Что относится к инженерному имуществу в армии

Обновлено: 04.05.2024

Основной задачей военно-инженерного искусства в то время было укрепление местности, прежде всего возведение различного рода крепостей и других оборонительных сооружений, игравших важную роль в борьбе с иноземными захватчиками.

Теория инженерного обеспечения боя (операции) начала развиваться после гражданской войны в ходе индустриализации страны, когда в Красную Армию стали поступать новые образцы военной техники и значительно изменились взгляды на ведение боевых действий. Одним из основоположников этой теории является Д.М. Карбышев. В его трудах, а также в трудах других ученых (Г.Г. Невзорова, Е.В. Алек­сандрова), изданных в 30-е годы, впервые были даны понятие и содержание инженерного обеспечения, строго разграничены роль и функции инженерных и других войск в выполнении задач инженерного обеспечения.

Вторая мировая война показала необходимость постоянного совершенствования инженерного обеспечения боя с учетом развития средств и способов вооруженной войны. Прошедшая в военном деле научно-техническая революция, в частности полная моторизация армий, внедрение новых видов вооружения, прежде всего ядерного и высокоточного оружия, особенно ярко это подтвердили.

Инженерное обеспечение ликвидации ЧС - это комплекс задач и мероприятий, проводимых в мирное и военное время с целью создания наиболее благоприятных условий для своевременного и скрытого развертывания в районах сил ликвидации чрезвычайных ситуаций; беспрепятственного их движения, проведения ими маневра и выполнения поставленных задач; повышения защиты и устойчивости сил, а также защиты населения от различных средств поражения противника и других поражающих факторов; нанесения противнику потерь и затруднения его действий в ходе территориальной обороны потенциально-опасных объектов.

Успех инженерного обеспечения достигается:

правильным пониманием командирами подразделений и формирований задач инженерного обеспечения;

высокой инженерной подготовкой личного состава;

максимальной самостоятельностью подразделений в выполнении задач инженерного обеспечения;

грамотным применением приданных инженерных и инженерно-технических подразделений и тесным взаимодействием с ними;

умелым использованием маскирующих и защитных свойств местности, местных строительных материалов и средств инженерного вооружения;

выполнением задач инженерного обеспечения с полным напряжением сил.

Командиры подразделений лично организуют выполнение задач инженерного обеспечения и несут за это полную ответственность.

Основными задачами инженерного обеспечения (в общем виде) являются:

1. Инженерная разведка объектов и местности.

2. Фортификационное оборудование районов, занимаемых группировкой сил ликвидации ЧС, и районов развертывания пунктов управления.

3. Подготовка и содержание путей движения (маневра), подвоза и эвакуации.

4. Оборудование и содержание переправ через водные преграды.

5. Проделывание проходов в инженерных заграждениях и разрушениях.

6. Разминирование местности и объектов.

7. Добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.




8. Создание инженерных заграждений и производство разрушений.

Кроме задач инженерного обеспечения могут выполняться мероприятия инженерного обеспечения:

по защите сил и населения от воздействия различных видов оружия противника и вредных факторов разрушения потенциально опасных объектов;

по маскировке сил и объектов, противодействию системам наведения ВТО;

по обеспечению преодоления силами ликвидации ЧС районов разрушений, затоплений и локализации очагов пожаров;

по обеспечению выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения (разрушения).

Задачи инженерного обеспечения выполняются всеми силами, входящими в РСЧС. Наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки людей и применения специальной инженерной техники, выполняют инженерно-технические подразделения.

Для выполнения инженерно-технических и других специальных задач и мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств создаются службы ГО.

Службы ГО создаются и функционируют на федеральном, территориальном и объектовом уровнях. Для выполнения инженерно-технических мероприятий, а также для инженерного обеспечения сил ГО при ликвидации чрезвычайных ситуаций могут создаваться службы: инженерная спасательная, коммунально-техническая, энергоснабжения, автодорожная, убежищ и укрытий. Кроме сил служб ГО для выполнения задач инженерного обеспечения ликвидации ЧС планируется использование территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных формирований и воинских частей и подразделений МО РФ, МВД РФ и МЧС России (инженерно-технических, пиротехнических и др.).

инженерно-технические – для ведения инженерной разведки маршрутов и районов чрезвычайных ситуаций; расчистки завалов; отрывки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений; устройства проездов в завалах; обрушения конструкций, грозящих обвалом; вскры­тия мест аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях; подготовки и содержания путей выдвижения, прокладывания колонных путей; создания заградительных противопожарных полос; механизации работ по строительству убежищ и укрытий; проведения инженерно-технических работ по ликвидации радиационных и хими­ческих аварий;

понтонно-переправочные - для оборудования и содержания паро­мных и мостовых переправ в целях обеспечения переправы сил че­рез водные преграды, а также проведения спасательных и других нео­тложных работ в зонах затопления и районах стихийных бедствий;

пиротехнические - для обнаружения, обезвреживания и уничтоже­ния неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении, в том числе авиабомб и других взрывоопасных предметов; обрушения поврежден­ных элементов конструкций взрывным способом с целью проделывания проходов в завалках;

водоснабжения - для разведки источников воды, ее добычи, очист­ки, хранения, выдачи ее потребителям и контроля за ее качеством.

Для выполнения перечисленных задач и мероприятий подразделения сил ликвидации ЧС должны умело применять средства инженерного вооружения.

Средства инженерного вооружения (СИВ) - это совокупность материальных средств, состоящих на вооружении или снабжении войск и предназначенных для использования при выполнении задач инженерного обеспечения и других задач. Включают инженерную технику, средства малой механизации, инженерные боеприпасы, инженерное имущество.

Инженерная техника включает машины инженерного вооружения, инженерные машины из народного хозяйства, аварийно-спасательную технику (частично), подвижные ремонтно-эксплуатационные мастерские, передвижные электрические станции и агрегаты. Инженерную технику, разработанную специально для войск, принято называть военно-инженерной техникой.

Средства малой механизации (в основном аварийно-спасательный инструмент) включают: гидравлический инструмент; пневматический инструмент; электрический инструмент; мотоинструмент и др.

Инженерные боеприпасы включают взрывчатые вещества, средства взрывания и мины различного назначения.

К инженерному имуществу относятся: маскировочные средства; фортификационные сооружения промышленного изготовления; комплекты разведки и разминирования и другие табельные и расходные средства; учебно-тренировочные средства, используемые на занятиях по инженерной подготовке; комплекты военно-технического имущества для ремонта инженерной техники; техническая документация и др.

По функциональному признаку средства инженерного вооружения принято делить на следующие группы:

1. Средства инженерной разведки - устройства для добывания сведений о местности, ее инженерном оборудовании. Включают средства разведки местности и водных преград, разведки минно-взрывных заграждений и др.

2. Средства механизации дорожных и земляных работ -бульдозеры и бульдозерное оборудование (в том числе путепрокладчики), скреперы, автогрейдеры, катки, корчеватели, котлованные, траншейные, землеройные и бурильные машины, экскаваторы, снегоочистители и др.

3. Средства преодоления водных преград (переправочные средства) -средства, применяемые для переправы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций через водные преграды и суходольные препятствия. Штатные (табельные) переправочные средства подразделяются на переправочно-десантные средства, понтонно-мостовые парки, механизированные мосты, разборные мосты на жестких опорах, мостостроительные средства, вспомогательное оборудование.

4. Средства полевого водоснабжения - техника и имущество для обеспечения водой в полевых условиях. Включают средства: разведки источников воды, добычи воды, очистки и опреснения воды, перекачки воды, хранения и подвоза воды.

5. Средства преодоления препятствий и разрушений - механизированные мосты, канатные дороги, машины разграждения и путепрокладчики.

6. Средства скрытия (маскировки) - средства индивидуальной маскировки личного состава (маскировочные комбинезоны, маскировочные костюмы), маскировочные комплекты, маски, краски, пены и др., инструменты и механизмы для выполнения маскировочных работ.

7. Средства минирования - специальные машины, оборудование и боеприпасы для установки минных полей.

8. Средства ведения аварийно-спасательных работ - грузо-подъёмные средства, аварийно-спасательный инструмент, шанцевый инструмент и др.

9. Средства подводных инженерных работ - средства разведки водных преград, средства выполнения инженерно-технических работ (грунторазмывочные и грунтоотсасывающие), подводные пневматические инструменты, средства электродуговой сварки и резки металла под водой и другой ручной подводный инструмент, технические средства вытаскивания затонувшей техники на берег.

10. Подъемно-транспортные средства - предназначены для механизации грузоподъемных и подъемно-транспортных работ. Включают краны, погрузчики, машины непрерывного транспорта и простые грузоподъемные механизмы.

Следует отметить, что согласно ГОСТ Р 22.9.03-95 введено понятие средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ, которые включают: средства разграждения; грузоподъемные средства; дорожно-землеройные машины; средства преодоления водных преград; средства энергоснабжения.

Успешное выполнение всех задач инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций требует непрерывного совершенствования средств инженерного вооружения и способов выполнения инженерных задач с широким использованием последних достижений науки в нашей стране и за рубежом.

2. Основные задачи инженерного обеспечения.

3. Основные мероприятия инженерного обеспечения.

4. Средства инженерного вооружения.

5. Классификация средств инженерного вооружения по функциональному признаку.

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

Материал по теме Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально? Статья 5 Закона устанавливает, что военнослужащий должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если присутствует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Материал по теме В чем заключается ограниченная материальная ответственность работника Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо неподотчетному имуществу, военный будет нести частичную материальную ответственность. При этом размер компенсации будет разниться в зависимости от того, является он призывником или несет службу по контракту.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Читайте также: