7 в протестантской этике собственность рассматривается как

Обновлено: 28.04.2024

Протестантская этика и дух капитализма ( нем . Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus ) - книга, написанная Максом Вебером , немецким социологом , экономистом и политиком. Первоначальный текст на немецком языке, начатый как серия эссе, был составлен в 1904 и 1905 годах и впервые переведен на английский язык американским социологом Талкоттом Парсонсом в 1930 году. Он считается основополагающим текстом в экономической социологии и важным вкладом в социологию. думал в общем.

В книге Вебер писал, что капитализм в Северной Европе развился, когда протестантская (особенно кальвинистская ) этика повлияла на большое количество людей, которые стали работать в светском мире, развивать свои собственные предприятия, заниматься торговлей и накоплением богатства для инвестиций. Другими словами, протестантская трудовая этика была важной силой незапланированного и нескоординированного появления современного капитализма . В своей книге, помимо кальвинистов, Вебер также обсуждает лютеран (особенно пиетистов , но также отмечает различия между традиционными лютеранами и кальвинистами), методистами , баптистами , квакерами и моравианами (в частности, имея в виду общину Хернхута при графе фон Зинцендорфе ). духовное руководство).

СОДЕРЖАНИЕ

Резюме

Базовые концепты

Вебер утверждает, что религиозная преданность обычно сопровождается отказом от мирских дел, включая погоню за богатством и имуществом. Чтобы проиллюстрировать свою теорию, Вебер цитирует этические труды Бенджамина Франклина :

Помните, что время - деньги . Тот, кто может заработать десять шиллингов в день своим трудом и уезжает за границу или сидит без дела половину этого дня, хотя он тратит всего шесть пенсов во время развлечения или праздности, не должен считать это единственными расходами; он действительно потратил или, вернее, выбросил еще пять шиллингов. [. ] Помните, что деньги - это плодовитая, производящая природа . Деньги могут порождать деньги, их потомство - больше, и так далее. Пять шиллингов перевернуты - шесть, перевернуты - семь и три пенса и так далее, пока не станет сто фунтов. Чем больше его, тем больше он производит на каждом обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает племенную свиноматку, истребляет все ее потомство до тысячного поколения. Тот, кто убивает корону, уничтожает все, что она могла произвести, даже десятки фунтов.

Вебер отмечает, что это не философия простой жадности, а утверждение, отягощенное моральным языком. Действительно, Франклин утверждает, что Бог открыл ему полезность добродетели.

Чтобы подчеркнуть трудовую этику протестантизма по сравнению с католиками, он отмечает общую проблему, с которой промышленники сталкиваются при найме докапиталистических рабочих: сельскохозяйственные предприниматели будут пытаться поощрять время, потраченное на сбор урожая, предлагая более высокую заработную плату, ожидая, что рабочие будут видеть время, потраченное на работу, как более ценный и, следовательно, более продолжительный. Однако в докапиталистических обществах это часто приводит к тому, что рабочие тратят меньше времени на сбор урожая. Рабочие считают, что они могут зарабатывать столько же, тратя меньше времени на работу и больше отдыхая. Он также отмечает, что общества, в которых больше протестантов, - это общества с более развитой капиталистической экономикой.

Вебер указывает, что такой дух не ограничивается западной культурой, если рассматривать его как отношение отдельных людей , но что такие люди - героические предприниматели, как он их называет - не могут сами по себе установить новый экономический порядок (капитализм). Далее он отметил, что дух капитализма можно отделить от религии и что эти страстные капиталисты его эпохи были либо страстно настроены против церкви, либо, по крайней мере, безразличны к ней. Стремление к прибыли с минимальными усилиями и видение работы как бремени, которого следует избегать, и выполнение лишь того, что было достаточно для скромной жизни, были обычным подходом. Как он писал в своих эссе:

Для того, чтобы образ жизни, хорошо адаптированный к особенностям капитализма . мог доминировать над другими, он должен был зародиться где-то, и не только у отдельных людей, но как образ жизни, общий для целых групп людей.

Вебер показывает, что определенные ветви протестантизма поддерживали мирскую деятельность, направленную на получение экономической выгоды, считая ее наделенной моральным и духовным значением. Это признание не было самоцелью; скорее они были побочным продуктом других доктрин веры, которые поощряли планирование, упорный труд и самоотречение в погоне за мирскими богатствами.

Истоки протестантской трудовой этики

Однако Вебер видел воплощение протестантской этики не в лютеранстве , которое было слишком озабочено восприятием божественного духа в душе, а в кальвинистских формах христианства. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в пиетизме . В баптистах разводили понятие вызывающего по отношению к кальвинистам, но и другие аспекты сделали его прихожанин плодородной почвы для развития капитализма, а именно, отсутствие парализует аскетизм, отказ принять государственную должность и тем самым развивать ООН политически, и доктрина контроль совести, вызвавший строгую честность.

То, что Вебер аргументировал простыми словами:

  • Согласно новым протестантским религиям, человек был религиозно вынужден следовать светскому призванию (нем. Beruf ) с максимально возможным рвением. У человека, живущего согласно этому мировоззрению, больше шансов копить деньги.
  • Новые религии (в частности, кальвинизм и другие более суровые протестантские секты) фактически запрещали расточительное использование кровно заработанных денег и считали покупку предметов роскоши грехом . Пожертвования отдельной церкви или общине были ограничены из-за неприятия икон некоторыми протестантскими сектами . Наконец, пожертвование денег бедным или на благотворительность обычно не одобрялось, поскольку считалось, что это способствует нищете. Это социальное состояние воспринималось как лень, обременяющая их ближнего и оскорбляющая Бога; не работая, человек не смог прославить Бога.

Вебер утверждал, что способ решения этой дилеммы - это вложение этих денег, что дало мощный толчок зарождающемуся капитализму .

Протестантская трудовая этика во времена Вебера

К тому времени, когда Вебер написал свое эссе, он считал, что религиозные основы протестантской этики в значительной степени ушли из общества. Он цитировал сочинения Бенджамина Франклина , в которых подчеркивалась бережливость, трудолюбие и бережливость, но в основном они не содержали духовного содержания. Вебер также приписывал успех массового производства отчасти протестантской этике. Только после того, как к дорогим предметам роскоши отказались, люди могли принимать унифицированные продукты, такие как одежда и мебель, которые предлагала индустриализация.

В своем заключении к книге Вебер посетовал на то, что потеря религиозной поддержки духа капитализма привела к своего рода невольному рабству перед механизированной промышленностью.

Вебер утверждал, что, хотя пуританские религиозные идеи значительно повлияли на развитие экономических систем в Европе и Соединенных Штатах, есть и другие факторы. Они включали более тесную взаимосвязь между математикой и наблюдением , повышение ценности научных знаний, рациональную систематизацию государственного управления и рост числа предпринимателей. В конце концов, исследование протестантской этики, по словам Вебера, исследовало часть непривязанности к магии , того разочарования в мире, которое можно было рассматривать как уникальную характеристику западной культуры .

Выводы

В заключительных примечаниях Вебер заявляет, что он отказался от исследований протестантизма, потому что его коллега Эрнст Трельч , профессиональный богослов , начал работу над Социальными учениями христианских церквей и сект . Другой причиной решения Вебера было то, что работа Трельча уже достигла того, чего он желал в этой области, которая закладывает основу для сравнительного анализа религии и общества. В своих исследованиях Вебер вышел за рамки протестантизма, но продолжит исследования социологии религии в своих более поздних работах (изучение иудаизма и религий Китая и Индии ).

Прием

Оглавление

Оглавление из издания Скрибнера 1958 года с заголовками разделов, добавленными Талкоттом Парсонсом:

  • Часть 1. ПроблемаI. Религиозная принадлежность и социальное расслоение II. Дух капитализма III. Концепция призвания Лютера. Задача расследования.
  • Часть 2. Практическая этика аскетических ветвей протестантизма.IV. Религиозные основы мирского аскетизма А. Кальвинизм Предопределение; Устранение магии; Рационализация мира; Уверенность в спасении; Лютеранство против кальвинизма; Католицизм против кальвинизма; Монашество против пуританства; Методическая этика; Идея доказательства. Б. Пиетизм Эмоциональность; Спенер; Francke; Зинцендорф; Немецкий пиетизм. С. Методизм D. Секты крещения Баптист и квакер; Принцип секты; Внутренний мирской аскетизм; Трансформация мира.
  • V. Аскетизм и дух капитализма Ричард Бакстер; Смысл работы; Обоснование прибыли; Еврейский против пуританского капитализма; Пуританство и культура; Сбережения и капитал; Парадокс аскетизма и богатства; Служение обоим мирам; Гражданская капиталистическая этика; Железная клетка капитализма.

Критика

Методология

Каузальное утверждение Вебера о том, что протестантская этика привела к капитализму, подвергалось критике за проблемы эндогенности и проблемы отбора случаев . Возможно, что вместо протестантизма, ведущего к капитализму, люди и сообщества, которые были более склонны к капитализму, также с большей вероятностью приняли протестантизм.

Экономическая критика

В статье, опубликованной 10 ноября 2009 года, экономист из Гарварда Давид Кантони проверил протестантскую гипотезу Вебера, используя данные о населении и экономическом росте в Германии во втором тысячелетии в качестве набора данных, с отрицательными результатами. Кантони пишет:

Используя данные о населении в наборе данных, включающем 276 городов за 1300–1900 годы, я не обнаружил влияния протестантизма на экономический рост. Вывод устойчив к включению различных элементов управления и, по-видимому, не зависит от выбранных данных или небольшого размера выборки. Кроме того, протестантизм не действует при взаимодействии с другими вероятными детерминантами экономического развития. Я также анализирую эндогенность религиозного выбора; Инструментальные переменные оценки эффектов протестантизма аналогичны результатам МНК.

Другие недавние исследования продолжают находить действенные эффекты протестантской этики как в исторических, так и в современных моделях развития.

Дадли и Блюм пишут:

Ревизионистская критика

Глядя на историю развития экономической мысли, Робертсон показывает, что Адам Смит и Дэвид Рикардо не основали экономическую науку de novo . Фактически, либеральная экономическая теория была разработана французскими и итальянскими католиками, находившимися под влиянием схоластов . Британская экономическая мысль была скорее шагом назад, поскольку она поддерживала трудовую теорию стоимости , ошибочность которой уже была доказана Саламанкской школой .

Другая критика

Известный французский историк Фернан Бродель , считающийся одним из величайших историков современности, резко критиковал теорию Вебера, отмечая ее необоснованность и достоверность, заявляя:

Все историки выступили против этой шаткой теории, хотя им не удалось избавиться от нее раз и навсегда. Однако это явно ложь. Северные страны заняли место, которое раньше так долго и блестяще занимали старые капиталистические центры Средиземноморья. Они ничего не изобрели ни в технологиях, ни в управлении бизнесом. Амстердам скопировал Венецию, как Лондон впоследствии скопирует Амстердам, и как Нью-Йорк однажды скопирует Лондон.

Служба поддержки

Читайте также: