Администрация отказывает в заключении договора аренды земельного участка

Обновлено: 18.05.2024

Государство предоставляет гражданам возможность получить земельный надел в аренду.

Это очень удобно, так как государство предлагает совсем невысокие цены за наделы, при этом, на очень выгодных условиях.

Очень многие бизнесмены и частные лица пользуются подобными предложениями.

Однако некоторые физические и юридические лица могут получить отказ в проведении подобных процедур. Выясним, в результате чего он может последовать.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Все основания для отказа в предоставлении земельного надела в аренду содержатся в законодательстве. Поэтому, вы можете ознакомиться с подобными основаниями не только из текста нашей статьи, но и обратившись к нормативно-правовым актам.

Все вопросы, которые относятся в земельной сфере, регулируют одним большим нормативно-правовым актом, который именуется земельным кодексом.

В нём собрана не только информация, которая свидетельствует о возможности или невозможности предоставления надела от государства в аренду частным или юридическим лицам, но и также причины, по которым может последовать отказ.

Поэтому, если вы нуждаетесь в наиболее подробном изучении вопроса, вам необходимо обратиться к статье Земельного кодекса под номером 39.16.

В пунктах этой статьи содержится множество нюансов, а также конкретной информации, которые станут причиной для того, чтобы вы отказались от возможности получения земельного надела в аренду.

Основания

Отказ в предоставлении земельного участка в аренду

  1. Первое наиболее распространенная причина, которая может стать отказом в осуществлении процедуры регистрации – это неправильный сбор пакета документов. Отсутствие важных бумаг, а также попросту невозможность их предоставить является основанием для отказа, или, в крайнем случае, продлевает срок оформления договора аренды на другое время.
  2. Второй причиной является некорректное составление договора аренды.
  3. Третья причина – это отсутствие регистрации. Если лицо заключило договор с администрацией, внесло арендную плату, однако не зарегистрировало договор надлежащим образом, ему отказывают в его правах.

Обратите внимание! Отсутствие платежеспособности гражданина также является основанием для невозможности использования земельного надела.

Отказ в продлении договора аренды земельного участка

Отказ может последовать не только в осуществлении аренды, но и в продлении договора.

  1. Так, например, если вы хотите продлить договор еще на определенное количество времени, но администрация уже составила договор с другим арендатором ввиду того, что ваш договор подходил к концу, то вы лишаетесь подобного права.
  2. Невозможно продление договора и в случае, если по факту окончания действия вашего соглашения государство будет использовать земельный надел в своих нуждах. Продление договора не может быть осуществлено в случае, если его заподозрили в нецелевом использовании земельного надела.
  3. Продлить договор невозможно в ситуации, если земля будет признана ограниченные в обороте, и даже частично ограничены. Также, если собственник в лице государства решил передать недвижимое имущество в чью-либо собственность, вы лишаетесь возможности продлить договор. Собственником является государство, и теперь можете обратиться только к новоиспеченному владельцу.

На каких основаниях сам арендующий может отклонить предложение?

Но отказаться от аренды может не только государство, но и сам арендатор. Просто происходить это может ввиду совсем иных обстоятельств.

Так, например, отказ в продлении договора аренды со стороны арендатора может последовать в результате того, что государством не исполнялись конкретные пункты договора.

Кроме того, отказ от аренды земельного участка может быть получен ввиду того, что у арендатора попросту закончились финансы на осуществление подобной деятельности.

Земля разочаровала арендатора и является непригодной. В случае, если участок не отвечает заявленным требованиям, арендатор также вправе отказаться.

Обратите внимание! Судебной практике известны и другие случаи, которые могут стать причиной разрыва отношений по инициативе арендатора.

Можно ли оспорить?

Нередко, подобная ситуация является основанием для встречи в судебной инстанции.

Отказ в аренде земельного участка от той или иной стороны можно оспорить в судебной инстанции.

Однако для этого у вас должны быть определенные доводы, которые докажут факт того, что подобное действие невозможно.

Оспаривать подобные основания можно в порядке подачи искового заявления. Если суд сочтет, что ваши требования и неправомерны и незаконны, вам откажут в рассмотрении вашего дела. Обратиться за поиском справедливости в судебной инстанции может как государство, так и арендатор.

Пошаговая инструкция по опротестованию

  1. В первую очередь, сторона, которая считает себя ущемленной в правах, должна написать исковое заявление. В нём должны быть изложены факты, которые свидетельствуют о несправедливости в ваш адрес.

Важно! В заявлении должны быть приложены соответствующие документы для отказа от аренды земли, которые доказывают факт возникновения ваших правоотношений, а также факты грубого расторжения.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Рекомендуем к изучению и другие наши статьи об аренде земли. Читайте о том, как сдать или взять в аренду земельный участок, в том числе у муниципальных властей, каковы допустимые сроки аренды, как грамотно составить договор и нужно ли платить налог с такой сделки. Узнайте, кому принадлежит право аренды, а также нюансы его оценки, переуступки и передачи в залог.

Заключение

Ознакомившись с вышеизложенной информацией можно сделать вывод о том, что в случае, если в отношении вас будет издан неправомерный отказ в осуществлении аренды недвижимого имущества, то вы можете запросто оспорить подобное решение. Помните о том, что закон всегда на стороне тех, чьи права грубо нарушаются.

Поэтому, если администрация не соблюла все требования закона, а также некорректно с точки зрения закона поступила с вами, вы всегда можете найти правду в судебной инстанции. А мы желаем вам, чтобы вы никогда не стали жертвой несправедливости.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Как пояснил Суд, лишь изменение правового режима земельного участка, не предусматривающее дальнейшее его использование в целях сельскохозяйственного производства, является препятствием для заключения нового договора аренды


Суды посчитали отказ законным

До истечения срока аренды общество обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении участков в аренду без проведения торгов на новый срок. Однако заявителю было отказано со ссылкой на то, что один из земельных участков расположен на территории проектируемой автодороги местного значения, а также в границах территориальной зоны озеленения специального назначения. Другие участки, как указал Департамент, в свою очередь расположены на территории зеленых насаждений, проектируемых улиц, в границах территории прогнозируемой жилой застройки и так далее.

Суды исходили из того, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и документацией по планировке территории некоторые спорные участки земли расположены на территории общего пользования (зона озеленения специального назначения), а другие предназначены для размещения объектов местного значения (объекты транспортной инфраструктуры, жилая застройка с уличной сетью). Соответственно, в силу п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если последний в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Суды посчитали, что, независимо от того, что документы территориального планирования были разработаны на значительную перспективу и в ближайшее время строительство объектов местного значения на земельных участках не планируется, оснований для предоставления земельных участков обществу в аренду без проведения торгов не имеется. Они также указали, что в отсутствие решения о резервировании спорных земельных участков уполномоченный орган не вправе предоставить их в аренду до начала возведения запланированных объектов местного значения. При этом, добавили они, заинтересованные лица могут оспорить в судебном порядке бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в несвоевременном выполнении этапов реализации генерального плана.

ВС вернул дело на новое рассмотрение

ВС также упомянул Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и КФХ для ведения сельскохозяйственного производства, в котором перечислены условия, допускающие заключение договора аренды без торгов в отношении земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования. При этом Суд отметил, что изменение правового режима земельного участка (категории и вида разрешенного использования), не предусматривающее дальнейшее его использование в целях сельскохозяйственного производства, является препятствием для заключения нового договора аренды в вышеуказанных целях.

Арендовать землю на территории размещения объектов федерального, регионального и местного значения можно

Как пояснил ВС, нижестоящие суды не установили, что спорный участок относится к изъятым из оборота землям, а Земельный кодекс содержит исчерпывающий перечень изъятых из оборота земель под федеральными объектами

ВС добавил, что из оспариваемых судебных актов не усматривается, что доводы Департамента об изменении правового режима в части установления новых видов разрешенного использования всех спорных участков подтверждаются материалами дела. Он также привел в пример Определение от 8 декабря 2020 г. № 305-ЭС20-12105, в котором ранее указывалось на возможность заключения договора аренды земельного участка до начала установленной ст. 279–282 Гражданского кодекса, положениями главы VII.1 Земельного кодекса процедуры изъятия объектов недвижимости.

Как пояснил Суд, при принятии решения о заключении нового договора аренды по окончании срока ранее заключенного договора не могут не учитываться изменения градостроительной документации, предусматривающие иное зонирование территории, а также положения земельного законодательства о предоставлении публичных земельных участков. Вместе с тем из судебных актов и материалов дела не усматривается наличие доказательств, подтверждающих, что в отношении всех спорных участков изменился правовой режим, не допускающий их дальнейшее использование в целях сельскохозяйственного производства. В связи с этим Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и вернул дело на новое рассмотрение.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Минэкономразвития России от 26.01.2018 N ОГ-Д23-734 по вопросу государственной регистрации прекращения аренды земельного участка.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 января 2018 г. N ОГ-Д23-734

ПРАВА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В СВЯЗИ

С ОБРАЩЕНИЕМ НАСЛЕДНИКОВ УКАЗАННОГО ПРАВА С ЗАЯВЛЕНИЕМ

О ПРИОБРЕТЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Департамент недвижимости Минэкономразвития Россия (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно прекращении права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в связи с обращением наследников указанного права с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по консультированию, разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем по обозначенному вопросу считаем возможным выразить свое мнение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.

Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

Таким образом, условия договора аренды недвижимого имущества могут предусматривать ограничения в части перехода прав по данному договору к наследникам арендатора в случае смерти последнего, в силу которых такой договор прекращается со дня смерти арендатора. В отсутствие указанных ограничений права по договору аренды недвижимого имущества переходят к его наследнику.

Пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, если договором аренды не предусмотрено ограничений в части перехода прав по данному договору к наследникам арендатора, совершение действий по внесению соответствующих изменений в договор аренды не является обязательным, поскольку наследник арендатора земельного участка становится арендатором указанного имущества со дня открытия наследства в силу закона.

Основания прекращения договора аренды земельного участка предусмотрены статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в соответствии с которой аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, и по иным основаниям, наряду с указанным, установленным данной статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса.

По смыслу подпункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса наличие права аренды в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не препятствует осуществлению исключительного права на приобретение земельных участков в собственность гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если арендатор по договору и обладатель указанного исключительного права совпадают в одном лице.

Кроме того, согласно статье 413 Гражданского кодекса обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

На основании изложенного, в том числе с учетом позиции Росреестра по данному вопросу, Департамент недвижимости полагает, что одновременно с представлением документов, включая свидетельство о праве на наследство, на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора купли-продажи, может быть представлено заявление о государственной регистрации прекращения аренды, если условия соответствующего договора не предусматривают ограничения перехода права аренды к наследникам арендатора.

При этом основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи об аренде, если отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи, как представляется, будут являться статья 413 Гражданского кодекса и договор купли продажи указанного земельного участка либо условия договора аренды, из которых следует, что такой договор прекращается в связи со смертью арендатора.

1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

2.1. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения договора комплексного освоения территории, заключенного в отношении такого земельного участка или образованных из него земельных участков, либо в случае нарушения графика освоения указанной территории, предусмотренного данным договором.

2.2. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка, предоставленного на основании договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, или земельных участков, образованных из такого земельного участка, может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения такого договора о комплексном развитии территории в связи с неисполнением лицом, заключившим указанный договор с органом местного самоуправления, предусмотренных таким договором обязательств.

3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:

1) в период полевых сельскохозяйственных работ;

2) в иных установленных федеральными законами случаях.

Комментарии к ст. 46 ЗК РФ

1. Аренда земельного участка представляет собой договор, и потому на нее распространяются общие правила прекращения договора аренды, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Договор аренды по общему правилу заключается на определенный срок и соответственно прекращается по истечении этого срока. При этом, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Если же срок аренды в договоре не определен, то согласно ст. 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 3 месяца (законом или договором может быть установлен иной срок для такого предупреждения).

Как известно, для отдельных видов аренды законом устанавливаются максимальные (предельные) сроки договора: например, в соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельный участок может быть передан для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ в аренду на срок не более одного года. В таких случаях договор аренды прекращается по истечении этого предельного срока.

Переход права собственности на сданный в аренду земельный участок к другому лицу не служит основанием для изменения или расторжения договора аренды (п. 1 ст. 617 ГК РФ). Однако договор аренды земельного участка прекращается в случае смерти гражданина, арендующего этот участок, если по закону или договору права по договору аренды не могут перейти к наследнику.

Договор аренды земельного участка может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон (если иное не предусмотрено законом или договором). Досрочное же расторжение договора по инициативе одной из сторон осуществляется только по решению суда в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. ст. 619 и 620), либо непосредственно договором аренды.

По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

существенно ухудшает имущество;

более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

При этом арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Что касается обязанностей по капитальному ремонту арендуемого имущества, о которых говорится в ГК РФ, то им, как представляется, в земельных правоотношениях соответствует обязанность проведения мероприятий по улучшению качества земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. По договору аренды, а также в силу закона или иного правового акта она может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя. Если такая обязанность возложена на арендатора, а он в установленные договором аренды сроки (а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки) указанных мероприятий не проводит, арендодатель вправе ставить вопрос о досрочном расторжении договора. Если же эта обязанность договором возложена на арендодателя, то неисполнение ее является основанием для арендатора потребовать досрочного расторжения договора.

Кроме того, по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут в случаях, когда:

арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования.

Примером того, что земельный участок имеет недостатки, которые не могли быть обнаружены при заключении договора, является ежегодное затопление его по время паводка; а непригодным для использования земельный участок сельскохозяйственного назначения может стать, например, в результате техногенной катастрофы, радиоактивного загрязнения.

Как уже отмечалось, договором аренды конкретного земельного участка могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора, причем эти основания могут быть и не связаны с какими-либо нарушениями со стороны арендатора или арендодателя .

См., напр.: п. 25 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 3.

2. Земельный кодекс предусматривает дополнительно возможность прекращения аренды земельного участка по инициативе арендодателя в основном по тем же основаниям, что и принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования (см. комментарий к ст. 45), кроме тех нарушений, которые в принципе не могут быть совершены арендатором: невнесения земельного налога (его уплачивает арендодатель), нарушения установленного режима использования земель с особыми условиями использования (за соблюдение этого режима несет ответственность арендодатель, он обязан внести особые условия в договор об аренде земельного участка).

В комментарии к предыдущей статье упоминалось о том, что с внесением Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ изменений в ЗК РФ перечень оснований прекращения отдельных прав на земельные участки перестал быть исчерпывающим, и это касается также оснований прекращения аренды. В частности, в соответствии со ст. 3.2 Закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий), если в границы населенных пунктов включены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности, предоставлены на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, аренда таких земельных участков может быть прекращена по инициативе этих органов в порядке, предусмотренном ЗК РФ, независимо от оснований, содержащихся в п. 2 ст. 46 ЗК РФ. В этом случае органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых в соответствии принудительно прекращены, обязаны предоставить им в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования.

Как и любой договор, договор аренды земельного участка может быть расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств в порядке ст. 451 ГК РФ. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию одной из сторон при наличии одновременно условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.

Полагаем, что по данным основаниям, в частности, могут быть расторгнуты договоры аренды земельных долей, если стороны не пришли к согласию по поводу их переоформления. Дело в том, что до принятия Федерального закона об обороте сельхозземель допускалась аренда не только земельных участков, но и земельных долей. Упомянутый Закон установил, что в аренду могут быть переданы только прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и находящиеся в долевой собственности. Эта норма соответствует ст. 607 ГК РФ, согласно которой в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, а также иные непотребляемые вещи. В силу ст. 16 Федерального закона об обороте сельхозземель договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу данного Закона, должны быть приведены в соответствие с правилами ГК РФ и указанного Закона в течение шести лет со дня вступления его в силу, т.е. до 24 января 2011 г. К договорам аренды земельных долей, которые в течение этого срока не будут приведены в соответствие с законодательством, будут применяться правила договоров доверительного управления имуществом.

Привести в соответствие с нормами названных Законов проще договоры, по которым в аренду передавались целиком земельные массивы, находящиеся в общей собственности. Теперь такие договоры будут называться договорами аренды земельных участков, находящихся в общей собственности. Единственная особенность в порядке их заключения по сравнению с иными договорами аренды земли установлена в п. 2 ст. 9 Федерального закона об обороте сельхозземель: договор аренды находящегося в общей собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен не только со всеми собственниками, но и с одним из них, действующим на основании доверенности, выданной ему остальными участниками долевой собственности. Такой порядок в условиях многочисленности собственников земельных долей часто является единственно возможным.

Если речь идет о заключенном договоре аренды отдельной земельной доли, то для приведения его в соответствие с действующим законодательством необходимо провести процедуру выделения в натуре земельного участка, соответствующего земельной доле, с соблюдением всех установленных законом процедур, и затем оформить обычный договор аренды земельного участка.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи предусмотрено запрещение прекращения аренды земельного участка в период сельскохозяйственных работ, но только для одного случая: прекращения аренды из-за такого использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Это связано с тем, что в других случаях, о которых идет речь в п. 2 данной статьи, либо имеют место государственные интересы, которые требуют незамедлительного изъятия участка (подп. 5, 6), либо участок не используется для сельскохозяйственного производства (подп. 1, 4), либо в результате совершенного правонарушения становится опасным использовать участок в сельскохозяйственных целях (подп. 3).


Данное дело схоже с вот этим делом, но со своими особенностями.

Итак, Ленинградская область, 2015 год.

20.11.2015 г. между моим Доверителем и администрацией района на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта (акт выбора) заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым Доверителю был предоставлен земельный участок в целях проведения инженерных изысканий и архитектурно –строительного проектирования в целях строительства дошкольного образовательного центра развития ребенка со сроком аренды с 01.06.2015 г. по 30.04.2016 г.

После проведения инженерных изысканий и архитектурно –строительного проектирования, а также соблюдения необходимых регламентных процедур постановлением администрации от 12.08.2016 г. №1895, он был предоставлен Обществу для строительства сроком на 11 месяцев, с рекомендацией привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

В конце 2017 года вид разрешенного использования земельного участка был приведен в соответствии с классификатором и 06.02.2018 г. Доверитель обратился в администрацию с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка.

Но увы, планам Общества не суждено было сбыться, поскольку у чиновников, не взирая на ранее принятые свои же решения, на него появилось свое видение.

Не желая терять вложенные в этот проект силы и средства, Общество принимает решение бороться за землю.

В ответ было направлено более расширенное заявление, на которое уже и был получен спорный отказ, впоследствии обжалованный в Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В чем особенность данного дела?

В частности, в Земельный кодекс была введена статья 39.6 устанавливающие случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов, а некоторые статьи утратили силу.

Поэтому, формально отказ чиновников был мотивирован тем, что по нормам Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающим предоставление земельного участка в аренду, действующим после 01.03.2015 г.

Общество обратившись в 2019 г. не имеет право на предоставление земельного участка в аренду без торгов, а постановление от 12.08.2016 №1895 не было реализовано до 01.03.2018, договор аренды не заключен, поэтому правовые основания для заключения договора аренды земельного участка в настоящее время отсутствуют.

Действительно, обращаясь в 2019 году с заявлением о заключении договора аренды без торгов заявитель должен указать основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных Земельным кодексом РФ, которых у Доверителя не было.

Такой формальный подход действительно присутствует и в судебной практике, однако при рассмотрении данного дела его необходимо было полностью исключить.

Кратко, наша позиция заключалась в следующем:

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31, 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, без проведения торгов было принято ответчиком до 01.03.2018.

На основании указанных обстоятельств право на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов возникло в переходный период на основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

И как итог, суд согласился с нашими доводами, полностью отразив их в своем решение, таким образом требования Доверителя были удовлетворены.

Однако, в данном деле рано ставить точку, поскольку в последний день срока на обжалование, ответчиком была подана апелляционная жалоба, да и по таким делам конечным результатом является наличие заключенного договора аренды, полностью устраивающего Доверителя, а это уже совсем другая история….

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Читайте также: