Что такое экологический паспорт квартиры

Обновлено: 16.05.2024

Паспорт экологической безопасности (экопаспорт) – это документ, разрабатываемый предприятием в соответствие с национальным стандартом ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Паспорт содержит информацию об использовании природных, вторичных и иных ресурсов, степени воздействия производства на окружающую среду, о действующих разрешениях на природопользование, об иных вопросах экологической безопасности.

Читайте в этом материале, обязательно или добровольно разрабатывается паспорт экологической безопасности, что нужно указать в содержании документа, где он будет применяться.

Что такое паспорт экологической безопасности

Каждое производственное, торговое, общественное, медицинское и иное предприятие обязано соблюдать меры по защите окружающей среды, предотвращению или минимизации загрязнений. Эти требования распространяются на юридических лиц и предпринимателей, государственные и муниципальные учреждения.

Основные требования в сфере экологической безопасности регламентированы Федеральным законом № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”. Для реализации норм этого закона на практике разрабатываются паспорта опасных отходов (1-4 классов опасности), нормативы образования отходов, лимиты на их размещение. Также в перечень возможных документов входит паспорт экологической безопасности, которые содержит всю информацию, связанную с охраной окружающей среды конкретного предприятия.

Нормативные акты

Законодательство РФ не требует обязательного оформления, утверждения и согласования паспорта экологической безопасности. Предприятие вправе сделать это добровольно, однако за отсутствие документа не грозит никаких санкций. Если же паспорт утвержден и введен в действие, предприятие обязано его представлять при проверках, по запросу уполномоченных государственных служб. Применять экопаспорт на практике можно в следующих целях:

  • для упрощения процедур оформления лимитов, лицензий на природопользование, иных разрешительных документов;
  • для снижения негативных воздействий на окружающую среду, предотвращения загрязнений;
  • для участия в государственных и муниципальных программах по поддержке экологически чистых производств;
  • для оптимизации внутренних расходов на оплату за вредные выбросы, загрязнения почвы и водных источников;
  • для соблюдения требований энергоэффективности;
  • для заполнения форм государственной статистической отчетности;
  • для разработки и утверждения деклараций промышленной безопасности, ввод в эксплуатацию опасных промышленных объектов.

Подавляющее большинство предприятий разрабатывают и периодически корректируют экопаспорта, так как без них практически невозможно пройти надзорные и контрольные проверки.

Простым языком

В соответствие с ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 (скачать), экопаспорта разрабатывают предприятия, чья деятельность связана с воздействием на окружающую среду. В содержании документа указывается информация по следующим направлениям:

  • уровень использования природных, вторичных, иных видов ресурсов;
  • степень воздействия производства на окружающую среду;
  • сведения обо всех разрешениях, допусках, лицензиях и иных разрешительных документах на природопользование (вода и водные источники, земельные участки, подземные ресурсы);
  • нормативы воздействия на окружающую среду;
  • размер платежей за загрязнение природы и использование ресурсов.

Указанные данные могут регулярно меняться в сторону увеличения или уменьшения. Поэтому ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 обязывает проводить постоянную корректировку информационной базы, на основе которой разрабатывается паспорт экологической безопасности.

Комментарий специалиста. Ответственность за полноту и достоверность информации, указанной в экопаспорте, несет руководитель организации. Если паспорт согласован с территориальным подразделением Минприроды и включен в специальный реестр, предприятие обязано его предоставлять по запросам всех государственных и муниципальных ведомств. Отказ в предоставлении документа, либо передача недостоверной и искаженной информации влечет ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ.

Экопаспорт

Разработка экопаспорта необходима для всех предприятий, может требовать проектирования для строительных работ

На какие объекты нужен паспорт экологической безопасности

В ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 не приведен точный перечень предприятий, которым необходимо разрабатывать и применять экопаспорт. Так как в стандарте указано о любых видах негативного воздействия на окружающую среду, паспорт может потребоваться:

  • ресурсоснабжающим и ресурсодобывающим предприятиям (водоканал, теплогенерирующие компании, объекты электроэнергетики);
  • предприятиям по сбору, утилизации, переработке, хранению и обезвреживанию мусора;
  • промышленным предприятиям, чья деятельность сопровождается выбросами вредных и опасных отходов в атмосферу, водные источники или на почву;
  • предприятиям металлургической, химической, нефтегазовой, лесной и иной промышленности.

Так как оформление паспорта экобезопасности формально является добровольным решением предприятия, заставить сделать это не могут.

Кто может разрабатывать паспорт экологической безопасности

Разработка паспорта экобезопасности могут осуществляться собственными силами, либо с привлечением сторонних специалистов. Самостоятельная подготовка документа оправдана, если на предприятии создана собственная и постоянно действующая экологическая служба. В остальных случаях лучше поручить обследования, сбор данных и оформление паспорта сторонней организации.

Компания Смарт Вэй окажет услуги по разработке документации на любой тип предприятия и производства. Все необходимые работы будут выполнены в максимально сжатые сроки, а наши специалисты помогут согласовать документ в подразделении Минприроды РФ.

Обследования для разработки паспорта экологической безопасности

Информация в экопаспорте должна соответствовать фактическому уровню экологической безопасности на предприятии. Поэтому для разработки требуются исходные документы и сведения, результаты обследований производственных объектов и площадей. Вся работа будет проведена на основании технического задания и договора с заказчиком.

Изучение документации предприятия

В перечень документов, которые необходимы для разработки паспорта экологической безопасности, входит:

  • правоустанавливающие документы на объекты;
  • технические паспорта БТИ;
  • технологические планировки;
  • операционные карты на производство и отдельные участки;
  • технологические инструкции на пользование ресурсами;
  • эксплуатационная документация на оборудование, приборы, устройства очистки и фильтрации, приборы учета; на механизмы, машины, агрегаты;
  • декларации и материалы экспертизы на опасные промышленные объекты;
  • иная техническо-эксплуатационная и нормативная документация.

Также при оформлении паспорта нужно применять стандарты ГОСТ и технические условия на материалы и оборудование.

Обследования и испытания

Для оценки уровня фактического воздействия на окружающую среду проводятся следующие мероприятия:

  • анализ фактического состояния коммуникаций, систем защиты и фильтрации, обеззараживания сточных вод и выбросов;
  • проверка показателей нормативного и фактического износа;
  • испытания, тесты, замеры и расчеты на технологические линии, производственное оборудование и механизмы;
  • лабораторное исследование по образцам и пробам выбросов, сточных вод, почвы и грунтов.

В ходе обследований составляются дефектные ведомости, акты, протоколы, технические отчеты и заключения, иные документы. После разработки паспорта указанная документация может применяться в текущей деятельности для ремонтов, модернизации оборудования, оптимизации внутренних процессов.

Экопаспорт

Специалист обследует места хранения опасных материалов на предприятии, чтобы разработать паспорт экологической безопасности

Этапы разработки паспорта экологической безопасности

Разработка экопаспорта включает три основных этапа – сбор и обработка исходных данных, оформление нормативно-технического документа, согласование в территориальном подразделении Минприроды РФ. Продолжительность и сложность работы напрямую зависит от вида ресурсов и негативных воздействий на природу, величины предприятия и направлений его деятельности. Все нюансы разработки паспорта экологической безопасности вы можете уточнить у специалистов компании Смарт Вэй.

Сбор и обработка данных

Исходная информация и документы на экологическую безопасность у предприятия уже должны быть на момент разработки паспорта. Без оформления паспортов опасных отходов, договоров на вывоз и утилизацию мусора, подготовки проекта лимитов на отходы и предельно допустимые выборы крупная компания изначально не может работать. Поэтому у разработчиков паспорта будут основные исходные данные для начала работы.

Также будут использованы результаты обследований, экологического аудита, иных внутренних и внешних проверок. Если на предприятии проводились плановые или внеочередные надзорные проверки Минприроды, иных ведомств, их результаты также используются для работы над документом.

Оформление паспорта экологической безопасности

Структура и содержание паспорта экобезопасности должна соответствовать ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. В документе должны быть:

  • титульный лист;
  • сведения о разработчике;
  • общие сведения о предприятии (заказчике);
  • эколого-экономические и производственные показатели деятельности;
  • сведения о выпускаемой продукции;
  • краткое описание всех производств;
  • информация о потреблении энергоносителей;
  • сведения о землепользовании;
  • сведения о разрешениях и лицензиях;
  • план природоохранных мероприятий.

В списке эколого-экономических показателей указываются затраты на охрану окружающей среды, источники финансирования, размеры и ставки платы за пользование ресурсами и загрязнение. В перечне производственных показателей перечисляются объекты и оборудование, используемые для охраны окружающей среды, сведения по использованию ресурсов, количество источников выбросов.

Отдельно указываются параметры водопотребления и водоотведения, наличие очистных сооружений, объемы и сточных вод, характеристик промышленных и бытовых отходов, сведения по их образованию и размещению. План природоохранных мероприятий заполняется по форме, указанной в приложении к ГОСТ Р 17.0.0.06-2000.

Экопаспорт

В содержание экопаспорта входят расчеты, разрешения и лимиты на все виды отходов

Утверждение и согласование паспорта экобезопасности

После завершения работы над документом его должен утвердить руководитель предприятия. После утверждения паспорт направляется на согласование, после чего применяется в текущей деятельности. В процессе хозяйственной деятельности содержание документа нужно постоянно корректировать, однако повторные согласования не требуются. При запросе документа для проверки он должен содержать объективные данные, с учетом текущей корректировки.

Комментарий специалиста. Если вы закажете разработку экопаспорта в компании Смарт Вэй, все работы будут выполнены в максимально сжатые сроки. Также мы обеспечим быстрое согласование документа, помощь в текущей корректировке всех необходимых данных.

Где согласовывается паспорт ЭКБ

Готовые паспорта экологической безопасности проходят согласование в территориальных подразделениях Минприроды РФ. Документ передается на проверку в электронной форме. После согласования соответствующие сведения будут внесены в специальный реестр. С этого момента предприятие обязано предоставлять паспорт или информацию из него по запросу любых государственных органов.

Как правильно составить ТЗ на разработку паспорта экологической безопасности

Основанием для разработки экопаспорта является техническое задание руководителя предприятия. В ТЗ нужно указать основные вводные данные, виды деятельности и перечень производств, ссылки на нормативно-техническую документацию. Также в техническом задании указываются основные требования к результату работы, т.е. к структуре и содержанию паспорта. Специалисты компании Смарт Вэй окажут помощь в составлении ТЗ, поэтому у вас не возникнет проблем на этом этапе.

Как выбрать компанию для разработки паспорта экологической безопасности

Компании, которые занимаются разработкой паспортов экобезопасности, могут работать без лицензии или иных разрешений. Поэтому важно убедиться в профессионализме, квалификации и опыте работы специалистов по данному направлению. Также желательно изучить примеры по ранее выполненным работам, отзывы и рекомендации предыдущих клиентов. Компания Смарт Вэй оказывает полный комплекс услуг в разработке документации, в том числе по экологической безопасности объектов. На стадии оформления договора и ТЗ мы представим все необходимые сведения и документы, чтобы вы сделали правильный и объективный выбор.

Сроки и стоимость разработки паспорта

Сроки и цена за разработку экопаспорта зависят от объема потребления ресурсов и уровня воздействия на окружающую среду, количества производственных объектов, видов деятельности, иных показателей. Все эти моменты мы изучим при оформлении ТЗ, предложим выгодные условия сотрудничества и максимально сжатые сроки подготовки документа.

Экопаспорт

Чтобы соблюсти нормы экологической безопасности при разработке паспорта предприятие может заказать проект реконструкции, капитального ремонта

Проблемы и сложности при разработке паспорта экологической безопасности

Сфера экологической защиты безопасности изначально влечет сложности в разработке и согласовании документов. В отношении работы с паспортом экобезопасности могут возникать следующие проблемы:

  • регулярно меняющиеся показатели потребления ресурсов и воздействий на окружающую среду, что осложняет расчеты и обоснования;
  • частные изменения в законодательстве, в показателях нормативов и платы за негативные воздействия;
  • большое количество разных видов ресурсов и опасных отходов, что осложняет оформление единого паспорта экобезопасности;
  • необходимость в проведении ремонтов, реконструкции и иных видов работ для снижения выбросов, повышении уровня экологической защиты.

Любые проблемы будут успешно решены еще на начальной стадии работы над паспортом, если вы обратитесь в компанию Смарт Вэй.

Преимущества сотрудничества с нашей компанией

Специалисты компании Смарт Вэй разрабатывали паспорта экологической безопасности, как для крупных предприятий, так и для небольших компаний. Мы знаем все нюансы подготовки документации на промышленные объекты, учтем нормы и требования законов, стандартов, регламентов и правил. Опыт работы и квалификация наших специалистов позволяет разрабатывать паспорта даже на технически сложные производственные объекты. Подробнее обо всех преимуществах вы сможете узнать на консультации по телефонам, указанным на сайте.

Калькулятор стоимости проектирования

Выводы

Паспорт экологической безопасности – это документ, разрабатываемый предприятием в соответствие с ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Паспорт содержит информацию об использовании природных, вторичных и иных ресурсов, степени воздействия производства на окружающую среду, о действующих разрешениях на природопользование, об иных вопросах экологической безопасности. После разработки документ нужно согласовать в подразделении Минприроды РФ.

Заказать оформление паспорта экобезопасности на максимально выгодных условиях можно в компании Смарт Вэй. Звоните, мы бесплатно проконсультируем по всем возникшим вопросам!

При написании статьи использовались следующие материалы:

Фото: Pheelings media/Shutterstock

Бюро технической инвентаризации (а сокращенно БТИ) отвечает за составление и поддержание в актуальном виде всех каталогов и баз зданий жилого фонда. В сферу деятельности БТИ попадают многоэтажные жилые дома, частные постройки в черте городов или за городом и отдельные квартиры.

В каталоги БТИ вносят строящиеся и уже построенные и введенные в эксплуатацию объекты недвижимости, их местоположение и технические характеристики, такие как метраж, расположение важных зон, планировка. Любое принципиальное техническое изменение конструкции зданий должно быть учтено и внесено в каталог, будь то перепланировка или любое другое переустройство. Таким образом поддерживается актуальность данных.

Чем занимается БТИ

У Бюро есть несколько направлений деятельности. Основное — поддержание в актуальном виде каталога и всех данных по капитальным зданиям в городе.

БТИ устанавливает приблизительную стоимость и величину налога на типы объектов. Для этого сотрудники Бюро с периодичностью раз в пять лет или чаще проводят оценку состояния объектов и заносят актуальную информацию в базы. Эта информация требуется в том числе для установления физического износа и необходимости капитального ремонта.

Фото:Pexels

Благодаря тому, что организация обладает наиболее актуальными сведениями обо всех зданиях жилого фонда, именно сюда можно обратиться за выпиской по конкретному объекту или общей статистической информации. БТИ предоставляет как консультационные услуги, так и услуги по составлению и оформлению технической документации по объектам физическим лицам и организациям.

БТИ делает выписки, технические планы, справки и паспорта по объектам недвижимости, которые требуются для оформления собственности, перепланировок или для сделок по купле и продаже жилья.

Важно отметить, что БТИ не обладает правом на установление юридических статусов объектов, оно только фиксирует данные и предоставляет информацию. Таким образом, здесь не производится регистрация права собственности. Этим занимается Росреестр.

Когда нужно обращаться в БТИ

Выписки, справки и техническая документация БТИ требуется при заключении таких сделок с недвижимостью, как покупка, продажа, оформление наследства, дарения или залога.

  • Вы хотите осуществить перепланировку своей квартиры. Вам необходимо обратиться в БТИ, чтобы согласовать желаемый план помещения. Если он соответствует нормативам, то Бюро выдаст вам разрешение, затем проведет оценку перепланировки и зафиксирует новые данные в техническом паспорте объекта.
  • Вы хотите приобрести квартиру и вам необходимо убедиться в том, что объект юридически чист. В БТИ вы можете получить сведения о том, не находится ли жилье под арестом или в залоге и кто является собственником.
  • Вы хотите перевести нежилое помещение в жилое или наоборот. Это необходимо в случае, если вы хотите из квартиры сделать коммерческое жилье, из апартаментов — жилой объект. БТИ выдаст вам справку о соответствии недвижимости тем или иным требованиям.
  • Вы хотите узнать точную рыночную стоимость жилья. Обычно это требуется для продажи или покупки недвижимости, а также оформления залога. Эту услугу также можно заказать в БТИ. Сотрудники оценят качество строительных работ и материалов, учтут расположение и состояние дома.
  • Вы хотите уточнить расположение объекта. В Бюро вы можете получить справку, которая подтвердит точный адрес.
  • Вам требуется узнать план земельных участков на определенной территории. Это пригодится в случае земельных споров, когда в результате активной застройки дачи теряют свои точные границы.

Какие документы выдает БТИ

Фото:Fusionstudio/Shuterstock

В БТИ можно обратиться за необходимым документами, часть из которых будут платными.

  • Экспликация — краткая информация в виде таблицы, которая отражает общую площадь квартиры, площадь ее помещений и высоту потолков.
  • Поэтажный план включает информацию об адресе, расположении, этажности здания, а также расположении квартир на этаже и их базовых характеристиках. из него включают уже более подробные сведения, в том числе материалы, из которых построено здание, информация о правах на объект. При заказе выписки можно уточнить, что требуются конкретные сведения. Чаще всего это данные о собственности и юридическом статусе помещения.
  • Технический план хоть по названию и похож на паспорт, но является отдельным документом, в котором указаны данные дома. В нем отражен год постройки, материалы строительства, степень износа, назначение объекта. Такой документ может пригодиться, если вы покупаете квартиру и хотите уточнить характеристики здания, в котором она находится.
  • Отчет по оценке объекта в зависимости от целей будет содержать подробные данные о квартире, метод, по которому проводилась оценка, и сам результат, в том числе ее стоимость (инвентаризационная, рыночная или кадастровая).
  • Заключение о возможной перепланировке дает согласие на изменение изначального плана в случае ремонта, например.
  • Межевой план фиксирует границы земельного участка на основе кадастрового плана.
  • Архивные справки подтверждают историю объекта, например, что на нем нет обременения.

Как получить документы в БТИ

Фото:Sam Jean/Pexels

Чтобы запросить и получить необходимые справки в БТИ, необходимо предоставить пакет документов:

  • заявление в случае, если с запросом обращается физическое лицо. Образец заявления;
  • гарантийное письмо, если информацию запрашивает юридическое лицо. Образец письма;
  • удостоверение личности;
  • документы, подтверждающие право собственности. Если в базе уже есть эта информация, то их можно не предоставлять;
  • нотариальная доверенность, если за справкой обращается представитель;
  • в отдельных случаях могут потребоваться дополнительные бумаги.

Следует учитывать, что почти все справочные и консультационные услуги являются платными. Стоимость зависит от количества страниц в документе и квадратных метров объекта. Но на большую часть услуг стоимость фиксированная: 400–2500 руб.

Нажмите, чтобы узнать подробности

консументы – помимо человека, домашние животные и птицы (продукты жизнедеятельности). редуценты – сапрофитные клещи, питаются частичками кожи, волос, пуха, шерсти и т.п.. Пример: если в квартире не проводить влажную уборку, то сгустки пыли могут содержать огромное количество сапрофитных клещей. Попадая в дыхательные пути человека, они могут вызвать аллергию и лёгочные заболевания. Личинки моли, питающиеся частичками шерсти, утилизируют их до углекислого газа, воды и неорганических веществ.

консументы – помимо человека, домашние животные и птицы (продукты жизнедеятельности). редуценты – сапрофитные клещи, питаются частичками кожи, волос, пуха, шерсти и т.п.. Пример: если в квартире не проводить влажную уборку, то сгустки пыли могут содержать огромное количество сапрофитных клещей. Попадая в дыхательные пути человека, они могут вызвать аллергию и лёгочные заболевания. Личинки моли, питающиеся частичками шерсти, утилизируют их до углекислого газа, воды и неорганических веществ.

Итак, мы убедились, что жилище человека имеет признаки экосистемы и человек – часть её. Что же необходимо сделать, каждому из нас в своей квартире, чтобы среда в жилище была здоровой, чистой? Нужно помнить, что квартира не только укрытие от неблагоприятной внешней среды, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий здоровье человека.

Итак, мы убедились, что жилище человека имеет признаки экосистемы и человек – часть её.

Что же необходимо сделать, каждому из нас в своей квартире, чтобы среда в жилище была здоровой, чистой?

Нужно помнить, что квартира не только укрытие от неблагоприятной внешней среды, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий здоровье человека.

Факторы, влияющие на качество среды в квартире: (согласно которым каждый из вас составит экологический паспорт своей квартиры) - наружный воздух (воздух улицы); - состояние газовых плит; - процессы приготовления пищи; - табакокурение; - использование бытовой химии, средств гигиены; - соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных, санитарное состояние помещения); - использование бытовой техники (электромагнитное излучение); - комнатные растения.

Факторы, влияющие на качество среды в квартире:

(согласно которым каждый из вас составит экологический паспорт своей квартиры) - наружный воздух (воздух улицы); - состояние газовых плит; - процессы приготовления пищи; - табакокурение; - использование бытовой химии, средств гигиены; - соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных, санитарное состояние помещения); - использование бытовой техники (электромагнитное излучение); - комнатные растения.

Итак, какие опасности подстерегают нас в современном жилище?

- антропоксины; Антропотоксины - вещества, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма человека, влияющие на качество воздушной среды жилых и нежилых помещений.

- антропоксины;

Антропотоксины - вещества, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма человека, влияющие на качество воздушной среды жилых и нежилых помещений.

- химические соединения, выделяющиеся из строительных и отделочных материалов; - пестициды для различных целей,

Пути улучшения экологии жилища : - проверка состояния бытовой техники; - сведение до минимума использования бытовой химии; - избирательный подход к приобретению мебели, строительных и отделочных материалов; - соблюдение мер безопасности при пользовании бытовой техникой; - регулярная влажная уборка; - проветривание помещений4 - разведение комнатных растений .

Пути улучшения экологии жилища : - проверка состояния бытовой техники; - сведение до минимума использования бытовой химии; - избирательный подход к приобретению мебели, строительных и отделочных материалов; - соблюдение мер безопасности при пользовании бытовой техникой; - регулярная влажная уборка; - проветривание помещений4 - разведение комнатных растений .

Комнатные растения – биологические очистители . Комнатные растения являются не только элементом декоративного оформления интерьера. Очень многие из них выполняют функцию биологических очистителей воздуха в квартире. Они чутко улавливают отрицательные изменения состояния среды и приспосабливаются к ним. Растения создают благоприятные условия для себя. В процессе своей жизнедеятельности они осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами ( вещ-ва связываются цитоплазмой растительных клеток, подвергаются превращениям в растениях, становятся нетоксичными и в процессе метаболизма растительных клеток используются для нужд растения).

Комнатные растения –

биологические

очистители . Комнатные растения являются не только элементом декоративного оформления интерьера. Очень многие из них выполняют функцию биологических очистителей воздуха в квартире. Они чутко улавливают отрицательные изменения состояния среды и приспосабливаются к ним. Растения создают благоприятные условия для себя. В процессе своей жизнедеятельности они осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами ( вещ-ва связываются цитоплазмой растительных клеток, подвергаются превращениям в растениях, становятся нетоксичными и в процессе метаболизма растительных клеток используются для нужд растения).

Домашнее задание : Анализ экологии своей квартиры (экологический паспорт) по плану в тетради

Домашнее задание : Анализ экологии своей квартиры (экологический паспорт)



Пресс-центр


Вопрос-ответ: для чего нужен технический план объекта недвижимости и как его оформить?

Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.

Необходимо помнить, что по законодательству любой объект недвижимости (неважно, это хозяйственная постройка, квартира или земельный участок), до введения его в гражданский оборот, должен быть внесен в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Это единственный источник актуальных данных о характеристиках объектов недвижимости и их правообладателях на территории нашей страны.

Технический план – это документ, в котором содержатся все основные характеристики объекта недвижимости. Он составляется в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, помещений и машино-мест. Для оформления земельных участков необходимо подготовить межевой план.

Оформление технического плана необходимо в том числе в следующих случаях:

  • Для регистрации права собственности на помещения (квартиры, жилые и нежилые помещения, расположенные в зданиях, сооружениях и т. д.), если такие помещения не являются ранее учтенными объектами недвижимости и не были поставлены на государственный кадастровый учет одновременно с соответствующим зданием, сооружением;
  • Для регистрации права собственности на дом с целью последующего совершения сделок с ним (например, купли-продажи, дарения и т.д.), если такой дом не является ранее учтенным объектом недвижимости;
  • Для внесения в сведения ЕГРН изменений об объекте недвижимости, если в отношении него была осуществлена реконструкция, перепланировка (например, если была изменена площадь дома за счет пристройки, была осуществлена перепланировка помещения, в частности, объединение комнат в квартире).
  • Для внесения в сведения ЕГРН изменений об объекте недвижимости, если сведения о таком объекте были внесены в ЕГРН как о ранее учтенном, т.е., например, в соответствии со сведениями технической инвентаризации, проведенной до 01.01.2013, и в ЕГРН необходимо внести сведения о нем, отсутствующие в сведениях технической инвентаризации (например, описание местоположения контура здания, сооружения на земельном участке);
  • Если объект не достроен (строительство его не завершено), но нужно оформить на него право собственности.

Технический план и технический паспорт – в чем отличия?

Сам документ – технический план – и требования к его подготовке были введены в 2008 году, но до 2013 года был установлен переходный период применения норм законодательства, регламентирующих осуществление кадастрового учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений. До 2013 года в отношении указанных объектов недвижимости могли выдаваться технические паспорта, по результатам технической инвентаризации, проводимой БТИ; при этом в технических паспортах не содержится сведений о координатной привязке зданий, сооружений к местности (земельному участку), тогда как включение этих сведений в технический план является обязательным.

Сегодня технический паспорт, выданный до 2013 г., может являться основанием для подготовки технического плана, необходимого для постановки соответствующего объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. Кроме того, на основании указанного технического паспорта сведения об объекте недвижимости, в отношении которого он подготовлен, могу быть внесены в ЕГРН как о ранее учтенном; такому объекту также присваивается кадастровый номер и он считается учтенным в соответствии с законодательством, однако в этом случае сведения о координатах характерных точек его контура в ЕГРН будут отсутствовать.

Важно: Если у объекта недвижимости отсутствуют сведения об описании местоположения контура на местности, он не будет отображаться на Публичной кадастровой карте (ПКК). Если вы столкнулись с подобной ситуацией, в первую очередь стоит выяснить, определены ли у вашего объекта координаты контура или нет?

Как проверить наличие в ЕГРН координат контура?

Если в особых отметках раздела 1 такой выписки указано на то, что сведения, необходимые для заполнения раздела, содержащего графическую информацию об объекте (отражение координат его контура), а также сведения о координатах (например, разделов 5, 5.1, если объектами недвижимости являются здание, сооружение, объект незавершенного строительства) отсутствуют, это означает, что указанные сведения отсутствуют в ЕГРН и необходима подготовка технического плана.

Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру . Он проведет измерения объекта недвижимости, определит координаты его контура с привязкой к конкретному земельному участку и подготовит технический план, в котором будет указан кадастровый номер земельного участка, на котором соответствующий объект расположен.

Готовый технический план вместе с заявлением о государственном кадастровом учете изменений необходимо предоставить в орган регистрации прав, обратившись в МФЦ или в отделения Федеральной кадастровой палаты. Подать документы можно не только на бумаге, но и в электронном виде (при этом технический план подается только в электронном виде на соответствующем носителе, если заявление представляется на бумаге). При отсутствии оснований для приостановления все данные будут внесены в ЕГРН, и такой объект недвижимости появится на Публичной кадастровой карте.

Какие документы проверить перед покупкой, чтобы не остаться без жилья?

Циан.Журнал составил чек-лист для документов, связанных с приобретением недвижимости: где их искать и что в них особенно тщательно проверять?

В первую очередь

Обычно оригиналы документов появляются на арене только при внесении аванса. Но поинтересоваться их наличием и содержанием можно и нужно гораздо раньше — даже на этапе первого звонка по объявлению. Итак, самые важные документы по жилой недвижимости таковы.

Это выписка из ЕГРН или свидетельство о регистрации права, которое выдавалось до июля 2016 года. Они подтверждают право собственности, доказывая, что именно этот человек владеет именно этой недвижимостью. Сейчас основным документом является свежая выписка из ЕГРН.

Покупателю имеет смысл заказать ее в МФЦ самостоятельно — для этого достаточно знать лишь адрес квартиры. В выписке содержатся основные сведения по квартире, начиная с ее кадастрового номера, адреса и параметров и заканчивая кадастровой стоимостью и данными о действующем собственнике.





  • Документы-основания (правоустанавливающие документы)

Документы-основания объясняют, каким образом недвижимость оказалась у нынешнего владельца (читай: продавца) — это могут быть приватизация, наследство, покупка, дарение и ряд других вариантов. Соответственно, документами-основаниями станут договор передачи, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи или дарственная (от предыдущего собственника — нынешнему). В случае с новостройкой — ДДУ и акт приемки, если дом сдан.

Спрашивать об основании перехода права надо еще до выезда на просмотр. В ряде случаев это убережет покупателя от пустой траты времени на подозрительный объект. Стоит насторожиться, если на том конце провода не нашлись, что ответить, или заявили, например, что документы пока не готовы — оформляются.

Циан.Журнал неоднократно писал об этом: если свежеприобретенная квартира продается спустя всего несколько месяцев (а то и раньше) — это дополнительные риски: впоследствии рискуют обнаружиться неучтенные дети, обиженные наследники, бабушки с деменцией и прочие претенденты на теперь уже вашу жилплощадь.

Условно безопасным считается срок владения недвижимостью от трех лет, потому что именно столько составляет срок исковой давности. Если кто-то из предыдущих владельцев квартиры хочет оспорить сделку, то он должен уложиться именно в эти три года, иначе придется объяснять и доказывать, где он все это время пропадал, раз не заявил свои претензии раньше.

Внесение аванса

Внесение аванса — второй этап сделки. В ходе встречи должны быть предъявлены оригиналы правоустанавливающих документов (чаще всего на показы никто не возит ни оригиналы, ни копии документов, поэтому их удастся увидеть на авансе или если агент рассылает всем копии документов своего клиента через мессенджеры или электронную почту, заранее). Также необходимо проверить оригиналы паспортов собственников (если собственники — несовершеннолетние, то проверьте их свидетельства о рождении и паспорта, если есть).

Проверка квартиры


2. Получаем справки об отсутствии задолженности за ЖКУ (включая взносы на капремонт). Как уже отмечалось, данные об этом есть в ЕЖД.

Все эти справки бесплатны, но имеют сроки действия: ЕЖД — два месяца, выписка из домовой книги — один месяц, а справка об отсутствии задолженности просто сообщает, что на определенную дату задолженности нет.

Если долги за ЖКУ остаются за собственником, то долги по капремонту числятся по квартире (если они есть, то уже новому собственнику придется их гасить).


3. Документы из БТИ (поэтажный план и экспликация) являются опциональными и чаще требуются при оформлении ипотечного кредита. Непосредственно для регистрации сделки ни поэтажный план, ни экспликация не нужны. Эти документы дают понять, не проведена ли в квартире перепланировка (если да, надо удостовериться, что она узаконена, иначе возникает риск не получить кредит сейчас или не продать квартиру в последующем). Получение этих документов обойдется собственнику примерно в 1,5 тыс. рублей.


Техпаспорт даст понять, не была ли проведена в квартире неузаконенная перепланировка (если в документе на плане есть красные линии, значит, перепланировка не узаконена).


4. Справка о погашении ипотеки понадобится, если квартира, которую вы приобретаете, была куплена предыдущим собственником в ипотеку. Выглядит эта справка как уведомление, из которого следует, что обязательства по кредитному договору выполнены в полном объеме — номер договора и дата прилагаются, и по состоянию на текущую дату остаток долга составляет ноль рублей, ноль копеек. Также в уведомлении должна быть фраза об отсутствии просроченных долгов как по самому кредиту, так и по выплате процентов по нему. Если же кредит до конца не выплачен и предполагается, что он ляжет на плечи покупателя, продавцу следует еще до подачи объявления выяснить у банка, согласится ли тот на такой вариант — если нет, сделку придется отложить или продумать другие варианты.

Проверка собственников

Продавца тоже можно проверить — историю как его личную, так и кредитную. Такая проверка если и не гарантирует стопроцентной безопасности, то значительно снижает риски встречи с мошенником. На что следует обратить внимание:

1. Справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Эти справки берет собственник по месту жительства (важный момент, так как позволяет избежать получения фальшивых справок). В справках должно быть указано, что продавец не состоит на учете. При этом продавец может впоследствии оказаться недееспособным и попытаться оспорить сделку, но если у покупателя сохранятся справки, удастся доказать суду, что на момент сделки сведений об этом в официальных органах не было.

2. Кредитная история продавца.

  • Продавец оформляет такую выписку практически в любом банке (в том числе онлайн), а стоит она примерно 200–400 рублей. Это не обязательный документ, но, если продавцу скрывать нечего, проблем с получением такой справки возникнуть не должно.
  • Частично проверить информацию о долгах продавца у покупателя получится и самостоятельно — по бесплатным открытым базам. Допустим, на сайте службы судебных приставов (понадобится ФИО и дата рождения продавца). Если долги значительные, это повод задуматься, стоит ли иметь дело с таким человеком.
  • Кроме того, продавца надо поискать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве . Для проверки понадобятся ФИО, место регистрации и желательно СНИЛС, ОГРНИП или ИНН (но база ищет и без них).

3. Еще один путь — проверить продавца и на историю его взаимодействия с судами. В этом посодействует г осударственная система правосудия : зная ФИО человека, вы выясните, есть ли в судебном производстве какие-то связанные с ним дела.

4. Проверка паспорта продавца — довольно деликатный момент, многие стесняются внимательно его изучить (зря: мошенники иногда действуют по поддельным документам, так что лучше быть настороже). Большинство адекватных продавцов не станут возражать против такой проверки, так что не стесняйтесь попросить переписать данные или сфотографировать главную страницу. Проверить паспорт на подлинность (действительность) поможет база МВД . Здесь следует искать, не просрочен и не утерян ли предъявленный вам документ. Если продавец менял фамилию, потребуйте соответствующее свидетельство из загса. Также обратите внимание на наличие помарок, неполадок с водяными знаками и несоответствие серии с паспорта с регионом, ОВД которого этот паспорт выдало (серия — московская, а паспорт выдан в Калининграде), — проверить номера можно здесь.

5. Если квартира приобреталась и продается в браке, то нужно получить согласие супруга или супруги собственника на сделку.

6. Доверенность, заверенная у нотариуса, нужна в тех случаях, если в роли продавца выступает представитель собственника (а тот, например, находится в отъезде). Мы не устаем повторять, что сделки по доверенности придают сделке массу рисков, но если вы решились, не забудьте перепроверить все указанные данные (сверьте с паспортными), а саму доверенность — в реестре доверенностей. Отметим, что доверенности различаются: генеральная позволяет проводить любые действия, специальная — определенные (например, ее дают риелторам для оформления документов), а разовая — соответственно, на разовые мероприятия (например, для получения справки в МФЦ).

Список документов

По квартире:

  • свежая выписка из ЕГРН;
  • документы-основания;
  • выписка из домовой книги;
  • справка об отсутствии задолженности (в том числе по ЖКУ и капремонту);
  • ЕЖД (опционально, так как заменяет и справку об отсутствии долгов, и выписку из домовой книги);
  • документы БТИ (поэтажный план и экспликация) для проверки проведения перепланировки.

По собственнику:

  • паспорт (надо просмотреть все страницы на предмет каких-то отметок; заодно обратите внимание на семейное положение и наличие несовершеннолетних детей: если они есть, поинтересуйтесь, где они прописаны и не был ли использован при покупке квартиры, которая сейчас продается, маткапитал: если да, детям должна быть выделена доля);
  • справки из психоневрологического и наркологического диспансеров;
  • проверка по базам: действительность паспорта, реестр банкротов, база судебных приставов и судебных разбирательств;
  • нотариально заверенное согласие супруга или супруги на сделку (если собственник состоит в браке).

Понравилась статья?

Спасибо. Ценная информация

Очень хорошая идея - посмотреть платёжки ЕПД и за электричество. Так можно заранее увидеть и попросить отключить ненужную радиоточку, антенну, и, главное, привести в порядок все счётчики.

Да, хорошая статья. Спасибо.

Блин, ну вот зачем писать о том, чего совсем не знаете?? Человек может состоять на учете в ПНД /годами/ по совершенно разным причинам, НО. Если человек просто обратился к участковому врачу по поводу депрессии - сюрприз - он уже "состоит на учете". Если у человека не тяжелое заболевание, требующее регулярный контакт с участковым врачом, то человек просто не появляется в ПНД, и никто ему ничего не скажет, а через полгода его медицинскую карту сдадут в архив, и - сюрприз - человек уже "не состоит на учете". В наше время еще возможно найти какие-то следы, учитывая электронный документооборот, но если продавец - человек в возрасте, кто будет искать архивные документы?
Далее. Дееспособность ограничивается исключительно в судебном порядке. Человек может быть запойным алкоголиком, больным с прогрессирующей деменцией или острым психозом - НО если нет судебного решения о лишении или ограничении дееспособности, формально такой человек имеет право распоряжаться своим имуществом как сам того захочет. Другое дело, в случае покупки квартиры у такого продавца покупатель должен обезопасить себя на случай возможных последствий. Во-первых, показать себя добросовестным покупателем, во-вторых, провести медицинскую экспертизу продавца на ПРАВОспособность.
Наконец, экспертиза на ПРАВОспособность, особенно, если у нас сомнительный продавец, проводится в день подписания ДКП, желательно в кабинете нотариуса под видеозапись, чтобы в случае споров не было варианта "продавец успешно прошел экспертизу, но за час, прошедший до подписания ДКП напился до беспамятства/понял, что жизнь - тлен, на тот свет квартиру не заберешь, и почему бы не подарить ее кому нужнее/понял, что покупатель просто хороший человек, и решил снизить стоимость квартиры в сорок раз".
При подписании ДКП нужна экспертиза в идеале на дееспособность, но, если есть сомнения, что человек ее пройдет - на правоспособность. Это очень простая процедура, которая проводится врачами-психиатрами с квалификацией судебного медицинского эксперта. Задаются простые вопросы, позволяющие определить, понимает ли продавец суть и последствия сделки, ориентируется ли продавец, какая сейчас дата и время, что может рассказать о себе /чем любит заниматься, где работает, а какие предметы нравились в школе/, а где он будет жить после продажи квартиры, а что сделает с полученными деньгами, ну и потом пара тестов (все это можно спокойно найти в открытом доступе, и никто не будет специально задавать "сложные" вопросы). Цель всего этого мероприятия - определить, что именно в данный конкретный момент продавец осознает суть и последствия сделки, не находится под влиянием родственников/покупателя/кого-то еще, кто вынуждает его совершить сделку, не находится под влиянием психоактивных веществ, способных повлиять на принятие решения, не находится в подавленном состоянии из-за смерти любимой собачки, не слишком увлечен мыслями о грядущем апокалипсисе или очередной дозе. Именно сейчас, в данный конкретный день и час продавец (который, возможно, имеет психическое заболевание) имеет ясный ум, его заболевание не в острой фазе, и он способен адекватно оценивать свои действия и их последствия.
Еще раз. Суд-мед экспертиза на ПРАВОспособность с выездом специалистов на место. В день сделки, в идеале - за час до нее в присутствии нотариуса и с экспертами не из частной клиники, а из обычного ПНД. Конечно, если продавец вызывает вопросы при первой встрече (или продает квартиру по доверенности и не готов выйти с вами на связь лично), лучше с этим не связываться. Но если ситуация патовая, и вам нужно, например, как-то расстаться с сособственником общего имущества, стоит использовать эту опцию, чтобы себя обезопасить.

Читайте также: