Декларация о выбранном виде разрешенного использования земельного участка

Обновлено: 06.05.2024

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться. Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земель (земельных участков) устанавливаются в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В настоящее время процесс зонирования территорий (образование территориальных зон) законодательно определен только в отношении земель населенных пунктов и регулируется Градостроительным кодексом РФ (гл. IV). В отношении земель других категорий Земельным кодексом РФ предусмотрено (ст. 7), что виды разрешенного использования земельных участков должны определяться в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени такой классификатор не утвержден.

Применительно к землям населенных пунктов Градостроительным кодексом РФ установлено, что во всех поселениях и городских округах, разработан, и утвержден органами законодательной (представительной) власти документ градостроительного зонирования, называемый Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Согласно утвержденным ПЗЗ вся территория поселения (города) разбита на территориальные зоны с четко определенными границами и для каждой зоны установлены так называемые градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ):

1.виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2.предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства (отступы от границ участков, площадь застройки, количество парковочных мест, процент озеленения, иные параметры);

3.ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, согласно утвержденным в городе (поселении) ПЗЗ виды разрешенного использования конкретного земельного участка должны выбираться из перечня, сформированного для той территориальной зоны, в которой располагается участок. Таково требование закона. Следовательно, земельный участок, предоставленный уполномоченными органами власти частному лицу по его заявлению, получит только тот вид разрешенного использования, который предусмотрен в ПЗЗ для той территориальной зоны, которой этот участок принадлежит.

Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид осуществляется в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента.

В случае если правила землепользования и застройки приняты, то в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в орган кадастрового учета заинтересованное лицо представляет соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка ( п. 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412) и копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618). В декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.

Но как быть в тех случаях, когда по каким-либо причинам правообладателю требуется изменить вид разрешенного использования, установленный органами власти при предоставлении земельного участка? Закон требует, что для этого надо внести изменения в ПЗЗ.

За внешней простотой данного требования кроется весьма сложная процедура его реализации. Дело в том, что по своей правовой природе ПЗЗ имеют статус местного закона, т.е. утверждаются законодательным органом соответствующего муниципального образования (города, поселения) и уже по этой причине изменения в ПЗЗ вносятся так же, как вносятся изменения в закон, пусть даже местный. Помимо этого, Градостроительным кодексом РФ установлено (ст. 31, 32), что для внесения изменений в ПЗЗ должны обязательно проводиться публичные слушания, на которых местные жители должны выразить сое согласие с предлагаемыми изменениями. Сами эти изменения должны быть представлены в виде официального документа (проекта), разработка которого, как правило, выполняется некоторой специализированной организацией.

заявление на аренду земли у администрации

Для того, чтобы вид разрешенного использования земельного участка был изменен для достижения лучших возможностей эксплуатации конкретного надела, необходимо подготовить специальные документы, обосновывающие необходимость такого изменения.

К таким документам относятся заявление об изменении вида разрешенного использования и декларация. Для этих документов есть свои правила заполнения.

Нормативное регулирование

Все процессы, связанные с изменением вида разрешенного использования того или иного земельного участка, лежат в плоскости регулирования федерального законодательства. В частности, изменение вида разрешенного пользования осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного Кодексов Российской Федерации.

Земельный Кодекс Российской Федерации говорит о том, что кроме деления на выделенные семь категорий, у каждого земельного участка есть его собственный вид разрешенного использования, который указывается во всех документах на участок. В некоторых случаях такой вид может быть изменен.

Градостроительный Кодекс Российской Федерации говорит о том, когда именно и на основании каких документов может быть осуществлено изменение вида разрешенного пользования земельного участка. В данном нормативном акте указывается, что изменение вида пользования осуществляется на основании соответствующего заявления и декларации о присвоении нового вида разрешенного пользования.

Для этих документов есть свои правила заполнения, хотя строго утвержденных образцов таких документов нет, так как каждый регион может утверждать образец самостоятельно.

Заявление об изменении вида разрешенного пользования

Заявление об изменении вида разрешенного использования – документ, на основании которого и происходит рассмотрение вопроса о возможном внесении изменений в существующие правила использования того или иного земельного участка.

Бизнесмен подписывает документ

Данный документ должен содержать следующие данные:

  • Данные о том уполномоченном государственном органе, куда направляется заявление (в случае, если оно адресуется конкретному должностному лицу, следует указать не только его фамилию и инициалы, но также и сведения о должности, если такие данные есть в полном объеме).
  • Сведения о заявителе (так как подать документ может не только собственник участка, но и его пользователь, например, арендатор, следует указать, кем именно является заявитель – собственником или арендатором, а также сослаться на документ, подтверждающий законность такого владения или пользования, например, указать номер договора аренды или данные о приобретении участка в собственность).
  • Данные о том участке, в отношении которого производится процедура изменения вида разрешенного использования. При формировании сведений об участке, которые позволят идентифицировать такой участок, необходимо указать его кадастровый номер, адрес, категорию и существующий вид разрешенного использования участка, которые присвоены ему на текущий момент, данные о площади участка, его экологическом и физическом состоянии, геологических возможностях (состояние участка и его геологический состав и соответствующие возможности эксплуатации указываются только в том случае, если они не позволяют использовать участок в рамках его определенного вида разрешенного использования и могут оказать влияние на принятие решения об изменении ранее установленного вида).
  • Сведения о том, в каком виде использования участок было наиболее предпочтительно эксплуатировать, так как эти данные ложатся в основу изучения вопроса об изменении вида разрешенного использования на тот, который будет более предпочтителен для пользователя или собственника участка.
  • Данные о прилагаемых документах, которые могут обосновать необходимость проводимой замены. Кроме того, в приложениях к направляемому заявлению следует указать копии личных документов заявителя, а в случае, если интересы ребенка представляет доверенное лицо – указать данные на те документы, на основании которых он представляет интересы заявителя (доверенность с указанием срока действия и пределов допустимых полномочий, личные документы представителя по доверенности).

Образец заявления об изменении вида разрешенного использования можно скачать здесь.

Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основным документом, изучение которого и позволяет сотрудникам и руководителю соответствующего органа администрации муниципального образования или субъекта федерации принять соответствующее решение. Кроме заявления еще необходимо оформить и декларацию об изменении вида разрешенного пользования.

Декларация

Декларация об изменении вида разрешенного использования выступает в качестве документа, который прилагается к заявлению об изменении вида пользования участка, а в дальнейшем направляется в Росреестр для изменения содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о конкретном земельном участке.

Декларация представляет собой документ, который содержит описание конкретного земельного участка, а также тот вид разрешенного землепользования, который был выбран собственником или пользователем земельного участка для осуществления возможностей полной эксплуатации земельного участка.

Заполнение декларации нужно только в двух случаях:

  • если необходимо осуществить выбор в пользу конкретного вида разрешенного использования участка (основного или условно-разрешенного);
  • или если требуется сменить ранее установленный вид пользования участка.

Декларация по своему содержанию дублирует информацию, которая содержится в заявлении об изменении вида разрешенного использования (если речь идет именно о смене) либо предоставляет администрации муниципалитета или субъекта федерации информацию о том, каким образом будет использоваться конкретный участок, если ранее вид разрешенного пользования установлен не был.

земельная декларация по земельным налогом

При составлении декларации следует указать сведения со ссылкой на соответствующие документы, на основании которых и осуществляется процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка (например, присвоение семье статуса многодетной и принятие решения собственниками участка осуществить на нем строительство дома, относимое к индивидуальному жилищному строительству).

Кроме того, в описании участка следует указать данные, которые его будут идентифицировать, то есть адрес, кадастровый номер, площадь участка.

Также при составлении декларации обязательно указать сведения о том, какие документы прикладываются к декларации для подтверждения законности проводимых мероприятий.

Несмотря на общность содержащихся сведений в заявлении и декларации об изменении разрешенного вида использования земельного участка, это разные документы, которые подтверждают возможности собственника того или иного участка его эксплуатировать в конкретной форме (например, на участке, предназначенном для осуществления индивидуального жилищного строительства возвести многоэтажный жилой дом после смены вида разрешенного пользования). Каждый документ при его использовании отвечает своим собственным требованиям.

Для осуществления некоторых видов деятельности на участке необходимо изменить вид разрешенного землепользования такого участка. Изменение вида использования земли происходит путём обращения к главе местного муниципалитета с заявлением и заполненной декларацией.

Заявление о смене разрешенного землепользования

Заявление о смене ВРИ участка – это документ, который направляется собственником или арендатором земельного участка в местные органы власти для смены условного вида разрешенного землепользования такого участка. Регламент смены вида землепользования или предоставления дополнительного (условного) вида разрешенного использования земель регулируется ст. 39 Градостроительного кодекса.

Например, смена вида землепользования может потребоваться застройщику, если он хочет возвести многоэтажный дом на участке для мало- и среднеэтажного строительства.

Заявление составляется на стандартном бланке, форму которого можно скачать здесь.


Структура заявления состоит из трех основных частей:

  1. Описательной;
  2. Просительной;
  3. Мотивировочной.

В описательной части землепользователь указывает свои ФИО, серию и номер паспорта, адрес регистрации и фактического проживания, а также контактные данные. В просительной части выражается просьба о смене вида разрешенного землепользования участка, с приведением параметров такого участка.

Для участка необходимо указать:

Если заявление составляется арендатором, то в нем должна быть отметка-согласие собственника участка на смену вида землепользования (только если собственник – частное лицо).

В мотивировочной части перечисляются законные и иные основания для смены вида землепользования участка. В качестве законодательных актов можно привести ст. 39 ГрК РФ, описывающую законный процесс изменения ВРИ, а также местные градостроительные регламенты и перспективные планы развития территории.

Дополнительным обоснованием необходимости изменить вид разрешенного землепользования участком может стать подробный план его использования, который улучшит состояние местной инфраструктуры и органично впишется в действующий план застройки местности.

Заявление будет рассматривать не только уполномоченная комиссия, но и пришедшие на публичные слушания соседние землепользователи, поэтому в мотивировочной части желательно указать безопасность смены вида разрешенного использования участка для деятельности соседних землепользователей.

Декларация о смене разрешенного землепользования


Согласно Письму Минэкономразвития № Д23-464, для изменения ВРИ вместе с заявлением в местный муниципалитет необходимо подавать:

  • Декларацию о выбранном виде землепользования;
  • Копияёю местного регламента правил застройки и пользования территорией.

Регламент правил застройки должен быть утверждён градостроительной комиссией муниципалитета (по месту подачи заявления и декларации).

Декларация – это документ, содержащий описание земельного участка с указанием выбранного (или желаемого) вида разрешенного землепользования.

Декларация заполняется и подаётся в двух случаях:

  1. При необходимости выбрать вид использования участка из разрешенных или условно разрешенных;
  2. При необходимости сменить основной или условный ВРИ участка.

В первом случае заявитель самостоятельно выбирает вид использования земли, и о своем выборе информирует местное самоуправление при помощи декларации, так как для выбора ВРИ из числа разрешенных дополнительного согласования в администрации не нужно (п. 4 ст. 37 ГрК РФ).


Во втором случае декларация подается вместе с заявлением о смене ВРИ, и в случае положительного решения комиссии по итогам публичных слушаний, данный документ становится основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Декларация заполняется по форме, утверждаемой каждым муниципалитетом самостоятельно. Бланк примера декларации можно скачать здесь.

В документе должна быть отображена следующая информация:

  • Наименование органа самоуправления, куда подаётся декларация;
  • Сведения о заявителе (ФИО, паспортные и контактные данные, адрес регистрации);
  • Адрес участка;
  • Категория земли;
  • Площадь;
  • Выбранный вид разрешенного землепользования.

При указании выбранного ВРИ заявитель указывает в декларации основание для выбора – наличие данного вида среди разрешенных или условно-разрешенных видов для данного участка или заявление о смене ВРИ, поданное на рассмотрение комиссии.

Как узнать о недобросовестных застройщиках? Информация есть в нашей статье!

К какой ответственности можно привлечь застройщика в случае несвоевременной сдачи дома? По ссылке есть вся нужная вам информация.

Заключение

Заявление и декларация об изменении вида землепользования участка подаются в органы местного самоуправления. Заявление содержит просьбу об изменении ВРИ, а декларация постулирует сделанный выбор, который принимается в случае положительного решения комиссии или по решению землепользователя, если созыв комиссии не требуется.

Новый дом культуры построят в Богородском городском округе

Виды разрешенного использования

Аэрофотосъемка земель

Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.

Когда нельзя изменить ВРИ

Земельный кодекс Российской Федерации

Земельный кодекс Российской Федерации

Изменить ВРИ невозможно:

- по требованию арендатора - если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

- арендатору самостоятельно - если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

- если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.

Где подать заявление на изменение ВРИ

Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области.

Установление соответствия ВРИ классификатору

Девушка за компьютером с калькулятором проверяет расчеты

Девушка за компьютером с калькулятором проверяет расчеты

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору. При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр.

Как установить соответствие классификатору

Работа Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг

Работа Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка - собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.

В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ.

Порядок и сроки оказания услуги

Мособлархитектура обработала более 200 документов по утверждению генпланов и ППЗ в 2018 году

Мособлархитектура обработала более 200 документов по утверждению генпланов и ППЗ в 2018 году

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.

Плата за изменение ВРИ

Денежные купюры рублей и монеты.

Денежные купюры рублей и монеты.

В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего уведомления от министерства имущественных отношений Московской области. Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство.

Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.

Читайте также: