Административная ответственность за земельные правонарушения презентация

Обновлено: 16.05.2024

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1)

Административное правонарушение является единственным основанием для административной ответственности . Нет правонарушения – нет ответственности.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной или уголовной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо , равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Каждое из этих лиц совершает собственное правонарушение с собственной

объективной стороной, субъективной стороной .

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Несут ответственность на общих основаниях при совершении правонарушения на территории РФ но в отношении них могут устанавливаться специальные виды наказаний, применяемые только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст.3.10 КоАП)

Ответственность иностранных граждан, пользующихся иммунитетами регулируется международным правом

Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

Если правонарушения в области дорожного движения (Гл.12 КоАП) или благоустройства (законодательство субъектов РФ) совершенное с использованием транспортного средства фиксируется камерой, работающей в автоматическом режиме, то к ответственности привлекается

собственник или владелец вне зависимости от того, кто конкретно совершил правонарушение . Собственник или владелец вправе доказывать, что правонарушение совершил не он.

Ответственность собственников или иных владельцев земельных участков

Если правонарушения в области благоустройства (законодательство субъектов РФ) фиксируется камерой, работающей в автоматическом режиме, то к ответственности привлекается собственник или владелец объекта недвижимости вне зависимости от того, кто конкретно совершил правонарушение.

3 Собственник или владелец вправе доказывать, что правонарушение совершил не он.

Признаки административного правонарушения

Противоправность – деяние нарушает нормы права. При этом запрет может в отдельных случаях вытекать из самого факта установления санкции.

Виновность – см. принцип презумпции невиновности. КоАП устанавливает формы вины, предусматривая в зависимости от них дифференциацию ответственности и субъекта правонарушения

Деяние – действие или бездействие

Совершение правонарушения физическим или юридическим лицом

Наказуемость – за деяние должна быть установлена ответственность Разделом II КоАП РФ

Общественная вредность – признак отграничивающий административные правонарушения от общественно-опасного преступления.

Освобождение от административной ответственности

В административно-деликтном праве нет конструкции освобождения от наказания. Возможно только освобождение от ответственности .

Об освобождении от административной ответственности может идти речь только в том случае, когда в действиях лица содержатся все признаки административного правонарушения , но в силу определенных причин привлечение его к административной ответственности невозможно:

Замена для несовершеннолетнего лица административного наказания мерами воспитательного воздействия (ч.2 ст.2.3.)

Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ч.1 ст.2.5.)

Крайняя необходимость и необходимая оборона (ст.2.7.)Малозначительность (ст. 2.9.)

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности

5 (ст.4.5., п.6 ч.1 ст.24.5.) – см. лекцию по назначению административных наказаний

Замена для несовершеннолетнего лица административного наказания мерами воспитательного воздействия

«С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет , комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия

Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 «Об утверждении Примерного

Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Освобождение от ответственности возможно при одновременном наличии 2-х условий : 1. Лицо подпадает в перечень лиц, указанных в ч.1 ст.2.5:

Военнослужащие;граждане, призванные на военные сборы;

Имеющие "специальные звания" сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов 2. Правонарушение не входит в число перечисленных в ч.2 ст.2.5.

Освобождение от административной ответственности связано с привлечением виновного лица к другому виду ответственности – дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регулируется дисциплинарными уставами и кодексами . Например:

Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел

Крайняя необходимость и необходимая оборона

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам:

1. В состоянии крайней необходимости , то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц

2. если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (крайняя необходимость)

Малозначительность

Статья 2.9. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием .

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного

правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя , размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее

существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений .Малозначительность невозможна по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность

9 правонарушения. Они в силу "частей 2" и "3 статьи 4.1" КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХУЧАСТКОВ

Тема земельных участков сейчас очень актуальна, как никогда. Каким образом правильно распорядиться землей, как земельные правоотношения трактует Земельный кодекс, рассказывает специалист-эксперт Железногорского отдела Управления Росреестра, государственный инспектор по использованию и охране земель по г. Железногорску и Железногорскому району Лидия Николаевна Боева.

- Лидия Николаевна, скажите, пожалуйста, кто осуществляет контроль нецелевого использования земель на территории города Железногорска и Железногорского района?

- Осуществляет государственный контроль использования и охраны земель отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (Росреестр). Кроме того, существует муниципальный контроль использования земель на территории муниципального образования. Информация, полученная органами местного самоуправления при проведении проверок, может эффективно использоваться в целях выявления и пресечения земельных правонарушений землепользователями, а также дальнейшего эффективного распоряжения земельными участками на территории муниципального образования.

- Объясните правоотношения и ответственность, предусмотренные ст. 8.8 КоАП РФ?

- Ст. 8.8. КоАП РФ звучит следующим образом: "Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель". Земельный кодекс Российской Федерации разграничивает понятия категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории, целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При использовании земель не по целевому назначению, неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, инспектор вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности согласно статье 8.8 КоАП. При использовании лицом земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах, инспектор выдает предписание об устранении нарушения земельного законодательства в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

- Лидия Николаевна, приведите пример такого неиспользования.

- Кто уполномочен рассматривать административные дела по ст. 8.8, КоАП РФ на территории г. Железногорска и Железногорского района?

- Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляю государственный контроль за использованием и охране земель (ст. 23.21 КоАП РФ) - главный государственный инспектор по использованию и охране земель по г. Железногорску и Железногорскому району и заместитель главного государственного инспектора. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (милиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

- Какойштрафпредусмотренпо данной статье?

- За нарушения, выявленные по статье 8.8 КоАП предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Земля является одним из важнейших ресурсов страны, находящихся под особой охраной государства.

Все земельные правоотношения строятся не столько по принципу использования земельных ресурсов, сколько по принципу защиты окружающей среды.

Нерациональное использование земли или противоправное в отношении неё действие или бездействие отдельных лиц может быть признано даже уголовным преступлением.

Ответственность за земельные правонарушения может быть не только уголовной, но и административной или гражданско-правовой. Вид применяемой ответственности и мера наказания определяются исходя из особенностей совершенного деяния.

Регламентирована ответственность не только нормами Земельного Кодекса, но и другими кодифицированными нормативно-правовыми актами.

Что такое земельное правонарушение?

Понятие и состав земельного правонарушения регламентированы нормами законодательства.

Правонарушение – это юридический факт несоблюдения норм права, выявленный и зафиксированный в установленном порядке, который порождает привлечение виновного лица к ответственности.

Земельные правонарушения так или иначе должны быть связны с землёй и земельным законодательством. Земельные правонарушения включают в себя нарушения права собственности на землю, порядка землепользования и требований по охране земельных ресурсов.

Кроме того, действия или бездействия должностных лиц, осуществляющих функции охраны земель или обеспечения их рационального использования, тоже могут признаваться правонарушениями.

Правонарушение должно иметь общественно опасный характер и создавать угрозу возникновения негативных последствий.

Состав земельного правонарушения выглядит следующим образом:

В основном порядок привлечения к ответственности предполагает наличие всех четырёх факторов состава правонарушения. Однако, есть исключения. Например, привлечь к ответственности юридические лица можно без вины, поскольку они являются источником повышенной опасности.

Состав правонарушения может быть материальным или формальным. Материальный состав признается правонарушением при наступлении определенных последствий, формальный – без их наступления.

Какие бывают земельные правонарушения?

Виды земельных правонарушений можно охарактеризовать различными классификациями. К примеру, в зависимости от тяжести совершенного деяния они могут быть земельными преступлениями, земельными правонарушениями или обычными проступками. Мера ответственности в таком случае будет применяться также различная.

Какие бывают земельные правонарушения?

По степени вреда природной среде земельные правонарушения могут быть:

  1. Земельные правонарушения, которые направлены против рационального использования земель, законных интересов и прав собственников земли, землепользователей или арендаторов.
  2. Земельные правонарушения, имеющие экологическую окраску, являющиеся одновременно и экологическими правонарушениями, и земельными.

От вида ответственности, которая наступает за их совершение, земельные правонарушения могут быть уголовными, гражданско-правовыми, административными, дисциплинарными и земельно-правовыми.

Особенности и разновидности ответственности

Юридическая ответственность – это государственное принуждение исполнения требований права, правоотношение, в котором одна сторона обязана отвечать за свои противоправные поступки перед другой стороной.

Чтобы юридическая ответственность наступила, должны быть соблюдены следующие условия:

  • существование законодательной нормы, запрещающие определённое поведение или предписывающей предпринять определенные действия;
  • факт несоблюдения нормы;
  • наличие вины правонарушителя;
  • причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Особенности и разновидности ответственности

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется земельным законодательством, уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым и процессуальным. Иногда меры ответственности прописываются только в земельных нормативно-правовых актах.

Виды ответственности за земельные правоотношения соответствуют наименованиям отраслей права. С какого возраста наступает ответственность за земельные проступки, ответить однозначно невозможно.

Если речь идёт об уголовном преступлении, то по общему правилу ответственность наступает с возраста 14 лет. За административные проступки ответственность возникнет с 16 лет. Будет влиять на ответственность и степень общественной опасности содеянного.

Каждый вид правонарушения предусматривает свою ответственность, что указано в 8 главе Земельного Кодекса страны. Уголовной и административной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ, дисциплинарной – ст. 75 ЗК РФ, гражданско-правовой – ст. 76 ЗК РФ.

Земельные уголовные преступления

Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое нормами Уголовного Кодекса. Уголовная ответственность зависит от степени тяжести совершенного деяния.

Стать фигурантом уголовного дела по земельным преступлениям виновное лицо может при совершении следующих противоправных действий:

Применяемые уголовные санкции включают в себя штрафы, исправительные или обязательные работы, ограничение или лишение свободы.

Если речь идёт о привлечении должностного лица к ответственности к виде дополнительной меры наказания его могут лишить права занимать конкретные должности или заниматься определенными видами деятельности. Уголовная ответственность также наступает за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых.

Земельные административные проступки

Административная ответственность за земельные проступки предполагает привлечение виновного лица для пресечения совершения новых проступков, как самим виновным лицом, так и другими субъектами.

За совершение проступков в области земельного права виновным лицам грозят по ст. 3.4 КОАП РФ предупреждения или штрафы до 1 миллиона рублей. В отношении граждан денежные санкции ограничены 5 тысячами рублей, до миллиона штрафы грозят только юридическим лицам.

Самыми распространёнными административными составами в земельных отношениях являются:

Это не исчерпывающий перечень административных проступков, связанных с землёй и земельными правоотношениями. Для привлечения виновного лица к ответственности нужно документально зафиксировать проступок в виде протокола. Сделать это может только уполномоченное лицо, осуществляющее функции контроля и соблюдения порядка.

Гражданские земельные споры

Гражданско-правовая ответственность за земельные проступки может иметь место быть тогда, когда установлен факт причинения материального ущерба. Убыток может быть возмещён за проступок, бездействие или незаконное действие.

По главе 25 ГК РФ виновной стороне может грозить применение ответственности в виде убытков или неустойки, неисполнения денежного обязательства в натуре.

Гражданские земельные споры

ГК РФ содержит и специальные нормы, касающиеся нарушений земельного законодательства, в частности:

  • изъятие участка, использующегося не по целевому назначению;
  • изъятие участка, используемого с нарушением норм законодательства;
  • прекращение прав на участок.

Если убыток был нанесён землям сельскохозяйственного назначения, дополнительно погашаются потери производства.

Иные виды ответственности

Также в отношении земельных проступков применяются дисциплинарная ответственность к виновным лицам и земельно-правовая.

Дисциплинарная ответственность – это наказание лиц, которые в силу трудового договора или должностной инструкции являются ответственными лицами за совершение тех или иных противоправных действий. Если компания понесёт административную ответственность, она вправе будет привлечь своих сотрудников к дисциплинарным мерам взыскания.

Порядок привлечения к такой ответственности определяется нормами трудового права, законодательством о государственной или муниципальной службе.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе наказать виновного сотрудника замечанием, выговором или увольнением.

Иные виды ответственности

Земельно-правовая ответственность – это неофициальный вид, выделяемый некоторыми теоретиками права. По сути это вся ответственность, которая проявляется в виде действий земельного взыскания.

К примеру, изъятие участка за незаконное использование относится именно к этой ответственности, хотя к мерам гражданско-правового воздействия относятся в той же мере.

Земля находится под особой охраной государства, она считается одним из самых уязвимых видов общедоступных ресурсов. Для охраны окружающей среды от внешнего и вредного воздействия законодательством предусмотрены уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственности за земельные правонарушения.

Административная ответственность (ст. 74 ЗК РФ) применяется к таким административным земельным правонарушениям, которые по степени своей опасности не требуют применения уголовного законодательства.

Действующее сейчас законодательство предусматривает привлечение к административной ответственности не только граждан и должных лиц, но и юридических лиц.

Перечень административных земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения.

Размеры денежных штрафов, которые налагаются на виновных за совершение земельных правонарушений, в связи с происходящей в России ежемесячной инфляцией устанавливаются в кратном отношении к минимальной оплате труда, действующей в Российской Федерации на момент совершения правонарушения.

От вида земельного правонарушения зависит, кто налагает штраф на правонарушителя. ответственность земельный правонарушение преступление

Органы государственного контроля за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией налагают штрафы за нарушение земельного законодательства в административном порядке в двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения. А в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Дела об административных правонарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с законодательством об административных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов согласно их компетенции.

При неуплате штрафа в 15-дневный срок взимание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке на основании постановления должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Взыскание денежных штрафов с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения суда или арбитражного суда.

Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим:

субъектами этого вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными в совершении административно-земельного проступка (ст. 2.2-24 КоАП РФ).

При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 2.4 КоАП РФ);

эта ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков;

по общему правилу к административной ответственности виновные привлекаются в любое время независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение. Исключение составляют случаи запрещения и ограничения движения на отдельных дорогах в периоды, когда движение по ним угрожает безопасности движения - периоды весенней распутицы, ослабления дорожного полотна и т.п., т.е. нарушение наказуемо только в том случае, если оно совершено в указанный в законе период;

административные наказания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе. Как правило, наказываемые виновные лица не находятся в служебной подчиненности от наказывающих должностных лиц, т.е. административная ответственность носит вневедомственный характер.

Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.

ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нарушение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.




Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земельного законодательства протоколируется уполномоченным на то должностным лицом; собираются необходимые доказательства; к участию в рассмотрении дела привлекаются лица, допускаемые административным процессуальным правом; административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенных законом; ход рассмотрения дела протоколируется; наказание оформляется постановлением, которое доводится до наказанного в установленном порядке, может быть обжаловано с соблюдением установленных правил.

Административная ответственность за нарушения земельного законодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер; факт совершения нарушения фиксируется в установленном законом порядке, что влечет за собой принятие решения по делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления нарушителя другими методами административная ответственность может не применяться.

Административную ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам:

нарушения экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.;

нарушения экологического характера: порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий и т.п.;

нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений; повреждение насаждений;

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объему вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Приведение земельных участков при их захламлении, других видах порчи, в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, за их счет.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка;

нарушения правил использования земель; непринятие мер борьбы с сорняками; нарушение правил благоустройства поселений; нарушение правил содержания дорог и др.

Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований безусловно отрицательно сказываются на использовании и охране земель.
Важнейшим элементом правового обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты законных прав и интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов, является применение правовых средств воздействия, направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к правовой ответственности.

Содержание работы

Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве 3

Содержание административной ответственности за земельное правонарушение 12

Особенности правоприменительной практики в области административной ответственности за земельное правонарушение 14

Предупреждение земельных административных проступков 15

Список литературы 17

Содержимое работы - 1 файл

Сверху тема название.docx

Тема: Административная ответственность за земельное правонарушение

  1. Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве 3
  1. Содержание административной ответственности за земельное правонарушение 12
  1. Особенности правоприменительной практики в области административной ответственности за земельное правонарушение 14
  1. Предупреждение земельных админ истративных проступков 15

Исключительная по важности роль природноресурсовых отношений закреплена ст. 9 Конституции России, устанавливающей что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующие территории. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействие направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к ответственности. Основная цель заключается в оценки правового обеспечения рационального использования и охраны земель.

2. Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве

В теории права под правонарушением понимают нарушение норм действующего права, совершение акта, противного праву. Или же как общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

В литературе по земельному праву встречаются различные определения земельного правонарушения. Так, Р.К. Гусев считает, что земельное правонарушение - это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управлении пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

По мнению О.И. Крассова, земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, результатом которого является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключается в обеспечении рационального использования и охране земель и защите лиц, использующих земельные участки.

Из приведенных выше определений видно, что земельное правонарушение характеризуется следующими признаками:

1) это виновное деяние;

2) это противоправное деяние, т.е. деяние, противоречащее нормам земельного законодательства;

3) посягает на установленный законодательством земельный строй, порядок управления и пользования землей, ее охраны;

4) причиняет вред земле как природному объекту, здоровью и имуществу людей;

5) влечет юридическую ответственность.

Земельное правонарушение состоит из элементов, характеризующих совершенное действие или бездействие как правонарушение, которые в совокупности образуют состав правонарушения. Понимание состава земельного правонарушения необходимо для разграничения различных видов указанных правонарушений.

Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель.

Сухова Е.А. называет объектом земельного правонарушения земельный правопорядок, а так же права и законные интересы собственника земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

В качестве конкретного предмета правонарушения может выступать:

1) конкретный земельный участок;

2) земельные распорядки;

3) права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли;

4) объекты недвижимости, связанные с землей.

Объективная сторона земельного правонарушения - это совокупность юридически значимых признаков, конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда.

Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:

1) противоправность поведения;

2) причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений;

3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Противоправное деяние может быть совершено в форме действия или бездействия. К числу факультативных признаков объективной стороны относят: место, способ совершения правонарушения и средства, с помощью которых оно совершено.

Субъекты земельного правонарушения - это физические или юридические лица - правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства. Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Необходимо отметить, что наряду с российскими юридическими и физическими лицами, субъектами правонарушений могут выступать и граждане иностранных государств, а так же предприятия с иностранными инвестициями. Государственные органы и их должностные лица также могут быть привлечены к ответственности в случае нарушения требований законодательства по распоряжению землей.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, то есть, как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя. Земельные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Умышленным является земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность бывает двух видов: небрежность и легкомыслие (или самонадеянность). Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Легкомыслие имеет место тогда, когда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их.

Основание ответственности - наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если его поведение (действие или бездействие) закон признает противоправным.

Условия ответственности установлены законодательством. Данные условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, и отсутствие одного из них делает привлечение к ответственности невозможным. Условия ответственности:

1) противоправное поведение субъекта;

2) наличие вреда;

3) наличие прямой причинной связи между вредом и деянием;

4) вина нарушителя.

Статьи 62, 74, 75, 76 Земельного кодекса РФ предусматривают следующие виды юридической ответственности за земельные правонарушения: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственности.

а) Административная ответственность

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Административное наказание - установленная государством мера ответственности за административное правонарушение - применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц - 50 тыс. руб., для юридических лиц - 1 млн руб.

Административный штраф также может выражаться в денежной величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Практика показывает, что на эффективность административной ответственности в области обеспечения надлежащего землепользования влияют:

1) недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях;

2) слабое воспитательное воздействие процедуры рассмотрения дел и вынесения постановлений о наложении административного взыскания;

3) необеспечение реальности исполнения постановлений;

4) неадекватность взыскания содеянному;

5) слабое знание гражданами и должностными лицами законодательства об административных правонарушениях;

6) низкий авторитет правоприменительных.

При определении эффективности административной ответственности за земельные правонарушения целесообразно выяснять два вопроса: во-первых, степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние тенденции к изменению количества и качества правонарушений.

б) Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, то есть является преступлением.

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий в сфере земельных отношений: регистрации незаконных сделок, искажения данных кадастра, занижения размеров платежей. Совершение указанных деяний предполагает прямой умысел, корыстную или иную личную заинтересованность.

Субъективная сторона - прямой умысел, и предполагает корыстную или иную личную заинтересованность.

Основной связанной с земельными отношениями нормой является ст. 254 УК РФ. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами.

Читайте также: