Что такое социализация собственности

Обновлено: 17.05.2024

Эта статья о социалистической концепции. Для использования в других целях, см Социализация (значения) .

Общественная собственность - это присвоение рабочему классу прибавочного продукта , произведенного средствами производства . Это определяющая характеристика социалистической экономической системы . Она может принимать форму государственной собственности , общей собственности , собственности работников , кооперативной собственности и собственности граждан справедливости . Традиционно общественная собственность подразумевала, что рынки капитала и факторов производства прекратят свое существование при условии, что рыночный обмен в рамках производственного процесса станет излишним, если капитальные блага будут принадлежать и интегрироваться одному субъекту или сети субъектов, представляющих общество; но формулировка моделей рыночного социализма, в которых рынки факторов производства используются для распределения капитальных благ между предприятиями, находящимися в общественной собственности, расширило определение, включив автономные образования в рамках рыночной экономики. Общественная собственность на средства производства - это общая определяющая характеристика всех различных форм социализма .

Две основные формы социальной собственности - это общественная собственность и кооперативная собственность . Различие между этими двумя формами заключается в распределении прибавочного продукта . При общественной собственности в масштабах всего общества излишек распределяется между всеми членами общества через социальные дивиденды, тогда как при совместной собственности экономический излишек предприятия контролируется всеми рабочими-членами этого конкретного предприятия.

Цель общественной собственности - устранить различие между классом частных собственников, которые являются получателями пассивного дохода от собственности, и рабочими, которые являются получателями трудового дохода (заработной платы, окладов и комиссионных), так что прибавочный продукт (или экономическая прибыль в случае рыночного социализма) принадлежат либо обществу в целом, либо членам данного предприятия. Социальная собственность позволит повысить производительность за счет автоматизации труда, чтобы постепенно сократить среднюю продолжительность рабочего дня вместо того, чтобы создавать незащищенность рабочих мест и безработицу. Сокращение необходимого рабочего времени является центральным элементом марксистской концепции свободы человека и преодоления отчуждения, концепции, широко разделяемой как марксистскими, так и немарксистскими социалистами.

Социализация как процесс - это перестройка экономической основы, организационной структуры и институтов экономики на социалистической основе. Комплексное понятие социализации и общественной формы собственности подразумевает прекращение действия законов капитализма , накопление капитала и использование денег и финансовой оценки в производственном процессе, а также реструктуризацию организации на уровне рабочего места.

СОДЕРЖАНИЕ

Социальная собственность предлагается по-разному, чтобы положить конец марксистской концепции эксплуатации , гарантировать, что распределение доходов отражает индивидуальный вклад в общественный продукт , устранить безработицу, возникающую в результате технологических изменений, обеспечить более эгалитарное распределение излишков экономики или создать основы для нерыночной социалистической экономики.

В анализе капитализма Карла Маркса общественная собственность на средства производства возникает в ответ на противоречие между общественным производством и частным присвоением прибавочной стоимости при капитализме. Маркс утверждал, что повышение производительности, возникающее в результате замещения переменного капитала (затраты труда) на постоянный капитал (затраты капитала), приведет к тому, что вытеснение рабочей силы превысит спрос на рабочую силу. Этот процесс приведет к застою заработной платы и росту безработицы для рабочего класса наряду с ростом доходов от собственности для класса капиталистов, что в дальнейшем приведет к чрезмерному накоплению капитала . Маркс утверждал, что эта динамика достигнет точки, когда общественная собственность на высокоавтоматизированные средства производства будет необходима для разрешения этого противоречия и, как следствие, социальной борьбы. Таким образом, марксистские доводы в пользу общественной собственности и социализма не основаны на какой-либо моральной критике распределения имущественного дохода (богатства) при капитализме, а скорее марксистские доводы в пользу социализма основаны на систематическом анализе развития и пределов динамики накопление капитала.

С немарксистской, рыночной социалистической точки зрения, наиболее очевидным преимуществом общественной собственности является выравнивание распределения доходов от собственности, устранение огромного неравенства в богатстве, которое возникает из-за частной собственности при капитализме. Доход от собственности (прибыль, проценты и рента) отличается от дохода от труда (заработной платы), который в социалистической системе будет по-прежнему неравным в зависимости от предельного продукта труда - общественная собственность только уравняет доход от пассивной собственности.

Известные немарксистские и марксистские социалистические теоретики в одинаковой степени утверждали, что наиболее важным аргументом в пользу общественной собственности на средства производства является обеспечение возможности повышения производительности, чтобы облегчить рабочую нагрузку для всех людей в обществе, что приводит к постепенному сокращению рабочего времени с увеличением автоматизации. и, таким образом, у людей появляется больше свободного времени для творческих занятий и досуга.

Критика частной собственности

Социалистическая критика частной собственности находится под сильным влиянием марксистского анализа капиталистических форм собственности как части более широкой критики отчуждения и эксплуатации при капитализме. Хотя среди социалистов существуют значительные разногласия по поводу обоснованности некоторых аспектов марксистского анализа, большинство социалистов симпатизируют взглядам Маркса на эксплуатацию и отчуждение. Социалисты критикуют частное присвоение дохода от собственности на том основании, что, поскольку такой доход не соответствует доходу от какой-либо производственной деятельности и создается рабочим классом, он представляет собой эксплуатацию. Класс собственников (капиталистов) живет за счет пассивного дохода от собственности, производимого работающим населением в силу его притязаний на владение в форме акций, облигаций или частного капитала. Такое эксплуататорское устройство увековечивается структурой капиталистического общества. С этой точки зрения капитализм рассматривается как классовая система, родственная историческим классовым системам, таким как рабство и феодализм.

Экономист Джеймс Юнкер критиковал частную собственность по этическим соображениям. Юнкер утверждает, что, поскольку пассивный доход от собственности не требует умственных или физических усилий со стороны получателя и поскольку его присвоение небольшой группой частных собственников является источником огромного неравенства в современном капитализме, это устанавливает этические аргументы в пользу общественной собственности и социалистическая трансформация.

Социализация как процесс

Марксисты рассматривают социализацию как реструктуризацию социальных отношений для преодоления отчуждения, заменяя иерархические социальные отношения на рабочем месте ассоциацией членов.

Дебаты о социализации

Наиболее известным мыслителем этой школы был венский философ и экономист Отто Нейрат , чья концепция социализма как естественной, неденежной экономической системы получила широкое распространение в социалистическом движении после окончания Первой мировой войны. в отличие от других социалистов того периода, включая ревизионистскую точку зрения, исходящую от Эдуарда Бернштейна , ортодоксальную социал-демократическую точку зрения Карла Каутского , австро-марксистские модели расчета рабочего времени Отто Бауэра и зарождающуюся школу неоклассического рыночного социализма. Позиция Нейрата выступала против всех моделей рыночного социализма, потому что она отвергала использование денег, но также противоречила более ортодоксальной марксистской концепции социализма, которой придерживался Карл Каутский, где социализм влечет за собой лишь устранение денег как капитала вместе с суперсессией. процесса накопления капитала.

В последующих дискуссиях о социалистических расчетах возникла дихотомия между социалистами между теми, кто утверждал, что социализация влечет за собой конец денежной оценки и рынков капитала, и теми, кто утверждал, что денежные цены могут использоваться в рамках социализированной экономики. Еще одно различие возникло между рыночными социалистами, которые утверждали, что социальная собственность может быть достигнута в контексте рыночной экономики, когда предприятия, принадлежащие работникам или находящиеся в государственной собственности, максимизируют прибыль, и теми, кто утверждал, что предприятия, находящиеся в общественной собственности, действуют в соответствии с другими критериями, такими как предельные издержки. ценообразование.

Типология

  • Общественная собственность , принадлежащая организации или сети организаций, представляющих общество.
  • Кооперативное предприятие, находящееся в собственности сотрудников , причем члены каждого отдельного предприятия являются совладельцами своей организации. Эти возможности порождают дилемму социализации, с которой сталкиваются сторонники общественной собственности: если социальная собственность доверена исключительно государственным агентам, то она подвержена бюрократизации; если это поручено исключительно работникам, то это может привести к монопольной власти и злоупотреблению положением на рынке.

Точные формы общественной собственности различаются в зависимости от того, концептуализированы ли они как часть рыночной экономики или как часть нерыночной плановой экономики.

Общественная собственность

Государственная собственность может существовать как в рамках рыночной экономики, так и в рамках нерыночной плановой экономики.

В предложениях рыночного социализма общественная собственность принимает форму государственных предприятий, которые приобретают капитальные блага на рынках капитала и работают с целью максимизации прибыли, которая затем распределяется среди всего населения в виде социальных дивидендов.

В нерыночных моделях социализма общественная собственность принимает форму единого образования или сети публичных образований, координируемых экономическим планированием. Современный подход к социализму предполагает соединение производственных и распределительных единиц с помощью современных компьютеров для обеспечения быстрой обратной связи при распределении капитальных вложений для достижения эффективного экономического планирования.

Экономист Алек Нове определяет социальную собственность как форму автономной общественной собственности , проводя различие между государственными и управляемыми предприятиями. Нове выступает за существование обеих форм предприятия в своей модели осуществимого социализма.

Однако сама по себе общественная собственность не является социалистической, поскольку может существовать в самых разных политических и экономических системах . Государственная собственность сама по себе не подразумевает общественной собственности, когда права на доход принадлежат обществу в целом. Таким образом, государственная собственность является лишь одним из возможных проявлений общественной собственности, которая сама по себе является одним из вариантов более широкой концепции общественной собственности.

Социальная собственность на капитал

Социальная собственность на капитал и корпоративные акции была предложена в контексте рыночной социалистической системы, где социальная собственность достигается либо за счет наличия государственного органа, либо принадлежащих работникам пенсионных фондов, которые владеют корпоративными акциями .

В своей президентской кампании 2020 года Берни Сандерс предложил, чтобы 20% акций корпораций с годовым доходом более 100 миллионов долларов принадлежали работникам корпорации.

Кооперативная собственность

Кооперативная собственность - это объединение экономических единиц в предприятия, принадлежащие их работникам ( рабочие кооперативы ) или покупателям, использующим продукцию предприятия (последнее понятие называется потребительским кооперативом ). Кооперативы часто организованы вокруг той или иной формы самоуправления, либо в форме выборных менеджеров, подотчетных рабочей силе, либо в форме непосредственного управления рабочими процессами самими рабочими. Кооперативы часто предлагают сторонники рыночного социализма, прежде всего экономисты Бранко Хорват, Ярослав Ванек и Ричард Вольф .

Самой ранней моделью кооперативного социализма является мутуализм , предложенный французским философом - анархистом Пьером-Жозефом Прудоном . В этой системе государство будет упразднено, а хозяйственные предприятия будут принадлежать и управляться как производственные кооперативы, а рабочие-члены будут получать компенсацию в виде трудовых ваучеров .

Современные сторонники кооперативной собственности ссылаются на более высокую мотивацию и более высокую производительность в существующих кооперативах. Критики утверждают, что кооперативная собственность сама по себе не решает структурных проблем капитализма, таких как экономический кризис и деловой цикл, и что у кооперативов есть стимул ограничивать занятость, чтобы повысить доходы существующих членов.

Commons и одноранговые сети

Собственность в экономике советского типа

В экономике советского типа средства производства и природные ресурсы почти полностью принадлежали государству и коллективным предприятиям. Государственные предприятия были интегрированы в национальную систему планирования, где факторы производства распределялись между ними Министерством технического снабжения (Госснаб).

Неправильное использование термина

СОЦИАЛИЗАЦИЯ и, ж. socialisation f . <лат. socialis общественный. Переход в общественную (государственную) собственность. ♦ Социализация земли. 1. Мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства, в противовес, национализации. Уш. 1940. Какую роль должен был играть в развитии русской социализации крепостной союз.. Формы социализации. Соврем. 1859 75 3 322. "Социализацию" они <крестьяне> склонны понимать, не как одну из форм национализации, а как нечто особое. РБ 1905 8 2 99. Показывает мне номер, в разных местах расчерканный синим карандашом и добавляет: "Вот надо только найти заручку <зацепку>, чтобы впоследствии их <эсеров> социализацию <земли> перекроить на наш лад". Крупская Восп. 319.

2. Переход земли из частной собственности в общенародное достояние. МАС-2. Социализация нефтяной промышленности. МАС-2. Вряд ли жизнь была бы ужаснее, если бы Коммуна приняла самые решительные меры к социализации собственности. Кропоткин Зап. 243. То, что могла сделать советская власть большевистскими приемами социализации, продразверстки и повальных реквизиций, было для нас невозможно. А. И. Деникин Очерки рус. смуты. // Октябрь 1994 2 114. Он <комбинат> завершит социализацию народного хозяйства. Форш Сумасшед. корабль. - Лекс. Брокг.: социализация; СИС 1937: социализ а/ ция.

англ. Процесс становления личности, усвоение человеком знаний, ценностей и норм, присущий данному обществу. Крысин 1998.

Смотреть что такое "социализация" в других словарях:

Социализация — Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда… … Большая психологическая энциклопедия

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от латинского socialis общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы… … Современная энциклопедия

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

Социализация — (от латинского socialis общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). С. рез т и… … Энциклопедия культурологии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — СОЦИАЛИЗАЦИЯ, социализации, мн. нет, жен. (экон., полит.). Действие по гл. социализировать и социализироваться. Социализация земли (мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и… … Толковый словарь Ушакова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный), 1) процесс интеграции какой либо особи в популяцию, к которой она принадлежит. Социализация осуществляется путем обучения молодых особей взрослыми (например, у пчел, термитов, муравьев и др.); 2) в… … Экологический словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную С. в родительском доме, вторичную в… … Юридический словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный) процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность… … Большой Энциклопедический словарь

Б укреев Виктор Вениаминович
д . э . н . , профессор Российского государственного геологоразведочного
университета им. С. Орджоникидзе,

Потребность индустриализации на новой технологической, социальной и управленческой основе в сложившихся для России кризисных и геополитических условиях, безальтернативна. В промышленности наблюдается катастрофический физический износ и моральное устаревание основных производственных фондов, до ничтожной величины снизилась доля высокотехнологичных отраслей промышленности в ВВП в условиях отсутствия государственной промышленной политики, которая носит фрагментарный, преимущественно декларативный характер, падает спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы, наблюдается отток творческих кадров за рубеж. Перечень проблем можно расширить.

В этих условиях, императивом проведения новой индустриализации становится ограничение рынка в базовых отраслях промышленности, введение директивного планирования для промышленных компаний нерыночного публичного сектора экономики и договорного планирования – для частных, коллективных предприятий и части государственных компаний рыночного публичного сектора экономики.

Основные барьеры на пути новой индустриализации

Третий барьеромна пути новой индустриализации являетсяраскол страны на Россию богатых и Россию бедных. Число россиян с доходом ниже прожиточного, по сути физиологического минимума, по итогам 2015 г. возросло по данным Росстата до 13,4% всего населения страны [14] .

Следствие такого раскола - рост социальной апатии, физическая и нравственная деградация населения, дебилизация значительной её части, снижение качества рабочей силы – главного фактора реиндустриализации, как результат проводимых в стране реформ, включая сферу образования. Об этом можно, в частности, судить по результатам состоявшегося в Германии в июле 2012 г. всемирного чемпионата рабочих профессий, к котором впервые приняла участие Россия. Российская команда, состоявшая из учащихся учреждений среднего профессионального образования, заняла 41 место из 52 – на уровне Чили, Эстонии, Исландии, Кувейта, Омана и Саудовской Аравии.

Особым дефицитом при проведении реиндустриализации является работник нового типа, обладающего триадой качеств: высокий профессионализм, способность участвовать в принятии управленческих решений на предприятии либо самостоятельно принимать их на рабочем месте, обладании высокой этикой, как в трудовой, так и в повседневной жизни [15] .

Четвёртый барьер - неспособность, а скорее нежелание российского крупного, во многом компрадорского, частного капитала, сформировавшегося в ходе приватизации, проводить реиндустриализацию.Главные причины – вывоз капитала в оффшоры и их сохранение в оффшорах, нерешенность проблемы защиты прав собственности, затратность, высокие риски и длительные сроки окупаемости инновационных проектов [16] .

Национализация или социализация?

В качестве крайнего средства преодоления вышеобозначенных барьеров на пути проведения новой индустриализации, когда все прочие не дают должного эффекта, многие критики экономического и социального курса власти выдвигают требование проведения национализации [17] .

Например, правительство Аргентины в апреле 2012 года объявило о национализации контрольного пакета (51%) крупнейшей аргентинской нефтяной компанией YPF, принадлежащего испанской Repsol. Были, деприватизированы железные дороги, национализирована крупнейшая в стране авиакомпания Aerolineas Argentinas. Это стало продолжением политики правительства по возвращению в руки государства стратегических энергетических компаний и секторов экономики, начатой ещё в 2003 году. В Боливии, в 2006 году была национализирована газовая промышленность. В 2010 году – четыре энергетические компании, две из которых принадлежали европейским инвесторам или у которых были европейские партнёры. В 2012 году было объявлено о национализации местного подразделения испанского системного оператора TDE. Венесуэла в 2011 году объявила о национализации золотодобывающей отрасли. [18]

Главными целями деприватизации, которые должны стать составной частью российского закона о возврате приватизированных объектов в государственную собственность:

(а) модернизация промышленных предприятий для обеспечения государственной безопасности страны либо для решения общенациональных и социальных проблем. В первую очередь, проблемы бедности большей части населения страны;

(б) увеличение доходной части государственного бюджета, главным образом за счёт получения государством в новой его ипостаси всей, а не части, природной ренты в качестве одного из важнейших финансовых источников проведения реиндустриализации;

(д) защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение естественных монополий в частной собственности. [22]

(а) ввести мораторий на приватизацию сроком на один год и принять закон о принудительной передаче государству всех стратегических объектов, земли и территорий, находящихся в частной собственности;

(в) национализировать и деприватизировать, в первую очередь, высокотехнологичные частные компании-недропользователи, а также стратегические предприятия, обеспечивающие национальную безопасность страны и банковскую систему России;

(г) потребовать от Президента РФ и Госдумы РФ проведение общероссийского референдума по данному вопросу;

(д) признать необходимость разработки законодательной основы, закреплённых в Конституции РФ, новых принципов управления госсобственностью и контроля за стратегическими активами страны. [24]

Подобные требования представляются необходимыми, но не достаточными. Вопрос о целесообразности национализации в России, её масштабе, порядке и условиях проведения должен решаться, прежде всего, в зависимости от следующих обстоятельств:

Другое дело – возвратить собственность государству, национально и социально ориентированному на защиту прав и интересов российских граждан, а не привилегированного олигархического меньшинства.

Авторы названных законопроектов не делают различий между изначально частной собственностью, которой в России на момент приватизации практически не было, и частной собственностью, созданной в процессе приватизации на основе сильно недооценённого государственного имущества [28] .

Возможен и другой сценарий национализации, при котором размеры государственных выплат за национализируемое имущество должны определяться исходя из продажной цены имущества предприятия на момент приватизации. При этом делается поправка на инфляцию, а также учитываются улучшения, произведённые собственником с момента приватизации, если они были, и ущерб, который мог быть нанесён частным собственником предприятию, государству, обществу. Тогда также станет ясно, кто кому и сколько должен.

Наконец, стоимость национализированного имущества может быть искусственно завышена в период кризисов, посредством, как это имеет место в мировой практике, обмена акций предприятий, подлежащих к обращению в государственную собственность, для которых характерна неустойчивость их биржевой цены, на государственные ценные бумаги с фиксированным стабильным доходом. [30]

- угроза массовых увольнений;

- нарушение положений коллективного договора, выражающееся в необоснованном снижении зарплаты работников более чем на 10 %;

- наличие задолженности по выплате заработной платы, превышающий двухмесячный фонд оплаты труда;

- неоднократное неисполнение предписаний органов государственной власти об устранении нарушений правил охраны труда и охраны окружающей среды, которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью работников либо окружающей среде;

- угроза массовых увольнений на градообразующем предприятии, которая может наступить в результате конкурсного производства.

В рассматриваемом законопроекте, стоимость национализируемого имущества должна оцениваться дважды: до вынесения решения о национализации независимым оценщиком, избранного по конкурсу, и после - арбитражным судом. При этом компенсационные выплаты подлежат сокращению на сумму задолженности по зарплате и нанесения вреда жизни или здоровью работников либо окружающей среде.

Ещё одним альтернативным законопроектом о национализации, разработанным депутатами Госдумы РФ, членами фракции КПРФ, предусматривается процедура деприватизации на условиях выплаты бывшему собственнику разницы между стоимостью имущества на момент его приватизации и национализации.

(3) Способы управления государственной собственностью, приращённой в процессе национализации.Такими способами могут стать старые, дискредитировавшие себя административно-командные, как это имеет место в настоящее время, либо новые, основанные на принципах участия всех категорий работников (как это предлагает советник Президента РФ С. Ю. Глазьев [32] ) и институтов гражданского общества в управлении национализируемом предприятием и общественно-государственного партнёрства на мезо- и макро-уровнях.

Cоциализация отношений собственности –

новые координаты реформирования

Такое целепологание нередко стимулируется различного рода налоговыми и иными льготами на национальном, региональном и местном уровне. В некоторых странах, например, в Испании и Франции социальное предприятие может распределять полученную прибыль между собственниками имущества, но в ограниченных размерах. Социальное предприятие функционирует в условиях контроля целевого использования государственных, муниципальных и иных средств, выделенных ему в рамках различного рода социальных программ и заказов, или, по меньшей мере, испытывает воздействие со стороны органов власти всех уровней и институтов гражданского общества. Так, в Южной Корее государство покрывает таким предприятиям расходы на зарплату сотрудников в течение двух лет с момента их создания, оплачивает социальные страховые взносы, даёт субсидии [34] .

Как показывает мировой опыт, социальное предприятие имеет различные организационно-правовые формы. В случае обращения имущества в государственную собственность, речь идёт о государственном (национализированном, деприватизированном) предприятии, финансируемом из государственного бюджета. Такое предприятие относится к государственному неприбыльному субсектору.

Наиболее значимыми барьерами на пути создания и функционирования социальных предприятий в России являются:

- доход от предпринимательской деятельности, получаемый некоммерческой организацией, облагается налогом, как и прибыль коммерческой организации;

- ограниченность финансовых ресурсов государства, направляемых на социальные цели и, соответственно, на создание и поддержку социальных и социально ориентированных предприятий [35] по причине не только системного кризиса. Имеют место:

(1) передача государством многих источников традиционных доходных статей бюджета крупному частному бизнесу. Фискальная его составляющая только частично компенсирует доходы, которые могут и должны быть получены государством. В частности, в форме рентных платежей за пользование природными ресурсами, переданными частному капиталу, доходов на алкоголь по причине ликвидации государственной монополии на его производство;

(3) нацеленность государственной социально-экономической политики на материализацию интересов только одного класса. Точнее, его верхушки – сформировавшихся в ходе приватизации крупных частных собственников, доходы которых облагаются по рекордно низким по европейским стандартам ставкам прямых налоговых сборов с физических лиц (13%), и налогов на дивиденды (6%), что, помимо всего прочего, уменьшает источники государственного финансирования социальных программ [36] .

Среди возможных путей решения проблемы социализации отношений собственности на национализированном или деприватизированном предприятии с точки зрения учёта потребностей внешнего социума выделим такие как:

(2) обеспечение представительства институтов гражданского общества в Наблюдательных советах (Советах директоров) предприятий такого типа;

(3) создание инкубаторов социальных предприятий – некоммерческих организаций, ставящих своей целью помощь социальным предприятиям с момента их создания до стадии зрелости;

В случае материализации идеи социализации отношений собственности на предприятиях, в первую очередь, обеспечивающих национальную безопасность и суверенитет страны, следует говорить о начале процесса преобразования государственной собственности, включая приращённую её часть в процессе деприватизации, в общественную (общенародную) собственность – одну из важнейших материальных опорконструкции социального государства. Отсутствие такой опоры превращает социальное государство в фикцию. [38] Авторы употребляют терминобщественная (общенародная) собственность, несмотря на то, что он был дискредитирован практикой управления экономикой в советский период нашей истории. [39]

[2] См. Букреев В.В., Рудык Э.Н. Императив смены парадигмы трансформации форм и отношений собственности: возможны альтернативы // Альтернативы, 2015, № 2, с. 74.

Осталось нераскрытым: кто персонально виноват в случившемся, какова мера их ответственности и каковы должны быть меры по предотвращению этого явления.

[6] Послание Президента России Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г.

[8] Российская газета. 15.02. 2016.

[11] Калинин А. Купи-продай. Настоящие баталии развернулись вокруг нового этапа приватизации // Stoletie , 29.02.2016.

[14] Кувшинова О. Россияне беднеют рекордными темпами // Деньги & власть, 22.03.2016, с. 5.

[17] Закон о национализации до сих пор так и не принят. Имеются лишь законопроекты.

[22] См. подр. Букреев В.В., Рудык Э.Н. Национализация в России: актуальность и риски // Управленческие науки, 2013, № 2(7), с.10-14; Букреев В.В., Рудык Э.Н. Приватизация, национализация, социализация в России в современных геополитических условиях // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2014, № 12, с. 19-20.

[23] Цит. по Д. Гомье, Д. Харрис, Л. Зваак. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика // М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1998, с. 407.

[26] Там же (дата обращения: 13.02.2016).

[29] Признание таких покупателей государственного имущества законными собственниками возможно в государстве, которое не является правовым.

[31] Стоун Р., Боуман. Э. Фабрики, преобразованные работниками: «Сопротивляйся! Оккупируй! Производи! // Альтернативы, 2011, № 1, с. 33-34.

[33] Бегинбетова И., Прохорова Н. Социально озабоченные // Деньги № 11 (1069), 21–27.03. 2016, с. 25.

[35] В 2015 году по линии Минэкономразвития РФ на поддержку социального предпринимательства было выделено ничтожная сума – 96,2 млн. руб. (Бегинбетова И., Прохорова Н. Ук. раб., с. 24).

[37] ReynaudJ-D.Les syndicats en France // P, 1963, p. 237-238.

[38] Фикцией является и положение о том, что российское государство является социальным (ст. 7, Конституции РФ), но как вектор – определяет движение в верном направлении.

[39] См. подр. Букреев В.В., Рудык Э.Н. Социализация собственности – условие перехода к солидарной экономике // Экономика и управление собственностью, 2015, № 4, с. 34-40; Букреев В.В., Рудык Э.Н. Приватизация, национализация, социализация в России в современных геополитических условиях // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2014, № 12, с. 20-26.

Социализация предполагает как целесообразные, так и спонтанные усилия со стороны общества. В частности, к целесообразным усилиям можно отнести обучение и воспитание. Они представляют собой систему формирующих влияний общества, которые готовят индивида к участию в жизнедеятельности общества. Обучение и воспитание выступают лишь частью процесса социализации, поскольку последний происходит под влиянием как организованных, так и случайных факторов в повседневной жизни человека.

На наш взгляд, сегодня соотношение целенаправленной и спонтанной социализации можно представить в виде айсберга, в котором влияние со стороны государственных и общественных органов России представляет собой верхнюю, т.е незначительную часть.

Приведенные позиции разных психологических концепций показывают, что понятие социализации само по себе многогранно, многоаспектно и разные научные школы акцентируют свое внимание на каких-то конкретных сторонах данного процесса. Эти факты позволяют утверждать, что вряд ли возможно построение какой –либо всеобъемлющей и неоспоримой теории социализации, и ее специфические аспекты можно и нужно раскрывать разнообразными средствами.

^ 1.4.2. Экономическая социализация и собственность

Экономическая социализация предполагает интериоризацию индивидом (будь то ребенок или взрослый) знаний, умений, навыков, обеспечивающих его участие в различных экономических деятельностях в качестве носителя (исполнителя) соответствующих ролей: собственника, предпринимателя, торговца, покупателя, акционера и т.д. Экономическая социализация зачастую базируется на нормах, знаниях, традициях и т.п. предписаниях, принятых в данной стране, в данном сообществе, но нередко переходит эти границы. Последнее происходит тогда, когда индивиду необходимо освоить экономические реалии не только своего народа, но и других, взаимодействующих с ним, народов, чтобы эффективно осуществлять с ними сотрудничество, партнерство, участвовать в совместных предприятиях и мероприятиях. В настоящее время все больше наблюдается процесс стремительного расширения границ экономической социализации в связи с активизацией межэтнических и международных деловых контактов не только непосредственных, но и опосредованных: межгосударственные связи, международные корпорации, интернет и т.п.).


  • приобщить – дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, сделаться участником чего-нибудь;

  • приобщить – прибавить, дополнить чем-либо уже имеющееся.

Важна и другая сторона вопроса. Человек не только приобщается к собственности, но и через её призму смотрит на других людей. В зарубежных исследованиях было выявлено, что личная собственность рассматривалась испытуемыми как более информативная для суждения о человеке, чем его типичное поведение и социальная активность. В ситуациях восприятия других людей, когда был возможен выбор, 84% наблюдателей не только предпочли собственность поведенческой информации, но также делали более точные предположения о личности владельца, чем выбравшие другую информацию. Это позволило исследователям предположить, что люди не только могут делать выводы о личностной идентичности на основе материальной собственности, но зачастую используют её как особенно информативный источник впечатлений (см.23, с.27).

Таким образом, приобщаясь к собственности, делая оценку её специфических особенностей у себя и других людей, индивиды осваивают не только её влияние на свои личностные проявления, но принимают через неё специфические критерии отношения к окружающим.

В общем плане, на наш взгляд, результатом процесса приобщения к собственности должна стать совокупность знаний, умений, навыков личности, обеспечивающая успешное владение, пользование и распоряжение собственностью.

Другими словами, приобщение к собственности – это социальная система целенаправленных и случайных влияний по формированию рационального (а в высшем проявлении - эффективного) собственника, законопослушного хозяина работающей на него и общество собственности. Естественно, это максимализированная и в чем-то идеологизированная цель социализации. Но если вспомнить, что процесс социализации особенно в современной жизни не ограничивается лишь детским возрастом, то эта цель вполне реальна и закономерна хотя бы по отношению некоторой части членов общества.

Рисунок дает нам наглядное представление о возможных взаимодействиях и их сочетаниях по реализации экономических ролей. При этом, как говорилось, главный повод этих отношений – это собственность. Кратко поясним каждую из представленных на рисунке экономических ролей.

Личную собственность, на мой взгляд, следует рассматривать как составную часть социализированной собственности.

В ч.1 ст.9 Конституции РФ от 12.12.1993 года прямо указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В силу теории права, определений права собственности в законах, оно включает следующие обязательные правомочия: владение (кто в силу закона правомочен охранять, защищать собственность), пользование (кто наделен по закону возможностью извлекать плоды, пользу из собственности), распоряжение (определение/действие/ судьбы собственности). Как видно из указанной выше нормы Конституции РФ такие полномочия принадлежат всему народу, проживающему на территории России, это обязательное условие, чтобы стать сособственником земли. так как можно иметь гражданство Российской Федерации, но проживать, например, в США. Вот если гражданин России уехал на постоянное место жительство в другое государство, то он уже не может быть сособственником земли. Такая собственность является общедолевой собственностью без определения в натуре долей каждого, механизм определения долей, как правило, определяется законодательно, но этого у нас нет, да и практика пошла совсем в другую сторону, возобладала либеральная нормотворческая политика, судебная практика, когда предпочтение отдано частной собственности. Право у вас есть, но кто его вам даст?! В свое время К.Маркс написал, что у рабочих появились трудовые права с принятием рабочего законодательства, но им лет 200 пришлось добиваться их соблюдения.

Другая сложность, на мой взгляд, не случайно состоит в том, что в указанной выше конституционной норме законодатель дал только определение народной собственности на землю. да и то, применив такую юридическую технику, что без юридического образования простым людям не разобраться. По такому определению собственности на землю. она подпадает под понятие социализация, что также отсутствует в Конституции РФ 1993 г ., в законодательстве России. Я думаю, что это не случайность, а непознанная закономерность. В 1993 г . народу бросили кость, зная, что он ее не съест. Норма не является "дебильной", она хитро сконструирована, чтобы никто не додумался ее исполнять после 12 декабря 1993 года.

Указанная общая собственность на землю, включая ее недра, не является трудовой (принадлежала только тем, кто ее обрабатывает), как это было предусмотрено в Конституции РСФСР 1918 года, а принадлежит всем, то есть капиталистам и пролетариям. В основу такого подхода заложен уравнительный принцип, который получил поддержку среди социал-демократических партий Европы и был закреплен в ряде конституций. В настоящее время он получил свое воплощение не только в богатых странах Саудовской Аравии, но и в Таджикистане. Однако в России опыт большевиков и социалистов-революционеров (которые и явились инициаторами) был свернут, с принятием Конституции СССР 1936 года земля была объявлена государственной собственностью, большевистская партия и ее "золотой фонд" (как говорил В.И.Ленин) были расстреляны. И во времена советского индустриального госкапитализма сделали все, чтобы из памяти народа убрать упоминание об этом. Государственную собственность стали отождествлять с народной собственностью. Мне представляется, что право собственности и далее развивается, и будет развиваться по пути, начатом в 1917 году в России, который был прерван в середине 30-х годов прошлого века в виду отсутствия в то время объективных условий.

Наше законодательство знает только понятие приватизация и национализация, да и то последнее не получило законодательного развития, имеется неравенство между формами собственности, что прямо противоречит требованиям ч.2 ст. 8 Конституции РФ. Пока, на фоне заявлений власти, идет игра в одни ворота, в пользу либералов. Вместе с тем, логика конструкции и требований ст. 9 Конституции РФ 1993 года, законодатель указал, что в силу ч.1 этой статьи вся земля и другие природные ресурсы в России с 12 декабря 1993 года социализированы (принадлежат народу), а уже в силу требований ч.2 этой же статьи они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Для чего и принимается законодательство о приватизации, национализации. так как законодатель не случайно указал "могут", то есть должна быть возможность, законодательно социализированную землю приватизировать или национализировать. Такого законодательного механизма нет. В.В. Путин и Медведев просят общество успокоиться (от слова покойник), просят дать им еще время для исправления ошибок либералов. Народ оказал им доверие, дал время. Посмотрим, справятся ли?

Есть ли народная собственность за границей? Да, есть. Так, например, согласно положений ст.15 Конституции ФРГ от 1949 года предусмотрена социализация (общественная собственность) земли, природных богатств и средств производства. В силу ст.22(13) Конституции Швейцарской конфедерации от 1874 года по мотивам публичного интереса закреплены меры по экспроприации и ограничению собственности. По смыслу Преамбулы (сохраняет свое действие в период новой Конституции от 1958 г .) Конституции Французской Республики от 27.10.1946 г. имущество, приобретающее черты национальной общественной службы должно стать коллективной собственностью. В ст. 43 Конституции Итальянской Республике 1947 года предусмотрено в целях общественной пользы первоначальное закрепление в законе или экспроприация собственности не только для передачи государству, но и объединениям трудящихся. В законодательстве предусмотрено, но практика идет не ровно.

Следственная и судебная практика идет по такому пути, что при предъявлении обвинения и при вынесении приговора преступникам вменяется хищение. государственной собственности, так как считают, что земля, нефть, золото, алмазы. принадлежат государству (чиновникам), а не народу, проживающему в России (основная часть гражданского общества).

Читайте также: