведенных в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 г. № 8, следует, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

ВС указал, что возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности. Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют. Такие варианты выражения воли наследователя не являются основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, пояснил Суд.

ВС принял во внимание, что судом первой инстанции установлено, что при жизни Юлия Сажина совершила все необходимые и достаточные действия для передачи ей жилого помещения в собственность и не отозвала свое заявление, выразив тем самым волю на приватизацию помещения. Кроме того, Суд учел то обстоятельство, что в установленном законом порядке ответчик не выносил решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

Относительно апелляционного определения Судебная коллегия ВС отметила, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие по заявлению Сажиной решения об отказе в приватизации жилого помещения и доведение до ее сведения мотивов такого отказа. При этом ВС обратил внимание, что на момент подачи наследодателем заявления о приватизации жилого помещения действующим законодательством такого основания для отказа в заключении договора о приватизации, как отсутствие заключенного договора социального найма, установлено не было.

Обращаясь к распоряжению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 30 июля 2004 г. № 459 (действовавшему на момент обращения с заявлением о приватизации), Суд напомнил Порядок оформления документов на передачу в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в управлениях Департамента в административных округах. Так, наследодатель в установленном порядке подала в уполномоченный орган заявление о приватизации занимаемого ею жилого помещения вместе с необходимыми документами, между тем управление Департамента возложенную на него обязанность по оформлению договора передачи спорной квартиры в собственность не выполнило.

Суд подчеркнул, что действующим в настоящее время Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. № 521-ПП установлены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также предусмотрена выдача заявителю соответствующего уведомления с указанием причин такого отказа. Он отметил, что при рассмотрении дела судом установлено, что заявитель какого-либо уведомления об отказе в приеме документов, необходимых для оформления договора приватизации, в том числе по причине предоставления неполного пакета документов, также не получала.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств Верховный Суд посчитал, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что Юлией Сажиной при жизни не были совершены действия, выражающие ее волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам закона.

Суд установил, что, с учетом того что Юлии Сажиной было неправомерно отказано в приватизации спорной квартиры, данная квартира после ее смерти подлежит включению в наследственную массу. При таких условиях Судебная коллегия ВС отменила определения апелляционной и кассационной инстанций как основанные на неправильном толковании и применении норм материального права, направив дело на новое апелляционное рассмотрение.

Комментарии экспертов

Эксперт пояснила, что поддерживает позицию ВС, поскольку основанием для удовлетворения требований о включении имущества в наследственную массу является выраженная воля наследодателя на приватизацию. Мария Рулькова отметила, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения период времени, прошедший с момента обращения наследодателя с заявлением о приватизации до ее смерти, поскольку, как установил Суд:

1) все необходимые на период времени подачи заявления документы ею были представлены и являлись достаточными для заключения договора передачи;

2) письменного отказа в приватизации не поступило (а если бы и поступил, то не был бы основан на законе);

3) после обращения с заявлением о приватизации вплоть до смерти Юлии Сажиной данное заявление отозвано не было.

Мария Тюрина отметила, что Верховный Суд в очередной раз закрепил позицию, изложенную им ранее в Постановлении Пленума от 24 августа 1993 г. № 8, о том, что, если наследодатель выразил при жизни волю на приватизацию занимаемой жилой площади, однако по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано, спорное имущество подлежит включению в наследственную массу.

Любую недвижимость нужно оформлять в собственность приобретателя. Хоть в порядке приватизации, хоть по договору купли-продажи, хоть в порядке наследования. С другой стороны, это правило имеет свои временные пределы. Так, если приватизация произошла до 21.07.1997 года, то есть до введения реестра недвижимости, право собственности признается юридически действительным даже при отсутствии записи о нем в ЕГРН. Госрегистрация такой недвижимости происходит по желанию владельца (п. 1 ст. 69 Закона № 218).

Необходимость регистрации права собственности на приватизированную квартиру зависит от момента проведения приватизации:

  • если договор подписан после 21.07.1997 – регистрация обязательна;
  • если договор подписан до 21.07.1997 – регистрация добровольная. Обязательной она становится только в случае перехода собственности на такую недвижимость или долей в ней, например, в случае дарения, купли-продажи или наследования (п. 3 ст. 69 Закона № 218).

Зачем оформлять право собственности? До внесения в реестр записи о собственнике законный владелец хоть и обладает правом собственности, но полноценно реализовать его не может. После оформления квартиры в Росреестре, ей получится свободно распоряжаться и совершать иные операции, в том числе:

  • заключить договор купли-продажи;
  • обменять на любой другой объект недвижимости;
  • оформить дарственную;
  • включить в завещание;
  • унаследовать в порядке закона;
  • заложить в банк под ипотечный кредит;
  • оформить перепланировку.

Как оформить приватизированную квартиру в собственность

Вне зависимости от того, когда собственники произвели приватизацию, порядок регистрации права собственности отличаться не будет – он стандартный. Имея на руках договор о бесплатной передаче жилого помещения в собственность, собственникам нужно:

Оформление права собственности осуществляется на основании заявления (п. 1 ст. 14 Закона № 218). Если подаете документы лично, заявление заполняется по месту подачи, сотрудник ответственного органа удостоверит вашу подпись. Если квартиру приватизировали сразу несколько человек, независимо от того, определены их доли в договоре или нет, в заявлении на госрегистрацию указывается каждый из них. Вместе с новыми владельцами заявление должен подать и представитель органа местного самоуправления как правообладателя.

Вместе с заявлением о госрегистрации заявителям нужно представить:

Рекомендуем иметь с собой копии + оригиналы. При подаче бумаг лично, заявитель должен предъявить регистратору оригинал паспорта (ч. ч. 8, 15 ст. 18 Закона № 218).

За переоформление помещения в ЕГРН участники приватизации уплачивают госпошлину. Общая сумма – 2 тыс. рублей (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Если жилое помещение приватизировано несколькими членами семьи в долях, каждый из них должен уплатить госпошлину пропорционально размеру своей доли (Письмо ФНП № 3329/03-16-3 от 19.09.2016). Например, в семье из четырех человек, каждому собственнику придется уплатить госпошлину по 500 рублей.

В случае подачи документов и уплаты госпошлины через систему ЕСИА (федеральные и региональные порталы Госуслуг), заявителям до 01.01.2021 предоставляется скидка в размере 30%, госпошлина составит 1,4 тыс. рублей (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Квитанцию к комплекту документов прикладывать не обязательно, но разрешается сделать это по желанию заявителя на случай, если средства госпошлины в силу технических проблем не отразятся ГИС ГМП. Если в течение 5 дней с момента подачи документов в системе будут отсутствовать данные об уплате госпошлины, Росреестр вернет документы без рассмотрения (п. 3 ст. 25 Закона № 218).

Росреестр – официальный государственный регистратор, администрирует кадастр недвижимости и ЕГРН (п. 1 Постановления Правительства № 457 от 01.06.2009). Обратиться в этот орган можно непосредственно, в одно из его подразделений, перечень которых можно посмотреть здесь, либо другими предусмотренными законом способами (п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэка № 883 от 26.11.2015):

  • через ближайший МФЦ по экстерриториальному принципу;
  • по почте, отправив ценное письмо с описью вложений и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме через портал Госуслуг или официальный сайт Росреестра. В случае подачи заявления в электронной форме, оно должно быть подписано усиленной электронной подписью (п. 2 ч. 1 ст.18 Закона № 218).

Приняв документы, регистратор выдает заявителю расписку с датой, перечнем принятых документов, фамилией и должностью. Если документы поданы через МФЦ или иным образом, расписка высылается только на следующий день после приема регистратором документов (ч. 17 ст. 18 Закона № 218).

Приняв заявление, Росреестр проводит проверку документов на предмет наличия оснований для отказа в госрегистрации. Срок осуществления проверки и последующей регистрации права зависит от способа подачи документов. Он составит (ст. 16 Закона № 218):

  • 7 дней при обращении в офис Росреестра, в том числе в электронной форме;
  • 9 дней при обращении в Росреестр через МФЦ;

О ходе оказания услуги Росреестр может уведомлять заявителей по электронной почте или по СМС (п. 3,4 Порядка, утв. Приказом Минэка № 137 от 16.03.2016).

Завершенная госрегистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона № 218). Заявитель указан в ней в качестве собственника жилого помещения (доли). Выписку разрешается получить в офисе Росреестра, МФЦ или по почте в зависимости от способа подачи. А еще законом допустимо направление выписки в электронной форме (ч. 6 ст. 62 Закона № 218).

При наличии определенных оснований, например, выявлении в документах несоответствий или неправдивых сведений, регистратор вправе приостановить или отменить регистрацию. Если у вас все законно, этого не произойдет. С момента получения выписки регистрацию считают завершенной — приватизированная квартира в собственности ее владельцев.

Договор о приватизации квартиры

Необходимость составления договора приватизации возникает при передаче муниципального жилья в собственность граждан. Это один из документов, подтверждающих права граждан на определённую жилплощадь.

Суть документа


Договор приватизации квартиры – это документ, на основании которого муниципальная жилплощадь передаётся в собственность нанимателю.

Он является двусторонним документом, заключаемым между наймодателем (органами местного самоуправления) и нанимателем (гражданином, проживающим в квартире по договору социального найма).

После окончания процесса экземпляр договора должен быть на руках у собственника в качестве подтверждения его прав на недвижимость. Посмотреть фото, как выглядит документ, а также скачать образец договора на приватизацию квартиры, можете в следующем пункте.

Порядок оформления

Процедура оформления Договора регламентируется статьей 161 ГК РФ и Законом о приватизации. Составлением его занимаются специалисты частных организаций или администрации.

В него должны быть включены пункты:

  1. Сведения об объекте недвижимости (адрес, метраж, количество комнат и т.д.).
  2. Данные сторон участников (наниматели и органы местного самоуправления).
  3. Сведения об участниках сделки.
  4. Сведения о собственнике муниципального жилья.
  5. Информация о документе, на основании которого наниматели проживают в квартире (Ордер, Договор социального найма).
  6. Информация о распределении долей (при оформлении квартиры в долевую собственность).
  7. Ответственность сторон.
  8. Условия передачи жилья в собственность физическим лицам.

Документ скрепляется печатью, штампом администрации и заверяется подписями сторон. Количество экземпляров должно совпадать числом его заключающих.

Как выглядит договор приватизации квартиры? Фото можете посмотреть здесь.

Условия заключения

Для возможности заключения договора необходимо соблюдение ряда условий:

Право на повторную приватизацию сохраняется за гражданами, первоначально участвовавшими в процессе до совершеннолетия. Заявление-согласие от прописанных в квартире несовершеннолетних пишут их родители или законные представители. Дети до 18 лет являются полноправными владельцами доли и включаются в договор в обязательном порядке.

О том, можно ли приватизировать комнату в коммуналке или общежитии, аварийное или ветхое жилье, квартиру военнослужащего, кооперативное или служебное жилье, а также квартиру с долгами или долю, вы можете узнать из наших статей.

Юридические нюансы

Договор является бессрочным и необходим для дальнейшего получения правоустанавливающих документов в государственных регистрационных органах. После регистрации он представляется Росреестр, и на его основании каждому участнику процесса выдаётся Свидетельство о собственности на квартиру или её долю.

На оформление Свидетельства о собственности отводится 60 календарных дней. Несоблюдение этих сроков может стать препятствием для окончательного оформления сделки.

Расторжение

Заключенный Договор можно расторгнуть, если собственники решат, что им выгоднее проживать в муниципальном жилье или передача в собственность проведена с нарушениями. Это происходит в ходе процесса обратного приватизации и носит наименование расприватизация (деприватизация).

Если гражданин, оформивший права собственности на муниципальное жильё, решит вернуть его государству, он расторгает сделку. В этом случае документ признаётся не действительным, и человек теряет все права.


Для этого необходимо подать заявление в местные органы самоуправления и получить разрешение на расторжение.

Заявление на расторжение можно подать в МФЦ. В случае отказа властей процедура проводится путём подачи иска в суд.

В то же время расторжение невозможно при наличии следующих условий:

Кроме того, лицо, участвовавшее в расторжении, теряет свои права. Повторно участвовать в приватизации даже другого жилого помещения будет нельзя.

Что делать, если документ утерян?

Утерян договор приватизации жилья, как восстановить? При потере документа необходимо получить его дубликат у бывшего собственника жилого помещения, то есть той организации, в которой вы его заключали. Восстанавливать его нужно в обязательном порядке, поскольку никакие сделки по отчуждению объекта в будущем без него нельзя будет оформить. Дубликат вам выдадут в течение 7 дней после подачи заявления.

Полезная информация в видео:

Основания для признания недействительным

Если какое-то условие заключения сделки будет нарушено, она может быть признана недействительной. Срок предъявления иска – один год.

Договор на передачу квартиры в собственность граждан при приватизации, может быть признан недействительным на следующих основаниях:

  • кто-то из участников был введён в заблуждение;
  • документ оформлен под давлением;
  • в процессе участвовали недееспособные лица;
  • кто-то из прописанных не принял участия в приватизации и не получил долю;
  • при оформлении были нарушены права граждан до 18 лет.


На этих основаниях иск о признании документа не действительным могут подать собственники, люди, прописанные по данному адресу на момент приватизации, госорганы, опекуны недееспособных и несовершеннолетних граждан, прокуратура, органы опеки.

Соблюдение всех юридических условий при заключении договора о приватизации жилого помещения, поможет вам избежать последующих неприятностей в использовании данного помещения, а также совершении сделок по его отчуждению.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас

Приближается тридцатилетний рубеж процесса приватизации, начавшегося в 1991 году с целью передачи жилья от государства через муниципалитет рядовым гражданам. Несмотря на простоту и отсутствие финансовых вложений приватизировали жильё порядка 80 % граждан. Оставшуюся часть волнуют вопросы: приватизированная квартира – это частная собственность или нет, каковы плюсы и минусы проведения процедуры?

Сущность и механизм приватизации

Приватизированная квартира частная собственность

Приватизация собственности – это процесс перевода недвижимого имущества от первоначального владельца в лице государства к физическому лицу – гражданину и членам его семьи.

Правоустанавливающий документ для проведения процедуры:

  • договор социального найма для получения в собственность жилья;
  • договор долгосрочной аренды или акт передачи земли в бессрочное пользование для приватизации земельных участков.

Процесс перехода недвижимого имущества проводится на добровольной основе, инициатором выступает проживающий гражданин, выразивший желание оформить на своё имя муниципальную недвижимость. При приватизации квартиры кто является собственником, зависит от количества лиц, участвующих в регистрации сделки. Если переход от властей переходит к одному физическому лицу, то объект имущества после завершения процесса станет его индивидуальной собственностью, если к нескольким участникам, то каждый будет владеть определённой долей, а недвижимость станет объектом долевой собственности.

Механизм проведения включает получение согласия жильцов и предоставление следующих документов в МФЦ:

  • заявления на проведение процесса;
  • паспортов проживающих и свидетельств о рождении несовершеннолетних детей;
  • выписок из ЖЭКа о числящихся жильцах;
  • справок с подтверждением раннего неучастия в приватизации недвижимости;
  • технического паспорта с указанием общей площади и кадастровой стоимости;
  • договора, дающего право на проживание или ордера;
  • согласия органов опеки и попечительства при участии несовершеннолетних;
  • нотариально заверенного отказа лиц, имеющих право на получение доли.

Благодаря участию МФЦ в 2019 году процесс предельно упрощён, запись проводится в дистанционном порядке во избежание очередей, а ксерокопии документов делаются специалистами при посещении с одновременной подачей документации.

Оценка необходимости приватизации

Разница между приватизированной и неприватизированной квартирой по ряду существенных параметров представлена в таблице:

Параметры Приватизированные объекты Муниципальные объекты
Право собственности Возникает на основании приватизации,

правоподтверждающий документ – выписка из ЕГРН

Неоспоримые преимущества приватизации заключаются в получении в абсолютное владение объекта недвижимости практически безвозмездно, включая лишь оплату государственных услуг. Среди недостатков следует выделить увеличение расходов на содержание, включая ответственность при возникновении форс-мажорных ситуаций.

Собственность и приватизация

Отличие собственности от приватизации заключается в том, что приватизация представляет частный случай собственности, действующий только в отношении недвижимого имущества при передаче непосредственно от муниципальных властей на основании регулирующего закона № 1541-1 от 04.07.1991 года. Например, приватизированная квартира – это частная собственность, по правам на совершение юридических действий ничем не отличающаяся от получения во владение любым другим способом: в результате дарения, покупки, вступления в права наследства и т.д.
Чем отличается приватизированная квартира от купленной? В правовом поле отличий не существует. Разница заключается:

  • в правоустанавливающих документах (договоре купли-продажи вместо свидетельства о приватизации);
  • в понесенных расходах при покупке в виде договорной цены, отталкивающейся от рыночной стоимости в отличие от трактовки ст.1 закона № 1541-1 о бесплатной передаче;
  • в наличии права выбора (покупка осуществляется по желанию гражданина, приватизация только на основании договора социального найма жилья или бессрочной аренды участка).
Критерии Собственность Приватизация
Второй участник сделки Юридическое или физическое лицо Орган государственной власти
Основания для получения права владения Выбор за гражданином при покупке или желание дарителя и завещателя Наличие договора найма недвижимости или акта передачи земли в бессрочное пользование
Стоимость сделки Оплата производится на договорной основе За счёт участников процесса госпошлина и справка о подтверждении участия в процессе впервые
Количество сделок Не ограничено Один раз

Выбирая между приватизацией и собственностью, полученной на основании других сделок, следует руководствоваться неоспоримыми плюсами предоставляемого единожды права перехода имущественных ценностей от государства рядовому гражданину без вовлечения денежных средств. Однако следует оценить степень важности объекта в безраздельной собственности с точки зрения отчуждения, сопоставив расходы по содержанию с рисками при возникновении непредвиденных ситуаций, перекладываемых на муниципальные органы при ограничении владения исключительно правом проживания.

Читайте также: