Что означают понятия изъятие земель предоставление земель отвод земель и межевание

Обновлено: 28.04.2024

Межевание проводится для того, чтобы определить точные границы участков. С этой целью кадастровый инженер делает специальные расчёты и определяет поворотные точки, через которые будут проходить линии, определяющие границы участков.

Межевание является обязательным в том случае, если участок требуется продать, подарить или вступить в наследство. Любые другие юридические операции с участком, которые выполняются с целью изменения конфигурации или размера земли также требуют составления межевого плана.

Зачем это надо делать

Сделки с землёй

При совершении гражданско-правовых сделок с передачей прав собственности на землю, границы участка должны быть четко определены. Дело в том, что любые законные сделки проводятся с землёй, которая имеет чёткие границы. Единственным способом определить эти границы на сегодняшний день является межевание.

Определение границ

Иногда во время пользования земельным участком у собственника возникает необходимость определить или восстановить границы. Если земля была куплена или получена в собственность давно или документы не сохранились, требуется составление межевого плана. Иногда установление границ требуется, если в прошлом при межевании были допущены ошибки.

Выделение земли из коллективной собственности

Если земля находится в коллективной собственности, то для выделения земельного участка отдельному её члену требуется установить действительные границы участка. Обязательство по этому вопросу ложится на плечи будущего собственника.

Перераспределение

Процесс разделения одного участка на несколько собственников или, наоборот, если несколько участков передаются во владение одного собственника, требует составления нового межевого плана. В этом случае происходит образование новых земельных наделов, границы которых следует установить. Чтобы в этом случае получить кадастровый паспорт, необходимо провести межевание и получить межевой план.

Оформление в собственность

При оформлении земельного участка в собственность нужно установить чёткие границы этого земельного надела. Любая регистрация прав собственности и владения наделом осуществляется только при наличии межевого плана.

Увеличение площади

Согласно Земельному кодексу РФ каждый собственник земли может прибавить к нему часть земли, которая не является ничьей собственностью. Такая процедура может осуществляться любым законным способом с последующим добавлением данных в Росреестр. Чтобы установить точные границы нового участка, понадобится составление межевого плана.

Разрешение споров

Решение споров между соседями осуществляется исключительно обращением в орган регистрации и учёта земельных участков (Росреестр). Но Росреестр обычно не занимается этими проблемами самостоятельно, он отправляет собственников в суд, который для принятия решения инициирует процедуру межевания участков.

Возведение капитального строения

Чтобы построить на участке дом или иное здание, собственник обязан соблюдать требования законов и нормативов, например, придерживаться определённых параметров (промежутки, отступы и т.п.). Определение любых параметров и величин строения сопоставляется с точными границами участка, поэтому выполняется согласно межевому плану.

Что говорит закон

В связи с изменением в новом федеральном законе РФ № 447, который регулирует кадастровую деятельность, теперь невозможно продать или подарить землю без межевого плана. Поскольку до 2008 года – это не было обязательным условием, многие собственники не имеют такого документа.

Теперь прежде чем продать участок или передать его по наследству собственник должен потратиться на составление межевого плана и подождать от 10 дней до 2-х месяцев, пока план не будет готов.

Обязательно ли делать межевание

Межевой план должен быть у каждого участка, который собственник планирует продавать, дарить или передавать по наследству. Если на участке есть дом, то его невозможно будет продать без межевого плана, поскольку недвижимость обычно продаётся вместе с землёй. В процессе продажи дома будет проверка документов на участок, поэтому его границы обязательно должны быть обозначены. Акт о согласовании границ участка можно получить, если заказать межевание.

Как установить границы земельного участка

Чтобы установить границы земельного участка, необходимо выполнить три шага:

  • собрать пакет документов на конкретный земельный участок;
  • заказать межевание и дождаться изготовления межевого плана с актом о согласовании границ;
  • подать документы в МФЦ или Росреестр для государственной регистрации границ в ЕГРН.

О том, как это правильно сделать, подробно написано ниже.

Необходимые документы

Чтобы заказать межевание земельного участка, нужно собрать следующие документы:

  • Паспорт владельца земли или заверенная нотариусом доверенность, если оформлением документов занимается представитель собственника.
  • Документы на землю, которые подтверждают, кто собственник. Это может быть договор дарения, свидетельство о вступлении в наследство или договор купли-продажи.
  • Свидетельство о праве собственности на землю или выписка из ЕГРН.
  • Кадастровый паспорт или кадастровая выписка.
  • Если на участке есть строения, то на них должен быть паспорт.

Образцы документов о межевании

В межевом плане содержится вся информация о земельном участке, включая данные владельца и обозначенные границы участка, а его базу составляет выписка из ЕГРН. Документ также содержит информацию, которую инженер счёл нужным вписать после осмотра надела. Информация, которая учитывается в межевом плане:

  • Графическое изображение земельного участка, включая поворотные точки, с помощью которых происходит межевание;
  • Информация о характеристиках земельного участка и сведения, которые являются отличными от других участков;
  • Если границы и планы претерпели изменения, то указывается, какие и когда;
  • Заключение кадастрового инженера со ссылками на закон (если требуется);
  • Акт согласования границ подписывается соседями по участку, если таковые имеются.

Межевой план включает в себя текстовую и графическую часть. В текстовую часть включается вся информация о земельном участке, в том числе и акт о согласовании границ. Кадастровый инженер вносит в неё следующие данные:

  • Исходные сведения об участке;
  • Какие вычисления и измерения проводились;
  • Какие изменения с межеванием участка проводились в прошлом;
  • Информация о соседних наделах;
  • Заключение кадастрового инженера.
  • Акт согласования границ участка, подписанный соседями.

В графической части плана размещается чертёж с изображением всех проходящих меж участка. Здесь размещается следующая информация:

  • схема объекта и соседних участков с сохранением масштабирования;
  • чертеж участка с выделением составных частей (если таковые имеются);
  • абрисы поворотных (узловых) точек, через которые проходят линии-границы участка.

План выдаётся на диске и на бумаге в 2-х экземплярах, один – кадастровому инженеру, второй – владельцу участка. Можно также получить кадастровый план в электронном виде, но об этом следует заранее известить кадастрового инженера.

Как провести межевание

Если владелец участка решил провести межевание, то он должен найти кадастрового инженера и обратиться к нему. Выбрать специалиста можно по советам родственников или по запросу в интернете. Но прежде чем заключить с ним договор, следует проверить, можно ли ему доверять.

Кадастровый инженер обязательно должен:

Будьте внимательны! Если кадастровый инженер не входит в реестр СРО, то он не может выполнять кадастровые работы (в т. ч. межевание). Подготовленные таким специалистом документы не будут иметь юридической силы.

Стоимость составления межевого плана у разных кадастровых инженеров может быть разной, она варьируется в пределах от 2-х до 10 тысяч рублей. Межевой план составляется 10 дней, но бывают задержки до 2-х месяцев. Оперативность составления документа зависит от того, насколько быстро и правильно собраны все документы владельцем участка.

Как проходит межевание

После сбора всех документов и заключения договора подряда на выполнение работ, владелец участка должен оплатить услуги специалиста и обговорить с ним дату посещения участка. В назначенный день на участок приезжает геодезист или кадастровый инженер со специальной GPS-аппаратурой и измеряет границы участка, определяя их фактические координаты. После получения межевого плана, его копия отправляется в Росреестр.

При установлении границ участка, полученные данные согласовываются с владельцами соседних участков в случае если:

  • исследуемый участок имеет с ними общие границы;
  • соседского участка не видно на кадастровой карте;
  • владелец соседнего участка имеет документ о праве собственности на этот участок.

В том случае, если межевание нужно для объединения нескольких участков или для разделения одного участка, нет необходимости сопоставлять границы и согласовывать это с соседями.

Как провести межевание самостоятельно

По закону собственник не может самостоятельно проводить межевание своего земельного участка, потому что для этого нужно иметь лицензию на проведение картографической и геодезической деятельности. Занимаются этим геодезисты и кадастровые инженеры, которые входят в реестр СРО.

Отличие межевания от кадастровых работ, геодезии и приватизации

Межевание часто путают с иными процедурами в области землеустройства. Рассмотрим каждую из них.

Кадастровые работы – это вид работ по подготовке и составлению любых документов о недвижимом имуществе. Сюда входит составление технического и межевого плана.

Геодезия отвечает за измерение, проектирование и оформление данных в виде чертежей, она необходима для составления плана размещения объектов на участке. Геодезист может определить и установить границы участка наравне с кадастровым инженером, а также выполнить расчёт земляных работ на участке, определить вертикаль и горизонталь для стройплощадки, наметить места строительства и размещения коммуникаций.

Приватизация земли – это перевод госимущества в личную собственность. Владелец участка получает документы на право владения землёй и возможность распоряжаться ею по своему усмотрению: продавать, дарить, передавать по наследству.

Правда, что вышел закон, по которому межевание дачного участка могут провести бесплатно?

Согласно № 221-ФЗ глава 4.1. выделены деньги на проведение комплексных кадастровых работ. То есть межевание и составление межевых планов осуществляется не по одному участку, а по целому кадастровому кварталу. План на проведение комплексных работ составляется местными органами власти. Узнать, в каких населённых пунктах и на каких участках будут проходить комплексные работы, можно из СМИ или на порталах органов местного самоуправления. Владельцы участков, которые относятся к определённому кадастровому кварталу, должны только предоставить доступ на территорию участка, а деньги на оплату межевания будут выделены из бюджета.

Что делать, если сосед не даёт своего согласия на определение границ участка?

Следует ещё раз перепроверить документы и попробовать разрешить разногласия в мирном порядке. Если договориться не получается, то пишите жалобу в прокуратуру, а затем в суд. Тогда в судебном порядке будут определены границы и составлен межевой план.

Можно ли бесплатно выполнить межевание по дачной амнистии?

Дачная амнистия позволяет быстро и бесплатно оформить землю и строения на ней в собственность. Но дачная амнистия не включает процедуру межевания, которую нужно заказывать отдельно.

Является ли межевание обязательной процедурой для владельцев участков?

Настоящее законодательство не требует от собственников проводить обязательное межевание. Но если вы намерены продавать дом или передавать его по наследству, то без межевого плана по закону это сделать нельзя. Также своевременно выполненное межевание позволит вам избежать конфликтов с соседями по поводу незаконно захваченных земель.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, в том числе связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов в отношении:

- объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических

систем регионального значения;

- объектов использования атомной энергии;

- объектов обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникации, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

- объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регрюнального значения, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

-линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

- объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения федерального, регионального или местного значения;

- автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

- по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ст. 279 ГК РФ).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

В соответствии с п. 5 ст. 279 ГК РФ собственник земельного участка должен быть извещен о принятом решении об изъятии земельного участка в соответствии с земельным законодательством. В решении об изъятии должны быть указаны: изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию; объекты недвижимого имущества, расположенные на таких земельных участках; цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, при определении которого учитываются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на участок; убытки, причиненные изъятием земельного участка, в том числе упущенная выгода; рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества в случае, если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем объектов недвижимости.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

Решение об изъятии земельного участка может быть обжаловано в суде.

На основании п. 4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. В этом случае сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются судом.

Таким образом, земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными или муниципальными нуждами.

Не переходи черту: шесть дел о кадастре

Суды не должны идти на поводу у собственников, которые с помощью разных хитростей пытаются увеличить площадь своего участка. Так произошло в деле № А41-18642/2019. История началась в 2006 году, когда Арсений Федоров* купил дом с земельным участком, а спустя 11 лет он обратился в местную администрацию с заявлением о перераспределении земель. Собственнику отказали. Тогда у кадастрового инженера он составил межевой план, заявив, что на момент покупки недвижимости забор был установлен не в официальных границах, а шире. После он зарегистрировал план в ЕГРН. Площадь его участка увеличилась на 10%. Администрация посчитала действия собственника незаконными и обратилась в суд. Все инстанции оказались единогласны: площадь участка следует уменьшить до прежних границ.


Механизм уточнения границ нередко используют для незаконного увеличения площади участка. Например, как в этом споре, после неудачной попытки перераспределения земель.

Юрий Водопьянов, Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании ×


Нельзя формально походить к межевым спорам. Суды должны предложить альтернативное решение. К такому заключению пришел ВС, когда рассматривал дело № 9-КГ19-12. После уточнения границ произошло наложение участков. Один из соседей попытался признать результаты межевания недействительными, но суды ему отказали. Коллегия по гражданским спорам ВС указала, что суды нижестоящих инстанций не рассмотрели альтернативные варианты определения границ, чтобы обе стороны остались довольны.

По словам Водопьянова, суды часто подходят к решению подобных споров формально и занимают позицию одной из сторон только на основании экспертизы. Юрист полагает, что вопрос об альтернативных вариантах разрешения спора можно ставить при проведении судебной экспертизы.


Землю можно увеличить на площадь, которая не превышает предельный минимальный размер участка. На это указал Верховный суд, рассматривая дело № 2А-1106/2019. Иван Матвеев* еще в советское время получил участок, но на кадастровый учет его поставил только в 2014 году. Спустя четыре года он обратился в Росреестр, чтобы уточнить его границы по фактическому пользованию. Как объяснил собственник, в ЕГРН нет сведений о координатах характерных точек, то есть точные границы его не определены. Матвеев хотел увеличить площадь практически в два раза (с 600 кв. м до 1324 кв. м), но в управлении ему отказали.

Тогда владелец пошел в суд. Суд первой инстанции встал на его сторону, а вот апелляция и кассация отказали. ВС разъяснил, что просьба Матвеева законна, ведь при уточнении границ площадь можно увеличить на величину, не превышающую предельные минимальные размеры участка. Для Санкт-Петербурга, где расположен участок Матвеева, это 1200 кв. м. Заявитель в эти рамки уложился, поскольку просил увеличить на 724 кв. м.

Заявителю нужно учитывать, что в каждом регионе минимальные размеры участка могут отличаться, говорит Водопьянов. По словам эксперта, уточнение границ земельного участка с увеличением его площади встречается очень часто, а государственные органы выносят неправомерные решения из-за недостаточной компетентности.

Увеличить площадь земли можно, если собственник больше 15 лет пользовался участком в более широких границах. Об этой норме нижестоящим судам напомнил ВС, рассматривая дело № 2а-272/2018. Жительница Московской области во время межевания решила увеличить площадь участка с 920 кв. м до 1020 кв. м, объясняя это тем, что долгое время использовала землю именно в таких границах. Но на кадастровый учет его не поставили. Собственница попыталась обжаловать этот отказ. Суд первой инстанции встал на ее сторону, но апелляция решение отменила, посчитав, что истица не доказала пользование участком в более широких границах. С этим не согласился ВС. По его мнению, факты в деле подтверждают слова истицы. Например, в межевом плане указано, что на границах участка есть кирпичное ограждение, в другом месте проходит стена здания. А их возвели более 15 лет назад.

По словам Водопьянова, если межевой план подтверждает, что участок долгое время использовался в более широких границах, суд признает незаконным отказ регистрирующего органа в постановке на кадастровый учет. Подтвердить это могут забор, а также ландшафтные особенности участка: рвы, ямы, траншеи, реки и т. д. Это кадастровый инженер должен указать при составлении межевого плана. Если специалист не исследует эти обстоятельства должным образом, то в дальнейшем в иске могут отказать.


Землеустроительную экспертизу часто назначают при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел, связанных с разрешением земельных споров. Частое нарушение земельных прав связано с неправильным формированием земельного участка, в том числе подготовкой землеустроительной и другой документации, противоречащих требованиям законодательства.

По статистике имущественных споров именно земельные споры являются самой распространённой категорией. В судебном процессе перед судьёй встаёт огромное множество таких технических вопросов, ответ на которые могут дать лишь специальные исследования. Данный факт определяет необходимость проведения независимой судебной землеустроительной экспертизы.


C 2018 г. объектами землеустройства являются:

  • территории субъектов РФ и их части;
  • территории муниципальных образований и их части.

Землеустроительная экспертиза (земельная экспертиза) – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных землеустроительных знаний в области геодезии и кадастра объектов недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.

Это определение выводит землеустроительную экспертизу за рамки землеустройства.

Когда нужна землеустроительная экспертиза?

Землеустроительную экспертизу назначают при рассмотрении судебных споров:

  • о предоставлении и изъятии земельных участков органами исполнительной власти;
  • с органами кадастрового учета по отказам в осуществлении кадастрового учета земельных участков и их частей или изменений исходных сведений;
  • по отказам в регистрации прав на землю;
  • о разделе и объединении земельных участков;
  • о местоположении выделяемых участков в счет долей и земель сельскохозяйственного назначения;
  • об определении порядков пользования земельными участками;
  • о признании прав собственности на участки
  • об установлении положения границ земельных участков на местности;
  • иные споры и разногласия.

Стороны и другие лица, участвующие в деле по земельному спору, имеют право: просить суд назначить производство судебной землеустроительной экспертизы, просить поручить её производство конкретному эксперту или экспертной организации, заявлять отвод эксперту (п. 2 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).

Решение о назначении и производстве экспертизы принимается только судьей. Землеустроительная экспертиза сегодня является дорогостоящим исследованием, поэтому судья старается примирить спорящие стороны путем заключения мирового соглашения.

Что является объектами землеустроительной экспертизы?

  • земельные участки и их части;
  • границы земельных участков;
  • геодезические координаты земельных участков и иных объектов недвижимости, эксплуатация которых предусмотрена или не предусмотрена на данном земельном участке;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права на землю, кадастровый паспорт на земельный участок, постановления о предоставлении земельных участков в пользование, графические материалы - планы участков, рабочие чертежи с привязкой к местности, акты об отводе границ земельных участков, сведения об имеющихся обременениях земель участка (сервитут), и прочие);
  • межевой план или землеустроительное дело;
  • материалы топографических съемок;
  • зоны с особыми условиями использования территорий;
  • территориальные зоны в соответствии с правилами землепользования и застройки;
  • иные объекты

Кто может быть экспертом при производстве судебных землеустроительных экспертиз?

Проводить землеустроительные экспертизы могут кадастровые инженеры, обладающие соответствующим аттестатом, а также юридические лица, имеющие лицензию на осуществление геодезических работ.

Как показывает судебная практика, экспертизу, как правило, доверяют именно кадастровым инженерам.

Эксперт должен иметь знания в области землеустройства и кадастра, а также геодезии и картографии.

Эксперты используют специальные технические средства и научные методики, которые позволяют ответить на все вопросы, поставленные судом. Полный перечень требований, предъявляемых к эксперту, приведен в ст. 13 ФЗ № 73.

Какую методику используют эксперты?Определенной методики или техники экспертного исследования для проведения судебной землеустроительной экспертизы к настоящему времени еще не существует.

Поэтому, каждый эксперт-землеустроитель путем проб и ошибок выводит для себя определенный порядок действий при работе (свою методику или технику). Условно методику проведения землеустроительной экспертизы можно разделить на две группы: геодезический и документальный.

Геодезический метод заключается в изучении участка, проведения замеров с помощью специальных измерительных приборов и создании плана участка с применением специализированных компьютерных программ.

Документальный метод состоит в анализе имеющихся документов на это недвижимое имущество и, при необходимости, вынесении вердикта о необходимости их корректировки.

В процессе исследования эксперт формирует информационную основу, включающую следующие критерии анализа:

1. Фактическая площадь исследуемого участка.

2. Соответствие установленной фактической площади участка и заявленной в правоустанавливающей документации.

3. Установление факта наложения границ исследуемых земельных участков.

4. Определение состава имущества на земельном участке.

5. Соответствие действительного расположения имущества его местонахождению, внесенному в документацию.

6. Расчет совокупной площади пересеченных частей исследуемых земельных участков.

7. Установление площади участка, свободного от застройки / занятого постройками.

8. Возможность осуществления строительства объекта недвижимости на исследуемом участке.

9. Правомочность землеустроительных работ, произведенных на участке.

10. Условия соблюдения вида разрешенного использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки.

Каковы этапы проведения землеустроительной экспертизы?

Землеустроительная экспертиза осуществляется в три этапа:

Подготовительный этап

Исследовательский этап (полевой)

Камеральный этап (оформление экспертного заключения)

Уяснение экспертной задачи

Осмотр, описание объекта; экспертный осмотр земельных участков начинается со знакомства со сторонами и их представителями.

Заключение эксперта регламентируется ст. 86 ГПК РФ и состоит из трех основных частей: вводной, исследовательской и выводов.

Изучение материалов дела, нормативной и справочной литературы

Полевые измерения – получение характеристик земельных участков с помощью специальных приборов. Эксперт проводит топографическую съемку и фотосъемку объекта исследования, определяет параметры, характеризующих его пространственное положение.

Предварительное исследование представленной документации

По результатам топографической съемки может составляться топографический план участка местности или абрис.

После выводов эксперта располагаются Приложения. В приложения могут входить: графические изображения, сметы, таблицы с координатами, графики, копии документов об образовании экспертов, копии документов о поверке инструментов, фототаблицы.

Сравнение полученных пространственных параметров объекта с нормативными и правовыми допусками

На каждом листе приложения ставится подпись эксперта или экспертов, а также печать экспертной организации. Заключение эксперта оформляется в двух экземпляра.

Одна из самых сложный проблем – определение местоположения характерных точек объекта исследования. Наиболее точным и универсальным способом является геодезическое описание местоположения с помощью координат поворотных точек границ земельного участка в установленной системе координат. В кадастровой системе России геодезической основой кадастра является государственная геодезическая сеть (ГГС) и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения.

Что такое сложившийся порядок пользования и почему он важен при проведении землеустроительной экспертизы?

Эксперт обязан учитывать данный аспект при проведении землеустроительной экспертизы, а также при изучении материалов дела. Сложившийся порядок пользования земельным участком определяется наличием административно-правового акта или иного документа о закреплении за собственником права на земельный участок.

В судебной практике необходимо учитывать сложившийся порядок пользования как одно из главных доказательств на право владения и пользования земельным участком именно в определенных границах, а также при подтверждении эти границ экспертным заключением.

(утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 года)
(с изменениями от 18 апреля 2003 года)

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396*.

* Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст.2193.

2. В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при проведении землеустройства в случаях:

1) изменения границ земельных участков;

2) восстановления границ земельных участков;

3) изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

4) перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности;

5) совершения гражданами или юридическими лицами сделок с земельными участками.

3. При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяются:

1) местоположение границ земельных участков, в том числе ограниченных в использовании частей земельных участков;

2) варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

3) площади земельных участков и ограниченных в использовании частей земельных участков;

4) иные характеристики земель, необходимые для принятия решений собственниками земельных участков по их распоряжению.

4. Рекомендуется принимать во внимание, что работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в себя два этапа:

1) составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение;

2) составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

5. В зависимости от задания на выполнение работ (проведение землеустройства) землеустроительное дело может формироваться как по каждому этапу отдельно, так и одно на два этапа. Кроме того, каждый из этапов может выступать в качестве самостоятельного вида работ.

Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории), и утверждается заказчиком.

6. Рекомендуется принимать во внимание, что землеустроительное дело формируется в количестве не менее двух экземпляров. Один экземпляр землеустроительного дела в установленном порядке передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а другой (другие) передается заказчику.

Составление проектов территориального землеустройства

7. При составлении проектов территориального землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

7.1. Проект территориального землеустройства, как правило, содержит правовые, экономические, технические документы, включающие в себя расчеты, описание, проектные планы, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической и текстовой форме мероприятия, реализация которых предусматривается при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков.

При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков) и проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий (на территории реорганизуемых или реорганизованных сельскохозяйственных организаций).

7.2. Проект территориального землеустройства составляется в соответствии с заданием на выполнение работ.

7.3. Составление проекта территориального землеустройства включает:

1) подготовительные работы;

2) составление проекта;

3) согласование проекта;

4) утверждение проекта;

5) формирование землеустроительного дела;

6) сдачу землеустроительного дела заказчику.

7.4. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений о земельных участках, содержащихся в государственном земельном кадастре, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

7.5. В проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее:

1) каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

2) размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;

3) в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;

4) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута;

5) раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории;

7) не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

При составлении проектов территориального землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения дополнительно учитывается следующее:

а) создаваемые организационно-территориальные условия должны обеспечивать рациональную и эффективную организацию сельскохозяйственного производства, сохранение почв и их плодородия, а также сохранение природной среды;

б) границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами);

в) образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

7.6. Графическая часть проекта территориального землеустройства включает проектный план. Проектный план составляется на удобном для работы картографическом материале, на который предварительно нанесена информация, необходимая для принятия и обоснования проектных решений (границы существующих земельных участков, их кадастровые номера, границы охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель и т.п.).

7.7. Все проектные элементы (границы земельных участков, проезды или проходы, границы сервитутов), а также размеры земельных участков (площадь земельного участка, длины линий) и промеры, необходимые для определения местоположения проектных элементов на местности, отображаются на проектном плане красным цветом.

На полях проектного плана или в штампе указываются название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, исполнитель работ и место для размещения реквизитов согласования и утверждения.

Используемые условные обозначения могут размещаться как на проектном плане, так и на отдельном листе.

7.8. Текстовая часть проекта территориального землеустройства включает пояснительную записку, ведомость вычисления площадей, материалы (документы), необходимые для обоснования принимаемых проектных решений при образовании нового земельного участка или упорядочении его границ.

7.9. Проектная документация брошюруется в том (тома). В начале тома дается оглавление (содержание). На обложке и титульном листе указываются название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, исполнитель работ и место для размещения реквизитов согласования и утверждения. Допускается проектный план представлять в виде приложения и не брошюровать его вместе с другой проектной документацией.

7.10. Проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке.

Согласования представляются в виде писем или подписей на титульном листе и проектном плане, заверенных соответствующими печатями.

7.11. Проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство).

Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставится на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

7.12. Материалы, полученные при составлении проекта территориального землеустройства, формируются в землеустроительное дело в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); задание на выполнение работ; утвержденный проект; копии документов, удостоверяющих права на землю, или правоустанавливающих документов; письма с согласованиями проекта; извещения лицам, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства; копии доверенностей лиц, уполномоченных правообладателями земельных участков на участие в согласовании проектных решений; материалы подготовительных работ.

7.13. Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) передается заказчику. Один экземпляр землеустроительного дела, сформированный из копий, заверенных исполнителем работ, передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Составление карты (плана) земельного участка

8. При составлении карты (плана) земельного участка рекомендуется принимать во внимание, что:

8.1. Карта (план) земельного участка составляется на основе проекта территориального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка (территории), с использованием сведений имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и (или) при его межевании.

8.2. Составление карты (плана) земельного участка включает:

1) подготовительные работы;

2) установление на местности границ земельного участка;

3) съемку на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;

4) составление карты (плана) земельного участка;

5) формирование землеустроительного дела;

6) утверждение карты (плана) земельного участка и материалов межевания;

7) сдачу землеустроительного дела заказчику.

8.3. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

1) кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);

2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов);

3) проекта территориального землеустройства и землеустроительной документации, связанной с перераспределением земель кадастрового квартала;

4) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС);

5) градостроительной документации;

6) картографических материалов, материалов дистанционного зондирования, материалов инвентаризации земель и других материалов и документов, содержащих необходимую информацию для составления карты (плана) земельного участка;

7) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства (правообладатели смежных земельных участков, правообладатели инженерных коммуникаций (электролинии, газопроводы, водопроводы и т.п.).

8.4. Полевое обследование территории земельного участка при проведении подготовительных работ включает выявление объектов недвижимости, состояния пунктов опорной межевой сети (ОМС). Результаты обследования отражаются в пояснительной записке.

8.5. При отсутствии сведений о наличии на территории земельного участка принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель, исполнитель работ направляет в соответствующие учреждения и организации письменные запросы о наличии и местоположении таких объектов и их зон. Если в течение 7 дней с момента получения запроса эти учреждения и организации не предоставляют запрошенную информацию или сообщают об ее отсутствии, то в пояснительной записке землеустроительного дела производится запись об отсутствии этих данных. Второй экземпляр запроса включается в землеустроительное дело.

8.6. Установление на местности границ земельного участка проводится при межевании земельного участка в соответствии с техническими условиями и требованиями проведения межевания, утвержденными Росземкадастром.

Читайте также: