Акт об определении границы собственности на газораспределительные сети где взять

Обновлено: 17.05.2024

Каким образом определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения? Можно ли изменить их против воли РСО, если ранее соответствующие акты были подписаны абонентом?

В нашу компанию за юридической помощью обращаются исполнители коммунальных услуг из разных регионов страны при возникновении споров с РСО в процессе заключения и исполнения договоров. Большая часть споров возникает относительно определения точек поставки соответствующего ресурса и границ эксплуатационной ответственности по договору. С целью сокращения потерь на сетях РСО стремятся установить точку поставки как можно дальше от конечного потребителя, что абсолютно невыгодно для другой стороны договора, поскольку помимо потерь на управляющего МКД возлагается еще и бремя содержания таких инженерных сетей.

Используя накопленный опыт по подобным делам, рассмотрим способ законного определения точек поставки и границ эксплуатационной ответственности сторон. Благодаря недавнему определению ВС РФ это стало возможным и в отношении уже заключенных договоров.

Понятия и нормативное регулирование

Понятия точек поставки, а также границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности представлены в законодательных актах, регулирующих порядок поставки соответствующего ресурса:

  • в Правилах организации теплоснабжения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808);
  • в Правилах горячего водоснабжения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642);
  • в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644);
  • в Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549);
  • в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Несмотря на то, что в перечисленных законодательных актах понятия точки поставки и границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности различаются, их суть все же сводится к следующему.

Точка поставки – место исполнения обязательств РСО, которое располагается в месте установки ОПУ, а при его отсутствии – на границе балансовой принадлежности.

Граница балансовой принадлежности – граница раздела сетей по признаку собственности.

Граница эксплуатационной ответственности – граница раздела сетей по признаку возложения бремени содержания, которая проходит по границе балансовой принадлежности, если стороны договора не согласовали иное.

Изменение границ с согласия собственников

Положения ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг, а также Правила содержания общего имущества регулируют взаимоотношения по договору ресурсоснабжения, поскольку он заключается исполнителем коммунальных услуг с РСО с целью оказания коммунальных услуг гражданам. В соответствии с ЖК РФ по договору управления МКД исполнитель несет ответственность перед собственниками за содержание общего имущества в доме.

В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества ОПУ устанавливается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и относится к общему имуществу.

Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОПУ соответствующего коммунального ресурса – место соединения счетчика с соответствующей инженерной сетью МКД. Соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО может быть установлена иная граница эксплуатационной ответственности.

Следовательно, граница балансовой принадлежности – это внешняя граница стены МКД либо граница земельного участка в случае, когда границы участка определены на основании данных государственного кадастрового учета и когда инженерные сети, находящиеся в границах этого земельного участка, обслуживают исключительно один дом. Граница балансовой принадлежности одновременно является границей эксплуатационной ответственности, если собственники помещений не установили иную границу.

Место установки ОПУ – граница сетей, входящих в состав общего имущества в МКД.

Различия имеются в отношении внешней границы сетей газоснабжения: это место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Таким образом, изменить границы эксплуатационной ответственности РСО может только по соглашению с собственниками помещений в МКД, подписавшими акты разграничения эксплуатационной ответственности с границами, выходящими за пределы балансовой принадлежности (или принявшими данное решение).

Акты разграничения

Границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности устанавливаются сторонами при заключении договора и определяют, какие участки инженерного оборудования будет обслуживать исполнитель коммунальных услуг. Рекомендуем исполнителям во избежание споров в процессе исполнения договора с РСО подписывать названные акты на этапе заключения договора. При этом необходимо учитывать следующее.

Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подписываются сторонами в процессе технологического присоединения сетей потребителя к сетям РСО, они также могут быть подписаны (при отсутствии ранее составленных актов) в процессе заключения договора с РСО.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 ОМСУ должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома, по каждому МКД. Границы земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, определяют границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые должны фиксироваться в соответствующих актах с РСО. Следовательно, если границы земельного участка больше площади МКД, содержание инженерных коммуникаций, проходящих по данному земельному участку, возлагается на УК на основании договора управления.

Если в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет, границей балансовой принадлежности сетей является внешняя стена МКД.

Бесхозяйные сети

Довольно часто инженерные сети не входят в зону ответственности ни одной стороны договора ресурсоснабжения, то есть являются бесхозяйными. На кого возлагается обязанность по обслуживанию данных сетей и оплате потерь коммунальных ресурсов в них?


Согласно действующему законодательству, если участок сетей между сетями МКД и сетями РСО является бесхозяйным, при установлении тарифа для РСО учитываются затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данного участка сетей. Об этом говорится:

Возлагать на потребителей и исполнителей коммунальных услуг потери коммунальных ресурсов на бесхозяйных участках сетей незаконно. Такой вывод в отношении потерь электроэнергии был сделан в Решении ВАС РФ от 28.10.2013 № ВАС-10864/13.

Устанавливаем границы инженерных сетей по закону

При заключении договора с РСО

Идеальным вариантом для управляющего МКД является установление законных границ эксплуатационной ответственности при заключении договора с РСО. Но как этого достичь, если РСО настаивает на иных границах ответственности? Управляющему не следует спешить подписывать акты разграничения эксплуатационной ответственности на незаконных условиях.

В соответствии с гражданским законодательством договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям договора энергоснабжения законодатель отнес также условие о границе эксплуатационной ответственности. Данное условие согласовывается сторонами путем подписания акта разграничения эксплуатационной ответственности.

Следовательно, если РСО предлагает к заключению договор с актом разграничения эксплуатационной ответственности, в котором границы выходят за пределы общего имущества собственников помещений в МКД, необходимо подписать такой договор с протоколом разногласий относительно границ ответственности. В протоколе разногласий нужно указать условие о границах эксплуатационной ответственности со ссылкой на п. 8 Правил содержания общего имущества: граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней границе стены МКД (границе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в доме).

При рассмотрении споров об урегулировании разногласий при заключении договоров энергоснабжения суды утверждают такие контракты в отношении условий о границах эксплуатационной ответственности. Примерами из практики могут служить постановления АС ВВО от 19.11.2015 по делу № А29-10092/2014, АС ЗСО от 09.11.2015 по делу № А75-1441/2015, АС СКО от 11.12.2015 по делу № А25-953/2014.

Если в договоре с РСО границы сетей не согласованы

Если стороны не обратились в суд об урегулировании разногласий при заключении договора ресурсоснабжения и протокол разногласий остался не подписанным РСО, при возникновении споров по объемам поставленных ресурсов и границам ответственности договор не будет признан судом незаключенным, так как условие о границах эксплуатационной ответственности может быть урегулировано законом.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 № 3409/10 суд пришел к выводу, что отсутствие согласованного сторонами акта разграничения балансовой принадлежности не может свидетельствовать о незаключении сторонами договора. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности, а последняя определяется по признаку собственности.

Если в договоре с РСО установлены границы сетей не по закону

Как правило, договор заключается на определенный срок и считается пролонгированным на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит в определенные сроки о своем намерении заключить договор на новых условиях.

В порядке, установленном договором ресурсоснабжения, исполнитель коммунальных услуг вправе заявить о расторжении договора и заключении нового договора на иных условиях. В новом договоре он сможет добиться согласования границ в предложенной им редакции (при необходимости – в судебном порядке).

Признание судом условия договора об установлении границ сетей ничтожным

Теперь рассмотрим вариант, когда при заключении договора с РСО в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности были согласованы границы, выходящие за пределы общего имущества собственников помещений в МКД, и в процессе исполнения договора у сторон возник спор об оплате тепловых потерь.

Определением ВС РФ от 21.12.2015 по делу № 305-ЭС15-11564[1] дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с рекомендациями установить, имелось ли волеизъявление собственников помещений в МКД на перенесение границы балансовой принадлежности за пределы внешней границы стены МКД и изменение состава общего имущества.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил противоречие акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности императивным нормам права, а также отсутствие решения собственников об отнесении спорного участка инженерных сетей к общему имуществу. Договор с РСО в части акта разграничения эксплуатационной ответственности был признан ничтожным, РСО было отказано во взыскании потерь с УК по спорному участку сетей.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров уже используют данное определение Верховного Суда и принимают решения о возложении на РСО бремени содержания и обслуживания инженерных сетей за пределами общего имущества собственников помещений в МКД, а также обязанности оплачивать потери на таких сетях. Например, в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по делу № А72-9399/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу № А53-23569/2014, Решении Арбитражного суда Ульяновской области от 27.01.2016 по делу № А72-9399/2015 арбитры при принятии судебных актов ссылались на вышеназванное определение ВС РФ.

Точки поставки коммунальных ресурсов (независимо от наличия или отсутствия ОПУ) должны находиться на границе балансовой принадлежности, которая проходит по границе общего имущества собственников помещений в МКД.

Граница эксплуатационной ответственности проходит по границе балансовой принадлежности, если иная граница не согласована сторонами договора ресурсоснабжения в соответствующем акте и если нет решения собственников о переносе границы.

Согласовывать границы инженерных сетей проще всего в процессе заключения договора, в том числе в суде.

Условия заключенного договора и подписанных актов разграничения, противоречащие обязательным для сторон договора ресурсоснабжения правилам, ничтожны при отсутствии решения собственников помещений в МКД об установлении иных границ общего имущества в МКД.

[1] Вынесено по иску теплоснабжающей организации к УК о взыскании потерь в участке сети от места установки ОПУ (точки ввода трубопровода в МКД) до границы балансовой принадлежности, определенной в акте разграничения как точка вывода (врезки) трубопровода с теплоносителем от ЦТП.

Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности – документ, который необходим для регулирования отношений между компанией–поставщиком различных ресурсов (электроэнергии, воды, газа, тепла и т.д.) и потребителем.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Цели и задачи акта

Более-менее разобраться в этом можно только при внимательном изучении нормативных документов.

Границей балансовой принадлежности считается линия, которая разделяет общую сеть от сети конкретного владельца.

То есть, например, если речь идет о многоквартирном доме, то тут происходит раздел сетей, относящихся к перечню общего имущества и остальных.

Документально разграничение производится путем подписания соответствующего соглашения между сторонами, а также составления специального акта. Бывает, что соглашения достичь не удается (как правило, в силу того, что поставщик ресурсов необоснованно расширяет зону ответственности клиента) – в этом случае разграничение происходит в судебном порядке.

Итак, на основании вышесказанного можно вывести, что разделение необходимо для того, чтобы каждая сторона имела представление о том, кто именно обслуживает тот или иной участок коммуникационных сетей, а также в случае установления факта повреждения или износа сетей точно могла понять, кто отвечает за ее ремонт и восстановление. Помимо этого, акт становится точкой в процессе подсоединения вновь построенных объектов к коммуникационным сетям.

Если по каким-либо причинам нет возможности определить эксплуатационную ответственность, устанавливается балансовая принадлежность – обычно она соответствует линии внешней стены здания или сооружения.

По взаимному согласию сторон возможны и другие способы определения границ.

Что нужно для составления акта

Как становится ясным из предназначения документа, он является в равной степени необходимым для обеих сторон взаимоотношений.

Особенности составления акта, общие моменты

Если перед вами поставлена задача сформировать акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, а вы не представляете, как грамотно это сделать, рекомендуем внимательно почитать приведенные ниже советы. Ознакомьтесь и с образцом документа – на его основе вам наверняка удастся составить собственный бланк.

Сегодня нет единой унифицированной формы акта. Это говорит о том, что работники ресурсоснабжающих компаний имеют возможность писать его в произвольном виде или, если в организации есть утвержденный шаблон документа – по его типу.

Вне зависимости от того, какой способ оформления будет выбран, при написании акта надо учитывать несколько общих моментов, свойственных для всех подобного рода бумаг. К примеру, надо следить за тем, чтобы структура и содержание бланка отвечали некоторым стандартам делопроизводства.

Иными словами, акт следует условно поделить на три части:

Акт допустимо составлять на обычном чистом листе любого удобного формата (общеприменимый А4), от руки или набирать на компьютере – в деле определения его законности эти значения роли не играют. Важно только то, чтобы акт был составлен без ошибок и помарок, а если таковые все же произошли, лучше не исправлять их, а оформить новый бланк.

Кроме того, документ должен быть завизирован при помощи печатей (при условии, что их применение закреплено в учетной политике компании).

Заявление составляется в трех идентичных экземплярах.

  • Один направляется потребителю услуг,
  • второй – в контролирующую надзорную структуру,
  • третий – остается в ресурсоснабжающей организации.

Акт обязательно должен быть подписан представителями двух сторон: поставщиком ресурсов и получателем.

Образец документа

В начале документа пишется:

  • его полное наименование;
  • номер и дата составления;
  • название компаний, должности и ФИО их представителей;
  • адрес, по которому находится здание или сооружение.

Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности. Часть 1

После этого даются технические характеристики объекта (их можно оформить в виде таблицы или списком), устанавливаются границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

При необходимости бланк может быть дополнен любыми другими сведениями (в зависимости от индивидуальных обстоятельств). Все приложенные к акту дополнительные бумаги нужно отметить отдельным пунктом.

Ответы на вопрос:

Можно провести газ и к недосторою. Вам потребуются следующие документы:

право собственности на участок земли, где осуществляется строительство;

копия техпаспорта на здание, находящиеся в процессе строительства, заведенная нотариусом;

заявление на получение ТУ (техусловия);

письменное подтверждение территориального госоргана законности строительных работ.

Перечень документов для заключения договора газоснабжения установлен Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 09.09.2017) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан":

5. Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

6. Поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению.

7. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

8. Оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения:

а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки домовладения);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных);

в) количество лиц, проживающих в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить;

г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений;

д) вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии);

е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии);

ж) тип установленного прибора учета газа, место его присоединения к входящему в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопроводу, дата опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета газа (далее - поверка), а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (в случае предоставления таких мер);

и) реквизиты акта об определении границ раздела собственности.

9. К оферте прилагаются следующие документы:

а) копия основного документа, удостоверяющего личность, - для заявителя-гражданина, копии учредительных документов, заверенные государственным органом, осуществляющим ведение Единого государственного реестра юридических лиц, или нотариусом, - для заявителя - юридического лица;

б) документ, подтверждающий правомочие представителя юридического лица выступать от имени этого юридического лица;

в) документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями;

г) документы, подтверждающие размеры общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, площади нежилых отапливаемых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, - для многоквартирных домов;

д) документы, подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для домовладений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов;

ж) документы, подтверждающие вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве, или их отсутствие, - для домовладения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) документы, подтверждающие тип установленного прибора (узла) учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора);

к) копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) документы, подтверждающие предоставление гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить, мер социальной поддержки по оплате газа (в случае предоставления таких мер);

м) копия акта об определении границы раздела собственности.

10. Оферта оформляется в 2 экземплярах и регистрируется газоснабжающей организацией в день поступления. Один экземпляр оферты остается у газоснабжающей организации, а другой возвращается заявителю с отметкой о дате принятия оферты и представленных документов к рассмотрению.

11. Газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Техническая возможность признается наличествующей, если на территории муниципального образования, где расположено помещение (жилой дом), газоснабжение которого необходимо обеспечить, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу газа во исполнение всех заключенных ею договоров и к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя.

Помимо документов, подтверждающих право собственность ст 209 ГК РФ под иными основаниями пользования этим помещением понимается договор найма ст 671 гК РФ либо договор аренды ст 60, либо акт приемки дома в эксплуатацию: ГК РФ Здесь же употребляется союз или,что означает, что вам нужно предоставить документы о праве собственности, а при отсутствии таких документов иные основания. К сожалению разрешение на строительство ст 51 Градостроительного кодекса рФ не относится к иным основаниям Для газификации дома вам потребуется акт приемки в эксплуатацию дома. Этот акт относится как раз к иным основаниям.

Действительно для газификации требуются оригиналы документов на дом, но если есть на землю правоустанавливающий документ то к нему приложите перечень документов указанных в п.69

Согласно Постановления 1314 об

утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими.

VI. О заключении договоров о подключении.

69. К заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 82)

а) ситуационный план;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 16.11.2016 N 1203)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);

копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином законном основании, заявитель представляет согласие собственника земельного участка на использование этого участка на период строительства объектов сетей газораспределения. В случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве заявитель представляет копию схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2018 N 82, от 12.04.2018 N 448)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);

д) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.08.2017 N 924;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров);

ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1203)

з) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1203; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 82)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) утратил силу с 1 января 2019 года. - Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622;

(см. текст в предыдущей редакции)

к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 настоящих Правил

Это образец нашего иска, который был удовлетворен судом.

В Солнечногорский районный суд Московской области

Ж., 19.06.1960 года рождения, место рождения: г. Унгелы Республики Молдова, адрес регистрации: Московская область,

К., Представитель по доверенности № 61 АА4408500 :

Б., адрес регистрации: г. Москва, ул.

Ответчик: Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, адрес для корреспонденции: г. Солнечногорск, ул. Банковская д. 2

Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, 121170, г. Москва, ул. Поклонная, 13

Мы, Истец 1 и Истец 2, являемся заказчиками в равных долях строительства распределительного подземного газопровода к принадлежащим нам жилым домам №2, №12 проезда Дачный, д. Б., Солнечногорского района, Московской области. Общая протяженность газопровода составляет 864 метра, из них

  • высокое давление (0,6 МПа) – 464,35 метров
  • среднее давление (0,3 МПа ) – 352,95 метров
  • низкое давление (0,002 МПа) – 46,7 метров.

По результатам строительно-монтажных работ данный газопровод был построен в полном объеме и в соответствии с проектной документацией, о чем был составлен 06.10.2015 года Акт приемки законченного объекта газораспределительной системы (форма№2), в соответствие с которым приемочная комиссия рассмотрела представленную документацию, определила соответствие выполненных строительно-монтажных работ проекту, провела испытания и вынесла решение о полном выполнении всего объема работ и соответствии их требованиям СНиП 42-01-2002, ТСН.

10 декабря 2015 года на основании поданных нами документов, на указанный выше объект Федеральной кадастровой палатой Росреестра по Московской области был оформлен и выдан Кадастровый паспорт №МО-15/3В-257610 и присвоен кадастровый номер 50:09:0000000:18642 на сооружение трубопроводного транспорта.

Таким образом, нами, как заказчиками, данный объект – распределительный подземный газопровод к жилым домам №2, №12 проезда Дачный, д. Б, Солнечногорского района, Московской области, был создан и узаконен.

Также, на основании нашего обращения, администрацией Солнечногорского муниципального района было выдано Разрешение на размещение объекта №25 от 08.04.2016 года, в соответствии с которым нам было разрешено размещение указанного подземного газопровода на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в частности на территории кадастрового квартала 50:08:0000000.

Таким образом, при возведении объекта недвижимости не допущено нарушений строительных норм и правил промышленной безопасности. Сохранение данной постройки не несёт угрозу жизни и здоровью граждан, подземный газопровод не создает препятствий в пользовании земельными участками, по которым он проходит.

Исходя из этого, нами были поданы документы на регистрацию права собственности на указанный объект в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 13 января 2016 года, запись №347 в книгу учета входящих документов №50-50/061-50/061/001/2016.

12.04.2016 г. нами в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Москва, ул. Земляной вал, 36) был получен документ с номером 50-50/061-50/061/006/2015-9931, подписанный государственным регистратором О.Ю. Максимовой, в соответствие с которым, регистратор отказывает нам в государственной регистрации указанного объекта, мотивируя свои действия следующими выводами: документы, подтверждающие наличие актуальных земельных правоотношений с земельными участками на которых расположен объект недвижимости на государственную регистрацию не представлены. Разрешение на использование земель (представленное нами), по мнению регистратора, не является правоустанавливающим документом на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Считаем, что факт отказа из-за этого в регистрационных действиях — необоснован, незаконен и нарушает наши права на государственную регистрацию объекта недвижимого имущества, а именно:

Правительством РФ было принято постановление от 3 декабря 2014 года №1300, в соответствие с которым утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В соответствии с данным перечнем, газопроводы давлением до 1.2 Мпа, для которых не требуется разрешение на строительство могут размещаться без предоставления земельных участков. Наш газопровод, давлением 0,6 Мпа подпадает под данный перечень, исходя из этого оформление договора аренды земельного участка или иного правоустанавливающего документа не требуется и невозможно. В период строительства на земельный участок под данный газопровод подрядчиком был оформлен договор аренды земельного участка №152-В/13 от 11 июня 2013 года на период с 11.06.13 по 10.05.14 года, однако необходимость продления данного договора в настоящее время отсутствует ввиду вступления в действие Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 года №1300. Указанное постановление коррелируется с п. 3 ст. 39.36. Земельного кодекса РФ- Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, отказ в регистрации из-за непредоставления на регистрацию нами правоустанавливающего документа на земельный участок под газопровод давлением 0,6 МПа незаконен.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании права собственности является способом восстановления и защиты нарушенного права. В подтверждение наличия у истцов прав собственности должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие юридических оснований возникновения данного права.

В соответствии с частью 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает правило о том, что право собственности в соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодека Российской Федерации возникает при условии соблюдения лицом, выстроившим объект недвижимости, закона и иных правовых актов. В предмет доказывания по иску о признании права собственности на основании ст. 218 Гражданского кодека Российской Федерации входят такие обстоятельства, как создание истцом объекта для себя и соблюдение закона и иных правовых актов при строительстве.

Для возникновения права на вновь созданный объект недвижимости необходима совокупность юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, соблюдение градостроительных, строительных, природоохранных и других норм, установленных законодательством при возведении объекта, что соблюдено истцами в полном объеме.

Земельные участки на которых расположен заявленный объект, предоставлены истцам на законных основаниях.

Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

  1. Признать за К.(истец 2) и за Ж.(истец 1) в равных долях право собственности на объект недвижимого имущества: распределительный подземный газопровод к жилым домам №2, №12 высокого, среднего и низкого давления, протяженностью 864 метра, из них
  • высокое давление (0,6 МПа) – 464,35 метров
  • среднее давление (0,3 МПа ) – 352,95 метров
  • низкое давление (0,002 МПа) – 46,7 метров

и входящий в его состав ГШРП (тип МРП — 1000), расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Б., Дачный проезд.

Если у вас спор о признании права собственности — звоните нам, мы поможем!

Нужна консультация адвоката?

Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!

или звоните по номеру прямо сейчас!

Читайте также: