Что входит в состав возмещения пользователю за изъятый земельный участок

Обновлено: 05.05.2024

1. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

2.1. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются:

1) стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

2) иные убытки, предусмотренные настоящей статьей.

3. При определении размера возмещения при изъятии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рыночная стоимость подлежащих прекращению прав на такие земельные участки устанавливается с учетом следующих особенностей:

1) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет;

2) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка организации, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;

3) в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

4. В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).

5. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения.

Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.

6. В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.

7. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

8. При определении размера возмещения не подлежат учету:

1) объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком;

2) неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство;

3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство;

4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии;

5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

9. Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

10. Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Подскажите, как проходит процедура изъятия части земельного участка для муниципальных нужд? В каких случаях это возможно?

Процедура изъятия части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентирован положениями главы VII.1. Земельного кодекса РФ.

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

- для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

- для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

- для выполнения международного договора;

- для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

- после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Необходимо отметить, в Земельном кодексе отсутствуют положения, допускающие возможность изъятия части земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем, при наличии оснований для принятия решения об изъятии части частного земельного участка, необходимо проработать вопрос о возможности раздела земельного участка, находящегося в частной собственности. В дальнейшем рассмотреть возможность принятия решения об изъятии. Другой вариант: проработать вопрос о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, а также по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе "электронки" - со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

Таким образом, порядок действий выглядит следующим образом:

1) Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков;

2) Принятие ОГВ, ОМС решения об изъятии земельных участков (прикладывается схема расположения ЗУ, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

3) Подготовка соглашения об изъятии ЗУ

4) Заключение соглашения об изъятии или обращение в суд с иском о принудительном изъятии ЗУ

Важно: В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 № 210 в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, внесены изменения, в соответствии с которыми Роснедра наделены полномочиями по осуществлению принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Отмечаем, что с начала действия процедуры изъятия земельных участков для целей недропользования было подано свыше 600 ходатайств пользователей недр об изъятии земельных участков (по состоянию на май 2020 года).

Основные нормативно-правовые акты, а также акты государственных органов, регулирующие процедуру изъятия земельных участков:

1. Земельный Кодекс Российской Федерации (Глава VII.1);

Согласно вышеуказанным правовым актам, в целях получения земельного участка для осуществления недропользования владелец лицензии обращается в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. После получения такого ходатайства территориальным органом Роснедр направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с целью выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию. По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

В случае отказа правообладателя изымаемой недвижимости в подписании соглашения об изъятии недвижимости Роснедра либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При этом следует отметить, что суды, рассматривая споры по делам №№ А12-70274/2016, А12-54447/2016 о признании незаконными приказов об изъятии земельных участков, отмечают, что непредставление пользователями недр документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, не может быть принято в качестве аргумента, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.

Более того, в рамках дел №№ А57-19811/2018, А57-19812/2018, А57-19897/2018, А57-20569/2018, А57-20568/2018, А57-20564/2018, А57-20572/2018, А57-20570/2018, А57-20566/2018, А57-19895/2018, А57-19892/2018, А57-19813/2018, А57-19814/2018, А57-19810/2018, А57-19892/2018 судами отмечено, что действующее земельное и гражданское законодательство не предусматривает необходимость наличия у уполномоченного органа исполнительной власти каких-либо других обоснований принятия решения об изъятии земельных участков (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами), кроме наличия лицензии на пользование недрами у ходатайствующего.

Также отмечаем, в зависимости от вида правообладания земельным участком заключенное соглашение об изъятии земельного участка либо вступившее в законную силу решение суда о его принудительном изъятии является основанием как для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, пользователю недр, так и для прекращения договора аренды земельного участка или иных договоров пользования земельным участком без перехода такого участка в собственность пользователя недр, обратившегося с ходатайством об изъятии.

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) утратил силу с 1 апреля 2015 года. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 57 ЗК РФ

1. Необходимость возмещения убытков пользователям земли - частое явление в земельных правоотношениях. Этому вопросу в Земельном кодексе посвящены три статьи: 57, 62 и 76 соответствующих глав ЗК РФ. Сразу же возникает вопрос, почему в трех статьях, в чем различия их содержания. Комментируемая ст. 57 ЗК РФ посвящена вопросам возмещения убытков, причиненных, как правило, правомерно, т.е. в силу действующего закона - при изъятии земельных участков у их собственников для государственных и муниципальных нужд и в других названных в ст. 57 случаях. В статье 62 речь идет об убытках, причиненных правонарушениями. В отличие от ст. 62 ст. 76 гарантирует возмещение убытков, причиненных земельными и экологическими правонарушениями, за которые предусмотрена юридическая ответственность по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

2. Собственникам земельных участков возмещаются убытки, причиненные ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; временным занятием земельных участков; ограничением прав собственников земельных участков, а также землепользователей, землевладельцев, арендаторов, пользующихся землей собственника. В случаях изъятия у них земельных участков убытки от потери участка покрываются стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику. Землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытки возмещаются только при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Им возмещается стоимость затрат, понесенных в связи с использованием земельного участка. Собственники земельного участка (помимо получения рыночной стоимости участка) также имеют право на возмещение убытков, образовавшихся при изъятии земельного участка, если, например, собственником были понесены капитальные затраты на улучшение земель.

3. Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло ограничение прав или ухудшение качества земель.

Основания для возмещения убытков указаны в Правилах возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 .

СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

Как сказано в названных Правилах, основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:

соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков являются:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями Роснедвижимости. При этом споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Размер убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с гражданским законодательством.

4. При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, устанавливается с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

При расчетах размеров возмещения убытков учитывается стоимость их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

5. Порядок возмещения убытков устанавливается Правительством РФ (вышеназванными Правилами), поэтому субъекты РФ не имеют права вводить какие-то свои правила о порядке возмещения убытков. Объясняется это тем, что убытки возмещаются в соответствии с гражданским законодательством, которое согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

Писарев Георгий Анатольевич, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается правовой режим земельных участков, находящихся в собственности и на иных вещных и обязательственных правах у граждан, в части наследования их по закону и завещанию.

См.: Блинков О.Е. Актуальные проблемы наследственного права : история, теория и практика // Наследственное право. 2006. N 2. С. 61.

Земельные участки и права на них наряду с жилыми помещениями, банковскими вкладами и транспортными средствами — наиболее часто встречающиеся объекты наследования в российской нотариальной практике .

О наследовании выморочных земельных участков см.: Кароян А.Г. Наследование выморочных земель публично-правовыми образованиями // Наследственное право. 2009. N 1. С. 19 — 21; Блинков О.Е. Наследование выморочного имущества в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Юридический мир. 2007. N 6. С. 65 — 69.

Принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ, при этом на принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется ( ст. 1181 ГК РФ). При наследовании земельного участка по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом ( ст. 1181 ГК РФ).

Об этом см.: Блинков О.Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. N 2. С. 26 — 30; Блинков О.Е. Особые режимы наследования в законодательстве государств-участников СНГ и стран Балтии // Цивилист. 2007. N 2. С. 73 — 77.

Также в состав наследства входит право пожизненного наследуемого владения земельным участком ( ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)), которое наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ, при этом на принятие наследства, в состав которого входит указанное право, специальное разрешение не требуется ( ст. 1181 ГК РФ) . Переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству гражданским законодательством рассматривается в качестве единственного способа распоряжения земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения ( ст. 267 ГК РФ). Необходимо напомнить, что право пожизненного наследуемого владения считается институтом земельного права, сохранившимся с советского периода и изначально призванным в какой-то мере компенсировать отсутствие частной собственности граждан на землю. Напротив, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отличается более широким кругом субъектов данного вида правоотношений — это граждане и организации, обладающие правами юридического лица.

Подробно см.: Писарев Г.А. Наследование земельных участков , принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения // Наследственное право. 2008. N 3. С. 31 — 37; Буряков В.Н. Специальные виды наследования земельных участков // Наследственное право. 2008. N 1. С. 36 — 38; Попова Л.И. Правовые основания наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Наследственное право. 2013. N 3. С. 40 — 41.

Исходя из норм гражданского законодательства можно выявить основные сходные признаки данных ограниченных вещных прав: 1) они представляют собой права на земельные участки, уже имеющие собственника в лице государственных или муниципальных органов, однако пользование земельными участками бесплатное; 2) вытекают из положений закона, а не из договорных и иных обязательств; 3) осуществляются при одновременном наличии права государственной или муниципальной собственности на данный земельный участок, поэтому происходит первоначальная и производная регистрация земельных прав; 4) правообладателям данных ограниченных вещных прав принадлежит только право владения и право пользования земельным участком; 5) граждане наделены правом возводить на данных земельных участках здания, сооружения и другое недвижимое имущество, приобретая на них право собственности ( ст. ст. 266 и 269 ГК РФ)); 6) переход права собственности на земельный участок к другому субъекту публичного права (например, переход земельного участка из федеральной собственности в собственность субъекта РФ при разграничении государственной собственности на землю) не является основанием прекращения ограниченных вещных прав на земельный участок ( п. 3 ст. 216 ГК РФ); 7) правоотношения между отдельными субъектами ограниченных вещных прав носят абсолютный характер; 8) обладатели данных прав, как и любой субъект гражданских правоотношений, в соответствии со ст. 11 ГК РФ имеют право на защиту, в том числе и от вмешательства собственника земельного участка в случае, если действия собственника осуществляются с нарушением закона.

Однако имеется одно очень существенное отличие права пожизненного наследуемого владения от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В соответствии со ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству ( ст. ст. 1181 и 1162 ГК РФ). В отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком законом не предусмотрена передача данного права по наследству.

См.: Амелина Н.Е. Наследование земельных участков и упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки наследниками индивидуальных жилых домов // Наследственное право. 2008. N 1. С. 34 — 36; Ельникова Е.В. О преемстве в правах на земельный участок при наследовании жилых домов // Наследственное право. 2007. N 2. С. 30 — 32.

В случае если наследование земельного участка, принадлежавшего гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет происходить в порядке универсального правопреемства, т.е. по закону, а не по завещанию, то это не будет рассматриваться как акт распоряжения со стороны наследодателя. Поэтому предлагается внести соответствующие изменения в ст. 1181 ГК РФ. Наследование по закону должно являться юридическим основанием для предоставленного законом права переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельный участок или применения такого способа защиты, как признание права собственности на земельный участок в случае отказа со стороны государственных или муниципальных органов власти в таком переоформлении.

Среди установленных российским законодательством прав на земельные участки следует отметить право безвозмездного пользования земельным участком, которое носит договорный характер. При предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование, договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном законом, — с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ( п. 1 ст. 39.10 ЗК РФ). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

1) в виде служебных наделов работникам на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;

2) для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

3) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

4) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;

5) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;

6) гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;

7) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;

8) лицу, право которого на безвозмездное пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;

Указанные выше основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование свидетельствуют, что заключение договора безвозмездного пользования земельным участком обусловливается личными качествами пользователя, поэтому в порядке наследования право безвозмездного пользования земельным участком не переходит. Если же заключается договор безвозмездного пользования в отношении земельного участка, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, то и в этом случае право безвозмездного пользования в порядке наследования не переходит, поскольку ст. 701 ГК РФ категорично устанавливает, что договор безвозмездного пользования прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, только в случае, прямо предусмотренном договором, право безвозмездного пользования земельным участком может перейти в порядке наследования.

1. Амелина Н.Е. Наследование земельных участков и упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки наследниками индивидуальных жилых домов // Наследственное право. 2008. N 1. С. 34 — 36.

2. Блинков О.Е. Актуальные проблемы наследственного права : история, теория и практика // Наследственное право. 2006. N 2. С. 61 — 63.

3. Блинков О.Е. Наследование выморочного имущества в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Юридический мир. 2007. N 6. С. 65 — 69.

4. Блинков О.Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. N 2. С. 26 — 30.

5. Блинков О.Е. Особые режимы наследования в законодательстве государств — участников СНГ и стран Балтии // Цивилист. 2007. N 2. С. 73 — 77.

6. Буряков В.Н. Специальные виды наследования земельных участков // Наследственное право. 2008. N 1. С. 36 — 38.

7. Ельникова Е.В. О преемстве в правах на земельный участок при наследовании жилых домов // Наследственное право. 2007. N 2. С. 30 — 32.

8. Кароян А.Г. Наследование выморочных земель публично-правовыми образованиями // Наследственное право. 2009. N 1. С. 19 — 21.

9. Писарев Г.А. Наследование земельных участков , принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения // Наследственное право. 2008. N 3. С. 31 — 37.

10. Попова Л.И. Правовые основания наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Наследственное право. 2013. N 3. С. 40 — 41.

Читайте также: