Арендная плата за землю осуществляют в какой форме

Обновлено: 01.05.2024

Размер арендной платы, условия и периоды внесения платежей за использование земли регулируются российскими законами.

На территории РФ земельные участки в большинстве случаев предоставляются гражданам возмездно, то есть за определенную плату (за исключением случаев, предусмотренных законом). Подобная норма права установлена ст. 65 ЗК РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ одной из форм возмездного пользования наделами считается арендная плата за земли сельскохозяйственного, жилого, лесного или иного предназначения.

Однако размеры арендной платы варьируются и зависят от многочисленных условий, прописанных в ЗК РФ, в частности, в ст. 39.7, а также в федеральных законах и законах субъектов РФ.

Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков

Определение арендной платы за земельный участок – вопрос, который занимает умы практикующих юристов не первый год.

Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.

Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.

Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.

В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.

Арендные платежи за землю

Арендные платежи за земли сельскохозяйственного, жилого, коммерческого, лесного и прочего назначения (не следует путать с таким понятием как налог), а точнее формы их воплощения в жизнь, гражданским законодательством РФ классифицируются следующим образом:

  • арендные платежи за арендуемое имущество в твердой валюте, которые вносятся либо в определенный временной период, закрепленный в законодательном порядке, либо единовременно. В качестве основной валюты выступает российский рубль.
  • платежи за наделы сельскохозяйственного, жилого, коммерческого или огородоводческого и прочего назначения могут осуществляться в натуре, в частности, в виде установленной доли от полученной продукции или поставляемых услуг.
  • возмездной основой может выступать также предоставление арендодателю конкретных услуг со стороны арендатора, что закрепляют законодательные правила.
  • расчет и определение платежа за аренду может осуществляться также посредством передачи в срочное или постоянное пользование конкретной вещи или имущества, что закрепляют собой законодательные правила.
  • арендная плата за земли сельскохозяйственного или иного назначения может взиматься в виде возложения на арендатора обязанности нести все затраты на эксплуатацию и поддержание должного состояния арендуемого имущества.
  • расчет арендной платы может происходить посредством смешения перечисленных выше форм, а также иными способами, которые не противоречат закону. В частности, берется во внимание и земельный налог.

Расчет арендных платежей за земельный участок

Кроме того, помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственная регламентация арендных платежей осуществлена в ЗК РФ.

В частности, в Земельном кодексе РФ официально закреплены некоторые особенности того, как происходит определение размера арендной платы за землю.

Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.

Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т.е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:

  • два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
  • три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
  • полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.

Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.

Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:

  • Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
  • Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
  • Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
  • Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
  • Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.

Размер арендной платы земли сельскохозяйственного назначения

Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования. В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки. Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).

При этом максимально допустимый размер платежа не устанавливается законодательством.

Однако нормативно-правовые акты подразумевают, что производить изменение условий арендного договора можно не чаще, чем 1 раз в год.

Рассчитать платеж может каждый арендатор самостоятельно. Для этого необходимо умножить размер выделяемой площади на единицу стоимости имущества (или же продукции). Среднее значение и представляет собой платеж по заключенному договору аренды.

Кроме того, некоторые контракты требуют от арендатора и арендодателя рассчитать общую стоимость земельного участка, предоставляемого в аренду. В этом случае следует перемножить средний показатель арендной платы и количество месяцев пользования наделом.

Изменение размера арендной платы в одностороннем порядке

Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.

Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.

В частности, изменение в одностороннем порядке возможно в том случае, если собственник земельного участка заранее известит арендатора о том, что произошло уменьшение или увеличение арендной платы.

В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ст. 39.1 ЗК РФ устанавливает, что п редоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Глава X ЗК РФ "Плата за землю и оценка земли" устанавливает общие положения, связанные с порядком и формой оплаты использования земли. Согласно ст. 65 ЗК РФ и спользование земли в Российской Федерации является платным.

Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие виды платы за землю :

    1. плата за предоставление ( приобретение ) земельных участков в собственность ( при купле-продаже );
    2. плата за использование земли.

    Формы платы за использование земли:

      • земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);
      • арендная плата.

      Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние вносят арендную плату.

      Земельный налог

      Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (гл. 31 НК РФ).

      Земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

      Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

      При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

      Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков , признаваемых объектом налогообложения.

      С 01.01.2017 г . отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

      Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

      Налогоплательщики земельного налога (ст. 388 НК РФ):

        • организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

        В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

        Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков,

          1. находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
          2. переданных им по договору аренды.

          Объект налогообложения (ст. 389 НК РФ):

            • земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

            Не признаются объектом налогообложения :

              1. земельные участки, изъятые из оборота ;
              2. земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
              3. земельные участки из состава земель лесного фонда;
              4. земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
              5. земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

              Арендная плата за землю

              Согласно ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

              Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно

                • Правительством Российской Федерации,
                • органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
                • органами местного самоуправления.

                Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка .

                В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

                Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

                Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

                В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена для вышеуказанных целей, применяется нормативная цена земли.

                Оценка земли производится согласно ст. 66 ЗК РФ:

                  1. рыночная стоимость земельного участка - в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности;
                  2. кадастровая стоимость земельных участков - через государственную кадастровую оценку земель (в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности).

                  С 01.01.2017 г . отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

                  См. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316

                  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

                  В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

                  По законодательству РФ использование земель является платным. Формами оплаты выступают арендная плата за землю и налоги.

                  Арендная плата закрепляется договором по соглашению сторон в соответствии с нормативно-правовыми актами местного и государственного уровня.

                  Налоги, в свою очередь, представляют собой властные предписания государства пользователям земли на обязательную уплату определенных Налоговым кодексом платежей. При уплате налогов предусмотрены изъятия земель из тех, которые подлежат оплате налога, а также льготы на выплаты налогов по земельным участкам.

                  Законодательство

                  За земельные участки, передаваемые в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). Определение размера оплаты аренды земельного участка — существенное условие договора аренды земельного надела.

                  Статья 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливает величину платы за аренду земельного участка, который принадлежит государству или муниципальной администрации.


                  В соответствии с пунктом 1-м размер данной статьи плата определяется основополагающими принципами, установленными российским Правительством.

                  земельное право

                  Это принципы:

                  • Предсказуемости расчета размера платы за аренду, по которому нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления закрепляется порядок определения суммы арендной платы и ситуации, при которых возможно пересмотреть размер оплаты по требованию арендодателя в одностороннем порядке;
                  • При расчете арендной платы должна быть организована предельно допустимая простота расчета, что означает определение платы на основе кадастровой стоимости;
                  • Недопущение ухудшения экономического состояния пользователей и владельцев земельного участка в ходе переоформления ими своих прав на землю. Данный принцип закрепляет невозможность превышения размера платы за аренду в связи с переоформлением прав на землю более чем в 2 раза по сравнению с земельным налогом на такой земельный участок;
                  • Принятие во внимание необходимости в поддержке социально значимой деятельности путем фиксирования размера арендной оплаты в границах, не превышающих земельный налог. Принцип также защищает интересы лиц, которые по законодательству освобождаются от уплаты налога на землю;
                  • Запрет необоснованных предпочтений. Это означает, что размер арендной платы не должен различаться за земли публично-правового образования, относящиеся к одной земельной категории, применяемые для одного и того же назначения и предоставляемые по одинаковым основаниям.

                  Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ об аренде земельных участков устанавливает, что размер платы за аренду земли определяется договором аренды. Естественно, при определении размера оплаты в договоре необходимо опираться на вышеназванные законодательные принципы.

                  Формы платы за землю

                  Арендная плата, земельный налог, налог на недвижимость и нормативная цена земли являются формами платы за земельный участок (ст. 65 ЗК РФ).
                  Налогообложению подлежат арендованные земельные участки, их части и доли земельных участков в общей долевой собственности, предоставляемые физическим и юридическим лицам на праве собственности, владения и пользования.


                  Важно! Результаты хозяйственной деятельности не влияют на размер земельного налога.

                  арендная плата за участок

                  Земельный налог — местный сбор, относящийся к доходам в бюджет муниципальных властей. Среди всех источников налоговых поступлений налог на землю составляет 12-20 %.

                  Важным показателем является нормативная стоимость земли — размер вложенных в участок средств или стоимость произведенной на земле продукции. К нормативной стоимости земли также относят рентообразующую способность участка, объем и соотношение спроса и предложения на земельном рынке, спрос платежеспособного населения, инфляцию, налоговые вычеты и прочие факторы.

                  Нормативная стоимость земли необходима для возмещения ущерба из-за отчуждения земли и вынужденной консервации (долгосрочное сохранение).

                  Что такое арендная плата?

                  Арендная плата — разновидность внесения платежей за использование земельного участка, устанавливаемая договором аренды. Арендная плата является регулярными платежами за аренду земельного надела по договору аренды земли.

                  Величина, сроки и условия внесения платы за аренду земли определяются договором на основании нормативно-правовых актов.

                  Как определяется размер арендной платы?


                  Размер ставки арендной платы прямо зависит от собственника участка.

                  Собственником участка может быть:

                  • Физическое или юридическое лицо (гражданин или организация);
                  • Муниципалитет, субъект РФ, государство.

                  Земли физических и юридических лиц

                  Земли граждан и организаций сдаются в аренду за плату, которая рассчитывается по определенной формуле:

                  А = С * Р, где

                  • А — размер платы за аренду;
                  • С — рыночная цена земли, рассчитываемая путем независимой экспертизы. Независимую экспертизу необходимо проводить не ранее, чем за полгода до даты получения прав арендатора на землю;
                  • Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ. Ставка рефинансирования устанавливается в начале года и будет действовать только для договоров найма земли, заключенных в этот год.

                  Земли государства и муниципалитета

                  Участок без аукциона

                  Государственные и земли местных региональных властей — это преобладающая часть всех земельных участков территории России. Регламентация размеров арендной платы является важнейшей частью определения доходов в казну государства.

                  По Земельному кодексу РФ арендатор государственных и муниципальных земель может вносить оплату 2-мя способами:

                  1. Земельный налог;
                  2. Налог на недвижимость.


                  Налог на недвижимость был введен 1 января 2015 года и пока не нашел своего закрепления во всех регионах страны, поэтому основная форма расчета арендаторов земли с государством — земельный налог.

                  В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации размер арендной платы определяется следующими методами:

                  • На основании кадастровой цены земельных наделов;
                  • По итогам торгов, проводимых на аукционе;
                  • По ставкам арендной платы либо методическим указаниям по ее расчету, утверждаемым Министерством экономического развития РФ;
                  • На основании рыночной цены земель, которая устанавливается законодательством России об оценочной деятельности.

                  земельный кодекс

                  Если арендуемый земельный участок предоставляется арендатору без организации торгов с определенной целью, то плата рассчитывается по кадастровой стоимости в размере:

                  1. 0,01 % от ее суммы в отношении земельных наделов:
                    • Предоставленных физ. или юр. лицу, у которых есть право освободиться от внесения земельного налога, что закреплено нормативной базой о налогах и сборах;
                    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если при таком снижении налоговая база оказывается равной нулю;
                    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если налоговый вычет меньше налоговой базы. В такой ситуации 0,01 % будет действовать в отношении платы, которая равняется размеру такого налогового вычета.
                    • Изъятых из оборота, если земля может быть передана в арендные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
                    • Загрязненных отходами высокой токсичности, радиоактивными веществами. Также земли, на которых произошло заражение, загрязнение и деградация, не включая ситуации с консервацией земель и изъятием их с оборота;
                    • Предоставленных в целях расположения диппредставительств других стран и консульских учреждений в России, если иной порядок не установлен международными соглашениями.
                  2. 0,6 % от кадастровой стоимости в отношении земель:
                    • Предоставленных физ. лицу или индивидуальному предпринимателю, чтобы построить жилье, вести личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, дачное хозяйство, сенокошение или проводить выпас животных сельхозназначения;
                    • Предоставленных для крестьянско-фермерского хозяйства (сельскохозяйственных земель) в целях осуществления им своей деятельности;
                  3. 1,5 % от цены по кадастру для земельных наделов в случаях, предусмотренных статьей 39.7 ЗК РФ пунктом 5.
                  4. 2 % от кадастровой стоимости при земельных участках:
                    • Предоставленных недропользователю в целях осуществления работ, касающихся использования недр;
                    • Предоставленных без организации торгов, на котором нет зданий, сооружений, объектов неоконченного строительства и пр.

                  Как на размер арендной платы влияет месторасположение земельного участка?

                  При определении размеров арендной платы за землю в разных регионах на различных уровнях применяются свои системы коэффициентов.

                  А=Аб×Кд×Пкд×Км×S, где

                  А — арендная плата за землю, Аб — базовый размер платы, Кд — коэффициент, учитывающий разновидность разрешенного способа применения земли, Пкд — корректирующий коэффициент, Км – коэффициент, учитывающий территориальное местонахождение надела в муниципальном регионе, S — площадь арендуемой земли.

                  поквартирная карточка где получить

                  Если участок подходит арендодателю, то ему будет интересно узнать, как оформить землю в собственность если она в аренде.

                  Что такое поквартирная карточка и где ее можно получить? Узнайте об этом здесь.

                  Планируете приобрести апартаменты? Подробно узнать всю информацию о данном виде недвижимости можно в нашей статье.

                  Что такое налог на аренду земельного участка (НДС)?

                  Земля относится к природным ресурсам в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса России. В то же время право пользования природными ресурсами не облагается налогом на добавленную стоимость (пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).


                  Учитывая данные нормы, плата за аренду, вносимая организациями или гражданами, арендующими землю у государственных органов или муниципалитета, освобождается от НДС согласно пункту 17 п. 2 ст. 149 НК РФ.

                  налог на землю

                  Юридическим лицом, являющимся арендатором, представляется в налоговую по месту своей регистрации соответствующая налоговая декларация по НДС. Но так как вышеуказанные нормы освобождают арендную плату за земельные участки от НДС, то налоговым агентам необходимо только заполнить раздел 7-ой налоговой декларации об операциях, не подлежащих налогообложению.

                  Как рассчитывается налог на земельный участок?

                  расчет налога на землю

                  Налоговая сумма рассчитывается в конце налогового периода (1 год) соответственно процентной доле налоговой базы по налоговой ставке, если иной порядок не предусматривается пунктами 15 и 16 НК РФ.

                  Оплачивается налог на сданный в аренду земельный участок налогоплательщиками в бюджет по месту расположения земли. Порядок и сроки уплаты устанавливаются нормативными документами представительных органов муниципалитета (законы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга).

                  Расчет суммы налога производится формулой:

                  Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

                  • в которой Кст — кадастровая цена земельного надела (кадастровую стоимость можно выяснить на официальном сайте Росреестра либо с помощью кадастровой карты);
                  • Д — размер доли в праве на землю;
                  • Ст — размер налоговой ставки (налоговая ставка отображается в справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам на сайте Федеральной налоговой службы);
                  • Кв — коэффициент владения землей (используется лишь в ситуации, когда владение составляет неполный год).

                  Как рассчитывается налог на земли лесного фонда?

                  Налогообложение за земли лесного фонда определяется за время лесопользования на единицу площади освоенного леса эксплуатационного характера, на которых заготавливается древесина. Взимается налог вместе с платой за использование лесов в размере 5 % от платы за древесину, которая отпускается на корню.

                  Как рассчитывается налог на земли водного фонда?


                  Земельные участки водного фонда облагаются налогом в размере 0,3% от денежной стоимости за единицу площади пашни по региону.

                  Ставка налога на земли водного фонда за границами населенных пунктов, предоставленные предприятиям сфер промышленности, транспорта, связи и прочего назначения в целях создания продукции из рыбы также будет равняться 0,3 %.

                  При этом не имеет значения, какому предприятию была предоставлена земля водного фонда, главное — это наличие целевого назначения в виде производства рыбных продуктов.

                  Когда аренда земли не облагается НДС?

                  освобождение от уплаты земельного налога

                  Продажа прав (реализация долей) земельных наделов не облагается налогом (НДС) согласно части 2, главы 21, ст. 146, п. 2 Налогового кодекса РФ.

                  Объектом налогообложения также не будут признаваться земли, на которых государственные органы в целях осуществления возложенных на них законодательством полномочий в какой-либо сфере государственной деятельности оказывают услуги населению.

                  Налог на добавленную стоимость не будет взиматься с земель, исключенных из оборота, на которых расположены объекты культурного наследия, определенные участки лесного и водного фондов.

                  Уплата налогов и арендной платы при переходе аренды земли по наследству

                  наследство по завещанию

                  Если на протяжении года право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельными наделами перешли от одного лица к другому, налог на землю будет считаться и предъявляться к оплате прежним собственником земли, землевладельцем, землепользователем с 1 января данного года и до того месяца (включая его), в котором было утрачено право на земельный надел. Новый арендатор-наследник платит только со следующего месяца после месяца возникновения прав на землю.

                  За земельные участки, на которых расположены наследуемые жилые дома, нежилые здания и сооружения, платить налог следует с даты открытия наследства. Дата, время, момент открытия — день смерти наследодателя.


                  Если наследодатель объявляется умершим по решению суда, то открытие наследства происходит в день вступления решения в силу.

                  Наследники, принявшие наследство до того, как наступил срок налогового учета, платят налог вместе со всеми налоговыми обязательствами наследодателя.

                  Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, платность использования земель является одним из основополагающих принципов аренды земельных участков в стране.

                  Условия начисления платы за пользование землей

                  Чтобы оплатить пользование землёй, наниматель может совершать следующие действия:

                  Порядок расчетов с арендодателем

                  1. Отчислять наймодателю установленную договором долю от прибыли, полученной от использования земельного участка (это могут быть как денежные средства, так и продукты производства).
                  2. Предоставлять арендодателю различные услуги, определённые договором.
                  3. Передавать наймодателю в собственность или аренду личное имущество.
                  4. Принимать на себя обязательство по улучшению предоставленного с землей оборудования.

                  Договором может устанавливаться и иной порядок определения формы расчётов по арендной плате за землю между сторонами, однако основными ее формами являются именно вышеперечисленные способы.

                  Согласно Земельному кодексу РФ, некоторые категории населения имеют льготы при плате по аренде земельных участков:

                  • пенсионеры;
                  • лица, имеющие I и II группы инвалидности;
                  • ветераны ВОВ и иных боевых действий;
                  • лица, пострадавшие от последствий аварии Чернобыльской АЭС;
                  • лица, пострадавшие при ликвидации последствий аварий на атомных и термоядерных объектах;
                  • многодетные семьи.

                  Способы расчета платы за земли частных и юридических лиц

                  Расчет ставки арендной платы за землю напрямую зависит от того, кто является собственником участка:

                  • частное лицо или организация;
                  • муниципалитет, субъект РФ, государственная собственность.

                  Земли частных и юридических лиц

                  Арендная плата в данном случае рассчитывается по следующей формуле:

                  Расчет платы за пользование землей

                  А = С * Р,

                  • А – размер арендной платы;
                  • С – рыночная стоимость участка, определяемая независимой экспертизой, которая должна быть проведена не раньше, чем за 6 месяцев до даты вступления нанимателя в права аренды;
                  • Р – размер ставки рефинансирования Центробанка, установленной в начале года, в течение которого был заключён договор найма земли.

                  Земли в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности

                  Согласно земельному законодательству нашей страны, арендатор таких земель может оплатить стоимость найма двумя способами:

                  • земельный налог;
                  • налог на недвижимость.

                  Поскольку налог на недвижимость пока введён далеко не во всех регионах России (в 2021 году это коснется в основном крупных регионов страны), то основной формой расчёта нанимателей земли с государством остаётся уплата земельного налога.

                  Размер данного вида налогообложения рассчитывается по формуле:

                  Н = КСт * k,

                  • Н – размер налога, который необходимо уплатить гражданину;
                  • КСт – кадастровая стоимость участка (можно узнать в кадастровом органе по местонахождению участка);
                  • k – коэффициент, меняющийся в зависимости от того, кто пользуется землёй и для каких целей она была отдана в аренду.

                  Коэффициент может быть следующим:

                  Сколько платить за аренду муниципальных земель?

                  1. K=0,01% устанавливается для лиц, имеющих право на налоговый вычет. Коэффициент действует лишь в том случае, если размер налогового вычета не превышает размер налоговой базы (если наоборот, то платить арендную плату нанимателю земли не нужно).
                  2. К=0,6% устанавливается для лиц, использующих участок для возведения объектов ИЖС или для ведения подсобного хозяйства.
                  3. К=2% в случае, если физическое или юридическое лицо заключает договор аренды земли в целях добычи полезных ископаемых, находящихся на территории участка.
                  4. К=1,5% во всех остальных случаях.

                  Об изменении правил внесения арендной платы за землю в Нефтекамске смотрите в следующем видеосюжете:

                  Способы определения стоимости участка

                  Каждый потенциальный арендатор желает знать, сколько примерно может стоить арендуемая им земля. Это нужно ему для:

                  • расчёта размера налога на землю;
                  • выяснения, стоит ли вообще брать приглянувшийся земельный участок в найм.

                  Оценку земли можно сделать различными способами:

                  Определение стоимости земельного участка

                  1. Услуги оценочной компании. В настоящее время на рынке работает достаточное количество оценочных компаний, производящих профессиональную оценку стоимости земли. Чтобы узнать, сколько примерно может стоить участок, потенциальный арендатор должен пригласить специалиста из фирмы, который оценит положение участка, коммуникации, удалённость от транспортных магистралей и другие важные факторы, после чего выдаст заключение. Срок готовности экспертизы – 3-5 рабочих дней.
                  2. Поиск в Интернете. Если арендатору незачем точная информация о стоимости приглянувшегося ему участка, он может просто зайти в Интернет на один из сайтов, где выставлены объявления о продаже участков, завести в поиск параметры, примерно соответствующие характеристикам нужного объекта и посмотреть, сколько стоят участки, выданные сайтом в качестве результатов поиска. . В территориальных отделениях кадастровых служб имеется информация касательно стоимости всех участков, находящихся на подшефной данному отделению территории. Узнать, сколько стоит тот или иной участок, можно, обратившись в нужное отделение.

                  Способы оплаты

                  Арендатор имеет право оплатить стоимость пользования земельным участком следующими способами:

                  Арендная плата за землю в пользовании

                  1. Непосредственная оплата аренды. При взаимоотношениях между физическими и юридическими лицами, отдающими и берущими в аренду земельными участками, единственным документом, регулирующим размеры и порядок выплаты арендных платежей, является договор аренды, заключённый сторонами перед началом юридических контактов. Обе стороны имеют право повлиять на положения договора в рамках действующего законодательства.
                  2. Оплата земельного налога. Во многих регионах страны земельный налог остаётся основным способом оплаты аренды земельных участков.
                  3. Оплата налога на недвижимость. Сравнительно новый и редко используемый для расчетов способ.

                  Для того, чтобы рассчитать размер налога на недвижимость, необходимо:

                  1. Из суммы налога по кадастровой стоимости земли вычесть размер налога по инвентаризационной стоимости.
                  2. Получившееся значение умножить на коэффициент (значение этого параметра различно для разных категорий населения).
                  3. Прибавить к результату сумму налога, который арендатор должен был бы отдать государству, если бы он рассчитывался исходя из оценки стоимости земли независимой организацией.

                  Разрешение споров при неуплате аренды

                  Разрешение споров при неуплате аренды

                  В случае, если арендатор затягивает с внесением платы за землю более, чем полгода, арендодатель имеет право подать в суд и взыскать с нанимателя земли неуплату в полном объеме и пени, а также расторгнуть заключенный договор.

                  Если физическое или юридическое лицо начинает платить налог на землю позже, чем заступило в права аренды участка, ФНС имеет право обратиться в суд и взыскать с должника сумму неуплаты за первые отчётные периоды.

                  Согласно действующему законодательству (статья 35 ЗК РФ), покупатель объектов недвижимости, расположенных на арендуемых застройщиком землях, имеет право не платить налог на землю при предъявлении с соответствующие инстанции оригинала договора купли-продажи.

                  Видео: Стоимость аренды муниципальных земель

                  В репортаже рассказывается, каким образом рассчитывается арендная плата за пользование землями муниципалитетов и федеральными землями. Объясняется, почему многие землевладельцы столкнулись с непомерно высокими суммами к оплате после введения нового порядка расчета аренды.

                  Читайте также: